Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс
Оценка 4.6

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология +1
6 кл—11 кл +1
09.06.2017
Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Юный исследователь" составлена на основе базовой авторской программы "Биология 5-9 классы" Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, издательство «Просвещение» Москва 2015г. и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.Программа предназначена для учащихся 6 классов, 34 часа в год , 1час в неделю.
Реброва С.В. Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс .docx
Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Рабочая программа по внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной   направленности "Юный исследователь" составлена на основе базовой авторской программы "Биология 5­9 классы" Л.Н. Сухоруковой,    В.С. Кучменко, издательство «Просвещение»   Москва 2015г.    и  разработана в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом основного общего образования. Новые стандарты  образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание,  цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося  знаниями — на другую — формировать у него общеучебные  умения и навыки, как основу  учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной  деятельности является его участие в исследовательской деятельности.       Программа предназначена для учащихся 6 классов,    34 часа в год , 1час в неделю.  Актуальность программы   по внеурочной деятельности  "Юный исследователь"  определяется соответствием виду, миссии и концепции школы №22, направленных на  гуманизацию  образовательного процесса.  Она  основывается на интересе, потребностях  учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с  семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых.  Она  способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального  исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию,  опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и  индивидуальную деятельность.        Педагогическая целесообразность  программы объясняется тем, что  в основе  формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно­познавательной  деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в  библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно­ исследовательской деятельности.  Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к  самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора,  анализа и использования информации.       Новизна и ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают  возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр  требований к научному исследованию. Цель   программы: создание   условий   для   успешного   освоения   учениками   основ исследовательской   деятельности   и   формирование   поисково­исследовательских   и коммуникативных умений  обучающихся. Задачи  в отношении обучающихся:     обучение целеполаганию, планированию , контролю; овладение приемами работы с информацией (сбор и обработка данных, анализ, и  т.д.) обучение  специальным знаниям, умениям и навыкам,  необходимым для проведения самостоятельных исследований; развитие  познавательных  потребностей  и способностей, креативности;  выявление  творческих способностей, склонностей  к различным видам  деятельности. в отношении учителя:   применение педагогических приемов, обеспечивающих самостоятельность  обучающихся в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности; осуществление мониторинга по формированию  универсальных   учебных действий  обучающихся в рамках исследовательской  деятельности обучающихся. Принципы организации внеурочной деятельности: Принцип системности   Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным  процессом. Принцип гуманизации   Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий  для развития способностей детей. Принцип опоры   Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых   Привлечение родителей и детей на  всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи   с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их  мнение, определить их настроение и перспективу.  Принцип успешности   Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим  его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело  оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно,  чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать  реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования   Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным.         Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно  Основные виды деятельности учащихся:      знакомство с научно ­ популярной литературой; лабораторные, самостоятельные, творческие работы;  экскурсия, конференция; участие в конкурсах, олимпиадах, международной  игре "Гелиантус"; проектная деятельность; Планируемые  результаты освоения обучающимися программы внеурочной  деятельности ( в соответствии с ФГОС): Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение  следующих результатов образования:  личностные результаты: познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;    ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе  на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов  требованиям конкретной задачи;   способность к самооценке на основе критериев  успешности внеучебной деятельности;  метапредметные  результаты:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая  умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения  понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои  идеи; умение работать с разными источниками информации;   предметные результаты:  знать признаки биологических объектов: живых  организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем; сущность биологических процессов,  уметь объяснять: роль биологии в формировании  современной естественнонаучной картины мира,  в практической деятельности  людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и  собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;  биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты  окружающей среды; место и роль человека в  природе. оценивать   свои   достижения   в   изучении   курса   и   стремиться   к   преодолению Личностные УУД: • затруднений; • познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • адекватно   понимать   причины   успешности/неуспешности   во   деятельности; понимать   необходимость   учения,   выраженного   в   преобладании   учебно­   внеучебной формирование ответственного отношения к учению, готовности и  • способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и • • здорового образа жизни и здоровье ­ сберегающих технологий; • познанию,  знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ  формировать  личностные  представления о целостности природы.  учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том Коммуникативные УУД : • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,   в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том • числе   не   совпадающих   с   его   собственной,     и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в общении и взаимодействии; • сотрудничестве; • • числе в ситуации столкновения интересов; • • взаимопомощь; Регулятивные УУД: • реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • • оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • других людей; задавать вопросы; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее различать способ и результат действия; моделировать ситуацию. • • Познавательные УУД: • • • • • • осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять   запись   (фиксацию)   выборочной   информации   об   окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,   его строении, свойствах и связях;  Содержание курса в 6 классе Тема1.Введение (3часа) Биология ­наука о живых организмах. Методы изучения живых организмов. Взаимосвязь  всех частей организма.   Исследовательские работы:  определение фитогормонов,  регулирующих рост побега. Тема 2. Органы и системы органов живых организмов (8 часов) Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег ­система  органов: почка, стебель, лист. Почка ­зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение  стебля и листа, их функции. Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные  надземные и подземные побеги. Видоизменения корней. Системы органов животных: опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная,  кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная. Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности  организма, связи его со средой обитания. Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые  образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных. Исследовательские работы. наблюдение за развертыванием почки, определение возраста  дерева по спилу, разнообразие  листьев комнатных растений, изучение микропрепаратов  зеленых листьев разных растений, исследование зоны всасывания молодого корня,  " Капустный кочан  ­ это видоизмененная почка", условия, необходимые для воздушного  питания растений (Опыты Ю.Сакса),  постановка опыта, доказывающего, что зеленое  растение выделяет кислород,  листья испаряют воду,  растения в темноте выделяют  углекислый газ, что минеральные и органические вещества передвигаются по растению, что для прорастания семян нужны влага и воздух. Тема 3. Строение и жизнедеятельность организмов (22 час.) Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение  органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно­двигательной  системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно­ воздушной и почвенной средах. Питание живых организмов. Питание производителей ­зеленых растений. Почвенное  питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды.  Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений.  Испарение воды листьями. Листопад, его значение. Питание потребителей ­животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной  системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие  животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики,  паразиты. Питание разрушителей ­бактерий и грибов. Бактерии­симбионты. Особенности питания  грибов. Значение деятельности разрушителей в природе. Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении  энергии Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение  знаний о дыхании и фотосинтезе. Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания.  Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов.  Брожение. Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у  растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции  сердца. Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных  организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у  многоклеточных животных. Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы  размножения ­бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных  водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов:  вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы.  Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие. Особенности  размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие  нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и  живородящие животные. Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального  развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды  индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма,  половой зрелости, старости. Развитие  с полным и неполным превращением. Прямое  развитие. Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение. Демонстрация и  исследовательские работы:  опыты, иллюстрирующие результаты  фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ  по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков,  коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов  опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы),  иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по  способу питания, развитие с полным и неполным превращением.  Способы проращивания семян. Предполагаемые воспитательные результаты реализации программы. 1.Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: • • • умение установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанное на  взаимопомощи и взаимной поддержке; осознать ценность и значение умственного труда; научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, логические задачи; 2.Результаты второго уровня:  получение школьниками опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,  природа, мир, труд,  культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом: владеют коммуникативными моделями поведения; имеют интерес  к творчеству; умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию; развита познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели,  самостоятельность; освоены приемы умственной деятельности, необходимые для решения задач: анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация. 3.Результаты третьего уровня: приобретение опыта самостоятельного социального  действия: • • • • • • • • • • • вести исследовательские записи; систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать  свои мысли; составлять загадки, ребусы, вести поисковую и исследовательскую работу; заниматься творческой деятельностью; уметь переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта; участвовать в играх, конкурсах, олимпиадах разного уровня. Формы отслеживания результатов:  творческие проекты, презентации, сочинения,  викторины, тесты, кроссворды и т.п. Учебно­методическое  и материально­техническое обеспечение.  «Лабораторный практикум. Биология 5­11  класс» (учебное электронное издание). CD «Дидактический и раздаточный материал. Биология 5­6 классы». – Волгоград, ЭОР Единой коллекции. Природоведение 5 класс Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2010. 1С:   Репетитор.   Биология.   –   ЗАО   «1   С»,   1998–2002   гг.   Авторы   –   к.б.н.   А.Г.   Экранно­звуковые пособия: • Учитель, 2014.  • Республиканский мультимедиа центр, 2014. • • • Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова • ред. к.б.н. А.В. Маталина. • Виртуальная   школа   Кирилла   и   Мефодия.  Медиатека   по   биологии.   –  «Кирилл   и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.  Список научно­методической литературы  1. 2. Бабенко В. Г. Биология: материалы к урокам­экскурсиям, М.: НЦ ЭНАС, 2002 Корнелио М. П. школьный атлас определитель бабочек, М: Просвещение 2009 Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под Плавильщиков Н. И. Краткий определитель наиболее распространённых  насекомых 3. европейской части России Периодические издания:  ­ «Учительская газета»,   ­«Первое сентября»,   ­«Практика административной работы в школе»,  ­ «Практические советы учителю»,  ­ «Планета знаний» ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ 1. Центр образовательных ресурсов: http://school­collection.edu.ru/ 2. Педсовет: http://pedsovet.org/ 3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена:  http://www1.ege.edu.ru/ 5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/ 6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window 7. Сеть творческих учителей: http://www.it­n.ru/ 9. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://km­school.ru/company/companies.asp 10. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/ 11. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp 12. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/ 20.Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм» Календарно ­ тематическое  планирование 1ч в неделю в 6 классе (34 часа) № п/п Количество часов в теме Раздел, тема  Дат а Корре кция даты         3 часа Теор етич. Прак тич. + 1.Введение Цели и задачи, план работы занятий. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.          8часов +   + Биологические науки, изучающие живой организм. Методы  изучения живых организмов. +   + Взаимосвязь всех частей организма. Исследование "  Определение фитогормонов, регулирующих рост побега" 2.Органы и системы органов живых организмов +  + Изучение органов растительного организма.  Исследование"Удивительная почка"(наблюдение за  развертыванием почки) +   + О чем расскажут годичные кольца. Исследование  +  + "Определение возраста дерева по спилу" Такие разные листья.... Исследование "Разнообразие  листьев комнатных растений" +   + Путешествие вглубь клеток листа. Исследование  "Изучение  микропрепаратов зеленых листьев разных растений" +   + Этот удивительный корень... Исследование зоны всасывания  1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 22 часа молодого корня. +   + Знакомство с теорией метаморфоза И.Гете. Исследование  "Капустный кочан  ­ это видоизмененная почка" +   + Видоизменения побегов и корней. Исследование "Тайны строения лука и клубня картофеля" +   + Особенности строения систем органов животных.  Исследование "Удивительные факты из жизни животных" 3.Строение и жизнедеятельность организмов +   + Почему живые организмы совершают движения. Исследование "Способы передвижения животных в разных  средах" +   + Как питается растение. Исследование "Проведение опыта,  доказывающего наличие корневого давления у растений" +   + Питание  паразитов. Исследование"Выращивание комнатных растений без почвы"(чудеса гидропоники) +   + Чудеса фотосинтеза. Исследование "Условия, необходимые  для воздушного питания растений" (Опыты Ю.Сакса) +   + Космическая роль растений. Исследование "Постановка опыта, доказывающего, что зеленое растение  выделяет кислород" +   + Изучение  испарения воды листьями. Исследование   "Постановка опыта, доказывающего, что листья испаряют воду" Особенности питания животных. + +   +  Питание бактерий и грибов. Исследование  "Выращивание   мукора  в домашних условиях" +   + Как дышит растение. Исследование  "Постановка опыта,  доказывающего, что "Постановка опыта, доказывающего,  что растения в темноте выделяют углекислый газ" +   + Можно ли жить и не дышать. Исследование  "Постановка  опыта, доказывающего, что способов дыхания у разных  животных. +   + Транспорт веществ у растений и животных. Исследование   "Постановка опытов, доказывающих, что минеральные и  органические вещества передвигаются по растению" Обмен веществ ­ основа жизнедеятельности любого организма. + +  + Способы  размножения живых организмов.  +  + Исследование"Выращивание комнатных растений" Этот удивительный цветок. Исследования "Создание модели  цветка";  "Определение частей цветка у комнатных  растений" +  + Что такое опыление и как оно происходит. Исследования  "Создание модели цветка, опыляемого насекомыми и  ветром" +  + Как цветок превращается в плод. Исследование коллекции  плодов, изучение строения семян. +  + Периоды развития растений от семян до старости.  Исследование " Постановка опыта, доказывающего, что  2.6 2.7 2.8 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3. 10 3. 11 3. 12 3. 13 3. 14 3. 15 3. 16 3. 17 для прорастания семян нужны влага и воздух" +   + Развитие животных с превращениями и без... Исследование  коллекций развития насекомых. +   + Приспособления живых организмов к расселению и  распространению на Земле. Исследование коллекций плодов. +   + Приспособления живых организмов к смене времен года. Что  такое биоритмы. +   + Фенологические наблюдения. Исследование состояния  деревьев и кустарников на пришкольном участке. Итоговое занятие "Человек ­ часть живой природы" + 3. 18 3. 19 3. 20 3. 21. 3. 22 Резерв 1 час

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс

Программа по внеурочной деятельности, биология, 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017