Программа "Проектно-исследовательская деятельность" 10 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 05.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа "Проектно-исследовательская деятельность" 10 класс расчитана на учеников 10 класса и знакомит их с основами исследовательской деятельности.Программа состоит из трёх частей. В первой части ученики знакомятся с понятиями тема, цель задачи, объект, предмет гипотеза исследования. Учатся применять изученный материал в собственной деятельности, выполняя практические работы. Во второй части программы учащиеся знакомятся с основами работы с литературой по теме исследования, с вариантами практической части исследования ( опыт, эксперимент, опрос, анализ материала, работа с методиками). В третьей части программы рассматриваются вопросы оформления работы и её публичной презентации ( работа в текстовом редакторе Word, оформление ссылок и сносок, списка литературы, подготовка презентации и доклада). Завершается программа конференцией, на которой ученики защищают собственные работы.Программа "Проектно-исследовательская деятельность" 10 класс. Автор Савельева Анна Валерьевна
Иконка файла материала программа проектно-исследовательская деятельность 10 класс.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГБОУ РК «Специализированная школа искусств» Рабочая программа  учебного курса  «Проектно­исследовательская деятельность» 10 класс 1Петрозаводск 2016 2Пояснительная записка В   основе   образовательных   стандартов   нового   поколения   лежит   системно­ деятельностный   подход,   который   предполагает     новую   систему   организации   учебной деятельности   обучающихся.   Большое   значение   приобретает   собственная   деятельность учеников   по   приобретению   новых   знаний.   Умение   организовывать   собственную деятельность с учебным материалом – важное умение для школьников в контексте новых стандартов.   В   процессе   обучения   происходит   формирование   системы   универсальных учебных действий, которые необходимы ученику при работе на любом учебном предмете. На ступени среднего общего образования объём учебного материала возрастает в разы,   появляются   формы   занятий,   предполагающие   самостоятельную   подготовку обучающихся, поэтому умение  работать  с учебным материалом становится очень важным. Кроме   того,   обучение   на   ступени   средней   школы   –   это   шаг   к   обучению   в профессиональных   учебных   заведениях,   где   умение   работать   самостоятельно   и   вести исследовательскую деятельность в рамках выбранной специальности становится одним из ключевых. Курс  «Проектно­исследовательская   деятельность»   рассчитан   на  обучающихся   10 класса. Цель курса: обучение основам исследовательской деятельности.  Задачи курса:  познакомить обучающихся с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;  сформировать у обучающихся исследовательские умения и навыки в процессе работы над темой исследования;  сформировать  навыки поиска различных информационных источников и работы с ними;  развивать   познавательную   самостоятельность   и   активность   обучающихся;   навыков рефлексии   собственной   деятельности   в   процессе   овладения   методами   научного познания;  формировать навыки  презентации результатов собственной деятельности; 3Место в учебном плане: на изучение курса отводится 1 час в неделю ( 34 учебных часа). отводимого   на   компонент   образовательного   учреждения,   то   есть   является   элементом вариативной части учебного плана. Ожидаемые результаты. В результате изучения  курса   «Проектно­исследовательская  деятельность»  в 10 классе предполагается освоение следующих операционных умений: ­ ­ ­ ­ использование каталогов, словарей. энциклопедий, справочной литературы;; умение работать с разными видами источников информации; умение   перерабатывать   прочитанную   информацию:   конспектировать,   составлять сложный развернутый план,  выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы. умение   использовать   эмпирические   методы   научного   исследования:   наблюдения, анкетирование,   беседа,   интервьюирование,   тестирование,   эксперимент;   работа   с материалом; ­ умение обрабатывать статистические данные;  и тактических умений: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ умение быстро ориентироваться при поиске информации; умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации; умение устанавливать причинно­следственные связи; умение определять объект, предмет исследования; умение выделять цели и задачи; умение выдвигать гипотезу; умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы, находить альтернативные решения; 4­ ­ умение   планировать   опытно­экспериментальную   работу   в   целом   и   распределять усилия в процессе осуществления задач исследования; умение  использовать  теоретические   методы  научного  познания:  анализ   и  синтез, классификация   и   обобщение;   абстрагирование   и   конкретизация;   индукция   и дедукция; умозаключение, моделирование и т.д. То есть обучающиеся должны уметь: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; работать   с   различными   источниками,   в   том   числе   с   первоисточниками, грамотно   их   цитировать,   оформлять   библиографические   ссылки,   составлять библиографический список по проблеме; выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования; оформлять   теоретические   и   экспериментальные   результаты исследовательской и проектной работы; описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты; проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты; оформлять результаты исследования. оформлять презентацию; публично представлять свою работу; рецензировать чужую исследовательскую работу. Содержание курса 1. Введение. 5Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации   теоретических   и   практических   исследований.   Виды   информационных ресурсов.   Этапы   организации   исследовательской   деятельности,   методика   исследования, структура исследовательской работы. Проблема  как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.  Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза, способы её формулирования. 2. Методология Метод   исследования     как   способ   достижения   цели   и   задач   исследования.   Методы исследований основные и специальные. Общие методы научного познания: теоретические методы(   анализ,   сравнение,   синтез,   классификация,   обобщение,   определение   понятий), эмпирические   методы   (   наблюдение,   эксперимент,   моделирование,   анкетирование, интервьюирование, работа с методиками), математические методы(статистические методы, методы моделирования, методы программирования, метод визуализации данных (функции, графики и т. п.). Специальные методы, определяемые  характером исследуемого объекта. Характеристика   основных   методов   исследования.   Рациональная   организация   учебного труда. 3. Работа с источниками информации  Работа   с   каталогами   в   библиотеке.   Правила   работы   с   журналом,   газетой:   составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.  Поиск,   накопление   и   обработка   научной   информации.   Научные   документы   и   издания. Организация работы с научной литературой. Правила работы с книгой.   Методы   эффективного   чтения.   Виды   письменных   работ   и   техника   работы   с   книгой: правила   составления   аннотации,   рецензии,   плана,   конспекта,   тезисов.   Умение   делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.         4. Организация работы над практической частью исследования Варианты реализации собственного исследования по выбранной теме.  6Опрос, анкетирование, интервьюирование. Виды опросов, анкет, правила  их составления и проведения. Обработка результатов. Эксперимент,   виды   эксперимента.   Правила   проведения   эксперимента,   описание результатов. Исследование   с   помощью   готовых   методик   в   рамках   выбранной   предметной   области. Особенность проведения, интерпретация результатов. Описание результатов. 5. Оформление исследовательской работы.   Структура   глав.   Язык   и   стиль   научной   работы.   Ссылки   в   тексте.   Сокращения.   Анализ   результатов   практического Представление   иллюстративного   материала. исследования, оформление результатов работы.  6. Публичное представление результатов работы Структура   доклада   по   исследовательской   работе.     Вступление   и   заключение.   Главная часть: методы изложения материала, выводы. Оформление приложений. Публичное выступление: приемы привлечения внимания аудитории. Чувство   неуверенности   и   страха     перед   выступлением.   Рекомендации   выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Содержание   курса   предполагает   практические   работы   обучающихся   по   всем   разделам   В   конце   изучения   курса   обучающиеся   представляют   собственную курса. исследовательскую работу по самостоятельно выбранной теме.   Список литературы 1. Леонтович В. Е., Савичев А. С. Проектная и исследовательская работа школьников. М.: ВАКО, 2014. 2. Новиков А. М., Новиков Д. А.. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 73. Обухов   А.   С.  Проектная   и   исследовательская   деятельность   в   старшей   школе: сборник программ дополнительного образования детей. М.: НКЦ, 2015 4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.  5. Поливанова. М.: Просвещение, 2011.  6. Савенков   А.И.  Содержание   и   организация   исследовательского   обучения школьников. – М., 2004.  7. Усачева   И.В.,   Ильясов   И.И.   Формирование   учебной   исследовательской деятельности. – М., 1986. 8Тематическое планирование № Тема 1 28 29 1 30,31 Практическая   работа   №8  «   Подготовка   презентации   к   защите 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Цели и задачи курса «Проектно­исследовательская деятельность» Тема, объект, предмет исследовательской работы Как сформулировать цели и задачи исследовательской работы Выдвижение гипотезы Практическая работа №1  «Тема,  объект, предмет, цель и задачи моей исследовательской работы» Методы исследования План работы. Планирование деятельности Практическая   работа   №2  «Составление   плана   написания исследовательской работы» Содержание   работы.   Структурные   компоненты   исследовательской работы Работа с источниками. Оформление ссылок Ресурсы библиотеки. Каталог. Интернет­ресурсы. Оформление ссылок на интернет­ресурсы Практическая   работа   №3  «Составление   библиографии   и   списка источников» Работа   над   основной   частью   исследовательской   работы.   Сбор материала Систематизация материала исследования Сравнительная   характеристика   объектов.   Выбор   основания   для сравнения Практическая   работа   №4  «   Сравнительная   характеристика объектов» Анкетирование, опрос как метод сбора информации Практическая работа №5 «Составление опросника» Эксперимент. Особенности экспериментальной работы Описание результатов исследования. Таблицы Описание результатов исследования. Диаграммы Формулирование выводов на основе проведённых экспериментов Практическая работа №6 «Описание результатов исследования» Заключение. Его место и роль в исследовательской работе Оформление исследовательской работы. Требования к оформлению Практическая   работа   №7  «Составление   шаблона   оформления исследовательской работы» Как подготовиться к защите исследовательской работы Требования к оформлению презентации Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9исследовательской работы» Защита исследовательских работ. Конференция 32­34 3   10

Посмотрите также