Программа "Проектно-исследовательская деятельность" 10 класс расчитана на учеников 10 класса и знакомит их с основами исследовательской деятельности.Программа состоит из трёх частей. В первой части ученики знакомятся с понятиями тема, цель задачи, объект, предмет гипотеза исследования. Учатся применять изученный материал в собственной деятельности, выполняя практические работы. Во второй части программы учащиеся знакомятся с основами работы с литературой по теме исследования, с вариантами практической части исследования ( опыт, эксперимент, опрос, анализ материала, работа с методиками). В третьей части программы рассматриваются вопросы оформления работы и её публичной презентации ( работа в текстовом редакторе Word, оформление ссылок и сносок, списка литературы, подготовка презентации и доклада). Завершается программа конференцией, на которой ученики защищают собственные работы.Программа "Проектно-исследовательская деятельность" 10 класс. Автор Савельева Анна Валерьевна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ГБОУ РК «Специализированная школа искусств»
Рабочая программа
учебного курса
«Проектноисследовательская деятельность»
10 класс
1Петрозаводск
2016
2Пояснительная записка
В основе образовательных стандартов нового поколения лежит системно
деятельностный подход, который предполагает новую систему организации учебной
деятельности обучающихся. Большое значение приобретает собственная деятельность
учеников по приобретению новых знаний. Умение организовывать собственную
деятельность с учебным материалом – важное умение для школьников в контексте новых
стандартов. В процессе обучения происходит формирование системы универсальных
учебных действий, которые необходимы ученику при работе на любом учебном предмете.
На ступени среднего общего образования объём учебного материала возрастает в
разы, появляются формы занятий, предполагающие самостоятельную подготовку
обучающихся, поэтому умение работать с учебным материалом становится очень важным.
Кроме того, обучение на ступени средней школы – это шаг к обучению в
профессиональных учебных заведениях, где умение работать самостоятельно и вести
исследовательскую деятельность в рамках выбранной специальности становится одним из
ключевых.
Курс «Проектноисследовательская деятельность» рассчитан на обучающихся 10
класса.
Цель курса: обучение основам исследовательской деятельности.
Задачи курса:
познакомить обучающихся с принципами и правилами организации исследовательской
деятельности, методологией исследования;
сформировать у обучающихся исследовательские умения и навыки в процессе работы
над темой исследования;
сформировать навыки поиска различных информационных источников и работы с ними;
развивать познавательную самостоятельность и активность обучающихся; навыков
рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного
познания;
формировать навыки презентации результатов собственной деятельности;
3Место в учебном плане: на изучение курса отводится 1 час в неделю ( 34 учебных часа).
отводимого на компонент образовательного учреждения, то есть является элементом
вариативной части учебного плана.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса «Проектноисследовательская деятельность» в 10 классе
предполагается освоение следующих операционных умений:
использование каталогов, словарей. энциклопедий, справочной литературы;;
умение работать с разными видами источников информации;
умение перерабатывать прочитанную информацию: конспектировать, составлять
сложный развернутый план, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на
авторов литературных источников, составлять тезисы.
умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения,
анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент; работа с
материалом;
умение обрабатывать статистические данные;
и тактических умений:
умение быстро ориентироваться при поиске информации;
умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;
умение устанавливать причинноследственные связи;
умение определять объект, предмет исследования;
умение выделять цели и задачи;
умение выдвигать гипотезу;
умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы,
находить альтернативные решения;
4
умение планировать опытноэкспериментальную работу в целом и распределять
усилия в процессе осуществления задач исследования;
умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез,
классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и
дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.
То есть обучающиеся должны уметь:
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,
грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять
библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности,
адекватные задачам исследования;
оформлять
теоретические
и
экспериментальные
результаты
исследовательской и проектной работы;
описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
оформлять результаты исследования.
оформлять презентацию;
публично представлять свою работу;
рецензировать чужую исследовательскую работу.
Содержание курса
1. Введение.
5Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к
организации теоретических и практических исследований. Виды информационных
ресурсов. Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования,
структура исследовательской работы.
Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате,
правила постановки целей и задач исследования.
Объект и предмет исследования. Гипотеза, способы её формулирования.
2. Методология
Метод исследования как способ достижения цели и задач исследования. Методы
исследований основные и специальные. Общие методы научного познания: теоретические
методы( анализ, сравнение, синтез, классификация, обобщение, определение понятий),
эмпирические методы ( наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование,
интервьюирование, работа с методиками), математические методы(статистические методы,
методы моделирования, методы программирования, метод визуализации данных (функции,
графики и т. п.). Специальные методы, определяемые характером исследуемого объекта.
Характеристика основных методов исследования. Рациональная организация учебного
труда.
3. Работа с источниками информации
Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление
библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания.
Организация работы с научной литературой.
Правила работы с книгой.
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой:
правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать
выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля,
подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.
4. Организация работы над практической частью исследования
Варианты реализации собственного исследования по выбранной теме.
6Опрос, анкетирование, интервьюирование. Виды опросов, анкет, правила их составления и
проведения. Обработка результатов.
Эксперимент, виды эксперимента. Правила проведения эксперимента, описание
результатов.
Исследование с помощью готовых методик в рамках выбранной предметной области.
Особенность проведения, интерпретация результатов. Описание результатов.
5. Оформление исследовательской работы.
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения.
Анализ результатов практического
Представление иллюстративного материала.
исследования, оформление результатов работы.
6. Публичное представление результатов работы
Структура доклада по исследовательской работе. Вступление и заключение. Главная
часть: методы изложения материала, выводы. Оформление приложений.
Публичное выступление: приемы привлечения внимания аудитории.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему.
Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы.
Искусство отвечать на вопросы.
Содержание курса предполагает практические работы обучающихся по всем разделам
В конце изучения курса обучающиеся представляют собственную
курса.
исследовательскую работу по самостоятельно выбранной теме.
Список литературы
1. Леонтович В. Е., Савичев А. С. Проектная и исследовательская работа школьников.
М.: ВАКО, 2014.
2. Новиков А. М., Новиков Д. А.. Методология научного исследования. М.: Либроком,
2010.
73. Обухов А. С. Проектная и исследовательская деятельность в старшей школе:
сборник программ дополнительного образования детей. М.: НКЦ, 2015
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.
5. Поливанова. М.: Просвещение, 2011.
6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. – М., 2004.
7. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской
деятельности. – М., 1986.
8Тематическое планирование
№
Тема
1
28
29
1
30,31 Практическая работа №8 « Подготовка презентации к защите 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Цели и задачи курса «Проектноисследовательская деятельность»
Тема, объект, предмет исследовательской работы
Как сформулировать цели и задачи исследовательской работы
Выдвижение гипотезы
Практическая работа №1 «Тема, объект, предмет, цель и задачи
моей исследовательской работы»
Методы исследования
План работы. Планирование деятельности
Практическая работа №2 «Составление плана написания
исследовательской работы»
Содержание работы. Структурные компоненты исследовательской
работы
Работа с источниками. Оформление ссылок
Ресурсы библиотеки. Каталог.
Интернетресурсы. Оформление ссылок на интернетресурсы
Практическая работа №3 «Составление библиографии и списка
источников»
Работа над основной частью исследовательской работы. Сбор
материала
Систематизация материала исследования
Сравнительная характеристика объектов. Выбор основания для
сравнения
Практическая работа №4 « Сравнительная характеристика
объектов»
Анкетирование, опрос как метод сбора информации
Практическая работа №5 «Составление опросника»
Эксперимент. Особенности экспериментальной работы
Описание результатов исследования. Таблицы
Описание результатов исследования. Диаграммы
Формулирование выводов на основе проведённых экспериментов
Практическая работа №6 «Описание результатов исследования»
Заключение. Его место и роль в исследовательской работе
Оформление исследовательской работы. Требования к оформлению
Практическая работа №7 «Составление шаблона оформления
исследовательской работы»
Как подготовиться к защите исследовательской работы
Требования к оформлению презентации
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9исследовательской работы»
Защита исследовательских работ. Конференция
3234
3
10