Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим уп-ражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим уп-ражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Содержание
Пояснительная записка……..……………………………………………….
Содержание программного материала занятий по плаванию для
учащихся 14
классов……………………………………………………………
Содержание программного материала занятий по плаванию для
учащихся 59
классов……………………………………………………………
Содержание программного материала занятий по плаванию для
учащихся 1011
классов…………………………………………………………
Рекомендуемые контрольные нормативы…………………………………
Календарнотематический план для учащихся 111 классов…………….
Литература …………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………….
4
8
10
11
12
13
57
58
3Систематические
Пояснительная записка
занятия плаванием содействуют развитию
выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности
сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует
координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве,
чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует
мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает
двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным
движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему
позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является
прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим нарушения осанки:
сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с
постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки
голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской
стопы.
Реализация данной программы стала возможной в результате
заключения договора с Муниципальным учреждением «Управление по
физической культуре и спорту города Белово», начальник Юртайкин Виталий
Федорович, о безвозмездном пользовании бассейном, сауной и другими
помещениями спортивнооздоровительного комплекса (приложение №1).
Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания
каждого учащегося в рамках реализации третьего часа физической культуры.
За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в глубокой
4воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно
дышать и плавать несколькими способами спортивного плавания.
Программа составлена на основе «Комплексной программы физического
воспитания учащихся 111 классов» (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич).
Цель программы: формирование у учащихся положительного
отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного
плавания в глубокой воде.
Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение
требований программы.
2. Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические
качества на протяжении всех лет обучения в школе.
3. Обучить учащихся технике двухтрех способов спортивного плавания,
совершенствовать разнообразные плавательные умения (ныряние, старт,
повороты, финиш).
4. Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным
образом, выносливость) способности.
5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и
контрольного.
Начальная ступень обучения (IIV классы) должна закладывать основы
начальной грамотности в области физической культуры и плавания и
формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (VIX классы)
характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом
подростков к занятиям плавания. На заключительной ступени обучения (XXI
классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного
навыка занятий.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом,
5который школьники осваивают в динамике от 1 до 11 класса. Программа
предлагает для изучения темы, связанные с историей плавания, личной
гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.
Программный материал, касающийся способов двигательной
деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям
самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной
подготовленностью, оказания первой помощи. Эти умения соотносятся в
программе с соответствующими темами практического раздела и раздела
учебных знаний.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач,
выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на
берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем
делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования
сердечнососудистой и дыхательной систем организма и подготавливает
учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами
техники новых двигательных действий, изучают технику плавания
спортивными способами,
профилактики сколиоза, играют в воде.
выполняют специальные упражнения для
В заключительной части необходимо снизить физическое и
эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают,
выполняют дыхательные упражнения.
Контроль
В течение года проведение соревнований:
«веселые старты» в спортивном зале;
скоростное плавание в конце каждой четверти;
«веселые старты» на воде;
6 соревнования по прикладному плаванию.
В конце года результаты обучения детей оцениваются на контрольном
занятии. Критерии оценивания:
14 классы – преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди;
59 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем;
1011 классы – преодоление дистанции 100 м избранным стилем или
комплексным способом.
Контрольные нормативы сдают учащиеся 411 классов. Учащимся,
справившимся с этим заданием, вручается удостоверение «Юный пловец».
Содержание программного материала предполагает разделение его
на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической
культуры проводится в соответствии с программным материалом по
физической культуре и составляет 68 часов в год. Специализированная часть
программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся в течение
третьего часа физической культуры и составляет 30 часов в год в 14 классах,
34 часа в год в 511 классах.
7Содержание программного материала занятий по плаванию
для учащихся 14 классов
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию.
Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья учащихся.
Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления
здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий
плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в
экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца.
Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при
плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при
8выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании
кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка.
Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с
выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями
ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием;
проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом
цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или
бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук,
плавание только с помощью рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос»,
«Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в
сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование
движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания;
стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки»,
«Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25
м в первом классе, 50 м во втором классе, 100 м в третьем классе и 200 м в
четвертом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании
кролем на груди и кролем на спине.
Контрольные нормативы: в четвертом классе преодоление дистанции 25
м. вольным стилем.
9Содержание программного материала занятий по плаванию
для учащихся 59 классов
Теоретический раздел
Названия упражнений и основные признаки техники спортивных
способов плавания. Влияние плавания на развитие выносливости,
координационных способностей. Правила соревнований и определение
победителя. Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Практический раздел
10Плавание способом «дельфин» (движения рук стоя на дне, скольжении;
движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски;
согласование движений руками с дыханием. Проплывание отрезков до 15
метров способом «дельфин» с задержкой дыхания; транспортировка
«тонущего»).
Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую
руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при
плавании брассом.
Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег» и др.
Комплекс специальных упражнений пловца. Имитация поворота при
плавании способом «дельфин». Техника выполнения непрямого массажа
сердца. Ныряние брассом и кролем.
Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при
плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью.
Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды,
передача и ловля мяча. Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде.
Развитие выносливости: проплывание отрезков 2550 м по 26 раз, 100
150 м по 34 раза, 400 м.
Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца
на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Освоить
технику плавания способом «дельфин». Преодоление дистанции 50 м любым
стилем.
Содержание программного материала занятий по плаванию
для учащихся 1011 классов
Теоретический раздел
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде.
Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в
открытом водоеме.
11Практический раздел
Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами.
Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание
брассом на боку и на спине. Плавание в одежде, освобождение от одежды в
воде. Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания
(девушки). Выполнение обязанностей судьи. Основы методики и организации
занятий с младшими школьниками.
Развитие выносливости: плавание в умеренном и попеременном темпе
до 600 м,. Проплывание отрезков 25100 м по 26 раз.
Контрольные нормативы: транспортировка пострадавшего в воде.
Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Преодоление
дистанции 50 м любым стилем.
Рекомендуемые контрольные нормативы
Класс
4
5
6
25 м, вольный стиль, сек
мальчики
девочки
3334
3240
3036
3334
3238
2834
50 м, вольный стиль, сек
мальчики
девочки
1,201,40
1,201,40
1,201,38
1,181,35
1,101,32
1,161,36
127
8
9
10
11
2632
2230
2128
2026
1822
2834
2632
2430
2228
2026
1,041,20
0,581,10
0,561,08
0,541,04
0,501,00
1,101,25
1,041,20
1,021,16
1,001,10
0,561,06
13