Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Оценка 5
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл—2 кл
16.06.2018
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов. В работе присутствуют цели и задачи, разные виды деятельности. Материал может быть интересен учителям-логопедам, работающих в условиях логопедического пункта. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения, а также работа с родителями.Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов. В работе присутствуют цели и задачи, разные виды деятельности. Материал может быть интересен учителям-логопедам, работающих в условиях логопедического пункта. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения, а также работа с родителями.
Программа современный образовательный портал.docx
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у
обучающихся 1 – 2 классов
Пояснительная записка
Проблема дисграфии у школьников актуальна и для учёных, и для
педагоговпрактиков. С одной стороны, у науки появились новые
возможности для изучения этого вида нарушения письма. С другой стороны,
распространённость дисграфии достаточно широка. Мы наблюдаем снижение
качества чтения и письма как у нормально развивающихся детей, так и у
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Среди обучающихся начальных классов с задержкой психического
развития расстройства письма, в том числе и акустическая дисграфия,
встречаются достаточно часто и оказывают отрицательное влияние овладение
ребёнка грамотой и эффективность его обучения в целом.
Распространённость акустической дисграфии среди школьников с
задержкой психического развития и необходимость своевременной
профилактики и эффективной коррекции её проявлений обусловливают
актуальность данной программы.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания
(дифференциации фонем) – это акустическая дисграфия
[30,
с.366].Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким
звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего
заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие,
звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (чтъ, ч
щ, ит, цс). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении
мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации
твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми
ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например,
оу (туча — «точа»), еи (лес — «лис»).
Акустическая дисграфия, как и другие виды дисграфии, в «чистом»
виде встречается у детей с ЗПР достаточно редко [55, с. 26] . Очень часто
дисграфия носит смешанный, комплексный характер, то есть в письменных
работах обучающихся могут встречаться симптомы сразу нескольких видов
дисграфии. Но довольно часто в работах обучающихся среди прочих
проявлений дисграфии встречаются ошибки, характерные только для
акустической дисграфии. Работа над устранением её проявлений должна
носить специфический характер. Данная рабочая программа составлена на основе нормативно
правовой базы:
Основной образовательной программы начального общего образования школы
на 20152016 г.г.;
Письма Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000
г. № 2 Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения // Вестник образования, 2001 №2;
Письма Департамента Ярославской области №23/0110 от 12.01.06 «О
рабочих программах учебных курсов».
Программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования 2009 года, с учётом данных диагностики и содержания
образовательной программы по русскому языку, на основе личного опыта
автора и с опорой на «Перспективное планирование занятий по преодолению
акустической дисграфии» Е. В.Мазановой. Данная программа предназначена
для коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 и 2
классов с задержкой психического развития. Рабочая программа рассчитана
на 85 занятий. На изучение материала отводится 2 часа в неделю. На
логопедическое обследование и диагностические занятия отведено 8 часов.
коррекции
принципы»
На основании анализа трудов различных авторов можно выделить
следующие
акустической дисграфии.
Патогенетический принцип – принцип учёта механизма данного
нарушения.
Механизмом акустической дисграфии являются нарушения
фонемного распознавания. В связи с этим в процессе логопедической работы
осуществляется развитие акустических дифференцировок близких звуков
речи. Это позволяет в дальнейшем избежать замены на письме букв,
обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
согласные.
1 Принцип учёта зоны «ближайшего развития». Процесс коррекции
акустической дисграфии осуществляется с учётом «зоны ближайшего
развития» ребёнка, т. е. того уровня, на котором выполнение задания
возможно с незначительной помощью педагога.
2 Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.
Первоначально осуществляется опора на зрительное восприятие
артикуляции, кинестетическое различение при произношении звуков, на
слуховые образы дифференцируемых звуков. Позднее ведущую роль
приобретает слуховая дифференциация. 3 Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции. При
акустической дисграфии формирование слуховой дифференциации звуков
необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические
афферентации. При коррекции акустической дисграфии
основное
внимание уделяется слуховой дифференциации фонетически близких
звуков речи
4 Принцип комплексности. Дисграфия и дислексия не являются
изолированными друг от друга нарушениями. В связи с этим
логопедическое воздействие при коррекции акустической дисграфии
параллельно осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устной
речи, чтения и письма). Это учитывается в данной программе.
5 Принцип учёта симптоматики и степени выраженности дисграфии.
Направления логопедической работы дифференцируются с учётом
симптоматики и степени выраженности нарушений.
6 Принцип системности.
Коррекция акустической дисграфии
осуществляется на основе использования определённой системы
словесных,
самостоятельных и под
руководством логопеда методов.
наглядных,
практических,
7 Принцип деятельностного подхода. Исследование детей с нарушениями
речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляется
с учетом ведущей деятельности ребенка. В школьном возрасте ведущая
учебная деятельность составляет основу совершенствования устной и
развития письменной речи ребенка.
8 Онтогенетический принцип
Предлагаемая последовательность
ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной
программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в
онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем
согласные (сначала свистящие, а затем – шипящие, аффрикаты и сонорные)
[
9 Принцип связи речи с другими сторонами психического развития
ребенка. Определяет взаимосвязь формирования и функционирования
речевой деятельности со всей психикой ребенка. Речь, психические
функции и способности формируются под влиянием воспитания и
обучения, условий его жизни в обществе. Коррекционное обучение
предполагает развитие всех речевых компонентов, в программе это
реализуется параллельным воздействием на словарь, связную речь,
грамматический строй,
так чтобы речь быстрее становилась
коммуникативным средством общения.
Данная рабочая программа разработана с учётом этих принципов. Цели программы:
диагностика нарушений письма с целью определения структуры
дефекта, выявления характерных для дисграфии ошибок;
разработка и применение инновационных методик в работе с
обучающимися по коррекции акустической дисграфии на
диагностическом, подготовительном, коррекционном и
оценочно
диагностическом этапах;
организация педагогического процесса, основанного на взаимодействии
учителялогопеда, обучающихся, родителей и ребёнка.
Задачи:
Коррекционноразвивающие:
развивать фонематическое восприятие (дифференциацию фонем) с
опорой на речеслуховой, речедвигательный и другие анализаторы;
развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать фонематический, слоговой анализ и синтез;
расширять и активизировать словарный запас;
развивать грамматический строй речи;
формировать связную речь;
развивать и совершенствовать психологические предпосылки к
обучению;
формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации
учебной деятельности.
Образовательные:
вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию смешиваемых
звуков;
учить правильно обозначать их на письме соответствующими буквами;
формировать полноценные учебные умения и навыки.
Воспитательные:
вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать навыки взаимопомощи, сотрудничества;
воспитывать желание и умение помогать друг другу.
Условия реализации
Для реализации программы необходимо наличие кабинета и
соответствующего оборудования: наглядный и демонстрационный
материал,
раздаточный материал,
логопедические игры, пособия для развития мелкой моторики рук (су
джок терапия, шнуровки и т. д.).
логопедические альбомы,
Методы оценки эффективности программы Стартовый контроль, текущий контроль, итоговый контроль:
тесты;
проверочные работы;
диктанты (в конце года);
работа с дидактическим материалом.
Формы контроля: Плановая диагностика в начале и в конце года,
мониторинг.
КИМ (контрольно – измерительные материалы):
Самостоятельные проверочные работы, графические и слуховые
диктанты, речевые карты, рабочие тетради.
Планирование логопедической работы осуществляется по следующим
направлениям:
1)Диагностика:
обследование речи на начало года;
диагностика речевых нарушений на конец года.
Форма проведения – индивидуальная, групповая, подгрупповая.
2)Коррекционное направление
Формы работы – групповые, подгрупповые.
Методы: словесные, наглядные, практические, самостоятельные и под
руководством логопеда.
3) Профилактическое направление
Формы работы:
педсоветы, творческие гостиные, семинары – практикумы, круглые
столы;
сотрудничество с родителями: консультации для родителей,
родительские собрания .
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов.
Личностными результатами являются :
позитивное отношение к правильной устной и письменной речи;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Предметные результаты:
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук,
буква, артикуляция и т. д.;
все буквы и звуки родного языка;
отличительные признаки гласных и согласных звуков;
гласные и согласные звуки;
твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости
согласных на письме;
пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости – мягкости,
по звонкости – глухости.
К концу обучения дети должны уметь:
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие, звонкие согласные на
письме;
использовать гласные буквы и, е, ё, ю, е или ь для обозначения мягкости
согласных на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова;
производить звукобуквенный разбор слов и слогов;
записывать слова с гласными буквами и, я, ё, ю, е, а также буквами ь и
ъ;
подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками;
строить звуковые схемы слогов и слов, составлять словосочетания и
предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения с
использованием оппозиционных звуков.
Метапредметными результатами
логопедических занятий
является формирование регулятивных,
познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
1 Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
2 Принимать и сохранять учебную задачу.
3 Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных
ситуациях под руководством учителя.
4 Планирует совместно с учителемлогопедом свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
5 Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой
деятельности в учебную.
6 Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
7 Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
8 Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя логопеда, находить нужную
информацию в учебнике и словаре.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему,
устанавливать последовательность основных событий в тексте.
6. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
7. Использовать знаковосимволические действия.
8.Формулировать проблемы с помощью учителя.
9.Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Коммуникативные УУД
1. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать,
принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить. Уметь договариваться.
3. Слушать и понимать речь других.
4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы,
правила
5.Уметь задавать учебные вопросы.
6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:
распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;
осуществлять контроль;
7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные
способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в
словаре).
Характеристика детей данной группы.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении
программы начального обучения вследствие недостаточной
сформированности речевой функции и психологических предпосылок к
овладению учебной деятельностью. I Нарушения фонетикофонематического компонента речевой системы.
1)Недостаточная сформированность фонематических процессов.
II Нарушения лексикограмматического компонента речевой
деятельности.
1)Лексический запас ограничен рамками обиходнобытовой тематики,
качественно неполноценен.
2)Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют
сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные
аграмматизмы.
III Психологические особенности.
1)Неустойчивое внимание.
2)Недостаточное развитие способности к переключению.
3)Недостаточная способность к запоминанию преимущественно
словесного материала.
3)Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений.
5)Недостаточное развитие произвольности в общении и деятельности.
Основные направления работы по устранению проявлений
акустической дисграфии
Исходя из причин и механизмов акустической дисграфии можно
определить основные направления по её устранению»[11, с. 105 106].
I. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с
опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие
анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из
смешиваемых звуков:
уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное,
слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
выделение его на фоне слога;
определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
определение места звука по отношению к другим (какой по счёту звук,
после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в
слове); выделение его из предложения, текста.
б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
плане.
Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности,
что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики
каждого звука. Однако основная цель – их различение, поэтому речевой
материал включает слова со смешиваемыми звуками.
В процессе работы каждый из звуков соотносится с определённой
буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие
дифференциацию звуков.
II. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество,
последовательность и место слов в предложении): придумывание
предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количества
слов; придумывание предложений с определённым количеством слов,
распространение предложения и т. д.;
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение
словарного запаса;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического
оформления речи.
III. Формирование связной речи.
IV. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
V. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
контроль за ходом своей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
VI. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к
обучению: умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда;
умения понять и принять учебную задачу;
умения свободно владеть вербальными средствами общения;
умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные
действия.
VII. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных
ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным
использованием учебной терминологии;
пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой
терминологии и т. д.
VIII. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Содержательная часть программы
Тематическое планирование логопедических занятий по
преодолению проявлений акустической дисграфии
Тема
Содержание работы
Колво
часов
Подготовительный этап работы
№
п/п
1
Развитие
слухового и
зрительного внимания
и восприятия.
Дифференциация
речевых и неречевых
звуков, гласных и
согласных звуков
Игры на слуховое и
зрительное внимание и
восприятие, на развитие памяти
и логического мышления.
Развитие артикуляционной
моторики. Уточнение
артикуляции смешиваемых
звуков
Основной этап работы
2
Звуковой и
Уточнение представлений о
слоговой состав слова
звуковом и слоговом составе
слова. Число и
последовательность звуков и
5
4 слогов в слове. Слоговой и
звуковой анализ и синтез
3
Буквы гласных
Способы обозначения
как показатель
твёрдости – мягкости
согласных
Дифференциация
гласных а я, у ю,
о ё, ы и, э е
мягкости согласных на письме.
Буквы гласных как показатель
твёрдости – мягкости
согласных звуков.
4
5
6
Мягкий знак
Обозначение мягкости
Дифференциация
парных по твёрдости
мягкости согласных
Дифференциация
парных по звонкости
глухости согласных.
согласных с помощью мягкого
знака. Дифференциация двух
способов обозначения мягкости
согласных на письме.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация парных
по твёрдости – мягкости
согласных [з з’], [с с’], [в
в’], [ф ф’], [б б’], [п п’], [д
д’], [т т’], [г г’], [к к’]
изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях
и тексте.
Дифференциация парных
по звонкости – глухости
согласных изолированно, в
слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях
и тексте. Уточнение слухового
и произносительного образа
каждого из смешиваемых звуков
7
Дифференциация
Буквы ё – ю.
букв ЁЮ
Дифференциация ё ю
изолированно, в слогах, словах,
13
4
20
15
2 8
9
Дифференциация
свистящих и шипящих
согласных
Дифференциация
свистящих и
аффрикат, шипящих и
аффрикат, аффрикат
словосочетаниях, предложения
и тексте.
Дифференциация
свистящих и шипящих
согласных [сc’ш], [з з’, ж ]
изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях
и тексте.
Дифференциация звуков [с,
с’ ц], [ч’ щ’], [ч’ ш], [ч’ – ц]
изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях
и тексте.
10
Дифференциация
Дифференциация звуков
сонорных согласных
[рр’, лл’] в слогах, словах,
словосочетаниях, тексте.
Уточнение слухового и
произносительного образа
каждого из смешиваемых
звуков. Сопоставление звуков в
слуховом и произносительном
плане.
11
Развитие связной
Закрепление слуховых
речи.
Итого
дифференцировок различных
звуков в самостоятельной
письменной речи – изложениях
и сочинениях.
6
8
4
4
85
заняти
й
Поурочное планирование логопедических занятий по преодолению №
п/п
12
34
5
6
7
проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 2 классов
Темы
занятий
Формирование
акустических
дифференцировок
Кол
ичест
во
часов
Грамматичес
кие и
лексические
темы,
используемые на
занятиях,
речевые игры
Диагностический этап
Фронтальное
обследование
и
устной
письменной речи
детей
Углубленное
обследование
устной
детей,
зачисленных на
занятия
речи
Подготовительный этап работы
Игры на слуховое и
зрительное внимание и
восприятие
Семья,
дом.
Развитие
слухового
зрительного
внимания
восприятия
и
и
Органы речи.
Речевая
гимнастика
Уточнение
артикуляции
смешиваемых звуков
Ранняя
осень, цветы
Звуки. Речевые
и
неречевые
звуки
Дифференцирование
речевых и неречевых
звуков
Звуки леса
2
2
1
1
1 89
и
Гласные
согласные звуки.
Животные
2
дикие
домашние
и
Дифференцирование
гласных и согласных
звуков.
Дифференцирование
способов образования
гласных и согласных
звуков
Коррекционный этап работы
10
11
Звуковой состав
слова
Дифференцирова
ние слов, различных
по звуковому составу
Звукобуквенный
анализ и синтез
Дифференцирова
ние слов, различных
по звукобуквенному
составу (букв больше,
чем звуков,
букв
меньше, чем звуков,
количество букв и т.
д).
Гласные и
согласные звуки
Игра
«Эстафета».
Звуки и
буквы. Слог
Игра
«Лови назови».
12
Деление
Слог.
слова на слоги
Дифференцирова
ние слов с различной
слоговой структурой
Количеств
о слогов в
слове. Игры
»,
«Путаница
«Дежурный
слог»
13
Слоговой
и
звуковой состав
слова.
Дифференцирова
ние слов с различным
слоговым и звуковым
составом.
Дифференцирование
слогов и слов с
определённым
Перелетны
е
птицы.
Порядок
и
число слогов и
звуков в слове.
Игры «День
рождения»,
1
1
1
1 14
15
16
17
Гласные буквы я,
ю, е, ё, и.
Буквы гласных
как показатель
твёрдости
мягкости
согласных.
Дифференциация
гласных ы и в
слогах и словах.
«Кто первый?».
или
гласным
согласным от слогов и
слов с остальными
гласными
и
согласными
Гласные звуки и
буквы а, о, у, ы, э.
Дифференцирова
ние гласных а, о, у, ы,
э
Сказка
«Королевство
гласных букв».
1
1
Буквы «я»,
«е», «ё», «ю».
Образование
гласных «я»,
«е», «ё», «ю».
Дифференцирова
ние гласных я, ю, е, ё,
от остальных
и
гласных,
от
согласных.
Дифференцирование
букв и я е ё ю
после
мягких
согласных
Дифференцирова
согласных,
или
которых
ние
твёрдость
мягкость
обозначается
гласными I и II ряда
Дифференцирова
согласных,
ние
или
твёрдость
мягкость
которых
обозначается буквами
ы, и в слогах, словах
Гласные
1
звуки и буквы.
Выбор гласных
букв
для
обозначения
мягкости
согласных на
письме
Гласные,
1
указывающие на
твёрдость
согласных,
мягкость
согласных.
Игра
на
«Лото».
18
Дифференциация
Гласные
1 гласных ы и в
предложениях и
тексте
Дифференциация
гласных а я в
слогах и словах
Дифференциация
гласных а я в
предложениях и
тексте
Дифференциация
у ю в слогах и
словах
Дифференциация
гласных у ю в
предложениях и
тексте
19
20
21
22
Дифференцирова
ние
согласных,
твёрдость
или
мягкость
которых
обозначается буквами
ы, и
Дифференцирова
согласных,
ние
или
твёрдость
мягкость
которых
обозначается буквами
а, я
Дифференцирова
согласных,
ние
или
твёрдость
мягкость
которых
обозначается буквами
а, я
Дифференцирова
ние
согласных,
твёрдость
или
мягкость
которых
обозначается буквами
Дифференцирова
ние
согласных,
твёрдость
или
мягкость
которых
обозначается буквами
а, я
звуки и буквы.
Гласные
звуки и буквы.
Домашние
и
дикие
животные.
Игра «Петя
в деревне»
Гласные
звуки и буквы.
Гласные
1
1
1
звуки и буквы.
Животные
наших лесов.
Домашние
животные.
Игры
«Человек
животные»,
«Мозаика».
и
Гласные
1
звуки и буквы.
Моя любимая
игрушка. 23
Дифференциация
гласных о ё в
слогах и словах.
Дифференцирова
согласных,
ние
или
твёрдость
мягкость
которых
обозначается буквами
о, ё в слогах, словах
Гласные
1
звуки и буквы.
Хищные
и
травоядные
животные.
Игры
«Зоопарк»,
«Угадай, что мы
задумали?».
Гласные
звуки и буквы.
24
25
26
27
Дифференциация
гласных о ё в
предложениях и
тексте
Дифференцирова
согласных,
ние
или
твёрдость
мягкость
которых
обозначается буквами
о, ё в предложениях и
тексте
Дифференциация
гласных э е в
слогах и словах,
предложениях и
тексте
Дифференцирова
ние гласных
эе.
Обозначение мягкости
согласных на письме
при помощи буквы е.
Гласные
звуки и буквы.
Зима, зимующие
птицы.
Игра
«Времена года».
Дифференциация
твердых и мягких
согласных
Дифференцирова
ние твердых и мягких
согласных
при
обозначении мягкости
согласных гласными II
ряда
Игры
«Чудесный
мешочек»,
«
Чей
домик?»
1
1
1
Мягкие
согласные.
Обозначение
мягкости буквой
«ь» в конце слова.
Дифференцирова
ние твёрдых и мягких
согласных
при
обозначении мягкости
согласных буквой «ь»
Буква «ь».
1
Зимующие
птицы. Сказка
Л.Н. Толстого
«Ворона и рак». 28
29
Обозначение
мягкости
согласного буквой
«ь» в середине
слова
Дифференцирова
ние твёрдых и мягких
согласных
при
обозначении мягкости
согласных буквой «ь»
1
Буква «ь».
Игры «Будь
вниматель
ным!»,
«Наоборот»,
«Игра
мячом».
с
Мягкие
согласные.
Обозначение
мягкости
согласных
гласными я, ю, е,
ё, и и буквой «ь»
Дифференцирова
ние I и II способа
обозначения мягкости
согласных
Твёрдые и
1
мягкие
согласные
Зима.
Зимние забавы и
развлечения
30
Разделительный
мягкий знак
Дифференцирова
ние слогов и слов с
«ь» разделительным и
слов и слогов без «ь»
Буква «ъ».
Игры «Он они
мы»,
«Строитель
1
31
32
Дифференциация
звонких и глухих
согласных.
Дифференцирова
ние согласных по
звонкости глухости
Дифференциация
звуков [з з’] в
слогах, словах
Дифференцирова
ние согласных [з з’]
по твёрдости
мягкости
ство»
Звонкие и
1
глухие
согласные.
Игра «Кто
и
вернее
быстрее?».
1
Парные
и
твёрдые
мягкие
согласные.
Ранняя весна.
Первоцветы.
Игра «Так 33
34
35
36
37
или
бывает
нет?».
Дифференциация
звуков [з з’] в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференциация
звуков [с с’] в
слогах, словах .
Дифференциация
звуков [с с’] в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференцирова
ние согласных [з з’]
по твёрдости
мягкости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Дифференцирова
ние согласных [с с’]
по твёрдости
мягкости
Игра
«Домино»
Дифференцирова
ние согласных [с с’]
по твёрдости
мягкости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Дифференциация
звуков [з з’ с
с’]
в слогах,
словах
Дифференцирова
ние согласных [з з’, с
с’] звонкости –
глухости
]
Дифференциация
звуков [з з’ с
с’
в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференцирова
ние согласных [з з’, с
с’] звонкости –
глухости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Сказки
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Детские
игрушки.
Игра
«Магазин
игрушек»
и
и
и
и
38
Звук [ж], буква
Жж.
Звукобуквенный и
Дифференцирова
ние согласного [ж] от
других согласных
Парные
звонкие
глухие
и
1
1
1
1
1
1 39
40
41
42
43
слоговой анализ
Звук [ш] , буква
Шш.
Звукобуквенный и
слоговой анализ
Дифференцирова
ние согласного [ш] от
других согласных
согласные
Парные
и
звонкие
глухие
согласные.
Поздняя осень
(предзимье).
Игра
«Лови назови»
Дифференциация
[жш] в слогах,
словах
Дифференциация
[жш]
в
словосочетаниях,
предложениях и
тексте
Дифференциация
звуков [в в’]
слогах, словах
Дифференцирова
ние согласных [ж ш]
по
глухости
звонкости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Дифференцирова
ние согласных [ж ш]
по
глухости
звонкости
Парные
звонкие
глухие
согласные
Дифференцирова
ние согласных [в в’]
по твёрдости
мягкости
Парные
твёрдые
мягкие
согласные.
Мебель.
и
и
и
Дифференциация
звуков [в в’] в
словосочетаниях,
предложениях и
тексте
Дифференцирова
ние согласных [в в’]
по твёрдости
мягкости
Игра «Что
изменилось?».
и
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Мебель.
Игра
«Собери слова»
44
Дифференциация
звуков [ф ф’] в
Дифференцирова
ние согласных [ф ф’]
Парные
твёрдые
и
1
1
1
1
1
1 45
46
47
48
59
слогах, словах
по твёрдости
мягкости
мягкие
согласные.
Дифференциация
звуков [ф ф’] в
словосочетаниях,
предложениях и
тексте
Дифференцирова
ние согласных [ф ф’]
по твёрдости
мягкости
Парные
твёрдые
мягкие
согласные.
и
Дифференциация
звуков[ в в’, ф
ф’] в слогах,
словах
Дифференцирова
ние согласных
[в в’, ф ф’, ]
звонкости – глухости
Парные
и
звонкие
глухие
согласные. Игра
«Магазин
игрушек».
Дифференциация
звуков [в в’, ф
ф’]
в
словосочетаниях,
предложениях и
тексте
Дифференцирова
ние согласных
[в в’, ф ф’ ]
звонкости – глухости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Дифференциация
звуков[б б’] в
слогах, словах
Дифференцирова
ние согласных [б б’]
по твёрдости
мягкости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Игры
«Переверты
и
и
Дифференциация
звуков [б б’] в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференцирова
ние согласных [б б’]
по твёрдости
мягкости
ши», «Купи
игрушку»
и
Парные
твёрдые
мягкие
согласные.
Учебные вещи.
1
1
1
1
1 50
Дифференциация
звуков [п п’] в
слогах, словах
Дифференцирова
ние согласных [п п’]
по твёрдости
мягкости
Игра «Будь
внимателен!»
и
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Игры
«Расскажи, мы
отгадаем»,
«Найди
картинке
домик»
её
51
52
53
Дифференциация
звуков [п п’] в
словосочетаниях,
предложениях и
тексте
Дифференцирова
ние согласных [п п’]
по твёрдости
мягкости
Парные
твёрдые
мягкие
согласные.
Домашние
дикие
животные.
и
и
Дифференциация
звуков [б б’, п
п’ ] в слогах,
словах
Дифференцирова
ние согласных [б б’,
п п’, ] звонкости –
глухости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Дифференциация
звуков [б б’, п
п’]
в
словосочетаниях,
предложениях и
тексте
Дифференцирова
ние согласных [б б’,
п п’ ] звонкости –
глухости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
и
и
54
Дифференциация
[д д’] в слогах и
Дифференцирова
ние согласных [д д’]
Парные
звонкие
и
1
1
1
1
1 словах
по твёрдости
мягкости
глухие
согласные.
«Игра с
мячом»
Дифференцирова
ние согласных [д д’]
по твёрдости
мягкости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
и
д’]
Дифференциация
[д
в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференциация
[т т’] в слогах и
словах
Дифференцирова
ние согласных [т т’]
по твёрдости
мягкости
Парные
и
звонкие
глухие
согласные.
Поздняя осень
(предзимье).
Игра
«Лови назови»
т’]
Дифференциация
[т
в
словосочетаниях,
предложениях и
текстах
Дифференцирова
ние согласных [т т’]
по твёрдости
мягкости
Парные
звонкие
глухие
согласные
Дифференциация
[д д’, т т’] в
слогах и словах
Дифференцирова
ние согласных
[д д’, т т’ ]
звонкости – глухости
55
56
57
58
1
1
1
1
1
и
и
и
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Осень.
Перелетные
птицы.
Игра
«Эстафета»
Парные
звонкие
глухие
59
Дифференциация
[д д’, т т’] в
словосочетаниях,
Дифференцирова
ние согласных
[д д’, т т’ ] предложениях и
тексте
звонкости – глухости
согласные.
«Игра с
60
61
62
Дифференциация
[г г’] в слогах и
словах
Дифференцирова
ние согласных [т т’]
по твёрдости
мягкости
мячом»
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Осень
картинах
русских
художников
[г
Дифференциация
в
г’]
предложениях и
тексте
Дифференциация
[к к’] в слогах и
словах.
Дифференцирова
ние согласных [т т’]
по твёрдости
мягкости
Парные
звонкие
глухие
согласные
Дифференцирова
ние согласных [к к’]
по твёрдости
мягкости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
и
в
и
и
и
63
Дифференциация
[к к’] в
предложениях и
тексте
Дифференцирова
ние согласных [к к’]
по твёрдости
мягкости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
Игра
«
64
65
Кеша и Костя»
Дифференциация
[г г’, к к’]
слогах и словах
Дифференцирова
ние согласных
[г г’, к к’ ]
звонкости – глухости
Парные
звонкие
глухие
согласные.
и
Игра «Кто
уйдет дальше?»
Дифференциация
[г г’, к к’] в.
словосочетаниях,
Дифференцирова
ние согласных [г г’, к
к’] звонкости –
Парные
звонкие
глухие
и
1
1
1
1
1
1 предложениях и
тексте
глухости
согласные.
Осень.
Перелетные
птицы.
Игра
«Эстафета»
Лабиализованные
Буквы «ё
гласные.
Дифференцирование
гласных ёю
ю»
Дифференциация
букв ё – ю в
слогах и словах
Дифференциация
букв ё ю в
словосочетаниях,
предложениях и
тексте
Лабиализован
ные
гласные.
Дифференцирование
гласных ёю
Книги.
Беседа о книгах
Времена
Сказка
года.
Маршака
«Двенадцать
месяцев»
Дифференциация
свистящих
и
шипящих звуков
Дифференцирова
ние звуков свистящих
и шипящих звуков
Дифференциация
звуков [с, с’, ш] в
слогах, словах
Дифференцирова
ние свистящих [с, с’],
шипящего
Звуки и
буквы «с ш».
Игра
[ ш]
Дифференциация
звуков [с, с’, ш] в
словосочетаниях,
предложениях
Дифференциация
звуков [с, с’, ш] в
предложениях,
текстах
Дифференцирова
ние свистящих [с, с’],
шипящего
[ ш]
Дифференцирова
ние свистящих [с, с’],
шипящего
[ ш]
«Дежурны
й звук»
Звуки и
буквы «сш»
Звуки и
буквы «сш»
66
67
68
69
70
71
1
1
1
1
1
1 72
73
74
75
76
77
78
Звуки и
буквы «з ж».
Рассказ
К.Д.
Ушинского
«Четыре
желания».
Звуки и
буквы «с ц»
Аффрикат
ы. Звуки и
буквы «ч ц».
Транспорт.
Игра «Водители
и пассажиры»
Аффрикат
Звуки и
ы.
буквы «ч щ».
Аффрикат
Звуки и
ы.
буквы «ч щ».
1
1
1
1
1
1
1
1
Дифференциация
звуков [з, з’, ж] в
слогах, словах
Дифференцирова
ние свистящих [з, з’],
шипящего
Звуки и
буквы» «з ж»
[ ж]
Дифференцирова
ние свистящих [з, з’],
шипящего
[ ж]
Дифференциация
звуков [з, з’, ж] в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференциация
звуков [с, с’, ц] в
слогах, словах.
Дифференцирова
ние свистящих [с, с’]
и
[ц]
Дифференцирова
ние свистящих [с, с’]
и
[ц]
Дифференцирова
ние шипящих
[ч’] и [щ’]
Дифференцирова
ние шипящих
[ч’] и [щ’]
Дифференциация
звуков[с, с’, ц] в
словосочетаниях,
предложениях,
текстах
Дифференциация
звуков [ч’ щ’] в
слогах, словах
Дифференциация
звуков [ч’ щ’] в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференциация
звуков [ч’ ш] в
слогах, словах
Дифференцирова
ние шипящих
[ч’] и [ш]
Звуки и
буквы «ч ш».
Герои любимых
мультфильмов
79
Дифференциация
Дифференцирова
Звуки и буквы «ч
ш».Слова,
отличающиеся
одним звуком
Аффрикат
ы.
Звуки и
буквы «чц».
Птицы Игры
«Дежурный
звук»,
«Шифровк
а слов»
Аффрикат
Звуки и
ы.
буквы «ч ц»
Звук
и
буква «р». Игра
« Зоопарк»
Дифференцирова
ние аффрикат
[ч’] и [ц]
Дифференцирова
ние сонорных звуков
[р, р’] по твёрдости
мягкости
Дифференцирова
ние сонорных звуков
[р, р’] по твёрдости
мягкости
Звук
буква
Перелётные
птицы
и
«р».
Дифференцирова
ние
сонорных
согласных [р р’, л
л’]
Звуки и
буквы «р л»
1
1
1
1
1
1
звуков [ч’ ш] в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференциация
звуков [ч’ ц] в
слогах, словах
ние шипящих
[ч’] и [ш]
Дифференцирова
ние аффрикат
[ч’] и [ц]
80
81
82
83
84
85
Дифференциация
звуков [ч’ ц] в
словосочетаниях,
предложениях,
текстах
Дифференциация
звуков [р, р’] в
слогах, словах
Дифференциация
звуков [р, р’] в
словосочетаниях,
предложениях,
тексте
Дифференциация
звуков [р, р’, л, л’]
в слогах и словах
Дифференциация
звуков [р р’, л
л’]
в
словосочетаниях,
Дифференцирова
ние
сонорных
согласных [р р’, л
л’]
Звуки и
буквы «рл» Закрепление
Птицы. Тип
1
речи
повествование
слуховых
дифференцировок
различных звуков в
самостоятельной
письменной речи
Закрепление
Деревья.
Тип
описание
речи
слуховых
дифференцировок
различных звуков в
самостоятельной
письменной речи
Закрепление
Рыбалка,
рыбаки
слуховых
дифференцировок
различных звуков в
самостоятельной
письменной речи
Закрепление
слуховых
дифференцировок
различных звуков в
самостоятельной
письменной речи
1
1
1
2
86
87
88
89
предложениях,
тексте
Развитие связной
речи.
Краткое
изложение
« Птичка»
Развитие связной
речи. Изложение
«Черёмуха.
Развитие связной
речи. Сочинение
по плану
« Рыбаки»
Развитие связной
речи. Сочинение
по плану « Весна в
лесу»
Оценочнодиагностический этап работы
Диктанты
«
Теплые дни», «Весна»,
«Летом на лугу» и др.
90
91
Итоговая
проверочная
работа. Оценка
результативнос
ти
коррекционной
работы. Количественный
и качественный
анализ ошибок
Фронтальное
обследование
устной
и
письменной речи
92
93
2
Методические рекомендации к программе по коррекции
акустической дисграфии
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами
опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе:
сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные
(сначала свистящие, а затем – шипящие, аффрикаты и сонорные).
Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с
дифференциацией гласных а я, о ё, у ю, э е. Работу по дифференциации
звонких и глухих согласных следует начинать со звуков, при произнесении
которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить её нужно в
следующей последовательности: з ж, ж ш, в ф, б п, д т, г к.
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков
включает два этапа: предварительный этап работы над каждым из
смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации
смешиваемых
звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и
слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по
следующему
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое,
тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при
уточнении правильной артикуляции звука [с] необходимо обратить внимание
на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка
находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения
уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная
струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со
свистом
ветра.
плану: слышится
2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на
слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие
его. Ученики должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в
слоге
звук.
3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед
предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются
слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.
Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые
буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом
окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно
произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные
варианты данного звука, зависящей от положения его в слове.
заданный
слова
на
структуры
Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно
произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при
овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным
воспроизведением
письме.
Для определения звука в слове можно предложить детям следующие
задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии
которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в
названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на
заданный
звук.
4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова,
после
звуком.
5. Выделение слова с данным звуком из предложения, текста.
По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков
в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в
той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и
произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что
основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен
включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков
большое место отводиться развитию фонематического анализа и синтеза.
какого
каким
звука,
перед
При устранении акустической дисграфии каждый из звуков в процессе
работы соотносится с определённой буквой. Дифференциацию в
письменной речи согласных, имеющих акустикоартикуляционное сходство,
мы проводим на материале, включающем одновременно и твёрдые, и мягкие варианты фонем. Если качественно проработана с обучающимися тема «
Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет
необходимости в раздельной дифференциации твёрдых и мягких вариантов
звука. При коррекции акустической дисграфии большое место занимают
письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.
В процессе работы дети овладевают анализом всё более и более
сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова со
звуковыми моделями, находить в них сходство и различие. Учитывая
психические особенности детей данной группы, работа на занятиях ведётся
в определённом, не очень быстром, темпе.
Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но не
исключена возможность частичного или полного использования
предлагаемого материала на индивидуальных занятиях по коррекции
акустической дисграфии.
В каждое занятие необходимо включать задания по развитию высших
психических функций (внимания, памяти, мышления) и физкультминутки.
Параллельно ведётся работа по обогащению словаря и грамматического
строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.
Отслеживание динамики навыков письма производится с помощью
мониторинга.
Список литературы
1 Аксёнова Э. В., Якубовская А. К. Дидактические игры на уроках
русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы, М., 1991. – 158
с.
2 Астахова Т. В. Обоснование возможностей коррекции оптических и
моторных нарушений письма у младших школьников с использованием
изобразительных средств // Практическая психолгия и логопедия, №3,
2006. –с. 36 38
3 Барылкина Л.П. и др. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с
нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и
логопедов. – М.: 5 за знания, 2005. – 128 с.
4 Безруких М.М. Методика оценки сформированности навыков письма и
чтения у школьников 1го класса.// « Начальная школа», №19, с.3 15.
5 Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии
и дислексии у детей 57 лет с нарушениями речи// Логопед. – 2007. – №
4 – с. 7680. 6 Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Учебнометодическое пособие. – М.:
Астрель, 2005. – 127 с.
6 Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
7 Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:
Методическое пособие. – М.: Айриспресс, 2005. – 96 с.
8 Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам
с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о
пространстве и времени: Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. –
180 с.
9 Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка письма у
учащихся с дизорфографией// Логопед. – 2007. – № 5 – с. 1637.
10 Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы
в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
11 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 335
с.
12 Ефименкова Л.
Н.
обусловленных
несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2.
Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголюб, 2005. . –
128 с.
Коррекция ошибок,
13 Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико
грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего
школьного возраста: Учебнометодическое пособие. – М.: Астрель,
2006. – 159 с.
14 Ивановская О.Г. и др. Дисграфия и дизорфография: Изучение,
методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 544 с.
15 Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе/ Под ред.
Ж.М. Глозман. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
16 Инструктивное письмо Министенрства образования РФ от 14.12.200 Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения //Вестник образования, 2001, №2.
17 Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей
57 лет. Пособие для логопеда. В 2х частях. – Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 296 с.
18 Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2004. – 116 с.
19 Коррекция письма на уроках. 1 – 2 классы: практические и
тренировочные задания и упражнения/ авторсоставитель Л. В.
Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 86с.
20 Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся
младших классов общеобразовательной школы: Учебнометодическое
пособие. – М.: Астрель, 2006. – 158 с. 21 Козырева Л.М.
Программнометодические материалы для
логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль:
Академия развития, 2006. – 128 с.
22 Корнев А. Н. Нарушения письма и чтения у детей. СПб., 1997. – 286с.
23 Коррекция нарушений письменной речи: Учебнометодическое пособие/
Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 208 с.
24 Кузьминова С.А. Использование речевой ритмики для профилактики
дисграфии у младших школьников// Логопед. – 2004. – № 3 – с. 94104.
25 Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших
школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. –
224 с.
26 Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками
с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов.
– СПб.: КАРО, 2004. – 176 с.
27 Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.:
ИКЦ «МарТ», 2005. – 368 с.
28 Логопедия: Методическое наследие/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. –
М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушение письменной речи: Дислексия.
Дисграфия. – 304 с.
29 Логопедия: Учебник/ Под ред. Л.С. Волковой. – в 2х книгах. – М.:
ВЛАДОС, 2004. – 703 с.
30 Лурия А. Р. Нейролингвистические исследования. М.:Академия, 2002.
– 347 с.
31 Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
32 Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий
для логопедов. – М.: Гном и Д, 2006. – 184 с.
33 Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и
организация коррекционной работы: методическое пособие для
учителей – логопедов/ Е. В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2009 . – 160 с.
34 Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых
нарушений/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
35 Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования
слова и способы их преодоления// Логопед. – 2004. – № 4 – с. 1325.
36 Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной
речью// Логопед. – 2005. – № 3 – с. 411.
37 Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный
анализ / под. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, НИИ Школьных
технологий, 2008. – 140с.
38 Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия
развития: Академия; К. Академия холдинг, 2000г. – 240 с. 39 Новоторцева Н. В. Энциклопедия речевого развития. Росмэн – Пресс,
2008. – 192 с.
40 Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие/ Под общ.
ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
41 Парамонова Л.Г. Ситуацию надо менять. – СанктПетербург, 2001. – 3
стр.
42 Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция/
Л.Г. Парамонова. СПб.: ДетсвоПресс, 2006. – 128.
43 Певзнер М. С. , Явкин В. М. Результаты обследования неуспевающих
//
учащихся начальных классов общеобразовательных школ
Дефектология. – 1977. № 2. – с19 23
44 Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –445
с.
45 Понятийнотерминологический словарь логопеда/ под ред. В.И.
Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
46 Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебно
методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.
47 Ракитина В.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей
младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: в 3 вып. Вып. 1:
Животные в загадках в алфавитном порядке. – М.: ВЛАДОС, 2005. –
140 с.
48 Распространённость и проявления разных видов дисграфии у учащихся
первых классов общеобразовательной школы. Сайт средней школы №3
г. Советская Гавань (www/school3rd.ucoz.ru), 2009. –7 с.
49 Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной
речи у детей. – М.: Айриспресс, 2005. – 240 с.
50 Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ
речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192
с.
51 Русский язык: коррекционноразвивающие задания и упражнения. 12
классы/ авт.сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 134 с.
52 Русский язык: коррекционноразвивающие задания и упражнения. 34
классы/ авт.сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.
53 Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
54 Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия миф или реальность? //
Дефектология №2, 2006 год. – 26 30 с.
55 Суслова С. В. Моторная и оптическая дисграфия (диагностика,
профилактика, коррекция)// Начальная школа плюс: до и после, №8, 9,
2009. – с.4953
56 Татаринова И.А. Работа над деформированными текстами на
логопедических занятиях с младшими школьниками// Логопед. – 2008. –
№ 2 – с. 7886. 57 Татаринова И. А. Игровые приёмы развития фонематических процессов
у младших школьников // Логопед. 2005. . – №4 . – с.7175
58 Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и
дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С. С.
Ляпидевского. – М.: Просвещение, 2006. . – 280 с.
59 Троицкая Л. А. Характер нарушений чтения и письма// Начальная
школа №4, 2008. – с.15 17
60 Хватцев М. Е. Логопедия. Учебное пособие для ВУЗов. В 2х книгах. –
М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 272 с., 292 с.
61 Хохлова С.П. Узнай буквы, прочитай слова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 32
с.
62 Ястребова А.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи. – М.:
АРКТИ, 1996. – 176с.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Программа по коррекции проявлений акустической дисграфии у обучающихся 1 -2 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.