ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
· опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с изученными правилами;
· узнавать самостоятельные и служебные части речи, знать их основные морфологические признаки и синтаксическую роль;
· различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
· находить грамматическую основу предложения (в простейших случаях);
· отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
· производить синтаксический и пунктуационный разбор;
· слышать и различать звуки, различать звуки и буквы;
· в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
· пользоваться словарями;
· подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;
· выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
· производить (выборочно) лексический разбор слова;
· обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;
· совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение слов;
· озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
· подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;
· самостоятельно строить высказывание.
Обучающийся получит возможность научиться:
· анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· опознавать различные выразительные средства языка;
· писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
· участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
· использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
5 КЛАСС
Вводный курс
ПОВТОРЕНИЕ И ПРОПЕДЕВТИКА
Введение.
Роль языка в жизни общества.
Русский язык как один из богатейших языков мира.
Понятие о стилистике и основных стилях литературного языка.
Грамматика (краткие сведения).
Понятие о морфологии и орфографии.
Орфограмма. «Ошибкоопасные» места.
Основные самостоятельные (знаменательные) части речи: имя существительное,
имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.
Служебные части речи: предлог, союз, частица.
Синтаксис.
Понятие о синтаксисе.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами, с обращениями, вводными словами.
Сложное предложение. Сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.
Предложения с прямой речью. Диалог и монолог.
Текст.
Общее понятие о тексте и основных типах речи (повествовании, описании, рассуждении). Создание текстов по предлагаемым образцам. Повествование о собственных действиях. Описание предмета, животного. Рассуждение по учебному материалу. Сжатый пересказ небольшого по объёму художественного текста. Составление плана некоторых параграфов учебника и пересказ их содержания.
Основной курс
Введение.
Русский язык в современном мире. Понятие о литературном языке. Орфографические, произносительные, морфологические, синтаксические и стилистические нормы. Нормы правописания.
Устная и письменная формы речи. Основные разделы науки о языке.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных. Гласные после шипящих. Правописание ё, о, е после шипящих. Мягкий знак после шипящих. Значения букв е, ё, ю, я.
Орфоэпические справки о произношении трудных слов.
Анализ текстов. Определение темы, выделение ключевых слов.
Указание средств связи. Определение типа речи и стиля (в простых случаях).
Редактирование небольших текстов и предложений.
Составление словосочетаний и предложений. Составление текстов по данным словам.
Культура речи (произношение слов, правильное образование форм слов и т. д.).
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
Значение изучения морфемики. Основа слова и окончание. Корень слова. Приставка и суффикс. Исторические изменения в составе морфем.
Словообразование. Словообразовательные цепочки.
Чередование звуков в корне слова. Варианты корня как следствие исторических преобразований. Образование новых морфем.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне. Правописание корней с чередованием гласных а — о, е — и, правописание корней с чередованием сочетаний звуков –раст-, -ращ-, -рос-; Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок при- и пре-.
Составление словосочетаний, предложений, текстом. Рассуждение по учебному материалу. Составление повествовательного текста по данным словосочетаниям.
Продолжение рассказа в форме монолога и диалога.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Понятие о слове. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Употребление диалектизмов и профессионализмов в художественной литературе. Термины. Их интернациональный характер Синонимы. Синонимические ряды. Синтаксические синонимы. Антонимы. Роль антонимов в тексте. Омонимы. Паронимы. Ошибки при употреблении паронимов в речи.
Понятие об этимологии. Происхождение некоторых слов. Понятие о народной этимологии.
Архаизмы. Неологизмы.
Заимствованные слова. Фонетические и морфемные изменения заимствованных слов в русском языке. Оценка заимствований.
Старославянизмы. Условия появления их в русском языке. Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами.
Правописание полногласных и неполногласных сочетаний
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Фразеологизмы. Фразеологизмы фольклорного происхождения. Пословицы и поговорки. Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы как выразительное средство языка и речи. Народный характер пословиц и поговорок.
Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы.
Составление текстов, включающих фразеологизмы, пословицы, крылатые выражения. Подбор эпиграфов-пословиц.
Составление словосочетаний, предложений и текстов с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами, неологизмами.
Определение стиля речи по особенностям лексики, фразеологии, наличию (отсутствию) художественно-изобразительных средств, характеру построения предложений.
Жанры: рассказ, загадка, сказка (лингвистическая и современная), письмо, объявление, инструкция, простой план, конспектирование (с 5 по 9 класс), отзыв о телепередачах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Тема урока |
Количество часов |
Раздел: Вводный курс. (94часа) Введение (5 часов) |
||
1 |
Введение. Особенности учебного комплекса В.В. Бабайцевой. Структура и задачи углублённого курса русского языка. |
1 |
2 |
Роль языка в жизни общества. Русский язык как один из богатейших языков мира. |
1 |
3 |
Понятие о стилистике и основных стилях литературного языка |
1 |
4 |
Обучение комплексному анализу текста. |
1 |
5 |
Административный контроль |
1 |
Раздел: Грамматика. Морфология (30 часов). |
||
6 |
Понятие о морфологии и орфографии |
1 |
7 |
Орфограмма. «Ошибкоопасные» места. Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
8 |
Правописание безударных гласных в приставках. Гласные и, а, у после шипящих |
1 |
9 |
Правописание глухих и звонких согласных |
1 |
10 |
Правописание непроизносимых согласных, удвоенных согласных. |
1 |
11 |
Систематизация знаний учащихся по теме «Орфография» |
1 |
12 |
Контрольный диктант №1 |
1 |
13 |
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. |
1 |
14 |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. |
1 |
15 |
Правописание имен существительных (падежные окончания, Ь после шипящих) |
1 |
16 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
17 |
Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных. |
1 |
18 |
Р.Р. Что такое диалог и монолог? |
1 |
19 |
Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по временам. 1 и 2 спряжение глагола. |
1 |
20 |
Правописание глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. |
1 |
21 |
Повторение и обобщение материала по глаголу. |
1 |
22 |
Проверочное тестирование по теме «Глагол». |
1 |
23 |
Наречие. Правописание наречий. |
1 |
24 |
Объяснительный диктант по теме «Самостоятельные части речи» |
1 |
25 |
Работа над ошибками |
1 |
26 |
Местоимение. Личные местоимения. |
1 |
27 |
Притяжательные, вопросительные и неопределённые местоимения. |
1 |
28 - 29 |
Р.Р. Контрольное сочинение №1 по летним впечатлениям. |
2 |
30 |
Служебные части речи. Предлог. |
1 |
31 |
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами предложения. |
1 |
32 |
Частицы. Значение частицы. |
1 |
33 |
Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» |
1 |
34 |
Объяснительный диктант (по теме «Самостоятельные и служебные части речи). |
1 |
35 |
Анализ диктанта и работа над ошибками |
1 |
Раздел: Синтаксис и пунктуация. (59 часов). |
||
36 |
Понятие о синтаксисе и пунктуации |
1 |
37 |
Предложение |
1 |
38 |
Виды предложений по цели высказывания |
1 |
39 |
Невосклицательные и восклицательные предложения |
1 |
40 |
Члены предложения. Главные члены предложения |
1 |
41 |
Синтаксический разбор предложения. Проверочная работа |
1 |
42 |
Главные члены предложения |
1 |
43 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
44 |
Второстепенные члены предложения |
1 |
45 |
Определение |
1 |
46 |
Дополнение |
1 |
47 |
Обстоятельство |
1 |
48 |
Контрольное тестирование №1 по теме «Синтаксис и пунктуация» |
1 |
49 |
Члены предложения (обобщение по теме) |
1 |
50 |
Контрольный диктант№2 по теме «Члены предложения» |
1 |
51 |
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками |
1 |
52 |
Словосочетание |
1 |
53 |
Словосочетания в предложении. Признаки предложений и словосочетаний. |
1 |
54 |
Словосочетания в предложении. Построение словосочетание и предложений. |
1 |
55 |
Р.Р. Понятие о компрессии. |
1 |
56 |
Р.Р. Обучающее изложение (сжатое) |
1 |
57 |
Р.Р. Сжатый пересказ небольшого по объёму художественного текста |
1 |
58 |
Предложения с однородными членами. Создание текстов по предлагаемым образцам. |
1 |
59 |
Обобщающие слова при однородных членах |
1 |
60 |
Предложения с однородными членами |
1 |
61 |
Однородные члены предложения. Закрепление |
1 |
62 |
Р.Р. Рассуждение по учебному материалу |
1 |
63 |
Объяснительный диктант по теме «Однородные члены предложения». |
1 |
64 |
Предложения с обращениями |
1 |
65 |
Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте |
1 |
66 |
Р.Р. Подготовка к изложению |
1 |
67 |
Контрольная работа по РР №1. Изложение (сжатое) |
1 |
68 |
Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому |
1 |
69 |
Предложения с вводными словами, указывающими на последовательность перечисления |
1 |
70 |
Сложное предложение |
1 |
71 |
Сложносочинённые предложения |
1 |
72 |
Сложноподчинённые предложения. Рассуждение по учебному материалу. |
1 |
73 |
Бессоюзное предложение. Рассуждение по учебному материалу. |
1 |
74 |
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними) |
1 |
75 |
Диалог и монолог |
1 |
76 |
Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» |
1 |
77 |
Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» |
1 |
78 |
Объяснительный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». |
1 |
79 |
Работа над ошибками |
1 |
80 |
Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения». |
1 |
81 |
Работа над ошибками |
1 |
82 |
Р.Р. Что такое текст? Общее понятие о тексте. |
1 |
83 |
Р.Р. Комплексный анализ текста |
1 |
84 |
Р.Р. Понятие о цепной связи предложений в тексте |
1 |
85 |
Р.Р. Текст и фрагменты текста |
1 |
86 |
Р.Р. Общее понятие об основных типах речи (повествование, описание, рассуждение) |
1 |
87 |
Р.Р. Повествование и описание |
1 |
88 |
Р.Р. Подготовка к сочинению. Описание предмета, животного |
1 |
89 |
Контрольная работа по РР №2. Сочинение Описание предмета, животного |
1 |
90 |
Анализ сочинения. Работа над ошибками |
1 |
91 |
Р.Р. Рассуждение |
1 |
92 |
Р.Р. Общее понятие о стилях речи (книжный и разговорный) |
1 |
93 |
Р.Р. Характеристика разговорного и книжного стиля |
1 |
94 |
Работа с текстами различных стилей |
1 |
Раздел: Основной курс (110 часа) Введение (4 часа) |
||
95 |
Введение. Русский язык в современном мире. |
1 |
96 |
Понятие о литературном языке. |
1 |
97 |
Орфографические произносительные, морфологические синтаксические и стилистические нормы. Нормы правописания. |
1 |
98 |
Устная и письменная формы речи. Основные разделы науки о языке. |
1 |
Раздел: Фонетика. Графика. Орфоэпия.(28 часов). |
||
99 |
Звуки речи и буквы |
1 |
100 |
Звуки речи и буквы. Фонетический разбор. |
1 |
101 |
Алфавит |
1 |
102 |
Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов |
1 |
103 |
Р.Р. Анализ текстов. Определение типов речи и стиля. |
1 |
104 |
Ударение. Орфоэпические справки о произношении трудных слов. |
1 |
105 |
Звонкие и глухие согласные |
1 |
106 |
Твёрдые и мягкие согласные |
1 |
107 |
Р.Р. Анализ текстов. Составление словосочетаний и предложений. |
1 |
108 |
Р.Р. Художественный стиль. Составление текстов по данным словам. |
1 |
109 - 110 |
Сильная и слабая позиция для гласных и согласных |
2 |
111 |
Правописание безударных гласных в корне слова. Гласные буквы ы – и после ц |
1 |
112 |
Гласные буквы после шипящих |
1 |
113 |
Р.Р. Художественный стиль. Средства художественной выразительности. Эпитет. Метафора. |
1 |
114 |
Правописание ё, о, е после шипящих |
1 |
115 |
Правописание ё, о, е после шипящих. Гласные после ц |
1 |
116 |
Мягкий знак после шипящих. |
1 |
117 |
Значение букв я, ю, е, ё |
1 |
118 |
Р.Р. Художественный речь. Средства художественной выразительности. Олицетворение. |
1 |
119 |
Урок – практикум. Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия» |
1 |
120 |
Контрольное тестирование №2 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» |
1 |
121 |
Работа со словарем. Орфоэпические справки о произношении трудных слов. |
1 |
122 |
Р.Р. Анализ текстов. Определение темы выделения ключевых слов. Указание средств связи в тексте. |
1 |
123 |
Р.Р. Редактирование небольших текстов и предложений. |
1 |
124 |
Культура речи (произношение слов, правильное образование форм слов) |
1 |
125 |
Контрольный диктант №4 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» |
1 |
126 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
|
Раздел: Морфемика. Словообразование. Орфография. (38 часов) |
|
127 |
Значение изучения морфемики |
1 |
128 |
Основа слова и окончание |
1 |
129 - 130 |
Корень слова. |
2 |
131 |
Приставка и суффикс |
1 |
132 |
Исторические изменения в составе морфем |
1 |
133 |
Словообразование. Словообразовательные цепочки. |
1 |
134 |
Р.Р. Подготовка к изложению |
1 |
135 |
Р.Р. Контрольная работа по РР №3. Изложение. |
1 |
136 |
Чередование звуков (согласных и гласных) в корне слова. |
1 |
137 |
Варианты корня как следствие исторических преобразований |
1 |
138 |
Образование новых морфем. Морфемный разбор |
1 |
139 |
Р.Р. Подготовка к сочинению. Рассказ на грамматическую тему. |
1 |
140 |
Обучающее сочинение «Рассказ на грамматическую тему» (например о слове, морфеме и т.д.) |
1 |
141 |
Правописание корней и приставок |
1 |
142 |
Правописание безударных гласных в корне |
1 |
143 - 144 |
Правописание корней с чередованием гласных а-о |
2 |
145 |
Правописание корней с чередованием гласных а-о. Проверочная работа |
1 |
146 |
Р.Р. Типы речи. Описание. Эпитет |
1 |
147 - 148 |
Правописание корней с чередованием гласных е-и |
2 |
149 |
Р.Р. Подготовка к изложению. Описание животного, явлений природы |
1 |
150 |
Р.Р. Контрольная работа по РР №4. Изложение близкое к тексту |
1 |
151 |
Правописание корней с чередованием гласных е-и. Проверочная работа. |
1 |
152 |
Контрольный диктант №5 по теме «Правописание корней с чередованием гласных» |
1 |
153 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
154 |
Правописание согласных и гласных в приставках |
1 |
155 |
Правописание согласных и гласных в приставках . Приставка с |
1 |
156 |
Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) |
1 |
157 |
Правописание согласных и гласных в приставках . Правописание приставок роз-(рос-). Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. |
1 |
158 |
Правописание приставок, оканчивающихся на согласный. Проверочная работа. |
1 |
159 - 160 |
Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок при- и пре- |
2 |
161 |
Проверочная работа по теме «Правописание приставок» |
1 |
162 |
Р.Р. Рассказ в форме монолога и диалога на тему «Любимое животное» |
1 |
163 |
Р.Р. Комплексный анализ текста |
1 |
164 |
Объяснительный диктант |
1 |
Раздел: Лексикология. (27 часов) |
||
165 |
Понятие о слове. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова |
1 |
166 |
Лексическое значение слова. Словарный диктант |
1 |
167 |
Однозначные и многозначные слова. Употребление в речи.
|
1 |
168 |
Прямое и переносное значения слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. |
1 |
169 |
Употребление диалектизмов и профессионализмов в художественной литературе. |
1 |
170 |
Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению |
1 |
171 |
Синонимы. Синонимические ряды. Синтаксические синонимы |
1 |
172 |
Антонимы. Роль антонимов в тексте. |
1 |
173 |
Омонимы |
1 |
174 |
Паронимы. |
1 |
175 |
Паронимы. Употребление в речи. |
1 |
176 |
Ошибки при употреблении паронимов в речи. Работа со словарем. |
1 |
177 |
Р.Р. Контрольная работа по РР №5. Сочинение – рассуждение на грамматическую тему «Если бы не было …» |
1 |
178 |
Понятие об этимологии. Понятие о народной этимологии |
1 |
179 |
Происхождение некоторых слов. Работа со словарями |
1 |
180 |
Понятие о народной этимологии. |
1 |
181 |
Архаизмы. |
1 |
182 |
Неологизмы |
1 |
183 |
Заимствованные слова. |
1 |
184 |
Фонетические и морфемные изменения заимствованных слов в русском языке. Оценка заимствований. |
1 |
185 |
Р.Р. Работа с текстом |
1 |
186 |
Р.Р. Комплексный анализ текстов. |
1 |
187 |
Старославянизмы. Условия появления их в русском языке. |
1 |
188 |
Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами. |
1 |
189 |
Термины. Их интернациональный характер. |
1 |
190 |
Правописание полногласных и неполногласных сочетаний |
1 |
191 |
Контрольное тестирование №3 |
1 |
Раздел: Фразеология (13 часов)
|
||
192 |
Фразеологизмы. Фразеологизмы фольклорного происхождения. |
1 |
193 |
Пословицы и поговорки. |
1 |
194 |
Крылатые слова и выражения. |
|
195 |
Фразеологизмы как выразительное средство языка и речи и речи. Народный характер пословиц и поговорок. |
1 |
196 |
Р.Р. Определение стиля речь по особенностям лексики и фразеологии, наличию художественно-изобразительных средств. |
1 |
197 |
Р.Р. Жанры: рассказ, загадка, сказка (лингвистическая и современная) |
1 |
198 |
Р.Р. Жанры: письмо, объявление, инструкция |
1 |
199 |
Р.Р. Простой план. Анализ текста. |
1 |
200 |
Р.Р. Конспектирование |
1 |
201 |
Повторение. Нетрадиционный урок по теме «Русская речь» с использованием ИКТ. |
1 |
202-203 |
Повторение изученного в 5 классе |
2 |
204 |
Административный контроль. |
1 |
Итого 204 часа
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.