внеурочная деят. Программа ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ возраст 11-13 лет (5-6-7 кл).docx
Программа по внеурочной деятельности «Вокальное пение» (возраст 1114
лет) МБОУ СШ№75 составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012, с изменениями и дополнениями,
от 3 июля 2016 года № 306ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования со всеми изменениями и дополнениями, приказ
Минобрнауки РФ от 31.12.2015г;
3 .СанПин 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в
общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ№75;
6. Учебный план МБОУ СШ№75 на 20192020 учебный год.
На основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М,
«Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина «Просвещение 2010 г; «Хоровое
пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие.
Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с какимто одним видом работы, другие
слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый
характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное
изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений
дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные
программы не встречались. Представленная программа «Вокальное пение» является авторской и подобных программ в системе
дополнительного образования детей автору не известно.
Новизна программы
Особенность программы «Вокальное пение » в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся
научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
1 В данных условиях программа «Вокальное пение» это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы
работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую
очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков
обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
В Муниципально бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 75» традиционно обучаются дети, наделенные
музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы
вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру,
фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и
навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана
программа дополнительного образования детей «Вокальное пение», направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу оздоровительнокоррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает
строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С
помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из
факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Вокальное пение» это источником раскрепощения, оптимистического
настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений
певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),
навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
2 Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей, воспитание культурно развивающейся
личности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение выразительному пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия
на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении
большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности,
особенно необходимой в период формирования певческих навыков.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 1113 лет.
3 Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные
задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокальнохоровая работа;
занятия по музыкальной грамоте;
музыкальноритмические упражнения;
дыхательная гимнастика.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты:
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовнонравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаковосимволические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
4 использовать знаковосимволические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников.
Предметные результаты:
Знать
элементарные способы воплощения художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и
учебнотворческой деятельности;
нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка.
уметь
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной
фразе;
выражать образное содержание музыки через пластику;
создавать коллективные музыкальнопластические композиции;
исполнять вокальнохоровые произведения.
Планируемые результаты
К концу года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
5 • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной
Содержание учебного курса.
Содержание курса первого года обучения
В программе выделены следующие разделы:
1. Вокальнохоровая работа.
2. Музыкальнотеоретическая подготовка.
3. Теоретикоаналитическая работа.
4. Концертноисполнительская деятельность
Программа отличается от других программ тем, что:
позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области
«Вокальное искусство»;
она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной
студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
6 применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей
чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными
формами);
использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Ямальского
полуострова.
содержание программы «Планета детства» может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной
траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения
вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении;
песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану
воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию
целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической
общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу?
Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими,
лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику,
что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
7 На эти вопросы искали ответы многие педагогивокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и
я при разработке данной программы.
В основу программы «Вокальное пение» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены в первую
очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовлены с учетом богатого опыта Института им.
Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта певицы и педагога по вокалу в третьем поколении.
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм
психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование,
развитие музыкального слуха.
Метод известного учителяисследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей,
подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного
голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Интересен и используется в практике работы вокальной студии «Планета детства» многолетний опыт Н.Б. Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения
Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе.
В основе программы рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской
консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию
самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные
учащимся Н.И. Журавленко.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и
контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими,
вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
принцип единства художественного и технического развития пения;
8 принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности природосообразности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения многообразие индивидуальных исполнительских манер
и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы «Вокальное пение» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций
обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностноориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Возраст обучающихся 1113 лет.
Занятия 1 раз в неделю по 40 минут. Всего в году –35 занятий . Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для
теоретической и практической работы. Состав участников вокального объединения не более 10 человек.
9 В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная
студия.
Условиями отбора детей в вокальное объединение являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим
занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в
том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для
индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с
каждым солистом и одно занятие в группе
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных
мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога,
родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников
вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями,
презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторовклассиков, современных композиторов.
Занятиепостановка, репетиция отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятиеконцерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
10 Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– нагляднослуховой;
– нагляднозрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или
сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят,
кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанра
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё
это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно,
репертуарного плана.
Творческий отчёт
11 проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урокконцерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся,
в призовых местах.
студии.
Необходимые условие реализации программы.
Материальнотехническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов
12 Учебнотематический план
Возраст( 11–14 лет)
№ Разделы, название темы
Часы
теори
я
Прак
тика
Индив.
работа
Общее
количес
тво
часов
I.
1
2
Пение как вид музыкальной деятельности
Вокальнопевческая установка.
Певческая установка в различных ситуациях
сценического действия.
Упражнения на дыхание по методике А.Н.
Стрельниковой.
II.
Совершенствование вокальных навыков
1
2
3
4
5
Пение с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента.
Вокальные упражнения.
Артикуляционный аппарат.
Речевые игры и упражнения
Дыхание, опора дыхания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
3
1
3
13 III.
Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен.
Работа над певческим репертуаром
1
2
3
4
5
Народная песня (пение с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента).
Произведения композиторовклассиков.
Произведениями современных отечественных
композиторов.
1
1
Произведениями
композиторовклассиков.
Сольное пение.
западноевропейских
IV. Элементы хореографии
V.
1
2
3
Формирование музыкальной культуры и
художественного вкуса.
Путь к успеху.
Посещение театров,
выставочных залов.
концертов,
музеев и
Встречи с вокальными детскими коллективами и
обмен концертными программами
VI. Концертноисполнительская деятельность
1
Репетиции
1
1
3
1
2
1
1
2
1
2
2
1
4
1
2
1
1
2
1
2
14 2
Выступления, концерты.
Итого
2
25
3
7
2
35
Содержание программы
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и
«стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение.
Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях
(элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического
и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при
пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в
процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой
атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение
15 артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и
мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука.
Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы
движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью,
мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры»
звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и
певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение
народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов
(фортепиано, аккордеон.).
3.2. Работа с произведениями композиторовклассиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа
над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта
их психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях
современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение
произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение
элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторовклассиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман,
Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторовклассиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской
16 выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы
эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Прослушивание аудио и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их
способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое
исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.
5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся
путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и
т.д. Сбор материалов для архива студии.
5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками,
занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1 «Неразлучные друзья» М.Танич, В. Шаинский
2 «Мой добрый учитель» С.Пейс
3 «Песня о школе
4 «Профессия учитель» Н.Куландина
17 5 «Мама» гр.»Непоседы»
6 «По небу плывут облака»
7 «Поппури на детские песни
8 «В деревне «Ежики» В.Березинский
9 «Мы желаем счастья вам» С.Намин, И.Шаферан
10 «Ромашка ромашка» А.Архипов
11 «У моей России» Г.Струве
12 Шаинский В., сл. Пляцковского М. «Мир похож на цветной луг»
13 «Школа смотрит добрыми глазами»
В программе выделены следующие направления:
голосовые возможности детей
вокальнопевческие навыки.
работа над певческим репертуаром
работа с солистами
элементы хореографии
музыкальнотеоретическая подготовка.
теоретикоаналитическая работа.
18 концертноисполнительская деятельность.
Голосовые возможности детей.
Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического
строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее.
Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения
звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего
предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме.
В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел
голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.
Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то гдето при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и
необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй
октавы, и отмечают как верхний предел голоса.
При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.
Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно,
допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является
отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.
Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.
В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.
В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:
1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»);
2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;
19 3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.
По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:
1) с чисто грудным звучанием;
2) микст, близкий к грудному типу;
3) микст, близкий к фальцетному типу;
4) чистый фальцет.
Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню,
например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом
другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был
выбран самим поющим.
Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.
Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и
субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии
голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном
пении.
Певческое положение гортани в процессе пения
Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или
«задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение
звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у
высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При
правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и
высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка.
Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в
певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить
голову.
20 Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким,
близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь
глазами!
Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта
почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно.
Настройка певческих голосов детей.
При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без
форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого.
Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато,
переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение
на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук
переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп
звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорномышечную дыхательную функцию, что обеспечивает
равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато.
Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке
от неправильного бытового пения и напряженной речи.
Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный
отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств
певческого звука и кантилены.
Методы работы над певческим дыханием.
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.
Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью
рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.
21 Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно
отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в
работе с детским хором.
Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией.
Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Развитие артикуляционного аппарата.
Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.
Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.
Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о»,
который переходит в «а» (окно – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.
Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.
Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.
Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.
Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут
произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.
В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая»
исполняется так: «Вотмчитцатройкапочтовая». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для
протяжного пения.
Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля»,
«ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («ноно», «гопгоп», «цокцок», «стоп
стоп»).
Вокальнопевческая работа.
22 Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть
сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней
подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть
следующими:
– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода
фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость
тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно
возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и
выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
23 Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки,
дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции.
Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на
магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по
полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя
тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а
вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во
время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно
активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны.
Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время
фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление
певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
24 Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что
приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также
порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения
навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на
непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно
сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут
дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
– дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания
группы.
Дирижерские жесты.
25 Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением:
внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной
рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде
занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление).
Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, non legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса,
певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет
свидетельствовать о какомлибо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять
форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в
голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный
«купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть
ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении
26 всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками,
голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами,
силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это
требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения
носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звукообразования.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с
использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение
закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной
резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого
нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка
головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать
пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение
слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал
гласный звук.
27 Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного
аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота
копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертноисполнительской деятельности коллектива.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так
как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию,
артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Их легкость и
занимательность таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и
жестами, они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие методов и приемов, применяемых в
работе с одной моделью, даёт возможность каждый раз поновому взглянуть на неё.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоциональноэстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкальновыразительных и исполнительских средств.
Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только
внутренний слух, но внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в
любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.
28 В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показисполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем
вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных
композиторов.
Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной
песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное
музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их
вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом
возрастных особенностей поющих.
Методика разучивания песен.
Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и
художественной отработки звучания каждого из её куплетов.
При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какиелибо произведения авторов. Затем
обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.
Теоретикоаналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к
печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся
голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Рекомендации при простудных заболеваниях: как беречь голосовой аппарат от заболеваний
– Во время болезни пить как можно больше теплого питья.
– Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом.
29 – Делать компрессы на горло:
а) из смеси водки с растительным маслом;
б) из медовой лепешки (мед с мукой).
– Полоскать раствором соли, соды и йода.
– Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.
– Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.
–При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные и
эвкалиптовые ингаляции.
– Сделать раствор редьки с медом (почистить большую редьку, вырезать середину,
положить пару ложек меда и дать настояться до получения жидкости внутри).
– Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.
– Самое главное – закрыть рот и МОЛЧАТЬ! Будьте здоровы!
Концертноисполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого
коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки,
способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со
специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских
собраниях.
30 Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей
коллективным творчеством.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и,
отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.
• Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.
• Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».
• Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и
вперед.
• Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения
быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.
• Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее
спокойствие.
• Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать
кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
• Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал
немного отдохнуть.
• Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.
• Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
• Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.
31 • Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше
развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.
• Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет
весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого
требует образ.
• Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными
произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.
Список литературы для педагогов:
1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская
методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. ЮреневаКняжинская. М:.2008г..
5. Далецкий О. Н. «О пении»
6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2е издание М. 1977г.
10. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
32 12. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» М. 1964.
15. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» М.Л. 1967.
17. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
18. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
19. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айриспресс,2007г.—95 с:
20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.:
Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айриспресс,2007г.176с.(Методика)
25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айриспресс,2007г.176с.(Методика)
26. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
27. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
28. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
29. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
33 30. Троицкий А. Рокпанорама. – 1986.
31. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзикхоллы. – М., 1983.
32. Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
33. Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.
3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.
РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ
1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.
2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.
3. «Детям нужен мир». М. 1982г.
4. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
34 6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.
7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
8. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.
9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
13. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
15. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
17. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.
18. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
19. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор, 1986.–68 с.
20. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М. Я. ,
23. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1
35 Приложение 1
Календарнотематическое планирование
Возраст 1114 лет 35часов (1 час в неделю)
№
п/п
Наименование изучаемой
темы
Основное
содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
Примечание
36 Дата Тема занятия,
форма
К
ол
во
ча
со
в
Элемент
содержания
Требования к результатам
Контрольнооценочная
(предметным и метапредметным*)
Учащийся научится
Учащийся
деятельность
Вид
Форма
сможет
научиться
Раздел 1: «Пение как вид
музыкальной деятельности» (4 часа)
1 Объяснение целей и
задач вокального
кружка. Знакомство.
понимать
строение
артикуляционного аппарата;
входной
прослуши
вание
входной
прослуши
вание
1
2
3
4
Вводное занятие.
«Вокально
певческая
установка»
беседа
Певческая
установка в
различных
ситуациях
сценического
действия
Прослушивание
детских голосов.
Упражнения на
дыхание по
методике
Строение голосового
аппарата,
техника
безопасности,
включающая в себя
профилактику
перегрузки
заболевания
голосовых связок.
и
1
2
понимать особенности и
возможности певческого голоса;
37 5
6
7
8
9
10
11
12
Стрельниковой
Практ. занят.
Соблюдение правил
вокальнопевческой
установки корпуса во
время пения (сидя,
стоя) для правильной
работы голосового
аппарата.
Раздел 2 Совершенствование вокальных навыков ( 12 часов)
Пение с
сопровождением
и без
сопровождения
муз. инструмента
петь с сопровождением и без
сопровождения отдельные попевки и
фразы из песен; соблюдать гигиену
певческого голоса; чисто интонировать
в произведенях.
2
текущий
творческо
е задание
Вокальные
упражнения
Беседа
Практ. занят.
Артикуляционны
й аппарат
Беседа
Практ. занят.
3 Правильное дыхание
основа вокально
хоровой техники.
Отработка навыка
правильного
певческого дыхания
при помощи
дыхательных
упражнений.
3 Особенности
строения голосового
аппарата,
Формирование
гласных и согласных
звуков в пении и
вречи, скороговорки
в пении и в речи
правильно дышать: делать небольшой
спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном
дыхании;
понимать элементарные дирижерские
жесты и правильно следовать им
(внимание, вдох, начало
звукоизвлечения и его окончание);
на звуке «ля» первой октавы
правильно показать самое красивое
звучание своего голоса, ясно
выговаривая слова песни;
текущий
творческо
е задание
38 13
14
15
16
Речевые игры и
упражнения
1
Развитие чуства
ритма,дикции,
артикуляции.
соблюдать гигиену певческого
текущий
голоса;
творческо
е задание
Дыхание,
Опора дыхания
3 Упражнения
тренирующие вдох и
выдох, воспитание
чувства опоры звука
Упражнения на
дыхание. Считалки,
припевки, дразнилки,
скороговорки.
Петь упражнения шумовые и
озвученные, с паузами и формированием
звука
Раздел 3 Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Работа над певческим репертуаром
(10 часов)
17
текущий
2
Работа с
народной песней
18
19
Работа над чистотой
интонации
и
певческими
навыками в народной
песне
понимать особенности народного
творчества (народные песни),
Уметь петь сольно и в ансамбле,
Исполнять песни в сочетании с
пластическими движениями
творческо
е задание
Произведения
композиторов
классиков
Беседа
Практ. занят.
1
Знакомство с яркими
образцами
музыкальной
культуры. Работа над
выразительностью
исполнения
классических
произведений
узнавать музыку композиторов
классиков (П.И.Чайковский),
современных композиторов
(С.С.Прокофьев).
текущий
творческо
е задание
39 20
21
22
23
24
25
26
Произведения
современных
отечественных
композиторов
Беседа
Практ. занят.
Произведения
западно
европейских
композиторов
классиков
Беседа
Практ. занят.
Сольное
исполнение
Практ. занят.
4
1
2
. Знакомство с
творчеством совр.
Композиторов.
Работа над
выразительностью
исполнения
произведений
. Знакомство с
яркими образцами
музыкальной
культуры
запад.европы.
Работа над
выразительностью
исполнения
произведений
Выразительность
исполнения –
донесение до
слушателя смысла
песни. Выработка
умения делать
остановки между
фразами, выделять
главные слова в
тексте песни. Затем
петь песню, стараясь
точно и
выразительно
передать ее характер
и настроение.
петь легким звуком,
напряжения (не форсировать звук);
без
текущий
творческое
задание
текущий
устный
опрос
петь выразительно, осмысленно, в
спокойном темпе хотя бы одну фразу из
песни (с сопровождением и без
сопровождения);
текущий
творческое
задание
показывать результат обучения
(с
двухголосия
элементам
сопровождением).
40 Раздел 4 Элементы Хореографии (1 час)
27
Элементы
хореографии
1
Разучивание
движений для
передачи образа
песни
Раздел 5 Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса (4 часа)
28
Путь к успеху
Прослушивание
аудио и
просмотр
видеозаписей
концертов
профессиональн
ых певцов
29
30
Посещение
театров,концер
тов
1 Формирование
вокального слуха
учащихся, их
способностей
слышать и
анализировать
голоса
профессиональных
певцов
2 Формирование основ
общей и
музыкальной
культуры,
расширение
кругозора учся
Уметь слушать музыкальные
произведения, уметь погружатся в муз.
произведение
текущий
творческое
задание
Уметь петь индивидуально и в ансамбле
Высказывать свои впечатления
текущий
устный
опрос
41 31
32
33
34
35
Встречи с
детскими
вокальными
коллективами
1 Обмен худ. Опытом
в целях повышения
творческого уровня
учся
текущий
устный
опрос
Раздел 6 Концертноисполнительская деятельность (4 часа)
Текущий
творческое
задание
овладеет способами решения
поискового и творческого характера;
репетиции
2
Отработка каждого
проихведения
Работа над
ритмическим,
динамическим,
тембровым
ансамблем
показывать стремление к активному
участию в деятельности класса и школы
общекультурного направления (участие
в разработке сценариев концертов и
выступление)
итоговый
Анкетиро
вание
Выступления
,концерты
2
Обобщение
музыкальных
впечатлений
обучающихся за
учебный год.
Исполнение
произведений,
выученных за весь
учебный год.
Обобщение
музыкальных
впечатлений
обучающихся за
учебный год.
42 Приложение 1
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Возраст 1114 лет 35часов (1 час в неделю)
43 №
п/п
1
2
3
-
4
Разделы и темы
Колво
часов
Дата проведения
Дата проведения
корректировка
( по плану)
(по факту )
Раздел 1 «Пение как вид музыкальной деятельности» (4
часа)
Вводное занятие. «Вокальнопевческая
установка» беседа
Певческая установка в различных
ситуациях сценического действия
Прослушивание детских голосов.
Упражнения на дыхание по методике
Стрельниковой
Практ. занят.
1
1
2
Раздел 2 Совершенствование вокальных навыков ( 12 часов)
44 Пение с сопровождением и без
сопровождения муз. инструмента
Вокальные упражнения
Беседа
Практ. занят.
Артикуляционный аппарат
Беседа
Практ. занят.
Речевые игры и упражнения
Дыхание,
Опора дыхания
5
-
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
2
3
3
1
3
Раздел 3 Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Работа над певческим
репертуаром
(10 часов)
45 Работа с народной песней
Произведения композиторов классиков
Беседа
Практ. занят.
Произведения современных
отечественных композиторов
Беседа
Практ. занят.
Произведения западноевропейских
композиторов классиков
Беседа
Практ. занят.
Сольное исполнение
Практ. занят.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2
1
4
1
2
Раздел 4 Элементы Хореографии (1 час)
27
Элементы хореографии
1
46 Раздел 5 Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса (4 часа)
28
29
30
31
Путь к успеху
Прослушивание аудио и просмотр
видеозаписей концертов
профессиональных певцов
Посещение театров,концертов
1
2
Встречи с детскими вокальными
коллективами
Раздел 6 Концертноисполнительская деятельность (4 часа)
1
32
репетиции
33
3435 Выступления ,концерты
2
2
47 48
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Программа по внеурочной деятельности "Вокальное пение" возраст 7-9 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.