Пояснительная записка
Музыка и пение, 9У класс
Рабочая программа по музыке и пению для 9У класса составлена на основе
общегосударственной программы обучения глубоко умственно отсталых детей для классов
специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией Маллер А.Р. и в соответствии
с учебным планом ОУ.Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью
образовательного процесса в специальном коррекционном образовательном учреждении
VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представления о прекрасном, способствует
эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует психические
процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств,
свойственных обучающимся специальных коррекционных образовательных учреждений.
Особенное воздействие музыка оказывает на развитии детей со сложным дефектом,
имеющих умеренную умственную отсталость.
Программа по признаку является специализированной, т. К. направлена на
выявление и развитие музыкальных певческих способностей детей со сложной структурой
дефекта, а также на приобретение ими определённых знаний, умений и навыков в
различных видах музыкальной деятельности. Данная программа является актуальной,
потому что, музыка и пение, занимает значительное место и становится неотъемлемой
частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Музыка призвана
развивать детей.
В основу положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию
недостатков эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности детей.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей
развития обучающихся. Реализация программы предполагает индивидуальный и
дифференцированный подход к обучающимся, учет их психофизических возможностей,
уровень развития интересов.
Целью музыкального воспитания является развитие музыкальности обучающихся,
овладение детьми общей (речевой, музыкальной) культурой, воспитание эстетических
чувств обучающихся, духовно – нравственное воспитание.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а
также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности; музыкально
эстетический словарь;
ориентировку в средствах музыкальной выразительности; развивать чувство ритма,
речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать
на музыку, музыкально – исполнительские навыки;
совершенствовать певческие навыки; уметь слушать музыку;
различать виды музыки с помощью учителя;
распознавание различных музыкальных инструментов;
понимать элементарную музыкальную речь: темп, динамику и т.д.
элементарная игра на музыкальных инструментах.
Задачи воспитательные:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной
деятельностью;
способствовать снятию эмоционального напряжения;
воспитывать умение свободно общаться с окружающими.
Задачи развивающие: совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, музыкальную память.
развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии,
звукопроизносительной стороны речи;
формировать эмоционально – волевую сферу, развивать моторику, ориентировку в
пространстве.
в нарушении
Программа включает в себя следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки»,
«Музыкально – ритмические упражнения».
Основой уроков является хоровое пение. Песенный репертуар подбирается с учётом
особенностей развития детей с умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Мелодия песен и ритмы просты, словарные тексты понятны и доступны. Репертуар
соответствует возрасту и развитию детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести
полностью песню, могут исполнять её фрагментарно.Песенный репертуар изменяется на
более современные песни, но доступные для исполнения детям.
Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения, которые
исполняются как в сопровождении музыкального инструмента, так и а – capella.
Упражнения на распивание позволяет работать над подвижностью артикуляционного
аппарата, вырабатывать смешанное дыхание, увеличивать певческий диапазон учащихся,
правильно формировать
образование звуков, работать над чистотой интонации.
Использование приема сочетание вокала, рисования, а также составление аппликации из
геометрических фигур на фланелеграфе музыкальных образов помогает закрепить текст
песни и побуждает к эмоциональному воспроизведению.
Слушание музыки активизирует внимание учащихся, расширяет их представление о
музыкальных произведениях, пробуждает в них эмоционально – положительные реакции.
С помощью музыкально – ритмических упражнений осуществляется коррекция
двигательных недостатков учащихся: улучшается осанка, совершенствуется координация
движений. Во время музыкальных игр у детей проявляются и развиваются такие качества,
как активность, инициативность, находчивость. Игры воспитывают правильное отношение
к окружающему миру.
На уроках музыки и пения учащиеся овладевают приёмами игры на ударно –
шумовых инструментах, что положительно сказывается на развитии ритмического и
тембрового слуха.
Место предмета в базисном учебном плане: на предмет музыки и пения в 9 классе
выделяется 1 час в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 34 часа.
Учебный план по музыке и пению
Четверть
I
II
III
IV
Количество
уроков
1
1
1
1
Итого
Итого 34 урока Содержание программы
Пение
Совершенствовать и закреплять навыки певческого дыхания. Продолжать работу
над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических
оборотов группой или индивидуально. Совершенствовать навыки ясного и четкого
произношения слов в песнях подвижного характера.Вызывать у учащихся желание
самостоятельно исполнять песни. Уметь петь без сопровождения инструмента простые,
хорошо знакомые песни или отдельные припевы песен. Продолжать обогащать песенный
репертуар современными произведениями.
Слушание музыки
Добиваться от обучащихся различать контрастные по характеру звучания части в
музыкальном произведении.Учить узнавать любимые, хорошо знакомые произведения,
развивать желание слушать их.Воспитывать умение слушать русские народные песни,
современные песни композиторов, классические произведения.
Музыкальноритмические движения
Согласовывать с музыкой следующие движения: бегать быстро, с относительно
высоким подъемом ног, передавать игровые образы различного характера.Учить ускорять и
замедлять движения, пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых
движений. Самостоятельно начинать движение после вступления.Выполнять движения с
предметами и без них (плавно и энергично). Учить по возможности передавать различные
игровые образы.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны уметь:
воспринимать доступную им музыку разного эмоционально – образного содержания;
различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песня, танец, марш –
воспринимать их характерные особенности;
петь выразительно, соблюдая певческую установку;
понимать роль различных выразительных средств: лад, темп, динамика, регистр;
различать на слух звучания отдельных инструментов: фортепиано, органа, шарманки,
челесты, скрипки и т.д.;
выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера;
играть на музыкально – шумовых инструментах.
Учащиеся должны знать:
знать имена изучаемых композиторов;
узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
чистоговорки и скороговорки, разученные на уроках;
разученные песни полностью или фрагментарно.
Музыкальный материал для пения
“Музыка” (муз.Г.Струвесл. И.Исаковой)
«Громкая песенка» (муз.Г. Струве, сл. В. Викторова)
Песни про осень, зиму, весну, маму, и т.д.
Слушание музыки
Песня «Где музыка берёт начало?» из т/ф «Чехарда» (муз. Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина).
«Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Слушание: Э. Григ « В пещере горного короля».
Слушание: «Кукушка» Л. Дакена, пьесу «Пение птиц»
«Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
«Камаринская» из цикла «Детский альбом») П.И. Чайковского «Мелодия» П.И. Чайковского
С. Прокофьев «Петя и волк».
Балет «Щелкунчик» «Фея Драже» на челесте
КамильСен –Санс «Пляскасмерти» наксилофоне
«Шарманщик» Ф.Шуберт, «Сурок» Л.Бетховен
«Концерт» муз. Д.Б.Кабалевский.
симфоническаякартина «Волшебноеозеро» А.К. Лядова
«В сказочномлесу» Д.Б. Кабалевского
шуткуфантазию«Бабаяга» А.С. Даргомыжского
«Частушки Бабокёжек»
«Кикимора» для симфонического оркестра А.К. Лядова.
Симфоническая сюита «Шехерезада» («Море и корабльСиндбада») Н.А. Римского
Корсакова.
Симфонический эскиз «Море» К. Дебюсси.
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. РимскогоКорсакова
«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка»,
«Неаполитанская песенка» (из цикла «Детский альбом»П.И.Чайковский.
Сен – Санс. «Карнавал животных».
А.Вивальди. «Буря на море».
"Болтунья". Муз. С. Прокофьева,"Попрыгунья", «Упрямец» Муз. Г. Свиридова.
Слушание: Бах «Шутка», Шостакович «Вальс – шутка».
Песни о войне.
«Мама» П.И.Чайковский, «Аве Мария» Каччини.
Танцы и игры под музыку
«Стуколка» муз.полька «Стуколка».
«Звери и коза» муз. В. Каменникова.
«Теньтеньпотетень»
«Поездка за город» муз. В. Герчик «Поездка за город»
«Рыбаки и рыбки» муз. В. Герчик
«Заводная лошадка» муз. В. Герчик.
«Пляска с предметами» муз. А. Жилинского «Детская полька».
«Экскурсия на птицеферму» муз. Е. Тиличеевой.
«Русский хоровод» русская народная песня.
«Возле речки, возле моста» обработка Н. Метлова.
«Снежинки» муз. А. Верстовского «Вальс».
«Отойди и подойди» хоровод мелодия, обработка В. Герчик.
«Смени пару» украинскаянародная полька.
Программа по музыке 9 класс с умеренной умственной отсталостью
Программа по музыке 9 класс с умеренной умственной отсталостью
Программа по музыке 9 класс с умеренной умственной отсталостью
Программа по музыке 9 класс с умеренной умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.