Программа по воспитательной работе для начальных классов рассчитана на 4 года. Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Итог программы: воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене. Программа имеет практическую ценность, устраняя пассивность ребёнка, формируя творца.Программа по воспитательной работе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 8.
Программа по воспитательной работе
«Мозаика».
Учитель начальных классов 1 категории
Кравченко Наталья Владимировна
2015 г.Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на
основе «Примерной программы духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует
требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже,
если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе
проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего
дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и
использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до
наркотиков,
отсутствие личных и
профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания
еще более трудным.
сексуальная распущенность,
Модернизация российской системы образования, научнотехнический
прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни обусловили
необходимость формирования и развития активной, творческой, духовно –
нравственной личности, способной реагировать на смену обстоятельств.
Для достижения максимального результата необходимо взаимодейст
вие обучения и воспитания. В начальной школе, где классный руководитель
учитель предметник, преподающий большую часть предметов, проводящий с
детьми большую часть учебного времени, это взаимодействие осуществить
проще. Для достижения наиболее эффективного результата была разработана
данная программа.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности
получают достаточно большой объем духовно нравственных представлений.
Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют
представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают?
Нет, не всегда. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем
важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего
школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников
были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над
осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких
нравственных отношений.
Инновационность воспитательной программы заключается в:
использовании метода проектов для создания целостной основы
воспитания и социализации учащихся в рамках духовно нравственного
развития;
возможности адаптировать традиционные формы работы к
современным требованиям, целям; наличии заинтересованности участников образовательного процесса в
реализации данной программы;
согласии многих родителей оказывать поддержку в решении
поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного
и компетентного гражданина России.
Задачи:
формировать основы морали – осознанной обучающимися
необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в
обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
формировать основы нравственного самосознания личности (совести) –
способности младшего школьника формулировать собственные
нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формировать способность открыто выражать и отстаивать свою
нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к
собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость,
понимание и сопереживание другим людям;
Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы 4 года (14 класс)
Ожидаемые результаты:
активная жизненная позиция школьника;
приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
патриотическое и гражданское самосознание;
уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и песням;
эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
представление о семье как о высшей ценности гражданского общества,
воспитание выпускника начальной школы,
готового к успешной деятельности и реализации
себя в среднем звене.Программа имеет практическую ценность, устраняя пассивность ребёнка,
формируя творца.
Программа состоит из 4х блоков:
1. блок: «Мы школьники».
2. блок: «Познай себя».
3. блок: «Я среди людей».
4. блок: «Я и мир вокруг».
Сроки реализации программы: 2015 2019 ГОДЫ.
Исполнители основных мероприятий программы: ученический коллектив
1 Г класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», родительский
комитет класса, учителя, работающие в классе.
Источники финансирования:
Благотворительные средства родителей.
Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:
> принцип открытости: учащиеся участвуют в планировании жизни
класса совместно с классным руководителем, вносят коррективы и
предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
> принцип деятельности: учащимся нужна активная, полезная и зна
чимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и
навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;
> принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять воз
можность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интере
сов, личных качеств;
> принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение,
степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;
> принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по
выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сце
нарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
> принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать
собственную значимость и успешность.
Для реализации задач воспитательная работа в классе проводится по сле
дующим направлениям:
1. Духовнонравственное:
•
•
•
•
•
эстетическое;
этическое;
экологическое;
толерантность;
гражданское и патриотическое.
2. Спортивнооздоровительное воспитание:
• физическое воспитание;• навыки здорового образа жизни;
• профилактика вредных привычек.
3. Художественноэстетическое.
4. Интеллектуальное воспитание.
5. Семья:
собрание родителей;
•
• родительский комитет;
• индивидуальная работа с родителями;
•
совместные досуговые мероприятия.
Организация воспитательной работы в классе включает в себя следую
щие уровни взаимодействия:
A. Работа с коллективом воспитанников.
Б. Индивидуальная работа с воспитанниками.
B. Работа с родителями.
Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в
классе.
Д. Работа с социальнопсихологической службой школы.
Формы работы с коллективом воспитанников:
• классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального,
творческого содержания;
• проведение совместных праздников (родители, педагоги,
учащиеся);
• просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедий
ной продукции;
экскурсии по городу и Пермскому краю;
•
• тестирование, анкетирование;
• работа с музеями
•
• участие в акциях благотворительной направленности;
• тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка,
спортивнооздоровительные мероприятия
• проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых
поэзия);
игр.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
• беседы;
• контроль успеваемости и посещаемости уроков;
• вовлечение в коллективные дела класса и школы.
• организационные и тематические родительские собрания;
Формы работы с родителями:• лекторий для родителей;
• День открытых дверей;
• проведение совместных мероприятий (выставки, экскурсии, конкурсы);
•
• индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога,
анкетирование и тестирование родителей;
врачейспециалистов, психолога);
совместные с родителями праздники, собрания.
•
Формы работы с педагогами, работающими в классе:
• беседы;
• консультации для классного руководителя и родителей;
• посещение занятий;
• проведение совместных классных часов.
Формы работы с психологом школы:
• диагностика и анкетирование;
• индивидуальные консультации.
Формы работы с заместителем директора по BP и социальным
педагогом школы:
• курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных се
мей, учащихся, находящихся под опекой;
• оказание социальной и материальной помощи;
• контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска».
• рейд в семьи учащихся, находящихся на учете в «Группе риска»,
• индивидуальные консультации.
Совет профилактики;
В результате осуществления программы должен повыситься нравственный
уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание,
коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников,
должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализа
ции, а также самореализации в спорте.
Список литературы:
1. Воспитательные программы «Воспитание социальнокомпетентностной
личности» (авт. С. В. Кирдянкина), «Одарённые дети» (авт. С. В.
Кирдян кина), «Колокол желаний», «Счастливое детство» (авт. Фи
латова И. В.).2. Программа факультативного курса «Школа и нравственное воспитание
личности» (авт. JI. И. Лаврентьева, Н. И. Куликова, Э Г. Ерина).
3. Программа курса «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, т.
А. Филлипова, А. Г. Макеева, Москва: «Нестле» «Олмапресс», 2004.
4. Я гражданин России! О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва,
5. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Под ред.Н. Б. Шумаковой,
Москва: «Вако», 2006.
М: «Просвещение», 2006.
6. Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н.
Степанова. М., 2005.
7. Воспитание школьников \ научнометодический журнал №2. М.,2007.
8. Воспитание школьников \ научнометодический журнал №4. М.,2007.
9. Воспитание школьников \ научнометодический журнал №8. М.,2007.
10.Классный руководитель \ научнометодический журнал №7. М.,2007.
11.Классный руководитель \ научнометодический журнал №3. М.,2007.
12.Классный руководитель \ научнометодический журнал №8. М.,2007.
Планирование воспитательной работы.
1 блок: «Мы школьники».
Цель:
Развитие умения общаться и сотрудничать.
Задачи:
1.Изучить индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности.
2. Начать работу над формированием коллектива.
3. Учить учиться.
4.Развивать творческие способности через участие в мероприятиях различного
уровня.
Ожидаемый результат:
создание сплочённого коллектива с
положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом
учения.
Направление
Духовно
нравственное
Сроки
Ответственные
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
октябрь
декабрь
февраль
февраль
1 раз в месяц
Вид
деятельности
Диагностики:
1.Уровень
воспитанности.
2.Уровень
комфортности.
3.Уровень
удовлетворённос
ти.
4.Уровень
адаптации.Классные часы по
культуре
поведения:
1. Я школьник.
Что это значит?
2. Я среди
людей.
3. Кто я и как я
выгляжу?
4. Они такие же,
как мы. (Кого мы
называем
инвалидами?)
5.Человек и его
имя.
6. Я личность.
Мои роли.
КВН к Дню
Защитника
Отечества.
Конкурсы
рисунков:
1. «Наши бабушки
и деды».
2.Экологического
плаката.
3. «День
Победы».
Посещение
музеев.
Посещение
театра,
выставок.
цирка,
Конкурсы
рисунков:
1. «В каждом
рисунке солнце».
2.Рисунки
асфальте.
на
Викторина
«В
гостях у сказки».
Художественно
эстетическое
февраль
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
декабрь
декабрьИнтеллектуально
е
Спортивно
оздоровительное
сентябрь
май
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
в течение года
в течение года
раз в четверть
по 2 раза в месяц
кл. руководитель
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
кл. руководитель
февраль
учителя
физкультуры
Новогодний
праздник.
Праздники:
1.День Знаний.
2.Умники
умницы.
3.Прощание с 1
классом.
и
Экскурсии
запись
библиотеку.
и
в
Игра «Крестики
нолики».
по
для
и
игры,
Сбор и проверка
медицинской
документации.
День Здоровья.
Беседы,
практические
занятия
правилам
дорожного
движения
пожарной
безопасности.
Классные часы
по здоровому
питанию:
1.Если хочешь
быть здоров.
2.Роль
правильного
питания
здоровья
организма.
3.Самые
полезные
продукты.
4.Как правильно
есть.
Игра
«Весёлыев течение года
кл. руководитель,
родители, актив
класса
1 раз в четверть
кл. руководитель
Семья
старты»
Праздник.
День Именинника.
Изготовление
подарков к
праздникам.
Родительские
собрания на темы:
1.Организационно
е собрание (сбор
данных о детях и
их семьях).
2. «Наши дети: их
особенности.
Взаимоотношения
в коллективе».
3. «Темперамент
или
плохое
поведение»
(диагностика
темперамента).
4. Итоговое
родитель
ское собрание.
2 блок: «Познай себя».
Цель:
Формирование адекватной самооценки, желания само
реализоваться, ответственности за свои поступки.
Задачи:
1. Изучать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и по
требности.
2. Пробудить интерес ребёнка к самому себе.
3. Развитие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Ожидаемый результат: воспитание личности с адекватной
самооценкой, стремящейся к самосовершенствованию, ответственной
за свои поступки.
Направление
Вид
деятельности
Сроки
ОтветственныеДуховно
нравственное
Диагностики:
1.Уровень
воспитанности.
2.Уровень
комфортности.
3.Уровень
удовлетворённос
ти.
4.Индивидуальн
ые особенности
личности.
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
1 раз в месяц
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
Классные часы по
культуре
поведения:
1.Я и мои роли.
2.Отношение к
старшим.
3.Отношение к
учителю.
4.Плохо одному.
5.Товарищи
друзья.
6.Вежливость и
этикет.
Праздник «23 +
8».
и
февраль
в течение года
в течение года
Конкурсы
рисунков:
1. «От внуков с
любовью».
2. Экологического
плаката.
3.
Поздравительны
е открытки к
Дню Победы.
Посещение
музеев.
Художественно
эстетическое
Посещение
театра,
выставок.
цирка,
Конкурс поделок
в течение года
сентябрь
кл.
руководитель,
родители, актив
классаиз природного
материала.
октябрь
декабрь
ноябрь
март
в течение года
Конкурсы
рисунков:
1. «Зимняя
сказка».
2. «Наша школа».
Викторина «В
стране
Литературии».
Конкурсы стихов,
сказок.
Новогодний
праздник.
Праздники:
1.День Знаний.
2.Умники
умницы.
Экскурсии
библиотеки.
и
сентябрь
май
в течение года
в
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
Интеллектуальны
е игры.
в течение года
1 раз в четверть
по 2 раза в месяц
кл. руководитель
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
кл. руководитель
по
игры,
Сбор и проверка
медицинской
документации.
День Здоровья.
Беседы,
практические
занятия
правилам
дорожного
движения
пожарной
безопасности.
Классные часы
по здоровому
питанию:
1.На вкус и цвет
и
Интеллектуально
е
Спортивно
оздоровительноефевраль
учителя
физкультуры
найти
товарищей нет.
2.Что
нужно
есть, чтобы стать
сильнее.
3.Где
витамины
весной?
4.Овощи, ягоды,
фрукты – самые
полезные
продукты.
Игра
старты»
«Весёлые
Семья
Праздник.
День Именинника.
Изготовление
подарков к
праздникам.
в течение года
кл. руководитель,
родители, актив
класса
1 раз в четверть
кл. руководитель
«1е
1е
Что
Родительские
собрания на темы:
1.Организационно
е собрание.
2.
результаты.
отметки.
дальше?».
3.
«Индивидуальные
особенности
личности.
влияние
успеваемость.»
4. Итоговое
Их
на
родитель
ское собрание.
Планы на
будущее.3 блок: «Я среди людей».
Цель: Воспитание толерантности к себе и к окружающим.
Задачи:
1. Развивать систему представлений о самом себе
2. Учить взаимодействию с другими людьми.
Ожидаемый результат: воспитание личности, сознающей свою
личную и социальную ответственность, умеющую самостоятельно
принимать моральные решения.
Направление
Вид
Сроки
Ответственные
1 раз в месяц
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
Духовно
нравственное
деятельности
Классные часы по
культуре
поведения:
1. Азбука этики.
2. Я – личность.
3.
Устав –
основной закон
школы.
4. Человек и его
имя.
5. Я и мои друзья.
6. Верность слову.
7. Речевой этикет.
8.
Умение
общаться.
9. Отзывчивость и
доброта.
Месячник
пожилого
человека:
1.
Беседа
«Пожилые люди –
что мы об этом
знаем?»
2.
рисунков
«Бабушка
дедушкой
рядышком».
Праздник:
День учителя.
Семейный очаг.
Выставка
с
КВН
к Дню
октябрь
октябрь
ноябрь декабрьзащитника
Отечества.
февраль
Урок мужества.
май
Посещение
музеев.
Художественно
эстетическое
Посещение
театра,
выставок.
цирка,
в течение года
в течение года
Конкурс рисунков
«Наша школа».
октябрь
Конкурс
новогодних газет.
декабрь
Неделя детской
книги. Посещение
библиотеки.
март
Конкурс «А нука
девочки!»
Праздники:
1.Новогодний
праздник.
2. Масленица.
3. День смеха
Праздники:
1.День Знаний.
2.Умники
умницы.
Экскурсии
библиотеки.
и
март
декабрь
февраль
апрель
сентябрь
май
в
в течение года
Интеллектуальное
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
кл. руководитель
кл. руководитель,
родители
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
кл. руководитель
Интеллектуальны
е игры.
Марафон знаний
в течение года
февраль
Спортивно
Сбор и проверка в течение года
кл. руководительоздоровительное
медицинской
документации.
День Здоровья.
1 раз в четверть
игры,
в течение года
Беседы,
практические
занятия
правилам
дорожного
движения
пожарной
безопасности.
по
и
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
1 раз в месяц
Классные часы
по здоровому
питанию:
значит
1.Что
правильное
питание?
2.
Что нужно
есть в разное
время года?
3. Как правильно
питаться,
если
занимаешься
спортом?
4. Где и как
готовят пищу?
5. Как правильно
накрыть стол?
Где взять
6.
витамины
весной?
«Весёлые
Игра
старты».
учителя
физкультуры
февраль
Семья
Праздник.
День Именинника.
в течение года
кл.
руководитель,родители, актив
класса
1 раз в четверть
кл. руководитель
Изготовление
подарков к
праздникам.
День открытых
дверей.
Родительские
собрания на темы:
1.Организационно
е собрание
(особенности 3го
года обучения).
2. Итоги четверти.
Способы
повышения
успеваемости.
3.
Взаимоотношения
в классе.
Положительные
эмоции и их
значение.
4. Итоги года.
Планы на
будущее.
4 блок: «Я и мир вокруг».
Цель: Воспитание и развитие целостной личности.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения и
2. Развивать и совершенствовать эмоциональную и волевую
навыки.
сферу.
3. Воспитывать у учащихся духовнонравственное
самосознание.
Ожидаемый результат: воспитание выпускника начальной школы,
готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем
звене.
Направление
Вид
Сроки
Ответственные1 раз в месяц
кл.
руководитель,
актив класса
октябрь
декабрь
декабрь –
февраль
в течение года
Духовно
нравственное
деятельности
Классные часы по
культуре
поведения:
1. Культура
поведения и такт.
2. Культура
общения.
3. Человек и его
имя.
4. Моя малая
Родина.
5.Чувство,
настроение,
характер.
6. Поступки
человека и его
характер.
7. Нравственные
отношения в
коллективе.
8. Мода и
школьная одежда.
9. Человек в
природе и его
здоровье.
Праздник –
концерт к Дню
пожилого
человека.
Беседа,
изготовление
подарков к Дню
инвалидов.
Беседы:
1.Что такое
конституция?
2. Ваши права и
обязанности.
Посещение
музеев.в течение года
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
Художественно
эстетическое
Посещение
театра,
выставок,
библиотек.
цирка,
Участие
конкурсах
рисунков
выставках.
в
и
Создание
классной газеты.
Спортивно
оздоровительное
Сбор и проверка
медицинской
документации.
в течение года
кл. руководитель
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
День Здоровья.
1 раз в четверть
игры,
по 1 разу в
четверть
Беседы,
практические
занятия
правилам
дорожного
движения
пожарной
безопасности.
по
и
Классные часы
по здоровому
питанию:
1 раз в месяц
1.Польза
молочных
продуктов
2.Блюда
зерна.
из
3.Какую пищу
можно найти в
лесу?
4.
продуктов
рыбы.
Польза
из5. Дары моря.
6.«Кулинарное
путешествие по
России».
можно
выбор
7.Что
приготовить,
если
ограничен?
8.Как правильно
вести себя за
столом?
Спортивные
соревнования.
в течение года
учителя
физкультуры
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
кл.
руководитель,
родители, актив
класса
Интеллектуальное Серия викторин
«50 вопросов»
в течение года
Предметные
олимпиады.
Праздник
«День Знаний»
«Прощание
начальной
школой»
декабрь – апрель
сентябрь
с
май
Семья
Праздник.
День Именинника.
в течение года
1 раз в четверть
Изготовление
подарков к
праздникам.
Родительские
собрания на темы:
1.Организационно
е собрание
(особенности 4го
года обучения).
2. «Наши дети. Их
индивидуальные
особенности.Взаимоотношения
в классе».
3. «Успехи детей.
Подготовка к 5му
классу».
4. Итоговое
собрание.