Программа «Неболейка» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья и общее оздоровление организма. Начиная с младшего школьного возраста обеспечивается обучение правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области здорового образа жизни;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формировать установки на сохранение здоровья и следовать им в повседневной жизни.
Программа по внеурочной деятельности «Неболейка»
Составила: Посвященная Л.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению
«Неболейка» предназначена для обучающихся 1 – 4 классов, с учётом реализации её
учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу
жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями и рассчитана на проведение 2 часов в неделю: 1 класс – 66 ч в
год, 2 – 4 классы – 68 ч в год.
Программа построено на основании современных научных представлений о
физиологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности
соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению
«Неболейка» состоит из 7 разделов:
1. «Вот мы в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
2. «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры
поведения во время приёма кулинарные традиции современности и прошлого;
3. «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека,
чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно – двигательного
аппарата;
4. «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в
образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
5. «Чтоб забыть про докторов26 закаливание организма;
6. «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые,
вредные привычки, настроении е в школе и дома;
7. «Вот и стали мы на год взрослей: первая доврачебная помощь в летний период, опасности
летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении
четырёх лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о
здоровье. Закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся.
Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья,
подчёркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных
умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и
правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать
первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие
человека и его успешность в различный уровень деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСодержание программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному
направлению «Неболейка» отражает:
социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует
предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому
себе, отношение к другим людям. Отношение к вещам, отношение к окружающему
миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны
здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному,
стремление быть сильными ловким.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
• принятие представления о здоровом образе жизни, образа «здоровый человек»;
• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
• осознание ответственности каждого человека за общее благополучие;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально
нравственная отзывчивость, сострадание, стремление помочь;
• положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
Клуб « Школы Неболейки»;
• способность к самооценке собственных привычек и поступков с точки зрения
здорового образа жизни;
• начальные навыки сотрудничества и взаимовыручки в разных ситуациях.
Познавательные
• умение находить, выделять и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме ;
• установление причинноследственных связей;
• умение находить выход из ситуации, используя полученные знания.
Регулятивные
• использование речи для регуляции своего действия;
• адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
• умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
• умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные• работа в группе, умение учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• умение обращаться за помощью и предлагать помощь;
• умение выслушать собеседника, аргументировано защищать собственную точку
зрения;
• умение договариваться и приходить к общему решению;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с
лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
№
п/п
дата Название темы
я
ч
а
с
о
в
В
с
е
г
о
з
а
н
я
т
и
я
Т
е
о
р
и
т
.
П
р
а
к
т
.
з
а
н
я
т
и
я
Ф
о
р
м
а
к
о
н
т
р
о
л
I четверть (18 ч)
Что мы знаем о ЗОЖ
По стране Неболейке
В гостях у Мойдодыра
Я хозяин своего здоровья
Правильное питание – залог здоровья. Меню из
трёх блюд
Культура питания. Этикет
Спектакль «Я выбираю кашу»
Что даёт нам море
Светофор здорового питания
II четверть (12 ч)
Сон и его значение для здоровья человека
Закаливание в домашних условиях
День здоровья» Будьте здоровы»
Иммунитет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
5.09
8.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
3.10
6.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
31.10
3.11
14.11
17.11
21.11
24.11
28.11
1.12
5.12
8.12
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
КВН
Викто
ринаКак сохранять и укреплять своё здоровье
Спорт в жизни ребёнка
Слагаемые здоровья
Я и мои одноклассники
Почему устают глаза
III четверть (19 ч)
Гигиена позвоночника. Сколиоз
Шалости и травмы
Я сажусь за уроки. Переутомление и утомление.
Умники и умницы
С. Преображенский» Огородники»
Как защитить себя от болезни (выставка
рисунков)
День здоровья. Самый здоровый класс
IV четверть (14 ч)
Разговор о правильном питании. Вкусные и
полезные вкусности
Мир эмоций и чувств
Вредные привычки
«Веснянка»
В мире интересного
Я и опасность
Чем и как можно отравиться. Кукольный
спектакль А. Колобова «Красивые грибы»
Наши успехи и достижения
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
12.12
15.12
19.12
22.12
9.01
12.01
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
2.02
6.02
9.02
20.02
27.02
2.03
6.03
9.03
13.03
16.03
20.03
23.03
10.04
13.04
17.04
20.04
24.04
27.04
4.05
8.05
11.05
15.05
18.05
22.05
25.05
29.05
Итого: 65ч
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
КВН
Кругл
ый
стол
Научн
о –
практ.
Конф.
Диагн
ост
икаМатериальнотехническое обеспечение учебного процесса:
2.
3. Печатные пособия:
4. Для учителя: Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]:
14 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c
. Дополнительная литература для учителя:
5.
6. 1. Агаджанян, Н.А., Катков, А.Ю. Резервы нашего организма. – М., 1991.
7. 2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
8. 3. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М., Параничева, Т.М. Режим дня школьника. – М.,
Издательский центр «ВентанаГраф», 2003.
9. 4. Копылов, Ю.А., Малыхина, М.В., Полянская, Н.В. Физическое воспитание младшего
школьника в семье. – М., Издательский центр «ВентанаГраф», 2003.
10. 5. Коростелев, Н.Е. От А до Я. – М., 1987.
11. 6. Лисицын, Ю.Н., Радбиль, О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни. – М.,
1986.
12. 7. Сонькин, В.Д., Анохина, И.А. Как правильно закаливать ребенка. – М., Издательский центр
«ВентанаГраф», 2003.
13. Для обучающихся: И. Семёнова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой» Изд.
«Педагогика», 2001 г.
14. Дополнительная литература для обучающихся:
15. 1. О.Остапчук. Детская энциклопедия о здоровом образе жизни. 2004 г.
16. Экранно звуковое обеспечение:
17. проектор
18. интерактивная доска
19. Технические средства обучения:
20. компьютер
6