Программа по истории 6класс
Оценка 4.8

Программа по истории 6класс

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
история
6 кл
11.03.2018
Программа по истории 6класс
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов. Резервные часы программы 6 класса по истории России выделены на изучение регионального компонента-2часа :21 и 39 уроки, на углубленное изучение темы: Русь Московская в 14-16 веках-2часа -24 и 39 уроки; по всеобщей истории- +1 час на тему Арабы в VI-XI вв и+1 час на итоговое повторение
6 история.docx
Рабочая  программа  базового  курса  по  истории для  6   класса составлена на основе:   Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)   Федерального     государственного     образовательного     стандарта         основного     общего     образования,   утвержденного     приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.18.2.2)   Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31   декабря   2015   года   №1577   «О   внесении   изменений     в     Федеральный государственный  образовательный  стандарт  основного  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г. № 1897»   Санитарно  –  эпидемиологических  требований  к  условиям  и  организации  обучения  в  ОУ (утверждены  постановлением  Главного государственного  санитарного  врача  РФ  от 29.12.2010 г. №189)   Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от  24.11.2015  №  81  «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных организациях»   Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении  федерального  перечня  учебников, рекомендуемых     к     использованию     при     реализации   имеющих     государственную     аккредитацию     образовательных     программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года)   Рабочей  программы  1. Всеобщая история : 5­9­й классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко­Цюпы : пособие  для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2014г                2 .История России:6­9 классы: Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная  школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2016. — 77 с.  — ISBN 9785­09­036087­6. основной  образовательной  программы  основного  общего  образования  МОУ  Никулинской ОШ учебного плана  МОУ Никулинской ОШ                             В целях реализации рабочей программы используются УМК: 1. История   средних   веков:   учебник   для   6   кл.   общеобразовательных   учреждений   /   Е.В.Агибалова,   Г.М.Донской   ,из­во   «Просвещение» 2. 3. 2013г 5.Рабочая тетрадь  к История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской ,из­во «Просвещение» 2017   «История России» учебник для 6 класса  общеобразовательных учреждений , в 2 частях.Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова  из­во «Просвещение»,  2016г       4.Рабочая тетрадь к «История России» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений , в 2 частях.Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и  др. под редакцией А. В. Торкунова  из­во «Просвещение»,  2017г        Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов. Резервные часы программы 6 класса по истории России выделены на изучение регионального компонента­2часа :21 и 39 уроки, на углубленное изучение темы: Русь Московская в 14­16 веках­2часа ­24 и 39 уроки; по всеобщей истории­  +1 час на тему Арабы в VI­XI вв и+1 час на  итоговое повторение.                                                                    Содержание учебного предмета история. История Средних веков (30 часов) Введение   Что   изучает   история   Средних   веков.   Дискуссии   учёных   о   временных   границах   эпохи   Средневековья.   Условность   термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI­XI вв.) Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI—VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом. Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папской области. Возникновение   и   распад   империи   Карла   Великого.   Новый   король   и   династия   Каролингов.   Личность   Карла   Великого.   Карл   и   титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно­военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальная   раздробленность   Западной   Европы   в   IX—   XI   веках.   Феодализм.   Феодальная   лестница.   Франция   в   IX—   XI   вв.   Потеря королевской   властью   значения   центрального   государственного   органа.   Слабость   Каролингов.   Гуго   Капет   —   новый   избранный   король. Владения короля — его домен. Германия в IX—XI вв. Англия в раннее Средневековье. Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей   Древней   Руси.   Объединение   Англии   в   единое   государство.   Королевства   норманнов   в   Скандинавии.   Прекращение   норманнских завоевательных походов. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — единое монархическое государство. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства   в   грамотных   людях.   Основные   типы   школ   Византии:   их   доступность   и   светский   характер.   Развитие   античных   знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово­купольный тип храма — храм Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления   храма:   мозаика,   фрески.   Канон   росписи   помещения   храма.   Появление   и   развитие   иконописи.   Церковь   —   «Библия   для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние. Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго. Тема 3. Арабы в VI—XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов.   Покорение   жителей   большей   части   Пиренейского   полуострова.   Восточный   поход.   Подчинение   Северного   Кавказа.   Арабский халифат   —   государство   между   двух   океанов.   Эмиры   и   система   налогообложения.   Багдадский   халифат   и   Харун   ар­Рашид.   Народное сопротивление   арабскому   владычеству.   Междоусобицы.   Кордовский   эмират.   Распад   халифата.   Культура   стран   халифата.   Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж   образованности   и   знания.   Научные   знания   арабов.   Аль­Бируни.   Ибн   Сина   (Авиценна).   Арабская   поэзия   и   сказки.   Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами. Тема 4. Феодалы и крестьяне Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи. В   рыцарском   замке.   Период   расцвета,   зрелости   Средневековья.   Установление   феодальных   отношений.   Окончательное   оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость  феодала. Рыцарь  — конный  воин в доспехах. Снаряжение  рыцаря. Отличительные  знаки рыцаря. Кодекс  рыцарской  чести — рыцарская культура. Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально­раздробленной   Европе.   Объединения   купцов   —   гильдия,   товарищество.   Оживление   торговых   отношений.   Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования   новой   европейской   культуры   и   взаимодействия   народов.   Университеты   как   явление   городской   среды   и   средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов. Торговля в Средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках.   Усиление   власти   короля.   Церковь   —   крупнейший   землевладелец.   Рост   влияния   церкви   и   её   экономического   и   духовного могущества.   Разделение   церквей.   Ослабление   авторитета   и   власти   папы   римского.   Папа   римский   Григорий   VII.   Двухсотлетняя   борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман. Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовно ­ рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в   Палестине.   Сопротивление   народов   Востока   натиску   крестоносцев.   Объединение   мусульман   перед   угрозой   дальнейших   завоеваний крестоносцев. Салах ад­Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное   Сердце   со   своими   вассалами.   Четвёртый   крестовый   поход:   благочестие   и   коварство.   Разграбление   Константинополя.   Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока. Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян­земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти  короля. Людовик  IX Святой: ограничение  самовластия феодалов  и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское   пленение   пап.   Ослабление   могущества   римского   папы.   Франция   —   централизованное   государство.   Генеральные   штаты   — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое   значение   реформ.   Иоанн   Безземельный   и   Великая   хартия   вольностей   —   конституция   сословно­феодальной   монархии. Парламент — сословное собрание. Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между   Людовиком   XI   и   Карлом   Смелым.   Усиление   власти   французского   короля   в   конце   XV   в.   Завершение   объединения   Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно­монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе. Государства,   оставшиеся   раздробленными:   Германия   и   Италия   в   XII—XV   вв.   Подъём   хозяйства   в   Германии.   Причины   сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности   германских   государств.   Территориальные   потери   и   приобретения   Священной   Римской   империи.   Расцвет   торговли   и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах­государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции. Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения. Завоевание турками­османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого могущества. Соперничество   балканских   государств.   Образование   государства   османов.   Начало   захватнической   политики   Османа   на   Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок­османов в Болгарию.   Потеря   независимости   Болгарии.   Султан   Баязид   Молния:   коварный   замысел.   Мехмед   II   Завоеватель:   трудное   воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками­османами Балканского полуострова. Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия. Средневековая литература. Расширение   границ   мира   средневекового   человека.   Путешествие   Марко   Поло.   Развитие   светской   культуры.   Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы   и   миннезингеры.   Рыцарская   литература.   Обращение   к   легендарному   герою   —   королю   Артуру.   Сказочно­приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери. Средневековое   искусство.   Культура   раннего   Возрождения   в   Италии.   Влияние   церкви   на   развитие   искусства   Западной   Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал   универсального   человека.   Роль   самовоспитания   в   формировании   человека.   Первые   гуманисты:   Франческо   Петрарка   и   Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли. Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба.   Начало   Великих   географических   открытий.   Изобретение   книгопечатания   Иоганном   Гутенбергом.   Развитие   грамотности   и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги. Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война   под   руководством   Хуан  Чао.   Империя   Сун  в   период   зрелого   феодализма.   Монголы   и   Чингисхан.   Завоевание   Китая   монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения   китайских   учёных   в   науках.   Литература   и   искусство.   Пагода.   Статуи.   Рельефы.   Живопись.   Пейзажи.   Влияние   китайской культуры   на   страны   тихоокеанского   региона.   Индия:   установление   феодальных   отношений.   Индуистская   религия.  Кастовое   устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем   Самарканда.   Хозяйство   и   богатства   Индии.   Наука.   Обсерватории.   Индийская   медицина.   Искусство.   Буддистские   храмы   в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Повторение материала Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление   основных   черт   и   признаков   демократии.   Развитие   и   утверждение   гуманизма   в   западноевропейской   культуре.   Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.                                              Истории России. (40 часов) ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)  Введение Предмет   отечественной   истории.   История   России   как   неотъемлемая   часть   всемирно­исторического   процесса.   Факторы   самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. Народы и государства на территории нашей страны в древности Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую   эпоху.   Евразийские   степи   и   лесостепь.   Народы   Сибири   и   Дальнего   Востока.     Хуннский   каганат.   Скифское   царство. Сарматы. Финские племена. Аланы. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане .Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Вели­кого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви —восточных, западных и южных славян.   Славянские   общности   Восточной   Европы.   Их   соседи   —   балты,   финноугры,   кочевые   племена.Хозяйство   восточных   славян,   их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны   и   народы   Восточной   Европы,   Сибири   и   Дальне­го   Востока.   Объединения   древнетюркских   племён   тюрков,   огузов,   киргизов   и кыпчаков. Великий Тюркский каганат ;Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский   каганат.   Киданьское   государство.   Аварский   каганат.   Хазарский   каганат.   Волжская   Булгария.   Этнокультурные   контакты славянских, тюркских и финно­угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин. Образование государства Русь Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.   Предпосылки   и   особенности   складывания   государства   Русь.   Формирование   княжеской   власти   (князь   и   дружина,   полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег.   Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально­экономический   строй   ранней   Руси.   Земельные   отношения.   Свободное   и   зависимое   население.   Крупнейшие   русские   города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно­прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Русь в конце X — начале XII в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально­экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально­экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие   культуры.   Летописание.   «Повесть   временных   лет».   Нестор.   Просвещение.   Литература.   Деревянное   и   каменное   зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси. Русь в середине ХII — начале XIII в. Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель —самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». Русские земли в середине XIII — XIV в. Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико­государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей  Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо­западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси.   Александр   Невский.   Политический   строй   Новгорода   и   Пскова.   Княжества   Северо­Восточной   Руси.   Борьба   за   великое   княжение Владимирское.   Противостояние   Твери   и   Москвы.   Усиление   Московского   княжества.   Иван   Калита.   Народные   выступления   против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Формирование единого Русского государства Политическая карта Европы и русских земель в началеXV в.Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во вто­ рой  четверти  XV в. Василий  Тёмный.  Новгород и Псков  в XV в. Иван III. Присоединение  Новгорода и  Твери  к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории: 1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;   осознание   своей   этнической   принадлежности,   знание   истории,   языка,   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ   культурного наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на   базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;   участие   в   школьном   самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом   региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  6) развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7) формирование коммуникативной компетентности в общении и   сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей   современному   уровню   экологического   мышления,   развитие   опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории: Регулятивные УУД: –   способности   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   и   практических   умений,   умения   управлять   своей   познавательной деятельностью; –  умения  организовывать  свою  деятельность,  определять  её  цели  и  задачи,  выбирать  средства  реализации  цели  и  применять их  на практике, оценивать достигнутые результаты:  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством   формирования  регулятивных   УУД   служат   технология   проблемного   диалога   на   этапе   изучения   нового   материала   и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).  Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством исторического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;  осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая   основания   и   критерии   для   указанных   логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;   составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);  вычитывать все уровни текстовой информации;   уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск   информации,   анализировать   и   оценивать   её достоверность.  Коммуникативные УУД:  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;   понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;   гипотезы, аксиомы, теории;  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством   формирования  коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.  Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по всеобщей истории: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и  познания современного общества, истории собственной страны; — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и  значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и  пространстве; — овладение умениями изучать и систематизировать ин­формацию из раз личных исторических и современных источников, раскрывая  её социальную принадлежность и познав­тельную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; — расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и  человечества в целом; — готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и  мира.  Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых  процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: — характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным  признакам и основаниям. 3. Работа с историческими источниками: —   читать   историческую   карту   с   опорой   на   легенду,   ориентироваться   по   карте,   соотносить   местонахождение   и   со­стояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; — осуществлять поиск необходимой информации в од­ном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази тельных и  др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно)  об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет­ресурсов и т. п.  составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические факты и общие явления; — различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; — раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как  основу диалога в поликультурной среде; — способствовать сохранению памятников истории и куль туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных  мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). 6 класс: Учащийся получит возможность научиться: • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.                                                             Тематическое планирование                                                        Всеобщая история­30 часов № п /п Название раздела .Тема урока. Количест во часов Дата план факт 1 2 3 4 5 6 7 8­9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Введение. Живое средневековье Тема 1. Становление средневековой Европы (VI–XI вв.) Образование варварских королевств. Государство  франков  и  христианская церковь в VI–VIII вв.  Возникновение и распад империи Карла Великого Феодальная раздробленность Западной Европы в IX­XI в. Англия в раннее Средневековье Тема 2. Византийская империя и славяне VI­XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии  Образование славянских государств Тема 3. Арабы в VI­XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран  халифата Тема 4. Феодалы и крестьяне Средневековая деревня и ее обитатели В рыцарском замке Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни Торговля в Средние века Тема 6. Католическая церковь в XI–XIII вв. Крестовые походы Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI–XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод Столетняя война Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.   Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII–XV вв. 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.09 6.09 11.09 1309 18.09 20.09 25.09 27.09 2.10 4.10 9.10 11.10 16.10 18.10 23.10 25.10 8.11 13.11 15.11 20.11 22.11 22 23 24 25 26 27 28 Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV–XV вв. Гуситское движение в Чехии Завоевание турками­османами Балканского полуострова Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Итоговое повторение 29­30 Наследие Средних веков в истории человечества.                                                                   1 1 1 1 1 1 1 2 27.11 29.11 4.12 6.12 11.12 13.12 18.12 20.12 25.12                                                                                        История России­40 часов. № п /п                          Название раздела, темы урока Количество часов Дата  план факт 1 2 3 4 5 6 7 8  9 10 11 12 13 Введение. Наша Родина ­ Россия Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности Древние люди и их стоянки на территории современной России Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств Восточные славяне и их соседи Повторительно­обобщающий урок по теме I « Народы и государства на территории  нашей страны в древности» Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.11 Первые известия о Руси Становление Древнерусского государства Становление  Древнерусского государства Правление князя Владимира. Крещение Руси Русское государство при Ярославе Мудром Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах Общественный строй и церковная организация на Руси 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27.12 15.01 17.01 22.01 24.01 29.01      5.02 7.02 12.02 14.02 19.02 21.02 26.02 Культурное пространство Европы и культура Древней Руси Повседневная жизнь населения Место и роль Руси в Европе.  Повторительно­обобщающий урок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси Владимиро­Суздальское княжество Новгородская республика  Южные и юго­западные русские княжества Повторительно­обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.» Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира Батыево нашествие на Русь Северо­Западная Русь между Востоком и Западом Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28.02 5.03 7.03 12.03 14.03 19.03 21.03 2.04 4.04 9.04 11.04 16.04 18.04 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Литовское государство и Русь Усиление Московского княжества в Северо­Восточной Руси Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Поволжье в истории культуре Руси Повторительно­обобщающий урок по теме IV «Русские земли в середине XIII — XIV в.» Тема V. Формирование единого Русского государства Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства  Повторительно­обобщающий урок по теме V   «Формирование единого Русского  государства» 23.04 25.04 30.04 2.05 7.05 14.05 16.05 21.05 23.05 28.05 30.05 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс

Программа по истории 6класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018