Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)
Оценка 4.7

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
экология
2 кл
19.01.2017
Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)
Программа "Юный эколог" способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах, проектах. Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.
программа Юный эколог.doc
1 «Юный эколог»     программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников                                                                                  Разработчик программы:  Бартова Наталья Егоровна 2 Унъюган 2016 г.  СОДЕРЖАНИЕ  Пояснительная записка………………………………………..………………...…..5  1. Учебный план………………………………………………….…………………..8  2. Учебно­тематический план……………………………………..………………. .9  3. Содержание  программы.……………………………………………………..….11 4.Планируемые результаты..…………………………………………………...…...11 5. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)..………...………12 6.  Методическое обеспечение учебного процесса…………..……………..……..12 7.  Организация учебного процесса………………………..……………….…..…..13 8.  Условия реализации программы…………………..…………………..…….…..13 9. Литература для учителя………………………….………..………………....….  14 10. Литература для учащихся……………………………….....................................14 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В   связи   с   ухудшением   экологической   ситуации   в   стране,   стремлением   взрослых   и детей   извлечь   сиюминутную   выгоду   из   природы,   незнанием   и   несоблюдением   норм поведения  в природе,  крайней  заниженностью нравственных ценностей  и многим другим следует   актуализировать   поиск   и   разработку   психолого­педагогических   оснований феномена   "экологическая   культура   младших   школьников".   Разрешение   экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно­экономической деятельности людей, но и в сфере   нравственного   совершенствования   человека,   его   культуры   взаимоотношений   с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры,   носителем   которого   он   является.   Воспитание   у   молодого   поколения экологической   культуры   поможет   восстановить   утраченное   равновесие   и   гармонию   в отношениях "человек ­ природа". Природа вызывает особый интерес у растущего человека. Она   завораживает   его   безграничным   богатством   явлений,   неисчерпаемой   красотой, возможностями познания, радостью общения с ней. Из личного опыта работы с ребятами в школьном лесничестве  «Экос» убедилась,  что именно  с раннего  возраста  закладываются нравственные   основы   –   развиваются   чувства   к   прекрасному,   умение   видеть   красоту природы, формировать принципы взаимоотношений человека и природы.  Уровень экологической культуры ­ результат воспитания, главной функцией которого является   подготовка   подрастающего   поколения   к   жизни   в   этом   мире,   а   для   этого   оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и   к   природе.   Без   изменений   в   культуре   природопользования   нельзя   рассчитывать   на позитивные   изменения   в   экологии,   именно   культура   способна   привести   в   соответствие деятельность человека  с биосферными  и социальными  законами жизни.   «Думается, что школа   будущего   должна   как   можно   полнее   использовать   для   гармоничного   развития учащихся   всё,   что   даёт   природа.   Мы   должны   беречь   и   пополнять   имеющие   природные богатства…» ­ сказал Сухомлинский.  Актуальность данной программы  заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе.   Всё   это   должно   способствовать   активной   деятельности   в   защиту   природы. Актуальность   данной   программы   заключается   ещё   и   в   том,   что   она   способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети   находятся   в   постоянном   контакте   с   природой,   что   обеспечивает   устойчивый эмоциональный уровень. 4 Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает   гармоничное   сочетание   таких   качеств,   как   самопознание,   самореализация, творческое   саморазвитие.   Практические   экологические   исследования   дают,   учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах, проектах. Эта  программа как составная часть курса «Окружающего мира» выполняет несколько функций: ­  углубляет знания по ботанике, зоологии; ­   расширяет   содержание   курса   «Окружающего   мира»,   готовит   к   изучению   биологии, зоологии, экологии в средних классах;  ­ способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии,           зоологии, экологии;  ­   создаёт условия для развития творческих и интеллектуальных способностей            учащихся. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные    установки  воспитанников. Цель программы:  На основе удовлетворения естественного детского интереса к  окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры  школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.       5 Основные разделы программы:                          I.     Этот удивительный мир.                          II.    Человек – природа.                       III.   Всё живое надо беречь.  IV .  Увлекательная лаборатория.               Первый раздел. ­  «Этот удивительный мир». Цель   раздела:  в   доступной   форме   дать   общие   представления   о   природе;   научить правилам обращения с растительным и животным миром.            В   этом   разделе   дети     получат   доступные   знания   о   природе,   её   разнообразии, познакомятся с термином «экология» и предметом «Экология».                       Второй раздел. ­   « Человек ­ природа». Цель   раздела:    в   доступной   форме   показать   различные   организмы   и   специальные приспособления,   которые   они   используют   в   своей   жизни,   взаимоотношения   и   влияния человека на природу. В   данном     разделе   дети   познакомятся   с   первой   системой   аксиом,   касающихся приспособительной конструкции живого, зависящей от воздействующих внешних факторов и   человека.     Каждый   организм   выполняет   свои   функции,   и   они   очень   важны   для существования планетарной жизни.             Третий  раздел. – « Всё живое надо беречь».  Цель   раздела:    познакомить   с   основами   экологической   этики,   коренным   образом изменить взгляд человека на живую природу и себя в ней.. В этом разделе  детям объясняются  этические  правила  общения с окружающими организмами     различных   видов,   ориентируются   на   безальтернативность   поведения   по отношению к живому существу, на ценность любой жизни, на несоизмеримость ценности жизни и выгоды от её уничтожения.             Четвёртый  раздел. – «Увлекательная лаборатория». Цель   раздела:  научить   видеть   и   технологически   целесообразно   решать   реальные экологические   проблемы;     предвидеть   проблемы   экологии   через   организацию многоплановой творческой и экологической деятельности. В этом разделе  дети учатся приобретать необходимые  навыки  решения проблем окружающей   среды;   учатся   писать   мини   сообщения,   ставить   простые   опыты, реализовывать свои интересы через проектную деятельность. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1  Этот удивительный мир (8 часов)    Наука экология. Природные явления (дождь, снег, гроза, радуга, северное сияние). Экосистема   (Кто   в  тайге   живёт   и   бродит?)   Популяция.  Различие   популяций.   Пищевые цепи, растение и его опылители, хищник и жертва. Нерушимая связь популяций.            Практические работы:               1. Мини – сообщения о конкретных популяциях.                2. Составление осенних букетов, костюмов для  «Праздника урожая».           Экскурсии: 6                1.В осенний лес (наблюдение за изменениями в природе, сбор осенних листьев, природного материала).                2. На пришкольный участок (сбор семян клумбовых растений). Раздел 2  Человек ­ природа (9 часов) Экология и экологи. Взаимосвязь в природе. Природное сообщество – лес. Человек – часть   природы.   Организм   человека.   Приспособление   организма   к   жаре,   холоду.   Наше питание, закаливание организма, здоровье – зависит от нас. Экологическая безопасность.             Практические работы:                            1. Разучивание физкультминуток, утренних разминок.                2. Закаливание организма: обтирания, обливания, массаж.           Экскурсии: 1. Поездка в краеведческий музей. 2. В зимний лес на лыжах. 3. На очистные сооружения. Раздел 3  Всё живое надо беречь (11 часов)  Небесные тела: планеты и звёзды. Планета Земля – живой организм. Беречь всё живое. Правила поведения в природе. Воздух и вода – наши верные друзья. Помощь птицам (изготовление кормушек). Красная книга и Чёрная книга. Паразиты и хищники. Ядовитые грибы и съедобные. Лекарственные растения и ядовитые. В природе все дружат.           Практические работы:               1. Готовим  мини – сообщения о животных из «Красной книги» и «Чёрной книги», выступаем перед коллективом.                2.  Изготовление кормушек для птиц из бросового материала  (коробок из – под молока, сока).               3.  Проводим простые опыты с воздухом и водой.               4. Учимся различать и определять по внешним признакам съедобные и ядовитые грибы.               5.  Проведение праздника «Мой любимец».             Экскурсии:  Поход в весенний лес. Раздел 4 Увлекательная лаборатория  (6 часов) Комнатные растения.   Посадка. Уход. Клумбовые цветочные растения. Правила посева. Уход.   Подкормка.   Проекты   «Удивительное   дерево»   и   «Посади   дерево».   Операция «Родничок».            Практические работы:    1. Посев рассады клумбовых цветочных растений и ухаживание за ними. 2. Выращивание комнатных растений, посадка, рыхление, полив.                3.  Проект  «Посади дерево»   (из семян любимого  дерева выращиваем рассаду) для пришкольного участка.                           4.   Операция «Родничок» (поездка на родник, уборка территории родника). 5.   Проект «Удивительное  дерево» (групповые проекты)            Экскурсии:   1.  На пришкольный участок, в лес.  2.  На родник, уборка, активный отдых на природе. 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название разделов и тем. 1. Р     Этот удивительный мир. Всего часов  8  1.1­ 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7­ 1.8 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8   2.9 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Что такое экология?  Основные термины и понятия.  Жизнь прекрасна!  Мир глазами эколога.  Природа.  Красота явлений природы. Экосистема и её строение.   Нерушимая связь популяций. Экологический праздник «Праздник урожая»  Человек – природа.   Многообразие животных и растений.  Взаимоотношения организмов в природе.  Лес – природное сообщество.  Человек в окружающем мире.   Мы учимся у природы.  Чем мы питаемся?  Это зависит от нас.  Экологическая безопасность.  Викторина  «Знатоки природы»   Всё живое надо беречь. Проблемы экологии.   Голубая планета Земля..  Берегите родную природу.  Воздух и его охрана.  Вода в природе и в жизни. Покормите птиц зимой.  Растения и животные под нашей защитой.  Красная книга. Хищники и паразиты.  Чёрная книга. 2 1 1 1 1 2 9 1 1 1 1 1 1 1 1  1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 Теория     Практик    Экскурсии 2 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1   1  1        2 1    1          1 3.9 Ядовитые грибы и растения.  Дружба в природе. 3.10 3.11 Праздник «Мой любимец».  4.  Увлекательная лаборатория. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5­ 4.6 Комнатные растения  и уход за ними. Посев и уход за цветочной рассадой. Операция «Родничок». Проект  «Посади дерево». Проект «Удивительное растение».  1 1 1 6 1 1 1 1 1 6 1 1 2 2 8    1   1    1                                           ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения программы « Юный эколог» обучающиеся научатся:  Различать изученные грибы, ягоды, животные, деревья;  Проводить   несложные   наблюдения   и   ставить   опыты,   используя   простейшее лабораторное оборудование  и измерительные  приборы,  следовать  инструкциям  и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;  Использовать   естественно   –   научные   тексты   с   целью   поиска   и   извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;  Использовать   различные   справочные   издания   (словари,   определители   растений, иллюстрации) для поиска необходимой информации;  Использовать   готовые   модели   (план,   схема,   таблица)   для   выявления   свойств объектов;  Обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и   неживой   природой, взаимосвязи   в   живой   природе,   использовать   их   для   объяснения   необходимости бережного отношения к природе;  Определять   характер   взаимоотношений   человека   с   природой,   находить   примеры влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека;  Выполнять правила безопасного поведения в природе. Обучающиеся получат возможность научиться:  Осознавать   ценность   природы   и   необходимость   нести   ответственность   за   её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в природе  Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции;  Систематизировать представления о растениях, грибах, животных.        Духовно­нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;  2) гражданско­патриотическое воспитание;    3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;  4)   воспитание   здорового   образа   жизни;   5)   экологическое   воспитание;   6) эстетическое воспитание По итогам усвоения обязательного минимума содержания программы занятий по 9 развитию  экологической культуры   младших школьников должны  должны обладать Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» является формирование следующих умений:  Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с точки  зрения  общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.  Объяснять  с   позиции   общечеловеческих   нравственных   ценностей,   почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно  определять  и  высказывать  самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Юный эколог»  является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:  Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.  В   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень успешности   выполнения   своей   работы   и   работы   всех,   исходя   из   имеющихся критериев. Познавательные УУД:  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   самостоятельно  предполагать,   какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать   полученную   информацию:  сравнивать  и  группировать  факты   и явления; определять причины явлений, событий.  Перерабатывать   полученную   информацию:  делать   выводы  на   основе   обобщения знаний.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста.  Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую: информацию в виде текста, таблицы, схемы.  представлять Коммуникативные УУД:  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Читать вслух и про себя тексты справочников и другой литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. 10  Договариваться   с   людьми:   выполняя   различные   роли   в   группе,   сотрудничать   в совместном решении проблемы (задачи).  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметные результаты изучения курса «Юный эколог»   узнавать   по   описаниям,   рисункам,   фотографиям,   гербариям   различные   виды растений, животных, явлений природы;  объяснять, как человек использует  наблюдения в природе;  составлять план наблюдения, опыта, экскурсии;  фиксировать результаты опыта, наблюдения, экскурсии в виде мини­сообщений и проектов;  оценивать правильность поведения людей в природе;  находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать  способы их устранения;  доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;  учиться объяснять своё отношение к растительным и животным организмам, к  результатам наблюдения, опыта, экскурсии;  применять знания о растениях, животных и наблюдениях в жизни;   предлагать, что  можно самому сделать для исправления видимых нарушений;  выращивать и ухаживать за комнатными  и клумбовыми растениями;  пропагандировать знания об охране и бережном отношении природы. Духовно­нравственное развитие и воспитание: 1)   воспитание   нравственного   чувства,   этического   сознания   и   готовности   совершать позитивные поступки, в том числе речевые;  2) гражданско­патриотическое воспитание;    3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;  4)   воспитание   здорового   образа   жизни;   5)   экологическое   воспитание;   6)   эстетическое воспитание

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)

Программа  по внеурочной деятельности   общеинтеллектуального направления младших школьников "Юный эколог" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017