Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР»
Пояснительная записка
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.
Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.
Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.
Хотя чистая профориентация, как показывает опыт, малоэффективна: проблемы профессионального самоопределения необходимо рассматривать в более широких контекстах планирования своей жизни и нахождения своего места в обществе. Профориентационная программа в большей степени должна быть проблемной, когда в дискуссионной форме обсуждаются не только проблемы трудоустройства в этом мире, но и улучшения этого мира через основное дело своей жизни, т.е. через свою профессию. С этой целью и была разработана программа профессионального самоопределения старшеклассников « Профессиональный ориентир».
Программа по профориентации «Профессиональный ориентир» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Цели программы: содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.
Задачи:
1. Оказание психолого-педагогической профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Объединение усилий в работе психолога и классного руководителя в получении диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения.
3. Формирование актуального для подростков «информационного поля».
4. Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы.
5. Выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями села, региона.
Данная программа опирается на соблюдение следующих принципов:
принцип сознательности в выборе профессии;
принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям учащегося и потребностям общества;
принцип активности: учащийся сам активно выбирает профессию;
принцип
развития: профессия должна давать возможности для развития личности.
Форма
проведения занятий: классный руководитель может
проводить занятия в форме классных часов, психолог – в форме групповой
психокоррекционной работы во внеурочное время, темы программы могут быть
включены практически во все предметы, изучаемые в школе, техникуме. Знания о
профессиях можно использовать на уроках русского языка (при выполнении
упражнений) или математики (при решении задач).
Предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
1. Знание названий и особенностей основных профессий, связанных с умственной и физической трудовой деятельностью людей.
2. Усвоение основных требований к человеку той или иной профессии.
3. Овладение простейшими трудовыми навыками, использование их в повседневной жизни.
4. Уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план; анализировать информацию о профессиях.
5. Иметь представления о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
Основные направления работы классного руководителя.
1. Выявление интересов и склонностей обучающихся, их способностей.
2. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных профессиональным становлением.
3. Развитие ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в выборе будущей профессиональной деятельности.
4. Групповое и индивидуальное консультирование, соответствующее интересам и способностям, ценностным ориентациям.
5. Составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся.
6. Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции.
7. Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте обучающегося).
8. Помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений.
9. Организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах.
10. Организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.
11. Оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения.
12. Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
13. Организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
14. Способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащегося, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д..
15. Обеспечивает профориентационную направленность уроков, формирует у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки.
16. Способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки.
17. Проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.
18. Адаптирует учебные программы.
Основные направления работы заместителя директора по воспитательной работе:
1. Выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения учащихся с целью согласования и координации их деятельности;
2. Поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;
3. Планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
4. Осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории;
5. Проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся;
6. Создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
7. Организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
8. Организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
9. Осуществление контролирующих функций работы классных руководителей , учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
Основные направления работы педагога:
1. Изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
2. Осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
3. Проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
4. Проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
5. Осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
6. Способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
7. Приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
8. Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
Основные направления работы социального педагога:
1. Способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
2. Оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
3. Осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
4. Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Основные направления работы педагога-библиотекаря:
1. Регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
2. Изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
3. Обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
4. Регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
Структура программы:
Этапы проведения программы:
I. Ознакомительно-ориентировочный
Цель: подготовить условия для профориентационной работы с обучающимися в классе.
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
II. Проективный, коррекционный
Цель: апробация системы профориентационной работы с обучающимися.
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
На этом этапе работы с наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания, диагностики, опросники и т.д.
Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынк е труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре.
III. Основной, развивающий
Цель: организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.
В системе профориентационной работы этот этап является самым ответственным и направлен на содействие обучающимся в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограмы, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях, гностических профессиях.
Ожидаемые результаты и эффективность:
Данная программа объединяет профориентационную работу психолога, классных руководителей, родителей для совместной целенаправленной работы, что, безусловно, дает более высокий показатель её эффективности.
Во-первых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.
Во-вторых, специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том. Что практически повсеместно в 10-11-х классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.
В-третьих, на рынке труда появляется все больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информация об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искаженном виде.
Примерное содержание программы
Внутренний мир человека и возможности его познания.
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
Многообразие мира профессий
Разнообразие
профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Практическая работа. Составление
словаря профессий.
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий».
Представление о себе и проблема выбора профессии
Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)
Диагностические процедуры
Методика «Кто я?», Карта интересов; опросник профессиональной готовности. Теппинг-тест. Проба Ланчиса. Опросник Айзенка. Опросник «Беспокойство — тревога». Опросник Баса-Дарки. Опросник «Какая у меня воля?».
«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Практическая работа. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Знакомство с описаниями профессий.
Личный профессиональный план
Практическая работа. Составление личного профессионального плана.
Социальные проблемы труда
Рейтинг профессий. Самые-самые…
Анализ профессий
Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Классификация профессий
Практическая работа. Составление формул профессий.
Здоровье и выбор профессии
Учет состояния здоровья при выборе профессии.
Практическая работа. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.
Темперамент в профессиональном становлении личности
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Эмоциональные состояния личности
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
Секреты памяти
Внимание
Мышление
Индивидуальные стили кодирования информации
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
Индивидуальные стили переработки информации
Индивидуальные
различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Диагностические процедуры. Методики «Свободная
сортировка», «Включение фигуры».
Успех в жизни. Что значит быть успешным?
Неисчерпаемость человеческих ресурсов
Творческое
отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных
сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы.
Человек среди людей
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды
общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в
общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия»
Современный
рынок труда и его требования к профессионалу
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Занятость населения. Безработица.
Пути получения профессии
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние
специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Практическая работа. Письменная работа «Мой
путь в профессию».
Практическая работа. Стратегия выбора профессии.
Моя профессиональная карьера
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
Практическая работа. Создание портфолио достижений обучающегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.