Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
31.05.2017
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками..психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, .формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.Программа
"Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
программа ПАВ МБОУ СОШ №1.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Программа
"Профилактика наркомании, курения,
алкоголизма в школе"
Составила:
зам. директора по ВР
Борисова Н.В. Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Содержание проблемы и обоснование необходимости создания
программы
Программа «Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в
школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в
целом в России, вызванная ростом распространения и употребления
наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных
изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. В настоящее
время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую
озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных
государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как
фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства,
социального прогресса общества, улучшения психологического климата.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и
употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям
разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании»,
постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди
детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений,
необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с
ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса.
Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является
занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в
профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять
алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому
эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в
школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.
Проанализировав ситуацию в школе мы пришли к выводу, что
профилактическую работу необходимо начинать с начальной школы.
Результаты тестирования показали, что уже в начальной школе дети пробуют
спиртные напитки, табачные изделия. А так же необходимо вести работу с
родителями.
Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в
состоянии алкогольного опьянения.
Эффективное противодействие
распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи
включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие:
профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия.
Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека,
но и на его социально – психологическое благополучие, возможность
получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное
необходимо обучать подростков на основе здоровье сберегающих
технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды,
сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.
Обоснование необходимости организации профилактической работы в
школе
Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:
Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в
городе.
Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи,
складывающиеся с окружающими.
Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся
проблемой наркомании в городе.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья подростков.
Создание в школьной среде условий препятствующих распространению ПАВ.
Формирование у них стойкой негативной установки по отношению к
употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем
или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные
ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике
наркомании.
Задачи программы:
создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию
курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу
жизни;
совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков,
табака, алкогольных напитков;
предоставить учащимся объективную информацию о последствиях
наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном
их влиянии; формировать у учащихся отрицательное отношение к курению,
алкоголю, наркотикам.
Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей,
учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного
аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение
сотрудничества между работниками школы и другими государственными
учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами,
общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и
успешной работы.
Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями
города:
– ОДН,КДН;
– Центральная библиотека, школьная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города, учреждения дополнительного
образования.
Программа предполагает использование различных форм
профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу,
распространению венерических заболеваний.
Это:
– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с социальными педагогами;
г) с психологами;
д) с родителями учащихся школы;
– уроки здоровья;
– элективные курсы;
– классные часы.
Основные функции субъектов профилактической деятельности при
организации работы по профилактике употребления ПАВ: Администрация:
осуществляет контроль
и координацию
профилактической работы в образовательном учреждении в целом.
Учителяпредметники и классные руководители: благодаря более
тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью
наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация
внеклассных мероприятий, работа с родителями, социальнопсихологической
службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на
уроке.
Социальнопсихологическая служба:
Педагог психолог обеспечивает:
психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и
предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно
воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных
ситуаций);
психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
организационно целостную психологическую помощь детям группы
риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому
специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне
школы.
Социальный педагог несет ответственность:
за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных
организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями
детей «группы риска»);
Органы ученического самоуправления: проводят социологические
опросы, участвуют в мероприятиях по профилактике употребления ПАВ.
Библиотечноинформационный
центр:
обеспечивает
информационнометодическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования:
организуют
информационнопросветительскую, работу с родителями, совместное творчество
детей, педагогов и родителей,
создают условия для активного участия
родителей в организации досуга детей.
Правоохранительные органы: осуществляют юридическое консультирование по проблемам
работают с детьми и родителями по вопросам правовой
хранение и распространение
ответственности за употребление,
наркотических средств и психотропных веществ;
наркомании;
обеспечивают взаимодействие школы с городской комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики
правонарушений несовершеннолетних;
замеченных в приеме наркотиков.
Инспектор по делам несовершеннолетних, закреплённый за школой
профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям:
организуют первичный профилактический учет детей и подростков,
работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами.
Направления деятельности по реализации программы
№
1.
Организаторы
Социальные педагоги
2.
Психолог
Направление деятельности
– исследование социальнопедагогических
условии в школе;
взаимодействие образовательных
учреждений и подразделений полиции
города по ранней профилактике
правонарушений несовершеннолетних;
– анализ поступающей информации из
комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно
статистической базы по школе;
– индивидуальная работа с учащимися,
родителями, классными руководителями по
профилактике табакокурения, алкоголизма,
наркомании;
– организация встреч с учащимися,
родителями, правоохранительными
органами
– индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической
помощи в подготовке и проведении
классных часов, индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 3.
Учителя биологии,
химии, классные
руководители
4.
Медицинские
работники,
учителя физического
воспитания.
5.
Библиотекарь
– организация профилактической работы по
наркомании, табакокурению, алкоголизму,
СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классноурочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных роликов, презентаций,
плакатов, газет (пропаганда здорового
образа жизни);
– показ видеофильмов с целью
профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися,
родителями;
– проведение информационно
просветительских акций для учащихся и их
родителей;
– организация воспитательной работы в
классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок, экскурсий, дней
здоровья.
– оказание первой помощи при отравлении
алкоголем, токсическими веществами,
табаком;
– выпуск газет по пропаганде здорового
образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с
учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола,
баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с
вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7
мая,
1 декабря– международный день борьбы со
СПИДом.
– создание банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия» 6.
ШУС
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их
профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим
месячникам.
пропаганда здорового образа жизни
оформление выставки к тематическим
месячникам;
проведение акций;
проведение цикла радиопередач;
оформление уголка здоровья.
Этапы реализации программы
Первый этап – организационный.
На этом этапе формулируется общий замысел программы,
определяются функциональные и временные границы. Результатом этого
этапа будет создание группы учащихся и педагогов – координационного
совета. Координационный совет планирует свои действия и работает по
особому плану.
Второй этап – внедренческий
Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное
на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На
этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по
вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.
Третий этап
Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании,
табакокурения, алкоголизма, СПИДа).
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа
жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании,
курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков,
табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости
учащихся во внеурочное время. Сроки реализации программы: 2015– 2017 уч. год.
Мероприятия программы «Профилактика употребления ПАВ»
№ Направле
Название мероприятия
Сроки
Ответственные
ния
деятельн
ости
1 Организа
ционная
разработка
Программы
«Профилактика употребления
ПАВ»;
2015 г.
Психолог,
социальный
педагог
составление базы данных
Ежегодно
Социальный
педагог
Диагностика по проблеме
«Уровень здоровья и здорового
образа жизни учащихся»
Ежегодно
Мед. Работник
Анкетирование учащихся на
приверженность к вредным
привычкам.
Ежегодно
Психолог
Определение уровня
воспитанности учащихся
Ежегодно
Зам. директора
2 Внеурочн
проведение классных часов;
Ежемесячно Классные
ая
организация бесед с
руководители. медицинскими работниками;
посещение спортивных секций;
проведение акций «Мы за
здоровый образ жизни», «Скажи
ПАВ – НЕТ!»; «Спорт вместо
наркотиков»,
«Конфетка за
сигаретку»
Два раза в
год
ШУС
Военноспортивная игра
за
«Мы
«Зарница»,
безопасность»
В течение
года
Учитель ОБЖ
Международный день отказа от
курения
май
Организаторы
конкурс презентаций;
Май
Учитель ОБЖ
тренинги здорового образа
жизни;
ежегодно
педагог,
Соц.
психолог
круглый стол: « Как бороться с вредными
привычками»,
«Хочешь быть здоровым – будь
им»;
Ноябрь
педагог,
Соц.
психолог
конкурс плакатов «Здоровым
быть здорово!», «Скажи ПАВ –
НЕТ!», «Здоровая нация –
здорова планета»;
В течение
года
Организаторы
встреча с инспекторами ОДН;
ежегодно
Соц. педагог
ежегодно
Кл.
руководители,
организаторы
проведение тематических
классных часов и бесед,
посвящённых Международному
Дню отказа от курения
Всемирному дню борьбы со
Спидом (1 декабря),
Дню,
Всемирному дню здоровья (7
апреля), Дню памяти погибших
от Спида (19 мая)
акция «Здоровым быть
модно!».
В течение
года
Организаторы,
ШУС
Неделя правовых знаний
По плану
ВР
организатор
Неделя здоровья
сентябрь
Преподаватели
физической
культуры. 3 Работа с
родителя
ми
проведение тематических
ежегодно
родительских собраний.
педагог,
кл.
Соц.
психолог,
руководители
выявление и работа с
неблагополучными семьями, где
родители
систематически
употребляют спиртные напитки;
в целях изучения условий и
причин возникновения вредных
у
привычек
подростков
систематически
проводить
следующую работу:
посещение семей учащихся;
тестирование,
анкетирование родителей и
детей;
поиск педагогических
повышающих
рекомендаций,
эффект отказа от вредных
привычек.
4 Работа с
педагога
ми
Курс лекций по профилактике
ПАВ
В течение
года
Мед. работник
Круглый
стол
«Злоупотребление ПАВ с
обучающимися школы»
Февраль
педагог,
Соц.
организаторы
руководителей
МО кл.
«Профилактика
вредных
привычек и формирование
Март
Зам. директора здорового образа жизни»
Выступление на совещаниях
при директоре школы.
В течение
года
Зам. директора
Контроль за работой классных
руководителей по профилактике
вредных привычек, пропаганда
здорового образа жизни.
Проведение открытых уроков и
мероприятий по данной теме.
В течение
года
Зам. директора
Зам. директора
В течение
года
Предполагаемый результат:
1 год 20152016 уч.год
Формирование
негативного отношения
обучающихся
к
употреблению ПАВ.
Формирование развитой
Я концепции у
обучающихся.
Пропаганда
здорового образа жизни,
здоровых гармоничных
отношений
со
сверстниками.
Организация
спортивных
соревнований и иных
эффективных
форм
досуга.
диагностика, тренинги,
дискуссии.
о
Знание
себе,
понимание своих чувств,
эмоций,
знание о
возможных
способах
заботы о себе.
Коррекция отдельных
психологических
особенностей
подростка, являющихся
факторами
риска
1.психологическая
поддержка подростка,
2.формирование
адекватной самооценки,
3.формирование
Проведение занятий в
системе профилактики
употребления ПАВ для
подростков. употребления ПАВ.
навыков принятия и
выполнения решений,
умения сказать “нет”,
отстоять свои границы,
определять и нести
ответственность за себя,
свои действия и свой
выбор,
умение
обратиться в случае
необходимости
за
помощью.
Помощь в социальной
адаптации подростка,
овладение
навыками
общения и т.д.
Формирование
социальных навыков
необходимых
для
здорового образа жизни.
Психологическое
наблюдение.
2 год 20162017 уч. год
Формирование
негативного отношения
обучающихся
к
употреблению ПАВ.
Сформировать понятие
о причинах зависимого
поведения.
Повышение
общей
культуры поведения и
формирование образа
социально успешного
молодого человека.
Пропаганда
здорового образа жизни,
здоровых гармоничных
отношений
со
сверстниками.
Организация
спортивных
соревнований и иных
эффективных
форм
досуга.
Учить
подростков
справляться с тяжёлыми
мыслями и чувствами;
способствовать
развитию
общения,
конфликтов.
навыков
решению
Проведение занятий в
системе профилактики
употребления ПАВ для
подростков.
Педагогическое
наблюдение.
Обучающиеся должны
знать:
диагностика, тренинги,
дискуссии.
болезни, связанные с
применением ПАВ;
причины и последствия (табакокурения,
ПАВ
алкоголизма,
наркомании);
вредное влияние ПАВ
на организм человека.
Обучающиеся должны
уметь:
применять полученные
знания на практике;
уметь говорить «Нет»;
вести активный
здоровый образ жизни.
Обучающиеся должны
приобрести навык:
работы в коллективе;
высказывания своих
мыслей;
изучения научной
литературы.
На протяжении работы с участниками профилактической работы
проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений проведение
анализа, корректировка программы с учётом анализа.
Используемая литература:
Крыжановсная Л.M.
1.
педагогической реабилитации. М., 2005.
Психология семьи: проблемы психолого
2. Спивахоесная А.С. Детскородительские отношения. СПб., 2005.
3.
Руководство по профилактике
злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и
Л.С.Шпилени. СПб., 2003.
4. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики
зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.
5. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно
реабилитационной работы. 2004. №3.
6. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и
подростков. М., 2007.
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Программа "Профилактика наркомании, курения, алкоголизма в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.