Программа внеурочной деятельности по психологии "Познаю себя и окружающих". Рассчитана для учащихся 8 классов, на 34 часа. Психологическим новообразованием подросткового возраста является процесс развития самосознания. Появляется потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем стану. В ответах на эти вопросы подросток зачастую ориентируется на точку зрения, как авторитетных для него взрослых людей, так и своих сверстников-друзей. Сознание своей исключительности вызывает характерное для подростка чувство одиночества или страха. Программа включает в себя темы диалогов, тренинговых занятий, лекций, практических занятий. Программа очень интересна для подростков.
Познаю себя и окружающих 8 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
города Слюдянки Иркутской области
Согласовано: «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МБОУ СОШ №4
_________О.Г. Казанцева __________Фадеева М.А
«___» ________2016 г. «___» ________2016 г.
.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 8 класса
«Познаю себя и окружающих»
(общеобразовательный уровень)
Педагог:
Ведерникова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
Программа рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
учителей начальных классов
Протокол №____от «____» __________ 2016г. 2016 год
Пояснительная записка
Психологическим новообразованием подросткового возраста является процесс
развития самосознания. Появляется потребность в познании себя, окружающего мира,
повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем
стану. В ответах на эти вопросы подросток зачастую ориентируется на точку зрения,
как авторитетных для него взрослых людей, так и своих сверстниковдрузей.
Сознание своей исключительности вызывает характерное для подростка чувство
одиночества или страха.
В восьмом классе под влиянием биологических и социальных факторов в
образе «Я» подростка приоритетное развитие получают следующие грани
самоутверждения:
самостоятельность личности, реализация своих прав среди людей, претензия
на взрослость, проба различных ролей;
потребность в признании своего «Я», своего имени, своей внутренней
психологической сущности и внешних физических данных;
утверждение своего «Я» в социальном пространстве личности в общении с
окружающими людьми;
потребность в признании своей сущности как представителя пола (половая
идентификация)
Личность полноценно самоутверждается в процессе общественно ценной и
личностно значимой деятельности. У одних это происходит путем признания их
интеллектуальных способностей, у других – хороших физических данных, у третьих –
активной общественной деятельности и т.д.
Таким образом, проблема развития самосознания является актуальной на
данном возрастном этапе. А для того, чтобы данный процесс протекал планомерно и
конструктивно, подросткам необходимо оказывать помощь в познании своего
внутреннего мира, в осознании своих трудностей, в понимании и принятии других и
себя.
1. Создание условий для развития самосознания обучающихся.
2. Социальная
психологическая
адаптация
и
подростков.
Цель курса:
Задачи курса:
1. Ознакомление подростков с системой понятий и представлений,
необходимых для психологического анализа своей личности, личностей
окружающих людей. 2. Развитие представлений о себе в процессе взаимодействия с другими
людьми.
3. Развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм и
методов общения, осознание своих возможностей в этой области.
4. Развитие навыков рефлексии и обратной связи.
5. Формирование положительной Яконцепции.
Формы и методы работы:
o проблемная лекция;
o групповая дискуссия;
o тренинговые упражнения;
o диагностические процедуры;
o подвижные игры.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования
информационной и коммуникативной компетентностей подростков.
Планируемые результаты курса:
Личностные:
Прохождение данного элективного курса позволит учащимся:
расширить сферу самосознания через изучение личностных особенностей;
развить навыки самоконтроля и выработать способы саморазвития;
владеть коммуникативными приемами;
лучше понять себя и окружающих;
быть эмоционально компетентным;
умение учиться, способность к саморазвитию.
Метапредметные:
В результате усвоения материала курса учащиеся должны знать:
1. Основные понятия в психологии.
2. Общее представление о личности.
3. Основные правила, техники и приемы общения.
4. Правила поведения в конфликтной ситуации
5. Использовать полученные в ходе курса знания на практике.
6. Формирование навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками.
Курс рассчитан на 34 академических часов (1 час в неделю).
Урокдискуссия 7
Тренинг 11
Диагностика 7
Практическое занятие 9 В соответствии с требованиями программа имеет тематическое планирование,
содержание программы курса, методическое обеспечение, дидактический материал.
Календарнотематическое планирование по психологии
на 20162017 учебный год
Учитель: Ведерникова Т.Ю.
Класс: 8
Недельная нагрузка: 0,5 час
Программы: Авторская программа элективного курса «Познаю себя и
окружающих», утверждена ИПКРО г. Иркутск, 2005 г.
Учебник:
1. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1995.
2. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог.
Программы учебнотренировочных и клубных занятий: метод, пособие. 2е
изд., стереотипное М.: Глобус, 2007. 155 с. (Психологический практикум).
Методические пособия, дополнительная литература:
1. Практическая психология в тестах (компьютерная версия)
2. Диагностические методы в работе педагога. Днепропетровск: Издво ДГУ,
1996.
3.Тестирование детей. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д.:
«Феникс», 2004.
4. Практическая психология в тестах. М.: ACTПРЕСС КНИГА, 2003.
5. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги
и упражнения / авт.сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. Волгоград: Учитель,
2009.
6. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н.Н. Ежова. Ростов н/Д:
Феникс, 2005.
7. Селевко Г.К. Познай себя. Изд. 2е. М.: Народное образование, НИИ
школьных технологий, 2006.
8. Селевко Г.К. Управляй собой. Изд. 2е. М.: Народное образование, НИИ
школьных технологий, 2006. Календарнотематическое планирование занятий на 20162017 учебный год
Сроки
Раздел
Тема урока
Тип урока
Основные виды деятельности
Планируемые
результаты УУД
(предметные)
Планируемые результаты УУД
(личностные, метапредметные)
Глава 1. Вопросы общей психологии
Давайте
познакомимс
я!
Входная
диагностик
а, тренинг
Разминка, ставят цель учебной
деятельности, в форме игры
отвечают на вопросы, делятся
впечатлениями
Узнавать какие эмоции
испытывают. Определять
свое отношение к миру.
Создание
группы.
дискуссия
Наука
психология и
психика.
лекция,
диалог
Разминка, выполнение
психотехнических упражнений,
принятие правил группы, дискуссия
по теме занятия, обсуждение итогов
занятия, домашнее задание
Разминка, слушают учителя, задают
вопросы, смотрят презентацию,
отвечают на вопросы, вступают в
диалог
Общее
представлени
е о личности.
диалог
Разминка, дискуссия по теме
занятия, выполнение творческого
задания, обсуждение, работа с
карточкой, домашнее задание,
делятся впечатлениями
Знать права ребенка.
Определять свое
отношение к
окружающим.
Определять свое
отношение к
окружающим и миру.
Узнавать основные
отрасли психологии,
понятие о душе, значение
психологии в жизни
человека
Определять свое
отношение к себе как
личности, узнают, что
такое личность,
индивидуальность.
Познакомятся с
методами изучения
личности, с развитием
личности.
Определять и формулировать цель.
Определять, называть и объяснять свои
чувства и ощущения. Высказывать свои
предположения. Оформлять свою мысль,
слушать и понимать речь других. Навыки
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками.
Определять и формулировать цель. Умение
делать выбор и адекватно относится к
выбору других. Умение вступать в беседу.
Выполнять задания в паре, группе.
Освоение социальной роли обучающихся.
Определять и формулировать цель.
Определять, называть и объяснять свои
чувства и ощущения. Высказывать свои
предположения.
Самостоятельно определять, называть и
объяснять свои чувства и ощущения.
Высказывать свои предположения.
Добывать новые знания. Наблюдать и
делать выводы. Освоение познавательной и
личностной рефлексии. Осознание своей
этнической и национальной
принадлежности.
Приме
чание
Кол
во
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Ощущения и
восприятие
тренинг
Разминка, ставят цель учебной
деятельности, в форме игры
Определять свое
отношение к миру.
Определять и формулировать цель.
Определять, называть и объяснять свои
2 ч.
Глава 2. Познавательные процессы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5. 6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
практичес
кое занятие
отвечают на вопросы, выполнение
практических упражнений и
заданий, делятся впечатлениями,
обсуждение итогов занятия
Внимание
Память
тренинг,
диагности
ка
практичес
кое занятие
тренинг,
диагности
ка
практичес
кое занятие
Разминка, ставят проблему,
выполнение практических заданий,
диагностика, дискуссия,
обсуждение, домашнее задание
Обсуждение домашнего задания,
диагностика, выполнение
психотехнических упражнений,
обсуждение итогов занятия,
домашнее задание
Мышление
тренинг
практичес
кое занятие
Обсуждение домашнего задания,
разминка, игра, выполнение
психотехнических упражнений,
диагностика, выполнение
Познакомятся с
понятием об ощущениях,
виды ощущений, как они
возникают и изменяются.
Получат общее
представление о
восприятии, видах и
механизмах
формирования
восприятий. Объяснять
поступки и поведение
людей.
Получение новых знаний.
Познакомятся с видами и
свойствами внимания,
физиологическими
основами внимания,
методами изучения
внимания. Научатся
самостоятельно
исследовать свое
внимания и его
оценивать.
Получение новых знаний.
Виды и особенности
памяти человека.
Развитие памяти. Узнают
методы изучения памяти,
способы практического
воздействия на память
человека. Проведут
диагностику памяти.
Получение новых знаний.
Узнавать какие эмоции
испытывают. Мышление,
его виды. Общее понятие
чувства и ощущения. Давать
эмоциональную оценку деятельности.
Уважительно относится к позиции другого.
Освоение социальной роли учащихся.
Уметь сотрудничать, выполнять различные
роли. Высказывать свои предположения.
Понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности. Формирование
личностного смысла учения.
2 ч.
Оценивать жизненные ситуации. Делать
выбор. Уметь искать и отбирать
информацию. Учится планировать свою
деятельность. Освоение социальной роли
учащихся.
2 ч.
Выполнять задания в группе. Вырабатывать
критерии оценки, определять степень
успешности выполнения работы. Уметь
3 ч. 13.
14.
15.
16.
17.
Характер
мини
исследова
ние
диагности
ка
Промежуто
чная
диагностик
а
тренинг
Разминка, обсуждение результатов
диагностики, просмотр
мультфильма, миниисследование,
арттерапия, делятся
впечатлениями, рефлексия
Разминка, ставят цель учебной
деятельности, прослушивание
притчи, дискуссия, игра,
диагностика, обсуждение итогов
занятия
18.
Воля
практичес
кое занятие
практических упражнений, делятся
впечатлениями, рефлексия
перерабатывать и использовать
информацию.
об интеллекте.
Мышление и творчество.
Методы изучения
мышления. Способы
развития и
совершенствования
мышления. Коэффициент
интеллекта
(диагностика).
Глава 3. Психология человеческих поступков
Темперамент
практичес
кое
занятие,
диагности
ка
Разминка, ставят цель учебной
деятельности, выполнение
практических упражнений, мини
исследование, диагностика,
обсуждение итогов занятия,
домашнее задание
Оформлять свою мысль. Определять,
называть и объяснять свои чувства и
ощущения. Высказывать свои
предположения.
Оформлять свою мысль. Определять,
называть и объяснять свои чувства и
ощущения. Высказывать свои
предположения. Наблюдать, делать
выводы. Освоение познавательной и
личностной рефлексии.
Формулировать учебную проблему.
Выполнять задания в группе, паре.
Принимать и уважительно относится к
позиции другого. Уметь сотрудничать.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
Узнавать какие эмоции
испытывают. Понятие о
темпераменте человека.
Типы темперамента.
Теория темпераментов
И.П.Павлова. Сочетание
разных типов
темперамента.
Определение типа
темперамента
(диагностика).
Понятие о характере.
Становление характера.
Типология характеров
людей. Акцентуация
характера. Определение
ведущего типа
акцентуации характера
(диагностика).
Определять свое
отношение к
окружающим и миру.
Представление о воле.
Основные жизненные
проявления воли.
Развитие воли. Изучение
волевых качеств
(диагностика). 19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Эмоции
Мотивация
диагности
ка
практичес
кое занятие
работа с
негатив
ными
переживани
ями
тренинг
Разминка, ставят проблему,
диагностика, ролевая игра,
прослушивание притчи, выполнение
психотехнических упражнений,
рефлексия, обсуждение арт
терапия, итогов занятия, домашнее
задание
Разминка, игра, обсуждение
результатов диагностики,
выполнение творческого задания,
диагностика, делятся
впечатлениями
Определять поступки и
поведение людей.
Работать с тестом. Что
мы называем эмоциями.
Виды и роль эмоций в
жизни человека.
Происхождение эмоций.
Эмоциональность как
свойство личности.
Изучение эмоциональной
сферы (диагностика).
Узнавать какие эмоции
испытывают. Что
означает слово
«мотивация». Мотивация
и деятельность. Развитие
мотивов. Изучение
мотивационной сферы
учащихся (диагностика).
Глава 4. Психология взаимоотношений
Общение
дискуссия
тренинг
тренинг
Изучение
коммуникати
вной сферы
Разминка, дискуссия по теме
занятия, просмотр мультфильма,
психотерапевтические игры,
рефлексия, обсуждение итогов
занятия, домашнее задание
Разминка, ставят цель учебной
деятельности, притча, дискуссия,
моделирование образцов поведения,
обсуждение итогов занятия
Малая группа
и коллектив
дискуссия
Разминка, ставят проблему,
дискуссия по теме занятия,
Общее понятие об
общении. Виды общения.
Техника и приемы
общения. Структура и
средства общения.
Определять поступки и
поведение людей. Речь –
основное средство
общения.
Коммуникабельность.
Выявление уровня
развития
коммуникативных
способностей учащихся
(диагностика).
Определять поступки и
поведение людей.
Оценивать жизненные ситуации. Делать
выбор. Давать эмоциональную оценку
деятельности. Оформлять свою мысль.
Освоение социальной роли учащихся.
3 ч.
Определять и формулировать цель
деятельности. Высказывать свое
предположение. Слушать и понимать речь
других. Выполнять задания в группе.
1 ч.
Наблюдать, анализировать, делать выводы.
Давать эмоциональную оценку
деятельности. Представлять информацию в
виде текста.
Высказывать свое предположение.
Наблюдать, делать выводы. Освоение
познавательной и личностной рефлексии.
2 ч.
2 ч.
Получать информация, наблюдать, делать
выводы. Готовность слушать и вести
2 ч. тренинг
выполнение упражнений,
подведение итогов занятия,
домашнее задание
диалог. Конструктивно разрешать
конфликты.
Понятие о малой группе.
Положение человека в
системе групповых
отношений. Коллектив
как высший уровень
развития малой группы.
Изучение межличностных
отношений в группе
(диагностика).
Глава 5. Интимные межличностные отношения
Дружба
Любовь
диагно
стика
тренин
г
дискус
сия
Разминка, диагностика, ролевая игра,
выполнение психотехнических
упражнений, моделирование
образцов поведения, обсуждение
итогов занятия, рефлексия
Разминка, дискуссия по теме
занятия, выполнение упражнений,
обсуждение результатов
диагностики, рефлексия
Вражда,
ненависть
коррек
ци
онное
занятие
Разминка, игра, тест, выполнение
психотехнических упражнений,
моделирование образцов поведения,
обсуждение итогов занятия,
домашнее задание
Одиночество
Обобщение по
главе
дискус
сия,
диагно
стика
диагно
стика
Разминка, ставят цель учебной
деятельности, упражнения,
дискуссия по теме занятия,
выражают свои эмоции, подведение
итогов
Разминка, диагностика, выполнение
психотехнических упражнений,
рефлексия
поступки и
Определять
поведение людей. Понятия
товарищество и дружба.
Дружба между людьми
одного и разного пола.
Тренинг «Давайте дружить!».
Что мы называем любовью.
Любовь как высшее
человеческое чувство и
наиболее глубокий вид
человеческих
взаимоотношений.
Разновидности человеческой
любви.
Работать с тестом.
Определять свои поступки,
поведение и других людей.
Понятия вражда и ненависть.
Причины вражды и ненависти
между людьми. Вражда,
агрессивность и природа
человека.
Что значит быть одиноким.
Психологические
особенности одиночества: в
чем они состоят? Одиноки ли
вы? (диагностика)
Оценка личных отношений
подростков. Определение
учащимися собственного
положения в системе личных
Получать информация, наблюдать, делать
выводы. Конструктивно разрешать
конфликты. Принимать другую точку
зрения. Уметь сотрудничать.
Умение отстаивать свою точку зрения.
Становление гуманистических ценностных
ориентаций. Формирование эстетических
потребностей, ценностей, чувств.
Находить выход в спорных ситуациях.
2 ч.
1 ч.
Уважительное отношение к иному мнению.
Освоение социальной роли учащихся.
Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
1 ч.
Уважительное отношение к иному мнению.
Готовность слушать и вести диалог.
Наблюдать, делать выводы. Понимание и
сопереживание чувствам других.
Формулировать учебную проблему.
Освоение познавательной и личностной
рефлексии. Давать эмоциональную оценку
деятельности.
1 ч.
1 ч.
28.
29.
30.
31.
32.
33. 34.
Итоговый
урок по курсу
Разминка, дискуссия, коррекция
эмоционального состояния, работа с
результатами диагностики,
рефлексия
взаимоотношений
Определять свои поступки,
поведение и других людей.
Подготовка и защита
презентации себя
(компьютерный вариант,
«Тетрадь достижений»,
буклет и т.д.).
творчес
кий
урок,
итогова
я
диагно
стика
Выполнять задания в группе, паре.
Принимать и уважительно относится к
позиции другого.
1 ч.
Анкета входной диагностики
(предлагается на первом занятии)
34
Приложение
Уважаемые слушатели курса! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Нам будет интересно ваше мнение. Это
позволит сделать нашу совместную работу плодотворной, эффективной, разнообразной и интересной.
1. Знакомы ли вы с программой «Познаю себя и окружающих»?
2. Какие темы вам больше всего интересны?
3. Вы выбрали этот курс: самостоятельно, по рекомендации, за компанию (подчеркнуть)?
4. Имеете ли вы представление о науке психологии?
5. Что, по вашему мнению, изучает эта наука? Какие проблемы и вопросы решает? 6. Считаете ли вы, что знание основ психологии необходимо в наше время?
7. Есть ли у вас желание изменить чтото в себе?
8. Желаете ли вы разобраться в себе и в отношениях с окружающими вас людьми?
Спасибо!
Анкета промежуточной диагностики
Уважаемые слушатели курса! Просим вас принять участие в нашем опросе и искренне ответить на вопросы анкеты. Нам
будет интересно ваше мнение о проведённых занятиях. Это позволит сделать нашу дальнейшую работу более плодотворной,
эффективной, разнообразной и интересной.
1. Нравится ли вам работать по программе «Познаю себя и окружающих»?
2. Какие темы вам показались наиболее интересными?
3. Какие формы работы вам больше нравятся?
4. Какие темы вы желаете изучить?
5. Будете ли вы дальше заниматься изучением данного курса? Спасибо!
Анкета итоговой диагностики
(предлагается на последнем занятии)
Уважаемые слушатели курса! Сегодня вы закончили изучение программы «Познай себя и окружающих». Для нас
важно ваше мнение по данному курсу. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты. Постарайтесь отвечать честно и
искренне. Ваши ответы помогут нам в дальнейшей работе по данному курсу.
1. Понравилась ли вам программа «Познаю себя и окружающих»?
2. Как вы считаете, нужен ли такой курс для подростков?
3. Какие темы вам больше всего понравились?
4. Имеете ли вы теперь представление о науке психологии? 5. Смогли ли вы разобраться в себе и в своих отношениях с окружающими вас людьми?
6. Почувствовали ли вы изменения в себе (что изменилось в вас в лучшую сторону)?
7. Считаете ли вы, что полученные знания в ходе прохождения программы помогут вам в дальнейшей жизни?
8. Ваши пожелания, замечания по программе курса и руководителю.
Спасибо! Список используемой литературы
Учебники, учебные пособия, дополнительная литература,
мультимедиа для учащихся
1. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог.
Программы учебнотренировочных и клубных занятий: метод, пособие. 2е изд.,
стереотипное М.: Глобус, 2007. 155 с. (Психологичес кий практикум).
2. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1995.
3. Компактдиск «Психологическая работа в школе», издательство «Учитель», 2013.
Методические и учебные пособия
для учителя
1. Практическая психология в тестах (компьютерная версия)
2. Диагностические методы в работе педагога. Днепропетровск: Издво ДГУ, 1996.
3. Тестирование детей. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д.:
«Феникс», 2004.
4. Практическая психология в тестах. М.: ACTПРЕСС КНИГА, 2003.
5. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и
упражнения / авт.сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. Волгоград: Учитель, 2009.
6. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н.Н. Ежова. Ростов н/Д:
Феникс, 2005.
7. Селевко Г.К. Познай себя. Изд. 2е. М.: Народное образование, НИИ школьных
технологий, 2006.
8. Селевко Г.К. Управляй собой. Изд. 2е. М.: Народное образование, НИИ школьных
технологий, 2006.
9. Компактдиск «Диагностическая работа психолога в школе», издательство
«Учитель», 2011.
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Программа "Познаю себя и окружающих"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.