Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"
Оценка 4.7

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
05.11.2018
Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"
Курс внеурочной деятельности по биологии «Мир биологии» знакомит учащихся с основными методами исследования биологии. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, практических навыков, расширение знаний о живых организмах, типичных представителей Челябинской области. Курс «Мир биологии» является расширением и закреплением практической части курса «Биология» авторской программы Пасечника В.В., Латюшина В.В., Швецова Г.Г. Содержание курса имеет общеинтеллектуальное направление, т.к. ориентировано на формирование творческого мышления обучающихся, расширение их кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков, а также способствует самореализации в учебной деятельности. В ходе реализации программы «Мир биологии» обучающиеся мо-гут проявить не только вербально-лингвистический интеллект, но и развить чувства толе-рантности, эмпатии, умение рефлексии.
Внеурочная деятельность 6 кл Мир биологии.doc
Рабочая программа внеурочного курса «Мир биологии» 1. Пояснительная записка Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в начале   изучения   биологии,   как   предмета,   необходимо   заинтересовать   школьника,   что биология – это наука, она необходима человеку, т.к. он сам не разделимая часть природы. Знакомя с начальным курсом биологии, очень важно заложить этот интерес, и привить его. Человек   живет   в   мире   науки.   Он   постоянно   учится,   осуществляя   свою   связь   с природой не только генетически, но и пользуясь полученными знаниями. Используя эти знания,   анализируя   их,   он   может   видеть   плоды   своей   деятельности.   Однако   узкие временные   рамки   урока   не   позволяют   в   полной   мере   использовать   потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение   имеет   форма   работы   с   детьми   в   системе   дополнительного   образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у школьников. 2. Общая характеристика внеурочного курса «Мир  биологии» Курс внеурочной деятельности по биологии  «Мир биологии» знакомит учащихся с основными методами исследования биологии. Он направлен на формирование у учащихся интереса   к   биологии,   развитие   любознательности,   практических   навыков,   расширение знаний о живых организмах,  типичных представителей Челябинской области.  Курс «Мир биологии»  является расширением и закреплением практической части курса «Биология» авторской программы Пасечника В.В., Латюшина В.В., Швецова Г.Г. Содержание курса  имеет общеинтеллектуальное направление, т.к. ориентировано на   формирование   творческого   мышления   обучающихся,     расширение   их     кругозора, наблюдательности,  исследовательских  навыков,  а также способствует самореализации  в учебной деятельности. В ходе реализации программы «Мир биологии» обучающиеся  могут проявить   не   только   вербально­лингвистический   интеллект,   но   и   развить   чувства толерантности, эмпатии, умение рефлексии. Цель курса: развитие мотивации  личности к познанию и творчеству  как основы развития образовательных запросов. Задачи: Образовательные:      повысить мотивацию у детей к изучению наук о природе. расширить   и   конкретизировать   знания   о   живых   организмах   (разнообразии   и основных  жизненных процессах) обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования  окружающей среды; расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и жизни  человека; сформировать  умение оценивать свои поступки и их последствия для окружающей  среды;  формировать основы научного мировоззрения, творческого воображения. Воспитательные:    воспитать  бережное отношение к природе;  способствовать осознанию значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде. способствовать   формированию   нравственных   качеств:   доброты,   отзывчивости, умению сопереживать. Развивающие:  развить   основные   приёмы   мысленной   деятельности   (анализ,   синтез,   обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).  формировать     умения     и   навыков   самостоятельной   экспериментальной   и   исследовательской деятельности,  развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую); способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности В   целом   программа   внеурочной   деятельности   позволяет   полнее   реализовать воспитательный и развивающий потенциал  биологических  знаний.  Содержание   данного   курса   строится   на   основе   деятельностного   подхода. Основными   методами   преподавания   являются   наблюдение,   выполнение   простейшего эксперимента,   демонстрация   наглядных   пособий   и   опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.   моделирование, Отличительной  особенностью   программы  является  то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность: экскурсия, прогулки, практические работы, проекты. Методы организации образовательного процесса: словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение); наглядный (иллюстрации, демонстрации); практический (практические работы, опыты и лабораторные работы); аудиовизуальный (использование аудио­ и видеоматериалов); исследовательский (проектно­исследовательская деятельность); Способы   проверки   результатов:   оформление   результатов   работы,   тесты,   викторины, выпуск итоговой  газеты. 3. Место внеурочного курса «Мир биологии» в плане внеурочной деятельности  Предусмотрено ведение внеурочного курса «Мир биологии» 1 час в неделю в 6­х классах в двух группах (согласно заявлению законных представителей учащихся), всего 35 часов в год.  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  внеурочного курса «Мир биологии» При   освоении   данной   программы   учащиеся   должны   достигнуть   следующих личностных результатов: Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой   природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения данной программы являются:     умение работать с разными источниками информации; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи,   планировать   определять   последовательность   действий   и   прогнозировать результаты   работы.   Осуществлять   контроль   и   коррекцию   в   случае   обнаружения отклонений   и   отличий   при   сличении   результатов   с   заданным   эталоном.   Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; способность   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении проблем;   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие   со   сверстниками   и   взрослыми;   умение   адекватно   использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.       в   биологии практической  Предметными результатами освоения являются: 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере: • иметь представление о многообразии живой природы;  • выделение особенностей процессов жизнедеятельности организмов; • знать основные методы исследования в биологии; • объяснение роли людей; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • овладение методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических объектов   и   процессов;   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их результатов. 2.     В ценностно­ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3.        В сфере трудовой деятельности: ­ знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; ­ соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.  деятельности   5. Содержание внеурочного курса «Мир биологии». Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий,   грибов,   растений   и   животных.   Отличительные   признаки   живого   и   неживого, отличительные   признаки   царств.   Связь   организмов   со   средой   обитания.   Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Химический состав живых организмов. Растения.  Ботаника — наука  о растениях. Общая характеристика  растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.   Основные   группы   растений.     Строение   растений   и   основные   процессы жизнедеятельности. Классификация растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.  Биоценоз.   Экосистема.   Биогеоценоз.   Цепи   питания.   Обмен   веществ,   поток   и превращение энергии в биогеоценозе.  6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности курса «Мир биологии»  № Тема занятий Количество  часов Форма организации деятельности Введение. 1 Биология ­ наука и живой  природе и методы исследования. 2 3 4 Многообразие живой природы.  Признаки живых организмов. Экологические факторы и  взаимосвязь организмов в  природе. Техника безопасности в кабинете  биологии, в лаборатории и на  1 1 1 1 Беседа, рассказ. Знакомство с  целями и задачами программы.  Презентация. Беседа, рассказ. Экскурсия по  школьному двору. Объяснение, беседа. Презентация. Беседа, объяснение.  Практическая работа. Инструктаж. экскурсиях. Основное  оборудование биологической  лаборатории и приёмы работы с  ней. Раздел: Многообразие растений. 5 Систематика растений. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Флора Челябинской области. Основные отделы растений. Описание и определение  растений Челябинской области  основных отделов. Описание и определение Мхов  Челябинской области. Описание и определение  Папоротников Челябинской  области. Описание и определение  Голосеменных растений  Челябинской области. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность Сосны  обыкновенной, как типичного  представителя флоры  Челябинской области. Основные представители  Покрытосеменных растений  Челябинской области. Типичные представители  Однодольных  и Двудольных  растений.  Основные представители  Челябинской области семейства  Крестоцветные (Капустные). Основные сельскохозяйственные  культуры Крестоцветных  растений  Челябинской области. Основные представители  Челябинской области семейства  Розоцветные. Основные сельскохозяйственные  культуры Розоцветных растений   Челябинской области. Основные представители  Челябинской области семейства  Паслёновые. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, презентация. Работа с  гербарным материалом. Беседа. Экскурсия по школьному  двору. Работа с Интернет­ ресурсами и дополнительным  печатным материалом. Презентация. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Практическая работа. Работа по  инструкции. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Работа с гербарным материалом.  Работа с дополнительными  источниками информации. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Работа с гербарным материалом.  Работа с дополнительными  источниками информации. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Основные сельскохозяйственные  культуры Паслёновых растений   Челябинской области. Основные представители  Челябинской области семейства  Бобовых (Мотыльковых). Основные сельскохозяйственные  культуры Бобовых  (мотыльковых)  растений   Челябинской области. Основные представители  Челябинской области семейства  Сложноцветные. Основные сельскохозяйственные  культуры Сложноцветных   растений  Челябинской области. Основные представители  Челябинской области семейства  Злаковые. Основные сельскохозяйственные  культуры Злаковых растений   Челябинской области. Основные представители  Челябинской области семейства  Лилейные. Основные сельскохозяйственные  культуры Лилейных растений   Челябинской области. Способы размножения  культурных растений. Растения Челябинского бора, как типичного представителя  биоценоза. Определение растений школьного сквера. Правила оформления гербарного  материала. Оформление гербарного  материала. Оформление отчета. Итоговое занятие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с гербарным материалом.  Работа с дополнительными  источниками информации. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Работа с гербарным материалом.  Работа с дополнительными  источниками информации. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Работа с гербарным материалом.  Работа с дополнительными  источниками информации. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Работа с гербарным материалом.  Работа с дополнительными  источниками информации. Практическая работа. Работа с  определителями и гербарным  материалом. Работа с гербарным материалом.  Работа с дополнительными  источниками информации. Беседа. Презентация.  Практическая работа. Беседа. Презентация.  Практическая работа с гербарным  материалом. Работа с  дополнительными источниками  информации. Беседа. Презентация.  Практическая работа с гербарным  материалом. Работа с  дополнительными источниками  информации. Беседа. Работа по инструкции. Практическая работа. Оформление итоговой газеты. Викторина. 7. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения Требования к учебно­методическому обеспечению: 1. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников.  Методический конструктор.­ М.: Просвещение, 2010. 2. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно­экологическое воспитание  школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5­11 классы. ­М.: 5 за  задание, 2005. 3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс:  учебник.­ М.: Дрофа, 2014. 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Основная школа/ сост. Е.С. Савинов.­ М.: Просвещение, 2014. 5. Рабочие программы. Биология. 5­9 классы: учебно­методическое пособие/ сост.  Г.М. Пальдеева.­ М.: Дрофа, 2013. 6. Садовое кольцо. Челябинск: Челябинский Дом печати, РИГ «Урэл», 1996. 7. Сухова Т.С. как повысить результаты в обучении: Учителю биологи и  природоведения.­ М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. 8. Тюмасева З.И., Гуськова Е.В. Окружающий мир­ региональные особенности,  уральский вариант. Учебное пособие для образовательных учебных заведений.­  Челябинск: Взгляд, 2005. 9. Уфимцева Г.А., Латюшин В.В. Биология грибов и растений Челябинской области:  Пособие для учащихся 6­х классов.­ Челябинск, 2004. Требования к материально – техническому обеспечению: 1. АРМ учителя ­ 1 шт. 2. Проектор – 1 шт. 3. Световые микроскопы – 5 шт. 4. Ручные лупы­ 5 шт. 5. Препаравальные иглы – 10 шт. 6. Пинцеты­ 5шт. 7. Линейка – 3 шт. 8. Гербарий растений по основным систематическим группам­1шт. 9. Коллекция семян культурных растений­ 5шт. 10. Гербарная сетка­ 1шт. 11. Бумага­ 1 пачка 12. Клей ПФ­ 1 тюбик 13. Скотч­ 1 шт. 8.Планируемые результаты изучения внеурочного курса “Мир биологии” Учащийся  научится  пользоваться   научными   методами   для   распознания биологических  проблем;  давать научное объяснение  биологическим  фактам, процессам, явлениям,   закономерностям,   их   роли   в   жизни   организмов   и   человека;   проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Учащийся  системой   биологических   знаний   –   понятиями, закономерностями,   законами,   теориями,   имеющими   важное   общеобразовательное   и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. овладеет  Учащийся   освоит   общие   приемы:   правила   работы   в   кабинете   биологии,   с биологическими приборами и инструментами. Учащийся   приобретет   навыки   использования   научно­популярной   литературы   по биологии,   справочных   материалов   (на   бумажных   и   электронных   носителях),   ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Учащийся получит возможность научиться:  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;   ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей   –   воспринимать информацию биологического содержания в научно­популярной литературе, средствах массовой   информации   и   Интернет­ресурсах,   критически   оценивать   полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;  создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   о   биологических явлениях   и   процессах   на   основе   нескольких   источников   информации,   сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Живые организмы Учащийся научится:  выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   и   процессов, характерных для живых организмов;  аргументировать,   приводить   доказательства   родства   различных   таксонов растений;  аргументировать, приводить доказательства различий растений;  осуществлять   классификацию   биологических   на   основе   определения   их принадлежности к определенной систематической группе;  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;  объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;  выявлять   примеры   и   раскрывать   сущность   приспособленности   организмов   к среде обитания;  различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  использовать   методы   биологической   науки:   наблюдать   и   описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные правила поведения в природе;  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Учащийся  получит возможность научиться:  находить   информацию   в   научно­популярной   литературе,   биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  основам   исследовательской   и   проектной   деятельности   по   изучению организмов, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое   сознание,   эмоционально­ценностное   отношение   к   объектам   живой природы);  осознанно   использовать   знания   основных   правил   поведения   в   природе; выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе;  создавать собственные письменные и устные сообщения на основе нескольких источников   информации,   сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая особенности аудитории сверстников;  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"

Программа по внеурочной деятельности "Мир биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018