Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток и формированию позитивной адаптации в жизни несовершеннолетних обучающихся в образовательном учреждении. В ходе выполнения данной программы, рассчитанной на два года, у несовершеннолетних формируется стрессоустойчивость, сохранение и укрепление психического здоровья учащихся.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Здвинская средняя общеобразовательная школа №1
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Бекарева Лариса Геннадьевна
Социальный педагог
2017 г.
с. Здвинск1. Актуальность
Пояснительная записка.
Одной из главных целей школьного образования является создание и
обеспечивающих полноценное
поддержание психологических условий,
психическое и личностное развитие каждого ребенка. В условиях современного
общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает
необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления
суицидальных попыток и способов профилактики. Новосибирская область не
исключение в «печальной» статистике, так, если в 2015 году в области было
совершено 16 подростковых суицидов, то в 2017 19. В Здвинском районе также
обострилась данная ситуация.
Наибольшая частота суицида наблюдается у детей и подростков в возрастном
диапазоне 1316 лет.
Анализ материалов показывает: причиной суицида
подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще
всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного
выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков
самостоятельности в принятии решений. В тоже время одним из сильных
факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с
родителями.
Если отношения строятся на доверительной основе, родитель
относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы,
предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с
учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные
социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая
оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и
интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых(следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка
родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение
коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений
ученика в классе).
Отношения со сверстниками
(особенно противоположного пола) являются весьма
значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений
важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека,
возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими
родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.
Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и
семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.
Проанализировав результаты тестирования проведенного в нашей школе было
выявлено, что основными причинами суицидальных склонностей являются
индивидуально – психологические особенности:
высокий уровень фрустрации обусловленный невозможностью удовлетворения
тех или иных потребностей и достижения значимых целей; ощущение реальной или
символической утраты. Состояние фрустрации проявляется в переживаниях
разочарования, тревоги, раздражительности, чувстве безысходности и, наконец,
отчаянии.
высокий уровень тревожности это состояние беспокойства, ощущение
неконкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности.
высокий уровень ригидности невозможность или сложности в приспособлении
к неожиданно изменившимся условиям окружающей среды человека. Подобный
тип поведения является стойкой характерной особенностью личности и
значительно уменьшает шансы на адаптацию в непривычных или экстремальных
для человека условиях.
Реакцией подростка обладающим этими особенностями может быть уход от
реальной ситуации в область фантазий и грез; различные проявления агрессии – от
раздражительности до гнева; аутоагрессия (преднамеренное нанесение себефизических травм и другие виды саморазрушающего поведения); апатия; снижение
способности к концентрации внимания, умственной и физической активности.
2.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и
коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди
учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни,
развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья
обучающихся.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих
задач:
1.
работе с педагогами и родителями.
2.
Изучение теоретических аспектов проблемы и использование информации в
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и
оказание экстренной первой помощи, обучение данной группы методам релаксации
и саморегуляции.
Изучение особенностей психологопедагогического статуса каждого
3.
учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения
проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4.
Создание системы психологопедагогической поддержки учащихся разных
возрастных групп в воспитательнообразовательном процессе школы так и в
период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных
5.
объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения,
6.
формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не
7.
только собственной личности, но и других людей.
3. Принципы реализации программы:Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности
ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как
самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоциональноценностных ориентаций учебновоспитательного процесса.
4. Сроки реализации программы
2 года
5. Ожидаемый результат.
Программа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту
детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать
суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в
детскородительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность
действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий
ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
6. Содержание программы.
Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим
направлениям:
1. Просветительско – профилактическая деятельность.
Задачи на данном этапе:
Изучение теоретических аспектов проблемы и использование информации в
работе с педагогами и родителями.
Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках
возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С педагогами проводится психопросвещение по вопросам дезадаптивного
поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о
мерах профилактики суицида среди детей и подростков.Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах,
динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить
надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки
суицидального
поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу,
который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в
трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям,
чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что
суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и
отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения...
словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых
радужных ее проявлениях.
2. Диагностика
Выявление детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном
положении.
Задачи на данном этапе:
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или
испытывающего кризисное состояние.
Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие
стрессового состояния.
диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности,
подверженности стрессу
создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям,
склонным к суицидальному поведению
3. Коррекционная деятельность и привитие здорового образа жизни
Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического
здоровья среди обучающихся: Индивидуальные и групповые занятия по обучению
проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия иоказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной
личности.
Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с
целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний:
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или
испытывающего кризисное состояние
Классные
часы,
круглые
столы,
стендовая
информация
Организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга
интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение
психического и физического здоровья
Организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение
детей «группы риска» в массовые и социальнозначимые мероприятия.
Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения
межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию
классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально
значимые виды деятельности,
организации школьного самоуправления,
формированию установок у учащихся на самореализацию в социальноодобряемых
сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения,
спокойном, доброжелательном тоне общения.
Методы отслеживания эффективности реализации программы
Мониторинг эффективности программы при помощи опроса, анкетирования и
диагностики учащихся и родителей.
Регулятивнокорректировочная деятельность.
В результате мониторинга в случае необходимости коррекция программы для
достижения наибольшей эффективности.План мероприятий в рамках программы
Просветительскопрофилактическая деятельность
Работа с обучающимися
№ Содержание работы
Сроки
Ответственны
й
1
2
3
4
5
8
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и
Постоянно Кл.руководит
их семей, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации
Исследования социального статуса семей
учащихся. Составление социального паспорта
класса и школы
Октябрь
Составление базы данных по социально
неблагополучным семьям
Проведение индивидуальных профилактических
мероприятий с семьями социального риска
Информационные часы:
«10 сентября – Всемирный день предотвращения
Октябрь,
январь
В течение
уч. года
В течение
уч. года
ели
Соц. педагог
Кл.руководит
ели
Соц.педагог
Соц. педагог
Соц.педагог
Соц.педагог
самоубийств»
Диспут для подростков «Успех в жизни»
Акция «Я выбираю жизнь»
Правовые классные часы:
что ты должен знать об УК РФ
уголовная ответственность несовершеннолетних
знаешь ли ты свои права и обязанности
В течение
уч. года
Соц. педагог
Кл.руководи
тели9
Психологопедагогическая поддержка
обучающихся при подготовке и проведении
выпускных экзаменах
С педагогами
В течение
уч. года
Учителя
Педагог
психолог
1
2
4
Совещание при директоре «Что такое суицид и как
Ноябрь
с ним бороться»
Подготовка Памятки «Некоторые причины и
формы проявления невротических расстройств у
Декабрь
Педагог
психолог
Педагог
психолог
В течении
года
Педагог
психолог
Соц.педагог
современных старшеклассников»
Индивидуальные консультации классных
руководителей
Лекции для МО кл.руководителей
«Некоторые причины и формы проявления
невротических расстройств у современных
старшеклассников»
«Психологический климат в классе»
«Методы разрешения конфликтов»
Консультации для педагогов:
Деловая игра «Педагогические приёмы создания
ситуации успеха»
«Типология возрастных психолого
педагогических особенностей учащихся»
«Профилактика конфликтных ситуаций и работа с
ними»
«Признаки готовящегося самоубийства»
1
Родительские лектории:
1. «Возрастные психологопедагогические
С родителями
особенности» (младший школьник, подросток,
старший школьник)
По плану,
по запросу
Соц. педагог
Педагог
психолог2. « Как помочь ребенку при подготовке к
экзаменам».
2.Как воспитать гармоничные отношения
родителей и детей (диспут с элементами тренинга)
3. Психологические особенности периода
адаптации, формы родительской помощи и
поддержки
5. Тревожность и её влияние на развитие личности
6. Что такое суицид и как с ним бороться (среднее
и старшее звено)
7. Особенности детскородительских отношений
как фактор психологического дискомфорта
8. Чем и как увлекаются подростки
9. Куда уходят дети: профилактика
безнадзорности и бродяжничества
10. Трудный возраст или советы родителям
12. Как помочь ребенку справиться с эмоциями
Групповые консультации родителей
1.«Семейная атмосфера»
3.«Супружеский конфликт и эмоциональное
состояние ребенка»
4.«Детскородительский конфликт и способы его
преодоления»
5.«Профилактика насилия в семье»
Диагностика учащихся
1
Диагностика психологического климата в
коллективе (1 11 классы)
2 Опросник суицидального риска
(модификация Т.Н. Разуваевой)
Соц педагог
Октябрь
ноябрь
Февраль Кл.руководители
811 кл.По
запросу
Педагогпсихолог,
Соц . педагог
3
Исследование социального статуса
Исследование уровня адаптации
Исследование уровня тревожности
Склонность к отклоняющемуся поведению
(68 кл)
Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство
вины)
Оценка способов реагирования на
конфликтные ситуации
Опросник Г.Айзенка «Самооценка
психических состояний личности» (811
классы)
Методика самооценки эмоциональных
состояний (811 классы)
Опросник школьной тревожности Филлипса
(511 классы)
Методика САН (диагностика самочувствия,
активности и настроения) (811 классы)
Методика определения степени риска
совершения суицида (811 классы)
Для родителей
Опросник для родителей – диагностика
нарушений во взаимоотношениях подростка
с родителями и их причин
Опросник родительского отношения
(А.Варга, В.Столин)
1
3
Коррекция
Мероприятия в 14 классах
Как научиться жить без драки
Учимся снимать усталость
Цикл тренинговых занятий «Уроки кота
Леопольда»
В течении
учбного
года
Мероприятия в 59 классах
соц.педагог
Занятие «Барьеры непонимания»
Занятие по повышению самооценки
«Нарисуй подарок самому себе»
Игра «Моё место в коллективе».
Толерантность
Как преодолевать тревогу
В течение
учебного
года
соц.педагог
педагог
психолог Способы решения конфликтов с
родителями
Стресс в жизни человека. Способы
борьбы со стрессом
Грани моего «Я»
Я + он + они = мы
Способы саморегуляции
эмоционального состояния
«Как сказать Нет!»
Не сломай свою судьбу! Подросток и
наркомания.
Мероприятия 1011 класс
5
Беседадиспут: «В чём смысл жизни?»
Тренинг уверенности
Март
соц.педагог
Литература
1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.
2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель:
Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)
3.Профилактика суицидального поведения.
Методические рекомендации.
Сост.:
А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной
среде Курганской области: Методические рекомендации. Курган, 2008.
5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П ,
2006.
6.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации. Курган,
2006.