Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»
Оценка 4.9

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Оценка 4.9
Документация
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.11.2018
Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»
Программа разработана для развития культуры мышления младшего школьника.Поставлены задачи;помочь учащимся усвоить приемы логического мышления в определенно системе ,на знакомом учебном материале и жизненном опыте.Научить пользоваться приемами логического мышления как готовыми познавательными средствами.Помочь преодолеть трудности в переходе от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
РКМ 3.doc
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА Департамент образования Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 187 с углубленным изучением отдельных предметов Утверждаю Директор МАОУ СОШ №  187 _____________ В.А. Малинин «     »                              2013 г.                  Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников» (для учащихся 1­4 классов) Срок реализации программы – 1 год Количество часов в неделю – 1 час Количество часов в год – 34 часа                                                                               Автор­составитель программы Комракова З.И. учитель начальных классов высшей категории Рассмотрено на заседании МО протокол № _______ от «____»________        Председатель МО __________________________ 2017 год  1.Пояснительная записка    Программа  разработана на основе: 1.   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от  06.10.2009 г. № 373; 2.  Авторской программы «Развитие культуры мышления младших школьников»  Никоноровой Е.Ч. Занятия в 3 классе проводятся 1 раз в неделю (1 ч в неделю, 34 учебные недели ) Общая  характеристика программы       В современных социально­экономических условиях очень важно предоставить ребенку  возможность быть активным, уверенным в себе, почувствовать себя умным,  сообразительным,  проявляющим самостоятельность в познании и общении. Учитывая, что младший школьный возраст – важнейший период для развития  интеллектуальных способностей личности, необходимо с первого класса уделять должное  внимание развитию культуры мышления. Наблюдательность, сообразительность,  находчивость, умение сформулировать и отстаивать собственную точку зрения, свободно  выстраивать свои мысли составляют умственную культуру. Таким образом, культура  мышления включает в себя не только интеллектуальный, но и коммуникативно­ деятельностный компонент. Проблеме развития мышления посвящено большое количество работ ученых П.П.  Блонского, Л.С. Выготского, Л.Б. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б.  Эльконина, которые подчеркивают, что развитие мышления учащихся идет стихийно,  бессистемно. Поэтому большинство учащихся не овладевает приемами и способами  умственной деятельности, без которых невозможно полноценное усвоение учебного  материала.  В современных исследованиях, посвященных в той или иной степени развитию  мышления младших школьников (Т.А.Бакулина, С.И.Гин, А.З.Зак, В.В.Лайло,  Л.Ф.Тихомирова  и др.),представлены локальные авторские подходы к решению указанной  проблемы (подборка упражнений и занятий на развитие логических приемов или  разработка занятий на основе содержания одной образовательной области, чаще  математики); многие задания формируют лишь способы действий по образу, т.е.  репродуктивный характер деятельности. Поэтому необходима  система работы по  развитию у младших школьников культуры мышления. Мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо  присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании,  воображении, памяти, речи. Мышление, в отличие от других психических процессов,  всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Содержанием мышления являются понятия, законы и правила, а также  непосредственно воспринимаемые предметы и явления, представления и образы памяти,  воображения, практическая деятельность и ее образы и т.д. Под развитием мышления  понимается изменение его содержания, формирование и  совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков  по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также  умения осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области  знаний в другую. В психологии обычно рассматриваются три вида мышления: наглядно­действенное,  наглядно­образное, словесно­логическое. Наглядно­действенное мышление присуще детям  в возрасте до 3­х лет, в 4 – 7 лет у ребенка развивается наглядно­образное мышление. В  начальной школе происходит развитие абстрактно­логического мышления. В процессе  развития мышления предшествующий вид не исключается последующим. С помощью  каждого из них у ребенка лучше формируются те или иные качества ума. Своеобразие словесно­логического мышления состоит в том, что это отвлеченное  мышление, в ходе которого человек действует не с предметами и их образами, а с  понятиями о них, оформленных в словах или знаках. Главная цель работы по развитию у  младших школьников словесно­логического мышления заключается в том, чтобы с его  помощью формировать у них умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые  предлагаются в качестве исходных. Основными формами абстрактного мышления  являются понятия, суждения, умозаключения. Чтобы сформировать у ребенка научное понятие необходимо научить его  дифференцированно подходить к признакам предмета, выделять существенные и  несущественные признаки. Для этого необходима целенаправленная работа по  формированию и совершенствованию таких операций мышления, как анализ, синтез,  сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Для формирования логического мышления учащихся надо специально обучать  приемам и способам умственной деятельности. Ввиду того, что внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, важно опираться на нее в процессе обучения. В программе «Развитие культуры мышления младших школьников» выстроена единая система развития у учащихся младшего школьного возраста логического мышления и  предлагаются методические рекомендации при организации таких занятий. Этим  определяется актуальность и новизна данной программы. Цель  программы – развитие культуры мышления учащихся  младшего школьного  возраста.  Задачи программы:  1) помочь учащимся усвоить приемы логического мышления в определенной системе,  на знакомом учебном материале и жизненном опыте; 2)научить пользоваться  приемами логического мышления как готовыми  познавательными средствами; 3) помочь преодолеть трудности в переходе от наглядно­образного к абстрактно­ логическому мышлению. Программа «Развитие культуры мышления младших школьников» рассчитана на  четыре года обучения и состоит из шести разделов: «Признак объектов», «Сравнение  объектов», «Отношения между объектами», «Описание и определение», «Классификация», «Логические операции». При отборе содержания данной программы были положены следующие принципы:   принцип личностно­ориентированного обучения, который позволяет учитывать  возрастные особенности младших школьников,   принцип наглядности, позволяющий вести обучение преимущественно на наглядно­ действенной и наглядно­образной основе;   принцип научности, позволяющий формировать у младших школьников научное  мировоззрение;   принцип гуманитаризации, направленный на развитие эмоционально­целостного  отношения к самому себе и к окружающей действительности.   Занятия проводятся в традиционной форме с элементами технологии критического  мышления, проблемного обучения. 2.Содержание   программы «Развитие культуры мышления младших школьников»               1 класс (34 часа) Тема 1. Введение (3 часа) 1. Развитие культуры мышления (РКМ) – что это и зачем?  (Мышление­способность человека рассуждать, сопоставляя данные опыта, мысли и делая  из них выводы). Предложить решить различные ситуации, напр., как 2 сказочных героя делают одно и то же задание; один думал, как это сделать, а другой­нет. Как у кого получится? Почему?  Предложить разыграть сценку «Знайка и Незнайка», разделив класс на 2 команды, дав одно задание или 1 вопрос. Почему у Знайки получилось, а Незнайка не смог выполнить задание? Предложить детям решить нестандартную задачу. Выяснить, как справились с заданием.  Сделать вывод, почему пока многим не удалось решить, что нужно делать, чтобы   справляться с любыми заданиями, ситуациями. 2. Наши помощники органы чувств. Что они могут? Как помогают мыслить? Предложить с помощью глаз, затем с помощью рук узнать игрушку, предмет, сосчитать палочки, кубики; с помощью глаз, затем­ языка  различить сахар и соль; с помощью глаз, носа, языка, рук различить лимон и яблоко.  Задания по моделированию из палочек геометрических фигур, букв, штриховка рисунков,  продолжение бордюров. 3.Воображение. (Воображение­способность воображать, фантазировать, мысленное представление). Как работает воображение? Как его развивать? Что вообразил Б.Заходер в стихотворении  «Моя Вообразилия»? Придумай и нарисуй свою Вообразилию. Или задание типа «Нарисуй  кота, который живет на луне» Тема 2. Признак объектов.(12 часов) 1.   Общее понятие. Что такое признак? Цвет, форма, размер, вкус. Знакомство с удивительными существами  из сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране Чудес». Признаки конкретных  объектов. Игры «Цепочки фигур», «Да и нет». 2.Радуга. Радуга­спектр. Семь цветов радуги (волшебные фразы «Каждый охотник желает знать, где  сидит фазан», «Как однажды Жак­звонарь городской сломал фонарь»). Вообрази  волшебную радугу (напр., желтая полоса из одуванчиков, оранжевая­из апельсинов и т. д.)  Игры «Найди лишнее слово», «Назови недостающий цвет», «Что я вижу в зеленом окне, в  синем, в желтом и т. д.) 3.Мир животных. Внешние признаки животных. Признаки по способу питания, передвижения, среде  обитания. Игры «Кто может быть белым, серым, пушистым, полосатым и т. д.», «Узнай  животное по словам­признакам или по словам­действиям», «Поработай волшебником» (у  всех одинаковые заготовки­рисунки головы и туловища животного, вообразить и  дорисовать животное). Чтение и анализ рассказа Н.Сладкова «Загадочный зверь» (Вывод:  не сразу удалось узнать белку, потому что перечисленными признаками обладают и другие  животные). 4.Времена года. Назвать признаки каждой поры года. Загадки, пословицы о временах года. Цветовое  восприятие каждой поры года (можно создать коллективный рисованный фильм).  Игры  «Что напутал художник?», «Чего не бывает зимой и т. д.» 5.Мой друг.  Внешние признаки людей: рост, цвет волос, и т.д. Признаки пола, возраста. Черты характера  (положительные и отрицательные) Мини­сочинение «Мой друг» или рисунок «Портрет друга». 6. Геометрические фигуры. Замкнутые и незамкнутые. Различие геометрических фигур по форме, размеру, цвету.  Составление бордюра из геометрических фигур по заданным признакам. Игры «Из ряда ­  вон», «Какая фигура исчезла?». 7.Цифры, числа. Признаки четности и нечетности чисел. Однозначные и двузначные числа. Числа­ палиндромы: 88, 69, 96, 609, 906, 808.  (Не изменятся, если повернуть сверху вниз). Игры  «Узнай число по названным признакам», «Каждому слову ­по числу»(Дюжина­12, чертова  дюжина­13, дуэт­2, трио­3, квартет­4). 8­9.Буквы, слова, предложения.  Распознавание букв  среди небольшой группы по заданным признакам. (Буква обозначает  звук: гласный или согласный, парный или непарный, звонкий или глухой, твердый или  мягкий). Распознавание слов по признакам: по вопросу, по количеству слогов, букв, звуков. Составление предложений по моделям, схемам. Слова­палиндромы (как, дед и т.д.) Фразы­ палиндромы. (А роза упала на лапу Азора. И др.) Игры «Лесенка слов», «Цепочки слов»,  «Превращения слов», «Телеграмма». 10. Признак как отвлеченное понятие. Прямое и переносное значение слов. Наблюдение над признаками, выраженными существительными «вышина», «нижина» из  детской песенки «Каравай». Упражнение в подборе признаков к парам слов типа: звука,  дома (высота), озера, мысли (глубина), розы, души (красота) и т.д.  Игра «Найди лишнее слово». 11.Слова­синонимы. Что такое синонимы? Для чего в нашей речи нужны синонимы? Наблюдение над   синонимами  в сказке  Д,Н,Мамина­Сибиряка «Сказка про храброго зайца».(Например,  «Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки­зайчихи, улыбнулись даже  старые зайцы». Объяснить выбор синонимов.) Дополнение предложений синонимами. 12.Слова­антонимы. Что такое антонимы? Для чего они? Все ли слова имеют антонимы? Антонимы в загадках.  Например,                                  Как столкнуться ­ стук да стук!                                 Тишину вспугнут вокруг.                                 Толстый тонкого побьет,                                 Тонкий что­нибудь прибьет. Признаки, обозначающие отрицательные черты характера; подбор к ним антонимов. Игры  «Почти так же и наоборот». Тема 3. Сравнение объектов.(11 часов.) 1.Сходство и различие. «Все познается путем сравнения» ­ народная мудрость. Сходство помогает ученым делать  открытия (самолет –птица, вертолет –стрекоза и т. д.) Сравнение объектов (найти как  можно больше сходств и различий), например, глобуса и мяча, ручки и карандаша,  кошки и собаки и т.д. Сравнение слов, напр., кошка, книга, крыша; Оля, Маша, Света. Сравнить  слова  (кот и кит), животных (кот и кит). Сравнение двух текстов: в стихотворной форме и  в прозе. Например,           1)Всем известно, буква А – буква очень славная,            Да к тому же , буква А в алфавите главная!  2)Все знают, что буква А стоит в начале алфавита, она употребляется во многих словах.  Игра «Найди различия на картинках». 2.Рифма.   Что такое рифма? Наблюдение над рифмованными словами из сказок А.С.Пушкина.  Рифмованные  загадки. Буриме (стихотворение на заданные рифмы). Акростих  (стихотворение, каждая строка которого начинается на определенную букву, если  прочитать по вертикали, получается слово.) 3. Скороговорки.  «Всех скороговорок не переговорить и не перескороговорить» ­ народная мудрость. Что  такое скороговорка? В чем секрет и польза скороговорок? (Секрет в игре звуков и слов.) 4.Цепочки слов. Словесные фокусы Льюиса Кэрролла (автора «Алисы в Стране Чудес») –цепочки слов. Как превратить кашу в торт? Как превратить козу в лису? Как превратить день в ночь? 5  .Анаграммы. Что такое анаграмма? Чем похожи и чем отличаются слова: кот и ток, сорт и рост, клоун и уклон и т.д. Может ли апельсин превратиться в собаку? (Спаниель) Какая профессия  спряталась в фамилии Архипова? (Повар) Игры… 6.Сравнение как литературный прием. Крылатые выражения. Для чего нужны сравнения? Сравнения в разговорной речи (Дополни сравнения: хитрый,  как…, голодный, как …, мудрый, как …, любопытный, как …, голодный, как …, сильный,  …, гордый, как …; составить предложения со сравнениями) . Литературные сравнения  в  сказках А С.Пушкина. Мини­сочинение с использованием сравнений. 7. Многозначные слова. Основное и вторичное значение слов (перенос названия на основе сходства признаков и  свойств). Веселые стихи, рассказы, сказки с многозначными словами. Употребление  многозначных слов в переносном значении (золотые руки, золотая осень, золотое сердце). 8­9.Сравнение текстовых задач. Сравнение текстов двух задач. (В одном тексте условие связано с вопросом, в другом ­нет.) Какой текст и почему является задачей? Игра «Задачи Незнайки». Задачи с недостающими  числовыми данными. Сравнение условий, вопросов, решений, ответов задач. 10.Сравнение геометрических фигур. Сравнение незамкнутых фигур (прямых, кривых, ломаных; прямых, лучей, отрезков).  Сравнение замкнутых фигур (квадрата, прямоугольника; прямоугольника,  четырехугольника; многоугольников; многоугольников, круга). Сравнение треугольника и  угла. 11. Обобщающий урок­игра «Что? Где? Когда?» Тема 4. Отношения между объектами.  (6 часов.) 1. Общее понятие. Сходство (аналогия) в отношениях между объектами. Игры «Найди  пару», «Подбери  пару». 2.Порядковые отношения. Расположение в ряд по определенному признаку (правилу). Порядок расположения по  алфавиту. Порядок расположения по росту. Расположение геометрических фигур в ряд по  принципу увеличения или уменьшения числа углов, сторон, по размеру. Расположение  чисел в ряд по определенному признаку. Составление задач на порядок следования. 3­4. Временные отношения. Времена года, порядок их следования. (Можно использовать загадки). В году 12 месяцев. Порядок их следования. (Можно провести работу  по сказке  С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев») Название дней недели, их происхождение.  Установление порядка следования временных понятий «сегодня», «вчера», «завтра»,  «позавчера», «послезавтра». Игры «Сколько времени», «Когда каникулы?» 5. Родственные отношения. Краткие исторические сведения об образовании фамилий на Руси.  Значения имен.  Образование отчеств. Родственные отношения и их выражения в языке, смысл родственных отношений. Решение задач на определение родства, количества родственников. 6.Обобщающий урок­игра. 7­8. Закрепление пройденного материала в форме игры. 2 класс.(34 часа) Тема 1.Вводная часть.(6 часов) 1.Мышление. Друзья мышления: восприятие, внимание, память. Мышление­ способность человека рассуждать. Орган мышления­ мозг. Внутренняя речь­  средство, организация мышления. Игры «Составь предложение» (из слов, не связанных  между собой, например, улица, очки, сумка), «Поиск общего» (например, у пары слов:  дерево и карандаш), «Назови предметы со схожими свойствами(противоположными)»,  «Вырази мысль другими словами». 2.Восприятие. Восприятие­ способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.  Виды восприятия: простое (восприятие величины, цвета, формы), сложное (сочетание  простых видов восприятия), специальное (восприятие пространства, движения, времени).  Игры для тренировки восприятия «Что в свертке» (узнать на ощупь), «Определи длину  отрезка без линейки», «Узнай голоса», Отгадай мелодию», «На какой странице закладка?». 3.Внимание. Внимание­ сосредоточение мыслей, зрения, слуха на чем­либо. Положительные свойства  внимания: сосредоточение, устойчивость; отрицательные: рассеянность, отвлекаемость.  Составление правил самоорганизации внимания. Например, 1. Спланировать время занятий так, чтобы ничто не отвлекало.  2. организовать рабочее место  (лишнее убрать, необходимое должно быть под рукой).  3.Постараться не думать о посторонних вещах.  4.Внимательно читать задание, лучше вслух.  5.Выполнять сначала самые трудные задания.  6. Не забывать о гигиене умственного труда ( оптимальное освещение, температура,  перерывы). Игры «Считаем вместе» (решение действий в примерах по очереди разными учениками),  «Найди ошибки»  (в примерах, задачах, текстах), «Передай смысл услышанного  стихотворения» и др. 4.Память. Память­ способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.  Какая бывает память? Рекорды памяти. Виды памяти: слуховая, зрительная, моторная,  смешанная. Как улучшить память? Игры «Города», «Снежный ком», «Добрые слова»,  «Антонимы и синонимы»,» Пересказ по кругу», скороговорки, считалочки. 5.Закрепление пройденного. Тренинг восприятия, памяти, внимания. 6. Обобщающий урок­игра «КВН». Тема 2. Описание и определение(28 часов) 1.Общее понятие.  Дать представление о том, как из признаков можно составить описание. Игры «Узнай  человека по описанию», «Найди дом по описанию». Существенные отличительные признаки объекта. Сопоставление описания в научно­познавательной литературе и художественного  описания. (Например, сравнить различные описания леса, зайца, пор года и т.д.) Задания на  распознавание и конструирование объектов по их описаниям. 2.Формы описаний. Контекстуальное описание (узнать объект, восстановить слово можно только в конкретном тексте), описание­иносказание (метафора), описание­шифр (условная азбука для  секретного письма). Ввести представление о различных формах (способах) описания  одного и того же объекта. 3­4. Мы – земляне. Описать, где живет человек (дом, улица, город, страна, планета). Описать свое конкретное  место жительства. Коллективно дать определение понятиям: семья, соседи, горожане,  россияне, земляне. Решение нестандартных задач. Мини­сочинения «Я­ нижегородец» или «Я­ россиянин» и др. 5­6. Загадка –игра в узнавание.  Загадки из русского и зарубежного  фольклора. Авторские загадки. Составление загадок. 7­8. Кроссворды. Что такое кроссворд? Краткая историческая справка о появлении кроссвордов.  Кроссворды­чемпионы. Разгадывание кроссвордов. Составление кроссвордов. 9­10. Ребусы. Что такое ребус? Как появились ребусы? Секреты ребусов. Разгадывание ребусов.  Составление ребусов. 11­12. Описание и определение геометрических фигур. Сформировать представление о прямоугольнике на основе понятия «прямой угол», о  квадрате как разновидности прямоугольника. Моделирование из палочек. Кубик – куб.  Моделирование из кубиков. Нестандартные задачи. 13­14. Решение внематематических задач средствами математики. Составление алгоритма: выделить существенные объекты, отношения между ними,  построить  математическую модель (граф), решить задачу на языке модели, перевести  результат на язык исходной модели. Решение задач. Составление задач по заданному  графу. 15­16. Род, вид в математике. Родо­ видовые отношения. Род­ группа, которая объединяет несколько видов, обладающих  общими признаками. (Например, род­ многоугольники, виды­ треугольники,  четырехугольники и т.д.; род­ четырехугольники, виды­ прямоугольники, квадраты, ромбы, трапеции; род­ треугольники, виды­ равносторонний, равнобедренный, разносторонний.  Виды математических задач(простые, составные; на нахождение суммы, остатка и др.).  Виды математических выражений (сумма, разность и др.) 17­18. Род, вид в грамматике. Род имени существительного. У всех ли существительных можно определить род? (Нельзя  у слов, употребляемых только в форме множественного числа, например, ножницы, санки, чернила, щи, ворота и др.) Проблемный вопрос: кто плакса – Таня или Ваня? Знакомство с  существительными общего рода: разиня, забияка и др. Игры «Найди лишнее слово», «Как  назвать одним словом». 19­20.Род, вид  в природоведении. Животный и растительный мир. Упражнение в подборе родового понятия к нескольким  видам, в подборе видов к родовому понятию, исключение видов, не относящихся к  данному роду. Решение логических задач типа «Чего больше в природе ­ берез или  деревьев?» 21­22. Точные и неточные описания. Дать представление о различии точных и неточных описаний. Определение­ точное  однозначное описание объекта. Алгоритм­ точное однозначное описание деятельности  (последовательности действий). Загадка, метафора­ неточное описание.(Например, «Без  окон и дверей­ полна горница людей.» Это может быть и огурец, и дыня, и арбуз. «Зимой и  летом одним цветом.» Это и ель, и сосна, и др.) Метафора­ это оборот речи , состоящий в  употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какого­нибудь сходства,  сравнения.(Железная рука, золотые руки) 23­24.Ошибки в определениях. Несоразмерность в определении. Включение незнакомых, непонятных слов. Тавтология  (повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысла, определение  понятия через само это понятие) Игры «Определения Незнайки», «Недостающие слова». 25­27.Упражнение в составлении определений. Упражнение в составлении определений геометрических фигур, частей речи, частей слова,  членов предложения. Игра «Угадывание мыслей» 28.  Обобщающий урок­игра.   Тема 1. Классификация как способ упорядочивания                материала. (27  3 класс (34 часа) часов) 1. Общее понятие. Классификация­ распределение объектов на группы по каким­либо отличительным  признакам. Правила классификации. Деление учащихся на классы. Делении животных  на  группы по определенным признакам. Деление предметов на группы: одежда, обувь, мебель  и т.д. Игры «В зоопарке», «Найди лишний предмет». 2­3.Классификация в математике. Классификация чисел, геометрических фигур, текстовых задач, математических  выражений и т.д.  4­5. Классификация в грамматике. Классификация букв, звуков, частей речи, предложений, текстов. 6­7.Классификация в литературе. Классификация произведений по жанрам: стихи, рассказы, сказки, басни и т.д.  Классификация произведений по тематическим разделам в данном учебнике. 8.Классификация  объектов окружающего мира . Классификация объектов окружающего мира (природа, вещи; живая, неживая природа;  флора, фауна; классификация растений) Игра «Что напутал Незнайка?». 9­10.Деление на группы, деление на части. Подчеркнуть различие между делением совокупности объектов на группы и делением  целого объекта на части. Например, сравнить деление совокупности слов на группы (по  частям речи, по количеству букв, звуков, слогов, существительных по родам, на группы  синонимов и др.) с делением слов на слоги, для переноса, на морфемы. Задачи  арифметические и логические с применением деления на части или на группы. 11.Выявление основания классификации. Ввести термин «основание классификации». Упражнение на выявление оснований в  готовых классификациях. Упражнение в классификации одной и той же совокупности  объектов по разным основаниям. Например, геометрические фигуры расклассифицировать  по величине, затем­ по форме и по цвету. Классификация чисел по разным основаниям.  12.Выбор основания классификации. Перейти от выявления оснований готовых классификаций к самостоятельному выбору  основания классификаций и их выполнения. Упражнение в делении объектов на 2­3 группы по самостоятельно выбранным классификациям. 13. Закрепление пройденного материала в форме игры. 14­17. Многоступенчатые классификации. 18­20. Словари и их виды.  Словарь – сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или  переводом на другой язык. Два основных типа словарей: языковые и энциклопедические. В  языковых приводятся сведения для понимания слова, употребления в языке  художественной литературы, в разговорной речи. В энциклопедических говорится о самом  предмете, явлении. Орфографический, толковый, фразеологический,  словообразовательный. Энциклопедический, анатомический, иностранных слов и др.  Задания, игры с использованием  различных словарей. Сведения о необычных словарях. 21. Энциклопедии. Энциклопедия – это научное справочное пособие по отдельным или всем отраслям знания в форме словаря. Энциклопедия­чемпион (по истории Китая­ 5020 томов, 18 век.) Детская  энциклопедия. Большая советская энциклопедия. Энциклопедии по медицине, спорту и т.  д. 22.Урок­ экскурсия в школьную библиотеку. Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования;  собрание книг, а также помещение, где они хранятся. Знакомство с многоступенчатой  классификацией книг школьной библиотеки. 23­24. Практические занятия. Многоступенчатая классификация книг классной библиотечки и составление каталога.  Каталог –составленный в определенном порядке перечень каких –либо однородных  предметов. 25­26. Порядок расположения объектов. Смена порядка следования. Порядок убывающих, возрастающих чисел, порядок домов по номерам, порядок  построения на уроках физкультуры по росту, алфавитный порядок слов. 27. Обобщающий урок­игра. Тема 2. Повторение и закрепление пройденного. (7 часов) 28­34. Повторение и закрепление пройденного. 4 класс (34 часа) Тема 1. Логические операции. (26 часов.) 1­3. Логические связки «не», «и». Логика­наука о законах мышления и его формах. Ход рассуждений. Умозаключений.  Классификация по одному или двум основаниям с помощью круговых схем. Ввести  представление о логических операциях. Логические связки «не», «и». Показать их связь с  операциями дополнения множеств и перечисления множеств. 4­6. Логическая связка «или». Ввести представление о логической связке «или». Разделительный и неразделительный  смысл. С помощью круговых схем дать представление  о связи между операцией «или» и  объединением множеств.  7­10. Отрицания. Правила построения отрицаний сложных предложений, образованных с помощью связок  «или», «и». Упражнение в построении отрицаний, используя понятия «все», «некоторые»,  «хотя бы один, но не все».  11­12. Умозаключения на интуитивном уровне. Интуиция­ чувство, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего­нибудь.  Рассмотреть отношение логического следования на уровне словоупотребления. Ввести  обороты «следует», «не следует», «следовательно», «значит», «если…, то…». Упражнение  в построении умозаключений. Построение круговых схем, соответствующих данным  рассуждениям. 13­17.Правильные и неправильные умозаключения. Истинность утверждения – это соответствие его содержания действительности. Правила  логического вывода. Упражнение в построении умозаключений, в нахождении и  исправлении ошибок в умозаключениях. 18­22. Простейшие (одношаговые) доказательства утверждения. Ввести представление о простейшем доказательстве утверждения, как о подборе  достаточных оснований для него, т.е. истинных посылок. Рассмотреть понятие  «опровержение», которое сводится к доказательству ложности данного утверждения. Тема 2. Закрепление и повторение пройденного. 23­33. Решение логических задач.   34.       Обобщающий урок­игра. 3. Учебно­тематическое планирование занятий кружка «Развитие мыслительной  деятельности» с учащимися 3Е класса по авторской программе «Развитие культуры  мышления младших школьников» Никоноровой Е.Ч. Всего 34 занятия, 1 час в неделю, в 1 полугодии по пятницам в 15.15­10.00 № Тема занятия. Дата Классификация как способ упорядочивания объектов   (27  часов). Общее понятие. Правила классификации. Классификация в математике. Классификация в математике. Классификация в грамматике. Классификация в грамматике. 1. 2. 3. 4. 5. Кол.ч. 27ч. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Классификация в литературе. Классификация в литературе. Классификация объектов окружающего мира Деление на группы, деление на части. Деление на группы, деление на части. Выявление основания классификации. Выбор основания классификации. Закрепление пройденного материала в форме игры. 14. Многоступенчатые классификации. 15. Многоступенчатые классификации. 16. Многоступенчатые классификации. 17. Многоступенчатые классификации. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Словари и их виды. Словари и их виды. Словари и их виды. Энциклопедии. Урок ­ экскурсия в школьную библиотеку Практические занятия. Практические занятия.  Порядок расположения объектов. Смена порядка следования.  Порядок расположения объектов. Смена порядка следования. Обобщающий урок­игра. Повторение и закрепление пройденного. (7 часов) Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного Повторение и закрепление пройденного.       4.Требования к уровню подготовки обучающихся         В результате изучения курса учащиеся должны знать: ­ что такое признак предмета; ­ как выделять признаки и сравнивать объекты; ­ как описывать предметы посредством признаков; ­ что такое вид и  род, часть и целое, эквивалентность и порядок, классификация и  сериация, обобщение, ограничение, конкретизация, родственные отношения; ­ правила построения простейших умозаключений, рассуждений, доказательств; ­ понятия «признак», «палиндром», «шарада», «классификация», «утверждение»,  «доказать» и др. на активном или пассивном уровне Должны уметь: ­ называть (перечислять) признаки предъявленного объекта, указывать предметы,  обладающие данными признаками, составлять описание объекта, распознавать объект по  описанию; ­ подбирать собирательное понятие к группе однородных предметов, переходить от  родового понятия к видовому; ­ выделять в готовом определении родовое понятие, видовое отличие, самостоятельно  строить определения знакомых понятий; ­ составлять алгоритмы и выполнять действия в соответствии с ними; ­ описывать словами группы в готовой классификации, классифицировать объекты по  заданным или выбранным классификациям. ­ должны понимать приемы логического мышления, простейшие эвристические приемы,  основы дедуктивного мышления (простейших доказательств и опровержений). Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В   результате   занятий   в   кружке   «Развитие   культуры   мышления   младших школьников»детьми  будут достигнуты  личностные и метапредметные результаты. Личностные результаты (достижения) Будут сформированы: • внутренняя   позиция   ребёнка   на   уровне   положительного   отношения   к   выбранной деятельности; • широкая мотивационная основа, включающая социальные, познавательные и внешние мотивы; •  интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок руководителя кружка, товарищей, родителей и других людей; • способность к оценке своей деятельности в кружке;  основы   гражданской   идентичности,   своей   этнической   принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как   члена   семьи,   представителя   народа,   гражданина   России,   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать   в   своей   деятельности   нормам   природоохранного,   нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Член кружка научится: • принимать и сохранять поставленную  задачу; • учитывать выделенные руководителем ориентиры действия в работе кружка; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; • адекватно воспринимать предложения и оценку руководителя кружка, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия Член кружка научится: • осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   заданий   с использованием   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные, цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в   том   числе   контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать   знаково­символические   средства,   в   том   числе   модели   (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам   смыслового   восприятия   художественных   и   познавательных   текстов, выделять   существенную   информацию   из   сообщений   разных   видов   (в   первую   очередь текстов); • осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Член кружка научится: • адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе   сопровождая   его   аудиовизуальной   поддержкой),   владеть   диалогической   формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.                   Методические рекомендации по проведению занятий кружка «Развитие культуры мышления» При подготовке и проведении уроков по данному курсу учителю необходимо   помнить, что развитие интеллектуальных способностей происходит только в деятельности,  причем только в эмоционально приятной. Занятия должны происходить в  доброжелательной обстановке, рекомендовано использовать игровые моменты, т.к. в игре  часто и сложное становится доступным. Игровая форма традиционна для обучения младших школьников. Словесные игры  (рифмы, головоломки, шарады, ребусы .т.д.) обогащают ум, расширяют кругозор, учат  любить и чувствовать слово, будят способность к сочинительству, развивают фантазию,  эрудицию. Математические игры побуждают детей  последовательно мыслить, рассуждать. Чтобы помочь детям преодолеть трудности в переходе от наглядно­чувственного  восприятия к абстрактно­логическому, целесообразно предложить последовательно­ динамическую систему условных знаков, схематических моделей. Опорные схемы  активизируют детей, организуют внимание.  Задания и игры выстроены по возрастающей степени сложности, образуя систему.  Например, во втором классе в разделе «Описание и определение» по теме «Решение  внематематических задач средствами математики» сначала предложена простая задача с опорной схемой, затем более сложная с подсказкой в виде недостроенного графа. И только потом ученик должен самостоятельно построить граф и решить задачу. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной.  Активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателем  эффективности каждого занятия и всей работы в целом.  Наибольший интерес вызывают творческие задания , например, нарисовать свою  Вообразилию, написать мини­сочинение с использованием сравнений, придумать загадку и  т.д. Каждому ребенку хочется, чтобы одобрили их старания, поэтому  целесообразно в  качестве оценивания  проводить выставки, конкурсы и  т.д.  Чтобы иметь общую характеристику усвоения материала классом, можно проводить  итоговые уроки в форме КВН, викторин, тестов. 5.Оснащение учебного процесса Технические средства обучения 1. Персональный компьютер  2. Интерактивная доска  3. Принтер (струйный) 4. DVD­плейер 5. Видеодвойка Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы                               «Развитие культуры мышления младших школьников» № Содержание занятий Формы работы Приемы и методы Методический и дидактический материал Формы подведения итогов                                                                               1 класс 1. Введение.(Мышление.  Органы чувств.  Воображение.) Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги 2. Признак объектов. Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги. Эвристическая  беседа, метод  проблемного  изложения. Эвристическая  беседа,  частично­ поисковый  метод, метод  проблемного  изложения. Сказочные герои, Игрушки,  Стихотворение  Б.Заходера «Моя Вообразилия» Набор  геометрических  фигур, цифр,  букв, картинки с  изображением  времен года,  стихи, загадки о  Выставка  творческих  работ Тест «Да –  нет»,  конкурс  творческих  работ 3. Сравнение объектов Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги,   экскурсия 4. Отношение между  объектами Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги Игра «Что?  Где?  Когда?» Викторина Эвристическая  беседа,  частично­ поисковый  метод, метод  проблемного  изложения. Эвристическая  беседа,  частично­ поисковый  метод, метод  проблемного  изложения. временах года Фрагменты  видеофильмов,  сказки  А.С.Пушкина,  «Задачи  Незнайки»,  картинки с  изображением  животных Сказка  С.Я.Маршака  «Двенадцать  месяцев»,  семейные  фотографии,  Фотографии с  изображением  времен года                                                                                 2 класс 5. Вводная часть  (Мышление.  Восприятие.  Внимание. Память.) Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги 6. Описание и  определение Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги,   экскурсия Эвристическая  беседа,  частично­ поисковый  метод, метод  проблемного  изложения. Эвристическая  беседа,  частично­ поисковый  метод, метод  проблемного  изложения. Детские песни,  короткие стихи  А.Барто, наборы  тематических  картинок Кроссворды,  ребусы, наборы  тематических  картинок,  карточки с  задачами Игра «КВН» Игра  «Звездный  час»                                                                              3 класс 7. Классификация как  способ  упорядочивания  материала Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги Выставка  творческих  работ, тест Эвристическая  беседа,  частично­ поисковый  метод, метод  проблемного  изложения,  объяснительно­ Набор  геометрических  фигур, игрушки,  таблицы с  изображением  деления на  группы и на  части, 4 класс иллюстративный метод видеофрагменты, энциклопедии.  словари 8. Логические операции Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги 9. Закрепление  пройденного Групповая,  индивидуальная, игра, тренинги Эвристическая  беседа,  частично­ поисковый  метод, метод  проблемного  изложения,  объяснительно­ иллюстративный метод. Эвристическая  беседа,  частично­ поисковый  метод, метод  проблемного  изложения. Опорные схемы,  таблицы Тест Наборы  тематических  картинок,  раздаточный  материал  Конкурс  «Умники и  умницы»,  тест,  выставка  творческих  работ 6.Литература для учителя 1. Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология, М., «Академия», 1999 г. 2. А.Д. Алферов. Психология развития школьника, Ростов­на­Дону, «Феникс», 2000 г. 3. И.Л. Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», М., «Просвещение», 1997 г. 4. Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьников, Ярославль,  «Академия развития», 1996 г. 5.Т.В.Нилова. Детская домашняя энциклопедия, М., «Знание» АСТ­ПРЕСС, 1995 г. 6.О.Холодова. Юным умникам и умницам, М., «РОСТ», 2003 г. 7. Е.В.Королева. Предметные олимпиады в начальной школе, М., АРКТИ, 2004 г. 8. О.Д.Ушакова. Загадки, считалки, скороговорки, Санкт­Петербург, «Литера», 2007 г. 9. Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского  языка. 2 класс. – Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2001 10. С.И. Гин. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/  Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита Пресс, 2003 11. А.З. Зак. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение,  1994 12. В.В. Лайло. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя. – М.:  Дрофа, 2001 7.Литература для обучающихся: 1. И.Л. Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», М., «Просвещение», 1997 г.

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»

Дополнительная образовательная программа «Развитие культуры мышления младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018