«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
Оценка 5
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад
26.02.2018
Коррекционная работа по развитию мышления в старшем дошкольном возрасте в условиях ФГОС для детей с УО занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента старших дошкольников имеются стойкие нарушения мышления.
Своевременная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, социальной адаптации.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает необходимость методической разработки системы занятий.«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников.docx
ГБСУСО МО "Красно-Дубравский детский дом-интернат
"Журавушка"
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых
старших дошкольников»
Составлена воспитателем
Фиклеевой Е.С.
2016 год.
Теоретическое обоснование: коррекционная работа по
развитию мышления в старшем дошкольном возрасте в условиях ФГОС для детей с УО занимает важное место в
системе обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья. Так как у контингента старших дошкольников
имеются стойкие нарушения мышления.
Своевременная и целенаправленная работа по коррекции
нарушений детей способствует развитию мыслительной
деятельности, усвоению программы, социальной адаптации.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень
незначительное количество специальной литературы,
отражающей комплексную систему работы по коррекции
школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает
необходимость методической разработки системы занятий.
Цель программы:
Создание коррекционно - педагогических условий для
успешного развития мышления умственно отсталых детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка,
сообразительность и наблюдательность;
развивать умение обобщать объекты, выделять главное
в них;
развивать гибкость и быстроту мышления, расширять
понятийный аппарат, речь;
развивать логическое мышление, умение мыслить
последовательно и замечать непоследовательность в
суждениях;
развивать мыслительные операции, обучать узнаванию
объекта на основе описания отдельных признаков,
выяснить возможности применения отвлечённых
категорий при включении данного понятия в систему
эквивалентных или более общих понятий;
2 научить детей находить причину событий.
Методы и техники, используемые в программе:
Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия).
Одним из важнейших факторов положительного
воздействия арт – методов являются терапевтические
отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя
в безопасности и начать выражать себя более смело, развить
коммуникативные способности и получить ценнейший опыт
принятия и поддержки.
Арт - методы является одной из форм психологического
сопровождения детей с умственной отсталостью. Арт –
методы используются при групповой форме работы и
индивидуальной, которые можно разделить на директивный
(деятельность ребенка в процессе занятия определенным
образом организуется и направляется специалистом) и не
директивный варианты.
Во многих занятиях данной программы используется
сочетание директивного и не директивного подходов, с
доминированием первого в связи с психофизическими
особенностями развития детей с легкой умственной
отсталостью. Во многих случаях изобразительная
деятельность выступает инструментом коммуникации,
позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить
более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих
случаях работа с изобразительными материалами позволяет
получить седативный эффект и снимает эмоциональное
напряжение. В других – отреагировать травматический опыт
и достичь над ним контроль.
Принципы применения арт-методов:
3 Принцип субъективности - отношения к детям не как к
пассивным реципиентам коррекционных и развивающих
воздействий, но как к личностям с индивидуальным
набором потребностей, установок, взглядов и т.д.
Принцип активности – всемерное вовлечение участников
в разные формы творческого самораскрытия с
проявлением ими инициативы и ответственности
Партнерство – уважение позиции ребенка,
стимулирование его к выражению чувств и мыслей.
Обратная связь – ответ участников занятий о своих
мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и
взаимодействия друг с другом и ведущим.
Интегративность – активизация и развитие в ходе
занятия эмоциональных, познавательных и
поведенческих аспектов личности, в пределах,
обусловленных ограниченными возможностями
здоровья.
Игротерапия - позволяет моделировать систему
социальных отношений в наглядно – действенной форме
в особых игровых условиях, возрастает мера социальной
компетентности, развивается способность к разрешению
проблемных ситуаций; формируются равноправные
партнерские взаимоотношения ребенка со
сверстниками, что обеспечивает возможность
позитивного личностного развития. Игротерапия
позволяет организовать поэтапную отработку в игре
новых, более адекватных способов ориентировки
ребенка в проблемных ситуациях, происходит
постепенное формирование способности ребенка к
4 произвольной регуляции деятельности на основе
подчинения поведения системе правил, регулирующих
выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в
игровой команде.
Псих гимнастика - в основе лежит использование
двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление
барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя
и других, снятие психического напряжения, создание
возможностей для самовыражения.
Тематическое планирование.
Тема
1 Мир вокруг нас.
2 Обобщения
3 Играем в слова
4 Последовательно
сть
Цель
Развивать кругозор,
словарный запас,
опыт ребёнка,
сообразительность
и
наблюдательность.
Развивать умение
обобщать объекты,
выделять главное в
них.
Развивать гибкость
и быстроту
мышления,
расширять
понятийный
аппарат, развивать
творческих
способностей, речи.
Развивать
логическое
Методы и приемы
•Как назвать
одним словом?
•Четвертый-
лишний.
•Работа по
образцу.
• Рисование по
клеточкам.
• Назови одним
словом
• Покажи, что не
подходит (по типу
«четвёртый
лишний»)
• Классификация
предметов
• Разложи фигуры
(классификация)
• Отвечай, как
можно быстро.
• Ассоциации
• Говори наоборот
• Кто кем будет?
• Разложи по
5 5 Логика и
сообразительнос
ть
6 Узнаем предмет
на основе
отдельных
признаков
7 Вербально-
логические
формы
мышления
8 Логика и
аналогии
мышление, умение
мыслить
последовательно и
замечать
непоследовательно
сть в суждениях.
Развивать
логическое
мышление,
сообразительность,
умение
устанавливать
закономерность, а
также
обнаруживать
противоречия и
отклонения от
нормального
образца.
Развивать
мыслительные
операции, обучать
узнаванию объекта
на основе описания
отдельных
признаков.
Выяснить
возможности
применения
отвлечённых
категорий при
включении данного
понятия в систему
эквивалентных или
более общих
понятий.
Выявить характер
логических связей
и отношений между
понятиями.
порядку и составь
рассказ
(последовательнос
ть)
• Отгадывание
небылиц
• Продолжить ряд
изображений
(последовательнос
ть)
• Бусинки
• Найди ошибку
• Волшебные очки
• Назови по 3
предмета, которые
могут сочетать 2
названных
признака.
• Обучение
узнаванию объекта
на основе описания
отдельных
признаков
• Определение
понятий
• Сравнение и
различение
понятий
• Маленькая
хозяйка
• Кому что нужно
(профессии)
• Вербальные
аналогии
6 9 Логика и
понимание
1
0
1
1
Логика и
понимание
Слово,
предложение,
рассказ
1
2
Общая
осведомленность
Развивать
логическое
мышление.
Научить детей
находить причину
событий.
Развивать речь,
логическое
мышление,
находчивость и
сообразительность,
развивать
(закрепление)
навыки звукового
анализа.
Систематизировать
полученные знания,
развивать умение
классифицировать
предметы.
• Рассказ по
картине
• Звёздочки
• Сейф
• Объяснялочка
• Ситуации
• События
• Зима
• «Слова и звуки»
• «Буква
волшебница»
• Объясни
пословицу
• Найди лишнее
слово
• Чистоговорки
• Классификация
предметов
• «История в
картинках»
• Игра-
соревнование «Как
это можно
использовать?»
7
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.