Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс
Оценка 4.9

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Оценка 4.9
Документация +1
docx
технология
1 кл
05.04.2017
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс
Тестопластика 1 кл.docx
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс Пояснительная записка          Декоративно­прикладное   творчество   –   удивительный   вид   творчества,   дающий    В  соответствии  с   требованиями   ФГОС   особое   внимание   уделяется   организации внеурочной   деятельности   по   различным   направлениям.   Программа   дополнительного образования   «ТЕСТОПЛАСТИКА»   имеет  общекультурную  направленность   и предназначена  для разновозрастных категорий обучающихся.      Программа составлена на основе   Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования.    Мир,   в   котором   живет   человек   сегодня,   заставляет   людей   искать   ориентиры, преодолевать   противоречивость   многих   представлений   и   знаний,   образующихся   в результате   неудержимого   потока   информации.   В   поисках   цельности,   в   стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей.   Именно   к   таким   ценностям   и   относит   он   нестареющее,   никогда   не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.   возможность раскрыть свои способности любому человеку.      Изучение декоративно­прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.      Программа   актуальна,  поскольку   является   комплексной,  вариативной,  предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно­эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно­прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.       Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования.      Среди многообразия видов декоративно­прикладной творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие  психические  процессы,   но,  пожалуй,   наиболее  ярко­  творческое  воображение   и мышление.      Лепка   ­   одно   из   полезнейших   занятий   для   ребенка,   одно   из   средств   эстетического воспитания   ­   помогает   формировать   художественный   вкус,   учит   видеть   и   понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.    Лепить   можно   из   разных   пластичных,   экологически   чистых   материалов,   которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.    В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название ­ "Тестопластика". Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто ­ материал   очень   эластичный,   легко   приобретает   форму   и   изделия   из   него     достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства: ­способствует   концентрации   внимания,   заставляет   сосредоточиться   на   процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;  ­стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;  ­активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость   соотнесения   наглядных   символов   со   словесным   (объяснение   приемов лепки,   способов   сборки)   и   перевод   их   значения   в   самостоятельные   действия (самостоятельное выполнение работы);  ­совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;   ­развивает   у   детей   способность   работать   руками   под   контролем   сознания,   у   них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.  Использование   такого   приема,   как   отчет   о   проделанной   работе,   предварительное устное планирование, способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально­ разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического   развития   учащихся.   занятия   лепкой   развивают коммуникативные навыки.   Кроме   того, Соленое   тесто   обладает   удивительными   свойствами:   мягкостью,   пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины , панно ­ все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт.   Взрослые   люди,   попробовав   эту   детскую   забаву,   не   остаются   к   ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Цель   данной   программы   способности, абстрактное мышление и воображение.  Задачи предметные:    –  научить   лепке   из   соленого   теста,  развить   художественные ­знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;  ­научить   детей   владеть   различными   техниками   работы   с   соленым   тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;  ­закреплять   и   расширять   знания,   полученные   на   уроках   технологии, изобразительного   искусства,   математики,   литературы   и   т.д.,  и   способствовать   их систематизации;   ­знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества; ­формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; ­совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;  ­приобретение навыков учебно­исследовательской работы.  Личностные:      развивать   природные   задатки,   творческий   потенциал   каждого   ребенка: фантазию, наблюдательность;  развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;  развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;  пробуждать   любознательность   в   области   народного,   декоративно­ прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;  развивать   смекалку,   изобретательность   и   устойчивый   интерес   к   творчеству художника, дизайнера;   формировать   творческие   способности,   духовность культуры;   развивать   умение   ориентироваться   в проблемных ситуациях;  повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.      Метапредметные: ­формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;  ­приобщать   учащихся   к   системе   культурных   ценностей,   отражающих   богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;  ­побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали   (доброты,   взаимопонимания,   милосердия,   веры   в   созидательные   способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);  ­развивать   потребность   к   творческому   труду,   стремление   преодолевать   трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;  ­добиваться максимальной самостоятельности детского творчества; ­самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; ­самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях; ­определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно; ­определять   план   выполнения   заданий   на  уроках,   внеурочной   деятельности,   жизненных ситуациях под руководством учителя; ­определять   правильность   выполненного  задания     на  основе   сравнения   с   предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; ­корректировать  выполнение   задания  в  соответствии  с   планом,  условиями   выполнения, результатом действий на определенном этапе; ­использовать в работе литературу, инструменты, приборы; ­оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным; ­участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное   отношение   к   делу,   инициативность,   любознательность,   потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.  Ученик научится    : называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной   деятельности;   анализировать   предлагаемую   информацию,   планировать предстоящую   практическую   работу,   осуществлять   корректировку   хода   практической работы,   самоконтроль   выполняемых   практических   действий;   организовывать   свое рабочее   место   в   зависимости   от   вида   работы,   выполнять   доступные   действия   по самообслуживанию.  Ученик получит возможность научиться    : уважительно   относится   к   труду   людей,  понимать   культурно­историческую   ценность традиций,   отраженных   в   предметном   мире,   и   уважать   их,   понимать   особенности проектной   деятельности,   осуществлять   под   руководством   учителя   элементарную проектную   деятельность   в   малых   группах:   разрабатывать   замысел,   искать   пути   его реализации,   воплощать   его   в   продукте,   демонстрировать   готовый   продукт   (изделия, комплексные работы).  Каждое   занятие,   как   правило,   включает   теоретическую   часть   и   практическое выполнение   задания.   Теоретические   сведения   —   это   объяснение   нового   материала, информация   познавательного   характера,   общие   сведения   о   предмете   изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.  Отчет   о   проделанной   работе   позволяет   научить   ребенка   последовательности   в работе, развить навыки самоконтроля.  Обучающиеся  приобретают необходимые в жизни  элементарные знания,  умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.  В процессе   занятий,   накапливая   практический   опыт   в   изготовлении   игрушек, обучающиеся   от   простых   изделий   постепенно   переходят   к   освоению   сложных,   от изменения   каких­то   деталей   игрушки   до   моделирования   и   конструирования   новых игрушек, тематических композиций.  Программа   строится   на   таких   дидактических   принципах,   как   доступность, достоверность, повторяемость и практичность. Задания направлены на приобщение детей к языку художественной выразительности станкового   искусства   (живопись,   графика,   скульптура),   а   также   языка   декоративно­ прикладного   искусства   (аппликация,   декоративные   композиции   из   скульптурного материала)   и   бумажной   пластики.   Кроме   этого,   предполагается   творческая   работа   с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.  Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.  Данные   занятия   способствует   воспитанию   эстетической   культуры   и   трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Программа поможет решить: 1.  учебные   задачи:  освоение   детьми   основных   правил   изображения;  овладение материалами   и   инструментами   изобразительной   деятельности;   развитие   стремления   к общению искусством;  2.воспитательные   задачи:  формирование   эстетического   отношения   к   красоте окружающего   мира;   развитие   умения   контактировать   со   сверстниками   в   творческой деятельности;   формирование   чувства   радости   от   результатов   индивидуальной   и коллективной деятельности;  3.творческие   задачи:  умение   осознанно   использовать   образно­выразительные средства  для   решения   творческой   задачи;   развитие   стремления   к   творческой самореализации средствами художественной деятельности.  В результате обучения учащиеся должны знать:          виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;  историю   ремесел   и   рукоделий,   о   месте   и   роли   декоративно­   прикладного искусства в жизни человека;  народные художественные промыслы России и родного края;  названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;  историю возникновения лепки из солёного теста;  основные приемы работы с соленым тестом;  названия   и   назначения   материалов,   их   элементарные   свойства,   использование, применение и доступные способы обработки;  правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;  об особенностях лепных игрушек; о проектной деятельности.  Должны уметь:        правильно   организовать   свое   рабочее   место;   пользоваться   инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;  соблюдать   правила   безопасности   труда   и   личной   гигиены   при   работе   с различными   инструментами   и   материалами;   выполнять   работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;  сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять  самостоятельность;  последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);  применять разные формы лепки;  определять  последовательность действий при выполнении работы;   изготавливать   объёмные   изображения   людей   и   животных,   предавая   их простейшие движения;  объединять   изображённые   предметы,   соблюдая   пропорции   предметов   и соотнося их между собой.  Ожидаемые результаты: Первый уровень результатов    : приобретение   обучающимися   первоначальных   знаний   о  живописи,   скульптуре, аппликации,   коллаже   и   других   видов   прикладной   деятельности.   Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы. Второй уровень результатов    : расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности. Третий уровень результатов    : закрепление   навыков   обучающихся,  углубление   знаний   и  навыков   проектно­ исследовательской деятельности. Независимо   от   предметного   содержания   у   обучающихся   должны   формироваться общеучебные знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания   о   процессе   учебного   труда   и   выработаны   первоначальные   умения   по   его практической реализации: ­ планирование и организация рабочего места;  ­ рациональное размещение инструментов и материалов;  ­ распределение рабочего времени;  ­ соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; ­ контроль за ходом деятельности;  ­ соотнесение результатов деятельности с образцом;  ­ осуществление сотрудничества при коллективной работе;  ­ соблюдение   безопасных   приемов   труда   при   работе   с   различными   инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;  ­ выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;  ­ выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;  ­ осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;  ­ комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;  ­ выбирать необходимые материалы и инструменты;  ­ оценивать процессы и результат своего труда;  ­ выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.    Условия реализации общеобразовательной программы.       Программа   «Тестопластика»   рассчитана   на   учащихся   начальной   школы, увлекающихся   декоративно­прикладным   творчеством   и   лепкой   из   солёного   теста. Занятия проходят 1 час в неделю, 33 занятия в год. Общекультурное направление «Город мастеров»   Тестопластика. Тематическое планирование (1 класс) № п/п 1. Темы занятий Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки.  Знакомство с лепкой из солёного теста.  1 класс простых деталей.  создания 2. Способы 3. Фигурки и игрушки. 4. Лепка по замыслу. 5. Виртуальная экскурсия в музей. 6.   Подготовка изделий к выставке 7. Оформление выставки. Итого  № п/п 1. 2. Наименование тем Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного  теста. Инструктаж по технике безопасной работы с инструментами и приспособлениями. Способы создания простых деталей «Солнце» и «Месяц» 3. Вазы: «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», «Ваза с ребристыми  полосками», «Низкая ваза». 4. Цветы и листья «Ромашки», «Розочка». Кол­во часов 1 9 15 3 1 1 3 33       Часы        Дата 1 1 1 4 «Простые цветочки», «Колокольчики» 5. 6. Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Лес» Лесные красавицы­ ёлки: «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» 7. Елочные украшения ­ фантазии из колбасок и ленточек 8. Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурцы», «Капуста», «Яблоки», «Сливы» Грибы «Мухомор», «Лисички», Панно «Грибная корзинка» 9. 10. Фигурки животных «Ёжик», «Поросёнок». «Уточка», «Чудесные рыбки» 11. Игрушки и картинки «Паровоз», «Матрёшка», «Кукла»,  «Машинка» 12. Лепка по замыслу 13. Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов 14. Подготовка изделий к выставке 15. Оформление выставки Итого: 33 занятия. Содержание  деятельности 1 класс 3 3 1 3 3 3 3 3 1 1 3 1.Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из   солёного  теста.   (1ч.)  Познакомить   с   приёмами,   которые   используются   в   процессе лепки.   Познакомить  с  основными  инструментами.   Учить     пользоваться     стекой, формочками, скалкой. 2. Способы  создания простых деталей. (9ч.) Учить делать шарик из теста,  лепёшку, колбаску, конус. Познакомить с базовой формой вазы.     Учить декорировать заготовку. Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить   скреплять   простые   детали.   Учить   лепить   ствол   дерева   жгутом   и   по   шаблону. Закреплять  умение  скреплять  детали.   Учить использовать дополнительные материалы. Учить сочетать между собой различные заготовки. 3. Фигурки и игрушки. (15ч.) Научить лепить корзинку, уточнить знание формы ­ диск, шар   .   Учить   лепить   предметы   конусообразной   формы.   Учить   соединять   детали «примазыванием».   Учить   создавать   полые   формы   «оттягиванием»   и   «защипом».   Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа». 4. Лепка по замыслу. (3ч.) Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста. 5. Виртуальная экскурсия в музей. (1ч.) Познакомить с различными видами промыслов, народных промыслов,  основанных на лепке. 6.   Подготовка изделий к выставке. (1ч.)  Учить объединять предметы в композицию, соблюдая  пропорции предметов и соотнося их между собой. 7. Оформление выставки. (3ч.) Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 г.№ 373.  «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке  воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы  различного уровня и напрвленности» ­ письмо МО РФ от 15.10.2003 г.  Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших  поделок. Ростов­на –Дону, ИД «Владис», 2010г. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное  и основное образование. М. Просвещение, 2013 г. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности.  Художественное творчество»  М. Просвещение, 2011 г. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников.  Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и  конспекты занятий (для детей 7­14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего  образования. ­ М.: Вентана­Граф, 2008г. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский  Дом МСП.  2006г. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007г.          

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017