ПРОГРАММА ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 22.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа составлена с позиции узнающего мир дошкольника и позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью, направлена на развитие интеллектуальных способностей воспитанников, адаптацию их в окружающей действительности, выработку навыков умения ориентироваться в окружающей среде и становление их самостоятельности.
Иконка файла материала Программа Окружающий мир.doc
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СТУДИИ РАННЕГО ГУМАНИАРНО­ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «МАЛЫШОК»                 Направленность     социально­педагогическая  Уровень                  базовый  Рассчитана на детей от 5,5 до 7 лет    Срок реализации (общее количество часов)  2 года, 72 часа   Пугач В.М.,  педагог дополнительного образования                    г. ТихорецкI. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа (далее – программа) «Окружающий мир»  имеет  социально­педагогическую направленность,   так   как  направлена   на   развитие   интеллектуальных способностей воспитанников, адаптацию их в окружающей действительности, выработку   навыков   умения   ориентироваться   в   окружающей   среде   и становление их самостоятельности. Программа также помогает обучающимся подготовиться к школе.               В   ходе   разработки   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей   программы   «Оружающий   мир»   была   использована примерная   основная   образовательная   программа   дошкольного   образования «Преемственность», разработанная научным коллективом под руководством Н.А.Федосовой, и авторская программа Т.Н. Каныгиной, методиста МАОУ ДОД   ЦДТ   г.   Курганинска,   утверждённая   в   2011   году.   Программа модифицирована,   дополнена   лабораторными,   практическими   и   игровыми занятиями. Авторской программой на курс в младших группах предусмотрено 33 часа. Так как учебный план Центра предполагает 36 часов, на изучение курса   добавлено   2   часа:   на   вводное   занятие   ­   1   час,   на   тему   «Клуб Почемучек»   ­   1   час,   на   итоговое   занятие   –   1   час.   С   учётом   выделенных учебных часов на изучение дисциплины «Окружающий мир» учебным планом ЦВР «Гармония»  педагогическим коллективом принято решение работать по учебному   пособию   для   старших   групп   («Окружающий   мир»   Гаврина   С.Е., Кутявина   Н.Л.)   и   по     пособию   в   младшей   группе   («Зеленая   тропинка» А.А.Плешаков).       Новизна данной программы состоит в том, что она составлена с позиции узнающего   мир   дошкольника   и   позволяет   показать   всеобщую   взаимосвязьребёнка со всей окружающей его действительностью. При этом ряд изучаемых тем непосредственно связан с местом проживания детей, что удовлетворяет требованиям использования в образовательной деятельности, особенно детей дошкольного возраста, регионального компонента обучения.   Актуальность:  Программа рассчитана на реализацию целей и задач под руководством   педагогов   дополнительного   образования.   Приобщение   к красоте окружающего мира, умение ориентироваться в нём, находить выход в проблемных   ситуациях,   бережное   отношение   к   красоте   и   особенностям природы,   в   частности,   родного   края   и   в   целом   большого   мира   позволяет сформировать   в   растущем   человеке   настоящего   патриота   Родины, гражданина,   заботящегося   о   сохранении   и   приумножении   её   богатств   для будущих поколений.         Данная   программа   рассчитана   на   развитие   личности   посредством активного участия в начальной исследовательской работе, которая в данном случае выступает средством воспитания, обучения и творчества подростка, а в   дальнейшем   может   стать   стимулом   к   выбору   профессии.   Именно направленность на достижение компетентности дошкольников отличает эту программу   от   других   программ:   исследовательская работа, создание детьми проектных материалов.    знакомство   с   окружающим   миром, Таким образом, актуальность предлагаемой программы определяется не только   стремлением   подготовить   малышей   к   школе,  но   и   необходимостью помочь им в их  личностном самоопределении  и выработке представлений о многогранности, неповторимости и хрупкости окружающего их мира, частью которого они являются. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что  система   занятий   построена   таким   образом,   чтобы   на   каждом   занятии ребенок: ­  узнавал что­то новое, обогащая свои знания и свой словарный запас;­     приобретал   навыки   самостоятельной   работы   в   процессе   выполнения лабораторных,   практических,  исследовательских заданий;  ­ учился работать с рабочими тетрадями, выполнять творческие задания, наблюдать за природными явлениями.   Курс занятий по программе состоит из теоретических и практических занятий,   которые   направлены   на   знакомство   с   окружающим   миром,   его особенностями и проблемами. Обучающиеся             знакомятся с правилами поведения   в   быту,   в   природе,   на   дорогах   и   водоёмах,   что   способствует достижению одной из главных задач работы с детьми – охране их жизни и безопасности.   Также   могут   предусматриваться   индивидуальные   занятия   с воспитанниками, проявляющими особый интерес к предмету, в виде участия их в творческих, экологический, социально­гражданских проектах, акциях и конкурсах различного уровня. Общая цель программы  «Окружающий мир» — создание условий для обогащения внутреннего мира ребенка, знакомства его с целостной картиной мира через осмысление личного опыта и воспитания бережного, вдумчивого, ответственного   отношения   ребенка   к   миру.   Помимо   общей   цели предусматриваются цели каждого года обучения.       Цель первого года обучения: создание условий для получения младшими дошкольниками   первоначальных   сведений   об   окружающей   их действительности и умения ориентироваться в ней,  знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Цель второго года обучения: создание условий, при которых полученные дошкольниками   знания   о   мире   и   действительности     перерастают   в экологическую   грамотность   и   духовно­нравственную   культуру,   умение адаптироваться в окружающей среде и  подготовиться к следующей ступени освоения знаний о мире – к школе.      Основные задачи программы:­ сформировать начальные знания об окружающей их действительности;  ­ содействовать формированию информационной культуры обучающихся;  ­ развивать навыки коммуникативного общения;  ­ сформировать гражданско­патриотические качества характера; ­   сформировать   качества   социально   активной   личности,   необходимые   для успешной социализации воспитанников;         Для   реализации   поставленных   задач   помимо   вышеперечисленных   форм работы предусматриваются такие виды занятий, как виртуальная экскурсия, создание родословного древа семьи, ведение дневника наблюдений, экскурсии в природу и др. Отличительная   особенность  данной   дополнительной общеобразовательной программы от существующих программ заключается в ознакомлении   дошкольников   с   окружающим   их   миром   в     постоянном соприкосновении с процессом формирования личности обучающихся (умение доказывать   свою   точку   зрения,   строить   диалог   со   взрослыми,   работа   по адаптации в незнакомой среде, преодоление комплексов неполноценности). С одной   стороны,   посредством   изучения   теоретических   тем   воспитанники знакомятся с тем, что живёт, дышит, радуется и страдает вокруг них и учатся беречь, защищать и приумножать это, а с другой стороны, они учатся ценить себя как часть этого мира, заботиться о своём здоровье и следить за своим поведением,   учатся   общаться   с   себе   подобными   и   отвечать   за   тех,   кого приручили.          Программа построена по блочному принципу, который предусматривает изучении материала от простого к сложному.   Возраст детей, участвующих в реализации данной программы ­ 5,5 – 7 лет. Два года обучения по программе позволяют разделить воспитанников на две группы: первого года обучения ­ 6 – 7 лет и второго года обучения – 5 – 6 лет.Приём в группы осуществляется по заявлениям родителей или лиц, их замещающих,   если   ребёнок   достиг   5   ­   летнего   возраста.   Обязательным требованием   к   приёму   является   заявление   о   согласии   на   обработку персональных   данных   родителей   и   детей,   что   объясняется   соблюдением законодательства по вопросам обработки персональных данных.    Численный   состав   групп   и   продолжительность   занятий   в   нем           определяется Уставом учреждения, с учетом рекомендаций санитарных норм и правил. Таким образом, наполняемость групп не должна составлять не более 14 детей.     Воспитанниками   объединения   могут   быть   дети   различных   социальных групп:   малообеспеченные,   опекаемые,   сироты,   «группы   риска»,   дети   с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. В этом случае родители предоставляют   документы,   подтверждающие   особый   статус   воспитанника: свидетельство об опеке, удостоверение многодетной матери и т.д. Программа   рассчитана   на   два   года.   В   группах   первого   и   второго   года обучения занятия проводятся один  раз в неделю по 25 минут каждое. Всего – 36 часов в год, 72 часа – за весь срок реализации программы. Занятия проводятся в групповой форме. Типы занятий различны:  теоретические занятия (беседы и др.);  экскурсии очные и заочные (виртуальные);  открытые   занятия   с   участием   интересных   людей,   родителей,   педагога­ психолога;  разработка и защита мини­проектов;  практические занятия;  ­ лабораторные работы.         В результате изучения программы (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.Ожидаемый результат: 1.Устойчивость интереса детей к данному предмету.  2. Расширение кругозора детей.  3. Применение знаний в практической деятельности.  4.   Развитие   речи,   обогащение   словарного   запаса   детей,   умение   вести содержательный диалог.  5. Преодоление комплексов, адаптация к школьной жизни.  6. Активная жизненная позиция. 7. Осознание потребности жить и поступать по принципу «Ты за всё в ответе!»        Для   отслеживания   результативности   обучения   по   данной   программе предполагается использование следующих методов: ­ педагогическое наблюдение; ­ педагогический анализ результатов диагностирования; ­ педагогический мониторинг; ­ мониторинг результатов усвоения программы.           Программа   предусматривает   аттестацию   обучающихся,   которая направлена на выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня   теоретических   знаний,   развития     практических   умений   и   навыков, сформированных   компетенций   и   их   соответствия   прогнозируемым результатам   дополнительных   общеобразовательных   общеразвивающих программ.  1. Входная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в сентябре   с   целью   выявления   первоначального   (стартового)   уровня подготовленности детей.  2.Промежуточная — в декабре, мае ­ по итогам полугодия или учебного года.  3. Итоговая аттестация проходит в апреле­мае по окончании полного курса обучения.К основным формам подведения итогов реализации данной программы относятся: ­  ведение портфолио обучающихся; ­  открытые занятия; ­   мониторинг   результативности   освоения   программы   на   разных   этапах (блоках) её реализации; ­  подготовка аналитических отчётов по итогам полугодия и года.   II. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ­ ый год обучения «Окружающий мир» (ознакомление с окружающим миром) Учебно­тематический план Кол­во часов Теория Практика № Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 1 4 Звезды, Солнце и Луна. 2. Зеленое чудо ­ растения. 3. 11 10 4. Наши друзья – животные. 5. Круглый год. 8  Клуб Почемучек. Итоговое занятие. 2 6. Всего: 36 час. 1 2 5 5 3 1 17 час. ­ 2 6 5 5 1 19 час. 2 год обучения «Окружающий мир» (ознакомление с окружающим миром) Учебно­тематический план Кол­во часов Теория Практика № Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 1 6 2. Природа вокруг тебя. 9 3. Мир неживой природы. 4. Растительный мир. 9 7 5. Животный мир. 3 6. Вселенная. Природа космоса. 1 7. Итоговое занятие. Клуб Почемучек. 36 час. Всего: 1 3 4 4 3 1 1 17 час ­ 3 5 5 4 2 ­ 19 часов Содержание программы для младших групп№ Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ  «Путешествие с Буратино в  окружающий мир».  Теория: 1ч Практика: 0 ч. 2 2.1. «Звезды, Солнце и Луна» Теория: 2ч Практика: 2 ч. Звездное небо. 2.2. Солнце и Луна. 2.3. 2.4. 3. 3.1. Радуга. Народные приметы.  Зеленое чудо – растения. Теория – 5 ч. Практика – 6 ч. Как узнать растения? 3.2. Травы, кустарники, деревья. 3.3. Кустарники. Содержание разделов Знакомство детей с окружающим миром пройдет вместе с Любопытным   Буратино   и   Мудрой   Черепахой,   которая будет отвечать на все вопросы ребят и Буратино: ­ многообразие взаимоотношений взрослого с ребёнком, со сверстниками, познании самого себя; ­ представление о предметах материальной культуры; ­ представление о мире природы; ­ представление о мерах безопасности в окружающем их мире.             Черепаха   Тортилла   знакомит   детей   с   правилами поведения в учреждении и на занятиях. ­ Диагностирование. Сконцентрировать внимание детей на теме существования человека на Земле, его основных ценностях. Способствовать   элементарному   пониманию   строения солнечной системы, входящих в неё планет. Дать элементарное представление о Солнце как о звезде,  о планетах Солнечной системы, спутнике Земли.  Знакомство   с   явление   природы   –   радугой.   Причины   ее появления. Познакомить с цветами радуги.  Знакомство с народными приметами. Приметы времен года. Виртуальная экскурсия.   Знакомство с разнообразием растительного мира. Части   растения.   Охрана   растений.   Знакомство   с гербарием. ­ Плоды овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания – огороде.  ­ Виды фруктов, место их произрастания.    основных   деревьев,   их Знакомство   с   названиями   классификация,   отличие   дерева   от   куста,   травянистые растения,   изменения   деревьев   в   разное   время   года. Понятия «лес», «роща», «парк», «сад», их признаки.  ­ Правила поведения в лесу, в парке.  ­ Уход за деревьями. Познакомить с разновидностями кустарников. Экскурсия. Закреплять   знания   детей   о   растительном   мире  и воспитывать любовь к природе.3.4. Деревья. 3.5. Декоративные растения. 3.6. Съедобные   и   ядовитые растения. 3.7 Лекарственные растения. 3.8. Мхи и папоротники. 3.9. Грибы. 3.10. Твоя мастерская. 3.11. Отношение   людей   к растениям и грибам. Наши друзья – животные. Теория­5 ч. Практика­5 ч. Как узнать животных7 В живом уголке. Домашние животные. Породы собак. В мире насекомых 4. 4.1 4.2 4.3 4.4. 4.5. 4.6.. В мире рыб. 4.7. В мире птиц. 4.8. В мире зверей. ­Названия   деревьев.   Деревья   садовые.   Дикорастущие деревья. Кто лечит деревья. Как люди могут заботиться о деревьях. ­ Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и   людям,   которые,   благодаря   своему   труду,   получают урожаи.  ­   Разнообразие   цветов   в   природе.   Домашние   цветы. Понятия   «палисадник»,   «букет».   Правила   ухода   за цветами. ­ Цветы в творчестве художников ­   Познакомить   детей   с   растениями   съедобными   и ядовитыми.   Ягоды,   их   отличия   и   безопасность   при   их сборе. ­ Знать названия лекарственных растений. Как помогают лекарственные растения вылечиться от болезней. Создание гербария.  Экскурсия. ­Знакомство   с   папоротниками   и   мхами.   Рассматривание слайдов. Экскурсия.  ­   Познакомить   детей   с     грибами.   Ядовитые,   съедобные грибы, их отличия и безопасность при их сборе Изготовление поделок из природного материала. Техника безопасности при работе с ножницами.  Выставка работ. Учить бережно относиться к природе. Создание листовки «Берегите природу, люди!» ­   Название   экзотических   животных   севера,   юга,   жарких стран;   характерные   признаки   их   внешнего   вида   и взаимосвязь со средой обитания; особенности питания ­­   Особенности   жизни   диких   животных   в   природе   и   в «живом» уголке, их детёныши. ­ Знакомство с домашними и дикими животными ­ Рассказ о домашних любимцах.  ­ Отношение человека к животным ­Познакомить   с   породами   собак.   Забота   о   домашних питомцах. Собака – друг человека. Собаки ­ спасатели.  Знакомство   с   насекомыми,   кто   они.   Внешние   признаки насекомых, особенности их окраски, строения, питания. ­   Знать   название   рыб,   млекопитающих   рек,   водоёмов, морей;   характерные   признаки   их   внешнего   вида   и взаимосвязь со средой обитания; особенности питания. Знакомство с видами  птиц. Водоплавающие, перелётные, зимующие.   Забота   о   птицах   зимой.   Изготовление кормушки. ­   Особенности   жизни   диких   животных   в   природе,   их детёныши.4.9. Какие еще бывают  животные? 4.10 Отношение людей к  животным. Круглый год. Теория­3 ч. Практика­5 ч. Времена года. Осень. 5. 5.1. 5.2. 5.3 Зима. 5.4 Весна. 5.5 Лето 5.6. 5.7. 5.8. 6. 6.1 6.2 Цветущие весной. Птицы весной. Отношение человека к  природе: каким оно должно  быть? Итоговое   занятие.   Клуб Почемучек. Теория – 1 ч. Практика – 1ч. Клуб Почемучек. Итоговое занятие. ­   Название   экзотических   животных   севера,   юга,   жарких стран;   характерные   признаки   их   внешнего   вида   и взаимосвязь со средой обитания; особенности питания Знакомство   с   Красной   книгой.   Заповедники.   Забота   о братьях наших меньших». Знакомство   с   временами   года.   Стихи   русских   поэтов   о природе Основные признаки осени. Осенние месяцы. ­ Понятие «фруктовый сад», огород, ягоды.  ­ Труд людей осенью, профессии в сельской местности.     Название, назначение и виды осенней одежды, головных уборов, обуви.  ­   Забота   человека   о   домашних   животных,   птицах   и   их детёнышах.  ­ Основные признаки зимы. Зимние месяцы.  ­ Зимние забавы и зимние виды спорта. Правила поведения на водоеме зимой. ­   Знание   особенностей   своего   организма   и   здоровья, правила гигиены.  ­ Название, назначение и виды зимней одежды, головных уборов, обуви.  ­   Новогодний   праздник,   праздник   Дня   защитника Отечества,   Рождество,   Масленица.   Назначение   зимних праздников. ­ Правила безопасности в зимний период ­­ Основные признаки весны. Весенние месяцы. Весенние цветы, характерные признаки цветов, понятие «букет».  ­ Труд людей весной. Женские профессии, подготовка к празднику  Основные признаки лета. Летние месяцы. Летние   цветы, характерные признаки цветов, понятие «букет».  ­ Труд людей летом. Летний отдых. Правила поведения на водоеме летом. Особенности цветущих растений. Забота о них. Знакомство   с   перелетными   птицами   и   зимующими. Скворечники. Забота о птицах. Понятие   «экология».   Забота   о   природе.   Бережное отношение к ней. Игра для любознательных Чему мы научились. ­ Подведение итогов за год. ­Диагностирование результатовСодержание программы 2–го года обучения № Наименование разделов Содержание разделов 1. 2 и тем Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ  «Путешествие с  Незнайкой  в  окружающий мир».  Теория: 1час Практика: ­0 Природа вокруг тебя. Теория: 3 Практика: 3 2.1. Живая и неживая  2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3 3.1. природа. Взаимосвязи в природе. Значение природы в  жизни человека. Бережное отношение к  природе.  Изменения в живой и  неживой природе осенью. Экскурсия в осенний  парк. Мир неживой природы Теория: 4   ч Практика: 5  ч Солнце. Значение света и  тепла. 3.2. 3.3. Облака. Глобус – модель Земли. 3.4. Вода. Состояние воды. 3.5. 3.6. Вода и ее значение.  Бережное отношение к  воде. Природные явления:  дождь, туман, роса. Знакомство   детей   с   окружающим   миром   пройдет   вместе   с Незнайкой,   который   будет   помогать   себе   и   ребятам вспомнить то, что ни уже знают об окружающем их мире  ­ Диагностирование уровня ознакомления ­Знакомство  с живой и неживой природой. Что не является  частью природы? Экскурсия. Работа с календарями  природы Отношение человека к природным богатствам и в просторам. Роль природы  в жизни человека. Понятие «экология». Забота о природе. Бережное отношение к ней. Создание листовки «Мы – защитники природы!» Наблюдать   за   изменениями   в   живой   и   неживой   природе осенью. Экологическая игра. Наблюдение за деревьями, птицами. Дать   представление   о   Солнце   как   о   звезде   и   о   планетах Солнечной   системы.   Способствовать   элементарному пониманию   строения   солнечной   системы,   входящих   в   неё планет. Основные   признаки   каждого   времени   года.   Закрепление полученных ранее знаний. Чего не бывает в то или иное время года? Наблюдение за состоянием природы в момент изучения темы. Заполнение дневника наблюдений за состоянием природы Знакомство с глобусом. Практическое занятие. Познакомить с обозначениями на глобусе. Познакомить   с   тремя   состояниями   воды.   Лабораторная работа.  Охрана воды. Знакомство   с   ролью   воды   в   жизни   человека.   Научиться бережно относиться к воде.  Продолжать   знакомить   детей   с   явлениями   природы,   с изменениями атмосферного давления (низкого ­высокого);­ Научить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы (дождь, ветер, гром, град);  ­ Дать элементарные сведения о профессии синоптика; ­   Научить   детей   анализировать   и   делать   выводы, устанавливать причинно­следственные связи; ­   Закрепить   умение   классифицировать   явления   природы   и погоды по временам года Знакомство   со   свойствами   воздуха.   Заботиться   о   чистоте воздуха.  Познакомить с понятием «ветер». Ветер – движение воздуха. Ветер холодный и теплый. Экскурсия. Знакомство   с   почвой.   Какая   бывает   почва.   Почва Краснодарского края. Значение почвы для человека, растений и животных. Познакомить с частями растений. Забота о растениях. ­   Название   основных   деревьев,   их   классификация,   отличие дерева   от   куста,   изменения   деревьев   в   разное   время   года. Понятия «лес», «роща», «парк», «сад», их признаки.  ­ Правила поведения в лесу, в парке.  ­ Уход за деревьями. ­ Знакомство с разнообразием растительного мира. Части растения. Охрана растений. Знакомство с гербарием. ­   Плоды   овощных   культур.   Закрепить   знания   о   месте   их произрастания – огороде.  ­ Виды фруктов, место их произрастания.  ­­Названия   деревьев.   Деревья   садовые.   Дикорастущие деревья.   Кто   лечит   деревья.   Как   люди   могут   заботиться   о деревьях. ­ Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожаи.  Знакомство   с   названиями     основных   деревьев,   их классификация,   отличие   дерева   от   куста,   травянистые растения, изменения деревьев в разное время года. Понятия «лес», «роща», «парк», «сад», их признаки.  ­ Правила поведения в лесу, в парке.  ­ Уход за деревьями. ­   Знать   названия   лекарственных   растений.   Как   помогают лекарственные   растения   вылечиться   от   болезней.   Создание гербария.  Экскурсия. Разнообразие   комнатных   цветов.   Понятия   «палисадник», «букет». Правила ухода за цветами.  ­ Цветы в творчестве художников. Знакомство   с   фруктами   и   овощами.   Их  отличие.   Полезные свойства.  Познакомить   детей   с   ягодами   и   грибами.   Ядовитые, 3.7. 3.8. 3.9. 4. 4.1. Воздух. Значение  воздуха. Ветер. Свойства ветра. Почва.Значение почвы в  природе. Растительный мир Теория: 4 ч. Практика: 5ч. Строение растений 4.2. Разнообразие растительного мира 4.3. Деревья. 4.4. Деревья,   кусты   и   их плоды. 4.5. Травянистые растения 4.6. Комнатные растения 4.7. Овощи и фрукты. 4.8. Грибы.4.9. 5. 5.1 Изменения   в   живой   и неживой природе зимой. Животный мир. Теория: 3 ч. Практика: 4 ч. Разнообразие   животного мира 5.2. Дикие животные. 5.3. Домашние животные 5.4. Птицы. Группы птиц. 5.5. Рыбы. Виды рыб. 5.6. Насекомые. 5.7. 6. 6.1. Изменение   в   живой   и неживой природе весной. Вселенная.   Природа космоса Теория: 1 ч. Практика: 2 ч. Охрана Природа России. природы.   6.2. Планета Земля. Солнце 6.3. 7. Вселенная. Звезды. Итоговое занятие Теория: 1 ч. Практика: 0 ч. съедобные грибы, ягоды, их отличия и безопасность сбора Экскурсия в зимний парк. Наблюдение за природой. ­ Название экзотических животных севера, юга, жарких стран; характерные   признаки   их   внешнего   вида   и   взаимосвязь   со средой обитания; особенности питания ­ Знакомство с домашними и дикими животными ­ Рассказ о диких зверях. Просмотр слайдов. Видео.  ­ Отношение человека к животным ­­ Знакомство с домашними животными ­ Рассказ о домашних любимцах.  ­ Отношение человека к животным  Птицы дикие и домашние. Птицы в небе, на земле, в воде, их привычки   и   особенности.  Наблюдение   за   животными   в виртуальном  зоопарке ­   Название   рыб,   млекопитающих   рек,   водоёмов,   морей; характерные   признаки   их   внешнего   вида   и   взаимосвязь   со средой   обитания;   особенности   питания.­   Внешние   признаки насекомых, особенности их окраски, строения, питания. Насекомые   вокруг   нас.   Внешние   признаки   насекомых, особенности их окраски, строения, питания. Экскурсия в весенний парк. Наблюдение за природой. ­ Представление о названии и местонахождении нашей страны, о ее значении в мире. Воспитание любви к России, чувства гордости за свою страну. Знакомство с российским гербом, флагом,   гимном.   Развитие   интереса   к   историческому прошлому России. Столица нашей Родины. Сконцентрировать   внимание   детей   на   теме   существования человека на Земле, его основных ценностях. Дать   элементарные   представления   о   том,   что   существуют разные области земли (моря, озёра, океаны, горы и леса) Воспитывать   гуманное,  экологически   осознанное  отношение человека на Земле, его основных ценностях. Познакомить со строением Солнечной системы ­ Подведение итогов за год. ёДиагностирование результатов IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ№ п/п 1 1. о в ­ л в о о с К а ч 2 1 2. 4 Тема     3 Вводное занятие. Инструктаж   по   ТБ «Путешествие с Буратино в окружающий мир».    Инструктаж   по   ТБ. «Путешествие с  «Звезды,   Солнце   и Луна»   3. 11 Зеленое   чудо   – растения. 4. 10 Наши   друзья   – животные. 5 8 Круглый год. 6 2 Итоговое   занятие. Клуб Почемучек. Оборудование 6     Инструкции   по ТБ, костюмы сказочных   героев Буратино и Тортиллы, презентация «Мир вокруг нас» Компьютер, экран, проектор, презентация «Солнечная система   дошкольника» для Компьютер, экран, проектор, гербарий, растения   (листья, корни, ветки, грибы,   ягоды   и др.)   Макеты   птиц, животных, рыб,   карточки   с иллюстрациями, выставка   книг   о животном   мире, Красная   книга Краснодарского края   Ноутбук, проектор,   экран, карточки, рабочая тетрадь,   рисунки детей Ноутбук, проектор, экран 1 –ый год обучения Форма занятий Методы и приемы 4 Занятие­игра 5 Диагностирование , беседа с детьми, работа   по   типу «вопрос­ответ» Часы   общения, работа   в   рабочей тетради, практическое занятие   Беседы, экскурсия в природу, работа в рабочей   тетради, просмотр презентаций, работа   гербарием Занятие­ презентация, работа   в   рабочей тетради с     и и Просмотр обсуждение о презентации   Солнце,   звездах,, работа с дневником наблюдений Сбор   исследование растений, засушивание   их   и создание   мини­ гербария, просмотр презентаций Изучение   макетов животных, рисование   фигур животных,   работа с   карточками, просмотр презентаций, чтение   стихов   о животных Диспут,   мастер­ класс,   викторина, игра,   работа   в рабочей тетради с   Занятие совместно родителями, практическая  работа) Викторина Словесный, поисковый методы, исследование, проект ответы вопросы, презентация «Почемучка»    на 2 –ой год обученияо в ­ л в о о с К а ч Тема Форма занятий Методы и приемы Оборудование   2 1 Вводное 3 занятие. Инструктаж   по   ТБ «Путешествие с Незнайкой в     окружающий мир».    4 Занятие­игра 5 Диагностирование беседа с детьми, работа по типу «вопрос­ответ» 6 Природа вокруг  тебя. Занятие­ исследование Наблюдение, работа в группах № п/п 1 1. 2. 3 6 Инструкции по ТБ, костюмы Незнайки, презентация «Это наш мир» Рабочие тетради, дневник наблюдений Компьютер, экран, проектор, презентация «Времена года» Компьютер, экран, проектор, гербарий, растения (листья, корни, ветки, грибы, ягоды и др.), альбомные листы, шаблоны растений, клей Выставка фотографий своих домашних животных,  билеты в зоопарк, картинки животных в зоопарке Ноутбук, проектор, экран, презентация «Хлеб­господин» Выставка работ воспитанников, карта мониторинга 9 Мир неживой  природы 4. 9 Растительный мир 5. 7 Животный мир. Просмотр и обсуждение презентации о временах года, работа с дневником наблюдений Просмотр презентаций, мини­проект Часы общения, работы в рабочей тетради, практическое занятие Беседы, экскурсия в природу, работа в рабочей тетради, создание мини­ проекта Индивидуальная работа у выставки с фото животных, работа «экскурсоводов»  Занятие­ презентация, работа   в   рабочей тетради, виртуальная экскурсия зоопарк, экспромт в   театр­   6 3 Вселенная.   Природа космоса Интегрированное занятие; занятие­ гостиная Словесный, поисковый методы, исследование, презентация о хлебе  7 1 Итоговое занятие Групповая, индивидуальная,   Игра Литературно­ музыкальная композиция «Я люблю этот мир»Для   работы   требуется   учебный   кабинет   со   следующими   техническими средствами:  ­ компьютер­1 шт.;  ­ принтер 1 шт. (цветной); ­ мультимедийный проектор ­1 шт.; ­ экран – 1 шт.; ­ фотоаппарат; ­   Занятия   должны   проводиться   в   помещении,   соответствующее   санитарно­ гигиеническим требованиям и оснащенном удобной мебелью:  ­ столы ­ 7 штук;  ­ стулья ­ 14 штук.  ­ стол и стул педагога; ­ ученическая доска; ­ рабочие тетради для детей ­ 14 комплектов ­ Красная книга Краснодарского края; ­ альбомы иллюстраций, диски, по теме, макеты предметов, вещей. Для   реализации   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   «Окружающий   мир»   должен   быть   привлечён   педагог программы   дополнительного образования, обладающий предметными знаниями в области экологии, природоведения.  V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 5.1. Методическая литература для детей. 1.   Зеленая   тропинка. «Преемственность». ­ М., «Просвещение», 2014.   Плешаков   А.А..   Пособие   по   программе 2. Гаврина С.Е.. Окружающий мир. Школа для дошколят. Рабочая тетрадь.­ М., ЗАО «РОСМЭН», 2015.3.   Николаева   С.Н.   Познаем   природу   ­   готовимся   к   школе   (6­7   лет).   М., Просвещение, 2011. 5.2. Методическая литература для педагога. Обязательная литература: 1. Крылова О.Н. Я узнаю окружающий мир. Пособие по программе «Успех». Дошкольное образование 4­5 лет.­ М., Экзамен, 2014. 2. Крылова О.Н. Я узнаю окружающий мир. Пособие по программе «Успех». Дошкольное образование 6 лет.­ М., Экзамен, 2014. 3.   Николаева   С.Н.   Познаем   природу   ­   готовимся   к   школе   (6­7   лет).   М., Просвещение, 2011.   Программа   дошкольного   образования   «Преемственность». 4. Просвещение, 2016   М, 5.   Методические   рекомендации   к   программе   «Преемственность».   Пособие для педагогов.­ М, Просвещение, 2012 . Дополнительная литература: 1. Вахрушев А.А. , Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! В 2­х частях. Пособие для дошкольников. Баллас, 2012. 2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к пособиям для детей 2­7 лет. БАЛЛАС, 2012. 3. Окружающий мир. Тестовые задания для детей 5­6 лет. 5.3. Информационные ресурсы. 1. http://www.  mirdetstva      5.ru ­  Мир детства.Всё для дошкольника  ru – Сайт для всей семьи 2.http://www.       doshkolnik.3  . http://www.dochkolenok.ru – Сайт для воспитателей ДОУ и родителей