Актуальность и практическую значимость данной программы в том, что работа по изучению «малой» родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли, что в будущем может способствовать возрождению сел и деревень. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей,
«Краснобаковский детский дом»
Принято на
педагогическом совете
« 05 » 09. 2012г.
Протокол № 1
Утверждаю
Директор детского
дома
_______И.Н.
Бобарыкина
« 05 » 09. 2012г.
Программа
«По малой родине
моей»
Профиль деятельности:
туристко-
краеведческий
Возрастной состав: 9-
17лет2
Срок реализации:
года
Автор программы:
Комиссарова М.М.
педагог I категории
Красные Баки
2017г.
Воспитание любви к
Родине и формирование
гражданской позиции
должны стать основными и
по большому счёту
главными составляющими в
воспитательной работе.
Здесь очевидны огромные
возможности
краеведческой
деятельности, которая
позволяет воспитывать
патриота и гражданина нена абстрактных идеях, а на
конкретных примерах.
Григорьева
Н.В.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Механизм реализации
4.Предполагаемые результаты
5. Тематическое планирование
6. Используемая литератураПояснительная записка
Краеведческая деятельность – важнейшее средство
воспитания гражданственности и патриотизма детей.
Последнее десятилетие 20 века радикально изменили облик
планеты. В современном мире набирают силу процессы
глобализации, интеграции, распространения
информационных технологий. Огромные изменения
происходят и во всех сферах российского общества. События
последних лет привели ко многим негативным последствиям.
Изменение нравственных ориентиров, душевная пустота
стали признаком эпохи. Политизация общественной жизни,
столкновение идеалогий на фоне экономического кризиса
привели, с одной стороны, к радикализму в попытках решить
стоящие перед обществом проблемы, а с другой стороны – к
социальной апатии. Мировая практика показывает, что в
таких условиях образование имеет для
обществастабилизирующее и развивающее значение.
Особенно мощным нравственным потенциалом обладают
гуманитарные науки, в том числе история. В.О.Ключевский
неоднократно указывал на её важность для человека и
общества: «Чтобы идти твёрдо, надо знать почву, по которой
идём». Почва – история, без нания которой мы не сможем
найти свой путь в сложном меняющемся мире.В настоящее время остро ощущается необходимость
возрождения духовности, изучения культуры своего народа,
изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”,
восстановление духовности для формирования нравственной
личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима
мысль о том, что малая родина, отечество, родной край
играют значительную роль в жизни каждого человека.
Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие
душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю,
надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную
культуру, народные традиции, природу. Все это относится и
к нашим родным местам - к замечательной Краснобаковской
земле. Сегодня все больше регионов России создают новые
программы и методические разработки, отвечающие давно
назревшей потребности воспитывать с детства любовь к
своей малой родине, отчему краю.
Актуальность и практическую значимость данной программы
в том, что работа по изучению «малой» родины привлекает
внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения
патриотов родной земли,
что в будущем может
способствовать возрождению сел и деревень. Программа
реализует личностно-ориентированный подход в обучении и
воспитании,а также возможности семейной и народной
педагогики и педагогики сотрудничества.
Цели программы:
- Познакомить детей с историко-культурным наследием
Краснобаковского района;
- Сформировать черты патриотизма и гражданственности;
- Воспитывать духовность.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего Краснобаковского района,
обычаев,
традиций и духовной культуры народов,
проживающих в нашем районе;Выработка умений по ведению посильной
- Формирование и сохранение семейных ценностей и
традиций;
- Активизация поисковой деятельности воспитанников;
-
исследовательской работы в области краеведения;
- Формирование у воспитанников навыков информационной
культуры;
- Использование Интернет и информационных технологий в
изучении родного края;
- Воспитание патриотизма у детей через краеведческие
знания о районе.
Механизм реализации
Отличительной особенностью программы является то, что
в её реализации задействован ряд специалистов детского
дома – воспитатели, педагоги дополнительного образования,
а также специалисты районной библиотеки, районного
краеведческого музея, школьного музея. Их деятельность
комплексно направлена на достижение общей цели.
Программа предусматривает теоретические и практические
занятия:1) теоретические:
беседы;
лекции;
доклады;
викторины;
самостоятельная работа;
круглые столы;
2) практические
организация экскурсий в районный краеведческий
музей;
пешие экскурсии по посёлку;
организация экспедиций по малым населённым пунктам
Краснобаковского района;
встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда;
встреча со снаменитыми людьми нашего поселка;
практикумы в библиотеке;
работа с компьютером и СМИ;
работа с документами;
работа в архивах;
создание «Книги памяти»;
создание и оформление «Уголка старины»;
участие в районных и областных краеведческих
викторинах и конкурсах.
Срок реализации программы: 2017-2019
года
Предполагаемые результаты
В ходе реализации прграммы дети преобретают ряд
навыков и умений, которые служатпоказателем
результативности работы.
Знания, навыки и умения, приобретаемые детьми:
1. Знание истории своего края, посёлка школы,семьи,
2. Организация и проведение экскурсий, выставок,
воспитательских мероприятий.3. Овладение приёмами исследовательской работы,
обработки полученных материалов.
К концу учебного года дети должны:
Знать:
-историю своего района;
-знаменитых и интересных людей;
-должны знать и уважать народные традиции;
- исторические события и памятники;
- должны знать и хранить историко-духовную память
своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к
старшим.
Уметь:
- анализировать факты из истории родного края;
- сравнивать и обобщать разнообразный фактический
материал;
- применять теоретические знания при анализе фактов
прошлого и современности;
- конспектировать изучаемый материал;
- высказывать мнение по изучаемому вопросу;
- готовить сообщения;
- использовать информацию из различных источников;
- вести дискуссию.
Учебный план занятий
по программе «По малой родине моей»
Первый год обучения «Дела давно минувших
дней»
Задача– развитие интереса к прошлому родного
края, приобщение к культуре и быту народов,проживающих в нашем районе. Наши земляки –
участники Великой Отечественной войны.
Содержание работы
№
Диспут «Краеведение – наука о
1.
родном крае».
2.
Круглый стол «Помни корни свои»
3.
Занятие-игра «Древние славяне»
4.
Экскурсия в районный краеведческий
1.
музей «Здесь пыль веков»
Экскурсия в ЦРБ «О чем рассказали
2.
книги?»
3.
Презентация «Здесь русский дух,
1.
здесь Русью пахнет»
2.
Экскурсия в районный краеведческий
музей «Материальная культура –
1. Мастер-класс «Гармония жилья и
природы»
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
1.
2.
л
а
р
в
е
Викторина «История создания
поселка»
Пешая экскурсия по поселку «История
моей малой родины в названии улиц» Ф
Экскурсия в школьный музей «Наша
школа»
Видеоурок «Наш край в годы Великой
Отечественной войны»
Оформление «Книги памяти» «Я не
участвую в войне, война участвует во
мне»
Проект «Я и мой поселок»
Презентация «Большой России малый
уголок»
Литературный вечер «Слово о родном
крае»
л
е
р
п
А
й
а
М
Срок
и
е
Ответственны
Воспитатель
Комиссарова
М.М.
р
б
я
т
к
О
ь
р
б
а
к
е
Д
ь
р
б
я
о
Н
ь Воспитатель,
библиотекарь,
экскурсовод
краеведческог
Воспитатель,
библиотекарь,
экскурсовод
краеведческог
ь Воспитатель,
педагог доп.
образования
Воспитатель,
библиотекарь,
р
а
в
н
Я
ь
т Воспитатель,
Ветераны ВОВ,
р
а
М
ь Воспитатель
ВоспитательВторой год обучения «Красотою мир спасется»
Задача– накопление эмоциональных и эстетических
впечатлений о своём поселке.
Эстетической
категорией на этом этапе выступает понятие красоты
родной природы, понятие добра, понятие бережного
отношения к земле.
№
1.
2.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
Содержание работы
Устный журнал «Красотою славится
наша земля»
Краеведческая викторина «Мой край в
легендах и преданиях»
Вечер головоломок «Животные
нашего края»
Творческая работа «Красная книга
родного края»
Игра - путешествие «Жемчужина
России»
Экскурсия к святым источникам
«Памятники природы»
Литературно-краеведческая игра
«Знатоки земли Нижегородской»
Конференция «Топонимика нашего
района»
Ответственн
ые
Воспитатель
Комиссарова
М.М.
р
б
я
о
Н
ь Воспитатель,
Чашина Г.Н.
преподаватель
лесхоза-
Воспитатели
Комиссарова
М.М.
ь
ь Воспитатель
Сро
ки
р
б
я
т
к
О
ь
р
б
а
к
е
Д
р
а
в
н
Я1.
2.
3.
1. Экскурсия по поселку «Наш дом
Викторина «Ветлуга – река чаек»
Устный журнал «И у нас были храмы и
парки»
Экскурсия в краеведческий музей
родной»
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Выставка «Краснобаковская земля в
литературе, живописи, музыке»
Вечер поэзии «Родной край в стихах
поэтов»
Творческое задание «От чистого
истока»
Творческая мастерская «Что ещё быть
может краше, чем в краю родимом
л
е
р
п
А
й
а
М
ь
Воспитатель,
л
а
экскурсовод
р
краеведческог
в
е
о музея
Ф
т Воспитатели
Комиссарова
М.М.,
р
а
М
ь Воспитатель,
библиотекарь,
Воспитатель
Отличительной особенностью программы является то, что в
её реализации задействован ряд специалистов детского
дома: воспитатели, педагоги дополнительного образования,
а также специалисты районной библиотеки, районного
краеведческого музея. Их деятельность комплексно
направлена на достижение общей цели.
Используемая литература1. Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи:
(Сокращённый вариант) / Авт. Коллектив под руководством
Мутовинова В.И., Синайского А.// Внешкольник. - №10. – С. 22-
28.
2.Корина И.С. Баковская основа / И.С. Корина. – Н. Новгород:
Литера, 2013.
3.Балдин М.А. «Баковская старина», Красные Баки, 1997.
4.История России в лицах и датах: словарь-справочник. –
СПб., 1995г.
5. Аббасов А.М. История и современность/ А. М. Аббасов, С.И.
Долженко. – Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд-во,
1982.
6. Аббасов А.М. Семейный родословник/ А.М. Аббасов. -
Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. Изд-во, 1994.