Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).
Оценка 5

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Детсад
09.04.2018
Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.
Программа .doc
Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская). Автор: Ширко Галина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка», г. Абакан, респ. Хакасия. Пояснительная записка. Среди   наиболее   актуальных   проблем,   возникающих   в   практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем   детей   дошкольного   возраста.   На   современном   этапе   детский   сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка. Ежедневная   практика   педагогов,   как   отечественных,   так   и   зарубежных, показывает   актуальность   проблемы   диагностики   и   профилактики   поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.  Отечественные   исследователи   (М.А.   Галагузова,   Р.В,   Овчарова,   Л.Я. Олиференко, С.А. Беличева и др.) рассматривают девиантное поведение как одно из   проявлений   социальной   дезадаптации,   их   исследования   доказывают,   что дошкольники   в   большей   степени   нуждаются   в   социально­педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения. Девиантное   поведение   –   один   из   видов   отклоняющегося   поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся   пассивность,   вспыльчивость, нарушения   поведения   (агрессивность, гиперактивность,   застенчивость),   различные   формы   детской   нервности (невропатия,   неврозы,   страхи)   обусловлены,   как   правило,   двумя   факторами   ­ ошибками   воспитания   или   определенной   незрелостью, поражениями нервной системы.   минимальными Существуют   различные   формы   профилактической   работы:   организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально­ важным   навыкам;   организация   деятельности,   альтернативной   девиантному поведению;   организация   здорового   образа   жизни;   активизация   личностных ресурсов, минимизация негативных последствий. Выделяют   следующие   направления   педагогической   деятельности   по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение   воспитательной   роли   образовательных   учреждений,   развитие целесообразного взаимодействия  семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитание.     Профилактическая   деятельность   является   составной   частью   того социально­педагогического   процесса,   который   направлен   на   выявление   де­ виантных   детей,   диагностику   причин   и   условий   их   отклонений   в   развитии   и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей   на   разработку взаимоотношений   со   сверстниками   и   взрослыми, общепедагогических   мероприятий   и   специальных   мер   по   предупреждению   и преодолению   негативных   тенденций   в   развитии   и   формировании   личности ребенка. Целью  программы   является   создание   в   детском   саду   условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих   формированию   у   них   жизненных   навыков,   препятствующих возникновению девиантного поведения. Целевая группа: дети 5 ­ 6 лет. Для достижения цели решаются следующие задачи: ­  выявление   детей,   потенциально   предрасположенных   к   девиантному поведению; ­ обучение способам работы в группе, развитие навыков общения; ­ профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение); ­ формирование у воспитанников адекватной самооценки; ­ ориентация на позитивные социальные и личностные ценности; ­   организация   мероприятий,   способствующих   ориентации   на   здоровый   и безопасный образ жизни. Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы: ­   комплексность   –   организация   воздействия   на   различных   уровнях социального пространства; ­ дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения; ­ аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления   о   здоровье   как   о   важнейшей   общечеловеческой   ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; ­ многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы; ­ максимальная активность детей; ­ позитивность информации; ­ устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего; ­ принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми. методы:   психолого­педагогическое   наблюдение,   психологическая диагностика, психодиагностики,   беседа,   анкетирование,   а   также   метод   математической   рисуночные   методики   “Несуществующее   животное”, “Кактус”,   “Лист   наблюдения   за   агрессивными   детьми”,   анкета   для   родителей “Агрессивен ли ваш ребенок?”. Правовой базой для реализации программы являются: ­ Конституция Российской Федерации; ­ Конвенция ООН о правах ребенка. Ожидаемые результаты: ­   формирование   здорового   образа   жизни,   профилактика   агрессивного поведения,   снижение   гиперактивности   среди   детей   старшего   дошкольного возраста; ­ усиление роли семьи в воспитании детей;  формирование   у   детей   и   их   родителей   основных   навыков   общения   с   умение   родителями   разрешать   конфликтные   ситуации, окружающими, возникающие в процессе общения с ребёнком. Критерии   эффективности   реализации   программы   профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста: 1. Снижение уровня агрессии; 2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением; 3. Положительная   динамика   снижения   уровня   тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста. Основным  условием  для   осуществления   данной   программы   является   ее ориентированность   на   создание   благоприятной   среды   для   формирования нравственных   ценностей,   жизненной   перспективы,   помощь   в   осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов. Программа предназначена для детей 5­6 лет и рассчитана на 6 месяцев. Занятия   по   программе   проводятся   1   раз   в   неделю   в   течение   25­30   минут. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего   дошкольного   возраста  и   состоит   из   3   этапов:   подготовительный, основной   и   завершающий,   в   каждом   из   которых   предусмотрена   работа   с воспитанниками и их родителями.  Представленная   социально­педагогическая   программа   по  профилактике девиантного   поведения   детей   старшего   дошкольного   возраста  имеет   свое содержание на каждом из этапов ее реализации. 1. Подготовительный этап. Задачи первого этапа: ­   провести   исследование,   с   помощью   которого   выявить   группу   детей, нуждающихся в профилактической работе; ­   сформировать   группы   учащихся,   нуждающихся   в   профилактической работе; ­ обучение способам общения в группе – выработка правил; ­   беседа   с   родителями   с   целью   определения   педагогической компетентности в вопросах воспитания.  В процессе реализации первого этапа, проводиться: 1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и сон часа. 2. Графическая методика « КАКТУС» (приложение 1). 3. Беседа. 4. Анкетирование родителей (приложение 2).  5. Метод математической психодиагностики. 6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.  2. Основной этап. Задачи основного этапа: ­ профилактическая деятельность; ­ снижение уровня конфликтности; ­ снижение уровня агрессии и враждебности. Основной этап при работе с детьми   разделен на 8 блоков,   в каждом из  снятие которых   проводятся   мероприятия   на   сплочение   коллектива, накопившегося   внутреннего   напряжения,   формирование   чувства   близости   с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности,   снижение   напряжения, эмоциональное   осознание   своего   поведения, формирование   умения   подчиняться   требованиям   другого,   произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д. С   родителями   в   процессе   реализации   основного   этапа   проводятся следующие мероприятия: 1. Лекторий на тему « Девиантное поведение что это?» 2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка». 3.   Семинары   –   практикумы   на   темы:   «Гиперактивный   (агрессивный, замкнутый) ребенок почему он такой?» 4. Индивидуальные беседы и консультирование. 3. Завершающий этап. Задачи  этапа:  проведение   повторного   тестирования,   выявление эффективности программы. В   процессе   реализации   третьего   этапы   проводятся   следующие мероприятия: 1. Повторное анкетирование родителей. 2. Беседа с   родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников. 3. Повторная диагностика с целью выявления снижения   уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по "Методике диагностики показателей и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки. 4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы. Для   реализации   цели   программы   используются   следующие  формы работы: групповая работа, беседы, мини ­ лекции, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики. Тематический план программы: Подготовительный этап Основной этап Тема Тема    Правила   групповой Знакомство. работы. 1. «ЗНАКОМСТВО» 1) «Интервью» Тестирование  2) « Дракон кусает свой хвост»   3) «Баржа»  Анкетирование девиантное поведение?» 4) «Связующая нить» «Что   такое Коллектив.   Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка. Основные цели Основные цели Цель: Создание благоприятных условий для работы в группе, ­   создание   атмосферы   принятия   и знакомство с принципами работы понимания, общения,   развитие   навыков тренинга.   активного   слушания, Цель:   определение   уровня   и   форм эмпатии.   снятие агрессии. Цель:   выявление   уровня   знаний   о ­ напряженности,   причинах   и   формах   проявление невротических состояний, страхов. поведения девиантного дошкольников. Цель: сплочение группы и построение эмоционального снятие ­       напряжения, познавательных     эффективного взаимодействия. командного преодоление неуверенности в себе.   развитие процессов, ­ формирование чувства близости с другими   людьми,   принятие   детьми друг   друга,   формирование   чувства ценности других и самоценности. 2. «НАСТРОЕНИЕ» 1) Сказка «Репка» (инсценировка)  ­  снятие   накопившегося внутреннего   напряжения,   развитие способности   к   самовыражению, 2) Рисование своего настроения сплочение группы. 3) «Колокол» ­  упражнять детей передавать свое настроение   через   цветовые   пятна, изображенные на листе бумаги. ­ сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. 3. «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ» ­ формирование чувства близости с 1) «Связующая нить» 2) «Подари улыбку» 3) «Ласковое имя» 4) «Мы тебя любим» другими   людьми,   принятие   детьми друг   друга,   формирование   чувства ценности других и самоценности. ­   создание   атмосферы   единства, повышение   позитивного   настроя, развитие   умения   выражать   свое эмоциональное состояние. ­ создание позитивного настроении,   развитие участников   друг чувства   доверия   к   другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. ­   эмоциональная   поддержка, установление   доверительных 4. «МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ» 1) «Связующая нить»  2) «Передай сигнал».  3) Танец «Цветок» 4) «Зеркало» отношений.   развитие ­   сплочение   группы, способности   к   сосредоточению   и чувства ответственности.  ­  восстановление   сил, энергетическая   подпитка,   развитие умения   побыть   наедине   с   собой, прислушаться к внутреннему “Я”. ­  эмоциональное   осознание   своего поведения,   снижение   напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление   неуверенности. 5. «ДРУЖБА» ­ физический контакт, возможность 1) «Связующая нить»  2) «Только вместе!»  3) «Обзывалки» 4) «Взаимоотношения» почувствовать друга, настроиться   на   сотрудничество   и друг     взаимопонимание. ­   снятие   агрессии,   чувства   вины, накопившегося внутреннего   напряжения,   развитие   способности к   самовыражению,   сплочение группы. ­   снять   вербальную   агрессию, помочь   детям   выплеснуть   гнев   в приемлемой форме. ­   формирование   позитивной установки   на   отношение   к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений. 6. «МЫ ВМЕСТЕ» ­ повышение уверенности в себе, в 1) «Закончи предложение» своих силах. 2) «Разведчики» 3) «Аэробус» 4) «Доброе животное» ­ памяти,   развитие   наблюдательности,   коммуникативных   и организаторских способностей, формирование   чувства   доверия   и   ответственности.   учить   детей   согласованно ­ действовать   в   небольшой   группе,   показать, доброжелательное что     взаимное отношение товарищей   по   “команде”   дает уверенность и спокойствие. ­ способствовать сплочению группы, научить   детей   понимать   чувства других,   оказывать   поддержку   и сопереживать.  7. «ТУХ­ТИБИ­ДУХ» ­   помочь   детям   переключиться   на 1) «Рубка дров» активную   деятельность   после работы, долгой сидячей 2) «Ворвись в прут»  3) «Тух­тиби­дух!» 4) Игра «Газета»  почувствовать   свою   накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. ­   снятие   эмоционального напряжения, возможность исполнить   роль   тирана,   пережить   чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в   подобных   ситуациях,   развитие групповой сплоченности. ­   снять   негативные   настроения   и восстановить силы. ­ сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.  8. «ВОЛШЕБНАЯ ИГРА» ­   дать   детям   возможность   вернуть 1) «Бумажные мячики» 2) «Два барана» 3) «Попроси игрушку» 4) «Липучка» бодрость   и   активность,   снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.  ­   снять   невербальную   агрессию, предоставить   ребенку   возможность “легальным   образом”   выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. ­   обучить   детей   эффективным способам общения. ­ сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. Завершающий этап. Повторная диагностика Сопоставление результатов   Цель: изменений отследить     в   динамику поведении дошкольников. Цель:   анализ   работы,   выявление эффективности программы Содержание завершающего этапа реализации  социально­педагогической программы 1 направление: родители 2 направление: дети старшего Содержание этапа Повторные диагностики: 1. Повторное анкетирование. 2. Беседа. дошкольного возраста Повторные диагностики: 1.   Наблюдение   с   целью   выявления изменений   произошедших   в   поведении дошкольников.  Диагностика   «Несуществующее 2. животное»  3. Анкетирование. 4. Тест по "Методике диагностики  показателей и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» Приложение 1 Тест проводится с детьми с 4­х лет.  Цель  ­   выявление   состояния   эмоциональной   сферы   ребенка,   выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!  Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени,   сколько   ему   необходимо.   По   завершении   рисования   с   ребенком проводится беседа.  Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: 1.Кактус домашний или дикий?   2.Его можно потрогать? Он сильно колется?   3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?   4.Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с  соседом, то, какое это растение?  5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?  Обработка результатов и интерпретация При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:  •   пространственное положение  •   размер рисунка  •   характеристики линий  •   сила нажима на карандаш  Агрессия  ­   наличие   иголок,   особенно   их   большое   количество.   Сильно торчащие,   длинные,   близко   расположенные   друг   к   другу   иголки   отражают высокую степень агрессивности.  Импульсивность ­ отрывистые линии, сильный нажим.  Эгоцентризм, стремление к лидерству ­ крупный рисунок, в центре листа.  Зависимость, неуверенность ­ маленькие рисунок внизу листа  Демонстративность,   открытость  ­   наличие   выступающих   отростков, необычность форм. Скрытность, осторожность ­ расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.  Оптимизм  ­   использование   ярких   цветов,   изображение   «радостных» кактусов. Тревога  ­   использование   темных   цветов,   преобладание   внутренней штриховки, прерывистые линии.  Женственность ­ наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.  Экстровертированность ­ наличие других кактусов, цветов.  Интровертированность ­ изображен только один кактус.  Стремление к домашней защите, чувство  семейной  общности  ­  наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса . Стремление к одиночеству  ­ изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус. Анкета для родителей Приложение 2 Обведите   кружком  цифры   напротив   тех  высказываний,  с  которыми   Вы согласны. Мой ребёнок Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится……………...1 Спит намного меньше, чем другие дети……………………………2 Очень говорлив……………………………………………………….3 Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем­то………….4 С трудом дожидается своей очереди (в играх, в магазине)………...5 Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа………………………………………………………………….6 Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых……….7 Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что­то купить)………………………………………….8 Часто не слышит, когда к нему обращаются………………………..9 Легко отвлекается, когда ему читают книгу………………………..10 Часто не доводит начатое дело(игру, задание)до конца…………...11 Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение…….12

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).

Программа  профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста (авторская).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018