Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики , успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба. Рассчитана на 2 часа занятий в неделю.
programma_po_voleybolu.docx
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на основе требований федерального компонента
государственного стандарта общего образования 2004 года по авторской комплексной
программе физического воспитания учащихся.
Рассчитана на 2 часа в неделю.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают
привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них
физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю,
целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных
предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в
общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно
учиться, меньше болеть. Ученики , успешно освоившие программу, смогут участвовать в
соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств.
Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма,
чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по
волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила
соревнований В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению
техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в
соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для
повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебновоспитательной работы заложении в принципе совместной
деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили
нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической,
тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных по 1,52
часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебнотренировочных занятий, также выделяют и отдельные
занятиясеминары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые
ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять
разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об
изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
1. в целом;
2. по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались
некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Материальнотехническое обеспечение занятий. Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24*12м.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и
инвентарь:
1. сетка волейбольная 2шт.
2. стойки волейбольные
3. гимнастическая стенка 1 шт.
4. гимнастические скамейки10шт.
5. гимнастические маты3шт.
6. скакалки 5 шт.
7. мячи набивные (масса 1кг) 3шт.
8. мячи волейбольные – 2 шт.
9. рулетка 1шт.
Учебнотематический план (68 часов).
№п/п
1
2
3
4
5
Содержание
Теория
Специальная подготовка техническая
Специальная подготовка тактическая
ОФП
Соревнования
Колво часов
2
42
20
На каждом занятии
4
Тематика занятий: Теория (2 часа ). История возникновения волейбола. Развитие
волейбола. Правила игры в миниволейбол.
Техническая подготовка (42 часа).
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения).
Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом,
правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча,
подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в
различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча
кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания;
подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу,
прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами).
Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача
двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи
вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над
собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через
сетку с расстояния 9 м; подача через сетку изза лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом
разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по
мячу ).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 36 м. нижняя прямая подача.
Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Тактическая подготовка (20 часов) Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для
второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком
зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон
6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача
игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при
приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Общефизическая подготовка (на каждом занятии)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости,
координационных, скоростносиловых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого .
Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со
скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание
вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание
ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину,
вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Соревнования (4 часа)
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и
проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и
проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке
проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По
зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в
обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней
следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты
передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе
способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных
попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или
выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается
количество правильно выполненных заданий и качество.
№
1
1
правила
Тема занятия
элементы
содержания
2
Теория 1ч
3
Требования к
уровню
подготовки
4
Дата
проведения
план
факт
5
Размеры площадки.
Основные ошибки. Техника
безопасности.
Знать правила
соревнований
Уметь выполнять
технические элементы
Техническая
подготовка – 42ч
Техника приема и
передача мяча.
Игра «пионербол»
Стойка игрока.
Перемещение в сойке
Верхняя передача мяча в
парах с шагом.
Приём мяча двумя
руками снизу
Верхняя передача мяча
в парах, тройках.
Нижняя прямая подача и
нижний прием мяча.
Прямой нападающий
удар. Учебная игра.
2
3
4
5
6
7
8
Бег 30 м, многоскоки.
Стойка игрока. Перемещение
в стойке. Передача двумя
руками сверх у на месте.
Эстафеты. Подвижные игры с
элементами волейбола.
Передача двумя руками
сверх у на месте. Эстафеты.
Подвижные игры с
элементами волейбола.
Бег 30 м, многоскоки.
Стойка игрока. Перемещение
в стойке. Передача двумя
руками сверх у на месте.
Эстафеты. Подвижные игры с
элементами волейбола.
Стойка игрока. Перемещение
в стойке. Передача двумя
руками сверх у на месте.
Эстафеты. Подвижные игры с
элементами волейбола.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Уметь выполнять
технические элементы
Уметь выполнять
технические элементы
Уметь выполнять
технические элементы
Уметь выполнять
технические элементы
Уметь выполнять
технические элементы
Уметь выполнять
технические элементы 9
Позиционное нападение.
Учебная игра
10 Комбинации из передвижений и
остановок игрока.
11 Учебная игра. Развитие
координационных способностей
12 Учебная игра. Развитие
координационных способностей
13 Учебная игра. Развитие
координационных способностей
14 Учебная игра. Развитие
координационных способностей
15 Учебная игра. Развитие
координационных способностей
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
16
. Нападение через 3ю зону.
Учебная игра.
17
. Нападение через 3ю зону.
Учебная игра.
18
. Нападение через 3ю зону.
Учебная игра. 19
. Нападение через 3ю зону.
Учебная игра.
20
. Нападение через 3ю зону.
Учебная игра.
21 Игра «Мяч через сетку»
по основным правилам
22 Игра в волейбол по основным
правилам с привлечением
учащихся
к судейству
23 Повторный инструктаж
по технике безопасности
Двусторонняя игра
24
25
Техника приема и
передача мяча.
Игра «пионербол»
Техника приема и
передача мяча.
Игра «пионербол»
26
Стойка игрока.
Перемещение в сойке
27
Стойка игрока.
Перемещение в сойке
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические 28
Верхняя передача мяча в
парах с шагом.
29
Верхняя передача мяча в
парах с шагом.
30 Приём мяча двумя
руками снизу
31 Приём мяча двумя
руками снизу
32
Верхняя передача мяча
в парах, тройках.
33
Верхняя передача мяча
в парах, тройках.
34 Нижняя прямая подача и
нижний прием мяча.
35 Нижняя прямая подача и
нижний прием мяча.
36 Прямой нападающий
удар. Учебная игра.
37 Прямой нападающий
удар. Учебная игра.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические 38 Позиционное нападение.
Учебная игра
39 Позиционное нападение.
Учебная игра
40 Позиционное нападение.
Учебная игра
41 Комбинации из передвижений и
остановок игрока.
42 Комбинации из передвижений и
остановок игрока.
43 Комбинации из передвижений и
остановок игрока.
45 Комбинации из передвижений и
остановок игрока.
46
Верхняя подача мяча
47
Верхняя подача мяча
48
Верхняя подача мяча
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические 49 Нижняя подача мяча
50 Нижняя подача мяча
51 Нижняя подача мяча
52
Двухсторонняя игра с
элементами волейбола
53
Двухсторонняя игра с
элементами волейбола
54
Двухсторонняя игра с
элементами волейбола
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
55
Верхняя подача, нижний прием Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
56
Верхняя подача, нижний прием Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
57
Верхняя подача, нижний прием Разминка . Стойка игрока.
58 Нападающий удар,
нижний прием
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические 59 Нападающий удар,
нижний прием
60 Нападающий удар,
нижний прием
61 Прямой нападающий
удар. Учебная игра.
62 Прямой нападающий
удар. Учебная игра.
63
Верхняя передача мяча в
парах с шагом.
64
Верхняя передача мяча в
парах с шагом.
65
Соревнование в группах
66
Соревнование в группах
67
Соревнование в группах
68
Соревнование. Итоговое
занятие
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
Разминка . Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические
элементы
Уметь выполнять
технические Передача двумя руками
сверху на месте. Игра без
подач.
элементы
Учебники:
1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин,
Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов
Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под
редакцией М.Я.Виленского
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6е издание,
Москва «Просвещение» 2010.
2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под
редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6е издание,
Москва «Просвещение» 2010.
3. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под
редакцией В.И.Ляха
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6е издание,
Москва «Просвещение» 2011.
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Программа по волейболу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.