Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"
Оценка 4.6

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Оценка 4.6
Документация +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
07.02.2017
Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"
К проблеме жестокости, направленной на детей, в современном обществе отношение неоднозначное. С одной стороны, в последнее время в стране и регионе появилось много инициатив, реализация которых так или иначе должна защитить ребенка, пострадавшего от насилия. Оппоненты видят в чрезмерном ажиотаже вокруг темы жестокого обращения с детьми в семье происки сторонников ювенальной юстиции и, как следствие, развал традиционного уклада родительско-детских отношений. Однако мнением самих детей мало кто интересуется - какое средство против жестокости предлагают они?
программа профилактики жестого обр с детьми.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинская средняя общеобразовательная школа № 8»   ________________________________________________________________________________ 347760 Ростовская область п. Целина 3 линия, 111 тел. 8(86371)9­19­79  E­mail: school8@celina.donpac.ru   www.doniinfo.aaanet.ru/ch8 _____________________________________________________________________________________________ Принята на педагогическом совете.                                                                              «Утверждаю»   Протокол №1   от  30.08.2016г                                                                                                                                                                   Директор школы ___________Л.А. Щербак                                                                                                                                    Приказ  от 30.08.2016г №143   Программа профилактики жестокого обращения и насилия в отношении детей «Будьте добры!» на 2016-2018 годы Авторы: заместитель директора по воспитательной работе Калашник Е.Л., педагог-психолог Колесникова Е.А. п. Целина  2016г Пояснительная записка                  Духовно­нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития. В   сложившейся   политической,   экономической,   социально­культурной   ситуации   развития российского государства и общества очевидно необходимость обновления теоретических взглядов и практических   действий   по   воспитанию   личности   ребенка   в   образовательном   учреждении. Предпринимаемые   в   последние   годы   попытки   педагогов   произвести   обновление   и совершенствование воспитательной деятельности посредством  внесения в нее частичных изменений не   приносят   желаемого   результата.   Требуются   существенные   перемены   в   практике   воспитания учащихся, которые возможны лишь при системной организации мышления и действий субъектов и участников педагогического процесса.            Выражением государственного подхода к воспитанию стало определение общих принципов гуманистического воспитания в Законе РФ «Об образовании».            Но прежде, чем говорить о принципах гуманистического воспитания, необходимо точно знать, что ребёнок в порядке и у него всё хорошо в семье.                      К проблеме жестокости, направленной на детей, в современном обществе отношение неоднозначное. С одной стороны, в последнее время в стране и регионе появилось много инициатив, реализация которых так или иначе должна защитить ребенка, пострадавшего от насилия. Оппоненты видят   в   чрезмерном   ажиотаже   вокруг   темы   жестокого   обращения   с   детьми   в   семье   происки сторонников   ювенальной   юстиции   и,   как   следствие,   развал   традиционного   уклада   родительско­ детских отношений. Однако мнением самих детей мало кто интересуется ­ какое средство против жестокости предлагают они?             В течение апреля­мая учащиеся МБОУ ЦСОШ №8 пытались ответить на этот непростой вопрос.   Конечно,   отвечали   на   него   мальчики   и   девочки   в   более   привычной   для   себя   форме ­ образной, с помощью рисунков, плакатов, фотографий, объединенных общей темой: «Как побороть жестокость?».   Именно   под   таким   девизом       стартовал   конкурс   «Детский   взгляд   на   взрослую проблему.             Анализируя творческие работы учащихся, можно сделать вывод:  «Школьники говорят «Нет!» жестокому обращению с детьми и предлагают свои варианты решения этой проблемы».  Среди самых распространенных вариантов ­ пропаганда семейных ценностей. Мальчики и девочки уверены, что счастливое детство возможно лишь в дружной семье.          Чаще всего  дети изображают совместный семейный отдых, показывая, как можно весело и с пользой проводить время. К счастью,   откровенно «кричащих» о проблеме жестокости работ не было. В рамках реализации  данной программы  пройдут тематические круглые столы,   социальные акции, «семейные праздники», игры, конкурсы и многое другое.        Сроки реализации программы 2016­2018 гг.       Участники программы:      ­ педагогический коллектив,     ­ родительский коллектив,     ­ ученический коллектив.     Цель программы:  1. Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека. 2. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в  опасных ситуациях.   Программа предусматривает решение школой следующих задач: 1. Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста. 2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах. 3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и  компетентности в различных трудных жизненных ситуациях. 4. Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранения, здравоохранения,  культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности. Принципы ненасилия над детьми в воспитании: 1. Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти. 2. Не судите и не поучайте. 3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями. 4. Как стать своим и не нажить врагов.   Направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с  детьми. 1. Право на жизнь ­ главное право человека. 2. Насилие в семье. 3. Насилие среди сверстников. 4. Насилие на улице. 5. Сексуальное насилие. 6. Психологическое насилие. 7. Физическое насилие. 8. Эмоциональное насилие.  Кадровое обеспечение Профилактическая работа под руководством директора школы и заместителя директора по  воспитательной работе. Комплектование педагогического состава программы производится из штатных сотрудников  МБОУ ЦСОШ №8 (социальный педагог, классные руководители, педагог­психолог).  По необходимости привлекаются специалисты системы субъектов профилактики.  Содержание программы  Программа содержит 5 блоков:  • организационная работа;  • диагностическая работа;  • профилактическая работа с учащимися;  • профилактическая работа с родителями;  • консультативная деятельность.  Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой учащихся, требующих особого внимания.   Диагностическая   работа   предполагает   создание   банка   данных   об   образе   жизни   семей обучающихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.  Диагностическая работа проводится в 3 этапа.  1 этап.  На первом этапе, по отзывам учителей, классных руководителей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы, а именно:  ­ трудности в обучении;  ­ неорганизованность;  ­ агрессия;  ­ неуравновешенность;  ­ неуверенность в себе;  ­ трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;  ­ воровство и т.п.  Основным методом является экспертная оценка.  В роли экспертов выступают учителя. Педагог­психолог   просит их ответить на вопрос о том, у   каких   именно   детей   из   их   группы   наблюдаются   вышеперечисленные   проблемы.   Для проверки   полученных   данных   и   преодоления   возможной   объективности   учителя рекомендуется воспользоваться и другими методами:  • наблюдением за поведением детей во время занятий, игр,  •   используя   психодиагностические   методики   по   оценке   уровня   дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками и пр.).  2 этап. Выявление родителей, учащихся, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие.  С этой целью проводится:  •   диагностика   агрессивности   родителей   детей,   имеющих   трудности   в   поведении,   а   также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей;  • диагностика поведения учеников в коллективе и социальные взаимосвязи.  С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей.  На   этом   этапе   применяются   специализированные   методы   диагностики:   анкетирование, тестирование, опрос. Например,   анкета   содержит   вопросы   относительно   частоты   применения   личных воспитательных мер к ребенку, опросник Басса­Дарки используется для уточнения данных анкетирования,   а   именно   ­   выявления   тех   родителей,   у   которых   выраженная   физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл по одной из шкал опросника Басса­Дарки. Методикой выявления   взаимоотношений   в   классном   коллективе   служит   «Социометрия»,   которая позволяет   выявить   не   только   социальные   связи   детей,   но   и   сформированные   в   классе группировки. Методика оценки удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива позволяет  выявить учащихся, которым  не комфортно в коллективе, а так же выявить причины дискомфорта.  3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями   в   тех   семьях,   в   которых   заметны   нарушения   поведения   детей   (агрессор   или аутсайдер). Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье. Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях мы предлагаем использовать методику измерения родительских установок и реакций (РАКУ) и опросник эмоциональной стороны детско­родительского взаимодействия.  Для   получения   дополнительной   информации   об   особенностях   эмоционального   контакта родителей с ребенком используется опросник детско­родительского взаимодействия.  Профилактическая   работа   с   учащимися   включает   предупредительно­   профилактическую деятельность   и   индивидуальную   работу   с   подростками   с   девиантным   поведением. Предупредительно­профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.  Профилактическая работа проводится в 6 этапов.  Профилактическая работа системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается   на   семейно­центрированном   подходе,   предполагающем   ориентацию   на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую   очередь   детей.   В   этой   связи,   ключевым   элементом   планирования   действий   по преодолению   жестокого  обращения   должен  стать   комплекс   эффективных   и   всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных  на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосудия, а также органов, отвечающих за бюджетирование и финансирование этой деятельности.  Приоритетным   направлением   деятельности   по   защите   детей   от   жестокого   обращения является   первичная   профилактика   ­   предупреждение   возникновения   факторов   риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на   ранней   стадии,   обеспечение   условий   для   эффективного   выполнения   функций   семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности   в   адаптации:   трудности   в   обучении,   агрессия,   трудности   взаимодействии   со сверстниками   и   взрослыми   и   т.   д.   Вторичная   профилактика   включает   в   себя   создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жестокого обращения для реагирования на   случай.   В   общем   плане   можно   выделить   несколько   основных   этапов   организации выявления случая жестокого обращения и планирования помощи пострадавшему ребенку.  1   этап:   прием   информации.   Собирать   информацию   о   жестоком   обращении   с   ребенком, которая   может   поступать   из   самых   разных   источников   ­   соседи,   друзья,   прохожие, поликлиники,   полиции,   органов   социальной   защиты,   граждан   и   т.д.   с   целью   организации раннего   выявления   случаев   жестокого   обращения.   Проведение   информационной   и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.  2   этап:   расследование   сигнала   о   случае   жесткого   обращения   на   этом   этапе   необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально­ психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.   После   получения   информации   (сигнала)   необходимо   проведение   проверки, целью которой является определить: а) имел ли место случай жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье.  Такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социальных учреждений, с представлением информации по результатам проверки в орган опеки и попечительства (или в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).  3 этап: оценка безопасности ребенка. Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному)   насилию   или   находится   в   условиях   отсутствия   заботы   и   пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья,   эмоциональному   состоянию,   опасности   ближайшего   социального   окружения   и наличию высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.  4   этап:   организация   защиты   ребенка,   пострадавшего   от   жестокого   обращения.   Каждая информация о случае жестокого обращения оценивается на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жестокого обращения устанавливается. После оценки риска компетентные органы принимается решение, остается ли ребенок дома; необходима ли выработка срочного плана   безопасности   для   снижения   риска,   если   он   оценивается   как   высокий,   или   ребенка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее учреждение, во временную семью или к родственникам, способным обеспечить безопасность и заботиться о ребенке.  5 этап: мониторинг динамики семейной ситуации. Необходимо отслеживать динамику работы с семьей, что позволяет не работать впустую, когда принятые меры не достигают намеченной цели и вовремя корректировать план.   6   этап:   завершение   помощи.   По   итогам   проведенных   реабилитационных   мероприятий необходимо   осуществление   профессионального   мониторинга   состояния   семьи   и   ребенка. Задачей   мониторинга   является   получение   информации   о   решении   поставленных реабилитационных   задач,   необходимости   корректировки   плана   реабилитации   семьи   и ребенка, продолжении и перспективах реабилитационной работы с семьей. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва   семейного   воспитания,   нахождение   путей   оптимального   педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.   Программу   реализует   администрация   школы   (с   привлечение   заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог­психолог.  Коррекционная работа с учащимися.  Работа по диагностике и профилактике поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, в школьном коллективе закономерно должна включать в себя и коррекционный блок. В наиболее развернутой форме коррекционные задачи включают в себя:  • коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к школе;  • консультирование с учителями с целью оптимизации стиля общения с детьми;  •   коррекционные   занятия   с   родителями   с   целью   преодоления   трудностей   семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.  Коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих формах:  1)   в   форме   групповых   дискуссий   по   темам   уже   проведенных   информационных   бесед   (в качестве   ведущих   подобного   рода   групповых   обсуждений   проблем   семейного   воспитания выступают учитель и педагог­психолог );  2)   в   форме   анализа   конкретной   проблемной   ситуации   (ведущие   ­   учитель   и   педагог­ психолог);  3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий ­ педагог­психолог).  Для выявления этих особенностей используются методики определение типа темперамента, определение самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.), диагностика коммуникативных способностей.    № п/п 1. План работы школы по профилактике  жестокого обращения с детьми. Мероприятия Сроки и место проведения Ответственные Классные часы:    В течении года «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба», «О насилии на стадии свиданий», «Взаимоотношения  в семье», «О правилах поведения и безопасности на улице», «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями». Классные руководители 2. 3. 4. Проведение психологической Постоянно  Педагог­психолог   диагностики Изучение курса «Права человека» В течение учебного   Цымбалова Н.Б. года Анкетирование среди учащихся с В течение учебного Педагог­психолог целью выявления случаев жестокого года обращения.    5. Посещение семей учащихся с целью В течение учебного выявления случаев жестокого года  Классные руководители обращения.   6. Организация встречи с участковыми 1 раз в полгода Заместитель директора 7. 8. инспекторами службы по делам несовершеннолетних. Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми. Сотрудничество с КДН и ЗП, ПДН ОВД, службами опеки в работе с несовершеннолетними, молодежью по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений. по  ВР  Калашник Е.Л. Постоянно  педагог­психолог,  классные руководители Постоянно Заместитель директора по  ВР  Калашник Е.Л. 9. Сотрудничество с медицинскими Постоянно работниками школы по защите детей от жестокого обращения. Заместитель директора по  ВР Калашник Е.Л.,  классные руководители 10. Внеклассное мероприятие «Один   апрель  Лебедева И.Н. дома» Жмака Е.А. 11. Встречи старшеклассников с Ноябрь, январь, учащимися средних, младших классов февраль, март, май Классные руководители «Будем дружить» 12. Встречи педагога­психолога с 1 раз в четверть Педагог­психолог   классными родительскими комитетами ПЛАН  работы по пропаганде ответственного родительства Родительская конференция «Роль  отцов в воспитании детей»  Октябрь 2016   Директор школы   Проведение консультаций, тренингов  для родителей, допускающих  применение физических наказаний.  В течение года  Педагог­психолог   1.  2 .     3. Круглый стол с участием родителей и  Апрель 2017г представителей общественных  организаций   «Эти извечные вопросы:  кто виноват? Что делать?». Семинар   ­   практикум   «О   новых формах работы с родителями» Май 2017г     Зам.   директора   по   ВР Калашник Е.Л., специалист   по   делам молодёжи   Целинского сельского поселения  Педагог­психолог     4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Проведение родительских собраний и  бесед на темы: «О недопустимости проявления  жестокого обращения с детьми»; «Педагогическая культура родителей  во взаимодействии с детьми» Психологический   тренинг родителей «Семья как ценность» Проведение   собраний   с   родителями на   тему:   «Насилие   повседневности, или где зарождается  жестокость?» Дискуссионные   качели   «Физическое наказание   детей   –     «метод» воспитания или насилие родителей над ребёнком?»   Занятия в «Гостиной юриста» с целью   для оказания сентябрь – ноябрь  Классные руководители 2016г Сентябрь 2016г  Педагог­психолог   Октябрь 2016г  Классные руководители Октябрь 2016г     Специалист   по   делам молодежи   Целинского района, СМИ один раз в  полугодие   Отдела социально­правовой родителям Осуществление   консультирования   помощи юридического родителей   по   вопросам   содержания  По мере необходимости   Юрист образования администрации Целинского района   Юрист образования администрации   Отдела 11. законодательства РФ   «О   защите   прав   и   здоровья несовершеннолетних детей» Вовлечение   родителей   и   детей   в различные   виды   семейной   досуговой деятельности,   направленной   на восстановление внутрисемейных отношений    12. Проведение   видеолектория   для профилактике с обращения         по родителей жестокого несовершеннолетними Встречи и консультации с законными представителями несовершеннолетних.    Информирование родителей о службах помощи детям   Лекции   для   родителей:   «Понять   и принять   ребёнка»,   «Семья   –   как основа     психологического   и физического здоровья ребенка», «Ваш беспокойный подросток»  (в   рамках   программы   родительского всеобуча). Итоговый   отчет   о   реализации программы 13. 14. 15. 16. Целинского района       Классные   руководители, специалист по молодёжной   политике, специалист   по   ФК   и спорту   администрации Целинского района  Зам. директора по  ВР  Калашник Е.Л.     по Отдел опеке, попечительству   и   охране прав детства  ОО ЦР  Классные руководители в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года  Психиатр МБУЗ ЦРБ Май 2018г  Зам. директора по  ВР  Калашник Е.Л.    Ожидаемые результаты реализации программы:   ­ формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;   ­ отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося. Список литературы  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками,­ СПб.: « Питер», 2003.  2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина  Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва  2002.  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в  тренинге,­ СПб.: «Речь»,2008.  4. Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского.  5. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. ­М..ВАКО, 2005­2008 (Педагогика.  Психология. Управление).  6. Психология старшеклассника. И.С. Кон. Система работы по профилактике  правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина,  Волгоград 2006. Памятка для родителей o Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и членов семьи к детям. участием взрослых  o Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении  домашних проблем. o Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в  адрес друг друга и детей. o Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства  собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по  отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка. o Не используйте экономическое насилие к членам семьи. o Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было. o Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других  животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших  меньших. o Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных. o Рекомендуйте детям читать настоящую художественную  литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе  видеофильмов. Читайте вместе с детьми. o Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься  больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере.  Будьте во всём образцом своим детям! Памятка учащемуся ДОРОГОЙ ДРУГ!  Всегда и везде помни об основных нормах нравственности! Обязанности человека делятся на 4 рода:  обязанности перед самим собой,  перед семьёй,  перед государством,  перед другими людьми вообще. (Гегель) 1.     Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое  желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует  граница между тем, что тебе хочется , и тем, что можно. Проверяй свои  поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям?  Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. 2.     Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают  тебе счастье детства. Плати им за это добром. 3.     Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно  жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл.  Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу. 4.     Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным.  Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты  стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. 5.     Не будь равнодушен к злу… Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей,  причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми "Будьте добры!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017