Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
01.04.2018
Классный руководитель – это человек, который отвечает за воспитание личности ребенка в соответствии с требованиями общества. Его цели совпадают с целями каждого родителя. Поэтому учителю необходимо правильно построить работу с родителями для создания условий социальной реабилитации и адаптации детей. Данная работа включает в себя способы этого взаимодействия.Данная работа включает в себя способы взаимодействия классного руководителя и родителей..
Программа по воспитательной работе Семья и школа.doc
Пояснительная записка.
Классный руководитель это первое лицо в школе, которое несет
ответственность за воспитание личности ученика в соответствии с требованиями
общества.
Основная цель классного руководителя (общая с целью
родителей) – создание условия для свободного развития физических и
духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными
потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Классный руководитель должен осуществлять комплексный подход
к воспитанию учащихся. Чтобы решить задачи воспитания, ему
необходимо:
охватить различными формами воспитания всех без исключения
учащихся;
сочетать в процессе воспитания разнообразные методы и приемы
воспитательного воздействия;
осуществлять тесное взаимодействие в воспитательном процессе
школьной организации, семьи и общественности;
обеспечивать единство воспитания и самовоспитания;
постоянно проверять и учитывать результаты воспитания и
корректировать на этой основе воспитательный процесс.
Цель работы с родителями
: объединить усилия школы и семьи
для создания условий социальной реабилитации и адаптации
детей.
В работе с семьей программа предусматривает решение
следующих задач:
организация процесса воспитания на основе глубоких знаний,
особенностей каждой личности ребенка, всего детского коллектива,
органической составной частью которых должно быть глубокое знание
условий воспитания детей в семье;
оказание постоянной и всесторонней помощи семье в воспитании
детей;
своевременное корректирование процесса семейного воспитания на
основе знаний, полученных при изучении воспитания детей в семье.
Как организатор, классный руководитель, исходя из целей и задач
семьи и школы в воспитании детей, должен обеспечить единство средств
воспитания, их целенаправленность. Особое место среди них должна
занимать коллективная деятельность.
Данная программа предусматривает решение и такой первостепенной задачи классного руководителя, как формирование детского коллектива,
коллектива родителей, обеспечение их общения.
Их выполнение и составляет объединение ряда основных факторов,
формирующих личность и сфер деятельности школьников, родителей, учителя.
Главная цель такого общения и взаимодействия, как и
каждого из них в отдельности, состоит в передаче молодежи опыта,
накопленного старшим поколением, т.е. включение старшего поколения в
решение всех задач воспитания.
Установление контактов с семьей, с родителями учащихся это начало
всех начал. Каждый классный руководитель должен использовать весь свой
опыт, педагогические знания и интуицию на то, чтобы расположить к себе
родителей, завоевать их симпатии добрым и вдумчивым обращением к детям,
высокой культурой и доброжелательностью.
Эта программа призвана помочь преодолеть следующие трудности и
недостатки в работе родителей с детьми:
1) Дефицит общения родителей с детьми.
2) Неумение организовать трудовое воспитание детей путем
включения их в трудовые процессы.
3) Наличие отрицательных примеров из жизни родителей.
4) Бессистемность воспитательных действий родителей.
5) Система запретов как основа семейного воспитания.
6) Несогласованность действий со школой и разногласия с ней.
7) Снижение воспитательной активности некоторых родителей по мере
взросления детей.
8) Опоздание в принятии решений, т.е. запаздывающая педагогическая
«диагностика».
Установление контактов с семьей с целью преодоления недостатков в
семейном воспитании, трудностей, с которыми встречается семья, обязательно. В
каждом конкретном случае классный руководитель должен уметь показать
родителям последствия ошибок, должен терпеливо и последовательно совместно
с родителями добиваться положительного результата.
Программа определяет функции классного руководителя при работе с
родителями:
1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
2. Выработка единства требований семьи и школы к ребенку.
Первоосновой в выработке этого единства требований являются
«Правила для учащихся» документ, который определяет круг обязанностей
ребенка. В решении этой задачи одного присутствия родителей на классных
собраниях, на лекциях, недостаточно:
взаимодействие предполагает совпадение (единство) морального влияния, единство индивидуального подхода, совпадение организационных начал. Наряду с
этим классный руководитель обязан раскрыть родителям и все другие
необходимые условия , которые те должны создать в семье, чтобы
формирование личности протекало успешно, полноценно. При этом следует
указать на то обстоятельство, что рекомендации классного руководителя по
воспитанию детей должны согласовываться с законом о правах и
обязанностях родителей.
3. Организация коллектива родителей, развитие его воспитательного
потенциала.
Это сложная и важная функция. Она предполагает высокий уровень
психолого – педагогической подготовки учителя. Классный руководитель должен
безошибочно выбирать формы и методы работы, дающие нужный результат в
воспитательной деятельности по любому из направлений. Коллектив родителей,
как всякий коллектив, должен иметь свою организацию, органы управления,
распределение обязанностей. Высшим органом коллектива родителей класса
считается родительское собрание. Необходимо подробно рассказать о правах
этого общественного органа, охарактеризовать вкратце основные вопросы,
которые можно и рекомендуется выносить на собрание коллектива, о силе его
решений, о порядке и сроках проведения.
Вовлечение родителей в общественную работу в школе расширяет их
опыт воспитательной деятельности: требования и педагогические нормы
школьного воспитания переносятся на семейное воспитание, сливаются воедино
позиции и деятельность классного руководителя и родителей. Активная
педагогическая работа на общественных началах является мощным средством
создания сплоченного родительского коллектива. Итак, нужно включить,
увлечь и заинтересовать этой работой каждого родителя.
Условно всю описанную выше работу по сплочению коллектива
нужно назвать первичным организационно – просветительным этапом, на котором
обязательна передача полномочий родительскому комитету через его
включение в решение части вопросов (анализа анкет, составление плана и
графиков внеклассной работы с детьми, подбор материалов к собранию и
т.д.).
Второй этап практический. Он заключается в создании материальной
базы для внеклассной воспитательной работы, а также в оказании всемерной
и постоянной помощи в работе с детьми.
Третий этап педагогический анализ совместной деятельности
педагогического и родительского коллектива (выявление интересов, участие в
работе кружков и секций).
Четвертый этап оценочно – корригирующий. Он обычно приурочивается
к концу полугодия или учебной четверти. Родительский комитет класса, учитывая охват детей внеклассной работой и ее результаты, обращается с
конкретными рекомендациями в адрес отдельных семей.
4. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их
педагогической культуры.
Для полного выполнения данной функции нужно соблюдать следующие
требования:
давать педагогические знания, обеспечивающие постоянное развитие и
рост воспитательной активности отцов и матерей;
педагогическое просвещение родителей должно носить опережающий,
предупредительный характер;
рассматривать передовой опыт семейного воспитания;
педагогическое просвещение должно утвердиться как обязательное;
5. Укрепление и развитие контактов с шефами класса, советами
содействия семье и школе.
6. Ведение документации по работе с родителями учащихся с целью
изучения и развития воспитательной активности семьи.
Выбор форм и методов определяется рядом постоянно действующих
факторов: конкретными условиями работы школы, особенностями личности
классного
семейного воспитания детей,
педагогической подготовленностью родительского коллектива и т.д.
Рекомендуется использовать такие формы работы с родителями:
руководителя, особенностями
1. Индивидуальная – это наиболее сложный вид общения классного
руководителя с родителями. Она используется и организуется для
конкретизации, уточнения знаний классного руководителя об индивидуальных
особенностях ребенка и их обусловленности семейным воспитанием, а также и
для влияния на личность родителей, в частности для согласования
индивидуального подхода к ребенку и выработки индивидуальной программы
развития личности школьника.
К этой форме относятся:
а) характеристика ученика – это документ о развитии личности, о ее
основных индивидуальных особенностях;
б) индивидуальное педагогическое поручение родителям, выполняемое на
общественных началах;
в) индивидуальная педагогическая беседа;
г) работа с неблагополучными семьями;
д) педагогическая консультация, которая осуществляется как искренняя,
задушевная беседа отцов и матерей с педагогами и другими
специалистами.
2. Групповая:
а) работа с классными родительским комитетом; б) групповое собрание – беседа – форма, которая редко практикуется, но
это достаточно эффективная дифференцированная работа с семьей.
Используется тогда, когда приблизительно одни и те же недостатки
отмечаются в воспитании детей в ряде семей.
3. Массовая:
а) педагогическая лекция – самая популярная форма педагогического
просвещения;
б) «Родительский день»;
в) вечера вопросов и ответов, которые представляют собой
концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным
вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на
них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение;
г) общешкольное родительское собрание;
д) классное родительское собрание;
е) тематические собрания проводятся по наиболее актуальным
вопросам воспитания с привлечением материалов, собранных родительским
комитетом класса о состоянии семейного воспитания, уровне воспитанности
школьников. Эти собрания обеспечивают выявление и учет всех точек
зрения и мнений, выработку коллективных решений и единый подход к их
выполнению каждой семьей, каждым родителем;
ж) собрания – диспуты нацелены на актуализацию внимания родителей
по определенным проблемам;
з) тренинги.
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика.
В первую очередь ее необходимо использовать в работе с коллективом
родителей. Любая информация, которую классный руководитель может
получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и
ребенку неоценимую услугу.
Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей
накладывают на классного руководителя определенные обязанности.
В первую очередь, это соблюдение строгой конфиденциальности и
нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.
Во – вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят
объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий
сомнение, нуждается в дополнительной проверке.
В – третьих, любой диагностический материал, который используется в
работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем
не было некорректных фраз, которые могли прямо или косвенно задеть
достоинство человека.
Авторы программы предлагают использовать диагностику при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями и после
проведенной работы по какой – то определенной проблеме.
Предварительная диагностика проводится уже до того, как, дети сядут
за парты. Она позволяет будущему классному руководителю увидеть отношение
родителей к поступлению ребенка в школу, отношение к школе, степень
заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным
руководителем. Ее можно проводить в виде анкетирования, можно
воспользоваться методикой неоконченных предложений.
Большое значение имеет тематическая диагностика, которая проводится
при подготовке различных мероприятий с родителями по определенной теме.
Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и
сделать его полезным и направленным на развитие педагогической
культуры родителей, их интереса к развитию и становлению своего ребенка.
1. Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между
родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных
ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также у
родителей и учеников.
Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов
взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по той
проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение
длительного времени.
Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о
нравственных аспектах всех своих исследований.
Исходя из выше сказанного, по программе можно сделать вывод, что
смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий
для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для
развития его индивидуальности в общем доме « школа – семья» очень важен. 1класс.
Задачи:
1. Знакомство с родителями учеников – первоклассников, настроить
семью на необходимость общения со школой, учителями.
2. Создать оптимистический настрой на учебную деятельность,
снять боязнь семьи перед школой.
3. Сбор общих сведений о семье.
4. Сбор данных о семейном воспитании.
5. Определить перспективы развития дружного родительского
коллектива и детского коллектива.
Примерная тематика педагогического просвещения родителей.
1. Трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия
ребенка с окружающим миром.
3. Родителям о внимании и внимательности.
4. Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
5. Режим дня в жизни школьника.
Если в детском коллективе есть дети – левши, то с родителями
можно обсудить и поговорить о том, что надо знать о леворукости и
праворукости ребенка.
Индивидуальная работа с семьями. 1. Посещение семей, консультации.
2. Получение информации от родителей о том, какие методы
воспитания они используют дома.
3. Получение информации об индивидуальных особенностях и
увлечениях детей.
4. Составление совместно с родителями индивидуальной программы
развития личности ребенка.
5. Консультации по особенностям темперамента ребенка,
отмеченным в школе.
6. Анализ достигнутых результатов.
Работа с родительским комитетом.
1. Выявление наиболее активных родителей и выборы
родительского комитета; разработка примерного положения о родительском
комитете класса.
2. Определение задач родительского комитета.
3. Составление плана работы на год.
4. Сбор материалов для тематических родительских собраний.
5. Запись детей в кружки и секции в школе и вне школы.
6. Организация силами родителей развивающих кружков в классе.
7. Сбор материала и выработка предложений конкретным семьям.
8. Подготовка рекомендаций по летнему отдыху детей.
Работа с семьями , требующими особого внимания .
1. Составление актов обследования жилищно–бытовых условий
семей.
2. Включать родителей в инициативные группы классного родительского
комитета для изучения положительного опыта семейного воспитания.
3. Вести контроль за выполнением педагогических рекомендаций.
4. Помогать родителям систематически заниматься воспитанием
детей.
5. Подобрать общественные поручения для работы в школе или
по месту жительства. 2 класс.
Задачи работы с родителями.
1. Выявить и обсудить проблемы и задачи второго года обучения.
2. Содействовать выбору наилучшего стиля воспитания в семье.
3. Активизировать родителей по вопросу сохранения здоровья
детей.
4. Проводить индивидуальную работу с семьями, требующими
особого внимания.
5. Способствовать развитию воспитательной активности в семье и
школе.
6. Обеспечить согласованное взаимодействие школы и семьи в
воспитании детей.
Примерная тематика педагогического просвещения.
1. Физическое развитие младшего школьного возраста в школе и
семье.
2. Лидеры и изгои в детском коллективе.
3. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
4. Авторитет взрослого в семье. Как он сказывается на воспитании
ребенка. Необходимость участия обоих родителей в становлении личности ребенка.
5. О системе « кнута и пряника». Поощрение и наказание, их роль в
воспитании детей.
6. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии
работоспособности и личностных качеств.
Индивидуальная работа с семьями:
1. Посещение семей, консультации.
2. Беседы, индивидуальные пед. консультации.
3. Индивидуальные педагогические поручения ( на добровольных
началах ).
4. Коррекция совместной воспитательной деятельности учащихся
и родителей.
5. Разработка практических рекомендаций родителям.
Работа с родительским комитетом.
1. Выборы родительского комитета.
2. Определение задач.
3. Составление плана на год.
4. Посещение родительским комитетом семей для сбора
информации к тематическим собраниям.
5. Запись детей в кружки и секции.
6. Открытие кружков в классе родителями, которые могут дать
познавательную информацию для детей.
7. Подготовка рекомендаций о проведении детьми свободного
времени.
Работа с семьями, требующими особого внимания:
1. Включение родителей в группы по изучению положительного
опыта семейного воспитания.
2. Помогать родителям в вопитании детей.
3. Вести контроль за выполнением педагогических рекомендаций.
4. Посещение семей родительским комитетом. 3 класс.
Задачи работы с родителями.
1. Выявить и обучить проблемы и задачи третьего года обучения.
2. Продолжить работу по формированию родительского
коллектива.
3. Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие
школы и семьи в воспитании детей.
4. Создать условия для развития воспитательной активности
родителей в семье и школе.
5.
Активизировать
деятельность родителей по
сохранению и
укреплению здоровья.
6. Проводить индивидуальную работу с родителями, с семьями,
требующими особого внимания.
Примерная тематика педагогического просвещения. 1. Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.
2. Система в обучении и воспитании – залог успешной учебы и
формирования высоконравственной личности.
3. Воображение и его роль в жизни ребёнка.
4. С кем дружит ребёнок. Нужно ли выбирать товарища своему
ребёнку. Умеет ли ребёнок быть надёжным другом, интересно ли
ребятам с ним.
5. Семейные праздники. Как отмечаются праздники в семьях, роль
ребёнка в подготовке и проведении праздников.
6. Воспитание природой.
Индивидуальная работа с семьями.
1. Определение задач воспитания.
2. Посещение семей.
3. Педагогические консультации и беседы с родителями.
4. Дальнейшее знакомство через родителей с индивидуальными
особенностями детей.
5. Составление планов работы с каждым учащимся.
6. Анализ полученных результатов.
Работа с родительским комитетом:
1. Выбор родительского комитета.
2. Составление плана работы.
3. Запись в кружки и секции, организованные в школе и вне
школы.
4. Сбор материала для проведения тематических родительских
собраний.
Работа с семьями, требующими особого внимания.
1. Дальнейшее изучение семей. Индивидуальные беседы с
родителями.
2. Выработка практических рекомендаций по воспитанию.
3. Анализ характеристики ребёнка, данной родителями с целью
коррекции воспитания.
4. Беседа с родителями по выполнению рекомендаций и решений,
принимаемых на родительских собраниях.
5. Посещение семей членами родительского комитета. 4класс.
Задачи работы с родителями.
1. Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие
школы и семьи в воспитании детей.
2. Максимально развивать воспитательную активность родителей в
семье и школе.
3. Содействовать созданию в каждой семье условий для
всестороннего развития и воспитания детей.
4. Способствовать активизации родителей по укреплению здоровья
детей.
5. Проводить индивидуальную работу с родителями, с семьями,
требующими особого внимания.
Примерная тематика педагогического просвещения родителей.
1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование
познавательных и личностных качеств ребёнка.
2. Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к
учению.
3. Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во
внеурочной деятельности.
4. Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте.
5. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики
поведения для детей и родителей.
Индивидуальная работа с семьями.
1. Определение конкретных задач воспитания каждого ребёнка в
4 классе.
2. Посещение семей, консультации.
3. Написание характеристик на учащихся и вручение их родителям.
4. Получение от родителей дополнений к характеристикам.
5. Составление индивидуальных программ воспитания.
6. Разработка практических рекомендаций родителям.
7. Анализ работы родителей по индивидуальным программам
воспитания.
8. Рекомендации по организации отдыха детей.
Работа с родительским комитетом.
1. Выбор родительского комитета.
2. Составление плана работы.
3. Запись в кружки и секции, организованные в школе и вне
школы.
4. Сбор материала для проведения тематических родительских
собраний.
Работа с семьями, требующими особого внимания:
1. Дальнейшее изучение семей. Индивидуальные беседы с
родителями.
2. Выработка практических рекомендаций по воспитанию .
3. Анализ характеристики ребёнка, данной родителями с целью
коррекции воспитания. 4. Беседа с родителями по выполнению рекомендаций и решений,
принимаемых на родительских собраниях.
5. Посещение семей членами родительского комитета.
Список использованной литературы:
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: Вако, 2004. –
С. 238.
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: Вако, 2004. – С. 240.
3. Классный руководитель./ Под редакцией Болдырева Н.И. – М.: Просвещение,
1987 С.352.
4. Куприлко О.А. Счастливая семья. Какая она? //Начальная школа – 2002, № 4.
– с. 89 – 91.
5. Ларина С.А. Все начинается с любви. //Начальная школа. – 2002, № 8. – с. 66
68.
6. Машкова В.В. Клуб «Счастливая семья». //Начальная школа. – 2004, № 7. –
с.106 – 109.
7. Михайлова О.И. Какого человека мы растим. //Начальная школа. – 2002, № 8. – с.7274.
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Программа по воспитательной работе "Семья и школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.