Программа по воспитательной работе "Мозаика"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по воспитательной работе для начальных классов рассчитана на 4 года. Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Итог программы: воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене. Программа имеет практическую ценность, устраняя пассивность ребёнка, формируя творца.Программа по воспитательной работе
Иконка файла материала мозаика.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8. Программа по воспитательной работе «Мозаика». Учитель начальных классов 1 категории Кравченко Наталья Владимировна 2015 г.Пояснительная записка Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям   Стандарта,   Концепции   и   Примерной   программы   духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если   общество   развивается   стабильно,   возникают   и   в   таком   обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня   в   нашей   стране   (безработица,   преступность,   разводы,   доступность   и использование   незаконных   или   вредных   лекарственных   средств,   вплоть   до наркотиков,   отсутствие   личных   и профессиональных   целей,  смещение   ценностей)   делает   процесс   воспитания еще более трудным.   сексуальная   распущенность, Модернизация   российской   системы   образования,   научно­технический прогресс   и   быстро   меняющиеся   условия   общественной   жизни   обусловили необходимость формирования и развития активной, творческой, духовно – нравственной личности, способной реагировать на смену обстоятельств. Для достижения максимального результата необходимо взаимодейст­ вие обучения и воспитания. В начальной школе, где классный руководитель ­ учитель предметник, преподающий большую часть предметов, проводящий с детьми большую часть учебного времени, это взаимодействие осуществить проще. Для достижения наиболее эффективного результата была разработана данная программа. Актуальность программы Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно ­ нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную   задачу   формирования   в   единстве   сознания   и   поведения   младшего школьника. Очень   важно,   чтобы   повседневная   жизнь   и   деятельность   школьников были   разнообразными,   содержательными,   насыщенными   работой   над осознанием   общественных   событий   и   строились   на   основе   самых   высоких нравственных отношений. Инновационность воспитательной программы заключается в:  использовании метода проектов для создания целостной основы  воспитания и социализации учащихся в рамках духовно­ нравственного  развития;  возможности адаптировать традиционные формы работы к  современным требованиям, целям; наличии заинтересованности участников образовательного процесса в  реализации данной программы;  согласии   многих   родителей   оказывать   поддержку   в   решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся. Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи:   формировать основы морали – осознанной обучающимися  необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;  формировать основы нравственного самосознания личности (совести) –  способности младшего школьника формулировать собственные  нравственные обязательства, осуществлять нравственный  самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать  нравственную оценку своим и чужим поступкам;  формировать способность открыто выражать и отстаивать свою  нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к  собственным намерениям, мыслям и поступкам;  развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость,  понимание и сопереживание другим людям;  Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей. Срок реализации программы­ 4 года (1­4 класс) Ожидаемые результаты:    активная жизненная позиция школьника;  приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;  патриотическое и гражданское самосознание;  уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;   соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и песням; эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;  представление о семье как о высшей ценности гражданского общества,  воспитание   выпускника   начальной   школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.Программа имеет практическую ценность, устраняя пассивность ребёнка,  формируя творца. Программа состоит из 4­х блоков: 1. блок: «Мы ­ школьники». 2. блок: «Познай себя». 3. блок: «Я среди людей».  4. блок: «Я и мир вокруг». Сроки реализации программы: 2015­ ­2019 ГОДЫ. Исполнители основных мероприятий программы: ученический коллектив 1 Г класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», родительский комитет класса, учителя, работающие в классе. Источники финансирования:  Благотворительные средства родителей. Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах: > принцип   открытости:   учащиеся   участвуют   в   планировании   жизни класса   совместно   с   классным   руководителем,   вносят   коррективы   и предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний; > принцип деятельности:  учащимся нужна активная, полезная и зна­ чимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты; > принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять воз­ можность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интере­ сов, личных качеств; > принцип   обратной   связи:   необходимо   изучать   мнение,   настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях; > принцип сотворчества:  учащиеся   имеют  право  выбора   партнера  по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сце­ нарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности; > принцип   успешности:   каждому   учащемуся   необходимо   чувствовать собственную значимость и успешность. Для  реализации  задач  воспитательная  работа   в  классе  проводится  по  сле­ дующим направлениям: 1. Духовно­нравственное: • • • • • эстетическое; этическое; экологическое; толерантность; гражданское и патриотическое. 2. Спортивно­оздоровительное воспитание: • физическое воспитание;• навыки здорового образа жизни; • профилактика вредных привычек. 3. Художественно­эстетическое. 4. Интеллектуальное воспитание. 5. Семья: собрание родителей; • • родительский комитет; • индивидуальная работа с родителями; • совместные досуговые мероприятия. Организация воспитательной работы в классе включает в себя следую­ щие уровни взаимодействия: A. Работа с коллективом воспитанников. Б. Индивидуальная работа с воспитанниками. B. Работа с родителями. Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в  классе.  Д. Работа с социально­психологической службой школы. Формы работы с коллективом воспитанников: • классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального,  творческого содержания; • проведение совместных праздников (родители, педагоги,  учащиеся); • просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедий­ ной продукции; экскурсии по городу и Пермскому краю; • • тестирование, анкетирование; • работа с музеями • • участие в акциях благотворительной направленности; • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка,  спортивно­оздоровительные мероприятия • проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых  поэзия); игр. Формы индивидуальной работы с учащимися: • беседы; • контроль успеваемости и посещаемости уроков; • вовлечение в коллективные дела класса и школы. • организационные и тематические родительские собрания; Формы работы с родителями:• лекторий для родителей; • День открытых дверей; • проведение совместных мероприятий (выставки, экскурсии, конкурсы); • • индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога,  анкетирование и тестирование родителей; врачей­специалистов, психолога); совместные с родителями праздники, собрания. • Формы работы с педагогами, работающими в классе: • беседы; • консультации для классного руководителя и родителей; • посещение занятий; • проведение совместных классных часов. Формы работы с психологом школы: • диагностика и анкетирование; • индивидуальные консультации. Формы работы с заместителем директора по BP и социальным педагогом школы: • курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных се­ мей, учащихся, находящихся под опекой; • оказание социальной и материальной помощи; • контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска». • рейд в семьи учащихся, находящихся на учете в «Группе риска», • индивидуальные консультации. Совет профилактики; В   результате   осуществления   программы   должен   повыситься   нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная   толерантность,   позитивная   социализация   выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализа­ ции, а также самореализации в спорте. Список литературы: 1. Воспитательные  программы «Воспитание  социально­компетентностной личности»   (авт.   С.   В.   Кирдянкина),   «Одарённые   дети»   (авт.   С.   В. Кирдян­   кина),   «Колокол   желаний»,  «Счастливое   детство»  (авт.   Фи­ латова И. В.).2. Программа факультативного курса «Школа и нравственное воспитание личности» (авт. JI. И. Лаврентьева, Н. И. Куликова, Э Г. Ерина). 3. Программа курса «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, Москва: «Нестле» «Олма­пресс», 2004. 4. Я  ­  гражданин России! О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва, 5. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Под ред.Н. Б. Шумаковой, Москва: «Вако», 2006. М: «Просвещение», 2006. 6. Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н.  Степанова. М., 2005. 7. Воспитание школьников \ научно­методический журнал №2. М.,2007. 8. Воспитание школьников \ научно­методический журнал №4. М.,2007. 9. Воспитание школьников \ научно­методический журнал №8. М.,2007. 10.Классный руководитель \ научно­методический журнал №7. М.,2007. 11.Классный руководитель \ научно­методический журнал №3. М.,2007. 12.Классный руководитель \ научно­методический журнал №8. М.,2007. Планирование воспитательной работы. 1 блок: «Мы ­ школьники». Цель:  Развитие умения общаться и сотрудничать.  Задачи: 1.Изучить индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности. 2. Начать работу над формированием коллектива. 3. Учить учиться. 4.Развивать творческие способности через участие в мероприятиях различного уровня. Ожидаемый   результат:  создание   сплочённого   коллектива   с положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом учения. Направление Духовно­  нравственное Сроки Ответственные кл.  руководитель,  родители, актив  класса  октябрь  декабрь  февраль февраль 1 раз в месяц Вид деятельности Диагностики: 1.Уровень воспитанности. 2.Уровень комфортности. 3.Уровень  удовлетворённос ти.       4.Уровень  адаптации.Классные часы по культуре поведения: 1.   Я   ­   школьник. Что это значит? 2. Я среди  людей. 3. Кто я   и   как   я выгляжу? 4.   Они   такие   же, как   мы.   (Кого   мы называем инвалидами?) 5.Человек   и   его имя. 6. Я ­   личность. Мои роли. КВН к Дню  Защитника  Отечества. Конкурсы рисунков:  1. «Наши бабушки и деды». 2.Экологического  плаката. 3. «День  Победы». Посещение  музеев. Посещение театра, выставок.   цирка, Конкурсы рисунков: 1. «В каждом рисунке солнце». 2.Рисунки асфальте. на Викторина  «В гостях у сказки». Художественно   ­ эстетическое февраль в течение года в течение года в течение года  в течение года кл. руководитель, родители,   актив класса декабрь декабрьИнтеллектуально е Спортивно­ оздоровительное сентябрь май кл. руководитель, родители,   актив класса в течение года в течение года раз в четверть по 2 раза в месяц кл. руководитель кл. руководитель, родители,   актив класса кл. руководитель февраль учителя физкультуры Новогодний праздник. Праздники:  1.День Знаний. 2.Умники умницы. 3.Прощание   с   1 классом. и   Экскурсии запись   библиотеку. и в Игра «Крестики ­ нолики».   по для   и   игры, Сбор и проверка медицинской документации.  День Здоровья. Беседы, практические занятия правилам дорожного движения пожарной безопасности. Классные   часы по   здоровому питанию: 1.Если   хочешь быть здоров. 2.Роль правильного питания   здоровья организма. 3.Самые полезные продукты. 4.Как   правильно есть. Игра  «Весёлыев течение года кл. руководитель,  родители, актив  класса 1 раз в четверть кл. руководитель Семья старты» Праздник.  День Именинника. Изготовление  подарков к  праздникам.  Родительские  собрания на темы: 1.Организационно е собрание (сбор  данных о детях и  их семьях). 2. «Наши дети: их особенности. Взаимоотношения в коллективе». 3.   «Темперамент или плохое поведение» (диагностика темперамента). 4. Итоговое   родитель­ ское собрание. 2 блок: «Познай себя». Цель:  Формирование адекватной самооценки, желания само  реализоваться, ответственности за свои поступки. Задачи: 1. Изучать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и по­ требности. 2. Пробудить интерес ребёнка к самому себе. 3. Развитие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Ожидаемый   результат:  воспитание   личности   с   адекватной самооценкой, стремящейся к самосовершенствованию, ответственной за свои поступки. Направление Вид деятельности Сроки ОтветственныеДуховно­  нравственное Диагностики: 1.Уровень воспитанности. 2.Уровень комфортности. 3.Уровень  удовлетворённос ти.   4.Индивидуальн ые особенности  личности. октябрь  ноябрь  декабрь февраль 1 раз в месяц кл.  руководитель,  родители, актив  класса  Классные часы по культуре поведения: 1.Я и мои роли. 2.Отношение   к старшим. 3.Отношение   к учителю. 4.Плохо одному. 5.Товарищи друзья. 6.Вежливость   и этикет. Праздник «23 +  8». и   февраль в течение года в течение года Конкурсы рисунков:  1.   «От   внуков   с любовью». 2. Экологического плаката. 3.  Поздравительны е открытки к  Дню Победы. Посещение  музеев. Художественно   ­ эстетическое Посещение театра, выставок.   цирка, Конкурс поделок в течение года  сентябрь   ­ кл. руководитель, родители,   актив классаиз   природного материала. октябрь декабрь ноябрь март в течение года Конкурсы рисунков: 1. «Зимняя  сказка». 2. «Наша школа». Викторина «В  стране  Литературии». Конкурсы стихов, сказок. Новогодний праздник. Праздники:  1.День Знаний. 2.Умники умницы. Экскурсии библиотеки. и   сентябрь май в течение года в кл. руководитель, родители,   актив класса Интеллектуальны е игры. в течение года 1 раз в четверть по 2 раза в месяц кл. руководитель кл. руководитель, родители,   актив класса кл. руководитель   по   игры, Сбор и проверка медицинской документации.  День Здоровья. Беседы, практические занятия правилам дорожного движения пожарной безопасности. Классные   часы по   здоровому питанию: 1.На  вкус и цвет   и Интеллектуально е Спортивно­ оздоровительноефевраль учителя физкультуры   найти товарищей нет. 2.Что нужно есть, чтобы стать сильнее. 3.Где   витамины весной? 4.Овощи,   ягоды, фрукты   –   самые полезные продукты. Игра  старты» «Весёлые Семья Праздник.  День Именинника. Изготовление  подарков к  праздникам.  в течение года кл. руководитель,  родители, актив  класса 1 раз в четверть кл. руководитель   «1­е   1­е Что Родительские  собрания на темы: 1.Организационно е собрание. 2. результаты. отметки.   дальше?». 3. «Индивидуальные особенности личности. влияние успеваемость.» 4. Итоговое   Их на   родитель­ ское собрание.  Планы на  будущее.3 блок: «Я ­ среди людей». Цель: Воспитание толерантности к себе и к окружающим.                 Задачи: 1. Развивать систему представлений о самом себе 2. Учить взаимодействию с другими людьми. Ожидаемый   результат:  воспитание   личности,   сознающей   свою личную   и   социальную   ответственность,   умеющую   самостоятельно принимать моральные решения. Направление Вид Сроки Ответственные 1 раз в месяц кл. руководитель, родители,   актив класса Духовно­ нравственное деятельности Классные часы по культуре поведения: 1. Азбука этики. 2. Я – личность. 3.   Устав   – основной   закон школы. 4.   Человек   и   его имя. 5. Я и мои друзья. 6. Верность слову. 7. Речевой этикет. 8. Умение общаться. 9. Отзывчивость и доброта.     Месячник пожилого человека: 1. Беседа «Пожилые люди – что   мы   об   этом знаем?» 2. рисунков «Бабушка дедушкой рядышком». Праздник: День учителя. Семейный очаг. Выставка     с КВН  к   Дню октябрь октябрь ноябрь ­ декабрьзащитника Отечества. февраль Урок мужества. май Посещение музеев. Художественно   ­ эстетическое Посещение театра, выставок.   цирка, в течение года в течение года Конкурс   рисунков «Наша школа». октябрь Конкурс новогодних газет. декабрь Неделя   детской книги.  Посещение библиотеки. март Конкурс  «А   ну­ка девочки!» Праздники: 1.Новогодний праздник. 2. Масленица. 3. День смеха Праздники:  1.День Знаний. 2.Умники умницы. Экскурсии библиотеки. и   март декабрь февраль апрель сентябрь май в в течение года Интеллектуальное кл. руководитель, родители,   актив класса кл. руководитель кл.   руководитель, родители кл. руководитель, родители,   актив класса кл. руководитель, родители,   актив класса кл. руководитель Интеллектуальны е игры. Марафон знаний в течение года февраль Спортивно­ Сбор   и   проверка в течение года кл. руководительоздоровительное медицинской документации. День Здоровья. 1 раз в четверть   игры, в течение года   Беседы, практические занятия правилам дорожного движения пожарной безопасности.   по и кл. руководитель, родители,   актив класса 1 раз в месяц Классные   часы по   здоровому питанию: значит   1.Что правильное питание? 2.   Что   нужно есть   в   разное время года? 3. Как правильно питаться,   если занимаешься спортом? 4.   Где   и   как готовят пищу? 5. Как правильно накрыть стол?   Где   взять 6. витамины весной? «Весёлые Игра  старты». учителя физкультуры февраль Семья Праздник.  День Именинника. в течение года кл. руководитель,родители,   актив класса 1 раз в четверть кл. руководитель Изготовление  подарков к  праздникам.  День открытых  дверей. Родительские  собрания на темы: 1.Организационно е собрание  (особенности 3­го  года обучения). 2. Итоги четверти. Способы  повышения  успеваемости. 3.  Взаимоотношения в классе.  Положительные  эмоции и их  значение. 4. Итоги года.  Планы на  будущее. 4 блок: «Я и мир вокруг». Цель: Воспитание и развитие целостной личности.                                    Задачи: 1. Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения и 2. Развивать и совершенствовать эмоциональную и волевую  навыки. сферу. 3. Воспитывать у учащихся духовно­нравственное  самосознание.  Ожидаемый результат: воспитание выпускника начальной школы,  готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем  звене. Направление Вид Сроки Ответственные1 раз в месяц кл. руководитель, актив класса октябрь декабрь декабрь –  февраль в течение года Духовно­  нравственное деятельности Классные часы по культуре  поведения: 1. Культура  поведения и такт. 2. Культура  общения. 3. Человек и его  имя. 4. Моя малая  Родина. 5.Чувство,  настроение,  характер. 6. Поступки  человека и его  характер. 7. Нравственные  отношения в  коллективе. 8. Мода и  школьная одежда. 9. Человек в  природе и его  здоровье. Праздник –  концерт к Дню  пожилого  человека. Беседа,  изготовление  подарков к Дню  инвалидов. Беседы: 1.Что такое  конституция? 2. Ваши права и  обязанности. Посещение  музеев.в течение года кл. руководитель, родители,   актив класса Художественно   ­ эстетическое Посещение театра, выставок, библиотек.   цирка, Участие конкурсах рисунков выставках.     в и Создание классной газеты. Спортивно­ оздоровительное Сбор   и   проверка медицинской документации. в течение года кл. руководитель кл. руководитель, родители,   актив класса День Здоровья. 1 раз в четверть   игры, по   1   разу   в четверть   Беседы, практические занятия правилам дорожного движения пожарной безопасности. по и   Классные   часы по   здоровому питанию: 1 раз в месяц 1.Польза молочных продуктов 2.Блюда зерна.   из 3.Какую   пищу можно   найти   в лесу?   4. продуктов рыбы. Польза   из5. Дары моря. 6.«Кулинарное путешествие   по России».   можно выбор 7.Что приготовить, если ограничен?   8.Как   правильно вести   себя   за столом? Спортивные соревнования. в течение года учителя физкультуры кл. руководитель, родители,   актив класса кл. руководитель, родители,   актив класса Интеллектуальное Серия   викторин «50 вопросов» в течение года Предметные олимпиады. Праздник  «День Знаний» «Прощание   начальной школой» декабрь – апрель сентябрь с май Семья Праздник.  День Именинника. в течение года 1 раз в четверть Изготовление  подарков к  праздникам.  Родительские  собрания на темы: 1.Организационно е собрание  (особенности 4­го  года обучения). 2. «Наши дети. Их  индивидуальные  особенности.Взаимоотношения в классе». 3. «Успехи детей.  Подготовка к 5­му классу». 4. Итоговое  собрание.