Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология +1
5 кл—11 кл +1
28.05.2017
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Юный исследователь" составлена на основе базовой авторской программы "Биология 5-9 классы" Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко. Программа предназначена для учащихся 5 классов, 34 часа в год , 1час в неделю.. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Новизна и ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.Документ
Сучкова Н.В. Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс .docx
Программа по внеурочной деятельности
"Юный исследователь"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной
направленности "Юный исследователь" составлена Сучковой Н.В. на основе базовой
авторской программы "Биология 59 классы" Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко,
издательство «Просвещение» Москва 2015г. и разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с
одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него
общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Одним из способов
превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в
исследовательской деятельности.
Программа предназначена для учащихся 5 классов, 34 часа в год , 1час в неделю.
Актуальность программы по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
определяется соответствием виду, миссии и концепции школы №22, направленных на
гуманизацию образовательного процесса. Она основывается на интересе, потребностях
учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с
семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она
способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального
исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию,
опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в основе
формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебнопознавательной
деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в
библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно
исследовательской деятельности. Система занятий сориентирована не столько на передачу
«готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора,
анализа и использования информации.
Новизна и ценность программы заключается в том, что учащиеся получают
возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр
требований к научному исследованию.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности и формирование поисковоисследовательских и
коммуникативных умений обучающихся.
Задачи
в отношении обучающихся:
обучение целеполаганию, планированию , контролю;
овладение приемами работы с информацией (сбор и обработка данных, анализ, и
т.д.)
обучение специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
выявление творческих способностей, склонностей к различным видам
деятельности.
в отношении учителя:
применение педагогических приемов, обеспечивающих самостоятельность
обучающихся в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;
осуществление мониторинга по формированию универсальных учебных действий
обучающихся в рамках исследовательской деятельности обучающихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
Принцип системности Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным
процессом.
Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий
для развития способностей детей.
Принцип опоры Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на
всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их
мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим
его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело
оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно,
чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать
реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно
Основные виды деятельности учащихся:
знакомство с научно популярной литературой;
лабораторные, самостоятельные, творческие работы;
экскурсия, конференция;
участие в конкурсах, олимпиадах, международной игре "Гелиантус";
проектная деятельность;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности ( в соответствии с ФГОС):
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
личностные результаты:
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев
успешности внеучебной деятельности;
метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи; умение работать с разными источниками информации;
предметные результаты: знать признаки биологических объектов: живых
организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем; сущность
биологических процессов, уметь объяснять: роль биологии в формировании
современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и
собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; место и роль человека в природе.
оценивать свои достижения в изучении курса и стремиться к преодолению
Личностные УУД:
•
затруднений;
•
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
•
адекватно понимать причины успешности/неуспешности во
деятельности;
понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно
внеучебной
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
•
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
•
•
здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
•
познанию,
знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ
формировать личностные представления о целостности природы.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
Коммуникативные УУД :
•
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
•
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
•
сотрудничестве;
•
•
числе в ситуации столкновения интересов;
•
•
взаимопомощь;
Регулятивные УУД:
•
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•
•
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
•
других людей;
задавать вопросы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее различать способ и результат действия;
моделировать ситуацию.
•
•
Познавательные УУД:
•
•
•
•
•
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Содержание курса в 5 классе
Тема1. Введение (4 часа)
Биология наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная
биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства,
охраны природы. Методы изучения живых организмов. Условия, необходимые для жизни
организмов. Биосфера. Экскурсия: Космическая роль зеленых растений. Исследования:
Живое и неживое под микроскопом. Распространение живых организмов в оболочках
Земли
Тема 2.Разнообразие живых организмов. (12 часов)
Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Царства живой
природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Систематика. Среда обитания.
Экологические факторы. Вода как среда обитания. Наземно воздушная ,почвенная,
организменная среды обитания. Сообщества. Роль организмов в сообществе. Как живут
организмы в природном сообществе. Круговорот веществ и его роль в жизни биосферы.
Значение бактерий и грибов в природном сообществе. Взаимоотношения организмов в
сообществе (конкуренция, хищникжертва, паразитхозяин, симбиоз). Демонстрация:
портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные
ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность
организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в
жизни растений.
Исследования: схем круговорота веществ, разных типов взаимоотношений между
организмами одного природного сообщества, угадай где я живу, изучение влияния света на
рост и развитие растений, изучение приспособленности живых организмов к жизни в почве.
Тема 3. Строение клетки. (12 часов)
Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов.
Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория
доказательство родства и единства живой природы.
Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая
мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы.
Бактерии. Строение клетки. Бактерии производители и разрушители органических
веществ в природе.
Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и
грибов. Неклеточные формы жизни вирусы.
Деление клетки основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) самостоятельные
организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как
производителей органического вещества.
Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение
простейших. Животные потребители органических веществ. Одноклеточные грибы. Грибы
разрушители органических веществ.
Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто
устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы.
Многоклеточные низшие растения. Наиболее просто устроенные многоклеточные
животные: губки и кишечнополостные.
Демонстрация: микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных
организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т.ч. цифровые
образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса,
строение плесневых грибов.
Исследовательские работы: Исследование листа элодеи с помощью лупы и микроскопа.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Состав клеток растений. Строение
семени гороха, фасоли, пшеницы. Проращивание семян в разных условиях. Значение
кипячения молока. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
Особенности строения колониальных организмов.
Тема 4. Ткани живых организмов (6 часов)
Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа.
Строение
и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей.
Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и
наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь),
их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная,
фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных.
Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань часть органа.
Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных
тканей растений и животных.
Исследовательские работы. Исследование особенностей строения тканей листьев
наземного и водного растений. Строение живых и мертвых клеток механической ткани.
Строение живых и мертвых клеток механической ткани. Строение сосудов и ситовидных
трубок растений. Исследование особенностей строения костных клеток и клеток крови
человека. Исследование наличия запасающей ткани в клубнях картофеля. Исследование
особенностей строения клеток мыщц, строения нейрона
Предполагаемые воспитательные результаты реализации программы.
1.Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни:
умение установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанное на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
осознать ценность и значение умственного труда;
научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, логические задачи;
•
•
•
2.Результаты второго уровня: получение школьниками опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом:
•
•
•
•
•
владеют коммуникативными моделями поведения;
имеют интерес к творчеству;
умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
развита познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели,
самостоятельность;
освоены приемы умственной деятельности, необходимые для решения задач: анализ,
синтез, сравнение, аналогия, классификация.
3.Результаты третьего уровня: приобретение опыта самостоятельного социального
действия:
•
•
•
•
•
•
вести исследовательские записи;
систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать
свои мысли;
составлять загадки, ребусы, вести поисковую и исследовательскую работу;
заниматься творческой деятельностью;
уметь переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые
функции объекта;
участвовать в играх, конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Формы отслеживания результатов: творческие проекты, презентации, сочинения,
викторины, тесты, кроссворды и т.п.
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение.
CD «Дидактический и раздаточный материал. Биология 56 классы». – Волгоград,
«Лабораторный практикум. Биология 511 класс» (учебное электронное издание).
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под
ЭОР Единой коллекции. Природоведение 5 класс
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2010.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г.
Экраннозвуковые пособия:
•
Учитель, 2014.
•
Республиканский мультимедиа центр, 2014.
•
•
•
Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
•
ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и
•
Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова,
к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Список научнометодической литературы
1.
2.
3.
европейской части России
Периодические издания:
Бабенко В. Г. Биология: материалы к урокамэкскурсиям, М.: НЦ ЭНАС, 2002
Корнелио М. П. школьный атлас определитель бабочек, М: Просвещение 2009
Плавильщиков Н. И. Краткий определитель наиболее распространённых насекомых
«Учительская газета»,
«Первое сентября»,
«Практика административной работы в школе»,
«Практические советы учителю»,
«Планета знаний» ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
1. Центр образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/
2. Педсовет: http://pedsovet.org/
3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена:
http://www1.ege.edu.ru/
5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
7. Сеть творческих учителей: http://www.itn.ru/
9. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://kmschool.ru/company/companies.asp
10. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/
11. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp
12. Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
20.Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм»
21.Сайт интернет поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.r
Количество
часов в теме.
Даты
Дат
а
Корре
кция
даты
4 часа
Теоре
т./
Прак
тич.
+
+ +
Календарно тематическое планирование
"Юный исследователь"
1ч в неделю в 5 классе (34 часа)
Раздел, тема
1.Введение
Цели и задачи, план работы занятий.
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Как зарождалась биология.
Биологические науки.. Методы изучения живых организмов. Твое
первое исследование "Живое и неживое под микроскопом"
12 часов
+ + Условия для жизни на планете Земля. Биосфера. Исследование "
+
Распространение живых организмов в оболочках Земли"
Космическая роль зеленых растений. Экскурсия на пришкольный
участок
2.Разнообразие живых организмов
+ + Свойства живых организмов. Царства живой природы.
+ +
Исследованиедидактическая игра "Раздели на группы "
Такие разные организмы. Исследование "Почему всем хватает
места на Земле"
+ + Путешествие в царство систематики. Игра соревнование "Кто я?"
+ + Живые организмы в разных средах обитания. Экологическое
путешествие " Друг на друга не похожи".
+ + Кто обитает в воде. Исследование "Угадай где я живу"
+ + Наземно воздушная среда обитания. Исследование " Изучение
влияния света на рост и развитие растений"
+ + Кто живет в почве. . Исследование " Изучение приспособленности
№
По
те
ма
м
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7 2.8
2.9
2.
10
2.
11.
2.
12.
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.
10
3.
11
3.
12
4.
4.1
4.2
4.3
живых организмов к жизни в почве"
+ + Организм как среда обитания. Аналитическая работа "Кто такие
паразиты"
+ + Природное сообщество. Исследование "Лес и его обитатели"
+ + Как живут организмы в природном сообществе. Аналитическая
работа "За что можно сказать спасибо растениям"
+ + Круговорот веществ и его роль в жизни биосферы. Исследование
схем круговорота веществ. Значение бактерий и грибов в
природном сообществе.
+ + Взаимоотношения организмов в сообществе (конкуренция, хищник
жертва, паразитхозяин, симбиоз). Исследование разных типов
взаимоотношений между организмами одного природного
сообщества.
12 часов
3.Строение клетки
Путешествие в мир клеток.
+
+ + Из истории увеличительных приборов. Исследование листа элодеи
с помощью лупы и микроскопа.
+
Исследование "Выращивание мукора в домашних условиях",
рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
+ + Изучение строения семян. Исследование "Строение семени
гороха,фасоли,пшеницы"
+ + Исследовательская работа "Проращивание семян в разных
условиях."
+ + Общие черты строения всех клеток. Практическая работа
"Создание модели клетки"
+ + Путешествие в царство бактерий. Роль бактерий в природе и жизни
человека. Исследование "Значение кипячения молока"
+ Исследовательская работа "Сходства и различия в строении
клеток растений, животных и грибов"
+ + Многоликие вирусы. Исследование особенностей строения
вирусов. Игра "Все по другому"
+ + Как растут живые организмы. Исследование процессов деления
клеток.
+ + Одноклеточный мир растений, грибов, животных.
Исследовательская работа "Особенности строения колониальных
организмов"
+ + Разнообразие многоклеточных растений, грибов, животных.
Исследование особенностей их строения.
6 часов
4.Ткани живых организмов
+ + Покровные ткани растений. Исследование особенностей строения
тканей листьев наземного и водного растений.
+ + Механические и покровные ткани растений. . Исследование
"Строение живых и мертвых клеток механичекой ткани"
"Строение сосудов и ситовидных трубок растений"
+ + Фотосинтезирующие, образовательные и запасающие ткани
растений. Исследование наличия запасающей ткани в клубнях 4.4
4.5
4.6
картофеля.
+ + Покровные и соединительные ткани животных. Исследование
особенностей строения костных клеток и клеток крови
человека.
+ + Мышечная и нервная ткань животных. Исследование особенностей
+
строения клеток мыщц, строения нейрона.
Итоговое занятие. Согласованная работа тканей организма как
приспособление к жизни.
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Программа по внеурочной работе по биологии для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.