Пояснительная записка
Курс разработан с целью повторения и систематизации, полученных ранее в курсе учебной программы знаний по истории Казахстана. Данный курс разработан в виде хроники важнейших событий, которые стали определяющими в развитии казахского народа, истории государств и народов, соприкасавшихся с нашими предками на различных этапах исторического развития.
Базовое содержание курса построено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего и общего образования РК учебного предмета Истории Казахстана.
Курс взаимосвязан с общественными науками, имеет тесные межпредметные связи с всемирной историей, историографией, литературой, казахской литературой, географией, философией.
Развивает учебные и профильные умения и навыки работы с исторической литературой, пособиями, публицистикой, информационными и электронными материалами.
Курс способствует будущему профессиональному самоопределению учащихся, творческому подходу к решению поставленных задач и адаптации в общественной среде.
Цели и задачи курса:
· Сформировать знания учащихся об историческом пути Казахстана с древнейших времен до наших дней как части развития мировой цивилизации
· Сформировать прочные знания учащихся об основных событиях истории Казахстана
· Систематизировать, синхронизировать знания учащихся по истории Казахстана, научить сравнительному анализу исторических событий.
· Закрепление умений работать с историческими документами, картами, пособиями.
· Развитие умений исследовательской деятельности.
· Индивидуальная диагностика и корректировка знаний по истории.
· Приобретение устойчивых, прочных знаний, позволяющих успешно подготовиться к экзаменам и ЕНТ
· Развитие мышления, умения работать с историческими документами и учебными пособиями
· Патриотическое, нравственное, гражданское воспитание молодого поколения казахстанцев.
Программа прикладного курса
«История Казахстана с древности до современности»
Казахстан в древности (4 часа).
Эпоха камня на территории Казахстана. Периодизация эпохи древности на территории Казахстана. Племена Казахстана в эпоху бронзы. Древние государства на территории Казахстана: уйсуны, канлы, гунны.
Казахстан в средневековье (8 часов)
Раннесредневековые государства (VI—XII вв.). Хозяйство и городская культура раннесредневекового Казахстана. Великий Шёлковый путь на территории Казахстана и духовная культура в VI—XII вв. Казахстан в эпоху монгольского владычества. Средневековые государства на территории Казахстана в XII—XV вв. Казахское ханство и его политическая история. Этнические процессы на территории Казахстана. Общественное устройство, экономика и культура Казахского ханства.
Казахстан в новое время (11часов)
Казахстан в первой половине XVIII в.. Казахстан во второй половине XVIII в.. Национально-освободительные движения на территории Казахстана в XVIII—XIX вв.. Реформаторская политика царского правительства в Казахстане в XIX в.. Казахстан в системе политических событий России XIX в.. Экономическое развитие казахского аула и переселенческая политика в XIX в.. Социально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX в.. Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (1837–1847). Восстание шаруа под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836–1838). Освободительная борьба казахов во второй половине XIX в. Культура Казахстана в XIX в.
Казахстан в новейшее время (10 часов)
Политическое, экономическое и культурное развитие Казахстана в начале XX в. Национально-освободительная война 1916 года в Казахстане. Казахстан в период двоевластия. Казахстан в период установления Советской власти и годы гражданской войны (1918–1920). Казахстан в период индустриализации и коллективизации. Общественно-политическая жизнь и культурное строительство в 20–30 гг. XX в. Казахстан в период Великой Отечественной войны (1941–1945) и в послевоенные годы. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине XX начале XXI вв.
Итоговый урок (1 час)
Тематическое планирование прикладного курса
«История Казахстана с древности до современности»
34 часа.
№п/п |
№ урока |
Сабақтың тақырыбы Тема урока |
Сағат Часы |
Мерзімі Сроки |
|
|
Казахстан в древности (4 часа) |
|
|
1 |
1 |
Эпоха камня на территории Казахстана |
1 |
|
2 |
2 |
Племена Казахстана в эпоху бронзы |
1 |
|
3 |
3 |
Племенные союзы саков и сарматов |
1 |
|
4 |
4 |
Древние государства на территории Казахстана: уйсуны, канлы, гунны. |
1 |
|
|
|
Казахстан в средневековье (8 часов) |
|
|
5 |
1 |
Раннесредневековые государства (VI-XII вв.) |
1 |
|
6 |
2 |
Хозяйство и городская культура раннесредневекового Казахстана |
1 |
|
7 |
3 |
Великий Шёлковый путь на территории Казахстана и духовная культура в VI-XII вв. |
1 |
|
8 |
4 |
Казахстан в эпоху монгольского владычества |
1 |
|
9 |
5 |
Средневековые государства на территории Казахстана в XII-XV вв. |
1 |
|
10 |
6 |
Казахское ханство и его политическая история |
1 |
|
11 |
7 |
Этнические процессы на территории Казахстана |
1 |
|
12 |
8 |
Общественное устройство, экономика и культура Казахского ханства |
1 |
|
|
|
Казахстан в новое время (11часов) |
|
|
13 |
1 |
Казахстан в первой половине XVIII в |
1 |
|
14 |
2 |
Казахстан во второй половине XVIII в. |
1 |
|
15 |
3 |
Национально-освободительные движения на территории Казахстана в XVIII в. |
1 |
|
16 |
4 |
Реформаторская политика царского правительства в Казахстане в XIX в. |
1 |
|
17 |
5 |
Казахстан в системе политических событий России XIX в. |
1 |
|
18 |
6 |
Экономическое развитие казахского аула и переселенческая политика в XIX в. |
1 |
|
19 |
7 |
Социально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX в. |
1 |
|
20 |
8 |
Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (1837-1847) |
1 |
|
21 |
9 |
Восстание шаруа под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838) |
1 |
|
22 |
10 |
Освободительная борьба казахов во второй половине 1XIX в. |
1 |
|
23 |
11 |
Культура Казахстана в XIX в. |
1 |
|
|
|
Казахстан в новейшее время (10 часов) |
|
|
24 |
1 |
Политическое, экономическое и культурное развитие Казахстана в нач. XX в. |
1 |
|
25 |
2 |
Национально-освободительная война 1916 года в Казахстане |
1 |
|
26 |
3 |
Казахстан в период двоевластия |
1 |
|
27 |
4 |
Казахстан в период установления Советской власти и годы гражданской войны (1918-1920) |
1 |
|
28 |
5 |
Казахстан в период новой экономической политики |
1 |
|
29 |
6 |
Казахстан в период индустриализации и коллективизации |
1 |
|
30 |
7 |
Общественно-политическая жизнь и культурное строительство в 20-30 гг. XX в. |
1 |
|
31 |
8 |
Казахстан в период Великой Отечественной войны (1941-1945) |
1 |
|
32 |
9 |
Казахстан в послевоенные годы |
1 |
|
33 |
10 |
Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине XX - нач. XXIвв. |
1 |
|
34 |
1 |
Итоговый урок |
1 |
|
Список литературы.
Рекомендуемая литература для учащихся:
· Кусаинова М. А. История Казахстана: Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗы. Алматы:ШЫН-КIТАП. 2011.
· Сарсенбаев А. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. Алматы. «Аруна», 2002
· История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 2. Алматы 1979.
· Казахи. 9-томный популярный справочник. 1–2 том.
· Кабульдинов З. Е. Народ Казахстана: история и современность. Учебное пособие для 11 класса. Астана, 2007.
Список литературы.
Рекомендуемая литература для учителя:
Основная:
· Кусаинова М. А. История Казахстана: Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗы. Алматы:ШЫН-КIТАП. 2011.
· Т. С. Садыков, А. Т. Толеубаев, Г. Халидуллин, Б. С. Сарсекеев. История древнего Казахстана. Алматы «Атамура». 2006.
· История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 2. Алматы 1979.
· История Казахской ССР. Том 3. Алматы 1979.
· Прошлое Казахстана в схемах и таблицах: история, политика, право. Алматы: Издательский дом «Бiлiм» 2001.
· А.Нускабай. Биография исторических личностей. Алматы «Бiлiм» 2001.
· Т. С. Садыков, С.Жолдасбаев. История средневекового Казахстана. «Атамура», 2007.
· Кадыркулова Г. К. История Казахстана: Учебное пособие. Алматы, 2003.
· Шеретов С. Г. Новейшая история Казахстана (1985—2002 гг.). Алматы: Юрист, 2003.
Дополнительная:
· Ж.Касымбаев. Государственные деятели Казахских ханств (XVIII в.). Алматы «Бiлiм» 1999.
· История становления независимости Казахстана. Алматы. Издательский дом «Таймас», 2008.
· А.Нускабай. Биография исторических личностей. Алматы «Бiлiм» 2001.
· Новейшая история Казахстана: Кризис и распад советской системы. Алматы. ТОО «Литера-М», 2011.
· Д. Кунаев. О моём времени. МП " Ынтымак», Алматы, 1992.
· Личность. Воспоминания о Кунаеве. Абдраимулы С., Горяйнов А., Алматы, 2007.
· Кляшторный С.Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы, Центр «Казахстан-Петербург», 1992.
· Сарсенбаев А. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. Алматы. «Аруна», 2002.
· Сарбаева А. И. Уроки — портреты. Учебно-методическое пособие. Актобе, 2003. — Султанов Т. История Казахского ханства. Алматы. Мектеп, 2003.
· Ал-Халел Карпык. Белая кость прошлого. Наши современники. Алматы, 1994.
· Илеусизова Б. К. Образавание Казахского ханства. Журнал «История Казахстана: преподавание в школе» № 5, 2013.
· Савинкова Н. Н. Научно-практическая конференция по истории образования Казахского ханства. Журнал «История Казахстана: преподавание в школе» № 5, 2013.
Результаты изучения курса:
Учащиеся должны знать:
1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и
системность отечественной истории;
2. важные события в истории Казахстана, исторических деятелей;
3. о степени изученности и новых концептуальных подходах основных исторических проблем истории Казахстана;
4. значение и роли казахского языка как государственного языка Республики Казахстан;
5. о прошлой и настоящей истории казахской диаспоры;
6. историко-географическое расположение Казахстана, и государств, граничащих с Казахстаном, исторические события, происходившие в разные периоды на территории Казахстана;
Учащиеся должны уметь:
1. давать самостоятельную характеристику основным историческим
событиям, историческим деятелям, социальным группам;
2. выказывать свою личностную оценку, по изучаемым вопросам и
аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
3. давать характеристику причин многонациональности Казахстана,
политики межнациональных отношений в разные исторические периоды и
демографического положения Казахстана;
4. анализировать основные изменения общественно-политической,
социально-экономической, культурной жизни и внешней политики
независимого Казахстана;
5. выразить свое мнение о трудностях и проблемах современного Казахстана;
6. работать с документами в архивах, карточками-каталогами, необходимыми
материалами в библиотеках, экспонатами в музеях и применять результаты
работы на уроках;
7. использовать материалы периодической печати в учебном процессе.
8. выступать с сообщениями и докладами;
9. составлять конспекты по темам;
10. выполнять тестовые задания;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.