Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

  • Документация
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток и формированию позитивной адаптации в жизни несовершеннолетних обучающихся в образовательном учреждении. В ходе выполнения данной программы, рассчитанной на два года, у несовершеннолетних формируется стрессоустойчивость, сохранение и укрепление психического здоровья учащихся.
Иконка файла материала Программа по профилактике суицида.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Здвинская средняя общеобразовательная школа №1 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Бекарева Лариса Геннадьевна Социальный педагог 2017  г. с. Здвинск1. Актуальность Пояснительная записка.                 Одной   из   главных   целей   школьного   образования   является   создание   и   обеспечивающих   полноценное поддержание   психологических   условий, психическое и личностное развитие каждого ребенка. В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость   детального   изучения   причин,   мотивов,   ситуаций   проявления суицидальных   попыток   и   способов   профилактики.  Новосибирская   область   не исключение   в   «печальной»   статистике,   так,   если   в   2015   году   в   области   было совершено 16 подростковых суицидов, то в 2017 ­ 19. В Здвинском районе также обострилась данная ситуация.  Наибольшая   частота   суицида   наблюдается   у   детей   и   подростков   в   возрастном диапазоне   13­16   лет.    Анализ   материалов   показывает:   причиной   суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего   преобладают   давящий   стиль   воспитания,   требования   безапелляционного выполнения   указаний,   что   препятствует   формированию   у   подростков самостоятельности   в   принятии   решений.   В   тоже   время   одним   из   сильных факторов,   удерживающих   молодых   людей   в   жизни,   являются   отношения   с родителями.  Если   отношения   строятся   на   доверительной   основе,   родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения. Школьные  причины суицидального  поведения  обычно  связаны  с  отношениями   с учителями,   администрацией.   Именно   в   школе   формируются   такие   важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка   успеваемости   связывается   с   недостаточным   развитием   способностей   и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых(следствием   негативной   оценки   педагога   обычно   бывает   отрицательная   оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). Отношения со сверстниками     (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая   обычно   в   качестве   компенсации   плохих   отношений   со   своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.          Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям   с   внешними   признаками   социального   и   финансового   благополучия. Проанализировав   результаты   тестирования   проведенного   в   нашей   школе   было выявлено,   что   основными   причинами   суицидальных   склонностей   являются индивидуально – психологические особенности: ­ высокий уровень фрустрации   обусловленный  невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей и достижения значимых целей; ощущение реальной или символической   утраты.   Состояние   фрустрации   проявляется   в   переживаниях разочарования,   тревоги,   раздражительности,   чувстве   безысходности   и,   наконец, отчаянии. ­   высокий   уровень   тревожности  ­  это   состояние   беспокойства,   ощущение неконкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. ­ высокий уровень ригидности  ­  невозможность или сложности в приспособлении к неожиданно изменившимся условиям окружающей среды человека. Подобный тип   поведения   является   стойкой   характерной   особенностью   личности   и значительно уменьшает шансы на адаптацию в непривычных или экстремальных для человека условиях.      Реакцией подростка обладающим этими особенностями может быть уход от реальной ситуации в область фантазий и грез; различные проявления агрессии – от раздражительности   до   гнева;   аутоагрессия   (преднамеренное   нанесение   себефизических травм и другие виды саморазрушающего поведения); апатия; снижение способности к концентрации внимания, умственной и физической активности. 2.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Данная   программа   предназначена   для   организации   профилактической   и коррекционной   работы   по   предотвращению   суицидальных   попыток   среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Цель программы:   формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. Поставленная цель достигается за  счёт  последовательного  решения следующих задач: 1. работе с педагогами и родителями. 2. Изучение теоретических аспектов проблемы и использование информации в Выявление   детей,   нуждающихся   в   незамедлительной   помощи   и   защите   и оказание экстренной первой помощи, обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции. Изучение   особенностей   психолого­педагогического   статуса   каждого 3. учащегося   с   целью   своевременной   профилактики   и   эффективного   решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. 4. Создание системы психолого­педагогической поддержки  учащихся разных возрастных   групп   в   воспитательно­образовательном   процессе   школы   так   и   в период трудной жизненной ситуации. Привлечение   различных   государственных   органов   и   общественных 5. объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. Привитие   существующих   в   обществе   социальных   норм   поведения, 6. формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Формирование   позитивного   образа   Я,   уникальности   и   неповторимости   не 7. только собственной личности, но и других людей. 3.    Принципы реализации программы:Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. Принцип   уникальности   личности,   состоящий   в   признании   индивидуальности ребенка. Принцип   приоритета   личностного   развития,   когда   обучение   выступает   не   как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. Принцип эмоционально­ценностных ориентаций учебно­воспитательного процесса. 4.   Сроки реализации программы 2 года  5.       Ожидаемый результат. Программа   позволит   осуществлять   социальную   и   психологическую   защиту детей,   снизить   количество   детей   с   девиантным   поведением   и   избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско­родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения. 6.      Содержание программы. Исходя,   из   цели   и   задач   программы   работа   проводится   по   следующим направлениям: 1. Просветительско – профилактическая деятельность. Задачи на данном этапе: ­   Изучение   теоретических   аспектов   проблемы   и   использование   информации   в работе с педагогами и родителями. ­   Повышение   осведомленности   персонала,   родителей   и   учащихся   о   признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. С   педагогами   проводится   психопросвещение   по   вопросам   дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.Родителей   необходимо   познакомить   с   информацией   о   причинах,   факторах, динамике   суицидального   поведения,   снабдить   рекомендациями,   как   заметить надвигающийся   суицид,   что   делать,   если   у   ребенка   замечены   признаки суицидального поведения.    С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу,   который   оказался   в   трудной   жизненной   ситуации.   Известно,   что   подростки   в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния,   разочарования   и   утраты,   отвергнутости   и   потери   самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. 2. Диагностика Выявление   детей   «группы   риска»   и   семей,   находящихся   в   социально   опасном положении. Задачи на данном этапе: ­ Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. ­   Работа   с   семьей   ребенка,   попавшего   в   трудную   жизненную   ситуацию   или испытывающего кризисное состояние. ­ Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. ­   диагностика   –   тесты   на   определение   личностной   и   реактивной   тревожности, подверженности стрессу ­создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению 3. Коррекционная деятельность и привитие здорового образа жизни Пропаганда   здорового   образа   жизни,   сохранение   и   укрепление   психического здоровья среди обучающихся: Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия иоказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности. Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний:         Работа   с   семьей   ребенка,   попавшего   в   трудную   жизненную   ситуацию   или испытывающего кризисное состояние ­Классные   часы,   круглые   столы,   стендовая   информация ­   Организация   досуга   несовершеннолетних   для   формирования   широкого   круга интересов,   увлечений,   занятий,   направленных   на   укрепление   и   сохранение психического и физического здоровья ­ Организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей   «группы   риска»   в   массовые   и   социально­значимые   мероприятия. Оптимизация межличностных отношений в школе. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися. Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально­ значимые   виды   деятельности,   организации   школьного   самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально­одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Методы отслеживания эффективности реализации программы   Мониторинг   эффективности   программы   при   помощи   опроса,   анкетирования   и диагностики учащихся и родителей. Регулятивно­корректировочная деятельность. В   результате   мониторинга   в   случае   необходимости   коррекция   программы   для достижения наибольшей эффективности.План мероприятий в рамках программы  Просветительско­профилактическая деятельность Работа с  обучающимися  № Содержание работы Сроки Ответственны й 1 2 3 4 5 8 Выявление и реабилитация несовершеннолетних и  Постоянно Кл.руководит их семей, оказавшихся в сложной жизненной  ситуации Исследования социального статуса семей  учащихся. Составление социального паспорта  класса и школы Октябрь Составление базы данных по социально­ неблагополучным семьям Проведение индивидуальных профилактических  мероприятий с  семьями социального риска Информационные часы: «10 сентября – Всемирный день предотвращения  Октябрь,  январь В течение  уч. года В течение  уч. года ели Соц. педагог Кл.руководит ели  Соц.педагог   Соц. педагог Соц.педагог Соц.педагог самоубийств» Диспут для подростков «Успех в жизни» Акция «Я выбираю жизнь» Правовые классные часы: ­ что ты должен знать об УК РФ ­уголовная ответственность несовершеннолетних ­ знаешь ли ты свои права и обязанности В течение  уч. года Соц. педагог Кл.руководи тели9 Психолого­педагогическая поддержка  обучающихся  при подготовке и проведении  выпускных экзаменах С педагогами В течение  уч. года Учителя Педагог­ психолог 1 2 4 Совещание при директоре «Что такое суицид и как Ноябрь с ним бороться» Подготовка Памятки «Некоторые причины и  формы проявления невротических расстройств у  Декабрь Педагог­ психолог Педагог­ психолог В течении  года Педагог­ психолог Соц.педагог современных старшеклассников» Индивидуальные консультации классных  руководителей   Лекции для МО кл.руководителей ­ «Некоторые причины и формы проявления  невротических расстройств у современных  старшеклассников» ­ «Психологический климат в классе» ­  «Методы разрешения  конфликтов» Консультации для педагогов: ­Деловая игра «Педагогические приёмы создания  ситуации успеха» ­ «Типология возрастных психолого­ педагогических особенностей учащихся» ­«Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»  ­ «Признаки готовящегося самоубийства» 1 Родительские лектории: 1. «Возрастные психолого­педагогические  С родителями особенности» (младший школьник, подросток,  старший школьник) По плану, по запросу Соц. педагог Педагог­ психолог2. « Как помочь ребенку при подготовке к  экзаменам». 2.Как воспитать гармоничные отношения  родителей и детей (диспут с элементами тренинга) 3. Психологические особенности периода  адаптации, формы родительской помощи и  поддержки 5. Тревожность и её влияние на развитие личности 6. Что такое суицид и как с ним бороться (среднее  и старшее звено) 7. Особенности детско­родительских отношений  как фактор психологического дискомфорта 8. Чем и как увлекаются подростки 9. Куда уходят дети: профилактика  безнадзорности и бродяжничества 10. Трудный возраст или советы родителям 12. Как помочь ребенку справиться с эмоциями Групповые консультации родителей 1.«Семейная атмосфера» 3.«Супружеский конфликт и эмоциональное  состояние ребенка» 4.«Детско­родительский конфликт и способы его  преодоления» 5.«Профилактика насилия в семье»                                            Диагностика учащихся 1  Диагностика психологического климата в  коллективе (1 ­ 11 классы) 2 Опросник суицидального риска  (модификация Т.Н. Разуваевой) Соц педагог Октябрь­  ноябрь Февраль Кл.руководители 8­11 кл.По  запросу Педагог­психолог, Соц . педагог 3  ­ Исследование социального статуса ­ Исследование уровня адаптации ­Исследование уровня тревожности ­Склонность к отклоняющемуся поведению  (6­8 кл) ­ Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины) ­ Оценка способов реагирования на  конфликтные ситуации ­Опросник Г.Айзенка «Самооценка  психических состояний личности» (8­11  классы) ­ Методика самооценки эмоциональных  состояний (8­11 классы) ­Опросник школьной тревожности Филлипса  (5­11 классы) ­Методика САН (диагностика самочувствия,  активности и настроения) (8­11 классы) ­Методика определения степени риска  совершения суицида (8­11 классы) Для родителей Опросник для родителей – диагностика  нарушений во взаимоотношениях подростка  с родителями и их причин Опросник родительского отношения  (А.Варга, В.Столин) 1 3 Коррекция Мероприятия в 1­4 классах Как научиться жить без драки  Учимся снимать усталость  Цикл тренинговых занятий  «Уроки кота Леопольда»  В течении  учбного года Мероприятия в 5­9 классах соц.педагог  ­ Занятие «Барьеры непонимания»  ­ Занятие по повышению самооценки ­  «Нарисуй подарок самому себе»  ­ Игра  «Моё место в коллективе». ­ Толерантность  ­ Как преодолевать тревогу  В течение  учебного года соц.педагог педагог ­  психолог­ Способы решения конфликтов с  родителями  ­ Стресс в жизни человека. Способы  борьбы со стрессом  ­ Грани моего «Я»  ­ Я + он + они = мы  ­  Способы саморегуляции  эмоционального состояния  ­ «Как сказать Нет!»  ­ Не сломай свою судьбу! Подросток и  наркомания.    Мероприятия 10­11 класс 5  Беседа­диспут: «В чём смысл жизни?»   Тренинг уверенности Март соц.педагог   Литература 1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. 2.Программа   профилактики   суицидального   поведения   «Жизнь   как   чудо».   Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск) 3.Профилактика   суицидального   поведения.   Методические   рекомендации.   Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980. 4.Региональные   подходы   к   осуществлению   профилактики   ВИЧ/СПИДа   в   образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.­ Курган, 2008. 5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. 6.Суицидальное   поведение   у   детей   и   подростков:   Методические   рекомендации.­   Курган, 2006.