Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
28.02.2018
Цель: создать педагогические и социально – психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.
Задачи программы:
• Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
• Формирование положительной Я – концепции;
• Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
• Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
• Воспитание духовно – нравственных качеств личности;
• Развитие навыков рефлексивных действий.
Программа по социализации младших школьниковЯ и Мы.doc
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нурлат
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Обсуждено на заседании
методического объединения
учителей начальных классов.
Протокол № 2 от 9 ноября 2007 г.
Председатель МО Мухаметова Л.А.
Утверждено педагогическим советом МОУ
средней общеобразовательной школы № 2
г. Нурлат Нурлатского муниципального
района Республики Татарстан
Протокол № 2 от 17 ноября 2007г.
Директор школы Хисамова Р. С.
Программа по социализации
младших школьников « Я и Мы»:
Авторы – составители:
учитель начальных классов Иванова К. А.,
учитель начальных классов Мухаметова Л. А.,
педагог – психолог Яфанова С. Ю. Оглавление:
I. Введение.
I I. Пояснительная записка.
I I I. Учебнотематический план программы:
А) I модуль « Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет»,
Б) II модуль « Волевая регуляция поведения и деятельности»,
В) III модуль « Психолого – педагогический статус ученика начальной школы».
IV. Заключение.
V. Список литературы.
Приложение.
I. Введение.
Цель: создать педагогические и социально – психологические условия, позволяющие
учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие
организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно
преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на
регуляции социального поведения ребёнка.
Задачи программы:
Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной
среде;
Формирование положительной Я – концепции;
Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
Воспитание духовно – нравственных качеств личности;
Развитие навыков рефлексивных действий.
Актуальность данной темы связана с тем, что в сегодняшнем кризисном обществе, по
свидетельству социологов, “для многих детей понижается качество процесса социализации со
многими вытекающими последствиями для индивида”. Подобное заключение основано на общем анализе положения детей в кризисных социальноэкономических обстоятельствах. Оно учитывает
также значительное ослабление внеурочной воспитательной работы в массовой практике
общеобразовательных школ. Последнее во многом объясняется неудовлетворенностью педагогов
господствовавшей ранее “адаптивнодисциплинарной моделью воспитания”, вошедшей в
противоречие с новыми требованиями времени. Особое отношение к воспитательной работе
сложилось в начальной школе. Отчасти оно спровоцировано кцентированием внимания в научной
и методической литературе на учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте
(В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.). Усилился приоритет учебной деятельности в сознании и
практической работе педагогов начальной школы. Субъектобъектный, императивно
манипулятивный подход в общении с младшими школьниками остается доминирующим в
массовой педагогической практике. Социальноэкономические изменения, происходящие в
современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и
индивидуального становления личности. Согласно И.С. Кону, «эффективность институтов
социализации и конкретных методов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не
только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство
унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они
подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению
новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений».
II Пояснительная записка:
Наше образовательное учреждение детально занимается проблемами социализации школьников.
Перспективный план школы (2006 – 2011 г.г.) составлен по теме« Социальная адаптация учся на
основе личностно ориентированного обучения».
Целесообразно проведение работы в этом направлении на разных возрастных этапах развития
ребёнка. С учётом специфики начальной школы этот вопрос был рассмотрен наиболее детально, и
создана программа по социализации младших школьников « Я и Мы».
Эта программа была разработана педагогами и психологом начального звена обучения. Она не
предполагает буквального выполнения, а лишь ориентирует взрослых ( учителей, родителей) на
создание условий для социальной мобильности, способствующих развитию качеств, которые
помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Основные положения нашей программы опираются на научные идеи Л. С. Выготского,
создателя культурно исторической концепции о значении смены социальной ситуации развития в
жизни и психическом развитии ребёнка.
Для детей 79 лет характерно появление в самосознании целей и перспектив жизни (Э. Эриксон);
становление социальной зрелости (А.А. Гудзовская); овладение социальным опытом (Н.Ф.
Голованова); возникновение общественных мотивов (Я.Л. Коломинский), развитие волевых
качеств (П. Ф. Каптерев), развитие процесса вхождения ребёнка в различные социальные группы
(А. В. Петровский).
“Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступает совместная
деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей
и приобщение ее к культуре, обобщают в Российской педагогической энциклопедии
А.Г.Асмолов и А.В.Петровский.
Таким образом, младший школьный возраст рассматривается в психологопедагогической
теории как важнейший возрастной этап становления личности, как этап формирования
предпосылок дальнейшего социального и личностного развития.
Опираясь на данную теорию, программа нацелена на то, чтобы обеспечить учителей
начальных классов
« инструментом» для организации процесса социализации младших школьников. Данная программа может быть реализована во всех видах деятельности ребёнка и в
специальной системе занятий – тренингов. В работе по программе сочетаются различные виды
деятельности: игра, психотехнические упражнения, обращение к личному опыту, анализ опыта
участников групп, анализ эмоций и коммуникативных действий участников, литературных
историй, рисование.
Являясь неотъемлемой частью как урочных, так и внеурочных дел, программа включает в себя
следующие направления педагогической деятельности:
методическую работу, направленную на совершенствование качества организации и
модернизацию содержания адаптационного периода;
индивидуальную и дифференцированную работу учителей – предметников, классных
руководителей, специалистов, администрации;
консультативную помощь всем участникам процесса образования;
диагностическую работу, направленную на выявление статуса ребёнка.
Программа имеет модульный принцип:
I модуль « Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет».
Он посвящён выявлению степени сформированности новообразований к концу дошкольного
периода,
изучению социального статуса школьника, адаптации первоклассника к новой социальной роли.
II модуль «Волевая регуляция поведения и деятельности».
Второй модуль рассматривает волевую регуляцию поведения и деятельности, как основу
произвольной регуляции активности ребёнка, формирование новообразований младшего
школьного возраста: самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации, самодисциплины.
III модуль «Психологопедагогический статус ученика начальной школы».
Третий модуль полностью посвящён изучению индивидуально – личностных особенностей
ребёнка, психологопедагогическому воздействию и стимулированию активности младшего
школьника, с целью успешного его адаптирования в новой системе школьных отношений (в
среднем звене).
Представленная нами программа относится к комбинированному типу авторских программ.
III Учебнотематический план программы:
1 модуль « Становление социальной позиции ребёнка 67 лет».
Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах:
1) Диагностика сформированности социально – психологической готовности с целью
организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.
2) Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой
социальной роли.
3) Формирование потребности в общении и коммуникативных умений. Этот модуль включает такие этапы деятельности, как
сбор и анализ необходимой информации о ребёнке: волевой готовности, мотивационной
готовности (желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять новую
социальную позицию – позицию школьника), а также сформированность у ребёнка отношения к
учителю, как ко взрослому, обладающему особыми социальными функциями, развитие
необходимых форм общения со сверстниками (умение устанавливать равноправные отношения);
прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также
характера коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений;
создание условий для быстрой и безболезненной адаптации ребёнка к новой социальной среде;
формирование коммуникативных условий: приветствие и прощание, обращение, просьба,
согласие, благодарность, отказ, знакомство, умение слушать другого, говорить перед другими,
управлять, сотрудничать;
овладение коммуникативными умениями на уровне, соответствующем возрастным
особенностям.
Цель воспитательной деятельности
№
п\п
1. Создание условий для более близкого
Формирование
знакомства
представлений о школьных правилах.
детей.
Количество
часов
2 часа
2.
Стимулирование
общения.
внутригруппового
2 часа
3.
Развитие межличностного общения в
группе.
2 часа
4.
Развитие коммуникативных способностей.
4 часа
Формы и виды работы
Классный час « Я – ученик», «
Давайте
познакомимся»,
просмотр учебного фильма « Как
вести себя в школе», этюд
« Наш класс на перемене»;
игра « Собери портфель»;
собрание
« Права и обязанности
школьника».
Социоигры
« Разведчики»,
« Найди пару», «Передай по
кругу»; упражнение «Торт», игра
«Иголка
нитка»,
психотехнические упражнения
«Карандаши»,
«Слепая
геометрия».
и
Игры: « Конспиратор», « Закончи
предложение», час общения
« Добрые слова о моей игрушке»,
групповое пение: « Улыбка»,
« Дружба», игры «Жмурки»,
«Ручеёк», «Море волнуется»;
сюжетно – ролевая игра «Мама
рассердилась», спортивная игра
«Один за всех и все за одного»,
игра
нить»,
Упражнение «Взаимодействие»,
этюды «Тигр вышел на охоту»,
«Два
«Драка»,
«Плакса», «Лягушки на кочках».
Ролевая игра:
«Связующая
барана», коллективный
« Знакомство»,
« Приветствие»,
« Разговор по телефону»; речевая
игра: « Учимся благодарить»,
« Поздравление»; упражнения: «
Мостик дружбы», « Подари
камешек»; игра драматизация:
« Петушок и бобовоё зёрнышко»,
«Лиса и петух», игра «В одной
связке»,
упражнение
«Комплимент», подвижная игра
«Если нравится тебе, то делай
так!», семейные посиделки
с
чаепитием «У самовара».
Классный час « Мы – дружные
ребята», инсценировка
« Друзья»,
просмотр мультфильмов:
« Приключения кота Леопольда»,
« Зима в Простоквашино»,
совместное чтение «Вместе
тесно, а врозь скучно» К.
Ушинский, Сутеева «Яблоко»,
игровые ситуации, родительское
собрание «Поговорим о дружбе».
Упражнение «Догадайся о
выборе»;
разбор жизненных ситуаций « Я
на улице»,
« Общественный транспорт»;
этюд
« Встреча с другом»;
прослушивание пьесы П. И.
Чайковского
« Мама»; групповое чтение
« Злая мать и добрая тётя»,
«Синие листья» В. Осеева; М.
Зощенко «Ёлка»;
просмотр
видеофильма « Внимание,
черепаха»,
Инсценирование
«Котята», дискуссионный клуб
для родителей «Детские ссоры»,
игра «Баба Яга», этюд «Просто
старушка», тренинг «Почему ты
плачешь, бабушка?».
Арт – терапия: лепка
« Пластилиновая живопись»,
рисование на тему: «Нарисуй
свой страх», «Я тебя больше не
боюсь»;
этюд
кляксография,
5.
Учить детей решать возникающие
проблемы мирным способом.
4 часа
6.
Учить анализировать свои поступки и
поступки других людей (сверстников,
родителей и других взрослых).
5 часов
7.
Снятие страха, агрессии, напряжения.
2 часа 8.
Развитие положительной самооценки,
самоорганизации.
2 часа
9.
Развитие воли и терпения в выполнении
дела от начала до конца.
2 часа
10. Обобщение и закрепление полученных
2 часа
знаний и навыков.
Ориентировочная
минимальная
диагностика развития межличностных
отношений и уровня воспитанности.
«Котёнок по имени Гав»,
инсценировка «Тараканище», «У
страха глаза велики».
Диагностика самооценки «Самый
– самый» и
« Самореклама»; подвижная игра
« Тропинка», «Скучно, скучно
так сидеть», «Платочек», «День –
ночь», «Дракон»,
час общения «Мой режим дня»,
конкурс «Секрет успеха»,
упражнение
«Автопортрет»,
родительское собрание «Как
преодолеть застенчивость и
неуверенность ребёнка».
Групповое чтение К. Ушинский
« Кончил дело – гуляй смело», Е.
Пермяк «Торопливый ножик»,
подвижные
настольные игры,
игры
соблюдением
определённых правил,
КТД
«Подводный мир»,
«Зимняя
сказка».
Игры, упражнения по выбору «
День добрых сюрпризов».
Социометрия
« Состав экипажа», игра «Общая
история», обучающее занятие
«Близнецы».
с последующей
Наблюдение,
фиксацией
о
результативности воспитания в
сводной таблице.
(см. приложение 1)
данных
с
Содержание:
1) Создание условий для более близкого знакомства детей.
Формирование представлений о школьных правилах.
Классный час «Я ученик»
Учитель беседует с учениками о правилах поведения на уроке: не
разговаривать на уроке, выходить к доске и отвечать, когда отвечаешь
вставать и т. д.
Игра «Собери портфель»
Дети учатся укладывать учебные вещи в портфель, наводить в нём
порядок.
Классный час «Давайте познакомимся»
Ученики берут букву «Я» в руки и рассказывают о себе.
Этюд «Наш класс на перемене»
Проигрывание предполагаемых ситуаций как отрицательных, так и положительных: «Дежурный», «Мы играем», «Подвижная переменка»,
«В столовой».
Учебный фильм «Как вести себя в школе»
Просмотр и обсуждение фильма.
Классное собрание «Права и обязанности школьников»
Через совместное обсуждение определяются права и обязанности
школьников.
2) Стимулирование внутригруппового общения (2 часа).
Используя различные игры, учить детей взаимодействовать в группе, принимать на себя
определённые роли и нести за них ответственность.
Игры и упражнения этого раздела предоставляют возможность бывать в различных
выигрышных ролях, побуждают группу в целом и каждого её участника выйти за рамки
привычных стереотипов общения.
Социоигра «Разведчики»
В группе учащихся распределяются роли «разведчика», «командира»,
остальные «отряд». «Разведчик» прокладывает путь, а « командир»
наблюдает и запоминает его действия. Затем сам по проложенному
«разведчиком» пути проводит отряд.
Для достижения взаимопонимания и сплочённости используется игра
«Передай по кругу» (пушинку, льдинку, горячую картошку, бабочку и
т. д.)
Упражнение «Карандаши».
Суть упражнения состоит в удержании карандашей пальцами стоящих
рядом участников.
Упражнение «Слепая геометрия»
Участники встают в круг, берутся за руки и с закрытыми глазами
выстраиваются в квадрат (треугольник, круг)
Упражнение «Торт»
Данная игра способствует эмоционально – телесному сближению.
Дети выбирают себе различные роли (мука, сахар, крем, ягодка).
Ведущий читает рецепт, а участники «перемешиваются».
Игра «Иголка и нитка»
Дети выбирают «иголку». Под весёлую музыку он играет свою роль, а
остальные дети – роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, а «нитка»
за ней.
3) Развитие межличностного общения в группе(2 часа).
Установление доверительных отношений в группе, накапливание нового опыта общения через
игру «Жмурки», «Ручеёк», «Море волнуется» и т. д.
Детям даётся возможность высказать обиду, снять разочарование: игра «Закончи предложение
Я обижен на …, Я радуюсь за …».
Тренировка возможности воздействовать друг на друга:
сюжетно – ролевая игра «Мама рассердилась…»,
спортивные игры для сплочения «Один за всех и все за одного»,
«Весёлые старты».
Игра «Связующая нить», которая формирует чувство близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается
высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может
пожелать другим.
Упражнение «Взаимодействие». Все участники вместе со стульями расходятся по помещению. Вызываются трое участников и
им предлагается за три минуты пересадить всех детей в круг, не прикасаясь ни к кому руками.
Те участники, которые сидят на стульях, обязаны выполнять все команды ведущих.
Психологические этюды: «Тигр вышел на охоту», «Два барана», «Драка», «Плакса»,
«Лягушки на кочках» дети – лягушки, на полу круги – кочки. Ученики стремятся занять свою
кочку, а кочек меньше, чем детей.
Рекомендуется проводить часы общения «Доброе слово о моей игрушке», «Мой четвероногий
друг» и т. д., а также групповое пение «Улыбка», «Дружба», что способствует сплочению
коллектива в неформальной обстановке.
4) Развитие коммуникативных способностей (4 часа).
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения
адекватно выражать своё.
Игра – драматизация «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух». Дети
совместно пишут сценарий сказок, распределяют роли, так как сказки известны детям,
стараются сыграть без репетиций.
Умение взаимодействовать в паре, в малой группе: игра «В одной связке». Дети точно
выполняют все указания водящего стараясь не подвести свою группу
Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу: упражнение «Мостик дружбы»:
дети по желанию образуют пары и придумывают свой мостик (при помощи рук, ног, туловища,
уха и т. д.).
Упражнение «Подари камешек»:
Дети берут из коробки камешек и дарят его тому, кому хотят со словами: «Я дарю тебе
камешек, потому что ты самый…»
Упражнение «Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что – нибудь приятное. Условие: 1.
Обращение только по имени, 2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а
слушающему.
Подвижная игра «Если нравится тебе, то делай так!», в ходе которой дети вслед за водящим
повторяют различные движения.
Семейные посиделки с чаепитием «У самовара» направлены на создание тёплой атмосферы
для доверительного общения взрослых и детей.
Ролевые игры: «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Суть: Дети
знакомятся с правилами знакомства, представления, обращения. Словарь учащихся
пополняется новыми формами знакомства, приветствия и разговора по телефону.
Речевая игра: «Учимся благодарить». В ходе игры детьми разбираются различные жизненные
ситуации, когда необходима благодарность.
Речевая игра «Поздравление». Игра проводится в виде похода на день рождения или
оформления открытки маме и т. д.
5) Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом
(4часа).
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать
свою речь и поступки.
Совместное чтение и обсуждение произведений К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь
скучно», Сутеевой «Яблоко».
Разыгрывание ситуации: «Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это
крыша и съел лист. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает…(дальше дети придумывают и
доигрывают ситуацию самостоятельно)
«Подарил ёжик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала цветы, а там
сидела пчела. Она ужалила лисичку в нос…(дети придумывают продолжение истории). Родительское собрание «Поговорим о дружбе», на котором формируется у родителей
понимание значения дружбы в жизни ребёнка. Собрание проводится совместно с детьми.
Ребята готовят флажки с пожеланиями, которые в конце дарят своим друзьям.
Рекомендуется провести классный час «Мы дружные ребята», где обсуждаются
коллективные дела и как дружба помогает повысить рейтинг класса в общешкольной жизни.
Инсценировка «Друзья», где дети обыгрывают встречу друзей после долгой разлуки.
Коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов: «Приключения кота Леопольда»,
«Зима в Простоквашино». Обсуждение поведения главных героев, нахождение путей выхода
из сложившейся конфликтной ситуации.
6) Учить анализировать свои поступки и поступки других людей
(сверстников, родителей и других взрослых) – (5 часов)
Все упражнения и игры раздела направлены на реализацию «золотого правила общения»:
«Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
Упражнение «Догадайся о выборе, если…»
Ведущий предлагает варианты возможных последствий тех или иных действий ребёнка:
родители довольны,
друг поблагодарил,
учитель огорчился.
Дети придумывают историю, в которой определяют свой выбор действий, приводящий к
перечисленным выше событиям.
Групповое чтение: В. Осеева «Злая мать и добрая тетя», «Синие листья», «После дождя», М.
Зощенко «Ёлка», с последующим анализом прочитанного.
Разыгрывание сценки «Котята» из произведения С. Маршака «Кошкин дом».
Дети, прослушав музыку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий
сон согревшихся котят.
Просмотр и обсуждение фильма о взаимоотношениях одноклассников «Внимание черепаха»
(режиссёр Р. Быков)
Дискуссионный клуб для родителей «Детские ссоры». Родители предлагают различные пути
решения данной проблемы.
Классный час «Если будешь ссориться, если будешь драться», на котором обсуждаются
вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек во время перемены.
Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Мама» с последующим составлением рассказа на
тему «Моя мама».
Разбор ситуации «Поведение в общественном транспорте» (поведение детей, родителей и
других взрослых). Обсуждение вопроса: какие некультурные ситуации вы можете наблюдать в
транспорте?
Игра «Баба Яга»:
Дети сидят на стульях лицом друг к другу. Взрослый просит показать выражение лица, позу,
жесты взрослых (мамы, папы, бабушки, учителя), когда они сердятся. Ребята говорят и
показывают.
Тренинг «Почему ты плачешь, бабушка?», который направлен на желание понять и исполнить
просьбы другого человека.
Этюд «Просто старушка». Разыгрывание сценки по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»,
последующий анализ ситуации, которая отражает отрицательные черты характера.
7) Снятие страха, агрессии, напряжения (2 часа).
Анализ и инсценирование сказок: «Тараканище», «У страха глаза велики».
Арт – терапия (работа с красками, пластилином, кляксография): «Нарисуй свой страх» с
последующим обсуждением.
Через творчество дети выражают свои внутренние чувства и переживания. Данная
деятельность позволяет достичь психологического комфорта. Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь».
Этюд «Котёнок по имени Гав». После просмотра мультфильма, обсуждение поступков
персонажей и разыгрывание сценки.
8) Развитие положительной самооценки, самоорганизации. (2 часа)
Диагностика самооценки «Самый – самый». Детям предлагаются бланки, на которых
нарисованы лесенки. Оценивая себя, ученики располагают своё «Я» на соответствующей
ступеньке.
9 Самый добрый
8
…
3
2
1
Самый злой
Конкурс «Секрет успеха». В конкурсной программе дети представляют свои творческие
способности.
Упражнение «Автопортрет». Детям предлагается нарисовать свой портрет и описать его с
положительной стороны.
Подвижные игры: «Скучно, скучно так сидеть», «Платочек», «День – ночь», «Тропинка»,
«Дракон».
Час общения «Мой режим дня». Влияние самоорганизации на успеваемость, на
дополнительное образование и досуг.
Родительское собрание «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». Собрание
проводится в форме обучающего тренинга. Основные вопросы для обсуждения: влияние
застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника, пути преодоления
застенчивости и неуверенности дома и в школе.
9) Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца.
(2 часа)
Групповое чтение и обсуждение произведений К. Ушинского «Кончил дело – гуляй смело»,
Е. Пермяка «Торопливый ножик».
Настольные игры: «Лото», «Пазлы», «Конструктор», «Лего», игры – лабиринты.
Подвижные игры: «Третий лишний», «Белые медведи», «Тише едешь, дальше будешь»,
«Прятки», спортивная эстафета.
Коллективное творческое дело «Подводный мир», «Зимняя сказка».
Дети всей группой, распределив обязанности, работают над созданием настенного панно.
10) Обобщение и закрепление (2 часа).
Игра «Общая история», выбирается тема сказки, передавая «волшебную» палочку, дети
сочиняют по одному предложению.
Социометрия «Состав экипажа». Дети в состав своего космического корабля выбирают 3
девочки и 3 мальчика из своего класса, а также назначают капитана своего корабля.
Обучающее занятие «Близнецы», с помощью упражнений и игр учить детей умению
договариваться, согласовывать свои действия.
«День добрых сюрпризов». Ребята готовят своим одноклассникам сюрпризы и дарят их на
совместном чаепитие с пожеланиями.
Предполагаемые умения и навыки: 1. Уметь общаться в различных жизненных ситуациях
(со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми).
2. Умение анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.
3. Уметь владеть собой, адекватно реагировать на поведение партнёров.
4. Готовность действовать согласованно, уметь договариваться, сотрудничать.
5. Владеть речевыми средствами общения.
6. Проявлять самостоятельность, активность в процессе коммуникативной деятельности.
7. Готовность выполнять школьные правила и требования учителя.
Главная задача модуля: развитие таких свойств личности, как сила воли, энергичность,
2 модуль « Волевая регуляция поведения и деятельности».
Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.
Не все люди сильные и волевые, но все они имеют волевую регуляцию, развитую в той или иной
степени, которую иногда называют силой воли. А ведь именно наличие или отсутствие силы воли
влияет на результативность деятельности человека. Волевого человека отличают решительность,
смелость, самообладание, уверенность в себе. Эти качества помогают быть более успешным и
адаптированным в любых социальных отношениях.
настойчивость, выдержка. Их можно рассматривать как первичные волевые качества личности.
Этот модуль подразумевает развитие ответственности, дисциплинированности, обязательности,
инициативности, как вторичных качеств волевой регуляции поведения.
Функция регулирования и контроля первоначально осуществляется взрослым в процессе
совместной деятельности и общения с ребёнком, а в дальнейшем, в виду того, что происходит
интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребёнок сам научается в соответствии с
этими схемами и образцами контролировать действие.
Выработка данных качеств не ограничивается какимто определённым возрастом, а рассчитана на
период обучения в начальной школе.
№ п\п
Формы и виды работ
Содержание
1
2
Ответственность
и
самостоятельность в учебной
деятельности.
Умение организовывать свою
работу на уроке.
Развитие волевых качеств в
процессе совместной деятельности
ребёнка с родителями.
В учебной деятельности: уроки технологии,
классный час « Я сам!»,
игра « Не подведи свой ряд,
коллективное чтение: Е. Пермяк «Надёжный
человек», Ю. И. Ермолаев « Соседка по парте»,
А. Гайдар «Совесть», Погорельский «Чёрная
курица или подземные жители».
выпуск газет, откровенный разговор «Я должен,
я могу, я хочу», поощрительные призы, памятка
«Пять надо» и «Пять хочу», методика «С
пятницы на понедельник».
Родительские лектории
« Что делать, если ребёнок говорит « Не хочу!», «
Роль отца в формировании волевых качеств
личности
«Воспитание
ответственности и самодисциплины»,
конкурс рисунков, поделок, выполненных
руками детей и их родителей;
игровые тренинги для учащихся и родителей;
родительский ринг:
ребёнка»;
теоретическое
коллективные
экспрессисследование
« Несколько « надо» и «нельзя» для родителей»;
групповое чтение: В. Осеева « Берёза», Е. Шварц
« Сказка о потерянном времени», А. Волков
«Волшебник изумрудного города»,
родительское собрание
« Как воспитать чувство ответственности»,
спортивное мероприятие «Папа, мама, я –
спортивная семья».
Создание проектов учащихся;
конкурсы газет, сочинений,
олимпиады.
социоигра « Умеешь сам, научи другого»;
коллективная исследовательская практика
младших школьников
« Книга рекордов нашего класса», « Автомобиль
будущего»,
экспресс
исследования: «Как ложится снег», «Какие птицы
живут в окрестностях школы», «Какие растут
деревья около школы»;
коллективная игра
« Моделирование карты мира»;
«Искусство портрета»;
игра « Сложные задачи».
Упражнение – тренинг
« Тёмные мысли – чистые мысли», занятие
«Саморегуляция», занятие по развитию волевой
сферы «Хочу и надо в моей жизни»,
« Час откровения»; игра «Час тишины и час
можно»;
настольные игры,
игра «Заколдованные»,
драматизация «Снежная королева», «Дикие
лебеди» Г. Х. Андерсен,
(умение говорить «нет»).
Организация самоуправления в классе;
классный час
«Традиции нашего класса»;
сбор « Как мы выполняем свои поручения»;
участие в акциях «Твори добро», « Книжкина
больница»; « Чистая планета», « Бюро добрых
услуг», классное собрание «Наш класс в жизни
школы».
Классный час «Что такое мой характер»,
самодиагностика «Мой характер».
Наблюдение, с последующей фиксацией данных о
результативности воспитанности черт характера в
сводной таблице.
(см. приложение 2)
3
4
5
6
Активизация любознательности и
инициативности детей на основе
совместновзаимодействующей
формы организации деятельности.
Формирование волевой сферы
ребёнка, коррекция личностных
нарушений
(психолого–педагогическое
сопровождение учащихся)
Развитие самоуправления в рамках
школьной программы
« Содружество».
диагностика
Ориентировочная
уровня проявления воспитанности
черт
младших
школьников.
характера Содержание:
1.) Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности.
Классный час «Я сам!» (Распорядок дня, бережное отношение ко времени, гигиена труда и
отдыха, правила жизни. Самообязательства. Задания самому себе на день, неделю, месяц.
Самопринуждение, самоприказ).
Игры «Не подведи свой ряд». Например, чьи тетради лучше, решение примеров цепочкой у
доски.
Групповая работа с распределением обязанностей: консультант, контролёр,
корреспондент, редактор, художник. Например, выпуск газеты, книжкималышки, молнии,
сочинение совместной сказки, изготовление изделий на уроках труда.
Откровенный разговор «Я должен, я могу, я хочу».
Для детей подготовлена таблица:
Показатели ответственности Примеры
Оценка проявления, ответ
В
первую колонку под диктовку учеников учитель записывает на доске, а после обсуждения
ученики в свою таблицу, в чём может выражаться ответственное поведение ученика на уроке. В
каждом пункте дети ставят значки: «плюс», если они считают, что качество сформировано; знак
«вопроса», если качество проявляется в некоторых ситуациях, а «минус», если качество не
проявляется.
Непосредственно на учебные занятия рекомендовано введение поощрительных призов «Самому
ответственному дежурному», «Самому аккуратному», «Самому внимательному».
Памятка для учащегося, пять «надо» и пять «хочу». Правила вводятся постепенно. В начале
приучить работать и жить в соответствии с пятью «надо». Через некоторое время подключать
пять «хочу». (1. Уметь владеть собой. 2. Планировать каждый свой день.).
Чтение с последующим обсуждением: «Совесть» А. Гайдар, Погорельский «Чёрная курица или
подземные жители», Е. Пермяк «Надёжный человек».
Методика «Задание с пятницы на понедельник». В пятницу, после уроков, ученикам
предлагается сделать иллюстрации к сказке и принести их в понедельник. В назначенный срок
ребят просят сдать работы. Учащиеся разделяются на три группы:
1 ученики, выполнившие задание в срок,
2 ученики, выполнившие задание с опозданием,
3 ученики, не выполнившие задание.
2)
родителями:
Родительский лекторий «Что делать, если ребёнок говорит «Не хочу!», «Роль отца в
формировании волевых качеств», «Как воспитывать чувство ответственности». Родители
получают конкретные рекомендации способов поведения в различных жизненных ситуациях.
«Самооценка волевых качеств» позволяет выяснить, как учащиеся младшего школьного возраста
оценивают проявление у себя ответственности (по типу методики В. Г. Щур «Лесенка»). Дети
распределяют героев сказок по степени ответственности, затем помещают себя рядом с одним из
них.
Конкурсы поделок
«Чудесный мир оригами», «Чудесница природа» и т. д.
Конкурсы рисунков «Моя семья», «Лето на даче», «Воскресный день».
Спортивные мероприятия «Семейная лыжня», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Сабантуй».
Родительский ринг: «Несколько «надо» и «нельзя» для родителей.
Ситуативные игры с родителями. Ситуации для обсуждения: «Почему в работающей семье
вырастает бездельник?», «Почему каждый второй школьник не занят трудом дома?», «Как
воспитать ответственность за результат труда?» и т. д.
Развитие волевых качеств в процессе совместной деятельности ребёнка с
выполненных детьми с родителями «Умелые руки не знают скуки», Семейное чтение «Волшебник изумрудного города» Волков, В. Осеева
« Берёза», Е. Шварц « Сказка о потерянном времени», с последующим обсуждением поступков
героев.
3) Активизация любознательности и инициативности детей на основе совместно
взаимодействующей формы организации деятельности.
Коллективное творчество «Наша любимая сказка». Задача детей: нарисовать совместную работу,
изобразив героев своей любимой сказки. От умения договариваться с партнёрами, правильности
планирования композиции, от умения работать вместе – зависит конечный результат.
В последующем можно предложить темы для коллективного творчества: «Сказочный поезд»,
«Город», «Корабль» и т. д.
Конкурс газет, плакатов «Это интересно», «Весёлая переменка», «Светофорик», «Плакат к
празднику Нового года», «Дворец Деда Мороза», «С праздником 8 марта» и т. д.
Работа над созданием плаката или газеты ведётся группой детей.
Коллективная исследованная практика «Книга рекордов нашего класса». Дети на основе
собственных наблюдений создают «Книгу рекордов класса». Эта работа заставляет детей
задуматься, чем они особенно выделяются среди одноклассников и хотят ли они выделяться этим.
Фантастический проект «Автомобиль будущего». Первый этап подразумевает изучение
литературы по данному вопросу (энциклопедии, журналы, профессиональные книги), опрос
квалифицированных людейэкспертов. Второй этап – создание автомобиля будущего (модель).
Коллективные экспрессисследования. Суть сводиться к тому, что дети оперативно проводят
исследования по предложенной педагогом тематике, например, исследование «Какие птицы живут
в окрестностях школы», «Какие растут деревья», «Как ложиться снег» и т.д.
Теоретическое экспрессисследование. Суть данной работы: собрать материал из книг и других
источников по заранее предложенной теме. Темы могут быть связаны с историей, музыкой,
изобразительным искусством, например, «Искусство портрета».
Коллективная игра «Карта мира».
1 этап – построение воображаемой карты мира.
2 этап – нанесение наименований морей, материков, стран, городов, гор.
3 этап – защита проекта.
Социоигра «Умеешь сам, научи другого», в течение ограниченного времени, группе детей даётся
задание научить других определённым навыкам (разучить подвижную игру, приёмы исполнения
фокуса, технику выполнения игрушки – оригами и т.д.).
4) Формирование волевой сферы ребёнка, коррекция личностных нарушений
(психолого–педагогическое сопровождение учащихся)
Занятие «Саморегуляция» включает невербальное общение «Пантомима» и вербальное общение
«Ролевые игры».
Занятия по развитию волевой сферы «Хочу» и «Надо» в моей жизни», которое включает
разговор с продолжением «Я не хочу, но надо», откровенный разговор «Я хочу…», тренинг
«Учусь побеждать себя», игру «Состояние моей души».
Чтение с последующим обсуждением «Трусиха» Артюхова, А. Раскин «Как папа дружил с
девочкой», Пантелеев «Честное слово».
Игра «Час тишины» и « час можно». В течение дня чередуются час «тишины» и час «можно». Во
время часа «тишины» дети занимаются спокойными делами, играми. В час «можно» всё что
захочется (бегать, прыгать, кричать, петь, кроме драться, ругаться, обижать когото).
Упражнениетренинг «Тёмные мысли чистые мысли», которое учит говорить «нет!», когда это
необходимо.
Драматизация «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Дикие лебеди».
Настольные игры «Мозаика», «Пазлы», «Головоломки», «Конструктор». Игра «Заколдованные» (под музыку). По команде «Стоп» все замирают. Водящий старается
рассмешить «заколдованного», и если ему это удаётся, «заколдованный» присоединяется к
водящему. Выигрывают самые стойкие ребята.
5) Развитие самоуправления в рамках школьной программы
«Содружество».
– Классный час «Традиции нашего класса», учащие формируют те традиции, которые будут
приняты в классном коллективе (поздравление именинников, совместное проведение праздников,
оформление классного «уголка», озеленение класса и т.д.).
Сбор «Как мы выполняем свои поручения».
1.отчёт учащихся за выполнение поручения.
2. оглашение рейтинга учащихся.
3. награждение грамотами и призами.
Участие в акциях «Твори добро», «Старым вещам новую жизнь», «Книжкина больница»,
«Чистая планета», «Сладкая ярмарка» и т. д., на которых дети учатся бескорыстно делать добро.
Классное собрание «Наш класс в жизни школы».
1.сочинение «Наш класс. Какой он?»
2. создание портретной галереи «Герои нашего класса».
3. анализ проведённых мероприятий в течение года.
6) Обобщение и закрепление.
Классный час «Что такое мой характер?»
Самодиагностика «Каков мой характер», ранжирование положительных и отрицательных черт
характера.
Предполагаемые умения и навыки.
1) Готовность доводить начатое дело до конца.
2) Умение подчинять свои действия определённым правилам и взаимодействовать в
группе.
3) Уметь организовывать свою деятельность.
4) Готовность нести ответственность за порученное дело, за свой выбор.
5) Умение проявлять выдержку и инициативу.
3 модуль « Психолого – педагогический статус ученика начальной школы».
Задачи модуля:
1) Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её
2)
внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;
Определить комплекс продуктивных приёмов психологопедагогического
сопровождения выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем
звене.
Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности
человека – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания,
социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного
осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нём.
На основе выше сказанного были определены основные понятия, характеризующие параметры
психологопедагогического статуса ученика начальной школы:
1. Отношение младшего школьника к себе – устойчивая положительная оценка себя
как умелого, знающего ученика, способного многого добиться, адекватный уровень
притязаний. 2. Отношение к значимой деятельности – эмоционально – положительное
восприятие школы и учения.
3. Устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между
требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и
актуальными возможностями ребёнка.
4. Активность и автономность поведения ребёнка – самостоятельность
познавательной и социальной деятельности.
в
5.Взаимодействие и отношение с педагогами –
установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков,
проявление уважения к учителю, эмоциональноположительное восприятие ребёнком
личности учителя, системы своих отношений с педагогами.
На основании полученных результатов формируются группы учащихся для
6.Взаимодействие ребёнка со сверстниками – владение приёмами и навыками
эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских
отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать
конфликты мирным путём.
Далее составляется сводная таблица (см приложение 3), в ней педагог, основываясь
на своих наблюдениях, беседах с ребёнком и родителями, выводит средний балл
сформированности данных параметров.
дальнейшей индивидуально – дифференцированной работы.
Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов:
отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки
самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.
Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента:
самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
Занятия в группах проводятся в форме тренингов и игровых упражнений. Учащимся
представляется возможность вступить во взаимодействие со сверстниками, прожить
ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения.
Игровое действие развивает способность к самоконтролю, критичность к себе и
другим, способность анализировать эти действия.
Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в неделю и составляют
19 – 20 занятий.
1 группа « Развитие когнитивно – поведенческого компонента».
Формы и виды
Когнитивно –
поведенческий
работ
компонент
Колво
часов
№ п\п 1.
Эмоционально – положительное
восприятие школы и учения.
5 часов
Классный час с приглашением
родителей « Мы тоже были
школьниками»,
родительский
лекторий « Роль семьи в развитии
эмоционально – положительного
отношения к школе», методика «
Лесная школа», праздник «Смотр
знаний», интеллектуальная игра м\у
родителями и детьми « Что? Где?
Когда», «Счастливый случай», клуб
«Затейник».
2.
Взаимодействие со сверстниками. 5 часов
3.
Навыки самоконтроля.
5 часов
4.
Навыки поведения в трудных
ситуациях.
4 часа
устный
культпоход,
Спортивные праздники, эстафеты,
игра «Зарница»,
спартакиада
народных
конкурсы
игр,
инсценировок к произведениям Н.
Носова, Г. Х. Андерсена, К.
Чуковского, С. Михалкова, С.
Маршака,
журнал
«Пословицы и поговорки», вечер
поэзии,
экскурсия,
праздничный концерт, трудовой
сбор «Разгаданные и
десант,
неразгаданные
тайны»,
интеллектуальный марафон «Чему
учат в школе» .
Игры
« Запретный номер»,
« Слушай команду»,
« Делай как я» и т. д., чтение и
обсуждение «Федина задача» Н.
Носов, «Витя Малеев в школе и
дома» Н.
упражнение
«Замри»,
психогимнастика «Не
думай о хромой обезьяне»,
упражнение «Что нам делать с этим
чувством», ситуативные игры с
родителями,
классное собрание
«Как вести себя и как работать в
библиотеке».
Тренинг поведенческих навыков: 1)
«Учимся взаимопониманию»,
2) «Тренинг уверенного поведения»,
3) «Мы в сложных ситуациях: наши
решения
возможные
последствия»,
Дискуссионный клуб «Мой ребёнок
становится трудным».
Носов,
и Содержание:
1) Эмоционально – положительное восприятие школы и учения.
Классный час с родителями «Мы тоже были школьниками», на которой родители
рассказывают о самых ярких эпизодах своей школьной жизни, фотогалерея «Мои родители –
школьники».
Родительский лекторий «Роль семьи в развитии эмоциональноположительного отношения
к школе», где родители получают конкретные рекомендации по данному вопросу.
Методика «Лесная школа». Детям предлагается нарисовать лесную школу. Через рисунок
ребёнок передаёт свои ощущения и восприятия учебного процесса, которые он переживает.
Праздник «Смотр знаний», проводится в форме интеллектуального марафона, в котором
участвуют дети и родители.
Игра «Что? Где? Когда?», игра «Счастливый случай» между командами родителей и детей.
Учащиеся 4х классов организуют клуб «Затейник», для проведения подвижных перемен с
учащимися 12 классов.
2) Взаимодействие со сверстниками.
игра «Зарница»
Спартакиада народных игр
Конкурсы инсценировок к произведениям Носова, Г.Х.Андерсена, К.Чуковского,
С.Михалкова, С.Маршака.
Составление устного журнала «Пословицы и поговорки».
Вечер поэзии С.Есенина «Люблю, берёзу русскую».
Культ поход в кино.
Экскурсия в краеведческий музей.
Праздничный концерт «Весенняя фантазия».
Трудовой десант «Помощь школе».
Операция «Подарок малышам».
Сбор «Разгаданных и неразгаданных тайн».
Рыцарский турнир вежливости.
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе», класс делится на три команды, которым
даются различные задания в литературном конкурсе, логическом конкурсе, математическом,
конкурсе по естествознанию, конкурсе на смекалку. Побеждает та команда, которая действует
согласованно.
3) Навыки самоконтроля.
Игра «Запретный номер».
Выбирается запретная цифра, дети рассчитываются по порядку, кому выпадает запретная
цифра, должны не назвать её, а прохлопать в ладоши.
Игра «Слушай команду». Дети выполняют различные команды ведущего, которые даются им
потом. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
Чтение «Федина задача» Н.Носов, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носов, обсуждение
вопросов, связанных с самоконтролем.
Упражнение «Замри» по команде водящего нужно замереть на месте и просидеть три
минуты, не двигаясь.
Психогимнастика «Не думай о хромой обезьяне», детям даётся установка, что можно в
определённый период думать о чём угодно, но только не о хромой обезьяне. Если не удаётся
не думать, то ребёнок хлопает в ладоши.
Упражнение «Что нам делать с этим чувством», если ребёнок испытывает негативное
чувство, то ему предлагается представить, что бы он смог сделать с этим чувством. Ребёнку
можно предложить поджарить «гневный» омлет из «злобных» яиц, а затем выбросить. Ситуативная игра с родителями, в ходе которой родители делятся положительным опытом
привития ребёнку навыков контроля за поведением.
Классное собрание « Как вести себя и как работать в библиотеке», на котором
вырабатывается умение подчиняться принятым правилам поведения в библиотеке. Умение
организовывать самостоятельно свою работу в определённых условиях.
3) Навыки поведения в трудных ситуациях.
Проводится серия тренингов по привитию поведенческих навыков в различных жизненных
ситуациях.
1 тренинг «Учимся взаимопониманию». С помощью различных упражнений: «Молекулы»,
«Карандаши», «Слепая геометрия», «Льдина», «Скалолаз», «Встреча взглядами»,
«Совместный счёт», «Солнце на ладошке» и т.д. между детьми устанавливается и развивается
отношение партнёрства и сотрудничества.
2 тренинг «Уверенного поведения». В ходе занятия используются упражнения:
«Поздороваться как…», упражнение – дискуссия «Холодный суп», упражнения интервью,
которые формируют черты поведения уверенного человека.
3 тренинг «Мы в сложных ситуациях: наши решения и возможные последствия». Тренинг
проводится в форме игры – эстафеты, где есть разные станции, на которых выполняются
тренировочные задания.
Например, первая станция «Лес со злобными кузнечиками – мутантами». Участникам
необходимо образовать и продержать 40 секунд оцепление, чтобы защитить лес от кузнечиков.
Вторая станция «Сложные ситуации». Участники получают карточки с непростыми
ситуациями, в которых надо принять решение.
Дискуссионный клуб «Мой ребёнок становится трудным». Основной вопрос встречи:
«Причины, которые стимулируют плохое поведение детей».
2 группа « Развитие мотивационно – личностного компонента».
№
п\п
1.
–
Мотивационно
личностный компонент
Высокая
удовлетворённость собой.
Критичное отношение к
себе.
самооценка,
Кол – во
часов
3 часа
3 часа
2.
Учебная мотивация.
5 часов
3.
Саморегуляция.
3 часа
4.
Соблюдение социальных
норм и правил.
2 часа
Формы и виды работы.
Психотехника « Я люблю себя за…», «Мои
достижения», упражнение « Ладошка», « Я
никогда не…», «Рисование себя», «Я умею, я
люблю»,
« Похвала», « Алмазы – бриллианты», « Мои
достоинства и недостатки»,
Оформление буклета «Факты о нас», сочинение «
Какой я»,
час общения « Мир моих интересов», праздник «
Как стать звездой».
Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры,
слёт
конференции,
интеллектуальный марафон.
Игры: « Запретный номер»,
« Запрещённое движение»,
« Замри», « Волшебное слово» и т. д.,
театрализованный спортивный праздник по теме
« Путешествие в страну
« Физкультурию», чтение и обсуждение рассказа «
Кто хозяин в песочнице».
Изучение декларации прав ребёнка, просмотр
киножурнала « Ералаш», этические беседы,
отличников, 5.
Ценностное отношение к
другой личности.
3 часа
встречи с инспекторами детской комнаты
милиции и ГАИ, конкурс рисунков «Наши права и
обязанности», воспитательный час «Что такое
«хорошо» и что такое «плохо».
Упражнение « Ты мне нравишься, потому что…»,
анализ художественных произведений «Сказка о
Жабе и Розе» Г. Х. Андерсен,
« Стрекоза и муравей» И. А. Крылов, « Лягушка –
путешественница» В. Гаршин,
Клуб общения « Родители и дети», классный час
«Друг в моей жизни», классный час по
воспитанию толерантности «Каждый человек
достоин уважения».
Содержание:
1) Высокая самооценка, удовлетворенность собой. Критичное отношение к себе.
Психотехника «Мои достижения». Каждый участник выходит в центр круга и рассказывает о
своих достижениях.
Упражнение «Ладошки». Участники группы обводят свою ладошку и на каждом пальчике
пишут свои положительные качества (например, ответственный, добрый и т. д.)
Упражнение «Я никогда не …». Участники садятся в центр круга и рассказывают о том, что
они никогда не делали.
Упражнение «Рисование себя», в котором ребенок рисует себя в виде растения или животного.
По окончанию работы рисунки вывешиваются на стенд, остальные должны угадать кому, какая
работа принадлежит.
Упражнение « Я умею, я люблю». Каждый по очереди должен, прыгая на одной ноге, пять раз
сказать: « я умею …», прыгая на другой ноге, пять раз сказать: «я люблю…».
Упражнение «Похвала» ребенок встает на возвышение и хвалить себя за то, что справился с
какимлибо заданием.
Упражнение «Алмазы – бриллианты». Ведущий раздает листочки с изображением бриллианта.
Детям нужно подписать листочек и пустить по кругу. Участники в одной из граней пишут
комплимент или доброе пожелание.
Упражнение «Мои достоинства и недостатки». Каждый участник пишет на листочке свои
достоинства и недостатки. По желанию дети зачитывают свои качества.
Сочинение «Какой я», ребенок в произвольной форме пишет самохарактеристику.
Час общения « Мир моих интересов», на котором дети рассказывают о своих увлечениях.
Праздник « Как стать звездой». Дети представляют номер художественной самодеятельности
в различных жанрах.
Оформление буклета « Факты о нас» (фото, отрывки сочинений, стихи, достижение класса и
т. д.).
2) Учебная мотивация.
Литературная викторина « По дорогам сказок».
Экологическая викторина « Мой край».
Конкурс сочинений « Мой лучший друг», « Мои любимые книжки»,
« Самая лучшая мама на свете».
Конкурс стихов «Зимушка зима», « Мужество».
Предметные олимпиады: по математике, по русскому языку, по
естествознанию.
КВН « По рассказам Н. Носова». «Клуб веселых математиков».
Слёт отличников.
Научно практическая конференция для младших школьников.
Фестиваль исследовательских работ.
Интеллектуальный марафон « Брейнринг».
«Клуб любителей занимательной психологии». Внеклассное мероприятие направлено на
развитие познавательных и творческих способностей детей. Проводится в форме « Что? Где?
Когда?».
3) Саморегуляция.
Театрализованный спортивный праздник по теме « Путешествие в страну « Физкультурию».
Побеждает та команда, которая точнее выполнит правила игр, заданий.
Чтение и обсуждение рассказа « Кто хозяин в песочнице». В процессе обсуждения вводится
понятие « таймаут» (таймаут нужен, чтобы успокоиться, подумать и принять правильное
решение).
Игры « Запретный номер», « Запрещенное движение», «Замри»,
« Волшебное слово», «День и ночь» и т. д., которые направлены на умение точно выполнять
инструкцию и контролировать свои действия.
4) Соблюдение социальных норм и правил.
Классный час «Декларация прав ребёнка». Изучение и обсуждение принципов декларации,
инсценирование некоторых из них.
Просмотр киножурнала «Ералаш»: «В театре», «Бабушка» с последующим обсуждением
поведения героев.
Этическая беседа «Как мы ведём себя в столовой школы». Знакомство с результатами опроса о
поведении в столовой, обсуждение правил поведения, которые вырабатывала инициативная
группа.
Воспитательный час «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Подготовительная работа –
сочинение, отражающее тему «Что такое «добро» и что такое «зло». Обсуждение «Притчи о
старике», затем следует пение песен, чтение стихов, легенд с разбором содержания: «Вишня» (о
великодушном человеке), «Встреча» (о взаимовыручке), «Друг» (эгоизм), песня «Дружба».
Встреча с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних. Тема беседы: «Правонарушения
и ответственность за них».
Конкурс рисунков «Наши права и обязанности».
Беседа «Этика зрителя», совместное установление правил поведения во время просмотра
спектакля, концерта, кино.
5) Ценностное отношение к другой личности.
Классный час по воспитанию толерантности «Каждый человек достоин уважения». Введение
понятия «толерантность», сюжетно – ролевое задание «Мы трое», дискуссия, которая
организуется с помощью взаимосвязанных проблемных вопросов и ситуаций, обсуждение
китайской притчи «Ладная семья».
Упражнение «Ты мне нравишься, потому что…». Участники по очереди садятся на стул в цент
круга, остальные члены группы говорят ему: «Ты мне нравишься, потому что ты…» (веселый,
добрый, отзывчивый…).
Клуб общения «Родители и дети». Цикл занятий состоит из трёх частей:
1 занятие с родителями с использованием активных форм: расширение возможности понимания
своего ребёнка «Безусловное принятие. Воспитание не дрессура».
2 занятие: дискуссия на тему «Разница между «мирами» ребёнка и взрослого». Психогимнастика
«Погружение в детство» (взрослые вспоминают самые яркие картинки из детства).
3 занятие: «Помощь родителей». Обсуждение правила: если ребёнку трудно, и он готов принять
вашу помощь, обязательно помогите ему. Анализ художественных произведений «Сказка о Жабе и Розе» Г. Х. Андерсен, «Стрекоза и
муравей» И. А. Крылов, «Лягушка – путешественница» В. Гаршин, где делается акцент на
ценностное отношение к другой личности.
Классный час «Друг в моей жизни». Ребята обсуждают вопрос: «Какими качествами должен
обладать настоящий друг?». Работа в группах: решение проблемных и нравственных ситуаций
«Почему распадается дружба?»
В конце четвёртого класса определяется статус ученика начальной школы на основе предлагаемой
диагностической карты:
Диагностическая карта.
компоненты
составляющие
й
и
к
с
е
ч
н
е
д
е
в
о
п
–
о
н
в
и
т
и
н
г
о
К
т
н
е
н
о
п
м
о
к
я
и
н
а
н
з
и
к
ы
в
а
н
и
я
и
н
е
м
У
о
г
о
н
ь
л
а
и
ц
о
с
я
и
н
е
д
е
в
о
п
младший школьный
возраст
Знание норм правил поведения и взаимодействие
школьника
Знание продуктивных способов взаимодействия в
деятельности
Знание особенностей собственной личности,
способствующих успеху в деятельности
Сформированность продуктивных приёмов
учебной деятельности
Сформированность умений конструктивного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Навыки самоконтроля
Навыки конструктивного поведения в трудных
ситуациях
Стремление к соблюдению правил, руководство в
поведении сознательными социальными нормами
и правилами
Сформированность учебной мотивации Ценностное отношение к другой личности,
стремление к дружеским контактам
Высокая самооценка, удовлетворённость собой
Самоорганизация и
саморегуляция
Критичное отношение к себе
Интеллектуальная рефлексия
т
н
е
н
о
п
м
о
к
й
ы
н
т
с
о
н
ч
и
л
о
н
н
о
и
ц
а
в
и
т
о
М
)
я
и
н
е
ш
о
н
т
о
(
е
ы
н
н
е
ж
а
р
ы
в
,
я
и
н
е
ш
о
н
т
О
ы
в
и
т
о
м
з
е
р
е
ч
и
т
с
о
н
н
е
ц
и
е
ы
н
т
с
о
н
ч
и
Л
а
в
т
с
е
ч
а
к
Опираясь на эти составляющие, мы определили основные уровни соответствующие различной
степени развитости социальной активности младшего школьника, как определяющего фактора
социального статуса ученика:
Начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для
социальной адаптации личностных новообразований.
Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной
активности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха
в социально – значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне
развития и затрудняют социальную адаптацию. При этом могут быть различные сочетания степени
сформированности составляющих социальной активности; особое значение для идентификации
уровня имеют наиболее значимые в каждом возрасте.
Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных
новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие
показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной активности.
IV. Заключение. Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить
новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе
школьных отношений.
При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и
закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе
всего дальнейшего обучения.
Собранный диагностический материал используется во время работы педагогического
консилиума по преемственности начального и среднего звена и при планировании воспитательной
работы с классом.
Список литературы:
1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2х т. М.: Издво БРЭ, 1993.Т.1.С.523.
2. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности. Избранные психологические труды. –
М.: 1996 г.
3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в
начальной школе. – М.: «Совершенство», 1998.
4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: «Сфера», 1998.
5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: 1995.
6. Шмаков С. Игры – потехи, забавы – утехи. – Липецк. «Ориус», 1994.
7.
Воспитание как создание условий для самореализации младшего
школьника:
Методические рекомендации в помощь учителю начальных классов, воспитателю группы
продленного дня, классному руководителю, организатору работы с младшими
школьниками. — Кострома: РЦ НИТ “ЭврикаМ”, 1998. 23 с.
8. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В.Справочник психолога начальной школы. Ростов – на –
Дону. «Феникс», 2004.
9. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Пособие для классных руководителей. С/П.
«Образование – культура». 2002.
10. Слободяник Н. П.Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальной
школы. Практическое пособие. – М.: «Айрис дидактика», 2004.
11. Влияние стиля педагогической деятельности на самореализацию личности
младшего школьника // Вестник КГУ. 1999. №1.
12. К вопросу о процессе самореализации личности младшего школьника //Вузовская
наука в условиях реформирования российского образования (Материалы
ежегодной научнопрактической конференции преподавателей и аспирантов) —
Кострома, 1998.1 часть. С. 14 18.
13. К постановке вопроса о процессе самореализации личности в младшем школьном
возрасте // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и практика.
Вып. 2. Ярославль, 1998. Т.4. С.2425. 14. Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых
условиях // Начальная школа, 1992 №2. С.2 12.
15. Сборник нормативно – правовых документов и методических
материалов. В помощь педагогам – психологам образовательных
учреждений. (выпуск 3). – Казань, 2005.
16. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной
школы. Ростов – на Дону. «Феникс», 2004 .
17. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. Москва –
Воронеж, 1999.
18. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога.
Ростов – на – Дону, 2004.
19. Осорина М. «Дом как копия мироздания», газета «Школьный
психолог» № 6, март 2006 год.
20. Макарова Л., Подвинцева Л. «Ребёнок – взрослый: терапия
отношений», газета «Школьный психолог», № 27 – 28, 2004.
21. Степанов С. С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети:
грамматика отношений» М. Дрофа Плюс, 2006.
22. Строганова Л. В. «Классные часы, беседы для младших школьников и
подростков (воспитание толерантности)», М., Педагогическое
общество России, 2006.
Приложение 1 к программе «Я и Мы»:
Ориентировочная минимальная диагностика
уровня воспитанности младших школьников.
Доброта и
отзывчивость
м
и
ш
р
а
т
с
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
е
о
н
б
ю
л
е
ж
у
р
Д
м
а
к
и
н
т
с
р
е
в
с
е
о
н
ь
л
е
т
и
ж
а
в
У
Самодисциплина
е
и
д
р
е
с
о
л
и
м
и
л
о
в
й
о
р
б
о
д
е
и
т
и
в
з
а
Р
е
б
е
с
к
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
а
в
о
б
е
р
Т
л
и
в
а
р
п
е
и
н
е
д
ю
л
б
о
с
,
е
и
н
е
ж
а
в
у
о
м
а
С
ы
р
у
т
ь
л
у
к
Качества Любознатель
ность
Трудолюбие
Ф.
И.
учащегос
я
е
и
т
и
в
з
а
р
о
м
а
с
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
а
н
з
о
б
ю
л
и
и
н
е
ч
у
в
ь
т
с
о
н
н
а
в
о
з
и
н
а
г
р
О
е
д
у
р
т
в
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
м
а
т
а
т
ь
л
у
з
е
р
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
е
о
н
ж
е
р
е
Б
а
д
у
р
т
1.
2.
3.
…
25
На 3м
уровне На 2м
уровне
На 1м
уровне
Итого по
классу
3 ий уровень – высокий; (ярко проявляется)
2 ой уровень – средний; (проявляется)
1 ый уровень – низкий; (слабо проявляется)
Приложение 2
Минимальная ориентировочная диагностика уровня воспитанности
младших школьников.
Итоговые оценки
Меня
оценивает
учитель
Я оцениваю
себя
вместе с
родителям
и
1.Любознательность
мне интересно учиться;
я люблю мечтать;
мне интересно находить
ответы на непонятные вопросы;
мне нравится выполнять домашние задания;
я стремлюсь получать хорошие отметки.
2.Трудолюбие
я стараюсь в учебе;
я внимателен;
я помогаю другим в делах
и сам обращаюсь за помощью;
мне нравится помогать в семье
выполнять домашнюю работу;
мне нравится дежурство в классе
3.Бережное отношение к природе
к земле;
к растениям;
к животным;
к природе.
4.Мое отношение к школе
я выполняю правила для учащихся;
я добр в отношениях с людьми
я участвую в делах класса и школы.
5.Красивое в моей жизни
я аккуратен в делах;
я опрятен в одежде;
мне нравится все красивое вокруг меня;
я вежлив в отношениях с людьми. 6.Как я отношусь к себе
я самоуправляю собой;
я соблюдаю санитарногигиенические
правила ухода за собой;
у меня нет вредных привычек.
5 это есть всегда, 4 часто, 3 редко, 2 никогда, 1 у меня другая позиция.
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый
ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является
условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 54,5 высокий уровень;
4,44 хороший уровень;
3,92,9 средний уровень;
2,82 низкий уровень.
Приложение3.
Сводный лист данных изучения сформированности параметров, характеризующих
психолого – педагогический статус ученика начальной школы.
Ф. И.
№
п\п
е
б
е
с
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
О
й
о
м
и
ч
а
н
з
к
е
и
н
е
ш
о
н
т
О
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
а
л
о
к
ш
и
Я
л
л
а
б
й
и
н
д
е
р
С
е
о
н
м
о
н
о
т
в
а
и
ь
т
с
о
н
в
и
т
к
А
а
к
н
ё
б
е
р
е
и
н
е
д
е
в
о
п
о
с
е
и
н
е
ш
о
н
т
о
о
м
и
а
з
В
и
м
а
к
и
н
т
с
р
е
в
с
Средний балл:
5 – 4,5 высокий уровень (в)
4,4 – 4 хороший уровень (х)
3, 9 – 2,9 средний уровень (с)
2,8 – 2 низкий уровень (н)
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.