Коррекционная работа по развитию мышления в старшем дошкольном возрасте в условиях ФГОС для детей с УО занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента старших дошкольников имеются стойкие нарушения мышления.
Своевременная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, социальной адаптации.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает необходимость методической разработки системы занятий.«Программа по коррекции мышления умственно отсталых старших дошкольников».
ГБСУСО МО "Красно-Дубравский детский дом-интернат
"Журавушка"
«Программа по коррекции мышления умственно отсталых
старших дошкольников»
Составлена воспитателем
Фиклеевой Е.С.
2016 год.
Теоретическое обоснование: коррекционная работа по
развитию мышления в старшем дошкольном возрасте вусловиях ФГОС для детей с УО занимает важное место в
системе обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья. Так как у контингента старших дошкольников
имеются стойкие нарушения мышления.
Своевременная и целенаправленная работа по коррекции
нарушений детей способствует развитию мыслительной
деятельности, усвоению программы, социальной адаптации.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень
незначительное количество специальной литературы,
отражающей комплексную систему работы по коррекции
школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает
необходимость методической разработки системы занятий.
Цель программы:
Создание коррекционно - педагогических условий для
успешного развития мышления умственно отсталых детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка,
сообразительность и наблюдательность;
развивать умение обобщать объекты, выделять главное
в них;
развивать гибкость и быстроту мышления, расширять
понятийный аппарат, речь;
развивать логическое мышление, умение мыслить
последовательно и замечать непоследовательность в
суждениях;
развивать мыслительные операции, обучать узнаванию
объекта на основе описания отдельных признаков,
выяснить возможности применения отвлечённых
категорий при включении данного понятия в систему
эквивалентных или более общих понятий;
2 научить детей находить причину событий.
Методы и техники, используемые в программе:
Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия).
Одним из важнейших факторов положительного
воздействия арт – методов являются терапевтические
отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя
в безопасности и начать выражать себя более смело, развить
коммуникативные способности и получить ценнейший опыт
принятия и поддержки.
Арт - методы является одной из форм психологического
сопровождения детей с умственной отсталостью. Арт –
методы используются при групповой форме работы и
индивидуальной, которые можно разделить на директивный
(деятельность ребенка в процессе занятия определенным
образом организуется и направляется специалистом) и не
директивный варианты.
Во многих занятиях данной программы используется
сочетание директивного и не директивного подходов, с
доминированием первого в связи с психофизическими
особенностями развития детей с легкой умственной
отсталостью. Во многих случаях изобразительная
деятельность выступает инструментом коммуникации,
позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить
более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих
случаях работа с изобразительными материалами позволяет
получить седативный эффект и снимает эмоциональное
напряжение. В других – отреагировать травматический опыт
и достичь над ним контроль.
Принципы применения арт-методов:
3 Принцип субъективности - отношения к детям не как к
пассивным реципиентам коррекционных и развивающих
воздействий, но как к личностям с индивидуальным
набором потребностей, установок, взглядов и т.д.
Принцип активности – всемерное вовлечение участников
в разные формы творческого самораскрытия с
проявлением ими инициативы и ответственности
Партнерство – уважение позиции ребенка,
стимулирование его к выражению чувств и мыслей.
Обратная связь – ответ участников занятий о своих
мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и
взаимодействия друг с другом и ведущим.
Интегративность – активизация и развитие в ходе
занятия эмоциональных, познавательных и
поведенческих аспектов личности, в пределах,
обусловленных ограниченными возможностями
здоровья.
Игротерапия - позволяет моделировать систему
социальных отношений в наглядно – действенной форме
в особых игровых условиях, возрастает мера социальной
компетентности, развивается способность к разрешению
проблемных ситуаций; формируются равноправные
партнерские взаимоотношения ребенка со
сверстниками, что обеспечивает возможность
позитивного личностного развития. Игротерапия
позволяет организовать поэтапную отработку в игре
новых, более адекватных способов ориентировки
ребенка в проблемных ситуациях, происходит
постепенное формирование способности ребенка к
4произвольной регуляции деятельности на основе
подчинения поведения системе правил, регулирующих
выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в
игровой команде.
Псих гимнастика - в основе лежит использование
двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление
барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя
и других, снятие психического напряжения, создание
возможностей для самовыражения.
Тематическое планирование.
Тема
1 Мир вокруг нас.
2 Обобщения
3 Играем в слова
4 Последовательно
сть
Цель
Развивать кругозор,
словарный запас,
опыт ребёнка,
сообразительность
и
наблюдательность.
Развивать умение
обобщать объекты,
выделять главное в
них.
Развивать гибкость
и быстроту
мышления,
расширять
понятийный
аппарат, развивать
творческих
способностей, речи.
Развивать
логическое
Методы и приемы
•Как назвать
одним словом?
•Четвертый-
лишний.
•Работа по
образцу.
• Рисование по
клеточкам.
• Назови одним
словом
• Покажи, что не
подходит (по типу
«четвёртый
лишний»)
• Классификация
предметов
• Разложи фигуры
(классификация)
• Отвечай, как
можно быстро.
• Ассоциации
• Говори наоборот
• Кто кем будет?
• Разложи по
55 Логика и
сообразительнос
ть
6 Узнаем предмет
на основе
отдельных
признаков
7 Вербально-
логические
формы
мышления
8 Логика и
аналогии
мышление, умение
мыслить
последовательно и
замечать
непоследовательно
сть в суждениях.
Развивать
логическое
мышление,
сообразительность,
умение
устанавливать
закономерность, а
также
обнаруживать
противоречия и
отклонения от
нормального
образца.
Развивать
мыслительные
операции, обучать
узнаванию объекта
на основе описания
отдельных
признаков.
Выяснить
возможности
применения
отвлечённых
категорий при
включении данного
понятия в систему
эквивалентных или
более общих
понятий.
Выявить характер
логических связей
и отношений между
понятиями.
порядку и составь
рассказ
(последовательнос
ть)
• Отгадывание
небылиц
• Продолжить ряд
изображений
(последовательнос
ть)
• Бусинки
• Найди ошибку
• Волшебные очки
• Назови по 3
предмета, которые
могут сочетать 2
названных
признака.
• Обучение
узнаванию объекта
на основе описания
отдельных
признаков
• Определение
понятий
• Сравнение и
различение
понятий
• Маленькая
хозяйка
• Кому что нужно
(профессии)
• Вербальные
аналогии
69 Логика и
понимание
1
0
1
1
Логика и
понимание
Слово,
предложение,
рассказ
1
2
Общая
осведомленность
Развивать
логическое
мышление.
Научить детей
находить причину
событий.
Развивать речь,
логическое
мышление,
находчивость и
сообразительность,
развивать
(закрепление)
навыки звукового
анализа.
Систематизировать
полученные знания,
развивать умение
классифицировать
предметы.
• Рассказ по
картине
• Звёздочки
• Сейф
• Объяснялочка
• Ситуации
• События
• Зима
• «Слова и звуки»
• «Буква
волшебница»
• Объясни
пословицу
• Найди лишнее
слово
• Чистоговорки
• Классификация
предметов
• «История в
картинках»
• Игра-
соревнование «Как
это можно
использовать?»
7