Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»
Оценка 4.8

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Оценка 4.8
Документация
doc
администрации
Детсад
11.02.2017
Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»
решает проблему непрерывного и преемственного обучения детей старшего дошкольного возраста, повышает уровень их готовности к обучению в школе в соответствии с ФГТ к ООП ДОУ и ФГОС второго поколения. Данная программа является Приложением № 3 к ООП НОО школы. Необходимость реальной преемственности образовательных систем детского сада и начальной школы – проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Данная проблема возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе из детского сада в школу не обеспечивает необходимый темп интеллектуального развития и уровень учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени недостаточно полно готовит будущих первоклассников к успешному включению в учебную деятельность в школе.
Школа будущего первоклассника.doc
Программа  предшкольной  подготовки детей  МБОУ НОШ с.Стерлибашево  «Школа будущего первоклассника» Пояснительная записка Программа предшкольной подготовки детей МБОУ НОШ с.Стерлибашево «Школа   будущего   первоклассника»   решает   проблему   непрерывного   и преемственного   обучения   детей   старшего   дошкольного   возраста,   повышает уровень их готовности к обучению в школе в соответствии с ФГТ к ООП ДОУ и ФГОС  второго  поколения. Данная программа  является  Приложением  № 3  к ООП НОО школы. Необходимость реальной преемственности образовательных систем детского сада и начальной школы – проблема давняя, но сохраняющая свою   актуальность   и   на   современном   этапе   совершенствования   образования. Данная проблема возникает по нескольким причинам.  Во­первых, это недостаточно плавное изменение методов и содержания обучения,   которое   при   переходе   из   детского   сада   в   школу   не   обеспечивает необходимый темп интеллектуального развития и уровень учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.  Во­вторых,   обучение   на   предшествующей   ступени   недостаточно   полно готовит   будущих   первоклассников   к   успешному   включению   в   учебную деятельность в школе. Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она должна   рассматриваться   как   комплексное   образование,   включающее   в   себя физическую и психологическую готовность. Физическая   готовность   определяется   состоянием   здоровья,   уровнем морфофункциональной   зрелости   организма   ребенка,   в   том   числе   развитием двигательных   навыков   и   качеств   (зрительно­моторная   координация), физической   и   умственной   работоспособности.   Психологическая   готовность включает   в   себя   эмоционально­личностную,   интеллектуальную   и коммуникативную готовность.             В   эмоциональной   готовности   главную   роль   играет   произвольность поведения,   учебно­познавательная   мотивация   и   формирование   самооценки. Наличие   у   ребенка   мотивов   учения   является   одним   из   важнейших   условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста   желание   детей   поступить   в   школу,   с   другой   –   развитие любознательности   и   умственной   активности.   Интеллектуальная   готовность предполагает   развитие   образного   мышления,   воображения   и   творчества,     а также   основ   словесно­логического   мышления.   Социальная   готовность определяется   развитием   мотивов   и   элементарных   навыков   общения   со взрослыми и сверстниками. Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно   и   непринужденно   в   рамках   специфически   детских   видов деятельности:   игры,   прогулки,   конструирования,   моделирования,   лепки, рисования и др. Структура и содержание программы «Школа будущего первоклассника» учитывают деятельностный подход к подготовке детей к школе, обеспечивают преемственность формирования универсальных учебных действий при переходе от   дошкольного   к   начальному   общему   образованию,   а   также   формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников. В соответствии с целями и задачами стандартов нового поколения данная программа   предшкольной   подготовки   строится   на   основе   принципов   ОС «Школа 2100», отражающих идеи Фундаментального ядра содержания общего образования А) личностно ориентированные принципы: ­ принцип адаптивности; ­ принцип развития; ­ принцип психологической комфортности. Б) культурно­ориентированные принципы: ­ принцип образа мира и целостности содержания образования; ­ принцип смыслового отношения к миру; ­ принцип систематичности; ­ принцип ориентировочной функции знаний; ­ принцип овладения культурой. В) деятельностно ориентированные принципы: ­ принцип обучения деятельности; ­ принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Креативный     принцип.   В   соответствии   с   данным   принципом   детей необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить   ранее   сформированные   навыки   в   ситуации   самостоятельной деятельности,   инициировать   и   поощрять   потребность   детей   самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Программа   базируется   на   следующих   основных   линиях   развития дошкольника,   определяющих   внутреннюю   готовность   его   к   школьному обучению: ­ формирование произвольного поведения; ­ овладение средствами и эталонами познавательной деятельности; ­ переход от эгоцентризма к децентрации; ­ мотивационная готовность. Она   также   учитывает   специфику   образовательного   учреждения: нахождение в сельской местности, недостаточное бюджетное финансирование и посещение ДОУ большинством детей, проживающих в с.Стерлибашево. Поэтому программа «Школа   будущего первоклассника» рассчитана на 1 год обучения,   по   2   занятия   в   неделю   (продолжительностью   по   30   минут)   в   3­х группах, которые будут посещать дети от 5,5 до 7 лет. В содержание программы в   соответствии   с   ФГТ   к   ООП   ДОУ   интегрированно   включены   две образовательные   области   «Познание»   и   «Коммуникация»,   реализующие программы   развития   речи   и   подготовки   к   обучению   грамоте,   а   также математических представлений у будущих первоклассников. Вышеназванные   четыре   линии   развития   определяют   содержание   и дидактику образования старших дошкольников по программе «Школа будущего первоклассника».   Развивающему   образованию   свойственны   такие   формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и   педагога.   Для   полноценного   включения   ребенка   в   деятельность   учитель должен   организовать   работу   детей   так,   чтобы   они     сами   «додумались»   до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в   новых   условиях.   Действия   старших   дошкольников   становятся   более активными,   творческими   и   самостоятельными.     Игровые   образовательные технологии   являются   ведущими   в   разделе   учебно­познавательного   блока программы.   Разнообразные   игры,   используемые   на   занятиях   (творческие, дидактические,   подвижные   и   др.)   обеспечивают   полноценное   развитие дошкольника.   В   игровой   деятельности   ребенок   активно   сотрудничает   со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт.   Важную   роль   выполняет   разумно   организованное   общение.   Педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия   и   взаимопонимания;   содействует   самовыражению   эмоционально­ чувственной сферы старших дошкольников. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольного поведения. Социально­личностное развитие   предполагает   развитие   природной   любознательности   будущего первоклассника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержку в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, овладение элементарными социальными навыками. Проблему отбора содержания предшкольного образования можно решить,   Программа   «Школа   будущего опираясь   на   принцип   минимакса. первоклассника»,   учитывающая   также   данный   принцип   ОС   «Школа   2100», позволяет учителю определить нижнюю границу, или нижний уровень, ­     то содержание,   которое   каждый   ребенок   как   минимум   должен   усвоить,   и предложить   верхнюю   границу,   или   верхний   уровень   ­   то   содержание образования, которое можно предложить будущему первокласснику. Только при опоре на принцип минимакса предшкольное образование станет действительно адаптивным, «школой для всех».  Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом,   «сильный»   возьмет   все,   что     ему   дают,   и   пойдет   дальше.   Все остальные   разместятся   в   промежутке   между   минимумом   и   максимумом   в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития. Таким   образом,   реализация   программы   предшкольной   подготовки   даст равные стартовые возможности для детей, идущих в первый класс начальной школы. В   программе   «Школа   будущего   первоклассника»   нашли   отражение   соответствующие основные   виды   учебно­познавательной   деятельности, требованиям стандарта и специфике возраста детей. В   нем   ведущим   принципом,   определяющим   содержание,   технологию, методы и приемы работы с детьми является принцип обучения деятельности. Осваивая   опыт   предметно­практической   деятельности,   дошкольник   учится прислушиваться   к   своим   ощущениям,   чувствам,   мыслям;   оценивать   её результативность с точки зрения удовлетворения собственных потребностей и пользы   для   окружающих.   Знание   становится   не   самоцелью,   а   условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи. Основная цель программы предшкольного образования «Школа будущего первоклассника»­   реализовать   принцип   непрерывности   и   преемственности дошкольного   и   школьного   образования;   создать   условие   для   максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала старшего дошкольника и его   безболезненной   адаптации   к   школе;   обеспечивать   преемственность формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к   начальному   общему   образованию,   формировать   предпосылки   учебной деятельности у старших дошкольников.  Ребенок   должен   получить   право   стать   субъектом   собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть   успешным   в   деятельности.   Это   в   значительной   мере   облегчит   ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Реализация цели предполагает решение ряда задач. 1. Разработка   содержания,   обеспечивающего   воспитание,   гармоничное развитие   личностных   качеств   ребенка;   развитие   познавательной   сферы (мышления, воображения, памяти, речи); развитие эмоциональной сферы; цельность детского мировоззрения. 2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и других видов деятельности. 3. Формирование опыта самопознания. 4. Развитие   познавательной   активности, интеллектуальных способностей детей.   познавательной   мотивации, 5. Формирование  готовности  к  школьному  обучению,  к  новой  социальной позиции школьника. 6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.  Возрастные особенности детей. В   старшем   дошкольном   возрасте   происходит   интенсивное   развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер  личности. Развитие личности   и   деятельности   характеризуется   появлением   новых   качеств   и потребностей:   расширяются   знания   о   предметах   и   явлениях,   которые ребенок   не   наблюдал   непосредственно.   Детей   интересуют   связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Опираясь на характерную для старших   дошкольников   потребность   в   самоутверждении   и   признании   их возможностей   со   стороны   взрослых,   учитель   обеспечивает   условия   для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает   ситуации,   побуждающие   детей   активно   применять   свои   знания   и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца,   нацеливает   на   поиск   новых,   творческих   решений.   Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений,   вызывать   у   них   чувство   радости   и   гордости   от   успешных самостоятельных   действий.   Развитию   самостоятельности   способствует освоение   детьми   умений   поставить   цель   (или   принять   её   от   педагога), обдумать   путь   к   её   достижению,   осуществить   свой   замысел,   оценить полученный   результат   с   позиции   цели.   Задача   развития   данных   умений ставится учителем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми   видами   деятельности.   Высшей   формой   самостоятельности   детей является   творчество.   Задача   –   пробудить   интерес   к   творчеству.   Этому способствует   создание   творческих   ситуаций   в   игровой,   театральной, художественно­изобразительной   деятельности,   в   ручном   труде,   словесное творчество.   Именно   в   увлекательной   творческой   деятельности   перед старшим дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла,   способов   и   форм   его   воплощения.   Педагог   поддерживает творческие   инициативы   детей,   создает   в   группе   атмосферу   коллективной творческой   деятельности   по   интересам.   Серьезное   внимание   уделяет развитию   познавательной   активности   и   интересов   старших   дошкольников. Обязательным   элементом   образа   жизни   старших   дошкольников   является участие   в   разрешении   проблемных   ситуаций,   в   проведении   элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и т.д.),   в   развивающих   играх,   головоломках.   Учитель   своим   примером побуждает   детей   к   самостоятельному   поиску   ответов   на   возникающие обращается   к   детям   за   помощью, вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки,   нацеливает   на экспериментирование,   рассуждение,   предположение.   Стремится   развить внимание   и   память   детей,   формирует   элементарный   самоконтроль, способность   к   саморегуляции   своих   действий.   Этому   способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам,   поиска   ошибок,   запоминания,   применения   общего   правила, выполнения   действий   с   условиями.   Организованное   обучение осуществляется   у   старших   дошкольников   по   математике,   подготовке   к освоению грамоты. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому нужно   разнообразить   практику   общения   с   каждым   ребенком.   Вступая   в общение и сотрудничество, учитель проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда педагог учит ребенка новым умениям, способам   действия;   по   типу   равного   партнерства,   когда   педагог   ­ равноправный   участник   детской   деятельности,   и   по   типу   «опекаемый взрослый»,   когда   педагог   специально   обращается   к   детям   за   помощью   в разрешении   проблем,   когда   дети   исправляют   ошибки   «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.  Охрана и укрепление здоровья. В старшем дошкольном возрасте у детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все еще слабы.   Для   их   развития   используется   пальчиковая   гимнастика.   Для уменьшения   утомляемости   на   занятиях   проводятся   физминутки.   На переменах разнообразные подвижные игры.  Игры с бегом.  «Мы – веселые ребята», «Парный бег», «Мышеловка», «Гуси­ лебеди»,   «Караси   и   щука»,   «Хитрая   лиса»,   «Соловушка»,   «Два   Мороза», «Пустое место», «День и ночь», «Снежная карусель». Игры с прыжками.  «Удочка», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Волк   во   рву»,   «Классики»,   «Не   попадись!»,   «Не   оставайся   на   полу», «Чехарда». Игры с ползанием.  «Медведь и пчелы», «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении», «Переправа». Игры   с   метанием,   бросанием   и   ловлей.  «Охотники   и   зайцы»,   «Мяч водящему», «Охотник и звери», «Ловишки с мячом», «Школа мяча». Народные подвижные игры.  «Гори, гори ясно!», «Платок», «Много троих, хватит   двоих»,   «Дедушка­рожок»,   «Краски»,   «Колечко»,   «Веселый садовник». Подвижные   игры   позволяют   взрослому   оптимально   чередовать интеллектуальную   и   физическую   нагрузку   детей   во   время   пребывания   в школе. Постепенно у детей формируется умение четко выполнять правила игр, действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные умения и навыки.  Социально­личностное развитие. Предполагает   развитие   природной   любознательности   старшего дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и   взрослыми,   поддержку   в   поиске   своего   места   в   системе   социальных отношений,   окружающем   мире,   овладение   элементарными   социальными навыками. Данное направление программы рассматривается как психолого­ педагогическое сопровождение процесса вхождения ребенка в мир знаний и социальных   отношений.   Большое   внимание   уделяется   формированию целостного   представления   о   себе:   педагог   побуждает   детей «прислушиваться»   к   собственным   ощущениям,   рассказывать   о   своих чувствах и переживаниях. Социализация   будущего   первоклассника   осуществляется   посредством сюжетно­ролевых   игр,   чтения   детям   художественной   и страноведческой литературы, наблюдения, беседы, экскурсии.    бесед, Социализация   будущего   первоклассника   предполагает   освоение   им первоначальных   представлений   социального   характера   и   включения   его   в систему социальных отношений через решение следующих задач:   развитие игровой деятельности старшего дошкольника;  приобщение   к   элементарным   общепринятым   нормам   и   правилам взаимоотношения   со   сверстниками   и   взрослыми   (в   том   числе моральным);  формирование   гендерной,   семейной,   гражданской   принадлежности, патриотических   чувств,   чувства   принадлежности   к   мировому сообществу.           Познавательно­речевое развитие.     Осуществляется   интегрированно   в   процессе   реализации   содержания образовательных областей «Познание» и «Коммуникация».   Содержание   образовательной   области   «Познание»   направлено   на достижение   целей   развития   у   детей   познавательных   интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:  сенсорное развитие;  развитие   познавательно­исследовательской   и   продуктивной (конструктивной) деятельности;  формирование элементарных математических представлений;  формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей. Содержание   образовательной   области   «Коммуникация»   направлено   на достижение   целей   овладения   конструктивными   способами   и   средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:  развитие свободного общения со взрослыми и детьми;  развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;  практическое овладение будущими первоклассниками нормами речи. Планируемые   результаты   освоения   детьми   программы предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника». Основным   результатом   посещения   ребенком   «Школы   будущего первоклассника»   является   формирование   предпосылок   универсальных учебных действий (общеучебных умений):  интеллектуальных, т.е. [познавательных]  (умение отличать новое от   уже   известного;   сравнивать   и   группировать   предметы   и   их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);  организационных, оценочных, т.е. [регулятивных] (определять цель деятельности,  планировать   её,   работать   по   предложенному   плану или   алгоритму,   оценивать   полученный   результат);   (учиться оценивать результаты своей работы);  коммуникативных   (слушать,   слышать   и   понимать   чужую   речь, грамотно   оформлять   свою   мысль   в   устной   речи,   выполнять различные роли, взаимодействовать с окружающими людьми);   предпочтение   классных   коллективных    личностных, т.е. сформированность внутренней позиции школьника (положительное   отношение   к   школе,   чувство   необходимости учения,   предпочтение   уроков   «школьного»   типа   урокам «дошкольного» типа; адекватное содержательное представление о школе; занятий индивидуальным занятиям дома; предпочтение социального способа оценки своих знаний ­  отметки ­ дошкольным способом поощрения (сладости,   подарок);   познавательные   мотивы   преобладают   над игровыми   (предпочитает   заниматься   с   целью   получить   новые знания);   качества, переживания;   способен   к   адекватной,   критичной   самооценке   в конкретных видах деятельности).   осознаёт   свои   возможности,   умения, Портрет будущего первоклассника:  любознательный,   активный.   Интересуется   новым,   неизвестным   в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен   самостоятельно   действовать   (в   повседневной   жизни,   в различных   видах   детской   деятельности).   В   случаях   затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;  эмоционально   отзывчивый.   Откликается   на   эмоции   близких   людей   и друзей.   рассказов. Эмоционально   реагирует   на   произведения   изобразительного   искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;   Сопереживает   персонажам   сказок,   историй,  овладевший   средствами   общения   и   способами   взаимодействия   со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные   средства   общения,   владеет   диалогической   речью   и конструктивными   способами   взаимодействия   с   детьми   и   взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).   Способен   изменять   стиль   общения   со   взрослым   или сверстником, в зависимости от ситуации;  способный   решать   интеллектуальные   и   личностные   задачи   (проблемы), адекватные   возрасту.   Ребенок   может   применять   самостоятельно усвоенные   знания   и   способы   деятельности   для   решения   новых   задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации   может   преобразовывать   способы   решения   задач   (проблем). Ребенок   способен   предложить   собственный   замысел   и   воплотить   его   в рисунке, постройке, рассказе и др.;  имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире   и   природе.   Ребенок   имеет   представление   о   себе,   собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных   обязанностей,   семейных   традициях;   об   обществе,   его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;  овладевший   универсальными   предпосылками   учебной   деятельности   ­ умениями   работать   по   правилу   и   по   образцу,   слушать   взрослого   и выполнять его инструкции;  овладевший   необходимыми   умениями   и   навыками.   У   ребенка сформированы   умения   и   навыки,   необходимые   для   осуществления различных видов детской деятельности.  способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе   первичных   ценностных   представлений,   соблюдающий элементарные   общепринятые   нормы   и   правила   поведения.   Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями,   а   требованиями   со   стороны   взрослых   и   первичными ценностными   представлениями   о   том   "что   такое   хорошо   и   что   такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение   конкретной   цели.   Соблюдает   правила   поведения   на   улице (дорожные   правила),   в   общественных   местах   (транспорте,   магазине, поликлинике, театре и др.);  способный   решать   интеллектуальные   и   личностные   задачи   (проблемы), адекватные   возрасту.   Ребенок   может   применять   самостоятельно усвоенные   знания   и   способы   деятельности   для   решения   новых   задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации   может   преобразовывать   способы   решения   задач   (проблем). Ребенок   способен   предложить   собственный   замысел   и   воплотить   его   в рисунке, постройке, рассказе и др.;   имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире   и   природе.   Ребенок   имеет   представление   о   себе,   собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных   обязанностей,   семейных   традициях;   об   обществе,   его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;   овладевший   универсальными   предпосылками   учебной   деятельности   – умениями   работать   по   правилу   и   по   образцу,   слушать   взрослого   и выполнять его инструкции;   овладевший   необходимыми   умениями   и   навыками.   У   ребенка сформированы   умения   и   навыки,   необходимые   для   осуществления различных видов детской деятельности. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. I. Общие положения  1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и   положения,   обязательные   при   реализации   основной   общеобразовательной программы   дошкольного   образования   образовательными   учреждениями, имеющими   государственную   аккредитацию   (далее   –   образовательные учреждения),  в  части   определения   структуры  основной  общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема,   а   также   соотношения   обязательной   части   основной общеобразовательной   программы   и   части,   формируемой   участниками образовательного процесса.  1.2.   Федеральные   требования   учитывают   особенности   реализации   основной общеобразовательной   программы   дошкольного   образования   для   детей   с ограниченными возможностями здоровья.  1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:   примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования;  примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.  1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной   деятельности   и   аккредитации образовательных учреждений.  государственной   II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении   на   основе   примерных   основных   общеобразовательных   программ дошкольного   образования,   которых   обеспечивается уполномоченным   федеральным   государственным   органом   на   основе федеральных требований.    разработка 2.2.   Программа   определяет   содержание   и   организацию   образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры,   развитие   физических,   интеллектуальных   и   личностных   качеств, формирование   предпосылок   учебной   деятельности,   обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.  2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных   особенностей   по   основным   направлениям   –   физическому, социально­личностному,   познавательно­речевому   и   художественно­ эстетическому.  2.4. Программа должна:     соответствовать   принципу   развивающего   образования,   целью   которого является развитие ребенка;  сочетать   принципы   научной   обоснованности   и   практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь   возможность   реализации   в   массовой   практике   дошкольного образования);  соответствовать   критериям   полноты,   необходимости   и   достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном   материале,   максимально   приближаться   к   разумному «минимуму»);   обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и   задач   процесса   образования   детей   дошкольного   возраста,   в   процессе реализации   которых   формируются   такие   знания,   умения   и   навыки, которые   имеют   непосредственное   отношение   к   развитию   детей дошкольного возраста;  строиться   с   учетом   принципа   интеграции   образовательных   областей   в соответствии   с   возрастными   возможностями   и   особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;   основываться   на   комплексно­тематическом   принципе   построения  образовательного процесса;   предусматривать   решение   программных   образовательных   задач   в совместной   деятельности   взрослого   и   детей   и   самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;   предполагать   построение   образовательного   процесса   на   адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  2.5. Программа состоит из двух частей:  1) обязательной части;  2) части, формируемой участниками образовательного процесса.  2.6.   Обязательная   часть   Программы   должна   быть   реализована   в   любом образовательном   учреждении,   реализующем   основную   общеобразовательную программу   дошкольного   образования.   Обеспечивает   достижение воспитанниками   готовности   к   школе,   а   именно   необходимый   и   достаточный уровень   развития   ребенка   для   успешного   освоения   им   основных общеобразовательных   программ   начального   общего   образования.   В   группах компенсирующей   и   комбинированной   направленности   обязательная   часть Программы   включает   в   себя   деятельность   по   квалифицированной   коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.  2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса,  отражает:  1)   видовое   разнообразие   учреждений,   наличие   приоритетных   направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно­ гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по   физическому,   познавательно­речевому, художественно­эстетическому   развитию   детей   (кроме   деятельности   по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); социально­личностному,   2)   специфику   национально­культурных,   демографических,   климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.  2.8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени   пребывания   детей   в   группах   с   12­ти   часовым   пребыванием   в зависимости   от   возраста   детей,   их   индивидуальных   особенностей   и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.  2.9. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.  2.10. В зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении   групп   детей   дошкольного   возраста   –   общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной – могут применяться различные   варианты   соотношения   обязательной   части   Программы   и   части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения.  Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного   возраста,   в   Программе   отражается   приоритетная   деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для  обучения  детей  в образовательных  учреждениях,  реализующих  основную образовательную программу начального общего образования.  2.11.Общий   объем   обязательной   части   Программы,   рассчитывается   в соответствии   с   возрастом   воспитанников,   основными   направлениями   их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:   образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных   видов   детской   деятельности   (игровой,   коммуникативной, трудовой, познавательно­исследовательской, продуктивной, музыкально­ художественной, чтения);   образовательную   деятельность,   осуществляемую   в   ходе   режимных моментов;  самостоятельную деятельность детей;    взаимодействие   с   семьями   детей   по   реализации   основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  2.12.Общий   объем   обязательной   части   основной   общеобразовательной программы   для   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   которая должна   быть   реализована   в   группах   компенсирующей   и   комбинированной направленности,   рассчитывается   с   учетом   направленности   программы,   в соответствии   с   возрастом   воспитанников,   основными   направлениями   их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:   образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных   видов   детской   деятельности   (игровой,   коммуникативной, трудовой, познавательно­исследовательской, продуктивной, музыкально­ художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;   образовательную   деятельность   с   квалифицированной   коррекцией недостатков   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии   детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;  самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации   основной   общеобразовательной   программы   дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.   2.13.В   группах   сокращенного   дня   и   кратковременного   пребывания   в   целях сохранения   качества   дошкольного   образования   приоритетной   является образовательная   деятельность,   осуществляемая   в   процессе   организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно­исследовательской, продуктивной, музыкально­художественной, чтения),   и   образовательная   деятельность,   осуществляемая   в   ходе   режимных моментов.  2.14.Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:  1) пояснительная записка;  2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;  3)   содержание   психолого­педагогической   работы   по   освоению   детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация,   «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;    «Коммуникация»,   «Труд»,   «Познание», 4)   содержание   коррекционной   работы   (для   детей   с   ограниченными возможностями здоровья); 5)   планируемые   результаты   освоения   детьми   основной   общеобразовательной программы дошкольного образования;  6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.  III. Требования к разделам обязательной части основной  общеобразовательной программы дошкольного образования  3.1. Пояснительная запискадолжна раскрывать:  1)   возрастные   и   индивидуальные   особенности   контингента   детей, воспитывающихся  в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности   образовательного   учреждения   по   реализации   основной общеобразовательной программы дошкольного образования;  2)   цели   и   задачи   деятельности   образовательного   учреждения   по   реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;  3)   особенности   осуществления   образовательного   процесса   (национально­ культурные, демографические, климатические и другие);  4) принципы и подходы к формированию Программы.  3.2.   Организация   режима   пребывания   детей   в   образовательном   учреждении включает:  1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от   их   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   и   социального   заказа родителей,   предусматривающая   личностно­ориентированные   подходы   к организации всех видов детской деятельности;  2) проектирование воспитательно­образовательного процесса в соответствии с контингентом   воспитанников,   их   индивидуальными   и   возрастными особенностями.    «Труд»,   «Познание», 3.3.   Содержание   психолого­педагогической   работы   по   освоению   детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,   «Чтение художественной   литературы»,   «Художественное   творчество»,   «Музыка» ориентировано   на   развитие   физических,   интеллектуальных   и   личностных качеств   детей.   Задачи   психолого­педагогической   работы   по   формированию физических,   интеллектуальных   и   личностных   качеств   детей   решаются интегрированно   в   ходе   освоения   всех   образовательных   областей   наряду   с   «Коммуникация», задачами,   отражающими   специфику   каждой   образовательной   области,   с обязательным психологическим сопровождением.  3.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к   занятиям   физической   культурой,   гармоничное   физическое   развитие   через решение следующих специфических задач:  развитие   физических   качеств   (скоростных,   силовых,   гибкости, выносливости и координации);   накопление   и   обогащение   двигательного   опыта   детей   (овладение основными движениями);   формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  3.3.2.   Содержание   образовательной   области   «Здоровье»   направлено   на достижение   целей   охраны   здоровья   детей   и  формирования   основы   культуры здоровья через решение следующих задач:  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  воспитание культурно­гигиенических навыков;     формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.  3.3.3.   Содержание   образовательной   области   «Безопасность»   направлено   на достижение   целей   формирования   основ   безопасности   собственной жизнедеятельности   и   формирования   предпосылок   экологического   сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:   формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;   приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;   передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;   формирование   осторожного   и   осмотрительного   отношения   к потенциально   опасным   для   человека   и   окружающего   мира   природы ситуациям.  3.3.4.   Содержание   образовательной   области   «Социализация»   направлено   на достижение   целей   освоения   первоначальных   представлений   социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:   развитие игровой деятельности детей;  приобщение   к   элементарным   общепринятым   нормам   и   правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование   гендерной,   семейной,   гражданской   принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.  3.3.5. Содержание образовательной области«Труд» направлено на достижение цели   формирования   положительного   отношения   к   труду   через   решение следующих задач:   развитие трудовой деятельности;   воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;   формирование  первичных   представлений   о  труде  взрослых,  его   роли  в обществе и жизни каждого человека.  3.3.6.   Содержание   образовательной   области   «Познание»   направлено   на достижение   целей   развития   у   детей   познавательных   интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:  сенсорное развитие;    развитие познавательно­исследовательской и продуктивной  (конструктивной) деятельности;   формирование элементарных математических представлений;   формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.  3.3.7.   Содержание   образовательной   области   «Коммуникация»направлено   на достижение   целей   овладения   конструктивными   способами   и   средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:   развитие свободного общения со взрослыми и детьми;   развитие   всех   компонентов   устной   речи   детей   (лексической   стороны, грамматического   строя   речи,   произносительной   стороны   речи;   связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах  и видах детской деятельности;   практическое овладение воспитанниками нормами речи.  3.3.8.   Содержание   образовательной   области   «Чтение   художественной литературы»   направлено   на   достижение   цели   формирования   интереса   и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:  формирование   целостной   картины   мира,   в   том   числе   первичных ценностных представлений;   развитие литературной речи;  приобщение   к   словесному   искусству,   в   том   числе   развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.  3.3.9.   Содержание   образовательной   области   «Художественное   творчество» направлено   на   достижение   целей   формирования   интереса   к   эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:   развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,  аппликация, художественный труд);   развитие детского творчества;   приобщение к изобразительному искусству.  3.3.10.   Содержание   образовательной   области   «Музыка»направлено   на достижение   цели   развития   музыкальности   детей,   способности   эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:   развитие музыкально­художественной деятельности;   приобщение к музыкальному искусству.  Основные   общеобразовательные   программы   содержат   перечень   необходимых для   осуществления   воспитательно­образовательного   процесса   программ, технологий, методических пособий.  3.4. Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.  Содержание   коррекционной   работы   должно   быть   направлено   на   обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.  Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:   выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;   осуществление   индивидуально   ориентированной   психолого­медико­ педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с   учетом   особенностей   психофизического   развития   и   индивидуальных возможностей   детей   (в   соответствии   с   рекомендациями   психолого­ медико­педагогической комиссии);  возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.  Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально   мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными   возможностями   здоровья,   их   интеграцию   в   образовательном учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:  ориентированных     коррекционных  описание   системы   комплексного   психолого­медико­педагогического сопровождения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в условиях   образовательного   процесса,   включающего   психолого­медико­ педагогическое   обследование   детей   с   целью   выявления   их   особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности   в   освоении   основной   общеобразовательной   программы дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;   описание   специальных   условий   обучения   и   воспитания   детей   с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их   жизнедеятельности,   использование   специальных   образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий   и   дидактических   материалов,   технических   средств   обучения коллективного   и   индивидуального   пользования,   предоставление   услуг ассистента   (помощника),   оказывающего   детям   необходимую   помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.  В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке   и   реализации   коррекционных   мероприятий   воспитателей, специалистов   образовательного   учреждения   (музыкального   руководителя, воспитателя   или   инструктора   по   физической   культуре,   других   педагогов), специалистов  в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного   учреждения   и   других   организаций,   специализирующихся   в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья. В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из­ за   тяжести   физических   и   (или)   психических   нарушений,   подтвержденных   в установленном   порядке   психолого­медико­педагогической   комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически­ориентированных навыков.  3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы   дошкольного   образования   подразделяются   на   итоговые   и промежуточные. Планируемые   итоговые   результаты   освоения   детьми   основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:   физически  развитый,  овладевший   основными  культурно­гигиеническими навыками.   У   ребенка   сформированы   основные   физические   качества   и потребность   в   двигательной   активности.   Самостоятельно   выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;   любознательный,   активный.   Интересуется   новым,   неизвестным   в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен   самостоятельно   действовать   (в   повседневной   жизни,   в различных   видах   детской   деятельности).   В   случаях   затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;  эмоционально   отзывчивый.   Откликается   на   эмоции   близких   людей   и друзей.   рассказов. Эмоционально   реагирует   на   произведения   изобразительного   искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;    Сопереживает   персонажам   сказок,   историй,    овладевший   средствами   общения   и   способами   взаимодействия   со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные   средства   общения,   владеет   диалогической   речью   и конструктивными   способами   взаимодействия   с   детьми   и   взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).   Способен   изменять   стиль   общения   со   взрослым   или сверстником, в зависимости от ситуации;  способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе   первичных   ценностных   представлений,   соблюдающий элементарные   общепринятые   нормы   и   правила   поведения.   Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями,   а   требованиями   со   стороны   взрослых   и   первичными ценностными   представлениями   о   том   «что   такое   хорошо   и   что   такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение   конкретной   цели.   Соблюдает   правила   поведения   на   улице (дорожные   правила),   в   общественных   местах   (транспорте,   магазине, поликлинике, театре и др.);  способный   решать   интеллектуальные   и   личностные   задачи   (проблемы), адекватные   возрасту.   Ребенок   может   применять   самостоятельно усвоенные   знания   и   способы   деятельности   для   решения   новых   задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации   может   преобразовывать   способы   решения   задач   (проблем).  Ребенок   способен   предложить   собственный   замысел   и   воплотить   его   в рисунке, постройке, рассказе и др.;   имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире   и   природе.   Ребенок   имеет   представление   о   себе,   собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных   обязанностей,   семейных   традициях;   об   обществе,   его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;   овладевший   универсальными   предпосылками   учебной   деятельности   – умениями   работать   по   правилу   и   по   образцу,   слушать   взрослого   и выполнять его инструкции;   овладевший   необходимыми   умениями   и   навыками.   У   ребенка сформированы   умения   и   навыки,   необходимые   для   осуществления различных видов детской деятельности.  Промежуточные   результаты   освоения   Программы   раскрывают   динамику формирования   интегративных   качеств   воспитанников   в   каждый   возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.  3.6.   Система   мониторинга   достижения   детьми   планируемых   результатов освоения   Программы   (далее   –   система   мониторинга)   должна   обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,   позволять   осуществлять   оценку   динамики   достижений   детей   и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.  В   процессе   мониторинга   исследуются   физические,   интеллектуальные   и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок,   критериально­ориентированных   методик   нетестового   типа, критериально­ориентированного   тестирования,   скрининг­тестов   и   др. Обязательным   требованием   к   построению   системы   мониторинга   является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.)  и высоко  формализованных  (тестов,  проб, аппаратурных   методов  и  др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.  Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна   обеспечивать   возможность   оценки   динамики   достижений   детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.  Содержание   мониторинга   должно   быть   тесно   связано   с   образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным   требованием   к   построению   системы   мониторинга   является использование   только   тех   методов,  применение   которых   позволяет   получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника»

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017