Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
04.04.2018
Данная программа « Нравственно-этическое развитие» составлена для образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с ограниченными возможностями.
Проблема развития личности подростка, формирование нравственности, элементарного этикета в семье, возможность налаживания межличностных отношений является одной из центральных задач программы. В большей степени проблема социализации и дальнейшей адаптации личности к условиям жизни затрагивает категорию аномальных школьников, в частности страдающих таким серьезным нарушением интеллектуальной деятельности, как умственная отсталость. Наличие такого дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Программа по нравственно.doc
Программа по нравственноэтическому воспитанию для
учащихся 59 классов специальных (коррекционных)
Составитель:
воспитатель: Беляева И.И.
Пояснительная записка.
Данная программа « Нравственноэтическое развитие» составлена для образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие
личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии
эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с
ограниченными возможностями.
Проблема развития личности подростка,
формирование нравственности,
элементарного этикета в семье, возможность налаживания межличностных отношений
является одной из центральных задач программы. В большей степени проблема
социализации и дальнейшей адаптации личности к условиям жизни затрагивает категорию
аномальных школьников, в частности страдающих таким серьезным нарушением
интеллектуальной деятельности, как умственная отсталость. Наличие такого дефекта
существенно затрудняет решение задачи обеспечения социальнонормативного поведения,
повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Нравственно этический блок в коррекционной школе носит практически
направленный характер, по своему значению примыкает к кругу предметов социального
цикла и направлен на разрешение следующих задач:
Цели программы:
Формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и
общественных местах;
Регуляция эмоциональноволевой сферы;
Коррекция межличностного общения;
Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм
общественного поведения;
Развитие устной речи учащихся;
Развитие коммуникативных навыков;
Повышение уровня общего развития и культуры школьников;
Способствовать формированию у юношей и девушек потребности в
создании семьи, готовности к вступлению в брак;
Умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать
будущих детей.
Задачи:
формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
повышать юридическую компетенцию в области знаний
семейного законодательства;
воспитывать высоконравственные межличностные отношения;
коррекция поведения мышления школьников с ОВЗ. Содержание программы
Программу «Нравственноэтическое развитие» можно рассматривать в качестве
подготовительного к изучению темы «Этика и психология семейной жизни», предлагаемого
Проектом Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа «Нравственноэтическое развитие» следует линейноконцентрическому
принципу построения, включает в себя темы, актуальные для формирования нравственно
этических навыков и общей культуры школьников с ОВЗ. В связи с последующим
углублением и дифференциацией тем предлагается деление программы на этапы:
I этап этика (5 — 6 классы) 64 часа
II этап этика и психология взаимоотношений (7 — 8 классы) 68часов.
III этап этика и психология семейной жизни (910 класс) 68 часов.
Методы работы:
минилекции;
беседы;
групповая дискуссия;
упражнения тренингового характера;
психологические игры;
работа в малых группах;
выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге;
занятияэкскурсии;
занятияигры.
Так, например, тема I этапа «Давай поиграем» предусматривает уточнение и
совместную с учащимися разработку правил игры на личный выигрыш и правил игры в
команде. Далее на занятиях по этой теме предполагается формирование у учащихся
навыков организации и проведения праздничного досуга
Темы «В школе» и «Семь наших Я» также предполагают развитие нормативного
поведения в данных сферах общения подростка к рассмотрению вариантов и способов
выхода из конфликтных ситуаций.
Необходимость введения такой рубрики, как «Эмоциональный словарь»,
продиктована особенностями эмоциональной сферы школьников. Известно, что учащиеся
коррекционных школ не всегда правильно определяет собственные эмоции и эмоции
других людей, затрудняются как в определении и дифференциации
эмоциональных состояний, так и в вербальном их обозначении.
Тема «Посмотри в зеркало» предполагает переход от формирования внешних
гигиенических навыков (на 1 этапе) к элементам самонаблюдения над качествами личности
и чертами характера (на 2 этапе).
«Этика и психология взаимоотношений» предусматривает необходимые старшим
подросткам темы: «Разговор о сильных чувствах», «Я выбираю сам». Завершается этап
рубрикой «Если нужна помощь». В рамках этой рубрики старшеклассникам предлагаются
практические советы и рекомендации по грамотному обращению за помощью в сложных
жизненных ситуациях.
Тема "Этика и психология семейной жизни" включает в себя введение, 6 основных
разделов "Личность", "Межличностные отношения", "Брак и семья", "Основы семейных
отношений", "Семья и дети", "Семейное законодательство" и заключение. Изучение этого
этапа способствует формированию у юношей и девушек потребности в создании
благополучной семьи, умения правильно строить внутрисемейные отношения и
воспитывать будущих детей. Методическое обеспечение
Для реализации поставленных задач в структуру занятий по этике рекомендуется
включать следующие компоненты:
знакомство с формулировкой этического правила;
рассмотрение доступных данной категории школьников литературных
анализ жизненной ситуации в рамках тематического занятия;
самоанализ поступка;
решение игровых задач на изучаемое правило;
анализ пословиц и поговорок.
примеров:
Структура занятия в данной последовательности компонентов отработана в ходе
практических занятий и представляется оптимальной. Время, отводимое на занятии для
того или иного компонента, можно варьировать в зависимости от состава класса группы:
уровня общего развития детей – психоэмоционального состояния, уровня развития
коммуникативных навыков.
Участники программы:
Учащиеся, воспитанники школы интерната.
Учителя, воспитатели, организаторы воспитательной работы.
Данная программа предполагает определенную вариативность, она может
реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной
программы. Проблема приобщения к нравственноэстетическим ценностям решается на
внеклассных, групповых и тематических занятиях, которые позволяют подросткам глубже
воспринимать
нравственные
ценности, образную сущность искусств, постигать
разнообразие их направлений.
Программа также предполагает возможность изменения объема материала,
содержания, последовательности тем. Каждая тема включает в себя ряд отдельных
мероприятий, проводимых в классе, а также общее мероприятие, проводимое на уровне
школы.
Несмотря на то, что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждая тема
может являться в содержательном плане отдельной. Предлагаемые тематические блоки
это определенный ориентир организаторам воспитательной работы для осуществления
нравственноэстетического направления в коррекционном классе. Необходим гибкий
подход можно исключить отдельные темы, внести новые, повторно обратиться к
некоторым из них.
Ожидаемый результат освоения программы
Коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.
Формирование нравственноэтических навыков у учащихся.
Коррекция развития личности у подростков.
Повышения уровня общего развития и культуры школьников.
Готовности воспитанников к решению проблем самоопределения и
саморазвития в сферах ценностноориентационной, эстетической, познавательной и
коммуникативной деятельности.
Уметь получать необходимую информацию о себе, знать способы получения
такой информации.
Иметь осознанное желание планировать семью.
Иметь навыки взаимодействия
в
межличностных партнёрских
взаимоотношениях.
Быть толерантным по отношению к людям противоположного пола.
Тема занятия
5 класс (34 часа)
Кол
во
часов
Цель занятия
№
1.
Введение: законы человеческого
существования
2. Понятие поведенческой нормы и
этикета
3. Общие правила любой игры
4. Общие правила любой игры
5.
6.
Правила игры на личный выигрыш
(каждый сам за себя)
Правила поведения учащихся.
Ученик и Учитель
7. У себя в классе (общение в
ученическом коллективе).
8.
Достоинства и недостатки человека
(игра «Ты мне Я тебе»)
9.
Как избавиться от кличек (беседа)
10.
11
12.
Общение с младшими и старшими по
возрасту школьниками
Над чем можно посмеяться (шутки
нашей жизни)
Над чем можно посмеяться (шутки
нашей жизни)
13. Как вести себя друг с другом
14. Составление сводов правил для
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формировать у учащихся правила
поведения в обществе
Формирование навыков поведения в
общественных местах
Дать понятие учащимся о
существовании общих правил для
каждой игры
Закрепить знания учащихся о
существовании общих правил для
каждой игры на примере самой
игры
Коррекция
общения
Формировать
учащихся
соблюдение субординации ученик,
учитель
межличностного
у
через
Коррекция
межличностного
межличностных
через проигрывание
Коррекция
общения
Дать понятия о достоинстве и
недостатках
игровую
деятельность
отношений
проблемных ситуаций
навык
Формировать
уважительного общение к младшим
и старшим по возрасту
Формировать умение
оценивать ситуацию
Закреплять знания учащихся в
умение
адекватно оценивать
ситуацию
Формирование
отношения друг к другу
уважительного
Формирование
навыков
адекватно учащихся
15. Правила поведения в общественных
местах. Я – пассажир.
16. Правила поведения в общественных
местах. Я – зритель»
17. Театр уж полон» (роль зрителя)
18 В музее и на экскурсии
19. Правила вежливости
20. Беречь и охранять природу
(поведение в лесу, в поле, у
водоема)
21. Виды Эмоций: радость, грусть,
обида
22. Виды Эмоций: радость, грусть,
обида
23. Да здравствует мыло душистое (о
личной гигиене)
24. Да здравствует мыло душистое (о
личной гигиене)
Да здравствует мыло душистое (о
личной гигиене)
Наше настроение
25.
26.
27. «Волшебные слова»
28.
Давайте говорить друг другу
комплименты
29. Легко ли быть вежливым
30
Навыки самонаблюдения
31 Навыки самонаблюдения (следи за
собой)
Легко ли быть вежливым
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
общественного поведения в школе и
общественных местах
Воспитывать нормы поведения в
общественных местах.
Повторить правила поведения в
общественных местах.
Формирование
закрепления
навыков поведения в общественных
местах
Закрепления навыков поведения в
общественных местах
Закрепить
правил
знания
вежливости в различных жизненных
ситуациях.
прививать навыки бережного
отношения к природе
Сформировать у учащихся понятие
о видах эмоций (положительных и
отрицательных);
Закреплять у учащихся понятие о
видах эмоций (положительных и
отрицательных);
Формировать представления о
личной гигиене
Продолжать формировать
представления о личной гигиене
Закреплять представления о личной
гигиене
Формирование коммуникативных
навыков, умения понимать свое
настроение и настроение других
людей
Продолжать формировать у детей
понимание о такте, вежливости,
качестве воспитанного человека
Учить детей быть внимательными
друг к другу, в различных
ситуациях. Закрепление навыков
вежливого общения.
Стимулирование поведенческих
изменений, обучение приемов
эффективного общения
Развитие навыков самопознания и
самонаблюдения
закрепления навыков самопознания
и самонаблюдения
Стимулирование поведенческих 32.
33.
34.
Коллекция хороших манер
Коллекция хороших манер
(Практическое повторение
пройденного за год)
изменений, обучение приемов
эффективного общения
Воспитание общечеловеческих
ценностей
Закреплять знания пройденного
материала за год
1ч.
1ч
№
Тема занятия
6 класс (36 часов)
Кол
во
часов
Цель
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Здравствуй школа! (Воспитатель
воспитанник)
Введение: Законы человеческого,
общественного существования
(введение)
Нормы поведения и этикета
Диагностика
пройденногоматериала.
Общие правила любой игры.
Правила командной игры (один за
всех и все за одного).
Навыки работы в команде.
Диагностика усвоения
программного материала.
Ученик и учитель
10. Общение в ученическом
коллективе
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Закрепление учащимися правил
поведения в обществе (права и
обязанности)
Закрепление навыков правильного
поведения в общественных местах.
Формирование норм поведения и
этикета в целом.
Определить усвоение программного
материала.
Подвести итоги недели.
Воспитывать умение подчиняться
общим правилам.
Формировать умение подчиняться и
руководить.
Формировать умение подчиняться и
руководить.
Определить усвоение программного
материала.
Подвести итоги недели.
Учить детей вступать в
бесконфликтные взаимоотношения с
взрослыми
Формирование дружеских,
партнерских отношений между
детьми, коррекция самооценки и
поведения детей по отношению друг
к другу 11. Диагностика усвоения
программного материала.
12. Достоинства и недостатки
человека. «Расскажи мне обо мне»
13. Я и мои товарищи. «Скажи мне кто
твой друг?»
14. Основной закон бесконфликтного
существования.
15. Основной закон бесконфликтного
существования.
16.
«Счастье семьи». Бабушка и
дедушка – источник мудрости
17.
«Счастье семьи». Роль отца
18.
«Счастье семьи». Роль матери
19.
«Счастье семьи». Мы и наши
родители.
20. Я пассажир
21.
Роль покупателя
22.
Роль зрителя в музее и на
экскурсии
23. Диагностика усвоения
программного материала.
24. Беречь и охранять природу
25. Природа – наш дом
26. Виды эмоций: удовольствие, страх,
злость.
27. Виды эмоций: удовольствие, страх,
злость.
28. О личной гигиене
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Определить усвоение программного
материала.
Подвести итоги недели
Продолжить знакомить детей с
общечеловеческими ценностями
Продолжить знакомить детей с
общечеловеческими ценностями
Развивать у детей стремление к
созданию дружеских отношений с
разными людьми
Определить усвоение программного
материала.
Подвести итоги недели
Формировать положительное
отношение к старшему поколению
Формировать правильное понимание
ведущей роли отца в семье
Формировать правильное понимание
роли матери в семье
Повышать значимость роли
родителей в жизни детей,
воспитывать любовь к своим
предкам
Формировать навыки правильного
поведения в общественно
транспорте
Формировать навыки правильного
поведения покупателя
Формировать навыки культурного
поведения в музее и на экскурсии
Определить усвоение программного
материала учащимися по данному
разделу.
Прививать навыки бережного
отношения к природе, учить детей
видеть красоту природы и слышать
звуки леса
Прививать навыки бережного
отношения к природе
Развивать умения адекватно
выражать свое эмоциональное
состояние
Развивать умения адекватно
выражать свое эмоциональное
состояние
Развитие знаний и навыков ухода за
своим телом, коррекция сознания и
поведения 29. Женственность и мужественность.
30. Учись быть вежливым.
31. Навыки самонаблюдения (следи за
собой)
32. Коллекция хороших манер
33. Коллекция хороших манер
34. Коллекция хороших манер
1
1
1
1
1
1
Формирование правильных
представлений о женственности и
мужественности
Формирование навыка вежливого
поведения с окружающими людьми
Формирование навыков контроля за
своим внешним видом и поведением
Помочь воспитанникам понять
необходимость и ценность
культурного общения; коррекция
коммуникативных способностей
через игру и решение ситуативных
заданий; развитие навыков
саморегуляции, привитие культуры
поведения
Помочь воспитанникам понять
необходимость и ценность
культурного общения; коррекция
коммуникативных способностей
через игру и решение ситуативных
заданий; развитие навыков
саморегуляции, привитие культуры
поведения
Помочь воспитанникам понять
необходимость и ценность
культурного общения; коррекция
коммуникативных способностей
через игру и решение ситуативных
заданий; развитие навыков
саморегуляции, привитие культуры
поведения
7 класс (34 часа)
№
п\п
1.
2.
3.
4.
Тема занятия
Введение: Основной закон
бесконфликтного существования
Ученик и учитель. Навыки работы
в команде.
Ученик и учитель. Навыки работы
в команде.
Общение в ученическом
коллективе.
Кол
во
часов
1
1
1
1
Цель
Воспитывать уважительное отношение
друг к другу и окружающим
Формировать умение правильно вести
себя в организационных рамках
учебного процесса
Формировать умение правильно вести
себя в организационных рамках
учебного процесса
Воспитывать уважительное отношение
друг к другу и окружающим. 5.
6.
7.
8.
9.
Общение в ученическом
коллективе.
Навыки работы в команде.
Навыки работы в команде.
Взаимоотношения с родителями.
Взаимоотношения с родителями.
10. Взаимоотношения с родителями.
11.
Гости в доме.
12. Ты в гостях.
13. Основы взаимоотношений с
соседями.
14. Спокойствие уверенность,
тревога, стыд.
15. Спокойствие уверенность,
тревога, стыд.
16. Правила поведения в обществе
незнакомых людей.
17. Правила поведения в обществе
незнакомых людей
18. О личной гигиене.
19. Женственность и мужественность
20. Женственность и мужественность
21. Навыки самонаблюдения и
самоанализа.
22. Организация праздничного досуга.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Закреплять знание правил
уважительного отношение друг к
другу и окружающим
Воспитание стремления к
объективной оценке достоинств и
недостатков.
Воспитание стремления к объективной
оценке достоинств и недостатков.
Воспитывать уважение к отцу и
матери, родным, чувство
ответственности к своей семье.
Формировать интерес детей к
изучению своей родословной. Показать
взаимосвязь понятий «семья» и
«держава».
Воспитание чуткости, внимательного
отношения к братьям и сестрам.
Формирование норм поведения и
этикета в целом.
Формирование норм поведения и
этикета в целом.
Воспитывать уважительное отношение
к окружающим людям
Развивать умения адекватно выражать
свое эмоциональное состояние
Развивать умения адекватно выражать
свое эмоциональное состояние
Учить детей вступать в
бесконфликтные взаимоотношения с
взрослыми
Учить детей вступать в
бесконфликтные взаимоотношения с
взрослыми
Развитие знаний и навыков ухода за
своим телом, коррекция сознания и
поведения
Дать понятие об отношениях между
юношей и девушкой
Дать понятие об отношениях между
юношей и девушкой.
Формировать знания в употреблении
вежливых форм словесных выражений
во время спора и ссоры
Формирование дружеских,
партнерских отношений между
детьми, коррекция самооценки и
поведения детей по отношению друг к
другу 23.
Организация праздничного досуга.
24. Близкий друг, приятель, знакомый.
25. Основы дружеских
26.
взаимоотношений
Основы дружеских
взаимоотношений
27. Взаимоотношения со взрослыми.
28. Взаимоотношения со взрослыми.
29. Взаимоотношения девочек и
мальчиков.
Дружба. Любовь.
30.
31.
Дружба. Любовь.
32.
Этикет.
33. Этикет.
34.
Этикет.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Коррекция самооценки и поведения
детей по отношению друг к другу
Развивать у детей стремление к
созданию дружеских отношений со
сверстниками.
Воспитывать уважительные отношения
между мальчиками и девочками
Формировать у детей представления о
дружбе, как о важнейшей
нравственной ценности.
Воспитывать уважительное отношение
к взрослым.
Воспитывать уважительное отношение
взрослым, чувство ответственности за
свои поступки.
Воспитывать уважительные отношения
между мальчиками и девочками
Раскрыть значение понятия «дружбы»
и «любви»
Закреплять значение понятия
«дружбы» и «любви»
Формирование норм поведения и
этикета в целом.
Формирование норм поведения и
этикета в целом.
Формирование норм поведения и
этикета в целом.
III этап «Этика и взаимоотношения семейной жизни».
Тема занятия
89 класс(34ч)
Цель
Кол
во
часов
№
1.
Введение в курс.
Знакомство с целями и задачами
курса.
Семья в свете духовнонравственных
и культурных традиций общества
2.
3.
Семья в различных культурах
Нравственные нормы брака в
христианской культуре.
Личность и семья
4.
Психология личности
1
1
4
2
2
7
2
Закрепление учащимися правил
поведения в обществе (права и
обязанности), повторение правил
речевого этикета.
семейным укладом
Познакомить с
различных национальных культур.
Познакомить с
нормами
брака
национальных культур.
нравственными
различных
Формирование личностных установок,
поведение ребенка. 5.
Самооценка и уровень притязаний
6.
7.
8.
9.
Выбор. Роль семьи в воспитании
личности
Уклад семейной жизни,
сплоченность семьи как основа
выработки
ценностных
ориентаций.
Особенности
межличностных отношений
юношества
Готовность к браку. Психология
межличностных отношений.
Нравственные основы
взаимоотношений юношей и
девушек.
10. Современный юноша. Понятие о
мужественности.
11. Современная девушка. Понятие о
женственности.
12. О товариществе и дружбе
13. Дружба как школа общения
14. Воспитание культуры чувств –
дружбы и любви.
15. Любовь, как высшее человеческое
16.
чувство
Особенности материнской и
отцовской любви.
17 Особенности юношеской
романтической любви
18. Итог модуля.
1
2
2
19
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
у
подростка
культуры поведения,
Формирование
самооценки,
ответственности за свои поступки.
Дать понятие о роли семьи в
воспитании личности.
Дать понятие об укладе семейной
жизни.
Формирование дружеских партнерских
отношений между юношей и девушкой.
Формировать
нравственные основы
взаимоотношений юношей и девушек.
правильных
правильных
Формирование
представлений о мужественности
Формирование
представлений о женственности.
Формировать у детей представления о
дружбе, товариществе как о важнейшей
нравственной ценности.
Формировать
отношений со сверстниками.
Закреплять
«дружбы» и «любви».
Закреплять значение понятия «любви»
навыки дружеских
значение
понятия
межличностного
Формирование
общения в семье.
Познакомить
романтической
любовью в стихах. Составить свои
правила ухаживания за девушкой.
с
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1. Дать понятие "семья";
2. Знакомство с функциями семьи;
3. Развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;
4. Формирование осознанности в выборе спутника жизни;
5. Развитие навыков партнёрского взаимодействия.
Литература
1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности.Петразаводск.1991. 2. Государственный стандарт общего образования лиц с
ограниченными
возможностями здоровья. М., 1999.
3. Они И.С. Спасибо, здравствуйте, пожалуйста. Лениздат. 1991
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.. 1986
5. Самоукина П.В. Игры в школе и дома. М. 1995
6. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического
развития. М, 1990.
7. Соколова Н.Д. Развития игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в
особенности развития и воспитания детей
процессе целенаправленного обучения
дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. М. 1984
8. Усанова О.Н. Специальная психология // Система психологического изучения
аномальных детей. М., 1990.
10. Энциклопедия этикета. СПб, 1996
11. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин
тов. М: Просвещение, 1991.
12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2е изд.)
Серия "Справочники". Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
13. Ковалев СВ. Психология современной семьи: Информ.метод, материалы к курсу
"Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1988.
14. Дефектология №2 2003 год Л. 11. «Гочилика. Обучение и воспитание в начальных
школах».
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.