Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
programma_podgotovki_detej_k_shkole.doc
Программа подготовки к школе
Развивающая программа
0 Содержание
Пояснительная записка ………………………………………….2
Календарнотематическое планирование……………………….5
Содержание занятий………………………………………….......11
Занятие 1…………………………………………………………..11
Занятие 2…………………………………………………………..12
Занятие 3…………………………………………………………..13
Занятие 4…………………………………………………………..15
Занятие 5…………………………………………………………..16
Занятие 6…………………………………………………………..17
Занятие 7…………………………………………………………..19
Занятие 8…………………………………………………………..20
Занятие 9…………………………………………………………..21
Занятие 10…………………………………………………………22
Занятие 11…………………………………………………………24
Занятие 12…………………………………………………………25
Занятие 13…………………………………………………………26
Занятие 14…………………………………………………………27
Занятие 15…………………………………………………………29
Занятие 16…………………………………………………………31
Занятие 17…………………………………………………………32
Занятие 18…………………………………………………………34
Занятие 19…………………………………………………………35
Занятие 20…………………………………………………………36
Занятие 21…………………………………………………………37
Занятие 22…………………………………………………………38
Занятие 23…………………………………………………………40
Занятие 24………………………………………………………….41
Занятие 25………………………………………………………….42
Занятие 26 (Заключительное)…………………………………….43
Список литературы………………………………………………..45
Приложения 1 17 ………………………………………………4689
1 Пояснительная записка
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало
работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к
обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из
первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению
заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в
уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть
готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и
дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления
окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств,
образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,
В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению
понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических,
осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки,
развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться
решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является
важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее
содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет
ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного
отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,
выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,
установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых
совместной деятельностью.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять
следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность нагляднодейственного и нагляднообразного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
2 5) проявление самостоятельности.
Программа «В школу с радостью!», направлена на подготовку детей к
успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в
школе.
Задачи:
1. Расширение словарного запаса;
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинноследственные
связи;
5. Развитие воображения;
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
В связи с отсутствием соответствующего Государственного
образовательного стандарта по проблеме подготовки в школьному обучению,
при составлении программы «В школу с радостью!» я опиралась на работы
отечественных психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, а так
же современных практикующих педагоговпсихологов, таких как М.Битянова,
Л.Ф. Тихомирова, И.В. Вачков, М.М.Безруких.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительной, слухоречевой памяти;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
6. способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
3 8. способности адекватно оценивать свою работу.
Предлагаемая мною программа состоит из
развивающих занятий,
индивидуальных особенностей детей старшего
составленных с учетом
дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
групповые («Слова на букву»);
индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных
мотивации уделять внимание формированию социально
процессов,
психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности
и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую
связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий:
разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе
используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на
букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни
точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные
квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол потолок», «Летает – не летает» и
др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие
мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как
известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой
цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной
ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в
изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для
развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские
взаимоотношения, в программе используются
следующие упражнения:
«Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка сова», «Путаница», «Ручеек».
Занятия рекомендуется проводить с группой детей (812 человек).
Продолжительность занятия 2530 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю
педагогомпсихологом.
Разработанная мною программа адресована
педагогампсихологам,
осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в
4 школе. Так же она может быть интересна педагогампсихологам начальных
школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к
школьному обучению.
5 Календарнотематическое планирование
Тема занятия
Сроки
проведения
1я неделя
октября
Форма
контроля
Наблюдение,
диагностика
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Занятие 1.
1.Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сестьвстать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Запоминай порядок»
8. Рефлексия
Занятие 2.
1.Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сестьвстать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
Занятие 3.
1.Игра – разминка «Овощи»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сестьвстать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
Занятие 4.
1.Игра – разминка «Овощи»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Носполпотолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Игра «Путаница»
8. Рефлексия
Занятие 5.
1.Игра – разминка «Дикие
животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
Колво
часов
1
1
1
1
1
6
Наблюдение
2 неделя
октября
Наблюдение
3я неделя
октября
Наблюдение
4я неделя
октября
Наблюдение
5я неделя
октября 6.
7.
8.
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Носполпотолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
Занятие 6.
1.Игра – разминка «Дикие
животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Носполпотолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
Занятие 7.
1.Игра – разминка «Домашние
животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Выложи по образцу»
6. Игра «Совушкасова»
7. Рефлексия
Занятие 8.
1.Игра – разминка «Домашние
животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Выложи по образцу»
6. Игра «Совушкасова»
7. Рефлексия
9.
Занятие 9.
1. Играразминка «Птицы»
2. Игра «Летаетне летает»
3. Упр. «Найди предмет по
заданным признакам»
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Упр. «Найди недостающий
предмет»
7. Рефлексия
Наблюдение
1я неделя
1
ноября
Наблюдение
2я неделя
1
ноября
Наблюдение
3я неделя
1
ноября
Наблюдение
4я неделя
1
ноября
7 10.
Занятие 10.
1. Играразминка
2. Упр. «Слова на букву»
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Носполпотолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
11. Занятие 11.
1. Играразминка «Цветы»
2. Корректурная проба
3. Игра «Какое что бывает»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Бывает не бывает»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия
12. Занятие 12.
1. Играразминка «Цветы»
2. Корректурная проба
3. Упр. «Третий лишний»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Сестьвстать»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия
13. Занятие 13.
1.Играразминка «Транспорт»
2. Загадка
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Носполпотолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. Рефлексия
14. Занятие 14.
1.Играразминка «Транспорт»
2. Упр. «Отгадай предмет по
заданным признакам»
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Носполпотолок»
Наблюдение
1я неделя
1
декабря
Наблюдение
2я неделя
1
декабря
Наблюдение
3я неделя
1
декабря
Наблюдение
4я неделя
1
декабря
Наблюдение
2я неделя
1
января
8 7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. Рефлексия
15. Занятие 15.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не
съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Выложи по образцу»
9. Рефлексия
16. Занятие 16.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не
съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Таблицы внимания»
9. Рефлексия
17. Занятие 17.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает не летает»
4. Корректурная проба
5. Игра «Слушай внимательно»
6. Работа в тетрадях
7. Пальчиковая гимнастика
8. Упр. «Найди все цифры»
9. Рефлексия
18. Занятие 18.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает не летает»
4. Корректурная проба
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. Игра «Путаница»
Наблюдение
3я неделя
1
января
Наблюдение
4я неделя
1
января
Наблюдение
5я неделя
1
января
Наблюдение
1я неделя
февраля
1
9 Наблюдение
2я неделя
февраля
Наблюдение
3я неделя
февраля
Наблюдение
4я неделя
февраля
1
1
1
9. Рефлексия
19. Занятие 19.
1. «10 картинок»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Игра «Поменяйтесь местами те,
кто…»
8. Рефлексия
20. Занятие 20.
1. «10 картинок»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Игра «Отгадай, что это»
8. Рефлексия
21. Занятие 21.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Упр. Для коррекции зрения
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Физ. минутка
8. Игра «Слушай хлопки»
9. Рефлексия
22. Занятие 22.
Наблюдение
1я неделя
1
1. Упр. «Запомни точно»
2. Упр. «Ритм»
3. Корректурная проба
4. Упр. Для коррекции зрения
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. Физ. минутка
9. Игра «Отгадай, что это»
10. Рефлексия
23. Занятие 23.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Упр. «Ритм»
марта
Наблюдение
2я неделя
1
марта
10 3. Корректурная проба
4. Физ. минутка «Четыре стихии»
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. упр. «Продолжи ряд, начатый
художником»
9. Игра «Кто знает, пусть дальше
считает»
10. Рефлексия
24. Занятие 24.
Наблюдение
3я неделя
1
марта
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Игра «Кто знает, пусть дальше
считает»
4. Графический диктант
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Упр. «Найди такую же
картинку»
7. Игра «Кричалкишепталки
молчалки»
8. Рефлексия
25. Занятие 25.
Наблюдение
4я неделя
1
марта
Наблюдение,
диагностика
1я неделя
апреля
1
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Игра «Кто знает, пусть дальше
считает»
4. Графический диктант
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Упр. «Найди тень»
7. Игра «Кричалкишепталки
молчалки»
8. Рефлексия
26. Занятие 26.
1. Игра «Слушай внимательно»
2. Игра «Что изменилось»
3. Сказка о внимательном
Иванушке
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Подвижная игра по желанию
детей
7. Рефлексия
Итого:
26 недель
26
11 Содержание программы
Занятие 1
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных
представлений, расширение словарного запаса.
Игра – разминка «Фрукты» (расширение словарного запаса)
1.
Оборудование: мяч.
Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку,
который, поймав мяч должен назвать слово, обозначающее какойто фрукт и
бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему
ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям слова
«фрукты» не будут названы.
Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
2.
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка)
(Приложение 1), цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают
какуюто картинку. Время выполнения задания 5 минут
Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми,
какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3.
Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
Мальчикпальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы в кольцо. Первый раз –
выполняют упражнение правой рукой. Второй раз левой рукой. Третий раз –
одновременно двумя руками.
Работа в тетрадях (мелкая моторика)
4.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.
(Приложение 13)
5. Игра «Сесть встать» (развитие внимания)
Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды,
которые говорит и показывает психолог. Сесть – дети садятся, встать – дети
встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при
этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно
выполнять только те команды, которые называет психолог.
12 6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений,
закрепление знания цвета)
Оборудование: волшебные квадратики (Приложение 4)
Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют
команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд,
психолог просит, когото из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7. «Запоминай порядок» (развитие памяти)
Оборудование: цветные карандаши.
Описание: психолог показывает в руке 67 цветных карандашей. Через 20
секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
8. Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и
спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.
Занятие 2
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных
представлений, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Фрукты» (развитие слуховой памяти)
Оборудование: мяч.
Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какойнибудь фрукт и
передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала повторяет фрукт, который
назвал психолог, затем называет свой фрукт и передает мяч следующему
ребенку и т.д.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 1)
Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка)
(Приложение 1), цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают
какуюто картинку. Время выполнения задания 5 минут
Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми,
какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
Мальчикпальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
13 С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы в кольцо. Первый раз –
выполняют упражнение правой рукой. Второй раз левой рукой. Третий раз –
одновременно двумя руками.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика)
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.
(Приложение 13)
5. Игра «Сесть встать» (развитие внимания)
Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды,
которые говорит и показывает психолог. Сесть – дети садятся, встать – дети
встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при
этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно
выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений,
закрепление знания цвета)
Оборудование: Волшебные квадратики (Приложение 4)
Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют
команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд,
психолог просит, когото из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
Выложи по образцу (развитие мелкой моторики, развитие произвольного
7.
внимания)
Оборудование: образец узора (Приложение 6), набор геометрических фигур,
необходимый для выкладывания узора (для каждого ребенка)
Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги.
Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги,
размер должен соответствовать образцу.
Рефлексия
8.
Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и
спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.
Занятие 3
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных
представлений, расширение словарного запаса.
1.
Игра – разминка «Овощи» (расширение словарного запаса)
14 Оборудование: мяч.
Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку,
который, поймав мяч должен назвать слово, обозначающее какойто овощ и
бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему
ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям слова
«овощи» не будут названы.
Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
2.
Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка)
(Приложение 1), цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают
какуюто картинку. Время выполнения задания 5 минут
Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми,
какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
3.
«Капустка»
Мы капустку рубимрубим,
Мы капустку солимсолим,
Мы капустку тремтрем,
Мы капустку жмемжмем.
Описание: на первую строчку – поочередные движения прямыми ладонями
вверхвниз, на вторую строчку – поочередное поглаживание подушечек пальцев,
на третью – потирать кулачок о кулачок, на четвертую – сжимать и разжимать
кулачки.
Работа в тетрадях (мелкая моторика)
4.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.
(Приложение 13)
5. Игра «Сесть встать» (развитие внимания)
Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды,
которые говорит и показывает психолог. Сесть – дети садятся, встать – дети
встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при
этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно
выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений,
закрепление знания цвета) (Приложение 4)
Оборудование: Волшебные квадратики (Приложение 4)
15
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.