Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Оценка 4.6

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология +1
5 кл—11 кл +1
28.05.2017
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Юный исследователь" составлена на основе базовой авторской программы "Биология 5-9 классы" Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко. Программа предназначена для учащихся 5 классов, 34 часа в год , 1час в неделю.. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Новизна и ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.Документ
Сучкова Н.В. Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс .docx
Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Рабочая программа по внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной   направленности "Юный исследователь" составлена Сучковой Н.В. на основе базовой  авторской программы "Биология 5­9 классы" Л.Н. Сухоруковой,    В.С. Кучменко,  издательство «Просвещение»  Москва 2015г.    и  разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего  образования. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных  изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с  одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него  общеучебные  умения и навыки, как основу учебной деятельности. Одним из способов  превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в  исследовательской деятельности.       Программа предназначена для учащихся 5 классов,  34 часа в год , 1час в неделю.  Актуальность программы   по внеурочной деятельности  "Юный исследователь"  определяется соответствием виду, миссии и концепции школы №22, направленных на  гуманизацию  образовательного процесса.  Она  основывается на интересе, потребностях  учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с  семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых.  Она  способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального  исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию,  опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и  индивидуальную деятельность.        Педагогическая целесообразность  программы объясняется тем, что  в основе  формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно­познавательной  деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в  библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно­ исследовательской деятельности.  Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к  самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора,  анализа и использования информации.       Новизна и ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают  возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр  требований к научному исследованию. Цель   программы: создание   условий   для   успешного   освоения   учениками   основ исследовательской   деятельности   и   формирование   поисково­исследовательских   и коммуникативных умений  обучающихся. Задачи  в отношении обучающихся:     обучение целеполаганию, планированию , контролю; овладение приемами работы с информацией (сбор и обработка данных, анализ, и  т.д.) обучение  специальным знаниям, умениям и навыкам,  необходимым для проведения самостоятельных исследований; развитие  познавательных  потребностей  и способностей, креативности;  выявление  творческих способностей, склонностей  к различным видам  деятельности. в отношении учителя:   применение педагогических приемов, обеспечивающих самостоятельность  обучающихся в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности; осуществление мониторинга по формированию  универсальных   учебных действий  обучающихся в рамках исследовательской  деятельности обучающихся. Принципы организации внеурочной деятельности: Принцип системности   Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным  процессом. Принцип гуманизации   Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий  для развития способностей детей. Принцип опоры   Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых   Привлечение родителей и детей на  всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи   с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их  мнение, определить их настроение и перспективу.  Принцип успешности   Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим  его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело  оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно,  чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать  реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования   Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным.         Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно  Основные виды деятельности учащихся:      знакомство с научно ­ популярной литературой; лабораторные, самостоятельные, творческие работы;  экскурсия, конференция; участие в конкурсах, олимпиадах, международной  игре "Гелиантус"; проектная деятельность; Планируемые  результаты освоения обучающимися программы внеурочной  деятельности ( в соответствии с ФГОС): Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение  следующих результатов образования:  личностные результаты: познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;    ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе  на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов  требованиям конкретной задачи;   способность к самооценке на основе критериев  успешности внеучебной деятельности;  метапредметные  результаты:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая  умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения  понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои  идеи; умение работать с разными источниками информации;   предметные результаты:  знать признаки биологических объектов: живых  организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем; сущность биологических процессов,  уметь объяснять: роль биологии в формировании  современной естественнонаучной картины мира,  в практической деятельности  людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и  собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;  биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты  окружающей среды; место и роль человека в  природе. оценивать   свои   достижения   в   изучении   курса   и   стремиться   к   преодолению Личностные УУД: • затруднений; • познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • адекватно   понимать   причины   успешности/неуспешности   во   деятельности; понимать   необходимость   учения,   выраженного   в   преобладании   учебно­   внеучебной формирование ответственного отношения к учению, готовности и  • способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и • • здорового образа жизни и здоровье ­ сберегающих технологий; • познанию,  знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ  формировать  личностные  представления о целостности природы.  учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том Коммуникативные УУД : • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,   в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том • числе   не   совпадающих   с   его   собственной,     и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в общении и взаимодействии; • сотрудничестве; • • числе в ситуации столкновения интересов; • • взаимопомощь; Регулятивные УУД: • реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • • оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • других людей; задавать вопросы; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее различать способ и результат действия; моделировать ситуацию. • • Познавательные УУД: • • • • • • осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять   запись   (фиксацию)   выборочной   информации   об   окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,   его строении, свойствах и связях;  Содержание курса в 5 классе Тема1. Введение (4 часа) Биология ­наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная  биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства,  охраны природы. Методы изучения живых организмов. Условия,   необходимые для жизни  организмов.  Биосфера.  Экскурсия: Космическая роль зеленых растений. Исследования:  Живое и неживое под микроскопом. Распространение живых организмов в оболочках  Земли Тема 2.Разнообразие живых организмов. (12 часов) Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Царства живой  природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Систематика. Среда обитания.  Экологические факторы.   Вода как среда обитания. Наземно ­ воздушная ,почвенная,  организменная среды обитания.  Сообщества. Роль организмов в сообществе. Как живут  организмы в природном сообществе. Круговорот веществ и его роль в жизни биосферы.  Значение бактерий и грибов в природном сообществе. Взаимоотношения организмов в  сообществе (конкуренция, хищник­жертва, паразит­хозяин, симбиоз). Демонстрация:  портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные  ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность  организмов, их значение для человека; результаты опытов,  демонстрирующих роль света в  жизни растений. Исследования: схем круговорота веществ, разных типов взаимоотношений между  организмами одного природного сообщества, угадай где я живу, изучение влияния света на  рост и развитие растений, изучение приспособленности живых организмов к жизни в почве. Тема 3. Строение клетки. (12 часов) Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов.  Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория  ­доказательство родства и единства живой природы. Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая  мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии. Строение клетки. Бактерии ­ производители и разрушители органических  веществ в природе. Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и  грибов. Неклеточные формы жизни ­вирусы. Деление клетки ­основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) ­самостоятельные  организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как  производителей органического вещества. Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные ­потребители органических веществ. Одноклеточные грибы. Грибы  ­разрушители органических веществ. Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто  устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы.  Многоклеточные низшие растения. Наиболее просто устроенные многоклеточные  животные: губки и кишечнополостные. Демонстрация: микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных  организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т.ч. цифровые  образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса,  строение плесневых грибов. Исследовательские работы: Исследование листа элодеи с помощью лупы и микроскопа.  Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.  Состав клеток растений. Строение  семени гороха, фасоли, пшеницы. Проращивание семян в разных условиях. Значение  кипячения молока. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Особенности строения колониальных организмов. Тема 4. Ткани живых организмов (6 часов) Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа.  Строение  и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей.  Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и  наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная,  фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных.  Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань ­часть органа. Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных  тканей растений и животных. Исследовательские работы. Исследование особенностей строения тканей листьев  наземного и водного растений. Строение живых и мертвых клеток  механической  ткани.  Строение живых и мертвых клеток  механической  ткани. Строение сосудов и ситовидных  трубок растений. Исследование особенностей строения костных  клеток и клеток крови  человека. Исследование наличия запасающей ткани в клубнях картофеля. Исследование  особенностей строения клеток мыщц, строения нейрона Предполагаемые воспитательные результаты реализации программы. 1.Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: умение установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанное на  взаимопомощи и взаимной поддержке; осознать ценность и значение умственного труда; научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, логические задачи; • • • 2.Результаты второго уровня:  получение школьниками опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд,  культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом: • • • • • владеют коммуникативными моделями поведения; имеют интерес  к творчеству; умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию; развита познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели,  самостоятельность; освоены приемы умственной деятельности, необходимые для решения задач: анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация. 3.Результаты третьего уровня: приобретение опыта самостоятельного социального  действия: • • • • • • вести исследовательские записи; систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать  свои мысли; составлять загадки, ребусы, вести поисковую и исследовательскую работу; заниматься творческой деятельностью; уметь переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта; участвовать в играх, конкурсах, олимпиадах разного уровня. Формы отслеживания результатов:  творческие проекты, презентации, сочинения,  викторины, тесты, кроссворды и т.п. Учебно­методическое  и материально­техническое обеспечение.  CD «Дидактический и раздаточный материал. Биология 5­6 классы». – Волгоград, «Лабораторный практикум. Биология 5­11  класс» (учебное электронное издание). Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ЭОР Единой коллекции. Природоведение 5 класс Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2010. 1С:   Репетитор.   Биология.   –   ЗАО   «1   С»,   1998–2002   гг.   Авторы   –   к.б.н.   А.Г.   Экранно­звуковые пособия: • Учитель, 2014.  • Республиканский мультимедиа центр, 2014. • • • Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова • ред. к.б.н. А.В. Маталина. Виртуальная   школа   Кирилла   и   Мефодия.  Медиатека   по   биологии.   –  «Кирилл   и • Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.  Список научно­методической литературы  1. 2. 3. европейской части России Периодические издания:      Бабенко В. Г. Биология: материалы к урокам­экскурсиям, М.: НЦ ЭНАС, 2002 Корнелио М. П. школьный атлас определитель бабочек, М: Просвещение 2009 Плавильщиков Н. И. Краткий определитель наиболее распространённых  насекомых ­ «Учительская газета»,  ­«Первое сентября»,  ­«Практика административной работы в школе», ­ «Практические советы учителю», ­ «Планета знаний» ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ 1. Центр образовательных ресурсов: http://school­collection.edu.ru/ 2. Педсовет: http://pedsovet.org/ 3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена:  http://www1.ege.edu.ru/ 5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/ 6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window 7. Сеть творческих учителей: http://www.it­n.ru/ 9. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://km­school.ru/company/companies.asp 10. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/ 11. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp 12. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/ 20.Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм» 21.Сайт интернет ­ поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.r Количество часов в теме. Даты Дат а Корре кция  даты 4 часа Теоре т./  Прак тич. +   +  + Календарно ­ тематическое  планирование "Юный исследователь" 1ч в неделю в 5 классе (34 часа) Раздел, тема  1.Введение Цели и задачи, план работы занятий. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Как зарождалась биология. Биологические науки.. Методы изучения живых организмов. Твое  первое исследование  "Живое и неживое под микроскопом" 12 часов +  + Условия для жизни на планете Земля. Биосфера. Исследование      " + Распространение живых организмов в оболочках Земли" Космическая роль зеленых растений. Экскурсия на пришкольный  участок   2.Разнообразие живых организмов +  + Свойства живых организмов. Царства живой природы.  +  + Исследование­дидактическая игра "Раздели на группы " Такие разные организмы.   Исследование "Почему всем хватает  места на Земле" +  + Путешествие в царство систематики.  Игра­ соревнование "Кто я?" +  +  Живые организмы в разных средах обитания.  Экологическое  путешествие  " Друг на друга не похожи".   +   + Кто обитает в воде. Исследование "Угадай где я живу" +   + Наземно ­ воздушная среда обитания. Исследование " Изучение  влияния света на рост и развитие растений"  +  + Кто живет в почве. . Исследование " Изучение приспособленности  № По те ма м 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2. 10 2. 11. 2. 12. 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3. 10 3. 11 3. 12 4. 4.1 4.2 4.3 живых организмов к жизни в почве"    +  + Организм как среда обитания.  Аналитическая работа "Кто такие паразиты" +   + Природное сообщество. Исследование "Лес и его обитатели" +   + Как живут организмы в природном сообществе. Аналитическая  работа   "За что можно сказать спасибо растениям" +   + Круговорот веществ и его роль в жизни биосферы. Исследование  схем круговорота веществ. Значение бактерий и грибов в  природном сообществе. +   + Взаимоотношения организмов в сообществе (конкуренция, хищник­ жертва, паразит­хозяин, симбиоз). Исследование разных типов  взаимоотношений между организмами одного природного  сообщества. 12  часов 3.Строение клетки Путешествие в мир клеток. + +  + Из истории увеличительных приборов. Исследование листа элодеи с помощью лупы и микроскопа.      +  Исследование "Выращивание  мукора  в домашних условиях",  рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха  и плесени. +   + Изучение строения семян. Исследование "Строение семени  гороха,фасоли,пшеницы" +  + Исследовательская работа    "Проращивание семян в разных  условиях." +  + Общие черты строения всех клеток. Практическая работа  "Создание модели клетки" +  + Путешествие в царство бактерий. Роль бактерий в природе и жизни  человека. Исследование "Значение кипячения молока"      + Исследовательская работа    "Сходства и различия в строении  клеток растений, животных и грибов" +   + Многоликие  вирусы.    Исследование особенностей строения  вирусов. Игра "Все по ­ другому" +  + Как растут живые организмы. Исследование процессов деления  клеток. +  + Одноклеточный мир  растений, грибов,  животных.  Исследовательская работа  "Особенности строения колониальных  организмов" +   + Разнообразие многоклеточных растений, грибов, животных.  Исследование особенностей их строения. 6  часов 4.Ткани живых организмов +   + Покровные ткани растений. Исследование особенностей строения  тканей листьев наземного и водного растений. +   + Механические и покровные ткани растений. . Исследование  "Строение живых и мертвых клеток  механичекой  ткани" "Строение сосудов и ситовидных трубок растений" +  + Фотосинтезирующие, образовательные и запасающие  ткани  растений. Исследование наличия запасающей ткани в клубнях 4.4 4.5 4.6 картофеля. +   + Покровные и соединительные ткани животных.  Исследование  особенностей строения костных  клеток и клеток крови  человека. +   + Мышечная и нервная ткань животных. Исследование особенностей  + строения клеток мыщц, строения нейрона. Итоговое занятие. Согласованная работа тканей организма  как   приспособление к жизни.

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса

Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017