Программа составлена с позиции узнающего мир дошкольника и позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью, направлена на развитие интеллектуальных способностей воспитанников, адаптацию их в окружающей действительности, выработку навыков умения ориентироваться в окружающей среде и становление их самостоятельности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
СТУДИИ РАННЕГО ГУМАНИАРНОЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ «МАЛЫШОК»
Направленность социальнопедагогическая
Уровень базовый
Рассчитана на детей от 5,5 до 7 лет
Срок реализации (общее количество часов) 2 года, 72 часа
Пугач В.М.,
педагог дополнительного образования
г. ТихорецкI. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее – программа) «Окружающий мир» имеет социальнопедагогическую
направленность, так как направлена на развитие интеллектуальных
способностей воспитанников, адаптацию их в окружающей действительности,
выработку навыков умения ориентироваться в окружающей среде и
становление их самостоятельности. Программа также помогает обучающимся
подготовиться к школе.
В ходе разработки дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Оружающий мир» была использована
примерная основная образовательная программа дошкольного образования
«Преемственность», разработанная научным коллективом под руководством
Н.А.Федосовой, и авторская программа Т.Н. Каныгиной, методиста МАОУ
ДОД ЦДТ г. Курганинска, утверждённая в 2011 году. Программа
модифицирована, дополнена лабораторными, практическими и игровыми
занятиями. Авторской программой на курс в младших группах предусмотрено
33 часа. Так как учебный план Центра предполагает 36 часов, на изучение
курса добавлено 2 часа: на вводное занятие 1 час, на тему «Клуб
Почемучек» 1 час, на итоговое занятие – 1 час. С учётом выделенных
учебных часов на изучение дисциплины «Окружающий мир» учебным планом
ЦВР «Гармония» педагогическим коллективом принято решение работать по
учебному пособию для старших групп («Окружающий мир» Гаврина С.Е.,
Кутявина Н.Л.) и по пособию в младшей группе («Зеленая тропинка»
А.А.Плешаков).
Новизна данной программы состоит в том, что она составлена с позиции
узнающего мир дошкольника и позволяет показать всеобщую взаимосвязьребёнка со всей окружающей его действительностью. При этом ряд изучаемых
тем непосредственно связан с местом проживания детей, что удовлетворяет
требованиям использования в образовательной деятельности, особенно детей
дошкольного возраста, регионального компонента обучения.
Актуальность: Программа рассчитана на реализацию целей и задач под
руководством педагогов дополнительного образования. Приобщение к
красоте окружающего мира, умение ориентироваться в нём, находить выход в
проблемных ситуациях, бережное отношение к красоте и особенностям
природы, в частности, родного края и в целом большого мира позволяет
сформировать в растущем человеке настоящего патриота Родины,
гражданина, заботящегося о сохранении и приумножении её богатств для
будущих поколений.
Данная программа рассчитана на развитие личности посредством
активного участия в начальной исследовательской работе, которая в данном
случае выступает средством воспитания, обучения и творчества подростка, а
в дальнейшем может стать стимулом к выбору профессии. Именно
направленность на достижение компетентности дошкольников отличает эту
программу от других программ:
исследовательская работа, создание детьми проектных материалов.
знакомство с окружающим миром,
Таким образом, актуальность предлагаемой программы определяется не
только стремлением подготовить малышей к школе, но и необходимостью
помочь им в их личностном самоопределении и выработке представлений о
многогранности, неповторимости и хрупкости окружающего их мира, частью
которого они являются.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем,
что система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии
ребенок:
узнавал чтото новое, обогащая свои знания и свой словарный запас; приобретал навыки самостоятельной работы в процессе выполнения
лабораторных, практических, исследовательских заданий;
учился работать с рабочими тетрадями, выполнять творческие задания,
наблюдать за природными явлениями.
Курс занятий по программе состоит из теоретических и практических
занятий, которые направлены на знакомство с окружающим миром, его
особенностями и проблемами. Обучающиеся знакомятся с правилами
поведения в быту, в природе, на дорогах и водоёмах, что способствует
достижению одной из главных задач работы с детьми – охране их жизни и
безопасности. Также могут предусматриваться индивидуальные занятия с
воспитанниками, проявляющими особый интерес к предмету, в виде участия
их в творческих, экологический, социальногражданских проектах, акциях и
конкурсах различного уровня.
Общая цель программы «Окружающий мир» — создание условий для
обогащения внутреннего мира ребенка, знакомства его с целостной картиной
мира через осмысление личного опыта и воспитания бережного, вдумчивого,
ответственного отношения ребенка к миру. Помимо общей цели
предусматриваются цели каждого года обучения.
Цель первого года обучения: создание условий для получения младшими
дошкольниками первоначальных сведений об окружающей их
действительности и умения ориентироваться в ней, знакомство с целостной
картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
Цель второго года обучения: создание условий, при которых полученные
дошкольниками знания о мире и действительности
перерастают в
экологическую грамотность и духовнонравственную культуру, умение
адаптироваться в окружающей среде и подготовиться к следующей ступени
освоения знаний о мире – к школе.
Основные задачи программы: сформировать начальные знания об окружающей их действительности;
содействовать формированию информационной культуры обучающихся;
развивать навыки коммуникативного общения;
сформировать гражданскопатриотические качества характера;
сформировать качества социально активной личности, необходимые для
успешной социализации воспитанников;
Для реализации поставленных задач помимо вышеперечисленных форм
работы предусматриваются такие виды занятий, как виртуальная экскурсия,
создание родословного древа семьи, ведение дневника наблюдений, экскурсии
в природу и др.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы от существующих программ заключается в
ознакомлении дошкольников с окружающим их миром в
постоянном
соприкосновении с процессом формирования личности обучающихся (умение
доказывать свою точку зрения, строить диалог со взрослыми, работа по
адаптации в незнакомой среде, преодоление комплексов неполноценности). С
одной стороны, посредством изучения теоретических тем воспитанники
знакомятся с тем, что живёт, дышит, радуется и страдает вокруг них и учатся
беречь, защищать и приумножать это, а с другой стороны, они учатся ценить
себя как часть этого мира, заботиться о своём здоровье и следить за своим
поведением, учатся общаться с себе подобными и отвечать за тех, кого
приручили.
Программа построена по блочному принципу, который предусматривает
изучении материала от простого к сложному.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5,5 – 7
лет. Два года обучения по программе позволяют разделить воспитанников на
две группы: первого года обучения 6 – 7 лет и второго года обучения – 5 – 6
лет.Приём в группы осуществляется по заявлениям родителей или лиц, их
замещающих, если ребёнок достиг 5 летнего возраста. Обязательным
требованием к приёму является заявление о согласии на обработку
персональных данных родителей и детей, что объясняется соблюдением
законодательства по вопросам обработки персональных данных.
Численный состав групп и продолжительность занятий в нем
определяется Уставом учреждения, с учетом рекомендаций санитарных норм
и правил. Таким образом, наполняемость групп не должна составлять не более
14 детей.
Воспитанниками объединения могут быть дети различных социальных
групп: малообеспеченные, опекаемые, сироты, «группы риска», дети с
ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. В этом случае родители
предоставляют документы, подтверждающие особый статус воспитанника:
свидетельство об опеке, удостоверение многодетной матери и т.д.
Программа рассчитана на два года. В группах первого и второго года
обучения занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут каждое. Всего –
36 часов в год, 72 часа – за весь срок реализации программы.
Занятия проводятся в групповой форме.
Типы занятий различны:
теоретические занятия (беседы и др.);
экскурсии очные и заочные (виртуальные);
открытые занятия с участием интересных людей, родителей, педагога
психолога;
разработка и защита минипроектов;
практические занятия;
лабораторные работы.
В результате изучения программы (при условии регулярного посещения
занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.Ожидаемый результат:
1.Устойчивость интереса детей к данному предмету.
2. Расширение кругозора детей.
3. Применение знаний в практической деятельности.
4. Развитие речи, обогащение словарного запаса детей, умение вести
содержательный диалог.
5. Преодоление комплексов, адаптация к школьной жизни.
6. Активная жизненная позиция.
7. Осознание потребности жить и поступать по принципу «Ты за всё в ответе!»
Для отслеживания результативности обучения по данной программе
предполагается использование следующих методов:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов диагностирования;
педагогический мониторинг;
мониторинг результатов усвоения программы.
Программа предусматривает аттестацию обучающихся, которая
направлена на выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового
уровня теоретических знаний, развития практических умений и навыков,
сформированных компетенций и их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
1. Входная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в
сентябре с целью выявления первоначального (стартового) уровня
подготовленности детей.
2.Промежуточная — в декабре, мае по итогам полугодия или учебного года.
3. Итоговая аттестация проходит в апрелемае по окончании полного курса
обучения.К основным формам подведения итогов реализации данной программы
относятся:
ведение портфолио обучающихся;
открытые занятия;
мониторинг результативности освоения программы на разных этапах
(блоках) её реализации;
подготовка аналитических отчётов по итогам полугодия и года.
II. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ый год обучения
«Окружающий мир» (ознакомление с окружающим миром)
Учебнотематический план
Колво часов Теория Практика
№ Наименование разделов и тем
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 1
4
Звезды, Солнце и Луна.
2.
Зеленое чудо растения.
3.
11
10
4. Наши друзья – животные.
5. Круглый год.
8
Клуб Почемучек. Итоговое занятие. 2
6.
Всего:
36 час.
1
2
5
5
3
1
17 час.
2
6
5
5
1
19 час.
2 год обучения
«Окружающий мир» (ознакомление с окружающим миром)
Учебнотематический план
Колво часов Теория Практика
№ Наименование разделов и тем
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 1
6
2. Природа вокруг тебя.
9
3. Мир неживой природы.
4. Растительный мир.
9
7
5. Животный мир.
3
6. Вселенная. Природа космоса.
1
7. Итоговое занятие. Клуб Почемучек.
36 час.
Всего:
1
3
4
4
3
1
1
17 час
3
5
5
4
2
19 часов
Содержание программы для младших групп№ Наименование разделов и
тем
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
«Путешествие с Буратино в
окружающий мир».
Теория: 1ч
Практика: 0 ч.
2
2.1.
«Звезды, Солнце и Луна»
Теория: 2ч
Практика: 2 ч.
Звездное небо.
2.2.
Солнце и Луна.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
Радуга.
Народные приметы.
Зеленое чудо – растения.
Теория – 5 ч.
Практика – 6 ч.
Как узнать растения?
3.2.
Травы, кустарники, деревья.
3.3.
Кустарники.
Содержание разделов
Знакомство детей с окружающим миром пройдет вместе с
Любопытным Буратино и Мудрой Черепахой, которая
будет отвечать на все вопросы ребят и Буратино:
многообразие взаимоотношений взрослого с ребёнком, со
сверстниками, познании самого себя;
представление о предметах материальной культуры;
представление о мире природы;
представление о мерах безопасности в окружающем их
мире.
Черепаха Тортилла знакомит детей с правилами
поведения в учреждении и на занятиях.
Диагностирование.
Сконцентрировать внимание детей на теме существования
человека на Земле, его основных ценностях.
Способствовать элементарному пониманию строения
солнечной системы, входящих в неё планет.
Дать элементарное представление о Солнце как о звезде, о
планетах Солнечной системы, спутнике Земли.
Знакомство с явление природы – радугой. Причины ее
появления. Познакомить с цветами радуги.
Знакомство с народными приметами.
Приметы времен года. Виртуальная экскурсия.
Знакомство с разнообразием растительного мира.
Части растения. Охрана растений. Знакомство с
гербарием.
Плоды овощных культур. Закрепить знания о месте их
произрастания – огороде.
Виды фруктов, место их произрастания.
основных деревьев, их
Знакомство с названиями
классификация, отличие дерева от куста, травянистые
растения, изменения деревьев в разное время года.
Понятия «лес», «роща», «парк», «сад», их признаки.
Правила поведения в лесу, в парке.
Уход за деревьями.
Познакомить с разновидностями кустарников. Экскурсия.
Закреплять знания детей о растительном мире и
воспитывать любовь к природе.3.4.
Деревья.
3.5.
Декоративные растения.
3.6.
Съедобные и ядовитые
растения.
3.7
Лекарственные растения.
3.8. Мхи и папоротники.
3.9.
Грибы.
3.10. Твоя мастерская.
3.11. Отношение
людей к
растениям и грибам.
Наши друзья – животные.
Теория5 ч.
Практика5 ч.
Как узнать животных7
В живом уголке.
Домашние животные.
Породы собак.
В мире насекомых
4.
4.1
4.2
4.3
4.4.
4.5.
4.6..
В мире рыб.
4.7.
В мире птиц.
4.8.
В мире зверей.
Названия деревьев. Деревья садовые. Дикорастущие
деревья. Кто лечит деревья. Как люди могут заботиться о
деревьях.
Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе
и людям, которые, благодаря своему труду, получают
урожаи.
Разнообразие цветов в природе. Домашние цветы.
Понятия «палисадник», «букет». Правила ухода за
цветами.
Цветы в творчестве художников
Познакомить детей с растениями съедобными и
ядовитыми. Ягоды, их отличия и безопасность при их
сборе.
Знать названия лекарственных растений. Как помогают
лекарственные растения вылечиться от болезней. Создание
гербария.
Экскурсия.
Знакомство с папоротниками и мхами. Рассматривание
слайдов. Экскурсия.
Познакомить детей с грибами. Ядовитые, съедобные
грибы, их отличия и безопасность при их сборе
Изготовление поделок из природного материала. Техника
безопасности при работе с ножницами.
Выставка работ.
Учить бережно относиться к природе. Создание листовки
«Берегите природу, люди!»
Название экзотических животных севера, юга, жарких
стран; характерные признаки их внешнего вида и
взаимосвязь со средой обитания; особенности питания
Особенности жизни диких животных в природе и в
«живом» уголке, их детёныши.
Знакомство с домашними и дикими животными
Рассказ о домашних любимцах.
Отношение человека к животным
Познакомить с породами собак. Забота о домашних
питомцах. Собака – друг человека. Собаки спасатели.
Знакомство с насекомыми, кто они. Внешние признаки
насекомых, особенности их окраски, строения, питания.
Знать название рыб, млекопитающих рек, водоёмов,
морей; характерные признаки их внешнего вида и
взаимосвязь со средой обитания; особенности питания.
Знакомство с видами птиц. Водоплавающие, перелётные,
зимующие. Забота о птицах зимой. Изготовление
кормушки.
Особенности жизни диких животных в природе, их
детёныши.4.9.
Какие еще бывают
животные?
4.10 Отношение людей к
животным.
Круглый год.
Теория3 ч.
Практика5 ч.
Времена года.
Осень.
5.
5.1.
5.2.
5.3
Зима.
5.4
Весна.
5.5
Лето
5.6.
5.7.
5.8.
6.
6.1
6.2
Цветущие весной.
Птицы весной.
Отношение человека к
природе: каким оно должно
быть?
Итоговое занятие. Клуб
Почемучек.
Теория – 1 ч.
Практика – 1ч.
Клуб Почемучек.
Итоговое занятие.
Название экзотических животных севера, юга, жарких
стран; характерные признаки их внешнего вида и
взаимосвязь со средой обитания; особенности питания
Знакомство с Красной книгой. Заповедники. Забота о
братьях наших меньших».
Знакомство с временами года. Стихи русских поэтов о
природе
Основные признаки осени. Осенние месяцы.
Понятие «фруктовый сад», огород, ягоды.
Труд людей осенью, профессии в сельской местности.
Название, назначение и виды осенней одежды, головных
уборов, обуви.
Забота человека о домашних животных, птицах и их
детёнышах.
Основные признаки зимы. Зимние месяцы.
Зимние забавы и зимние виды спорта. Правила поведения
на водоеме зимой.
Знание особенностей своего организма и здоровья,
правила гигиены.
Название, назначение и виды зимней одежды, головных
уборов, обуви.
Новогодний праздник, праздник Дня защитника
Отечества, Рождество, Масленица. Назначение зимних
праздников.
Правила безопасности в зимний период
Основные признаки весны. Весенние месяцы. Весенние
цветы, характерные признаки цветов, понятие «букет».
Труд людей весной. Женские профессии, подготовка к
празднику
Основные признаки лета. Летние месяцы. Летние цветы,
характерные признаки цветов, понятие «букет».
Труд людей летом. Летний отдых. Правила поведения на
водоеме летом.
Особенности цветущих растений. Забота о них.
Знакомство с перелетными птицами и зимующими.
Скворечники. Забота о птицах.
Понятие «экология». Забота о природе. Бережное
отношение к ней.
Игра для любознательных Чему мы научились.
Подведение итогов за год.
Диагностирование результатовСодержание программы 2–го года обучения
№ Наименование разделов
Содержание разделов
1.
2
и тем
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
«Путешествие с
Незнайкой в
окружающий мир».
Теория: 1час
Практика: 0
Природа вокруг тебя.
Теория: 3
Практика: 3
2.1. Живая и неживая
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3
3.1.
природа.
Взаимосвязи в природе.
Значение природы в
жизни человека.
Бережное отношение к
природе.
Изменения в живой и
неживой природе осенью.
Экскурсия в осенний
парк.
Мир неживой природы
Теория: 4 ч
Практика: 5 ч
Солнце. Значение света и
тепла.
3.2.
3.3.
Облака.
Глобус – модель Земли.
3.4.
Вода. Состояние воды.
3.5.
3.6.
Вода и ее значение.
Бережное отношение к
воде.
Природные явления:
дождь, туман, роса.
Знакомство детей с окружающим миром пройдет вместе с
Незнайкой, который будет помогать себе и ребятам
вспомнить то, что ни уже знают об окружающем их мире
Диагностирование уровня ознакомления
Знакомство с живой и неживой природой. Что не является
частью природы? Экскурсия.
Работа с календарями природы
Отношение человека к природным богатствам и в просторам.
Роль природы в жизни человека.
Понятие «экология». Забота о природе. Бережное отношение
к ней. Создание листовки «Мы – защитники природы!»
Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе
осенью. Экологическая игра.
Наблюдение за деревьями, птицами.
Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах
Солнечной системы.
Способствовать элементарному
пониманию строения солнечной системы, входящих в неё
планет.
Основные признаки каждого времени года. Закрепление
полученных ранее знаний. Чего не бывает в то или иное время
года? Наблюдение за состоянием природы в момент изучения
темы.
Заполнение дневника наблюдений за состоянием природы
Знакомство с глобусом. Практическое занятие. Познакомить с
обозначениями на глобусе.
Познакомить с тремя состояниями воды. Лабораторная
работа.
Охрана воды.
Знакомство с ролью воды в жизни человека. Научиться
бережно относиться к воде.
Продолжать знакомить детей с явлениями природы, с
изменениями атмосферного давления (низкого высокого); Научить детей проводить простейшие действия похожие на
явления природы (дождь, ветер, гром, град);
Дать элементарные сведения о профессии синоптика;
Научить детей анализировать и делать выводы,
устанавливать причинноследственные связи;
Закрепить умение классифицировать явления природы и
погоды по временам года
Знакомство со свойствами воздуха. Заботиться о чистоте
воздуха.
Познакомить с понятием «ветер». Ветер – движение воздуха.
Ветер холодный и теплый. Экскурсия.
Знакомство с почвой. Какая бывает почва. Почва
Краснодарского края. Значение почвы для человека, растений
и животных.
Познакомить с частями растений. Забота о растениях.
Название основных деревьев, их классификация, отличие
дерева от куста, изменения деревьев в разное время года.
Понятия «лес», «роща», «парк», «сад», их признаки.
Правила поведения в лесу, в парке.
Уход за деревьями.
Знакомство с разнообразием растительного мира.
Части растения. Охрана растений. Знакомство с гербарием.
Плоды овощных культур. Закрепить знания о месте их
произрастания – огороде.
Виды фруктов, место их произрастания.
Названия деревьев. Деревья садовые. Дикорастущие
деревья. Кто лечит деревья. Как люди могут заботиться о
деревьях.
Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и
людям, которые, благодаря своему труду, получают урожаи.
Знакомство с названиями
основных деревьев, их
классификация, отличие дерева от куста, травянистые
растения, изменения деревьев в разное время года. Понятия
«лес», «роща», «парк», «сад», их признаки.
Правила поведения в лесу, в парке.
Уход за деревьями.
Знать названия лекарственных растений. Как помогают
лекарственные растения вылечиться от болезней. Создание
гербария.
Экскурсия.
Разнообразие комнатных цветов. Понятия «палисадник»,
«букет». Правила ухода за цветами.
Цветы в творчестве художников.
Знакомство с фруктами и овощами. Их отличие. Полезные
свойства.
Познакомить детей с ягодами и грибами. Ядовитые,
3.7.
3.8.
3.9.
4.
4.1.
Воздух. Значение
воздуха.
Ветер. Свойства ветра.
Почва.Значение почвы в
природе.
Растительный мир
Теория: 4 ч.
Практика: 5ч.
Строение растений
4.2.
Разнообразие
растительного мира
4.3.
Деревья.
4.4.
Деревья, кусты и их
плоды.
4.5.
Травянистые растения
4.6.
Комнатные растения
4.7.
Овощи и фрукты.
4.8.
Грибы.4.9.
5.
5.1
Изменения в живой и
неживой природе зимой.
Животный мир.
Теория: 3 ч.
Практика: 4 ч.
Разнообразие животного
мира
5.2.
Дикие животные.
5.3.
Домашние животные
5.4.
Птицы. Группы птиц.
5.5.
Рыбы. Виды рыб.
5.6.
Насекомые.
5.7.
6.
6.1.
Изменение в живой и
неживой природе весной.
Вселенная.
Природа
космоса
Теория: 1 ч.
Практика: 2 ч.
Охрана
Природа России.
природы.
6.2.
Планета Земля. Солнце
6.3.
7.
Вселенная. Звезды.
Итоговое занятие
Теория: 1 ч.
Практика: 0 ч.
съедобные грибы, ягоды, их отличия и безопасность сбора
Экскурсия в зимний парк. Наблюдение за природой.
Название экзотических животных севера, юга, жарких стран;
характерные признаки их внешнего вида и взаимосвязь со
средой обитания; особенности питания
Знакомство с домашними и дикими животными
Рассказ о диких зверях. Просмотр слайдов. Видео.
Отношение человека к животным
Знакомство с домашними животными
Рассказ о домашних любимцах.
Отношение человека к животным
Птицы дикие и домашние. Птицы в небе, на земле, в воде, их
привычки и особенности.
Наблюдение за животными в
виртуальном зоопарке
Название рыб, млекопитающих рек, водоёмов, морей;
характерные признаки их внешнего вида и взаимосвязь со
средой обитания; особенности питания. Внешние признаки
насекомых, особенности их окраски, строения, питания.
Насекомые вокруг нас. Внешние признаки насекомых,
особенности их окраски, строения, питания.
Экскурсия в весенний парк. Наблюдение за природой.
Представление о названии и местонахождении нашей страны,
о ее значении в мире. Воспитание любви к России, чувства
гордости за свою страну. Знакомство с российским гербом,
флагом, гимном. Развитие интереса к историческому
прошлому России. Столица нашей Родины.
Сконцентрировать внимание детей на теме существования
человека на Земле, его основных ценностях.
Дать элементарные представления о том, что существуют
разные области земли (моря, озёра, океаны, горы и леса)
Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение
человека на Земле, его основных ценностях.
Познакомить со строением Солнечной системы
Подведение итогов за год. ёДиагностирование результатов
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ№ п/п
1
1.
о
в
л
в
о
о
с
К
а
ч
2
1
2.
4
Тема
3
Вводное
занятие.
Инструктаж по ТБ
«Путешествие
с
Буратино
в
окружающий мир».
Инструктаж по ТБ.
«Путешествие с
«Звезды, Солнце и
Луна»
3.
11
Зеленое чудо –
растения.
4.
10 Наши друзья –
животные.
5
8
Круглый год.
6
2
Итоговое занятие.
Клуб Почемучек.
Оборудование
6
Инструкции по
ТБ,
костюмы
сказочных героев
Буратино
и
Тортиллы,
презентация «Мир
вокруг нас»
Компьютер, экран,
проектор,
презентация
«Солнечная
система
дошкольника»
для
Компьютер, экран,
проектор,
гербарий,
растения (листья,
корни,
ветки,
грибы, ягоды и
др.)
Макеты
птиц,
животных,
рыб, карточки с
иллюстрациями,
выставка книг о
животном мире,
Красная книга
Краснодарского
края
Ноутбук,
проектор, экран,
карточки, рабочая
тетрадь, рисунки
детей
Ноутбук,
проектор, экран
1 –ый год обучения
Форма занятий
Методы и
приемы
4
Занятиеигра
5
Диагностирование
, беседа с детьми,
работа по типу
«вопросответ»
Часы общения,
работа в рабочей
тетради,
практическое
занятие
Беседы,
экскурсия
в
природу, работа в
рабочей тетради,
просмотр
презентаций,
работа
гербарием
Занятие
презентация,
работа в рабочей
тетради
с
и
и
Просмотр
обсуждение
о
презентации
Солнце, звездах,,
работа
с
дневником
наблюдений
Сбор
исследование
растений,
засушивание их и
создание мини
гербария,
просмотр
презентаций
Изучение макетов
животных,
рисование фигур
животных, работа
с
карточками,
просмотр
презентаций,
чтение стихов о
животных
Диспут,
мастер
класс, викторина,
игра,
работа в
рабочей тетради
с
Занятие
совместно
родителями,
практическая
работа)
Викторина
Словесный,
поисковый
методы,
исследование,
проект
ответы
вопросы,
презентация
«Почемучка»
на
2 –ой год обученияо
в
л
в
о
о
с
К
а
ч
Тема
Форма занятий
Методы и
приемы
Оборудование
2
1 Вводное
3
занятие.
Инструктаж по ТБ
«Путешествие
с
Незнайкой
в
окружающий мир».
4
Занятиеигра
5
Диагностирование
беседа с детьми,
работа по типу
«вопросответ»
6 Природа вокруг
тебя.
Занятие
исследование
Наблюдение,
работа в группах
№
п/п
1
1.
2.
3
6
Инструкции по
ТБ, костюмы
Незнайки,
презентация «Это
наш мир»
Рабочие тетради,
дневник
наблюдений
Компьютер, экран,
проектор,
презентация
«Времена года»
Компьютер, экран,
проектор,
гербарий,
растения (листья,
корни, ветки,
грибы, ягоды и
др.), альбомные
листы, шаблоны
растений, клей
Выставка
фотографий своих
домашних
животных, билеты
в зоопарк,
картинки
животных в
зоопарке
Ноутбук,
проектор, экран,
презентация
«Хлебгосподин»
Выставка работ
воспитанников,
карта
мониторинга
9 Мир неживой
природы
4.
9
Растительный мир
5.
7 Животный мир.
Просмотр и
обсуждение
презентации о
временах года,
работа с
дневником
наблюдений
Просмотр
презентаций,
минипроект
Часы общения,
работы в рабочей
тетради,
практическое
занятие
Беседы,
экскурсия в
природу, работа в
рабочей тетради,
создание мини
проекта
Индивидуальная
работа у выставки
с фото животных,
работа
«экскурсоводов»
Занятие
презентация,
работа в рабочей
тетради,
виртуальная
экскурсия
зоопарк,
экспромт
в
театр
6
3 Вселенная. Природа
космоса
Интегрированное
занятие; занятие
гостиная
Словесный,
поисковый
методы,
исследование,
презентация о
хлебе
7
1 Итоговое занятие
Групповая,
индивидуальная,
Игра
Литературно
музыкальная
композиция «Я
люблю этот мир»Для работы требуется учебный кабинет со следующими техническими
средствами:
компьютер1 шт.;
принтер 1 шт. (цветной);
мультимедийный проектор 1 шт.;
экран – 1 шт.;
фотоаппарат;
Занятия должны проводиться в помещении, соответствующее санитарно
гигиеническим требованиям и оснащенном удобной мебелью:
столы 7 штук;
стулья 14 штук.
стол и стул педагога;
ученическая доска;
рабочие тетради для детей 14 комплектов
Красная книга Краснодарского края;
альбомы иллюстраций, диски, по теме, макеты предметов, вещей.
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
«Окружающий мир» должен быть привлечён педагог
программы
дополнительного образования, обладающий предметными знаниями в области
экологии, природоведения.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
5.1. Методическая литература для детей.
1.
Зеленая тропинка.
«Преемственность». М., «Просвещение», 2014.
Плешаков А.А..
Пособие по программе
2. Гаврина С.Е.. Окружающий мир. Школа для дошколят. Рабочая тетрадь.
М., ЗАО «РОСМЭН», 2015.3. Николаева С.Н. Познаем природу готовимся к школе (67 лет). М.,
Просвещение, 2011.
5.2. Методическая литература для педагога.
Обязательная литература:
1. Крылова О.Н. Я узнаю окружающий мир. Пособие по программе «Успех».
Дошкольное образование 45 лет. М., Экзамен, 2014.
2. Крылова О.Н. Я узнаю окружающий мир. Пособие по программе «Успех».
Дошкольное образование 6 лет. М., Экзамен, 2014.
3. Николаева С.Н. Познаем природу готовимся к школе (67 лет). М.,
Просвещение, 2011.
Программа дошкольного образования «Преемственность».
4.
Просвещение, 2016
М,
5. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие
для педагогов. М, Просвещение, 2012
.
Дополнительная литература:
1. Вахрушев А.А. , Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! В 2х частях. Пособие
для дошкольников. Баллас, 2012.
2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир
для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей
и родителей к пособиям для детей 27 лет. БАЛЛАС, 2012.
3. Окружающий мир. Тестовые задания для детей 56 лет.
5.3. Информационные ресурсы.
1. http://www.
mirdetstva
5.ru Мир детства.Всё для дошкольника
ru – Сайт для всей семьи
2.http://www.
doshkolnik.3 . http://www.dochkolenok.ru – Сайт для воспитателей ДОУ и родителей