«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».

  • Особые потребности
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционная работа по развитию мышления в старшем дошкольном возрасте в условиях ФГОС для детей с УО занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента старших дошкольников имеются стойкие нарушения мышления. Своевременная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, социальной адаптации. Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает необходимость методической разработки системы занятий.«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
Иконка файла материала Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников.docx
ГБСУСО МО "Красно-Дубравский детский дом-интернат "Журавушка" «Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников» Составлена воспитателем Фиклеевой Е.С.   2016  год. Теоретическое обоснование: коррекционная работа по развитию мышления в старшем дошкольном возрасте вусловиях ФГОС для детей с УО занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента старших дошкольников имеются стойкие нарушения мышления. Своевременная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, социальной адаптации. Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает необходимость методической разработки системы занятий. Цель программы: Создание коррекционно - педагогических условий для успешного развития мышления умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Задачи:  развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность;  развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них;  развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, речь;  развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях;  развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков,  выяснить возможности применения отвлечённых категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий; 2 научить детей находить причину событий. Методы и техники, используемые в программе: Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки. Арт - методы является одной из форм психологического сопровождения детей с умственной отсталостью. Арт – методы используются при групповой форме работы и индивидуальной, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и не директивный варианты. Во многих занятиях данной программы используется сочетание директивного и не директивного подходов, с доминированием первого в связи с психофизическими особенностями развития детей с легкой умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль. Принципы применения арт-методов: 3 Принцип субъективности - отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.  Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности  Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.  Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и ведущим.  Интегративность – активизация и развитие в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, в пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.  Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к 4произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.  Псих гимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Тематическое планирование. Тема 1 Мир вокруг нас. 2 Обобщения 3 Играем в слова 4 Последовательно сть Цель Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность. Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них. Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, развивать творческих способностей, речи. Развивать логическое Методы и приемы •Как назвать одним словом? •Четвертый- лишний. •Работа по образцу. • Рисование по клеточкам. • Назови одним словом • Покажи, что не подходит (по типу «четвёртый лишний») • Классификация предметов • Разложи фигуры (классификация) • Отвечай, как можно быстро. • Ассоциации • Говори наоборот • Кто кем будет? • Разложи по 55 Логика и сообразительнос ть 6 Узнаем предмет на основе отдельных признаков 7 Вербально- логические формы мышления 8 Логика и аналогии мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательно сть в суждениях. Развивать логическое мышление, сообразительность, умение устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца. Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков. Выяснить возможности применения отвлечённых категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий. Выявить характер логических связей и отношений между понятиями. порядку и составь рассказ (последовательнос ть) • Отгадывание небылиц • Продолжить ряд изображений (последовательнос ть) • Бусинки • Найди ошибку • Волшебные очки • Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. • Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков • Определение понятий • Сравнение и различение понятий • Маленькая хозяйка • Кому что нужно (профессии) • Вербальные аналогии 69 Логика и понимание 1 0 1 1 Логика и понимание Слово, предложение, рассказ 1 2 Общая осведомленность Развивать логическое мышление. Научить детей находить причину событий. Развивать речь, логическое мышление, находчивость и сообразительность, развивать (закрепление) навыки звукового анализа. Систематизировать полученные знания, развивать умение классифицировать предметы. • Рассказ по картине • Звёздочки • Сейф • Объяснялочка • Ситуации • События • Зима • «Слова и звуки» • «Буква волшебница» • Объясни пословицу • Найди лишнее слово • Чистоговорки • Классификация предметов • «История в картинках» • Игра- соревнование «Как это можно использовать?» 7