ПРОГРАММА по плаванию 1-11 классы

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим уп-ражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим уп-ражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Иконка файла материала programma_po_plavaniyu_skvoznaya.doc
Содержание Пояснительная записка……..………………………………………………. Содержание программного материала занятий по плаванию для  учащихся 1­4  классов…………………………………………………………… Содержание программного материала занятий по плаванию для  учащихся 5­9  классов…………………………………………………………… Содержание программного материала занятий по плаванию для  учащихся 10­11  классов………………………………………………………… Рекомендуемые контрольные нормативы………………………………… Календарно­тематический план для учащихся 1­11 классов……………. Литература ………………………………………………………………….. Приложения…………………………………………………………………. 4 8 10 11 12 13 57 58 3Систематические   Пояснительная записка занятия   плаванием   содействуют   развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно­сосудистой,   дыхательной     и   нервной   систем.   Плавание   тренирует координационные   способности,   равновесие,   ориентирование   в   пространстве, чувство   ритма,   является   прекрасным   средством   закаливания,   формирует мотивацию   на   здоровый   образ   жизни,   воспитывает   силу   воли,   развивает двигательные   качества   –   гибкость,   ловкость.   Благодаря   симметричным движениям   и   горизонтальному   положению   туловища,   разгружающему позвоночный   столб   от   давления   на   него   веса   тела,   плавание   является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость,   сколиоз,   кифоз.   Непрерывная   работа   ног   в   быстром   темпе   с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного   сустава,   помогает   формированию   и   укреплению   детской стопы.  Реализация   данной   программы   стала   возможной   в   результате заключения   договора   с   Муниципальным   учреждением   «Управление   по физической культуре и спорту города Белово», начальник Юртайкин Виталий Федорович,   о   безвозмездном   пользовании   бассейном,   сауной   и   другими помещениями спортивно­оздоровительного комплекса (приложение №1). Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося в рамках реализации третьего часа физической культуры. За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в глубокой 4воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать несколькими способами спортивного плавания. Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1­11 классов» (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич). Цель  программы:   формирование   у   учащихся   положительного отношения   к   плаванию,   приобретение   навыка   надежного   и   длительного плавания в глубокой воде.  Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач: 1. Выработать   у   учащихся   мотивацию   на   качественное   выполнение требований программы. 2. Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе. 3. Обучить   учащихся   технике   двух­трех   способов   спортивного   плавания, совершенствовать   разнообразные   плавательные   умения   (ныряние,   старт, повороты, финиш). 4. Развивать   у   учащихся   координационные   и   кондиционные   (главным образом, выносливость) способности. 5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств. Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного. Начальная ступень обучения (I­IV классы) должна закладывать основы начальной   грамотности   в   области   физической   культуры   и   плавания   и формировать   начальные   умения   и   навыки.   Вторая   ступень   (V­IX  классы) характеризуется   базовым   уровнем   знаний   и   устойчивым   интересом подростков к занятиям плавания. На заключительной ступени обучения (X­XI классы)   главным   становится   формирование   у   учащихся   самостоятельного навыка занятий. Теоретический   материал   тесно   связан   с   практическим   материалом, 5который   школьники   осваивают   в  динамике   от   1  до  11  класса.   Программа предлагает   для   изучения   темы,   связанные   с   историей   плавания,   личной гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.     Программный   материал,   касающийся   способов   двигательной           деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной подготовленностью,   оказания   первой   помощи.     Эти   умения   соотносятся   в программе   с   соответствующими   темами   практического   раздела   и   раздела учебных знаний. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение   знакомых   общеразвивающих   упражнений   и   ознакомление   на берегу   с   теми   элементами   техники   движений,   которые   дети   будут   затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно­сосудистой   и   дыхательной   систем   организма   и   подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока. В   основной   части  дети   привыкают   к   воде,   овладевают   элементами техники   новых   двигательных   действий,   изучают   технику   плавания спортивными   способами, профилактики сколиоза, играют в воде.   выполняют   специальные   упражнения   для В   заключительной   части  необходимо   снизить   физическое   и эмоциональное   напряжение.   В   конце   урока   дети   спокойно   плавают, выполняют дыхательные упражнения. Контроль В течение года проведение соревнований:  «веселые старты» в спортивном зале;  скоростное плавание в конце каждой четверти;  «веселые старты» на воде; 6 соревнования по прикладному плаванию. В конце года результаты обучения детей оцениваются на контрольном занятии. Критерии оценивания: ­  1­4 классы – преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди; ­  5­9 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем;  ­     10­11   классы   –   преодоление   дистанции   100   м   избранным   стилем   или комплексным способом. Контрольные   нормативы   сдают   учащиеся   4­11   классов.   Учащимся, справившимся с этим заданием, вручается удостоверение «Юный пловец». Содержание программного материала  предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры   проводится   в   соответствии   с   программным   материалом   по физической культуре и составляет 68 часов в год. Специализированная часть программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся в течение третьего часа физической культуры и составляет 30 часов в год в 1­4 классах, 34 часа в год в 5­11 классах. 7Содержание программного материала занятий по плаванию  для учащихся 1­4 классов Теоретический раздел Правила   поведения   учащихся   на   занятиях   по   плаванию. Предупреждение   травматизма,   обеспечение   жизни   и   здоровья   учащихся. Гигиена   плавания   и  купания.  Значение   плавания,  как   средства   укрепления здоровья.   Виды   водного   спорта.   Вспомогательные   средства   для   занятий плаванием   (ласты,   плавательные   доски,   надувные   круги).   Поведение   в экстремальной ситуации на водоемах. Практический раздел Комплекс   общеразвивающих   и   специальных   упражнений   пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании   кролем   на   груди   и   кролем   на   спине,   движения   головой   при 8выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой. Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног;   гребковые   движения   рук;   согласование   движения   рук   с   дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации). Плавание   кролем   на   спине   (движения   ногами   с   опорой   на   дно   или бортик   бассейна,   скольжение   с   последующими   движениями   ног   и   рук, плавание только с помощью рук и ног). Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками». Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением). Игры:   «Волейбол   в   воде»,   «Кто   дальше   проскользит»,   «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты. Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25 м в первом классе, 50 м во втором классе, 100 м в третьем классе и 200 м в четвертом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине. Контрольные нормативы: в четвертом классе преодоление дистанции 25 м. вольным стилем. 9Содержание программного материала занятий по плаванию  для учащихся 5­9 классов Теоретический раздел Названия   упражнений   и   основные   признаки   техники   спортивных способов   плавания.   Влияние   плавания   на   развитие   выносливости, координационных   способностей.   Правила   соревнований   и   определение победителя. Дистанции в соревнованиях по плаванию. Практический раздел 10Плавание способом «дельфин» (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование   движений   руками   с   дыханием.   Проплывание   отрезков   до   15 метров   способом   «дельфин»   с   задержкой   дыхания;   транспортировка «тонущего»). Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку.   Стартовый   прыжок   со   скольжением   и   выходом   на   поверхность   при плавании брассом. Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег» и др. Комплекс   специальных   упражнений   пловца.   Имитация   поворота   при плавании   способом   «дельфин».   Техника   выполнения   непрямого   массажа сердца. Ныряние брассом и кролем. Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы   игры   в   водное   поло:   ведение   мяча,   поднимание   мяча   из   воды, передача и ловля мяча. Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде.  Развитие выносливости: проплывание отрезков 25­50 м по 2­6 раз, 100­ 150 м по 3­4 раза, 400 м. Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на   суше.   Знать   правила   проведения   соревнований   по   плаванию.   Освоить технику плавания способом «дельфин». Преодоление дистанции 50 м любым стилем. Содержание программного материала занятий по плаванию  для учащихся 10­11 классов Теоретический раздел Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические   особенности   техники   плавания.   Правила   плавания   в открытом водоеме. 11Практический раздел Дальнейшее   совершенствование   техники   плавания   всеми   способами. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание брассом на боку и на спине. Плавание в одежде, освобождение от одежды в воде. Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания (девушки). Выполнение обязанностей судьи. Основы методики и организации занятий с младшими школьниками. Развитие выносливости: плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м,. Проплывание отрезков 25­100 м по 2­6 раз. Контрольные   нормативы:   транспортировка   пострадавшего   в   воде. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Преодоление дистанции 50 м любым стилем. Рекомендуемые контрольные нормативы  Класс 4 5 6 25 м, вольный стиль, сек мальчики девочки 33­34 32­40 30­36 33­34 32­38 28­34 50 м, вольный стиль, сек мальчики девочки 1,20­1,40 1,20­1,40 1,20­1,38 1,18­1,35 1,10­1,32 1,16­1,36 127 8 9 10 11 26­32 22­30 21­28 20­26 18­22 28­34 26­32 24­30 22­28 20­26 1,04­1,20 0,58­1,10 0,56­1,08 0,54­1,04  0,50­1,00 1,10­1,25 1,04­1,20 1,02­1,16 1,00­1,10 0,56­1,06                   13