В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.
На занятиях аэробикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Основная задача курса – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.
Цели: Развивать координацию и точность движений, быстроту двигательной реакции, ориентировку в пространстве, чувство ритма, гибкость, закладывать в память правильные образцы движений. Воспитывать внимание и интерес, привлекать друзей и близких вести здоровый образ жизниВ процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.
На занятиях аэробикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Основная задача курса – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.
Цели: Развивать координацию и точность движений, быстроту двигательной реакции, ориентировку в пространстве, чувство ритма, гибкость, закладывать в память правильные образцы движений. Воспитывать внимание и интерес, привлекать друзей и близких вести здоровый образ жизни
Программа по внеурочной деятельности
для 2 класса "Аэробика".
1. Пояснительная записка
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается
внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка,
увеличивается тенденция к наклону головы.
На занятиях аэробикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает
значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств,
функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе,
заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при
регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Основная задача курса – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и
ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.
Цели: Развивать координацию и точность движений, быстроту двигательной реакции, ориентировку в
пространстве, чувство ритма, гибкость, закладывать в память правильные образцы движений.
Воспитывать внимание и интерес, привлекать друзей и близких вести здоровый образ жизни.
ВД "Аэробика" преподается во 2 классе, на изучение отведено по 2 часа в неделю.
2. Содержание курса и задачи каждого подраздела
ВД "Аэробика" включает разминку, общеразвивающие упражнения и танцы.
ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
В течение все курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:
позиции ног,
позиции рук,
позиции в паре,
позиции европейских танцев,
позиции латиноамериканских танцев,
линия танца,
направление движения,
углы поворотов.
РАЗМИНКА
Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и
популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к
упражнениям.Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени
подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии
танцев:
на носках, каблуках,
перекаты стопы,
высоко поднимая колени,
выпады,
ход лицом и спиной,
бег с подскоками,
галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
Перестроения для танцев:
“линии”,
“хоровод”,
“шахматы”,
“змейка”,
“круг”.
Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать
мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.
ТАНЦЫ
Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые
развивают чувство ритма,
умение двигаться под музыку,
коммуникабельность, интерес. Улучшается память, внимание, настроение и внутренняя организация.
координацию движений,
3. Примерное тематическое планирование 68 ч в год.
1. Обучение аэробике во 2 классе: цели и задачи. Беседа о технике безопасности на уроке, при
разучивании танцев.
2. Понятие “аэробика”. Основные движения, понятия.
3. ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног.
4. Движения на развитие координации. Бег и подскоки.
5. Элементы ассиметричной гимнастики. Упражнения для развития тела.6. Движения по линии танца. Тесты, оценивающие подвижность шейного отдела.
7. Перестроение для танцев. Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса.
8. Разучивание разминки. Тесты, оценивающие эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья.
9. Позиции рук. Основные правила.
10. Позиции ног. Основные правила.
11. Позиции в паре. Основные правила.
12. Танец “ Розовый слон". Элементы танца.
13. Красота движений.
1415. Партерный экзерсис.
16. Разучивание танца “ Розовый слон”. Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов.
17. Закрепление.
18. Основные движения танца “ Папуасы ”. Разучивание движений. Упражнения для развития
позвоночника.
19. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. Танец “ Папуасы ”.
20. Повторение позиций в паре.
21. Проверка ориентации на танцевальной площадке. Танец “Карнавал”.
22. Закрепление. Танцы “Розовый слон”, “Папуасы”, “Карнавал”.
23. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).
24. Музыкальноритмические игры “Балетмейстер”, “Шаг”.
25. Танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук.
26. Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.
2728. Разучивание элементарного бального танца. Понятие “либретто”.
29. Составление либретто на сказку “Буратино”. Закрепление.
30. Сказка – танец “Буратино”.
3134. Музыкальноритмические игры: “Коршун и курица”, “Магазин игрушек”, “Охранник музея”.
35. Повторение позиций рук, ног, корпуса. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании
танцев.
36. Элементы ассиметричной гимнастики.37. Разучивание разминки.
38. Упражнения на развитие координации.
39. Перестроение для танцев. Рисунок танца.
40. Позиции рук. Основные правила.
41. Позиции ног. Основные правила. Закрепление.
42. Танец “Мармеладный мишка”. Позиции в паре. Основные правила.
43. Прослушивание музыкальных произведений. Партерный экзерсис
44. Просмотр видеозаписи танцев. Партерный экзерсис.
45. Конкурс “Шумовых инструментов”, “Видеоклипов”. Закрепление.
46. Музыкальноритмические игры “Коршун и курица”, “Магазин игрушек”.
47. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).
48. Народнохореографический танец. Позиции ног, рук. Упражнения на выстукивания.
49. Отработка движений.
50. Закрепление.
51. Танец “Хипхоп”.
52. Понятие “стиль танца”. Общеразвивающие упражнения.
53. Отработка построения “линии”, “угол”, “шахматы”.
54. Танец “Латина”. Основные движения. Позиции латиноамериканских танцев.
55. Отработка движений танца “Латина”. Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов.
56. ОРУ: перекаты стопы, носка. “Русский стиль” основные движения.
57. “Русский стиль”. Позиции ног, рук. Отработка движений.
58. “Русский стиль”. Отработка.
59. “Русский стиль”. Отработка.
60. Закрепление танцев “Хипхоп”, “Латина”, “Русский стиль”.
61. ОРУ. Партерный экзерсис
62. Закрепление танцев “Хипхоп”, “Латина”, “Русский стиль”. Партерный экзерсис.
63. Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные).64. Музыкальноритмические игры “Я и мир вокруг нас”, “Шаг”, “Волк и заяц”.
65. Закрепление танцев “Хипхоп”, “Латина”, “Русский стиль”.
66. Просмотр видеозаписи танцев разных стилей аэробики.
67. Многообразность и необычность движений разных стилей аэробики.
68. Уроксмотр знаний.
Методические аспекты освоения программы.
Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от
медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от
логики к ощущению”.
Знакомство со стилем начинается с музыки, истории стиля, места его происхождения, его
ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно.
Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию
позволяет обучающемуся считывать движения.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи
информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в
последовательности:
куда наступает (как переносим вес);
как ставим ногу (как работает стопа);
что делает колено;
как работают бедра;
что делает корпус;
как танцуют руки;
куда направлен взгляд (что делает голова).
Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого
психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах
сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся,
поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро
сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры,
направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
4. Содержание программы. (В год 68 ч, в неделю 2 ч.)
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ3 ч.1. Понятия о гигиене и технике безопасности на занятиях детским фитнесом.
2. Понятие о здоровом образе жизни, исторические аспекты развития фитнеса.
3. Понятие « Аэробика»,простейшие методы самоконтроля.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 60 ч.
1. Общая физическая подготовка, развитие физических качеств и способностей: развитие
гибкости, ловкости, координации движений, скоростно силовых способностей.
2. Строевые упражнения, повороты, перестроения из одной шеренги в две.
3. Комплекс общеразвивающих упражнений разучиваемых с детьми без предметов, с мячом,
обручем, скакалкой.
4. Танцевальные комбинации, основу которых составляют движения русских народных танцев:
русский шаг, припадание, присядка, «ковырялочка» постановка ноги на носок ( пятку) с
разворотом колена наружу ( внутрь), «гармошечка», « елочка», а также комбинации из
упражнений базовой аэробики: обычная ходьба(march)приставной шаг (steptouch), переход
одной ноги на другую в стойке ноги врозь(openstep), переход одной ноги на другую со
сгибанием ноги вперед(kneeup), шаг ноги врозь ноги вместе(vstep), мах неопорной ноги
вперед (kick), переход с одной ноги на другую со сгибанием ноги назад (legcurl), ходьба ноги
врозь ноги вместе( straddle), скрестный шаг( cross step), скрестный шаг в сторону(grapevine).
5. Упражнения акробатики: перекаты и группировки из различных исходных положений,
равновесия на одной ноге, квырок вперед и назад, стойки на лопадках, « гимнастический мост»
с поворотами.
6. Упражнения художественной гимнастики: пружинящие движения ногами и руками, « волнв»
руками, повороты на обеих ногах на 180 и 360 градусов( скрестно и переступанием),
упражнения с обручем( повороты обруча с наклонами, вращение на руке, вертушки на полу,
вращение на туловище, прыжки через обруч).Упражнения со скакалкой( прыжки с вращением
вперед и назад, с одинарным и двойным вращением). Упражнения с мячом ( перекатпо рукам и
спине, перекат из руки в руку по груди, бросок двумя руками толчком без вращения в полете,
бросок двумя руками подбивом без вращения в полете с ударом о пол, отбивы одинарные и
многократные вертикальные).
7.
Подвижные игры и эстафеты под музыку: « Карликивеликаны», «Запрещенное движение,
«Прыгни в обруч», Рыбак и рыбки» и др. Эстафеты « Кто быстрее», с применением мяча, или
скакалки. Образно – ролевые игры, игры с игрушками.
ИТОГОВЫ РАЗДЕЛ5ч.
1. Контрольные упражнения для оценки уровня физической подготовленности детей.
2. Показательные выступления. Демонстрация детьми родителям и педагогам практических
умений, приобретенных за год занятий.
3. Контроль теоретического и практического освоения программы на аттестационном занятии
в конце учебного года.
4. Краткое описание этапов занятий и выполняемых упражнений.
Занятие по аэробике состоит из следующих этапов: Разминка, основная (аэробная
часть), заключительная часть.( + дыхательные упражнения).Упражнения для развития чувства ритма, координацию движений, быстроту
реакции,развитие памяти и ориентировки: отстукивание или похлопывание заданного ритма;
ходьба с хлопками в различном темпе; ходьба с акцентом на первый счет, выполнение движений
в заданном темпе после прекращения музыки; движении в одном ритме с проговариванием слов
пили пила, руби топор, стучи молоток и т.д., на четный счетвыполнение движений, на
нечетный остановка; ходьба с замедлением, ускорением, переходом на бег; передвижение в
соответствии с характером музыки; понятие о первой, второй и третей позиции;
полуприседания в этих позициях; парные, групповые упражнения под музыку; прыжки в первой
позиции, движение галопа и польки по кругу, упражнения под музыку вальса, польки, марша;
переменный шаг в сторону и вперед; выполнение общеразвивающих упражнений под музыку,
звучащую в различном темпе; упражнения с предметами под музыку; прыжки со сменой
положения ног, с поворотом на 90, 180 градусов; сочетание различных движений, выполняемых
в различном темпе и ритме; сочетание шагов польки, галопа, переменных шагов; шаги вальса
вперед и назад с поворотом кругом; прыжки с короткой скакалкой; упражнения с
предметами( гимнастической палкой, обручем, мячами, кубиками, флажками и пр.)Упражнения
с мячами: подбрасывание и ловля мяча одной или двумя руками, удары мяча о пол и ловля
одной рукой,удары мяча о стенку и ловля его двумя руками, ведение мяча на месте;
перебрасывание мяча друг другу и ловля его после хлопка, по коленкам, за
спиной.Подбрасывание мяча правой рукой, ловля правой рукой, тоже самое левой
рукой;чередование бросков првой илевой рукой, а ловля наоборот левой и правой.Упражнения
с гимнастической палкой: горизонтально вперед, вверх, перед грудью, вниз; палка вертикально
перед грудью; сгибание и выпрямление рук с палкой на грудь вперед, на грудь вверх, на грудь за
голову, на грудь вниз; наклоны туловища вперед назад палка горизонтально вперед, вверх,
вниз; повороты туловища с движениями рук с палкой вперед, вверх, перед грудью, за голову;
повороты туловища с положением палки на локтевых сгибаз за спиной; наклоны туловища с
положением палки на локтевых сгибах за спиной; перешагивание через палку вперед и назад.
Комплекс аэробных упражнений для младших школьников.№1.
УПРАЖНЕНИЕ 1. « Гуси –гуси,гагага.» И.п. руки за спиной.Ходьбана полусогнутых ногах,
вытягивая шею вперед. Повторить 1632 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «Мишка косолапый». И.п. стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны.12
шаг на левую с небольшим наклоном в сторону, согнутую правую в сторону; 34 – то же с другой
ноги. Повторть 1632 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «Угадай, в какой руке». Поочередно сжимаем и разжимаем кулачки, руки
вытянуты вперед. Повторить 816 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 4. «Бокс».Имитировать руками движения боксера.Повторить 816 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «Лягушка». И.п. глубокий присед ноги врозь, руки касаются пола. Прыжки
не выпрямляясь. Повторить 816 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 6. «Неваляшка». И.п. – сед с согнутыми ногами, колени наружу, стопы
прикасаются, руками держаться за пальцы ног. 12 перекат вправо; 34 то же влево. Повторить 8
16 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 7. «Тиктак». И.п. – полуприсед, руки за спиной.1 наклон головы вправо; 2 то
же влево. Повторить 8 раз.УПРАЖНЕНИЕ 8. «Петрушка». И.п. сед ноги врозь.1 правую ногу над полом; 2 и.п.; 34 то же
левой. Повторить 812 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 9. « Крутые повороты». И.п. – сед, согнутые руки перед телом, «держаться за
руль» 12 поворачивая « руль» влево, наклон туловища влево; 34 и.п.; 56 то же в другую
сторону.Повторить 816 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 10. « Кошечка». И.п. –упор на коленях 12 округлить спину, опустить голову
вниз; 34 прогнуться, голову назад.Повторить 812 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 11. «Кошка лезет на забор».И.п. – то же.14 сгибая руки, поочередно касаясь
грудью, животом, бедрами, проползти вперед в положении лежа; 58 прогибаясь в пояснице,
затем, постепенно округляя спину, вернуться в и.п. Повторить 812 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 12. « Ванька встанька». И.п. основная стойка.12 лечь на спину; 34
встать(и.п.) Повторить 48 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 13. « Пила». И.п. – сидя на полу, соединив стопы. Поочередно сгибание и
разгибание ног.Повторить 816 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 14. « Жук упал». И.п. – лежа на спине, ноги вперед.Поочередное сгибание и
разгибание ног.Повторить 1832 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 15. «Похлопаем в ладоши». И.п. – стоя лицом друг к другу на расстоянии
небольшого шага, основная стойка.1 подскок, хлопок в ладоши перед собой;2 подскок, хлопок в
ладоши друг друга; 3 подскок, хлопок в ладоши за спиной.Повторить 812 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 16 « Пружинка.». И.п. стоя лицом друг к другу на расстоянии согнутых рук,
ладонями касаясь друг друга.Поочередные сгибания и разгибания рук.Движение выполняется с
сопротивлением. Повторить 816 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 17. « Качели». И.п. стоя лицом друг к другу, держась за руки. Поочередные
приседания. Повторить 816 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 18. « Насос». И.п. – стойка ноги врозь спиной друг к другу, зацепиться руками
( под локоть).12 один наклоняется вперед, другой назад; 34 смена положения.Повторить 812
раз.
УПРАЖНЕНИЕ 19 « Листопад.» И.п. – лицом друг к другу, стойка ноги вместе, руки вверх.16
медленно приседая, опустить руки дугами в стороны – вниз, потряхивая кистями рук,
выдох.Повторить 4 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 20. «Мячик». Поочередные подскоки в глубоком приседе. Повторить 24 раза.
Комплекс аэробных упражнений для младших школьников.№2.
УПРАЖНЕНИЕ 1. « Стирка белья». А.12 с полуповоротом направо полуприсед на лево, правую
ногу вперед на носок с двумя движениями, имитирующими руками стирку белья на стиральной
доске, вдольправой ноги; 34 прыжком встать в полуповорот налево от основного напрвления,
повторить счет 12 с другой ноги; 58 повторить 14. Б повторить движения части упражнения А.УПРАЖНЕНИЕ 2. « Полоскание белья». В.14 – приседая, на каждый счет увести колени вправо
влево, а руки имитирующие полоскание , в противоположенную сторону; 58 вставая, повторить
движения рук и ног как на 14. Г –повторить движения В.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «Выжимание белья». Д. 12 – при стойке на обеих ногах два пружинящих
сгибания левой; руки согнуты вперед, кисти в кулак – правый над левым, дважды имитируют
движения выжимания белья; 34 – повторить 12 с другой ноги, поменяв положение кистей – левый
кулак над правым; 56 – повторить12; 78 – повторить 34.Е –повторить движения части Д.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Встряхивание белья». Ж. 12 – взмах руками вверх; 34 полуприсед, руки
расслабленно вниз; 56 – повторить12; 78 – повторить 34. З повторить движения части Ж.
УПРАЖНЕНИЕ 5. « Развешивание белья». И. 1 встать, левую ногу на полшага вправо, левую
руку вверх с имитирующим движением пальцами закрепления белья прищепкой; 2 приставить
правую ногу к левой, правую руку вверх с тем же движением; 34 – повторить 12; 58 – повторить
14. К повторить движения части И, начиная вправо, с правых ноги и руки.
УПРАЖНЕНИЕ 6. « Глажка Белья». Л.12 – стоя на обеих ногах, два пружинящих сгибания левой
ноги; руки: правая согнута перед собой, левая согнута за спиной, обе руки дважды имитируют
движение утюга при глажении белья; 34 – повторить 12 с другой ноги, поменяв положение рук; 5
6 – повторить 12; 78 – повторить 34. М повторить движения части Л(14).
УПРАЖНЕНИЯ СИДЯ И ЛЕЖА:
« Перочинный нож» И.п. сед руки в стороны.Наклон вперед, захватывая ноги руками 48 раз.
« Буратино». И.п. – сед ноги врозь, руки в стороны; 12 захватить руками правую ногу; 3 поднять
эту ногу в сторону; 4и.п..Тоже левой ногой по 4раза.
«Самовар». И.п. – сед ноги скрестно, кисти на коленях.Повороты головы в сторону с подниманием
одноименного плеча и надуванием щек. 8раз.
«Пропеллер». И.п. сед ноги скрестно, руки в стороны; 18 – круговые движения руками назад с
малой амплитудой; 916 – тоже, с большой амплитудой 2 раза.
« Велосипед». И.п. – лежа на спине, ноги согнуты вперед.Поочередные выпрямления ног –« крутим
педали»816 раз.
« Пловец». И.п. – лежа на животе, руки перед грудью.Имитация плавания способом» брасс».8 раз.
«Компас». И.п. – сед ноги скрестно, согнутые руки перед грудью; 1 поворот туловища вправо,
правую руку выпрямить в сторону; и.п. ; 34 – тоже в другую сторону 8 раз.
« Скалка». И.п – лежа на животе, руки вверх.По 2 переката в сторону.Используемая литература:
1. Е.С. Черник « Физическая культура во вспомогательной школе». Москва « Учебная
литература» 1997 год.
2. Е.А. Гальцова, О.П. Власенко « Спортивный серпантин».Издательство « Учитель» г. Волгоград
2007 год.
3. В.П.Похлебин « Уроки здоровья». Москва « Просвещение» 1992года.
4. Люси Бурбо « Кардиоаэробика». Издательство «Феникс» Ростов на Дону 2005 год.
5. Карен Клиппинир и А.Лашаун Дэйл « Фитнес для детей и подростков» Москва 1997год.
6. Журналы « Физкультура в школе» за 1997 и 2011 годы.
7. Рефераты учеников.
.