Программа по использованию дидактических игр в коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Оценка 5

Программа по использованию дидактических игр в коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Оценка 5
Игры +1
docx
дефектология
Детсад
13.02.2018
Программа по использованию дидактических игр в коррекции мелкой моторики  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Календарно-тематическое планирование для развития мелкой моторики детей с ОНР 3 уровня
24 занятия.docx

Содержание программы

Занятие №1

Тема: «Звери»

Задачи:

1.Развитие точных движений рук, стимуляция нервных окончаний пальцев рук.

2.Выработка навыков релаксации.

Оборудование: шарик-массажёр.

Ход занятия:

1.Вводная часть: упражнения 

·         «Лимон».

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  
Чувствую, что круглый он. 
Я его слегка сжимаю –  
Сок лимонный выжимаю. 
Все в порядке, сок готов.  
Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
Выполнить это же упражнение левой рукой

·         «Пунктиры» Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Тоже на другой руке.

·         «Пила» Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

 2.Основная часть: Сказка про «Ежа»

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). 
 Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку  и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно),  вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по      безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями),
посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику),  вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). 
Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). 
Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку. 
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза. Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.  Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный),  нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный),  нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик).  Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

 

3.Заключительная часть: Игра-самомассаж: «Про зверят»

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках,

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках,

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках,

А у зебры есть полоски, полоски, полоски, полосочки везде.

А у зебры есть полоски, полоски, полоски, полосочки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

 

Занятие №2

Тема: «Животные»

Задачи:

1.Укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации.

2. Учить концентрировать внимание на одном виде деятельности.

3.Выработка навыков релаксации.

Оборудование: массажный мяч, картинки.

Ход занятия:

1.Вводная часть: упражнение

·         «Любопытная Варвара».

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
 А потом опять вперед – тут немного отдохнет. 
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
 Возвращается обратно – расслабление приятно! 
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
 Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

2. Основная часть: самомассаж пальцев и кистей рук с использованием массажного мяча.

·         Упражнения:

1.      «Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки.

2.      «Козлята»- то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук

3.      «Курочка пьет воду»- локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.                                                                                             

4.       «Кошка». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний и безымянный пальцы плотно прижаты большим к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — ушки шевелятся.

5.      Потешка «Белка» (сначала руки в кулаке, затем разжимание пальцев сначала на одной руке, потом на другой, обе)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

3. Заключительная часть: упражнение «Птички».

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 

Занятие № 3

Тема: «Насекомые»

Задачи:

1.Развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации.

2. Выработка навыков релаксации.

Оборудование: массажный мяч, картинки, магнитофон.

Ход занятия:

1.Вводная часть: упражнение

·         «Вибрация»

 Какой сегодня чудный день! 

 Прогоним мы тоску и лень. 

 Руками потрясли.

 Вот мы здоровы и бодры.

 2. Основная часть: вспомнить предыдущие упражнения (см. занятие №2)

·         Упражнения:

1.      «Осы» Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по кругу. 

2.      «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

3.      «Цветок» (то же, но пальцы разъединены)

4.      «Птенцы» Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук меняется.

5.      Потешка «Осы»

 Осы любят сладкое,

 К сладкому летят.

 И укусят осы,

 Если захотят. (Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны).

3. Заключительная часть: упражнение “Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: 

Я на солнышке лежу,

 Но на солнце не гляжу. 

 Глазки закрываем, глазки отдыхают. 

 Солнце гладит наши лица, 

 Пусть нам сон хороший снится. 

 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! 

 Прогуляться вышел гром. 

 Гремит гром, как барабан.

 

Занятие № 4

Тема: «Мебель»

Задачи:

1.Развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации.

2. Выработка навыков релаксации.

Оборудование: массажный мяч, картинки, магнитафон.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Удерживать грецкие орехи между пальцами, катать их между ладонями, выполнять круговые движения по столу, придерживая их ладонью.

Научусь я  два ореха.

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет.

Буквы ровные писать.

2. Основная часть:

·         Упражнения: вспомнить предыдущие упражнения (см. занятие № 3)

1.      «Стул»

  Ножки, спинка и сиденье –

  Вот вам стул на удивленье. (Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак (большим пальцем к себе).

2.      «Стол»

  У стола четыре ножки,

  Сверху крышка, как ладошка. (Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правой руки).

3.      «Указатель»

 Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется.

4.      «Крыша у дома» - ладони обращены друг к другу. Соединять под углом пальцы правой и левой руки

5.      Потешка «Этот пальчик».

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

3. Заключительная часть: упражнение  «Замок»

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали,

И открыли!   

(Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы сцеплены в замок.

Руки тянутся в разные стороны. Движение сцепленными пальцами. Ладони стучат друг о друга. Пальцы расцепляются, ладони в сторону)

Занятие  № 5

Тема: «Весна»

Задачи:

1.Учить составлять бусы из старых крупных и мелких бусинок.

2.Учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя.

3.Развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности.

4.Воспитывать усидчивость.

Оборудование: массажный коврик, счетные палочки, пластмассовая коробка для хранения бусинок; бусинки; леска, на одном конце которой привязан ограничитель.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж с использованием массажного коврика.

·         Пальчиковая гимнастика «Весна»

От сосулек звон, звон!         Хлопки на каждое слово,

Просыпайся клен, клен!      кисти рук опускаются вверх, вниз, потирать одной ладошкой другую,

Растопился снег, снег –       Волнообразные движения руками.

Ручейки в бег, в бег…         Топать ногами.

Гром шагает: топ, топ…      Хлопки на каждое слово.

Почки слышно: хлоп, хлоп…         Хлопки на каждое слово,

2. Основная часть: Дидактическая игра "Собери бусы".

Инструкция: В данной игре детям предлагались бусинки от старых бус, которые лежат в коробке, толстая леска для нанизывания бусинок.

Детям предлагались для рассматривания готовые нитки бус, разной длины, разные размеры бусинок на бусах, из различного материала (пластмассовые, деревянные). Показывалось, как удобнее держать леску, чтобы нанизывать бусинки. Особое внимание обращалось на посадку детей: как стоит стульчик, как следует держать спину, где удобнее поставить коробочку с бусами. Отмечалось, что в руку надо брать только одну бусинку и называть тот цвет бусинки, который берешь в руку. Когда дети освоили технику нанизывания бусинок на леску, задание усложнялось.

3. Заключительная часть: упражнение на релаксацию «Солнечные лучики»

Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.

 

Занятие № 6

Тема: «Море»

Задачи:

1. Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие,

2.Формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес;        3.Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Материал: палочки, закрытая коробка, а внутри неё различные предметы (футляры от шоколадных яиц, катушки, нитки, пуговицы, шарики, кусочки меха, шишки, пластмассовые игрушки, кусочки ваты).

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж пальцев и кистей рук с использованием  бельевых прищепок.

·         Пальчиковая игра «Щука»

Щука хищная, зубастая,                    Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.

Для лещей, плотвы опасная.           «Щука» щелкает «зубами»-пальцами.

Ищет, чем бы поживиться?               Две ладони сложить «лодочкой», руками совершать         движения, напоминающие движения рыб в воде.

Кто-то там в воде резвится.               Помахать кистями рук, как хвостом.

Чей-то рядом хвост мелькает.        «Пасть» щуки захлопывается.

Хвать! Тут щука не зевает!                Указательным пальцем изобразить «крючок».

Но попалась на крючок.                    Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку».

 

2. Основная часть: Дидактическая игра «Сухой бассейн»

Ребёнок просовывал руку в отверстие в коробке и на ощупь искал какой-либо предмет, или описывал предмет, захваченный рукой. Малыш мог просто перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы, стараясь описать их отличительные черты и свойства. Также ребёнку предлагалось сравнить два объекта в коробке, или описать захваченный предмет, а другие ребята должны были попытаться по описанию отгадать, какой предмет загадан.

3. Заключительная часть: упражнение «Вода».

«Мы вышли к сказочному озеру. И в сказке, и в жизни вода тоже бывает разная. Бывает она теплая и холодная, прозрачная и мутная... Сейчас вдруг пошел дождь. Это сказочный дождь, он дает силу и смывает усталость. А теперь мы с разбегу бросаемся в озеро. Ныряем под воду. Брызгаемся. А сейчас мы выходим из озера и подходим к роднику. И умываемся чистой водой из родника. Но вот озеро превращается в волшебную бурную реку. И мы переплываем через нее».

 

Занятие №7

Тема: “Морские обитатели”

Задачи:

1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания.

2.Различать бусинки по форме и цвету.

Оборудование: бусинки разных размеров в завинчивающейся баночке с узким горлышком; коробочка с ячейками; пинцет.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием карандашей.

·         Упражнения:

1.«Пароход» Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх — труба парохода.

2.«Дельфин» И.п. – правая рука согнута в локте, кисть на уровне тела. 1 – «дельфин» ныряет в «воду»; волнообразное движение правой руки вперед, начиная с кончиков пальцев;

2 – и. п.

3 – тоже – левой рукой;

4 – и. п.

3. «Краб» Ладони направлены вниз, пальцы переплетены внутрь, большие пальцы направлены к себе.«Краб» движется по столу влево-вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки — остальных пальцев правой руки — большого пальца левой руки — остальных пальцев левой руки.

4. «Крокодил» Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы вытянуты вперед, большой палец прижимается к ним снизу — пасть. Движения производятся вытянутыми пальцами — крокодил «кушает».

5. «Лягушка» Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони, большой палец приложен к ним горизонтально. Движения производятся указательным пальцем и мизинцем — лягушка спит — проснулась.

2. Основная часть: Дидактическая игра: "Сложи жемчужины"

-Представьте, что вы аквалангисты. Вы ищите жемчужины на дне моря. Вам нужно взять жемчужину со дна моря и положить её к себе в сундук. (Детям показывается процесс, как можно достать бусинку из баночки пинцетом, отмечалось, что пинцет необходимо брать за середину, захватывать бусинку и зажимать пинцет так, что бусинка не выпала, но если сильно нажать пинцет, то бусинка всё равно выпадет. Необходимо регулировать силу нажима на пинцет).

- Когда жемчужина будет в пинцете, её надо перенести в сундук. Разложить только большие жемчужинки.

3. Заключительная часть: упражнение «Поплавок»

«Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане...

У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел...

Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны...

Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность...

Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания...

Ощутите движение волны... тепло солнца... капли дождя... подушку моря под вами, поддерживающую вас...

Послушайте, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане...»

 

Занятие №8

Тема:  «В лесу»

Задачи:

1.Учить детей прикреплять прищепки к фигурам.

2. Укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации.

Оборудование: жёлтый круг, фигура ежика; прищепки.

Ход занятия:

 1.Вводная часть:

·         Самомассаж пальцев и кистей рук с использованием  шишек.

·         Пальчиковая игра: «Алые цветы»

Наши алые цветки    Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивая кистями рук вправо-влево.

Распускают лепестки,         

Ветерок чуть дышит,          

Лепестки колышет.  Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед-назад.

Головой качают,      

тихо засыпают.        

 2.Основная часть: Дидактическая игра "Ёжик и солнышко".

 В этой игре необходимо было прикрепить к "солнышку" и "ёжику" прищепки.

Игровая ситуация:

1. Налетела тучка и закрыла солнышко, растеряло солнышко все свои лучики. Надо было помочь солнышку прикрепить лучики.

2. Вспомнить произведение К. И Чуковского "Краденое солнце", как крокодил солнце проглотил, чтобы не было грустно зверюшкам, сделали солнышко.

3. Ежику нужны иголки, а без иголок ёжик, похож на мышонка. Загадывалась загадка про ёжика.

Ребята надо взять прищепку за "ушки" большим и указательным пальцем, и нажить на ушки пальцами и прикрепить на солнышко и на ёжика открытым "ртом" прищепки. Лучи у солнца распределяются по всему кругу. Иголки у ёжика по всей спине.

3. Заключительная часть: упражнение «Сказочный воздух». Воздух наполнен разными запахами. Принюхайтесь - чем пахнет в волшебном лесу? Сказочный воздух бывает разным. Сейчас он теплый... даже горячий. А вдруг подул холодный колючий ветер, и нам стало холодно. Снова выглянуло солнышко, и мы загораем, а легкий ветерок обдувает нас. Теперь мы сами превращаемся в ветер. Он кружится над волшебным лесом. Мы превращаемся в сильный ветер, настоящий ураган... Вдруг ураган стихает, и мы превращаемся в легкий теплый нежный ветерок».

 

Занятие № 9

Тема:  «Детский сад »

Задачи:

1.Укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации. 2.Формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие), карандаши.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж с использованием шестигранного карандаша.

·         Упражнения:

·         Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь - вместе).

Ладошка кулачок ребро (на счет «раз, два, три»).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и.т.д.)

Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу)

Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

·         Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

 

Были маленькие мы,

Стали вдруг большими,

Шалунишки, шалуны,

А дружные какие

Пальцы согнуты, прижаты к ладони.

Растопырить пальцы.

Движение «фонарики».

Ладони в замок, сжаты.

2.Основная часть: Дидактическая игра «Крупинки-придумки»

Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем рис (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.

-Ребята, вы можете придумать узор или картинку и выложить её с помощью крупинок.

3. Заключительная часть: упражнение “Пара” 

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

 

Занятие № 10

Тема:  «Одежда»

Задачи:

1.Укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации.

2. Воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Оборудование: тренировочный станок для завязывания узлов, который состоит из 2 соединяющихся рамок с прутом в каждой из них (см. рис.). Рамки можно сделать из тонких дюралевых уголков сечением 15x15 мм или из деревянных реек. В поперечных перекладинах просверлено по 14 отверстий (для нашего случая) для закрепления отрезков шнура. Наиболее подходит плетеный шнур 5-6 мм толщиной. Длину шнура определяют по месторасположению.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием грецких орехов.

2.Основная часть: дидактическая игра «Узелки» (по пособию Марии Монтессори, усовершенствованные М.А. Гершензоном и Б.П. Никитиным)

В верхней рамке предложены образцы узлов, которые расположены по мере возрастания сложности, а в нижней рамке расположены отрезки шнура, чтобы можно было сделать копии верхних узлов.

1-й  вариант: предложите ребенку, глядя на образцы, попробовать завязать все 14 узлов.

2-й  вариант: кто быстрее завяжет узел? Из перечня выбирается узел, который будет предложен для завязывания на время. Сначала предлагается самый простой узел, а в дальнейшем задания усложняются. Для наглядности можно вести турнирную таблицу, где ребенок сам будет отмечать победителей.

3-й вариант: предложите малышу придумать новые узлы и научить вас их завязывать.

Практическое применение данной игры состоит в том, что она представляет собой своеобразную гимнастику для ума, дающую мощный стимул для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

3. Заключительная часть: упражнение «Пылинки и пылесос»

Дети свободно перемещаются по залу, превратившись в «пылинки». Как только ведущий сказал: «Начинает работать пылесос», все пылинки должны затаиться на полу, то есть лечь и не двигаться.

 

Занятие № 11

Тема:  «Грибы»

Задачи:

1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания,  силу и точность выполнения движений.

2. Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).

Ход занятия:

 1.Вводная часть:

·         Самомассаж с использованием массажного коврика.

·         Пальчиковая гимнастика «Про грибы»

В лес с корзинкой я  пойду,           Указательный и средний пальцы «шагают»

Много там грибов найду                Сжимать и разжимать пальцы рук

Позову друзей домой,                    Соединить кончики пальцев обеих рук («крыша»)

Угощу грибной лапшой.                Соединить кисти и округлить («тарелка»)

2.Основная часть: дидактическая игра «Выкладывание по контуру»
Педагог  предлагает выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить её ( грибы-мухомор, белый гриб, лисички).

3. Заключительная часть: упражнение «Белка»

 Представьте себе, что вы – бельчата и с вами играет мама – белка. Она бросает вам грибы. Вы их ловите, но  сильно не сжимаете в лапах и аккуратно кладете их в дупло. Но вот бельчата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – белка снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

 

Занятие № 12

Тема:  «Одежда»

Задачи:

1. Обучение способам переплетения и завязывания шнурков.

2.Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации.

3.Воспитание усидчивости, аккуратности.

Оборудование: картонные листы с пробитыми в них дырками, шнурки, мячи.

Ход занятия:

 1.Вводная часть:

·         Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием массажного мяча.

·         Пальчиковая гимнастика «Шнуровка»

На глазах слезинки -               Поднести руки к глазам (как будто вытираем слезы)

Ведь свои ботинки                  Сжать кулачки, вытянуть руки перед собой.

Шнуровать не может              Вращение кулачками

Маленький Сережа.

Ты не плачь, Сережа,              Грозим пальчиком

Пальчики шнуровка                Растопырить пальцы

Развивает ловко.                      Пошевелить пальчиками.

2.Основная часть: дидактическая игра «Шнуровка»

Педагог уточняет у ребят, в каких случаях человек использует шнурки. Он показывает различные способы шнурования, после того как ребёнок усвоил, он приступает к самостоятельной работе. Ребёнок пропускает шнурок в пробитые отверстия, создавая различные линии. В конце каждой линии ребенок должен завязывать шнурок.

3. Заключительная часть: упражнение « Холодно-жарко»                                                 Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

Занятие № 13

Тема:  «Человек»

Задачи:

1. Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации.

2.Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, человека, пробки или пуговицы,  лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход занятия:

 1.Вводная часть:

·         Самомассаж пальцев и кистей рук с использованием  бельевых прищепок.

·         Упражнения:           

1.      «Ладошка – замри!» (развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы) Вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

2.       «Привет - пока!» (тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно). Дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.

3.      «Путешествие пальцев» (развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания) Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

4.      «Успевай-ка!» (развитие динамической координации, чередование движений рук.

Дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

Например, кулак – кулак – ладонь. Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

5.      «Зайка и зеркало» (совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения) Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

2.Основная часть: Дидактическая игра «Дорисуй картинку с помощью пробок»

Педагог просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

3. Заключительная часть: упражнение  «Осанка»

Хватит спинку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.

 

Занятие № 14

Тема:  «Семья»

Задачи:

1. Учить работать по схеме, составлять узор из банковских резинок.

2. Развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза.

Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием грецких орехов.

·         Упражнения:

1.«Сестренка за роялем». Имитация игры на рояле, гитаре, балалайке, скрипке.

2.«Папа бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.

3.«Дедушка и бинокль». Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного поочередно приставляют к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».

4.«Маленький братик». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.

5.«Бабушка и очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих рук собраны в кольцо и соединены.

·         Пальчиковая гимнастика «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

Раз уселась на скамейке     Левая рука сжата в кулак, ладонь правой лежит сверху – «скамейка».

Наша дружная семейка:            Кисти рук сложить в «замок».

Самой первой села мама,          Поочередно загибать одноименные пальцы на

Рядом – строгий наш отец.        обеих руках одновременно, начиная с

Следом братец и сестрица,        указательных.

Ну, а мне где поместиться?       Покачать мизинцами.

2. Основная часть: Дидактическая игра «Составь узор или картинку из резинок». Детям предлагалось в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. И из этих фигур сделать человечка: маму, бабушку, папу или себя. Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагалось детям выполнить любую фигуру, картину  следили за действиями их рук.

3. Заключительная часть: упражнение  «Я на солнышке лежу»

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

                                     

Занятие № 15

Тема:  « Профессии»

Задачи:

1.Развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук.

2.Развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения.

3.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, формировать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: картинки с изображением профессий, массажный коврик, счетные палочки, тетрадь в клетку, ручки.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Улыбнись быстрее мне,

Улыбнусь и я тебе.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Как прекрасно всё вокруг!

Вам понравится у нас.

Мы приветствуем всех Вас!

·         Самомассаж с использованием массажного коврика.

·         Упражнения:

1.      «Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра

Наш маляр работе рад.       

Правая рука – кисть, пальцы – волоски кисти. Красить вверх-вниз, влево-вправо, по косой правой и левой рукой.

2.      «Дом»

Строим дом, дом большой,

И с крылечком и с трубой.

3.      «Ворота»

Мы ворота открываем,

Мы ворота закрываем,

Никого не пропускаем.

4.      Выкладывание из палочек контура трехэтажного дома.

2.Основная часть: дидактическая игра «Знакомимся с профессиями»

Половинки карточек с изображением предметов, используемых в различных профессиях, поровну раздают игрокам, а элементы карточек с изображением людей различных профессий раскладывают на игровой поверхности картинками вверх.

Ведущий берет любой элемент с игровой поверхности, называет профессию человека, изображенного на элементе, поясняет ее назначение. Например: «Это доктор. Он лечит людей от различных болезней. Ему необходимо как можно быстрее приехать на помощь к больному человеку». Задача игроков — найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки, например «скорую помощь», и объяснить свое решение. Правильность решения проверяется пазловым замком. Если половинка карточки найдена правильно, то собранная карточка остается у игрока. Если допущена ошибка, то один элемент с изображением предмета остается у игрока, а другой Элемент возвращается на игровую поверхность. Ведущий выбирает и показывает следующий элемент. Игра заканчивается, когда на игровой поверхности не останется элементов карточек. Победителя выбирает ведущий. Он оценивает качество ответов и количество ошибок.

Работа с тетрадями в клетку: 

3. Заключительная часть: упражнение “Лентяи”

Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки…, отдыхают ножки… Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

 

Занятие № 16

Тема:  « Инструменты »

Задачи:

1.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, ориентировку на листе и в  пространстве,  быстроту.

2.Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: массажные мячи, счетные палочки, мешочек с инструментами, тетрадь в клетку, картинки, трафареты «Инструменты».

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж пальцев и кистей рук с использованием массажного мяча.

·         Пальчиковая гимнастика «Строим дом»        

Целый день тук, да тук    

Раздается звонкий стук,  

Молоточки стучат  

Строим домик для зайчат,  

Строим домик для бельчат

Этот дом для белочек

Этот дом для зайчиков

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать

Веселиться и плясать                                                                                                                                    

Педагог показывает: руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх - это молоток. В течение всего стишка молоток заколачивает гвозди (движением сверху вниз большим пальцем - сначала прямым, затем согнутым).

2.Основная часть: дидактическая игра: «Собери инструменты»

– выкладывание из счетных палочек орудий труда по образцу.

Игра «Чудесный мешочек»– определение на ощупь частей инструментов, находящихся в мешочке.

Работа в тетрадочке «Помощнице»: Обводка трафаретов инструментов и их закрашивание.

3. Заключительная часть: упражнение  «Буратино»

        Лягте поудобнее. Представьте, то вы деревянные человечки, которые очень устали и хотят отдохнуть. Медленно закройте глаза. Дышите спокойно. Вдох – задержка дыхания (5 с), выдох (5-6 раз); отдыхаем (10с). Настроение прекрасное, все улыбаемся и радость своей улыбки дарим окружающим. Итак, вы деревянные куклы. Выша правая нога поднимается вверх. Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 с. Опускаем вниз, отдыхаем. Поднимаются ваши руки. Держим их 5 се, они прямые и напряженные. Опускаем. Руки упали и отдыхают. Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею. Держим 5 с. Опускаем спокойно голову на пол. Буратино отдыхает. Расслабляется все тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук. Расслаблены руки, ноги, туловище. Напряжение уходит. Дыхание спокойное. Шея расслаблена. Голова лежит неподвижно. Мышцы лица тоже расслаблены. Буратино отдыхает. Сейчас я досчитаю до пяти и Буратино откроем глаза. 1,2, …5. Наступает пробуждение. Все куклы чувствуют себя бодрыми и радостными.

Буратино потянулся,

Буратино улыбнулся,

Он открыл глаза и сел.

Влево-вправо посмотрел,

Ручкой, ножкой повертел.

 

 Занятие № 17

Тема:  « Птицы »

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.

2. Воспитание заботливого отношения к птицам.

3.Выработка навыков релаксации.

Оборудование: магнитные  удочки с картинками, тетрадь в клетку, ручка.

Ход занятия:

1.Вводная часть: Самомассаж пальцев и кистей рук с использованием грецких орехов.

·         Пальчиковая гимнастика «Птички»

 (Первые две строки дети сжимают и разжимают пальцы. Затем поочередно массируют каждый пальчик на обеих руках. На последнюю строчку дети прячут руки за спину)

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это – зяблик,

Это - стриж.

Это – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам.

2.Основная часть: Дидактическая  игра «Покорми утку».

На полу располагаются картинки с изображением корма для животных (крупа, зерно, трава, мясо, молоко и т.п.). На края картинок закрепляются железные скобки, в руках у детей удочки с магнитами. Задача детей поймать нужную картинку и переместить её на стол к своей уточке. Воспитатель помогает снять с удочки картинку, если она подобрана правильно. Игру повторить 2-3 раза.

Работа в тетрадочке «Помощнице»  «Травка для утят».

3. Заключительная часть: упражнение  «Молчок»

Чики-чики, чики-чок,

Где ты дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим,

Помолчим…

Слышишь, добрый старичок?

Ти-ши-на…

Пришел молчок!

Не спугни его смотри –

Ни-че-го не говори, тс-сс…

 

Занятие № 18

Тема:  «  «Лето»

Задачи:

1. Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации.

2. Воспитывать у детей трудолюбие, любовь к природе, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, улитка, стрекоза, жук, бабочка,  вырезанная из картона фигура-шаблон, бархатная бумага.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием шестигранных карандашей.

·         Упражнения:

1. «Ветерок»- кисти опускаются вправо-влево.

2.  «Солнышко»

Солнышко спит        Руки в замок

Солнышко встало     Пальцы в стороны

3. «Сороконожки»

Две сороконожки

Бежали по дорожке

 И друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали   

(Пальцы рук «бегут» по столу. Сцепить пальцы на затылке)

4. «Улитка»

Улитка, Улитка,

Высунь рога, Дам кусок пирога.   

(и. п. – большой палец, безымянный и мизинец сжаты, указательный и средний пальцы – подняты вверх (рога улитки).1 – правая рука изображает улитку, перебирать одновременно двумя пальцами.2 – и. п. Тоже левой рукой по правой)

2.Основная часть: дидактическая игра «Ажурный рисунок»

 Педагог кладет лист с рисунком на сложенную в несколько слоёв бархатную бумагу, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.

 3. Заключительная часть: упражнение «Прогулка на велосипеде»

Утро. Прекрасная солнечная погода.

Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге.

Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают.

 Щебечут птицы. Солнышко пригревает.

Я чувствую его тепло на руках, ногах и шее.

Тепло растекается по всему телу.

Я абсолютно спокоен и уверен в себе.

Все неприятности уходят. Настроение чудесное.

Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим.

Я еду ровно и красиво.

Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали.

Все прекрасно!

 

Занятие № 19

Тема:  «Растения»

Задачи:

1.Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук.

2.Обучение приёму переплетения нитей для успешного усвоения дальнейшей навыков плетения ковриков на круглой и прямоугольной раме.

3.Развитие зрительно – моторной координации.

4.Воспитание усидчивости, аккуратности, точности и привитие бережного отношения к дидактическому пособию.

Оборудование: картонные рамы с продольными, вертикальными и диагональными полосками, тесьма.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж пальцев и кистей рук с использованием  шарика-массажёра

·         Упражнения:

«Цветок» Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.

«Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

«Колокольчик» Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены, средний палец правой руки опущен вниз — язычок колокольчика.

   Пальчиковая гимнастика

«АХ! Какие хризантемы!»

Мы сорвем их без проблемы.

УХ! Охапку мы набрали!

ЭХ! Прихватим и для Вали!

ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало.

Их и раньше было мало.

ОХ! Зачем мы их сгубили?

Ведь не мы же их растили!

Пальцами показать, как «цветок распускается».

Обеими руками срывать воображаемые цветы.

Обеими руками показать «охапку».

Махнуть рукой и «рвать» цветы дальше.

Удивленно пожать плечами, развести руки в стороны.

Прижать к щекам обе руки и горестно

покачать головой.

2.Основная часть: дидактическая игра «Плетение»

Педагог показывает ребятам образцы тканей крупного переплетения нитей. Ребята под лупой или сами рассматривают ткань. Он рассказывает, о том для чего необходимо переплетать нити, и какими свойствами обладают ткани в зависимости от различного переплетения нитей. Показывая на образце, воспитатель уточняет тонкость в переплетении 2-ой нити.

3. Заключительная часть: упражнение  «Загораем»

Педагог (показывает и объясняет). Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим... Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем.

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем...

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки - на колени)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и расслаблены.

 

Занятие № 20

Тема:  «Транспорт»

Задачи:

1.Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации;

2.Воспитание усидчивости, внимания, аккуратности.

Оборудование: карандаши, лист бумаги, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль), мелкие пуговицы.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж с использованием шестигранного карандаша.

·         Упражнения:

«Заводные машинки»

И.п.: сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в «заводные машинки».

В.: воспитатель «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох - и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж!». А большие пальцы начинают кружиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватит дыхания). Та машина, чей завод закончится позже всех, выигрывает.

«Лодочка»

 Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки

(И.п. обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик).

«Бинокль»

Поочередно всеми пальцами образовать букву О. Упражнение выполняется каждой рукой в отдельности и одновременно обеими руками.

 «Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка.

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как «ковшик», а большие пальцы поднять вверх)

2.Основная часть: дидактическая игра «Дорожки»

Педагог предлагает поехать в путешествие на море. Поэтому нам нужно сделать дорогу, по которой мы поедем. Для этого нужно выложить на листе бумаги  извилистые дорожки материалом по выбору.

3. Заключительная часть: упражнение «Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы (выдох). Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

 

Занятие № 21

Тема:  «Овощи»

Задачи:

1.Координировать движения рук ребенка, развивать мелкую моторику,

2.Вызывать желание, интерес у ребенка играть с мелкими предметами.

Оборудование: трафареты, карандаши, набор листов с контурным изображением овощей, шнурки, веревочки, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки).

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж пальцев и кистей рук с использованием  бельевых прищепок.

·         Пальчиковая гимнастика: «Овощи»

У Лариски – 2 редиски,

У Алешки – 2 картошки,

У Сережки – сорванца – 2 зеленых огурца,

А у Вовки – 2 морковки,

Да еще у Петьки – 2 хвостатых редьки.   

(Дети по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого (на одной или обеих руках).

2.Основная часть: дидактическая игра - «Выкладывание по контуру»

Педагог предлагает детям выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала, выложить её.

Дидактическая игра «Соедини по точкам» (Овощи)

3. Заключительная часть: упражнение «Овощи»

Устали овощи, сели отдыхать.                Сели на коврики.

Отдувается капуста: ах-ах-ах!                Обмахивают лицо  ладошками.

Морковка: эх-эх-эх!                                 Хлопают по коленям.

Горох: о-хо-хох!                                       Легко ударяют  пальцами по коленям.

Огурец: ух-ух!                                           Хлопают в ладоши.

 

Занятие № 22

Тема:  «Фрукты »

Задачи: 1. Учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

2.Развивать мелкую моторику, координацию движения.

Оборудование: альбомы, карандаши, трафареты, контурные изображения фруктов, шарики-массажеры.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием шариков.

·         Пальчиковая гимнастика «Яблонька».

У дороги яблонька стоит      Руки сплетены над головой

На ветке яблочко висит         запястья вместе, пальцы закруглены и слегка разведены.

Сильно ветку я потряс           руки сплетены и двигаются вперед и назад.

Вот и яблочко у нас           руки перед собой запястья вместе, пальцы как бы держат яблоко

В сладко яблочко вопьюсь    запястья соединены, руки врозь

Ой какой приятный вкус!      поглаживание по животу с удовольствием.

2.Основная часть: дидактическая  игра «Раскрась правильно».

Педагог  детям предлагает поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Он раздает контурные изображения фруктов, трафареты, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

3. Заключительная часть: упражнение «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю —

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

 

Занятие № 23

Тема:  « Цветы »

Задачи:

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.

2. Знакомить детей с растениями (горох, тыква, кукуруза, подсолнух)

Оборудование:

Ход занятия:

1.Вводная часть:

·         Самомассаж с использованием грецких орехов.

·         Упражнения:

1.«Цветок»

Набухай скорей, бутон

Распусти цветок – пион

(Две ладони соединены, пальцы округлены, слегка разведены)

2. «Алые цветы»

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Головой качают, тихо засыпают.       

(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивая кистями рук вправо-влево.

Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед-назад)

       3.Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,             руки в вертикальном  положении,

                                                                       ладони друг к другу, развести

                                                                       пальцы и слегка округлить их

Утром весенним раскрыл лепестки.          развести пальцы рук

Всем лепесткам красоту и питанье           ритмичное движение пальцами

                                                                       вместе - врозь

дружно дают под землей корешки.           ладони опустить вниз тыльной

                                                                       стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

2.Основная часть: Дидактическая игра «Коробочка с семенами»

 Перед детьми ставится большая чаша с различными семенами, задача детей рассортировать семена по отделениям в коробочке (тыква, подсолнечник, арбуз)

3. Заключительная часть: упражнение «Зернышко»

Посадил каждый свое зернышко.       Сидя на коврах, обхватывают  

Светит теплое солнышко, полил        колени руками, голова опущена.

                                           дождик.                                                                          

 Появились у зернышка корешки.        Вытягивают медленно ноги

                                                                 вперед.

 

Затем появились у зернышка               Руки поднимают вверх, встают

 росточки. И выросли росточки            на   ноги, потягиваются.

вот такие! У кого выше?

                                                               

Занятие № 24

Тема: «Рисование по точкам»

Задачи:

1. Формирование моторики рук, их двигательных функций.

2.Развитие глазомера и координации (глаз – рука), мышления, воображения.

4. Воспитывать аккуратность при выполнении учебных заданий.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Проверка готовности детей к занятию.

Проверьте: на столе должны быть рабочие листы, карандаши.

1.Упражнения  для самомассажа рук.

Сегодня на занятие к нам пришел мальчик. Его зовут Шалунишка. Он очень любит путешествовать. И сегодня он приглашает нас с собой.

Но сначала потренируем свои пальчики.

·         Погладьте левую руку правой рукой от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую.

·         Положите кисти рук на краю стола, проведите ладонями по ребру стола таким образом, чтобы произошло последовательное помассирование всей ладони.

·         Сожмите кисти в кулак, постучите кулаком правой руки по кулаку левой и наоборот.

·         «Пальчики здороваются». Руки согнуты в локтях, локти поставлены на стол, ладони прижаты друг к другу. Не размыкая ладоней, надо поочередно соединить и разъединить одноименные пальцы обеих рук.

А теперь походим по лесенке из цветочков и листочков вместе с Шалунишкой. Ходить нужно указательным и средним пальчиками сначала правой руки, а потом левой.

2.Основная часть: Сообщение темы занятия.

  1. Беседа.

Шалунишка пригласил своего друга в путешествие. Послушайте загадку и вы узнаете, кто он.

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И в работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует…

Правильно, карандаш. Он будет помогать рисовать по точкам красивые рисунки.

            А теперь отправляемся в путь! Мы с нашими друзьями Шалунишкой и карандашом плывем по быстрой реке. А куда впадают все реки? Правильно, в море! Перед нами море знаний. Послушайте его (дети слушают шум моря).

            А вот из воды кто-то вынырнул. Это дельфин. А что вы о них знаете?

Справка:

ДЕЛЬФИНЫ – морские млекопитающие, подотряд зубатых Кито. Длина достигает до 10 м. около 50 видов во всем мире. В морях России 15 видов, промысел на них запрещен. Дельфинов часто содержат в океанариумах (в том числе в дельфинариях). Дельфины способны нырять на значительную глубину.

Дельфины славятся тем, что они не бросают в беде своих больных или находящихся в опасности сородичей. Они поднимают их на поверхность воды и не дают утонуть. Возможно, это инстинктивное поведение объясняет, почем дельфины спасают людей, попавших в море в беду, и выносят их на берег. С древних времен люди, живущие на берегу моря, знают множество таких историй.

 

  1. Игра «Опиши предмет»

Каждый ребенок рассматривает игрушку дельфина (ощущает ее руками) и отвечает на вопрос, какой он.

 

  1. Обведение предметов по контуру. Рисование.

А теперь найдите дельфина на рисунке, обведите его по контуру. А в этом вам поможет Карандаш. Раскрасьте дельфина. Эту работу надо выполнять очень аккуратно, не выходя за контур рисунка.

Молодцы! У каждого из вас появился новый друг.

Шалунишка и Карандаш решили поиграть с дельфином. Друзья бросили ему обруч, и дельфин стал прыгать через него, как настоящий циркач.

Обведи по контуру и покажи красным карандашом, как может прыгать дельфин.

 

  1. Пальчиковая игра «Дождик»

Чтобы в путешествии наши пальчики не уставали, возьмем с собой игру: раскроем левую ладонь, а правой будем отбивать по ней капельки. Ударим указательным пальчиком правой руки по левой ладошке: «Одна!»; указательным и средним пальчиками – «Две!»; указательным, средним и безымянным – «Три»; указательным, средним, безымянным и мизинчиком – «Четыре!»; всеми пальчиками – «Дождь!»; хлопаем в ладоши и топаем ногами – «Гром!».

 

  1. Рисование волнистых линий.

Вдруг небо покрылось тучами, и на море начался шторм. Не отрывая     карандаша от листа, дорисуй волны.

(Дети рисуют под шум прибоя)

Физминутка

Мы дорожки рисовали,

Наши глазоньки устали.

Мы немного отдохнем,

И дальше рисовать начнем.

Погрейте руки, закройте глаза, приложите ладони к глазам. Глаза отдыхают.

                  Над волнами чайки кружат,

                  Полетим над ними дружно.

                  Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями)

                        Мы теперь плывем по морю

                        И резвимся на просторе.

                        Веселее загребай

                        И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками).

 

6.Дорисовывание предметов из геометрических фигур.

Дельфиненок уплыл далеко от своего папы – дельфина и заблудился. Осмотрелся: впереди – море, позади – море, справа – море, слева – море. Куда плыть, не знает. Он прислушался… как вы думаете, ребята, кто ему может помочь?

Кто еще живет в большом море? Правильно, рыбки.

Дорисуйте рыбок из геометрических фигур и они помогут нашему другу найти его папу.

3. Заключительная часть: упражнение «Молчок»

 

Чики-чики, чики-чок,

Где ты дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим,

Помолчим…

Слышишь, добрый старичок?

Ти-ши-на…

Пришел молчок!

Не спугни его смотри –

Ни-че-го не говори, тс-сс…

 

Чему научились на занятии? Что понравилось?

 


 

Содержание программы Занятие №1

Содержание программы Занятие №1

Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями)

Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями)

Козлята» - то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук 2

Козлята» - то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук 2

И укусят осы, Если захотят

И укусят осы, Если захотят

Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка,

Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы

Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы

Развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания

Развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки и глаза, концентрацию зрительного внимания

Занятие №8 Тема: «В лесу»

Занятие №8 Тема: «В лесу»

Упражнения: · Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь - вместе)

Упражнения: · Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь - вместе)

Из перечня выбирается узел, который будет предложен для завязывания на время

Из перечня выбирается узел, который будет предложен для завязывания на время

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием массажного мяча

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием массажного мяча

Зайка и зеркало» (совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения)

Зайка и зеркало» (совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения)

Основная часть: Дидактическая игра «Составь узор или картинку из резинок»

Основная часть: Дидактическая игра «Составь узор или картинку из резинок»

Выкладывание из палочек контура трехэтажного дома

Выкладывание из палочек контура трехэтажного дома

Целый день тук, да тук

Целый день тук, да тук

Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей,

Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей,

Сороконожки» Две сороконожки

Сороконожки» Две сороконожки

Колокольчик» Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены, средний палец правой руки опущен вниз — язычок колокольчика

Колокольчик» Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены, средний палец правой руки опущен вниз — язычок колокольчика

Поочередно всеми пальцами образовать букву

Поочередно всеми пальцами образовать букву

Ход занятия: 1.Вводная часть: ·

Ход занятия: 1.Вводная часть: ·

Утром весенним раскрыл лепестки

Утром весенним раскрыл лепестки

Правильно, карандаш. Он будет помогать рисовать по точкам красивые рисунки

Правильно, карандаш. Он будет помогать рисовать по точкам красивые рисунки

Дети делают плавательные движения руками)

Дети делают плавательные движения руками)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018