Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»
Оценка 4.8

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл—11 кл +1
25.02.2018
Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»
Данная программа направлена на формирования представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности и о речевых жанрах как разновидностях текста, т.е. текста определенного стиля, определенной смысловой текстуры. Трудно представить эффективное общение без владения теми речевыми жанрами, которые широко распространены в жизни (в профессиональной сфере деятельности в том числе, если имеется ввиду профессиональное общение). Поэтому речевые жанры занимают основное место в данной программе.Данная программа направлена на формирования представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности и о речевых жанрах как разновидностях текста, т.е. текста определенного стиля, определенной смысловой текстуры. Трудно представить эффективное общение без владения теми речевыми жанрами, которые широко распространены в жизни (в профессиональной сфере деятельности в том числе, если имеется ввиду профессиональное общение). Поэтому речевые жанры занимают основное место в данной программе.
Программа по курсу 9 класс.docx
Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова» Пояснительная записка советуют, когда сопереживают, Актуальность курса Любому человеку важно уметь ориентироваться в речевой ситуации, чтобы общение, без которого нельзя представить нашу жизнь, было удачным, успешным, эффективным. Действительно «общаясь, люди создают друг друга» (Д.С. Лихачев). Создают друг друга, когда делятся своими мыслями, чувствами, когда передают и получают информацию, когда понимают другого и учатся понимать себя. Именно поэтому очень важным становится совершенствование не только письменной, но и устной монологической речи, умение создавать тексты различных речевых жанров и реализовать их в виде публичного сообщения. В образовательном учреждении по русскому языку, литературе подразумевают определенную подготовку школьников в области стилей языка и речи, норм употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Данная программа направлена на формирования представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности и о речевых жанрах как разновидностях текста, т.е. текста определенного стиля, определенной смысловой текстуры. Трудно представить эффективное общение без владения теми речевыми жанрами, которые широко распространены в жизни (в профессиональной сфере деятельности в том числе, если имеется ввиду профессиональное общение). Поэтому речевые жанры занимают основное место в данной программе. Данный курс способствует установлению межпредметных связей: русский язык, литература, психология, информатика. Особенности содержания курса Содержание курса строится в соответствие с представлениями о его структуре, включающей следующие компоненты: научно-познавательный, ценностно- ориентационный, нормативный и деятельностный. В основу содержания положены лингвистические, литературоведческие, психологические знания и связанные с ними умения. Организация учебного процесса Интегрированный характер и коммуникативная направленность содержания курса предполагают использование определенных форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных. При таком подходе учебный процесс строится на основе сочетания научного познания с образным, эмоциональным восприятием окружающего мира. Это определяет приоритетную роль индивидуально-групповых форм и методов обучения: практические работы, сюжетно-ролевые игры, семинары и т.д. Большое значение имеет самостоятельная работа обучающихся с дополнительной литературой, средствами массовой информации, исследовательская деятельность. Материал курса дает возможность организовать дискуссии, на которых обучающиеся имеют возможность высказать и обосновать свою точку зрения. Разработка рефератов, докладов, сообщений и устные выступления с ними развивают фантазию, раскрепощают ребят, совершенствуют коммуникативную культуру. На занятиях используются игровые элементы, круглые столы. Индивидуальная работа ведется при подготовке текстов различных речевых жанров, как письменных, так и устных информативных. Цели и задачи Цель – привить ответственное отношение к каждому слову: написанному, напечатанному, произнесенному; - развивать способность овладеть бесценным даром человеческого общения (А. Экзюпери); при котором люди учатся понимать друг друга, сопереживать, взаимодействовать; Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи: - сформировать прочные умения и навыки в коммуникативной, речевой деятельности; - обеспечить усвоение определенного круга теоретических сведений о различных речевых жанрах; - развить умение отбирать языковой материал для жизненно важных сфер общения; - формировать поведенческую культуру, умение ориентироваться в многообразных каждодневных ситуациях общения с окружающими людьми в соответствии со своим мировоззрением. Область применения Спецкурс предназначен для обучающихся 9-х классов и дополняет курс русского языка, литературы, риторики. Программа рассчитана на 34 часа. Измерители достижений планируемых результатов Административной проверки усвоения материала данного курса не предполагается. В технологии проведения занятий присутствуют: - практические работы; - написание докладов, рефератов; - подготовка сообщений; - семинары. По окончанию курса в зачетной книжке обучающегося ставится зачет (незачет) и выдается сертификат, свидетельствующий о прохождении курса. Требования к знаниям и умениям обучающихся: После изучения данного курса учащиеся должны: - определять средства выразительности в тексте; -различать устные информативные жанры; - создавать доклад, реферативное сообщение; - знать алгоритм (порядок) предтекстовых действий; - создавать экскурсионную речь; - выделять структурно-смысловые части деловой и неделовой автобиографии; - знать особенности жанра портретного очерка; - готовить путевой очерк; - стараться учитывать цель и адресата сообщения при массовой коммуникации. Общая и частная риторика. Профессионально Содержание курса Введения (1 ч) «Зачем нужна риторика». ориентированная Тема 1 (6 ч) «Риторические фигуры». Тропы и риторические фигуры как средства усиления выразительности речи. Риторическое обращение и восклицание. Антитеза. Риторическое сравнение. Тема 2 (7 ч) «Устные информативные жанры». Реферативное сообщение. Сообщение, доклад. Этапы подготовки текста. Тема 3 (2 ч) «Экскурсионная речь» Экскурсионная речь как речевой жанр. Особенности экскурсионной речи. Игра «Экскурсия в зоопарк». Тема 4 (3 ч) «Автобиографическое повествование». Деловая и неделовая биография, их признаки. Автобиография. Формы выражения адресата и адресанта. Время в автобиографии. Тема 5 (7 ч) «Путевой очерк». Особенности жанра путевого очерка. Значение заголовка. Отбор материала. Язык и стиль. Тема 6 (5 ч) «Риторика и современные информационные технологии» Речь и техника. Общение и Интернет. Темы докладов, рефератов, микропроектов. 1. Писатели и точности словоупотребления. 2. Риторические фигуры как средство выражения авторской позиции. 3. Опыт моей биографии. 4. Путевой очерк. № Тема 1 Введение 2 Риторические фигуры Устные информативные 3 жанры 4 Экскурсионная речь 5 Автобиографиче ское повествование 6 Путевой очерк 7 Риторика Учебно-тематический план Семин ар Практичес кая работа Лекц ии 2 2 1 2 2 3 1 1 3 1 2 2 1 2 3 и Интерактив ные формы 1 1 1 современные информационны е технологии Тематическое планирование учебного материала Образователь ный продукт Основное Тема Да та Форма занятия Беседа, игра. Схема «Основные роды и виды речи» № урок а Урок 1 содержание Введение. Зачем нужна риторика? Риторика как наука. Общая и частная Профессионально ориентированные риторики. Игра «Остроумная риторика. глупость» Тропы и Урок Лекция с Опорный 2-3 Урок 4-5 Урок 6-7 Урок 8-9 Урок 10-11 Урок 12-14 риторические фигуры Тропы и риторические фигуры как средства усиления выразительности речи. Зачем нужны тропы. Что такое фигуры. фигуры. риторические Риторические Риторическое обращение и восклицание. Антитеза Понятие об антитезе. Основная цель антитезы. сравнения. Структура Риторическое Понятия сравнение риторического риторического Реферативное сравнения сообщение информативные жанры. Реферат и реферативное сообщение. Структура Устные реферативного сообщения. Языковые средства, используемые в реферативном сообщении. Сообщение, доклад. Особенности Что такое доклад. учебного доклада. Этапы подготовки текста Отбор информации. элементам и беседы конспект Практичес кая работа Практичес кая работа «Словарь» пословиц, построенных на антитезе. «словарь» сравнений риторических Практичес кая работа Практичес кая работа Практичес кая работа Таблица «Приемы, обеспечивающ эффективность ие устного общения». подготовки к Памятка «Этапы докладу» Таблица устного «Структура Семинар сообщения» Реферат, доклад Лекция с элементам и беседы, практическ ая работа. Лекция с элементам и беседы Таблица «Структура экскурсионной речи». Опорный конспект Практичес кая работа Опорный конспект Семинар Автобиография Семинар Автобиография Этап расположения. Готовимся выступать. Этап выражения. Обобщение по теме «Устные информативные Экскурсионная речь и виды общения. Когда мы бываем экскурсоводами. Экскурсионная речь как речевой жанр. Автобиографическ ое повествование Познай самого себя. Деловая установка. автобиография. Автобиография. Коммуникативная Автобиография Формы указания адресанта или Время в авто адресат в биографии. биографии. Разные Опыт биографии лики «я». Выступление учащихся с автобиографическим подготовленными повествованием. Путевой очерк Тематические и композиционные Задачи, которые путевого очерка. особенности жанра. стоят перед автором жанры». Выступление учащихся с подготовительными текстами докладов, Экскурсионная рефератов. речь Урок 15 Урок 16-17 Урок 18 Урок 19 Урок 20 Урок 21-22 Урок2 Подлинная правда Практичес Опорный кая работа конспект. Практичес кая работа «Памятка очеркисту» Семинар Путевой очерк Беседа с элементам и дискуссии Риторический анализ текста Практичес кая работа «Памятка экскурсоводу» 3-24 Урок 25-27 Урок 28 Урок 29-33 Урок 34 жизни. Язык и стиль. Значение заголовка. Выдумка и домысел. Создание путевого очерка – это труди Сбор материала. «Я вам…» Расположение творчество хочу рассказать материала, его основные части. Редактирование Обобщение по теме «Путевой очерк» Выступление обучающихся с подготовленными информационные работами. Риторика и современные технологии. слова ценить как Речь и техника. «Умей семена…» Общение и Интернет. Проводим экскурсию несловесного Средства общения. Возможные коммуникативные ошибки. Игра «Экскурсия в зоопарк» Литература 1. Каманова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М. : Просвещение, 1997; 2. Риторика. Учебное пособие. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баллас-С-Инфо, 2003; 3. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова – М.: Просвещение, 1990.

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике «Развивайте дар слова»

Программа предпрофильного курса по риторике  «Развивайте дар слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018