Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской Федерации
Медведева Сергея Юрьевича»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Здоровячок»
3 класс
на 2015-2016 учебный год
Срок реализации программы - 1 год
Составители:
Жданова Ирина Ивановна
Храброва Маргарита Юрьевна
Швецова Светлана Витальевна
Бийск 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Здоровичок »разработана учителями начальных классов МБОУ «СОШ № 9 имени Героя Российской Федерации Сергея Юрьевича « Храбровой М.Ю., Ждановой И.И., Швецовой С.В., в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа ориентирована на учащихся 3-его класса.
Цели:
-создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
-формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
-использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи:
· Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
· Сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
· Воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Основополагающие принципы программы
-Научности- предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
-Доступности - информация и её объём соответствуют возрастным возможностям детей;
- Наглядности- познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
- Занимательности- материал излагается в игровой форме;
-Адаптивности- создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей;
-Актуальности- отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей,
-Психологической комфортности- психологическая защищённость ребёнка;
-Обучение в деятельности- умение самостоятельно добывать новые знания;
-Сознательности и активности- проявление активности учащихся;
- Опора на предшествующее развитие- опора на предшествующее развитие и воспитание.
Программа создает позитивный социальный опыт у учащихся в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни..
Формы реализации программы:
- выпуск стенных газет,
-создание презентаций, видеороликов, фотоколлажей,
- выставки; ролевая игра, конкурсы, творческие отчёты, диспуты, дискуссии, разработки проектов,
Контроль осуществляется через организацию выставок детских работ, выпуск стенгазеты, участия в конкурсах.
Программа определена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.
Предполагаемые результаты работы с группами 3-го года обучения
Личностные –
-Уметь формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению; -Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; -Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
-Уметь действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
-Уметь выбирать индивидуальную образовательную программу с учётом общих требований и норм.
-Понимать основы жизни человека и общечеловеческой культуры,
-Формировать представления о родном крае, его природе и т.д.,
-Уметь применять правила личной гигиены, заботится о собственном здоровье.
Познавательные-
-Уметь ставить цель и достигать её;
-Уметь осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности,
-Уметь ставить вопросы, отыскивать причины,
-Уметь ставить и решать познавательные задачи,
-Создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий.
Коммуникативные -
-Уметь взаимодействовать с окружающими людьми,
-Уметь задавать вопрос, корректно вести диалог,
-Владеть разными видами речевой деятельности,
-Уметь работать в коллективе,
-Уметь искать и находить компромиссы,
-Уметь развивать положительные навыки общения в обществе.
Регулятивные –
-Владеть навыками работы с информацией,
-Уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
-Уметь выделять главное и необходимое,
-Уметь пользоваться информационными устройствами и использовать для решения учебных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Чего не надо бояться (1ч) Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Добрым быть приятнее, чем злым , завистливым и жадным.(2ч) Учимся думать, спеши делать добро. Почему мы говорим неправду (2ч) Поможет ли нам обман, неправда и ложь в пословицах и поговорках. Почему мы не слушаемся родителей (2ч) Надо ли прислушиваться к советам родителей, почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Надо уметь сдерживать себя(2ч) Все ли желания выполнимы, как воспитывать в себе сдержанность. Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч) Как отучить себя от вредных привычек. Как относится к подаркам(2ч) Я принимаю подарок, я дарю подарки. Как следует относиться к наказаниям (1ч) Наказание. Как нужно одеваться(1ч) Одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч). Ответственное поведение . Как вести себя, когда что-то болит.(1ч). Боль. Как вести себя за столом(2ч) Сервировка стола, правила поведения за столом. Как вести себя в гостях(1ч). Ты идёшь в гости. Как вести себя в общественных местах(2ч) Как вести себя в транспорте, на улице, театре, школе и кино. «Нехорошие слова». Недобрые шутки.(2ч). Умеем ли мы вежливо общаться, умеем ли мы разговаривать по телефону. Что делать , если не хочется в школу(1ч) Помоги себе сам. Чем заняться после школы (1ч). Умей организовать свой досуг. Как выбрать друзей(2ч) Что такое дружба, кто может считаться настоящим другом. Как помочь родителям(1ч) Как доставить родителям радость. Как помочь больным и беспомощным(2ч). Если кому-нибудь нужна твоя помощь. «Спешите делать добро». Повторение (3ч). Огонёк здоровья, путешествие в страну здоровья, культура здорового образа жизни.
Учебно – тематический план |
||||||||||||||||
№ |
Перечень разделов/перечень тем |
Формы внеурочной деятельности |
Количество часов |
Дата проведения |
||||||||||||
3 а план |
3а факт |
3б план |
3б факт |
3в план |
3в факт |
|||||||||||
Чего не надо бояться (1ч) |
||||||||||||||||
1. |
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробышки» |
Дискуссия, соревнования |
1 |
|
|
|
|
04.09 |
|
|||||||
Добрым быть приятнее, чем злым , завистливым и жадным.(2ч) |
|
|||||||||||||||
2. |
Учимся думать. Подвижные игры: «Игра со шляпой, мячом».
|
Ролевая игра |
1 |
|
|
|
|
11.09 |
|
|
||||||
3. |
Спеши делать добро. Подвижные игры: «Освобождение пленного» |
Выпуск творческого альбома,игры |
1 |
|
|
|
|
18.09 |
|
|
||||||
Почему мы говорим неправду (2ч) |
|
|||||||||||||||
4. |
Поможет ли нам обман. Подвижные игры : «Жмурки», «Летало-не летало» |
Разработка проектов, игры |
1 |
|
|
|
|
25.09 |
|
|
||||||
5. |
Неправда и ложь в пословицах и поговорках. Подвижные игры: «Капуста-морковка», «Иван-да-Марья» |
Дискуссия, соревнования |
1 |
|
|
|
|
02.10 |
|
|
||||||
Почему мы не слушаемся родителей (2ч) |
|
|||||||||||||||
6. |
Надо ли прислушиваться к советам родителей Подвижные игры: «Белочка» , «Филин» |
Работа дежурных команд со сменными поручениями,игры |
1 |
|
|
|
|
09.10 |
|
|
||||||
7. |
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Подвижные игры: «Почта», «Убегающее место» |
Работа дежурных команд со сменными поручениями,игры |
1 |
|
|
|
|
16.10 |
|
|
||||||
Надо уметь сдерживать себя(2ч) |
|
|||||||||||||||
8. |
Все ли желания выполнимы. Подвижные игры :»Змейка», «Птички в гнёздышках», |
Видео-экскурсия, игры |
1 |
|
|
|
|
23.10 |
|
|
||||||
9. |
Как воспитывать в себе сдержанность . Подвижные игры:»Игра со шляпой, мячом». |
Беседа, игры |
1 |
|
|
|
|
30.10 |
|
|
||||||
Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч) |
|
|||||||||||||||
10. |
Как отучить себя от вредных привычек. Подвижные игры: «Белочка» , «Филин» |
Выпуск стенных газет, игры |
1 |
|
|
|
|
13.11 |
|
|
||||||
11. |
Как отучить себя от вредных привычек. Подвижные игры: «Капуста-морковка», «Иван-да-Марья» |
Беседа, игры |
|
|
|
|
|
20.11 |
|
|
||||||
Как относится к подаркам(2ч) |
|
|||||||||||||||
12. |
Я принимаю подарок Подвижные игры: «Переселение лягушек», «Воробышки» |
Занятие по группам, игры |
1 |
|
|
|
|
27.11 |
|
|
||||||
13. |
Я дарю подарки. Подвижные игры : «Жмурки», «Летало-не летало» |
Беседа, игры |
1 |
|
|
|
|
04.12 |
|
|
||||||
Как следует относиться к наказаниям (1ч) |
|
|||||||||||||||
14. |
Наказание. Подвижные игры: «Освобождение пленного» |
Беседа, игры |
1 |
|
|
|
|
11.12 |
|
|
||||||
Как нужно одеваться(1ч ) |
|
|||||||||||||||
15. |
Одежда. Подвижные игры: «Почта», «Убегающее место» |
Ролевая игра, игры |
1 |
|
|
|
|
18.12 |
|
|
||||||
Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч). |
|
|||||||||||||||
16. |
Ответственное поведение Подвижные игры: «кошка и мышка», «Море волнуется» |
Беседа, игры |
1 |
|
|
|
|
25.12 |
|
|
||||||
Как вести себя, когда что-то болит.(1ч) |
|
|||||||||||||||
17. |
Боль. . Подвижные игры : «Жмурки», «Летало-не летало» |
Беседа, игры |
1 |
|
|
|
|
15.01 |
|
|
||||||
Как вести себя за столом(2ч) |
|
|||||||||||||||
18. |
Сервировка стола . Подвижные игры: «Белочка» , «Филин» |
Разработка проектов, игры |
1 |
|
|
|
|
22.01 |
|
|
||||||
19. |
Правила поведения за столом. . Подвижные игры: «Капуста-морковка», «Иван-да-Марья» |
Беседа, соревнования |
1 |
|
|
|
|
29.01 |
|
|
||||||
Как вести себя в гостях(1ч) |
|
|||||||||||||||
20. |
Ты идёшь в гости. Подвижные игры: «Освобождение пленного |
Беседа, игры |
1 |
|
|
|
|
05.02 |
|
|
||||||
Как вести себя в общественных местах(2ч) |
|
|||||||||||||||
21. |
Как вести себя в транспорте и на улице. Подвижные игры: «Переселение лягушек», «Воробышки» |
выпуск стенных газет, беседа, соревнования |
1 |
|
|
|
|
12.02 |
|
|
||||||
22. |
Как вести себя в театре, школе и кино. Подвижные игры :»Змейка», «Птички в гнёздышках», |
-создание презентаций, видеороликов, фотоколлажей,игры |
1 |
|
|
|
|
19.02 |
|
|
||||||
«Нехорошие слова». Недобрые шутки.(2ч). |
|
|||||||||||||||
23. |
Умеем ли мы вежливо общаться. Подвижные игры: «кошка и мышка», «Море волнуется» |
выпуск стенных газет,игры |
1 |
|
|
|
|
26.02 |
|
|
||||||
24. |
Умеем ли мы разговаривать по телефону. . Подвижные игры: «Белочка» , «Филин» |
- Беседа, соревнования |
1 |
|
|
|
|
04.03 |
|
|
||||||
Что делать , если не хочется в школу(1ч) |
|
|||||||||||||||
25. |
Помоги себе сам. . Подвижные игры : «Жмурки», «Летало-не летало» |
Беседа, игры |
1 |
|
|
|
|
11.03 |
|
|
||||||
Чем заняться после школы (1ч). |
|
|||||||||||||||
26. |
Умей организовать свой досуг. Подвижные игры: «Переселение лягушек», «Воробышки» |
Беседа, соревнования |
1 |
|
|
|
|
18.03 |
|
|
||||||
Как выбрать друзей(2ч) |
|
|||||||||||||||
27. |
Что такое дружба . Подвижные игры: «Капуста-морковка», «Иван-да-Марья» |
Разработка проектов, соревнования |
1 |
|
|
|
|
25.03 |
|
|
||||||
28. |
Кто может считаться настоящим другом. Подвижные игры :»Змейка», «Птички в гнёздышках», |
Дискуссия, игры |
1 |
|
|
|
|
08.04 |
|
|
||||||
Как помочь родителям(1ч) |
|
|||||||||||||||
29. |
Как доставить родителям радость. Подвижные игры: «Освобождение пленного |
Беседа, соревнования |
1 |
|
|
|
|
15.04 |
|
|
||||||
Как помочь больным и беспомощным(2ч). |
|
|||||||||||||||
30. |
Если кому-нибудь нужна твоя помощь Подвижные игры: «кошка и мышка», «Море волнуется» |
выпуск стенных газет,игры |
1 |
|
|
|
|
22.04 |
|
|
||||||
31. |
Если кому-нибудь нужна твоя помощь . Подвижные игры: «Капуста-морковка», «Иван-да-Марья» |
-создание презентаций, видеороликов, фотоколлажей, игры |
1 |
|
|
|
|
29.04 |
|
|
||||||
«Спешите делать добро». Повторение (3ч)
|
|
|||||||||||||||
32. |
Огонёк здоровья . Подвижные игры: «Белочка» , «Филин» |
Беседа, соревнования |
1 |
|
|
|
|
06.05 |
|
|
||||||
33. |
Путешествие в страну здоровья. Подвижные игры: «Переселение лягушек», «Воробышки» |
Разработка проектов, игры |
1 |
|
|
|
|
13.05 |
|
|
||||||
34. |
Культура здорового образа жизни.. Подвижные игры : «Жмурки», «Летало-не летало» |
Дискуссия, игры |
1 |
|
|
|
|
20.05 |
|
|
||||||
Итого: |
34 ч |
|
|
|||||||||||||
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приложение
«Подвижные игры»
1.Птички в гнездышках», «Воробушки» (по принципу игры «третий лишний)
Дети стоят парами по кругу, в центре или за кругом кот. Первый ребенок, от центра круга, птичка, а стоящий за ним, гнездышко.
После слов: « Чик – чирик, тра – та- та не боимся мы кота.» Птицы разлетаются. По сигналу «кот»,птицы занимают любое гнездо. Пойманная птица уходит. Поиграв 2-3 раза меняются ролями.
2.Игра со шляпой, мячом
Дети сидят в кругу. Ведущий включает
музыку, и дети начинают передавать друг другу дамскую шляпу.
Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент
оказалась шляпа, надевает ее на себя и проходит по кругу, изображая благородную
даму.
Варианты:
4.ЖМУРКИ
Определяется территория, на которой нет опасных предметов и препятствий. Водящему завязывают глаза, и он должен осалить кого-нибудь из игроков. Убегая от водящего, ребята не имеют права заходить за границы территории и окликают водящего по имени, говоря: "Я здесь!" Осаленный игрок становится водящим.
5.ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ЛЕТАЛО — НЕЛЕТАЛО"
Ведущий — А сейчас мы проверим вашу внимательность. Вытяните руки вперед. Когда я назову предмет, который летает, например, комар, вы все поднимаете кисти рук с локтями. А если я называю предмет, который не летает, например, диван, вы опускаете руки вниз. Будьте внимательны, потому что я могу говорить дно, а руки могут делать неправильно. Итак, начали! Вед. говорит любые предметы, которые летают и не летают, а сам сбивает ребят, неправильно поднимая и опуская руки. Например: комар, диван, самолет, редиска, будка, собака, Карлсон...
6.ИГРА НА ВНИМАНИЕ "КАПУСТА-МОРКОВКА"
Ведущий: — Давайте вспомним, как растут морковка и капуста. Морковка вверх, капуста вниз. Показывает: руки вытянуты вперед. Когда говорится "морковка", кисти рук опускаются вниз, когда говорится "капуста", поднимаются вверх. — Итак, вытягиваем руки, как я. Когда я говорю "морковка", руки вниз, а когда "капуста", руки вверх. Внимательно слушайте меня, потому что мои руки будут показывать, когда правильно, когда неправильно. Главное не поддаться на "провокации" ведущего и правильно показывать "капусту" и "морковку". Начинаем! Вед. в быстром темпе говорит то "морковка", то "капуста". (Во время игры вед. старательно сбивает играющих, показывая руками не то, что надо. Игра идет 3–5 минут.)
7.ИВАН ДА МАРЬЯ
Отряд становится в круг, взявшись за руки. Выбираются Иван и Марья. Им завязываются глаза. Иванушка должен поймать Марью, для этого он может окликать ее: "Марьюшка!" А Марья должна откликаться: "Я здесь, Иванушка!" Как только Иван поймал Марью, их место занимают другие дети. Игра начинается снова.
8.БЕЛОЧКА
Все играющие — "белки". Они должны стоять на деревянных предметах или прикасаться к ним. Это деревья. Между деревьями бегает водящий — "собака". Водящий бегает между деревьев, стараясь осалить кого-нибудь из игроков, но не трогая тех, кто на дереве. Осаленный игрок становится водящим.
9.ФИЛИН
Из отряда выбирают филина, который является водящим. Все остальные — мыши. Как только ведущий объявляет о начале дня, филин засыпает, а мыши бегают. Затем ведущий говорит: "Ночь!" Тогда мыши замирают, а филин смотрит, кто шевелится. Как только филин увидел, что кто-то пошевелился, выдавшая себя мышь становится филином, а он — мышью.
Все сидят на стульях по кругу. Каждый берет себе название какого-нибудь города. Посредине круга – «почтальон».
Он объявляет, что везет «письма» из Москвы в Ташкент или из Минска в Тбилиси. Названные города быстро меняются своими местами. «Почтальон» в это время старается занять пустое место.
Оставшийся без места становится «почтальоном», а занявший оставленный стул принимает название того же города.
Стулья составлены в круг. На всех, кроме одного, сидят играющие. Водящий – посреди круга. Начиная игру, он старается сесть на пустое место, но все играющие, быстро пересаживаясь влево, мешают ему занять место. Место все время «убегает» от водящего. Если водящий сумеет сесть, то водить идет сосед слева.
12.ЗМЕЙКА
Дети выстраиваются в колонну, каждый держит за пояс впереди стоящего. Последний
человек в колонне — это хвост, а первый — голова. Задача головы — поймать
хвост. При этом тело змеи не должно распадаться, то есть, руки нельзя
расцеплять. Когда голова поймает хвост, можно выбрать новый хвост и новую
голову.
13.ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЛЯГУШЕК |
Играющие перед началом игры выбирают ведущего (старшую лягушку). Все играющие (маленькие лягушки) приседают, опираясь руками о пол или землю. Старшая лягушка переводит их из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на колени, на поясе; прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через препятствия (через палки) или запрыгивает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами и т. д. Все лягушки повторяют движения. Прискакав в другое болото, лягушки встают и кричат: «Ква-ква-ква!» При повторении игры выбирают нового ведущего. |
14.КОШКА И МЫШКА |
Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка — в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают и не пропускают ее в круг. Когда наконец кошка проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку. |
15МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ |
Участники игры разбегаются по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии 1 м, и каждый свое место обозначает кружком. Водящий ходит между играющими, выполняя разные движения. Он подходит к играющим и со словами «Море волнуется» кладет руку на плечо игрока. Все, до кого дотрагивается водящий, идут за ним, выполняя те же движения. Так играющие все уходят со своих мест. Водящий уводит их как можно дальше от кружков. Затем неожиданно останавливается, поворачивается к играющим и быстро говорит: «Море спокойно». Водящий и играющие бегут занимать кружки. Тот, кто не успел занять кружок, становится ведущим. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.