Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"
Оценка 5

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
28.02.2018
Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю? Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Программа по краеведению Нурлат - наш родной край.doc
МОУ средняя общеобразовательная школа №2 г.Нурлат  Нурлатского муниципального района Республики Татарстан                                                                              Составители:  Иванова К. А. учитель начальных классов, Мухаметова Л. А. учитель начальных классов. Одной   из   задач   современной   школы   является   привитие   чувства               Пояснительная записка.     принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.       Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю?             Знакомство   с   историей   родного   края   показывает   многообразие   национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство   человечества,   одинаковое   понимание   природы,   жизни,   любви, отношений   в   семье,   понятий   справедливости   и   правды,   чести   и   гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет   увидеть   в   то   же   время   и   исторические   границы,   изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.         Только   на   основе   национальной   культуры,   народных   традиций   и   потребностей   общества   конкретного   региона   возможен   перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.     Одна   из   задач   национально­регионального   компонента   содержания образования   заключается   в   воспитании   нравственной   позиции   российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный   наблюдатель,   а   хранитель   и   созидатель   природы   и   культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.          Основной смысл краеведческого  воспитания ­ конкретная практическая деятельность.   Объектами   этой   деятельности   становятся   все   источники жизнедеятельности.          В программе “Нурлат ­ наш родной край” прослеживается ряд условий, способствующих   развитию   нравственной   позиции   по   отношению   к   родному краю:   поскольку   процесс   обучения   построен   на   взаимодействии   учителя   и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.     Положительные эмоции активизируют учебно­познавательную деятельность и облегчают процесс познания.         Изучение родного края способствует  активизации  учебно­познавательной деятельности   детей,   что   ведет   к   развитию   познавательных   способностей каждого ребенка.          Программа   «Нурлат   –   наш   родной   край»,   составлена   как   дополнение   к предмету “Окружающий мир” и рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Он  изучается   параллельно   курсу  “Окружающий   мир” и  разработан  с  учетом программ и учебников по данному предмету (автор Плешаков). Цель.   Формирование   целостного   представления   о   природном   и   социальном окружении. Задачи первого года обучения.  Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.  Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое  вокруг себя.  Задачи второго года обучения.  Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.  Потребность общения с родной природой.  Бережное отношение к народному наследию.  Задачи третьего года обучения.  Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими  народными связями.  Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную  деятельность человека.  Показать значимость своего региона среди других регионов страны.  Учебно­тематический план. Первый год обучения по программе (2 класс) 34 часа. № Раздел плана, темы I. Красота природы. Природа в городе.  Кол­ во  часов 3 Содержание занятия 1. Деревья, кустарники,  травы на улицах города  Нурлат (Деревья и  кустарники с простой и  сложной  формой  листовой пластины:  береза, липа, тополь,  клен, рябина, сирень,  калина.)  Травы вдоль дорог:  подорожник, крапива,  2. Что растет на нашей грядке. Животный мир Нурлатского  района. II. Красота и  симметрия. Город, в котором мы живем. 3 3 3 одуванчик, полынь.) 3. Экскурсия «Неживая  природа города»  (Наблюдение за небом,  солнцем, ветром  почвенным покровом) 1. Овощная викторина  Витамины с грядки.  2. Плодовые  и ягодные  культуры: яблони,  груши, слива, вишня,  смородина, крыжовник.  3. Экскурсия в  плодопитомник. 1. Животный мир наших  лесов (Лось, лиса, волк,  заяц, кабан) 2. Перелетные птицы:  скворец, стриж,  ласточка, иволга,  перепелка. 3. Экскурсия «Кто живет  рядом с тобой?»  (Наблюдение за  оседлыми птицами:  голуби, синички,  воробьи)          1. Флаг и герб нашего  города. 2. Достопримечательности  нашего города.   Современные постройки  города: вокзал, Ледовый  дворец, Спортивный  комплекс, музыкальная  школа, ДК, фонтан.  Памятники города: воинам ВОВ, воинам Афганистана. 3. Экскурсия в Ледовый Искусство народа населяющего наш край (национальный  орнамент). III. Красота рукотворная. Народная музыка.  Произведения Нурлатских  писателей и поэтов. В гостях у народных умельцев.  дворец. 4. Конкурс рисунков «Мой  город». 1. Татарские национальные  орнаменты (Цветы, листья, цветовое оформление) 2. Чувашские национальные  орнаменты (ромбы, птицы,  цветовое оформление  работ) 3. Русские узоры. Рушники и  кокошники. Экскурсия в мастерскую  художника. Якупова Ф.Н.  – учитель СОШ № 2 1. Гимн нашего города.  Песни о нашем городе. 2. Песни народов нашего  города (Русские народные, татарские, чувашские) 3. Семейный праздник  «Поющая семья» 1. Поэты нашего города:  С.Бадыгин, А.Григорьев,  М.Литта,Ринат Юлдашев,  Валентин Бурайкин, Федор Савгачев, Ника) 2. Юные поэты нашей школы. Встреча с поэтами школы. 3. Я пробую сочинять. Мои  первые строки о родном  крае. 1. Экскурсия в школьный  краеведческий музей. 2. Чудесные превращения  дощечки (Разделочные  доски, выпиливание из  дерева, плетеная корзина,  4 3 3 2 IV. Красота человека. Самобытность слова.    Население нашего района.   Национальный костюм. V Итоговое занятие 3 3 2 1 изделия из дерева) 1. Печатные издания нашего  города и нашей школы.  (Газета «Дружба» выходит на трех языках, основные  рубрики.) Школьная газета «Мечты сбываются» 2. Культура речи «Как мы  говорим?»  3. Этимология слова. Откуда к нам пришли слова. Слова тюркской  и славянской  группы.  1. Народности нашего края  их особенности: язык,  культура, праздники,  обычаи. 2. Игры народов нашего края. 3. Семейные посиделки «У  самовара» Презентация  национальных блюд. 1. Национальная одежда,  украшения русских, татар  и чуваш нашего края. 2. «Откроем бабушкин  сундук» ­ викторина.  1. Игра «Что? Где? Когда?»   Выбирается команда  знатоков из желающих  ребят, остальные по  желанию составляют  вопросы  по изученным  темам.                    Учебно­тематический план.                             Второй год обучения по программе (3 класс) 34 часа. № I.    Раздел плана, темы Природа Татарстана.  Кол­ во  часов 3 От истока к устью по реке  Черемшан. Родная природа в стихах и  рассказах писателей нашего  края. II. Кладовая лесов среднего  Поволжья. 2 2 3         Содержание занятий 1. Карта Татарстана и  Нурлатского района.  2. Смена времен года на  территории Нурлатского  района. Инструкция по ведению дневника наблюдений за  изменениями в живой и неживой природе. 3. Экскурсия «Осенние  изменения  в живой и неживой  природе в г.Нурлат» 1. Работа с картой. Водоемы  Татарстана. Черемшан в жизни  Нурлатского района. 2. Экологические службы  г.Нурлат. Состояние  родников.  Составление памятки для  посещающих родник. 1. Встреча с местным поэтом  А. Григорьевым «Что меня  вдохновляет  на творчество» 2. Встреча с татарской  поэтессой Фаузией  Мухамметовой « Душа поет при виде красоты родного края» 1. Нурлатское  лесное  хозяйство. Площадь,  разновидности деревьев,  вырубка, высадка молодого  леса. Использование леса в  промышленности. 2. Грибной сезон в лесах  Нурлатского района.  Ядовитые грибы: мухомор,  ложные опята, бледная  поганка. 3. Лекарственные (ландыш, Встречаем зиму! Народный календарь и  народные приметы. 2 2 III. Городская среда и человек. 2 Труд людей зимой на улицах  города. 2 боярышник, шиповник) и  ядовитые (дурман трава,  волчье лыко, белена)  растения леса.  1. Экскурсия «Зима в нашем  парке» (Зимние изменения в  живой и неживой природе.) 2. Зимующие птицы. Кто поет  в зимнем лесу? 1. Подведение итогов   наблюдений за неживой  природой в осенние месяцы  (сентябрь, октябрь, ноябрь).  Погода: осадки, солнечные  дни, ветер, ясные дни и т.д.  Народный календарь. 2. Народные приметы. Итоги  наблюдений за живой  природой. 1. Экологическое состояние  города Нурлат. Диспут  «Что я думаю о  санитарном состоянии  улиц, дворов г.Нурлат». 2.  Промышленность города и  транспорт моего города. 1. Экскурсия в городскую  теплицу. 2. Подведение итогов по  зимним наблюдениям в  живой и неживой  природе. Труд людей  зимой. Служба  коммунального хозяйства города. Воспитание  уважения к людям труда. IV Природа пробуждается и  расцветает... Встреча весны! 3 1. Экскурсия« Весенние  изменения в живой и неживой природе г.Нурлат» 2. Народные традиции             « Встреча весны у разных  народов»  3. Проводы зимы «Масленица», народные игры. 1. Насекомые нашего края.  Укусы насекомых опасны,  аллергические реакции в  весенний период. 1. Растения Татарстана  занесенные в Красную книгу (Башмачок настоящий,  колокольчик  широколистный, прострел  раскрытый, ландыш) 1. Животные Татарстана из  Красной книги (выхухоль,  сурок ­ байбак европейский,  выдра, летяга обыкновенная, бурундук, куница и т. д.)   2. КВН по страницам Красной  книги. 1. Солнце, воздух и вода мои  лучшие друзья. Сезонное  закаливание в условиях  нашей местности. 1. Рождение города. 2. История города в названии  улиц. Заочное путешествие  «По улицам нашего города». 1.Профессии моих родителей.  Кем я хочу стать. 1. Герои Советского Союза–    Насекомые нашего края.  Первоцветы средней полосы  России.  1 1 По страницам Красной книги  Татарстана. 2 Охрана здоровья  ­ дело рук  каждого. V История нашего города Профессионалы своего дела  г.Нурлат. 1 2 1 Герои ВОВ ­ наши земляки. Герои труда ­ наши  земляники. Они прославляют  наш район.  VI Устное народное творчество.  Татарские, русские и  чувашские народные сказки. 1 1 3 наши земляки: Синдряков Н. К., Кузнецов А. И., Козлов  Н. А., Сергеев М. Е. 1. Знакомство с героями  труда. Гиматдинов Г.К..,  Сандлер И.Л., Сибагатуллин Ф.С. 1.Чтение и анализ народных  сказок «Ученая собака»,  « Наказанная царевна» ­  русские народные сказки.  Национальный колорит в  сказках. 2. Чтение и анализ сказок «  Дары аллаха», «Камыр –  батыр», « Волшебный  цветок» ­ татарские  народные сказки.  Особенности татарских  народных сказок. 3. Чтение сказок « Ленивая  невеста», « Как братья  огонь добывали» ­  чувашские сказки.  Особенности чувашских  сказок.                                                                              Учебно­тематический план.                        Третий год обучения по программе (4 класс). 34 часа. № Раздел плана, темы Кол­ во  часов Содержание занятий I. Природные особенности  края 8 II.  Промышленность и  экономика  Сельское хозяйство. Полезные ископаемые  Промышленные  предприятия города  Нурлат. 2 3 3 1. Географическое  положение Нурлатского  района. 2. Основные черты рельефа.  Овраги, балки, речные  долины. 3. Климат нашего края. 4. Метеослужба Нурлатского района. 5. Исследовательская работа  «Растения города Нурлат» 6. Исследовательская работа  «Птицы города Нурлат» 7. Научно – практическая  конференция «Природа  моего города» 8. Природные катаклизмы  района (ураган). Правила  поведения при ЧС. 1. Сельское хозяйство нашего  района. Фермерские  хозяйства. Конезавод. 2. Наш вклад в хлебные закрома страны. 1. Нефтяная отрасль. 2. Экскурсия в ОАО  «ТАТНЕФТЕПРОМ –  ЗУЗЕЕВНЕФТЬ». 3. Полезные ископаемые на  территории района (глина и  песок). 1. Нурлатский сахарный завод,  ОАО «Нурлатский элеватор». 2. Железнодорожный транспорт станции Нурлат. 3. Экскурсия на хлебозавод. Сфера обслуживания и  здравоохранения.  Образование. Охрана окружающей среды  – долг каждого. III.  Путешествие по  городам Татарстана.  Наши ближайшие соседи Столица Республики  Татарстан. Культурно – исторические  центры республики. 4 3 1 1 3 1. На пользу людям. Правила  поведения в общественных  местах.  2. Экскурсия в пожарную часть  ПЧ 73. 3. Закон и порядок. На страже  порядка. Личная  безопасность на улице города и дома. 4. Из истории нашей школы. 1.Операция «Зеленый патруль»,  «Чистота рядом с нами». 2.Экскурсия в экологический  центр. 3.Велопробег на родник в  Иглайкино. 1.Какие республики граничат с  Татарстаном (Чувашия, Башкирия,  Удмуртия) 1. Достопримечательности  столицы.  1.Города Татарстана. Их вклад в экономику и культурно –  историческое развитие  республики. 2. Заочное путешествие «По  знаменитым местам  республики». 3. Сочинение «Мой любимый  город Татарстана». IV. Я и мой город 5 1. Художники нашего края  (Будяшкин, Якупова Ф.Н.,  Павлова Н.М.) 2. Праздник Навруз.  Национальные игры. 3. Национальные костюмы  русских, татар, чуваш. 4. Город Нурлат как часть  Республики Татарстан и  страны Россия. 5. Наши четвероногие друзья на  улицах города. Диспут «Как  сделать, чтобы не было  бездомных  кошек и собак». 1. За круглым столом. Встреча с интересными людьми  (учитель – пенсионер,  активист района, поэтесса,  участница районного хора  ветеранов, интересный  собеседник – Казакова А. М.) V Итоговое занятие 1 Ожидаемые результаты обучения по программе“ Нурлат ­ наш родной  край”.     Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.  Ребенок   должен   “проснуться”   и   начинать   задавать   вопросы:   он   должен заинтересоваться разными явлениями и объектами родного края.  Ребенок   должен   научиться   принимать   самостоятельно   несложные   решения   и предлагать свои версии, варианты.  Уметь   пользоваться   дополнительной   литературой,   расширяя   свои   знания   о краеведческих понятиях, литературном творчестве писателей.  Уметь составить “паспорт” реки, растения, животных своего региона.  Знать культурные центры Татарстана (театры, музеи).  Уметь изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края.       Что же касается конкретных занятий, то можно не сомневаться, что их у ребенка   окажется   больше,   чем   мы   ожидаем.   Самое   главное,   чтобы   каждый ученик   был   не   просто   пассивным   созерцателем,   а   стал   активным   творцом. Ученик на занятиях может показать не только, как он понимает материал, но и передать   свои   чувства   и   эмоции,   через   выполнение   практических   заданий выразить свое отношение к объектам природы.     Результатом   краеведческой   работы   младших   школьников   является выполнение рисунков, написание творческих сочинений, изготовление поделок, сбор   краеведческого   материала,   посещение   разнообразных   музеев,   участие   в акциях   защиты   животных,   в   озеленении   и   благоустройстве   класса,   школы, школьного участка.

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"

Программа по краеведению "Нурлат-наш родной край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018