Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»
Оценка 4.7

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
28.02.2018
Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»
Цель: создать педагогические и социально – психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации. В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Задачи программы: • Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде; • Формирование положительной Я – концепции; • Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать; • Развитие волевой регуляции поведения и деятельности; • Воспитание духовно – нравственных качеств личности; • Развитие навыков рефлексивных действий.
Программа по социализации младших школьниковЯ и Мы.doc
Муниципальное образовательное учреждение             средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нурлат     Нурлатского муниципального  района Республики Татарстан                                                        Обсуждено на заседании                                          методического объединения                                           учителей начальных классов.                                          Протокол № 2 от 9 ноября 2007 г.                                          Председатель МО              Мухаметова Л.А.                                                         Утверждено педагогическим советом МОУ                                                             средней общеобразовательной школы № 2                                                            г. Нурлат Нурлатского муниципального                                                                 района        Республики Татарстан                                                                Протокол № 2 от 17 ноября 2007г.                                                                Директор школы               Хисамова Р. С.                  Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»:        Авторы – составители: учитель начальных классов Иванова К. А.,  учитель начальных классов Мухаметова Л. А., педагог – психолог Яфанова С. Ю. Оглавление: I.       Введение. I I.     Пояснительная записка. I I I.  Учебно­тематический план программы:  А)   I модуль «  Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет», Б)   II модуль « Волевая регуляция поведения и деятельности», В)   III  модуль « Психолого – педагогический статус ученика      начальной школы». IV.  Заключение.  V. Список литературы.       Приложение. I.       Введение. Цель:   создать   педагогические   и   социально   –   психологические   условия,   позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.   В   современных   условиях   всё   больше   требуются   активные   волевые   личности,   умеющие организовывать   свою   работу   и   себя,   способные   проявлять   инициативу   и   самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.                   Задачи программы:  Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;  Формирование положительной Я – концепции;  Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;  Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;  Воспитание духовно – нравственных качеств личности;  Развитие навыков рефлексивных действий.                Актуальность данной темы связана с тем, что в сегодняшнем кризисном обществе, по свидетельству  социологов, “для многих детей понижается  качество процесса  социализации  со многими вытекающими последствиями для индивида”. Подобное заключение основано на общем анализе положения детей в кризисных социально­экономических обстоятельствах. Оно учитывает также   значительное   ослабление   внеурочной   воспитательной   работы   в   массовой   практике общеобразовательных школ. Последнее во многом объясняется неудовлетворенностью педагогов господствовавшей   ранее   “адаптивно­дисциплинарной   моделью   воспитания”,   вошедшей   в противоречие   с   новыми   требованиями   времени.   Особое   отношение   к   воспитательной   работе сложилось в начальной школе. Отчасти оно спровоцировано кцентированием внимания в научной и методической литературе на учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте (В.В.Давыдов,   Д.Б.Эльконин   и   др.).   Усилился   приоритет   учебной   деятельности   в   сознании   и практической   работе   педагогов   начальной   школы.   Субъект­объектный,   императивно­ манипулятивный   подход   в   общении   с   младшими   школьниками   остается   доминирующим   в массовой   педагогической   практике.       Социально­экономические   изменения,   происходящие   в современном   обществе,   предполагают   появление   новых   взглядов   на   процесс   социального   и индивидуального   становления   личности.   Согласно   И.С.   Кону,   «эффективность   институтов социализации   и   конкретных   методов   воспитания   и   обучения   должна   оцениваться   сегодня   не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных   от   прошлого   ценностей   и   навыков,   сколько   по   тому,   готовят   ли   они подрастающее  поколение  к  самостоятельной   творческой  деятельности,   постановке  и  решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений».        II     Пояснительная записка:     Наше образовательное учреждение детально занимается проблемами социализации школьников. Перспективный план школы (2006 – 2011 г.г.) составлен по теме« Социальная адаптация уч­ся на основе личностно­ ориентированного обучения».       Целесообразно проведение работы в этом направлении на разных возрастных этапах развития ребёнка. С учётом специфики начальной школы этот вопрос был рассмотрен наиболее детально,  и создана программа по   социализации младших школьников « Я и Мы». Эта программа была разработана педагогами и психологом начального звена обучения. Она не предполагает буквального выполнения, а лишь ориентирует взрослых ( учителей, родителей) на создание   условий   для   социальной   мобильности,   способствующих   развитию   качеств,   которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.         Основные   положения   нашей   программы   опираются   на   научные   идеи   Л.   С.   Выготского, создателя культурно­ исторической концепции о значении смены социальной ситуации развития в жизни и психическом развитии ребёнка.     Для детей 7­9 лет характерно появление в самосознании целей и перспектив жизни (Э. Эриксон); становление   социальной   зрелости   (А.А.   Гудзовская);   овладение   социальным   опытом   (Н.Ф. Голованова);   возникновение   общественных   мотивов   (Я.Л.   Коломинский),   развитие   волевых качеств (П. Ф. Каптерев), развитие процесса вхождения ребёнка в различные социальные группы (А. В. Петровский).          “Подлинными   основаниями   и   движущей   силой   развития   личности   выступает   совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и   приобщение   ее   к   культуре,   ­   обобщают   в   Российской   педагогической   энциклопедии А.Г.Асмолов и А.В.Петровский.  Таким образом, младший школьный возраст рассматривается в психолого­педагогической теории   как   важнейший   возрастной   этап   становления   личности,   как   этап   формирования предпосылок дальнейшего социального и личностного развития.                Опираясь на данную теорию,   программа нацелена на то, чтобы обеспечить учителей начальных классов  « инструментом» для организации процесса социализации младших школьников. Данная   программа   может   быть   реализована   во   всех   видах   деятельности   ребёнка   и   в специальной системе занятий – тренингов. В работе по программе сочетаются различные виды деятельности: игра, психотехнические упражнения, обращение к личному опыту, анализ опыта участников   групп,   анализ   эмоций   и   коммуникативных   действий   участников,   литературных историй, рисование.       Являясь неотъемлемой частью как урочных, так и внеурочных дел, программа включает в себя следующие направления педагогической деятельности:             ­   методическую   работу,   направленную   на   совершенствование   качества   организации   и модернизацию содержания адаптационного периода;             ­   индивидуальную   и   дифференцированную   работу   учителей   –   предметников,   классных руководителей, специалистов, администрации;       ­ консультативную помощь всем участникам процесса образования;       ­ диагностическую работу, направленную на выявление статуса ребёнка.         Программа имеет модульный принцип:  I модуль « Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет».        Он посвящён выявлению степени сформированности новообразований к концу дошкольного периода,   изучению социального статуса школьника, адаптации первоклассника к новой социальной роли.  II модуль «Волевая регуляция поведения и деятельности».       Второй   модуль   рассматривает   волевую   регуляцию   поведения   и   деятельности,   как   основу произвольной   регуляции   активности   ребёнка,   формирование   новообразований   младшего школьного возраста: самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации, самодисциплины. III модуль «Психолого­педагогический статус ученика начальной школы».       Третий   модуль   полностью   посвящён   изучению   индивидуально   –   личностных   особенностей ребёнка,   психолого­педагогическому   воздействию   и   стимулированию   активности   младшего школьника,   с   целью   успешного   его     адаптирования   в   новой   системе   школьных   отношений   (в среднем звене).  Представленная нами программа относится к комбинированному типу авторских программ.       III          Учебно­тематический план программы: 1 модуль « Становление социальной позиции ребёнка 6­7 лет». Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах: 1) Диагностика   сформированности   социально   –   психологической   готовности   с   целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе. 2) Формирование   умения   ориентироваться   в   новой   социальной   среде,   освоение   новой социальной роли. 3) Формирование потребности в общении и коммуникативных умений. Этот модуль включает такие этапы деятельности, как  ­   сбор   и   анализ   необходимой   информации   о   ребёнке:   волевой   готовности,   мотивационной готовности   (желание   ходить   в   школу,   приобретать   новые   знания,   желание   занять   новую социальную позицию – позицию школьника), а также сформированность у ребёнка отношения к учителю,   как   ко   взрослому,   обладающему   особыми   социальными   функциями,   развитие необходимых форм общения со сверстниками (умение устанавливать равноправные отношения); ­   прогнозирование   характера   адаптации   и   планирование   пропедевтической   работы,   а   также характера коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений; ­ создание условий для быстрой и безболезненной адаптации ребёнка к новой социальной среде; ­   формирование   коммуникативных   условий:   приветствие   и   прощание,   обращение,   просьба, согласие, благодарность, отказ, знакомство, умение слушать другого, говорить перед другими, управлять, сотрудничать; ­   овладение   коммуникативными   умениями   на   уровне,   соответствующем   возрастным особенностям. Цель воспитательной деятельности № п\п 1.  Создание   условий   для   более   близкого   Формирование знакомства представлений о школьных правилах. детей.   Количество часов 2 часа 2. Стимулирование общения.   внутригруппового 2 часа 3. Развитие   межличностного   общения   в группе. 2 часа 4. Развитие коммуникативных способностей. 4 часа Формы и виды работы   Классный   час   «   Я   –   ученик»,   « Давайте познакомимся», просмотр учебного фильма « Как вести себя в школе», этюд  « Наш класс на перемене»; игра   «   Собери   портфель»; собрание  «   Права   и   обязанности школьника». Социоигры  « Разведчики»,   «   Найди   пару»,   «Передай   по кругу»; упражнение «Торт», игра «Иголка нитка», психотехнические   упражнения «Карандаши», «Слепая геометрия». и       Игры: « Конспиратор», « Закончи предложение», час общения  « Добрые слова о моей игрушке», групповое пение: « Улыбка»,  «   Дружба»,   игры   «Жмурки», «Ручеёк»,   «Море   волнуется»; сюжетно   –   ролевая   игра   «Мама рассердилась»,   спортивная   игра «Один за всех и все за одного», игра нить», Упражнение   «Взаимодействие», этюды   «Тигр вышел  на охоту», «Два «Драка», «Плакса», «Лягушки на кочках». Ролевая игра: «Связующая барана», коллективный  « Знакомство»,  « Приветствие»,  « Разговор по телефону»; речевая игра: « Учимся благодарить»,  « Поздравление»;  упражнения: « Мостик   дружбы»,   «   Подари камешек»; игра ­ драматизация:  « Петушок и бобовоё зёрнышко», «Лиса   и   петух»,   игра   «В   одной связке», упражнение «Комплимент»,   подвижная   игра «Если   нравится   тебе,   то   делай так!»,   семейные   посиделки     с чаепитием «У самовара». Классный   час   «   Мы   –   дружные ребята», инсценировка  «   Друзья», просмотр мультфильмов:  « Приключения кота Леопольда», «   Зима   в   Простоквашино», совместное   чтение   «Вместе тесно,   а   врозь   скучно»   К. Ушинский,   Сутеева   «Яблоко», игровые   ситуации,   родительское собрание «Поговорим о дружбе». Упражнение   «Догадайся   о выборе»;  разбор   жизненных   ситуаций   «   Я на улице»,   «   Общественный   транспорт»; этюд   «   Встреча   с   другом»; прослушивание   пьесы   П.   И. Чайковского  « Мама»; групповое чтение  «   Злая   мать   и   добрая   тётя», «Синие   листья»   В.   Осеева;   М. Зощенко   «Ёлка»;     просмотр видеофильма   «   Внимание, черепаха»,   Инсценирование «Котята»,   дискуссионный   клуб для родителей «Детские ссоры», игра   «Баба   Яга»,   этюд   «Просто старушка»,   тренинг   «Почему   ты плачешь, бабушка?». Арт – терапия: лепка  «   Пластилиновая   живопись», рисование   на   тему:   «Нарисуй свой страх», «Я тебя больше не боюсь»;   этюд     кляксография, 5. Учить   детей   решать   возникающие проблемы мирным способом. 4 часа 6. Учить   анализировать   свои   поступки   и поступки   других   людей   (сверстников, родителей и других взрослых). 5 часов 7. Снятие страха, агрессии, напряжения. 2 часа 8.  Развитие   положительной   самооценки, самоорганизации. 2 часа 9. Развитие   воли   и   терпения   в   выполнении дела от начала до конца. 2 часа 10. Обобщение   и   закрепление   полученных 2 часа знаний и навыков. Ориентировочная минимальная диагностика   развития   межличностных отношений и уровня воспитанности.     «Котёнок   по   имени   Гав», инсценировка   «Тараканище»,   «У страха глаза велики». Диагностика самооценки «Самый – самый» и  « Самореклама»; подвижная игра  «   Тропинка»,   «Скучно,   скучно так сидеть», «Платочек», «День – ночь», «Дракон»,  час   общения   «Мой   режим   дня», конкурс   «Секрет   успеха», упражнение «Автопортрет», родительское   собрание   «Как преодолеть   застенчивость   и неуверенность ребёнка». Групповое чтение К. Ушинский  « Кончил дело – гуляй смело», Е. Пермяк   «Торопливый   ножик»,   подвижные настольные   игры, игры соблюдением определённых   правил,   КТД «Подводный   мир»,   «Зимняя сказка». Игры,   упражнения   по   выбору   « День добрых сюрпризов». Социометрия  « Состав экипажа», игра «Общая история»,   обучающее   занятие «Близнецы».   с   последующей Наблюдение,   фиксацией о   результативности   воспитания   в сводной таблице.  (см. приложение 1) данных     с                                 Содержание: 1)        Создание условий для более близкого знакомства детей.                Формирование представлений о школьных правилах. ­ Классный час «Я ученик»        Учитель беседует с учениками о правилах поведения на уроке: не        разговаривать на уроке, выходить к доске и отвечать, когда отвечаешь        вставать и т. д.       ­Игра «Собери портфель»        Дети учатся укладывать учебные вещи в портфель, наводить в нём         порядок.      ­ Классный час «Давайте познакомимся»       Ученики берут букву «Я» в руки и рассказывают о себе.        ­ Этюд «Наш класс на перемене»        Проигрывание предполагаемых ситуаций как отрицательных, так и положительных: «Дежурный», «Мы играем», «Подвижная переменка»,        «В столовой».        ­ Учебный фильм «Как вести себя в школе»        Просмотр и обсуждение фильма.       ­ Классное собрание «Права и обязанности школьников»        Через совместное обсуждение определяются права и обязанности         школьников. 2) Стимулирование внутригруппового общения (2 часа). Используя различные игры, учить детей взаимодействовать в группе, принимать на себя определённые роли и нести за них ответственность.  Игры   и   упражнения   этого   раздела   предоставляют   возможность   бывать   в   различных выигрышных ролях, побуждают группу в целом и каждого её участника выйти за рамки привычных стереотипов общения.       ­ Социоигра «Разведчики»      В группе учащихся распределяются роли «разведчика», «командира»,     остальные «отряд». «Разведчик» прокладывает путь, а « командир»      наблюдает и запоминает его действия. Затем сам по проложенному      «разведчиком» пути проводит отряд.           ­ Для достижения взаимопонимания и сплочённости используется игра         «Передай по кругу» (пушинку, льдинку, горячую картошку, бабочку и         т. д.)     ­ Упражнение «Карандаши».        Суть упражнения состоит в удержании карандашей пальцами стоящих       рядом участников.      ­ Упражнение «Слепая геометрия»         Участники встают в круг, берутся за руки и с закрытыми глазами         выстраиваются в квадрат (треугольник, круг)      ­ Упражнение «Торт»        Данная игра способствует эмоционально – телесному сближению.       Дети выбирают себе различные роли (мука, сахар, крем, ягодка).       Ведущий читает рецепт, а участники «перемешиваются».      ­ Игра «Иголка и нитка»        Дети выбирают «иголку». Под весёлую музыку он играет свою роль, а        остальные дети – роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, а «нитка»        за ней. 3) Развитие межличностного общения в группе(2 часа). Установление доверительных отношений в группе, накапливание нового опыта общения через игру «Жмурки», «Ручеёк», «Море волнуется» и т. д. Детям даётся возможность высказать обиду, снять разочарование: игра «Закончи предложение ­ Я обижен на …, Я радуюсь за …».   Тренировка возможности воздействовать друг на друга:  ­ сюжетно – ролевая игра «Мама рассердилась…», ­ спортивные игры для сплочения «Один за всех и все за одного», ­ «Весёлые старты».   ­ Игра «Связующая нить», которая формирует чувство близости с другими людьми.    Дети,   сидя   в   кругу,   передают   клубок   ниток.   Передача   клубка   сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. ­ Упражнение «Взаимодействие». Все участники вместе со стульями расходятся по помещению. Вызываются трое участников и им предлагается за три минуты пересадить всех детей в круг, не прикасаясь ни к кому руками. Те участники, которые сидят на стульях, обязаны выполнять все команды ведущих. ­ Психологические этюды: «Тигр вышел на охоту», «Два барана», «Драка», «Плакса»,  «Лягушки на кочках»­ дети – лягушки, на полу круги – кочки. Ученики стремятся занять свою кочку, а кочек меньше, чем детей. Рекомендуется проводить часы общения «Доброе слово о моей игрушке», «Мой четвероногий друг» и т. д., а также групповое пение «Улыбка», «Дружба», что способствует сплочению коллектива в неформальной обстановке. 4)  Развитие коммуникативных способностей (4 часа). Развитие   способности   понимать   эмоциональное   состояние   другого   человека   и   умения адекватно выражать своё. ­ Игра – драматизация «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух».  Дети совместно   пишут   сценарий   сказок,   распределяют   роли,   так   как   сказки   известны   детям, стараются сыграть без репетиций.  ­   Умение   взаимодействовать   в   паре,   в   малой   группе:  игра   «В   одной  связке».  Дети   точно выполняют все указания водящего стараясь не подвести свою группу ­  Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу: упражнение «Мостик дружбы»:  дети по желанию образуют пары и придумывают свой мостик (при помощи рук, ног, туловища, уха и т. д.). ­ Упражнение «Подари камешек»:  Дети берут из коробки камешек и дарят его тому, кому хотят со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…»  ­ Упражнение «Комплимент» Каждый   участник   должен   сказать   своему   соседу   что   –   нибудь   приятное.   Условие:   1. Обращение   только   по   имени,   2.   Сказанное   должно   быть   приятно   не   говорящему,   а слушающему. ­ Подвижная игра «Если нравится тебе, то делай так!», в ходе которой дети вслед за водящим повторяют различные движения. ­ Семейные посиделки с чаепитием «У самовара» направлены на создание тёплой атмосферы для доверительного общения взрослых и детей. ­  Ролевые   игры:   «Знакомство»,   «Приветствие»,   «Разговор   по   телефону».  Суть:   Дети знакомятся   с   правилами   знакомства,   представления,   обращения.   Словарь   учащихся пополняется новыми формами знакомства, приветствия и разговора по телефону. ­ Речевая игра: «Учимся благодарить». В ходе игры детьми разбираются различные жизненные ситуации, когда необходима благодарность. ­  Речевая   игра   «Поздравление».  Игра   проводится   в   виде   похода   на   день   рождения   или оформления открытки маме и т. д. 5) Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом                                  (4часа). Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. ­  Совместное чтение и обсуждение произведений  К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», Сутеевой «Яблоко». ­ Разыгрывание ситуации: «Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша и съел лист. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает…(дальше дети придумывают и доигрывают ситуацию самостоятельно) «Подарил   ёжик   лисичке  букет  цветов  на  день  рождения.   Лисичка  понюхала   цветы,   а  там сидела пчела. Она ужалила лисичку в нос…(дети придумывают продолжение истории). ­   Родительское   собрание   «Поговорим   о   дружбе»,   на   котором   формируется   у   родителей понимание   значения   дружбы   в   жизни   ребёнка.   Собрание   проводится   совместно   с   детьми. Ребята готовят флажки с пожеланиями, которые в конце дарят своим друзьям.  ­   Рекомендуется   провести  классный   час   «Мы   дружные   ребята»,   где   обсуждаются коллективные дела и как дружба помогает повысить рейтинг класса в общешкольной жизни. ­ Инсценировка «Друзья», где дети обыгрывают встречу друзей после долгой разлуки. ­  Коллективный   просмотр   и   обсуждение   мультфильмов:   «Приключения   кота   Леопольда», «Зима в Простоквашино». Обсуждение поведения главных героев, нахождение путей выхода из сложившейся конфликтной ситуации. 6) Учить анализировать свои поступки и поступки других людей      (сверстников, родителей и других взрослых) – (5 часов) Все упражнения  и игры  раздела  направлены  на реализацию  «золотого   правила  общения»: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». ­ Упражнение «Догадайся о выборе, если…» Ведущий предлагает варианты возможных последствий тех или иных действий ребёнка: родители довольны, друг поблагодарил, учитель огорчился. Дети   придумывают   историю,   в   которой   определяют   свой   выбор   действий,   приводящий   к перечисленным выше событиям. ­ Групповое чтение: В. Осеева «Злая мать и добрая тетя», «Синие листья», «После дождя», М. Зощенко «Ёлка», с последующим анализом прочитанного. ­ Разыгрывание сценки «Котята» из произведения С. Маршака «Кошкин дом».  Дети, прослушав музыку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. ­ Просмотр и обсуждение фильма о взаимоотношениях одноклассников «Внимание черепаха» (режиссёр Р. Быков)  ­ Дискуссионный клуб для родителей «Детские ссоры». Родители предлагают различные пути решения данной проблемы. ­ Классный  час  «Если  будешь ссориться,  если будешь драться», на котором обсуждаются вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек во время перемены.  ­ Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Мама» с последующим составлением рассказа на тему «Моя мама». ­  Разбор ситуации  «Поведение в общественном транспорте» (поведение детей,   родителей и других взрослых). Обсуждение вопроса: какие некультурные ситуации вы можете наблюдать в транспорте? ­ Игра «Баба Яга»: Дети сидят на стульях лицом друг к другу. Взрослый просит показать выражение лица, позу, жесты   взрослых   (мамы,   папы,   бабушки,   учителя),   когда   они   сердятся.   Ребята   говорят   и показывают. ­ Тренинг «Почему ты плачешь, бабушка?», который направлен на желание понять и исполнить просьбы другого человека. ­ Этюд «Просто старушка». Разыгрывание сценки по рассказу В. Осеевой «Просто старушка», последующий анализ ситуации, которая отражает отрицательные черты характера. 7) Снятие страха, агрессии, напряжения (2 часа). ­ Анализ и инсценирование сказок: «Тараканище», «У страха глаза велики». ­  Арт – терапия  (работа с красками, пластилином, кляксография): «Нарисуй свой страх» с последующим обсуждением. Через   творчество   дети   выражают   свои   внутренние   чувства   и   переживания.   Данная деятельность позволяет достичь психологического комфорта. ­ Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь». ­   Этюд  «Котёнок   по   имени   Гав».   После   просмотра   мультфильма,   обсуждение   поступков персонажей и разыгрывание сценки. 8) Развитие положительной самооценки, самоорганизации. (2 часа)        ­  Диагностика самооценки   «Самый – самый».  Детям предлагаются бланки, на которых нарисованы   лесенки.   Оценивая   себя,   ученики   располагают   своё   «Я»   на   соответствующей ступеньке.                            9    Самый добрый 8                                      …                           3                  2 1 Самый злой ­  Конкурс «Секрет успеха». В конкурсной программе дети представляют свои творческие способности. ­  Упражнение «Автопортрет». Детям предлагается нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. ­  Подвижные игры: «Скучно, скучно так сидеть», «Платочек», «День – ночь», «Тропинка», «Дракон». ­  Час   общения   «Мой   режим   дня».   Влияние   самоорганизации   на   успеваемость,   на дополнительное образование и досуг. ­ Родительское собрание «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». Собрание проводится   в   форме   обучающего   тренинга.   Основные   вопросы   для   обсуждения:   влияние застенчивости   и   неуверенности   на   учебные   успехи   школьника,   пути   преодоления застенчивости и неуверенности дома и в школе. 9) Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца.                                         (2 часа) ­ Групповое чтение и обсуждение произведений К. Ушинского «Кончил дело – гуляй смело», Е. Пермяка «Торопливый ножик». ­ Настольные игры: «Лото», «Пазлы», «Конструктор», «Лего», игры – лабиринты. ­  Подвижные   игры:   «Третий   лишний»,   «Белые   медведи»,   «Тише   едешь,   дальше   будешь», «Прятки», спортивная эстафета. ­ Коллективное творческое дело «Подводный мир», «Зимняя сказка». Дети всей группой, распределив обязанности, работают над созданием настенного панно.  10) Обобщение и закрепление (2 часа). ­  Игра   «Общая   история»,  выбирается   тема   сказки,   передавая   «волшебную»  палочку,   дети сочиняют по одному предложению. ­ Социометрия «Состав экипажа».  Дети в состав своего космического корабля выбирают 3 девочки и 3 мальчика из своего класса, а также назначают капитана своего корабля.   ­   Обучающее   занятие   «Близнецы»,  с   помощью   упражнений   и   игр   учить   детей   умению договариваться, согласовывать свои действия.  ­  «День добрых сюрпризов».  Ребята готовят своим одноклассникам сюрпризы и дарят их на совместном чаепитие с пожеланиями.                                Предполагаемые умения и навыки: 1. Уметь общаться в различных жизненных ситуациях  (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми). 2. Умение анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей. 3. Уметь владеть собой, адекватно реагировать на поведение партнёров. 4. Готовность действовать согласованно, уметь договариваться, сотрудничать. 5. Владеть речевыми средствами общения. 6. Проявлять самостоятельность, активность в процессе коммуникативной деятельности. 7. Готовность выполнять школьные правила и требования учителя.   Главная   задача   модуля:   развитие   таких   свойств   личности,   как   сила   воли,   энергичность, 2 модуль « Волевая регуляция поведения и деятельности». Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.                                 Не все люди сильные и волевые, но все они имеют волевую регуляцию, развитую в той или иной степени, которую иногда называют силой воли. А ведь именно наличие или отсутствие силы воли влияет на результативность деятельности человека. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Эти качества помогают быть более успешным и адаптированным в любых социальных отношениях.   настойчивость, выдержка. Их можно рассматривать как первичные волевые качества личности.    Этот модуль подразумевает развитие ответственности, дисциплинированности, обязательности, инициативности, как вторичных качеств волевой регуляции поведения.     Функция   регулирования   и   контроля   первоначально   осуществляется   взрослым   в   процессе совместной деятельности и общения с ребёнком, а в дальнейшем, в виду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребёнок сам научается в соответствии с этими схемами и образцами контролировать действие.  Выработка данных качеств не ограничивается каким­то определённым возрастом, а рассчитана на период обучения в начальной школе.      № п\п Формы и виды работ         Содержание 1 2   Ответственность и самостоятельность   в   учебной деятельности. Умение   организовывать   свою работу на уроке. Развитие   волевых   качеств   в процессе совместной деятельности ребёнка с родителями. ­В   учебной   деятельности:   уроки   технологии, ­ классный час « Я сам!»,  ­игра « Не подведи свой ряд, ­   коллективное   чтение:   Е.   Пермяк   «Надёжный человек», Ю. И. Ермолаев « Соседка по парте», А.   Гайдар   «Совесть»,   Погорельский   «Чёрная курица или подземные жители». ­ выпуск газет, откровенный разговор «Я должен, я могу, я хочу», поощрительные призы, памятка «Пять   надо»   и   «Пять   хочу»,   методика   «С пятницы на понедельник». ­Родительские лектории  « Что делать, если ребёнок говорит « Не хочу!», « Роль   отца   в   формировании   волевых   качеств личности «Воспитание ответственности и самодисциплины», ­   конкурс   рисунков,   поделок,   выполненных руками детей и их родителей;  ­игровые тренинги для учащихся и родителей;  ­родительский ринг:  ребёнка»; ­ теоретическое   коллективные экспресс­исследование « Несколько « надо» и «нельзя» для родителей»; групповое чтение: В. Осеева « Берёза», Е. Шварц «   Сказка   о   потерянном   времени»,   А.   Волков «Волшебник изумрудного города», ­ родительское собрание   «   Как   воспитать   чувство   ответственности», спортивное   мероприятие   «Папа,   мама,   я   – спортивная семья».  ­ Создание проектов учащихся; ­ конкурсы газет, сочинений,  ­ олимпиады. ­ социоигра « Умеешь сам, научи другого»;  ­   коллективная   исследовательская   практика младших школьников  « Книга рекордов нашего класса», « Автомобиль будущего», экспресс­ исследования: «Как ложится снег», «Какие птицы живут   в   окрестностях   школы»,   «Какие   растут деревья около школы»; ­ коллективная игра  « Моделирование карты мира»; ­ «Искусство портрета»; ­ игра « Сложные задачи». Упражнение – тренинг   «   Тёмные   мысли   –   чистые   мысли»,   занятие «Саморегуляция»,   занятие   по   развитию   волевой сферы «Хочу и надо в моей жизни»,    «   Час   откровения»;   игра   «Час   тишины   и   час можно»; настольные игры,  игра «Заколдованные», драматизация   «Снежная   королева»,   «Дикие лебеди» Г. Х. Андерсен,  (умение говорить «нет»). ­ Организация самоуправления в классе; ­ классный час  «Традиции нашего класса»; ­сбор « Как мы выполняем свои поручения»; ­участие   в   акциях   «Твори   добро»,   «   Книжкина больница»;   «   Чистая   планета»,   «   Бюро   добрых услуг»,   классное   собрание   «Наш   класс   в   жизни школы». Классный   час   «Что   такое   мой   характер», самодиагностика «Мой характер». Наблюдение,  с последующей фиксацией данных о результативности воспитанности черт характера в сводной таблице.  (см. приложение 2) 3 4  5 6 Активизация   любознательности   и инициативности   детей   на   основе совместно­взаимодействующей формы организации деятельности. Формирование   волевой   сферы ребёнка,   коррекция   личностных нарушений (психолого–педагогическое сопровождение учащихся) Развитие самоуправления в рамках школьной программы  « Содружество».   диагностика Ориентировочная уровня проявления воспитанности черт   младших школьников. характера Содержание: 1.) Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности. ­ Классный час «Я сам!»  (Распорядок дня, бережное отношение ко времени, гигиена труда и отдыха,   правила   жизни.   Самообязательства.   Задания   самому   себе   на   день,   неделю,   месяц. Самопринуждение, самоприказ). ­ Игры «Не подведи свой ряд».  Например, чьи тетради лучше, решение примеров цепочкой у доски. ­ Групповая работа с распределением обязанностей: консультант, контролёр,  корреспондент,   редактор,   художник.   Например,   выпуск   газеты,   книжки­малышки,   молнии, сочинение совместной сказки, изготовление изделий на уроках труда. ­ Откровенный разговор «Я должен, я могу, я хочу». Для детей подготовлена таблица: Показатели ответственности Примеры Оценка проявления, ответ В первую   колонку   под   диктовку   учеников   учитель   записывает   на   доске,   а   после   обсуждения ученики в свою таблицу, в чём может выражаться ответственное поведение ученика на уроке. В каждом пункте дети ставят значки: «плюс», если они считают, что качество сформировано; знак «вопроса»,   если   качество   проявляется   в   некоторых   ситуациях,   а   «минус»,   если   качество   не проявляется. ­ Непосредственно на учебные занятия рекомендовано введение поощрительных призов «Самому ответственному дежурному», «Самому аккуратному», «Самому внимательному». ­  Памятка для учащегося, пять «надо» и пять «хочу». Правила вводятся постепенно. В начале приучить работать и жить в соответствии с пятью «надо». Через некоторое время подключать пять «хочу». (1. Уметь владеть собой. 2. Планировать каждый свой день.). ­ Чтение с последующим обсуждением: «Совесть» А. Гайдар, Погорельский «Чёрная курица или подземные жители», Е. Пермяк «Надёжный человек». ­  Методика   «Задание   с   пятницы   на   понедельник».  В   пятницу,   после   уроков,   ученикам предлагается сделать   иллюстрации к сказке и принести их в понедельник. В назначенный срок ребят просят сдать работы. Учащиеся разделяются на три группы: 1 ученики, выполнившие задание в срок,  2 ученики, выполнившие задание с опозданием, 3 ученики, не выполнившие задание.     2)   родителями: ­   Родительский   лекторий  «Что   делать,   если   ребёнок   говорит   «Не   хочу!»,   «Роль   отца   в формировании   волевых   качеств»,   «Как   воспитывать   чувство   ответственности».   Родители получают конкретные рекомендации способов поведения в различных жизненных ситуациях. ­ «Самооценка волевых качеств» позволяет выяснить, как учащиеся младшего школьного возраста оценивают проявление у себя ответственности (по типу методики В. Г. Щур «Лесенка»). Дети распределяют героев сказок по степени ответственности, затем помещают себя рядом с одним из них. ­  Конкурсы   поделок  «Чудесный мир оригами», «Чудесница природа» и т. д. ­ Конкурсы рисунков «Моя семья», «Лето на даче», «Воскресный день». ­ Спортивные мероприятия «Семейная лыжня», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Сабантуй». ­ Родительский ринг: «Несколько «надо» и «нельзя» для родителей. ­  Ситуативные   игры   с   родителями.   Ситуации   для   обсуждения:   «Почему   в   работающей   семье вырастает   бездельник?»,   «Почему   каждый   второй   школьник   не   занят   трудом   дома?»,   «Как воспитать ответственность за результат труда?»  и т. д.   Развитие   волевых   качеств   в   процессе   совместной   деятельности   ребёнка   с   выполненных   детьми   с   родителями   «Умелые   руки   не   знают   скуки», ­ Семейное чтение «Волшебник изумрудного города» Волков, В. Осеева  « Берёза», Е. Шварц « Сказка о потерянном времени»,  с последующим обсуждением поступков героев. 3)  Активизация   любознательности   и   инициативности   детей   на   основе   совместно­ взаимодействующей формы организации деятельности. ­ Коллективное творчество «Наша любимая сказка». Задача детей: нарисовать совместную работу, изобразив героев своей любимой сказки. От умения договариваться с партнёрами, правильности планирования композиции, от умения работать вместе – зависит конечный результат.    В последующем можно предложить темы для коллективного творчества: «Сказочный поезд», «Город», «Корабль» и т. д. ­  Конкурс   газет,   плакатов  «Это   интересно»,   «Весёлая   переменка»,   «Светофорик»,   «Плакат   к празднику Нового года», «Дворец Деда Мороза», «С праздником 8 марта» и т. д. Работа над созданием плаката или газеты ведётся группой детей. ­   Коллективная     исследованная   практика  «Книга   рекордов   нашего   класса».   Дети   на   основе собственных   наблюдений   создают   «Книгу   рекордов   класса».   Эта   работа   заставляет   детей задуматься, чем они особенно выделяются среди одноклассников и хотят ли они выделяться этим. ­  Фантастический   проект  «Автомобиль   будущего».   Первый   этап   подразумевает   изучение литературы   по   данному   вопросу   (энциклопедии,   журналы,   профессиональные   книги),   опрос квалифицированных людей­экспертов. Второй этап – создание автомобиля будущего (модель). ­  Коллективные экспресс­исследования. Суть сводиться к тому, что дети оперативно проводят исследования по предложенной педагогом тематике, например, исследование «Какие птицы живут в окрестностях школы», «Какие растут деревья», «Как ложиться снег» и т.д. ­ Теоретическое экспресс­исследование. Суть данной работы: собрать материал из книг и других источников   по   заранее   предложенной   теме.   Темы   могут   быть   связаны   с   историей,   музыкой, изобразительным искусством, например, «Искусство портрета». ­ Коллективная игра «Карта мира». 1 этап – построение воображаемой карты мира. 2 этап – нанесение наименований морей, материков, стран, городов, гор. 3 этап – защита проекта. ­ Социоигра «Умеешь сам, научи другого», в течение ограниченного времени, группе детей даётся задание научить других определённым навыкам (разучить подвижную игру, приёмы исполнения фокуса, технику выполнения игрушки – оригами и т.д.). 4) Формирование волевой сферы ребёнка, коррекция личностных нарушений (психолого–педагогическое сопровождение учащихся) ­ Занятие «Саморегуляция» включает невербальное общение «Пантомима» и вербальное общение «Ролевые игры». ­   Занятия   по   развитию   волевой   сферы   «Хочу»   и   «Надо»   в   моей   жизни»,   которое   включает разговор   с   продолжением   «Я   не   хочу,   но   надо»,   откровенный   разговор   «Я   хочу…»,   тренинг «Учусь побеждать себя», игру «Состояние моей души».   ­  Чтение с последующим обсуждением  «Трусиха» Артюхова, А. Раскин «Как папа дружил с девочкой», Пантелеев «Честное слово».  ­ Игра «Час тишины» и « час можно». В течение дня чередуются час «тишины» и час «можно». Во время часа «тишины» дети занимаются спокойными делами, играми. В час «можно» ­ всё что захочется (бегать, прыгать, кричать, петь, кроме драться, ругаться, обижать кого­то). ­ Упражнение­тренинг «Тёмные мысли ­ чистые мысли», которое учит говорить «нет!», когда это необходимо. ­ Драматизация «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Дикие лебеди». ­ Настольные игры «Мозаика», «Пазлы», «Головоломки», «Конструктор». ­  Игра «Заколдованные»  (под музыку). По команде «Стоп» все замирают. Водящий старается рассмешить   «заколдованного»,   и   если   ему   это   удаётся,   «заколдованный»   присоединяется   к водящему. Выигрывают самые стойкие ребята. 5)    Развитие самоуправления в рамках школьной программы                                               «Содружество».   –  Классный час «Традиции нашего класса»,  учащие формируют те традиции,  которые будут приняты в классном коллективе (поздравление именинников, совместное проведение праздников, оформление классного «уголка», озеленение класса и т.д.). ­ Сбор «Как мы выполняем свои поручения». 1.отчёт учащихся за выполнение поручения. 2. оглашение рейтинга учащихся. 3. награждение грамотами и призами. ­  Участие   в   акциях  «Твори   добро»,   «Старым   вещам   новую   жизнь»,   «Книжкина   больница», «Чистая планета», «Сладкая ярмарка» и т. д., на которых дети учатся бескорыстно делать добро. ­ Классное собрание «Наш класс в жизни школы». 1.сочинение «Наш класс. Какой он?» 2. создание портретной галереи «Герои нашего класса». 3. анализ проведённых мероприятий в течение года. 6)   Обобщение и закрепление. ­ Классный час «Что такое мой характер?»  Самодиагностика  «Каков мой характер», ранжирование  положительных  и отрицательных  черт характера.                             Предполагаемые умения и навыки. 1) Готовность доводить начатое дело до конца. 2) Умение подчинять свои действия определённым правилам и взаимодействовать в группе. 3) Уметь организовывать свою деятельность. 4) Готовность нести ответственность за порученное дело, за свой выбор. 5) Умение проявлять выдержку и инициативу. 3 модуль « Психолого – педагогический статус ученика начальной школы». Задачи модуля: 1) Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её 2)   внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;     Определить   комплекс   продуктивных   приёмов   психолого­педагогического сопровождения   выпускника   начальной   школы   с   целью   успешной   адаптации   в   среднем звене.  Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека   –   от   самовосприятия,   рефлексии,   самооценки,   самоутверждения   до   самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нём. На основе выше сказанного были  определены  основные понятия, характеризующие параметры психолого­педагогического статуса ученика начальной школы: 1. Отношение младшего школьника к себе – устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного многого добиться, адекватный уровень притязаний. 2. Отношение   к   значимой   деятельности  –   эмоционально   –   положительное восприятие школы и учения. 3. Устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями   школы   (педагога)   и   родителей,   требованиями   взрослых   и актуальными возможностями ребёнка. 4. Активность   и   автономность   поведения   ребёнка  –   самостоятельность   познавательной и социальной деятельности.   в 5.Взаимодействие и отношение с педагогами –  установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально­положительное восприятие ребёнком личности учителя, системы своих отношений с педагогами.     На   основании   полученных   результатов   формируются   группы   учащихся   для 6.Взаимодействие   ребёнка   со   сверстниками  –   владение   приёмами   и   навыками эффективного   межличностного   общения   со   сверстниками;   установление   дружеских отношений,   готовность   к   коллективным   формам   деятельности,   умение   разрешать конфликты мирным путём.     Далее составляется сводная таблица (см приложение 3), в ней педагог, основываясь на   своих   наблюдениях,   беседах   с   ребёнком   и   родителями,   выводит   средний   балл сформированности данных параметров.   дальнейшей индивидуально – дифференцированной работы.      Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов: отношение   к   значимой   деятельности,   взаимодействие   со   сверстниками,   навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.        Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.    Занятия в группах проводятся в форме тренингов и игровых упражнений. Учащимся представляется  возможность вступить во взаимодействие  со сверстниками,  прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое   действие   развивает   способность   к   самоконтролю,   критичность   к   себе   и другим, способность анализировать эти действия. Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в неделю и составляют  19 – 20 занятий. 1 группа « Развитие когнитивно – поведенческого компонента». Формы и виды       Когнитивно –      поведенческий         работ         компонент Кол­во  часов № п\п 1. Эмоционально   –   положительное восприятие школы и учения. 5 часов   Классный   час   с   приглашением родителей   «   Мы   тоже   были школьниками», родительский лекторий  «  Роль   семьи   в  развитии эмоционально   –   положительного отношения   к   школе»,   методика   « Лесная   школа»,   праздник   «Смотр знаний», интеллектуальная игра м\у родителями   и  детьми  « Что?  Где? Когда», «Счастливый случай», клуб «Затейник». 2. Взаимодействие со сверстниками. 5 часов 3. Навыки самоконтроля. 5 часов 4. Навыки   поведения   в   трудных ситуациях. 4 часа         устный   культпоход, Спортивные   праздники,   эстафеты, игра   «Зарница»,   спартакиада народных конкурсы игр, инсценировок   к   произведениям   Н. Носова,   Г.   Х.   Андерсена,   К. Чуковского,   С.   Михалкова,   С. Маршака,   журнал «Пословицы   и   поговорки»,   вечер поэзии,   экскурсия, праздничный   концерт,   трудовой   сбор   «Разгаданные   и десант, неразгаданные тайны», интеллектуальный   марафон   «Чему учат в школе» . Игры  « Запретный номер»,  « Слушай команду»,  «   Делай   как   я»   и   т.   д.,   чтение   и обсуждение   «Федина   задача»   Н. Носов,   «Витя   Малеев   в   школе   и дома»   Н.   упражнение «Замри»,   психогимнастика   «Не думай   о   хромой   обезьяне», упражнение «Что нам делать с этим чувством»,   ситуативные   игры   с родителями,   классное   собрание «Как   вести   себя   и   как   работать   в библиотеке». Тренинг поведенческих навыков: 1) «Учимся взаимопониманию»,  2) «Тренинг уверенного поведения», 3) «Мы в сложных ситуациях: наши решения возможные последствия», Дискуссионный клуб «Мой ребёнок становится трудным».   Носов,   и Содержание: 1)  Эмоционально – положительное восприятие школы и учения. ­Классный   час   с   родителями  «Мы   тоже   были   школьниками»,   на   которой   родители рассказывают о самых ярких эпизодах своей школьной жизни, фотогалерея «Мои родители – школьники».      ­ Родительский лекторий «Роль семьи в развитии эмоционально­положительного отношения к школе», где родители получают конкретные рекомендации по данному вопросу.      ­ Методика «Лесная школа». Детям предлагается нарисовать лесную школу. Через рисунок ребёнок передаёт свои ощущения и восприятия учебного процесса, которые он переживает.      ­ Праздник «Смотр знаний», проводится в форме интеллектуального марафона, в котором участвуют дети и родители.  ­ Игра «Что? Где? Когда?», игра «Счастливый случай» между командами родителей и детей.      ­ Учащиеся 4­х классов организуют клуб «Затейник», для проведения подвижных перемен с учащимися 1­2 классов. 2)   Взаимодействие со сверстниками.     ­ игра «Зарница»      ­ Спартакиада народных игр         ­   Конкурсы   инсценировок   к   произведениям   Носова,   Г.Х.Андерсена,       К.Чуковского, С.Михалкова, С.Маршака.     ­ Составление устного журнала «Пословицы и поговорки».     ­ Вечер поэзии С.Есенина «Люблю, берёзу русскую».     ­ Культ поход в кино.     ­ Экскурсия в краеведческий музей.     ­ Праздничный концерт «Весенняя фантазия».     ­ Трудовой десант «Помощь школе».     ­ Операция «Подарок малышам».     ­ Сбор «Разгаданных и неразгаданных тайн».     ­ Рыцарский турнир вежливости.     ­ Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе», класс делится на три команды, которым даются различные задания в литературном конкурсе, логическом конкурсе, математическом, конкурсе по естествознанию, конкурсе на смекалку. Побеждает та команда, которая действует согласованно. 3)   Навыки самоконтроля. ­ Игра «Запретный номер».  Выбирается   запретная   цифра,   дети   рассчитываются   по   порядку,   кому   выпадает   запретная цифра, должны не назвать её, а прохлопать в ладоши. ­ Игра «Слушай команду». Дети выполняют различные команды ведущего, которые даются им потом. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.   ­Чтение   «Федина задача» Н.Носов, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носов, обсуждение вопросов, связанных с самоконтролем. ­  Упражнение  «Замри»  ­ по  команде  водящего нужно замереть  на  месте  и  просидеть  три минуты, не двигаясь. ­ Психогимнастика  «Не думай  о хромой обезьяне»,  детям даётся  установка, что можно в определённый период думать о чём угодно, но только не о хромой обезьяне. Если не удаётся не думать, то ребёнок хлопает в ладоши. ­   Упражнение   «Что   нам   делать   с   этим   чувством»,   если   ребёнок   испытывает   негативное чувство, то ему предлагается представить, что бы он смог сделать с этим чувством. Ребёнку можно предложить поджарить «гневный» омлет из «злобных» яиц, а затем выбросить. ­ Ситуативная игра с родителями, в ходе которой родители делятся положительным опытом привития ребёнку навыков контроля за поведением. ­   Классное   собрание   «   Как   вести   себя   и   как   работать   в   библиотеке»,     на   котором вырабатывается  умение подчиняться  принятым правилам  поведения  в библиотеке.  Умение организовывать самостоятельно свою работу в определённых условиях. 3) Навыки поведения в трудных ситуациях.   Проводится серия тренингов по привитию поведенческих навыков в различных жизненных ситуациях.    1 тренинг «Учимся взаимопониманию».  С помощью различных упражнений: «Молекулы», «Карандаши»,   «Слепая   геометрия»,   «Льдина»,   «Скалолаз»,   «Встреча   взглядами», «Совместный счёт», «Солнце на ладошке» и т.д. между детьми устанавливается и развивается отношение партнёрства и сотрудничества.      2   тренинг   «Уверенного   поведения».         В   ходе   занятия   используются   упражнения:   «Поздороваться как…», упражнение – дискуссия  «Холодный  суп», упражнения­ интервью, которые формируют черты поведения уверенного человека.    3 тренинг «Мы в сложных ситуациях: наши решения и возможные последствия». Тренинг проводится в форме игры – эстафеты,  где есть разные  станции, на которых выполняются тренировочные задания.  Например,   первая   станция   «Лес   со   злобными   кузнечиками   –   мутантами».   Участникам необходимо образовать и продержать 40 секунд оцепление, чтобы защитить лес от кузнечиков. Вторая   станция   «Сложные   ситуации».   Участники   получают   карточки   с   непростыми ситуациями, в которых надо принять решение. ­   Дискуссионный   клуб   «Мой   ребёнок   становится   трудным».   Основной   вопрос   встречи: «Причины, которые стимулируют плохое поведение детей».    2 группа « Развитие мотивационно – личностного компонента». № п\п 1.     – Мотивационно личностный компонент Высокая удовлетворённость собой. Критичное   отношение   к себе. самооценка, Кол – во   часов 3 часа 3 часа 2.  Учебная мотивация. 5 часов 3. Саморегуляция. 3 часа 4. Соблюдение   социальных норм и правил. 2 часа Формы и виды работы. Психотехника   «   Я   люблю   себя   за…»,   «Мои достижения»,   упражнение   «   Ладошка»,   «   Я никогда   не…»,   «Рисование   себя»,   «Я   умею,   я люблю»,  «   Похвала»,   «   Алмазы   –   бриллианты»,   «   Мои достоинства и недостатки», Оформление буклета «Факты о нас», сочинение « Какой я», час общения « Мир моих интересов», праздник « Как стать звездой». Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры, слёт конференции, интеллектуальный марафон. Игры: « Запретный номер»,  « Запрещённое движение», «   Замри»,   «   Волшебное   слово»   и   т.   д., театрализованный спортивный праздник по теме  « Путешествие в страну « Физкультурию», чтение и обсуждение рассказа « Кто хозяин в песочнице». Изучение   декларации   прав   ребёнка,   просмотр киножурнала   «   Ералаш»,   этические   беседы, отличников, 5. Ценностное   отношение   к другой личности. 3 часа встречи   с   инспекторами   детской   комнаты милиции и ГАИ, конкурс рисунков «Наши права и обязанности»,   воспитательный   час   «Что   такое «хорошо» и что такое «плохо». Упражнение « Ты мне нравишься, потому что…», анализ  художественных произведений  «Сказка о Жабе и Розе» Г. Х. Андерсен,  « Стрекоза и муравей» И. А. Крылов, « Лягушка – путешественница» В. Гаршин, Клуб общения « Родители и дети», классный час «Друг   в   моей   жизни»,   классный   час   по воспитанию   толерантности   «Каждый   человек достоин уважения».                                               Содержание: 1) Высокая самооценка, удовлетворенность собой. Критичное отношение к себе.    ­ Психотехника «Мои достижения». Каждый участник выходит в центр круга и рассказывает о своих достижениях.    ­ Упражнение «Ладошки». Участники группы обводят свою ладошку и на каждом пальчике пишут свои положительные качества (например, ответственный, добрый и т. д.)    ­ Упражнение «Я никогда не …». Участники садятся в центр круга и рассказывают о том, что они никогда не делали.    ­ Упражнение «Рисование себя», в котором ребенок рисует себя в виде растения или животного. По окончанию работы рисунки  вывешиваются на стенд, остальные должны угадать кому, какая работа принадлежит.    ­ Упражнение « Я умею, я люблю». Каждый по очереди должен, прыгая на одной ноге, пять раз сказать: « я умею …», прыгая на другой ноге, пять раз сказать: «я люблю…».    ­ Упражнение «Похвала» ­ ребенок встает на возвышение и хвалить себя за то, что справился с каким­либо заданием.    ­ Упражнение «Алмазы – бриллианты». Ведущий раздает листочки с изображением бриллианта. Детям   нужно   подписать   листочек   и   пустить   по   кругу.   Участники   в   одной   из   граней   пишут комплимент или доброе пожелание.        ­ Упражнение «Мои достоинства и недостатки».  Каждый участник пишет на листочке свои достоинства и недостатки. По желанию дети зачитывают свои качества.     ­ Сочинение «Какой я», ребенок в произвольной форме пишет самохарактеристику.     ­ Час общения « Мир моих интересов», на котором дети рассказывают о своих увлечениях.      ­ Праздник « Как стать звездой». Дети представляют номер художественной самодеятельности в различных жанрах.      ­ Оформление буклета « Факты о нас» (фото, отрывки сочинений, стихи, достижение класса и т. д.).  2)  Учебная мотивация.      ­ Литературная викторина « По дорогам сказок».      ­ Экологическая викторина « Мой край».      ­ Конкурс сочинений « Мой лучший друг», « Мои любимые книжки»,         « Самая лучшая мама на свете».      ­ Конкурс стихов «Зимушка ­ зима», « Мужество».      ­ Предметные олимпиады: по математике, по русскому языку, по       естествознанию.      ­ КВН « По рассказам Н. Носова». ­ «Клуб веселых математиков».      ­ Слёт отличников.      ­ Научно­ практическая конференция для младших школьников.      ­ Фестиваль исследовательских работ.      ­ Интеллектуальный марафон « Брейн­ринг».          ­ «Клуб любителей занимательной психологии». Внеклассное мероприятие направлено на развитие познавательных и творческих способностей детей. Проводится в форме « Что? Где? Когда?».  3)   Саморегуляция.      ­ Театрализованный спортивный праздник по теме « Путешествие в страну « Физкультурию». Побеждает та команда, которая точнее выполнит правила игр, заданий.     ­ Чтение и обсуждение рассказа « Кто хозяин в песочнице». В процессе обсуждения вводится понятие   «   тайм­аут»   (тайм­аут   нужен,   чтобы   успокоиться,   подумать   и   принять   правильное решение).      ­ Игры « Запретный номер», « Запрещенное движение», «Замри»,  « Волшебное слово», «День и ночь» и т. д., которые направлены на умение точно выполнять инструкцию и контролировать свои действия. 4) Соблюдение социальных норм и правил. ­  Классный   час  «Декларация   прав   ребёнка».   Изучение   и   обсуждение   принципов   декларации, инсценирование некоторых из них. ­   Просмотр   киножурнала  «Ералаш»:   «В   театре»,   «Бабушка»   с   последующим   обсуждением поведения героев. ­ Этическая беседа «Как мы ведём себя в столовой школы». Знакомство с результатами опроса о поведении   в   столовой,   обсуждение   правил   поведения,   которые   вырабатывала   инициативная группа. ­ Воспитательный час  «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Подготовительная работа – сочинение, отражающее тему «Что такое «добро» и что такое «зло». Обсуждение  «Притчи о старике», затем следует пение песен, чтение стихов, легенд с разбором содержания: «Вишня» (о великодушном человеке), «Встреча» (о взаимовыручке), «Друг» (эгоизм), песня «Дружба». ­ Встреча с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних. Тема беседы: «Правонарушения и ответственность за них». ­ Конкурс рисунков «Наши права и обязанности». ­   Беседа   «Этика   зрителя»,  совместное   установление   правил   поведения   во   время   просмотра спектакля, концерта, кино. 5) Ценностное отношение к другой личности. ­  Классный час по воспитанию толерантности  «Каждый человек достоин уважения». Введение понятия   «толерантность»,   сюжетно   –   ролевое   задание   «Мы   трое»,   дискуссия,   которая организуется   с   помощью   взаимосвязанных   проблемных   вопросов   и   ситуаций,   обсуждение китайской притчи «Ладная семья». ­ Упражнение «Ты мне нравишься, потому что…». Участники по очереди садятся на стул в цент круга, остальные члены группы говорят ему: «Ты мне нравишься, потому что ты…» (веселый, добрый, отзывчивый…). ­ Клуб общения «Родители и дети». Цикл занятий состоит из трёх частей: 1 занятие с родителями с использованием активных форм: расширение возможности понимания своего ребёнка «Безусловное принятие. Воспитание не дрессура». 2 занятие: дискуссия на тему «Разница между «мирами» ребёнка и взрослого». Психогимнастика «Погружение в детство» (взрослые вспоминают самые яркие картинки из детства). 3 занятие: «Помощь родителей». Обсуждение правила: если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. ­ Анализ художественных произведений  «Сказка о Жабе и Розе» Г. Х. Андерсен, «Стрекоза и муравей»   И.   А.   Крылов,   «Лягушка   –   путешественница»   В.   Гаршин,   где   делается   акцент   на ценностное отношение к другой личности. ­ Классный час  «Друг в моей жизни». Ребята обсуждают вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?». Работа в группах: решение проблемных и нравственных ситуаций «Почему распадается дружба?» В конце четвёртого класса определяется статус ученика начальной школы на основе предлагаемой диагностической карты:               Диагностическая карта.  компоненты составляющие           й и к с е ч н е д е в о п –     о н в и т и н г о К                                   т н е н о п м о к                                                                 я и н а н з             и к ы в а н   и   я и н е м У             о г о н ь л а и ц о с                 я и н е д е в о п                            младший школьный                       возраст Знание норм правил поведения и взаимодействие школьника Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности Знание   особенностей   собственной   личности, способствующих успеху в деятельности Сформированность   продуктивных   приёмов учебной деятельности Сформированность   умений   конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми Навыки самоконтроля Навыки   конструктивного   поведения   в   трудных ситуациях Стремление к соблюдению правил, руководство в поведении  сознательными  социальными   нормами и правилами Сформированность учебной мотивации Ценностное   отношение   к   другой   личности, стремление к дружеским контактам Высокая самооценка, удовлетворённость собой     Самоорганизация и         саморегуляция Критичное отношение к себе Интеллектуальная рефлексия   т н е н о п м о к         й ы н т с о н ч и л ­ о н н о и ц а в и т о М               ) я и н е ш о н т о   (                                                           е ы н н е ж а р ы в   , я и н е ш о н т О ы в и т о м   з е р е ч                   и т с о н н е ц   и                         е ы н т с о н ч и Л             а в т с е ч а к                     Опираясь  на эти составляющие,  мы определили основные уровни соответствующие  различной степени развитости социальной активности младшего школьника, как определяющего фактора социального статуса ученика:      Начальный   уровень  характеризуется   низкой   степенью   сформированности   необходимых   для социальной адаптации личностных новообразований.      Неустойчивый   уровень  определяется   ситуацией,   когда   отдельные   показатели   социальной активности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально – значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальную адаптацию. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной активности; особое значение для идентификации уровня имеют наиболее значимые в каждом возрасте.        Устойчивый   уровень  предполагает   достижение   устойчивого   развития   всех   личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной активности.      IV.  Заключение. Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить новые   социальные   роли   в   школе   второй   ступени,   успешно   функционировать   в   иной   системе школьных отношений.  При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения. Собранный   диагностический   материал   используется   во   время   работы   педагогического консилиума по преемственности начального и среднего звена и при планировании воспитательной работы с классом.             Список литературы:   1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2­х т. ­ М.: Изд­во БРЭ, 1993.­Т.1.­С.523. 2. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности. Избранные психологические труды. – М.: 1996 г. 3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: «Совершенство», 1998. 4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: «Сфера», 1998. 5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: 1995. 6. Шмаков С. Игры – потехи, забавы – утехи. – Липецк. «Ориус», 1994. 7.   Воспитание   как   создание   условий   для   самореализации   младшего     школьника: Методические рекомендации в помощь учителю начальных классов, воспитателю группы продленного   дня,   классному   руководителю,   организатору   работы   с   младшими школьниками. — Кострома: РЦ НИТ “Эврика­М”, 1998. ­23 с. 8. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В.Справочник психолога начальной школы.­ Ростов – на – Дону. «Феникс», 2004. 9. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Пособие для классных руководителей. С/П. «Образование – культура». 2002. 10. Слободяник Н. П.Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальной школы. Практическое пособие. – М.: «Айрис дидактика», 2004. 11.   Влияние стиля педагогической деятельности на самореализацию                          личности младшего школьника // Вестник КГУ. ­ 1999. ­ №1.  12.  К вопросу о процессе самореализации личности младшего школьника            //Вузовская наука в условиях реформирования российского                       образования         (Материалы ежегодной научно­практической             конференции преподавателей и аспирантов) — Кострома, 1998.1 часть.          ­ С. 14­ 18. 13.   К   постановке   вопроса   о   процессе   самореализации   личности   в       младшем   школьном возрасте // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и практика. Вып. 2. ­ Ярославль, 1998. ­ Т.4. ­ С.24­25. 14. Об основных подходах к содержанию деятельности классного      руководителя в новых  условиях // Начальная школа, 1992 №2.­ С.2 ­ 12.        15. Сборник  нормативно – правовых документов и методических      материалов. В помощь педагогам – психологам образовательных      учреждений. (выпуск 3). – Казань, 2005. 16. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной       школы. Ростов – на ­ Дону. «Феникс», 2004 . 17. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. Москва –        Воронеж, 1999. 18. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога.        Ростов – на – Дону, 2004. 19. Осорина М. «Дом как копия мироздания», газета «Школьный       психолог»  № 6, март 2006 год. 20.  Макарова Л., Подвинцева Л. «Ребёнок – взрослый: терапия         отношений», газета «Школьный психолог», № 27 – 28, 2004.                                                                                                  21. Степанов С. С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети:            грамматика отношений» М. Дрофа Плюс, 2006.      22.  Строганова Л. В. «Классные часы, беседы для младших школьников и            подростков (воспитание толерантности)», М., Педагогическое           общество России, 2006.                                                                                       Приложение 1 к программе «Я и Мы»:                        Ориентировочная минимальная диагностика             уровня воспитанности младших школьников. Доброта и  отзывчивость м и ш р а т с   к   е и н е ш о н т о к   е и н е ш о н т о   е о н б ю л е ж у р Д м а к и н т с р е в с   е о н ь л е т и ж а в У Самодисциплина е и д р е с о л и м и л о в   й о р б о д   е и т и в з а Р е б е с   к   ь т с о н ь л е т а в о б е р Т л и в а р п   е и н е д ю л б о с   , е и н е ж а в у о м а С ы р у т ь л у к Качества Любознатель­ ность Трудолюбие Ф.   И. учащегос я е и т и в з а р о м а с ь т с о н ь л е т а н з о б ю л и и н е ч у   в   ь т с о н н а в о з и н а г р О е д у р т   в   ь т с о н ь л е т я о т с о м а С м а т а т ь л у з е р к     е и н е ш о н т о   е о н ж е р е Б а д у р т 1. 2. 3. … 25 На   3­м уровне На   2­м уровне На   1­м уровне Итого по классу 3­ ий уровень – высокий; (ярко проявляется) 2­ ой уровень – средний; (проявляется) 1­ ый уровень – низкий; (слабо проявляется)                                                                                                                                                 Приложение 2 Минимальная ориентировочная диагностика уровня воспитанности младших школьников. Итоговые оценки Меня оценивает учитель Я оцениваю себя вместе   с родителям и 1.Любознательность ­мне интересно учиться; ­я люблю мечтать; ­мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; ­мне нравится выполнять домашние задания; ­я стремлюсь получать хорошие отметки. 2.Трудолюбие ­я стараюсь в учебе; ­я внимателен; ­я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью; ­мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу; ­мне нравится дежурство в классе 3.Бережное отношение к природе ­к земле; ­к растениям; ­к животным; ­к природе. 4.Мое отношение к школе ­я выполняю правила для учащихся; ­я добр в отношениях с людьми ­я участвую в делах класса и школы. 5.Красивое в моей жизни ­я аккуратен в делах; ­я опрятен в одежде; ­мне нравится все красивое вокруг меня; ­я вежлив в отношениях с людьми. 6.Как я отношусь к себе ­я самоуправляю собой; ­я   соблюдаю   санитарно­гигиенические правила ухода за собой; ­у меня нет вредных привычек. 5­ это есть всегда, 4­ часто, 3­ редко, 2­ никогда, 1­ у меня другая позиция. По   каждому   качеству   выводится   одна   среднеарифметическая   оценка.   В   результате   каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным  определением уровня воспитанности. Средний балл: 5­4,5­ высокий уровень;                          4,4­4­ хороший уровень;                          3,9­2,9­ средний уровень;                          2,8­2­ низкий уровень.                                                                                                                                                Приложение3. Сводный   лист   данных   изучения   сформированности   параметров,   характеризующих психолого – педагогический статус ученика начальной школы. Ф. И. №  п\п е б е с   к   е и н е ш о н т О   й о м и ч а н з   к   е и н е ш о н т О и т с о н ь л е т я е д а л о к ш и Я       л л а б й и н д е р С   е о н м о н о т в а   и   ь т с о н в и т к А а к н ё б е р   е и н е д е в о п   о с   е и н ­ е ш о н т о о м и а з В и м а к и н т с р е в с                                       Средний балл:                               5 – 4,5        высокий уровень (в) 4,4 – 4       хороший уровень (х)                              3, 9 – 2,9    средний уровень (с)                              2,8 – 2        низкий уровень (н)

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»

Программа по социализации младших школьников « Я и Мы»

Программа по социализации  младших школьников  « Я и Мы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018