Программа профилактики табакокурения
Оценка 4.7

Программа профилактики табакокурения

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
05.06.2017
Программа профилактики табакокурения
Программа курса предназначена для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. Образовательный курс, направленный на профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления психоактивных веществ, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни может интегрироваться в базовые предметные области и во внеклассную работу. Курс предполагает проведение занятий (классных часов) один раз в четверть, всего 4 часа в год. Цель курса – формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни в рамках проведения профилактической работы среди учащихся, направленной на предупреждение возникновения алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.Программа содержит: паспорт, пояснительную записку, актуальность, содержание курса, используемые технологии, ожидаемые результаты, план мероприятий
Программа профилактики табакокурения.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 по профилактике употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ  и пропаганде здорового образа жизни Программа Авторы: Пошивайлова Н.В.– заместитель директора по ВВВР Каралкина Н.Ю. – учитель начальных классов Иваненкова В.Т. ­  социальный педагог Наименование  программы Нормативно­ правовая база   программы Сургут, 2016 год Паспорт программы № 273­ФЗ «Об Программа   по   профилактике   употребления   алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни 1) Федеральный закон от 29.12.2012 образовании   в   Российской   Федерации»   (с   изменениями   от 31.12.2014);  2) Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690   «Об   утверждении   Стратегии   государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями от 01.07.2014); 3)   Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации   от   05.09.2011   №   МД­1197/06   «О   Концепции профилактики   употребления   психоактивных   веществ   в образовательной среде»; 4)   Распоряжение   Правительства   Ханты­Мансийского автономного   округа   ­   Югры   от   07.03.2014   №   113­рп   «Об утверждении   комплексного   плана   мероприятий   по профилактике   детского   алкоголизма,   наркомании   и табакокурения   в   Ханты­   Мансийском   автономном   округе   ­ Югре на 2014­2016 годы» (с изменениями от 26.02.2015); 5)   Постановление   Администрации   города   №   3373   от 21.05.2014 «О комплексе мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории муниципального образования   городской   округ   город   Сургут   на   2014­2016 годы»; 6) Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО   –   Югры   №   731   от   06.05.2016г.   «О   реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» в образовательных   Ханты­Мансийского автономного округа – Югры»; 7) Приказ департамента образования Администрации города № 02 11­212/15 от 01.04.2015 «Об организации деятельности по   профилактике   употребления   наркотических   средств   и психотропных веществ среди учащихся общеобразовательных организаций».   организациях Заказчик программы Администрация МБОУ НШ №42 2 Разработчики  программы Сроки реализации  программы Пошивайлова Н.В.– заместитель директора по ВВВР Каралкина Н.Ю. – учитель начальных классов Иваненкова В.Т. ­  социальный педагог бессрочная Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативно­правовых документов: 1) Федеральный закон от 29.12.2012 №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации» (с изменениями от 31.12.2014);  2)   Указ   Президента   Российской   Федерации   от   09.06.2010   №   690   «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями от 01.07.2014); 3)   Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 05.09.2011   №   МД­1197/06   «О   Концепции   профилактики   употребления психоактивных веществ в образовательной среде»; 4)   Распоряжение   Правительства   Ханты­Мансийского   автономного   округа   ­ Югры от 07.03.2014 № 113­рп «Об утверждении комплексного плана мероприятий по профилактике   детского   алкоголизма,   наркомании   и   табакокурения   в   Ханты­ Мансийском   автономном   округе   ­   Югре   на   2014­2016   годы»   (с   изменениями   от 26.02.2015); 5) Постановление Администрации города № 3373 от 21.05.2014 «О комплексе мер   по   профилактике   незаконного   потребления   наркотических   средств   и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории муниципального образования городской округ город Сургут на 2014­2016 годы»; 6) Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры № 731 от 06.05.2016г. «О реализации образовательного курса «Основы здорового образа   жизни»   в   образовательных   организациях   Ханты­Мансийского   автономного округа – Югры»; 7) Приказ департамента образования Администрации города № 02 11­212/15 от 01.04.2015   «Об   организации   деятельности   по   профилактике   употребления наркотических   средств   и   психотропных   веществ   среди   учащихся общеобразовательных организаций». Состояние   здоровья   подрастающего   поколения   –   важнейший   показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Резкое падение уровня состояния здоровья, физического   развития школьников,   объясняется,   на   наш   взгляд,   ухудшением экологической перегрузками, снижением двигательной активности,   отсутствием   у   них   потребности   в   здоровом образе жизни, а также некомпетентностью в вопросах по сохранению и укреплению собственного здоровья. По мнению ряда ученых, одной из основных причин  этой информационными   обстановки,     3 отрицательной тенденции является недостаточное внимание к мотивации здорового образа жизни учащихся.  Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса   отмечается   как   приоритетная   цель   в   большинстве   документов, характеризующих   российскую   государственную   политику.   Среди   них основополагающим   является   Федеральный   государственный   образовательный стандарт (ФГОС), который   впервые  определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.  Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования (НОО)   как   обязательный   раздел   содержит   Программу   формирования   культуры здорового   и   безопасного   образа   жизни   как   комплексную   программу здоровьесберегающей деятельности школы (раздел 3, п. 16 ФГОС­2). К личностным результатам освоения ООП НОО относится формирование установки на безопасный, здоровый   образ   жизни   (раздел   19).   Разработка   и   реализация   такой   программы является обязательным требованием освоения ФГОС НОО.  Создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому, продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта по творческому   использованию   методов   физического   воспитания   должны   стать результатами образования. Предполагаем, что именно осознанный творческий подход к саморазвитию,   самосовершенствованию   даст   эффективный   результат   в   процессе формирования потребности к здоровому образу жизни. Под здоровым образом жизни следует   понимать   типичные   формы   и   способы   повседневной   жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая   тем   самым   успешное   выполнение   своих   социальных   и профессиональных   функций   независимо   от   политических,   экономических   и социально   –   психологических   ситуаций.   Образ   жизни   –   это   своего   рода   система взглядов,   которая   складывается   у   человека   в   процессе   жизни   под   влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели. Именно это понятие является основой репродукции, достаточной умственной и физической работоспособности, долголетия, одним словом, здоровья. Актуальность проблемы В   настоящее   время   в   практику   работы   школ   широко   внедряются   различные оздоровительные   программы,   способствующие   формированию   валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся. Как правило, в школах организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, в конечном счете, не всегда дают положительный эффект. Необходимо, чтобы работа по сохранению здоровья носила системный характер. Осознанная   потребность   в   следовании   здорового   образа   жизни   может   быть   Это   объясняется девушек сформирована   у   учащихся   старших   классов. психофизиологическими особенностями и       юношей   4 этого школьного возраста. Но приступить к формированию потребности здорового образа жизни необходимо уже на дошкольной ступени образования. Программа   курса   предназначена   для   учащихся   начальных   классов общеобразовательных организаций.  Образовательный   курс,   направленный   на   профилактику   табакокурения, алкоголизма,   наркомании,   употребления   психоактивных   веществ,   формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни может интегрироваться в базовые предметные области и во внеклассную работу.  Характеристика курса Курс предполагает проведение занятий (классных часов) один раз в четверть,  всего 4 часа в год. Цель   курса  –  формирование   мотивационных   установок     и     ценностных ориентаций     на    ведение       здорового         образа     жизни       в     рамках   проведения профилактической   работы   среди   учащихся,  направленной   на     предупреждение возникновения  алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости. Задачи: –  формировать   у   учащихся   представление   о  современных   подходах   к формированию здоровья и здорового образа жизни человека; – формировать мотивацию учащихся к здоровому образу жизни (ЗОЖ); – вовлечь учащихся в активную деятельность по укреплению здоровья; –  учить   учащихся   выражать   свою   точку     зрения   с   позиции     формирования   и сохранения здоровья; –  учить действовать в каждодневных многообразных ситуациях в соответствии   с приобретенными навыками сохранения и укрепления здоровья; –   формировать   отрицательное   отношение   к   употреблению   табака,   алкоголя   и наркотиков. Примерный образовательный курс состоит из разделов, рассматривающих общие представления   о   культуре   здоровья   человека;   факторов,   от   которых   зависит здоровье; методологические основы здоровья.  Содержание   образовательного   курса   отвечает   следующим   принципам педагогической профилактики: – возрастной адекватности – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста; –   комплексности   –   формирование   представления   об   опасности   любых   форм использования одурманивающих веществ;  – альтернативности – основная задача курса не только предотвращение реальных проб   одурманивающих   веществ,   сколько   формирование   у   детей   и   младших подростков   полезных   поведенческих   навыков   и   установок,   обеспечивающих   ему эффективную социальную адаптацию. Важно показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой; 5 – практической целесообразности – содержание курса  связано с формированием у учащихся   навыков   эффективной   социальной   адаптации,   предупреждения   раннего приобщения к одурманивающим веществам; –   модульности   структуры   –   курс   может   интегрироваться   в   базовые   предметные области и во внеклассную работу. смысловые, общекультурные, коммуникативные компетенции. В   результате   освоения   курса   у   учащихся   формируются   ценностно­ информационные,   учебно­познавательные,   Содержание курса Тематически содержание курса включает в себя четыре модулей: –     «Я   выбираю   здоровый   образ   жизни»   (формирование   навыков здоровьесбережения и пропаганда здорового образа жизни); –  «Территория без табака»  (профилактика употребления табака); –  «Мир без алкоголя» (профилактика употребления алкоголя); –  «Вместе против наркотиков». Названия разделов соответствуют человеческим потребностям: быть здоровым, знать свой организм, жить в благоприятной окружающей среде, вести здоровый образ жизни и заботиться о здоровье. Именно эти потребности, должны формироваться в процессе   обучения   по   данной   программе.   В   каждом   разделе   предусмотрена практическая   деятельность.   В   преподавании   ведущая   роль   отводится   активным формам и методам обучения.  Содержание первого модуля  «Я выбираю здоровый образ жизни»  формирует такие   понятия   как   «здоровый   образ   жизни»,   сохранение,   восстановление психического и физического здоровья. Содержание раздела дает комплексные знания об   образе   жизни   человека,   влиянии   образа   жизни   на   здоровье.   Рассматривается оценка риска нерационального образа жизни.  Модуль   «Территория   без   табака»   (профилактика   употребления   табака) содержит сведения о табакокурении и здоровье населения. Рассматриваются вопросы о   влиянии   табака   на   организм   женщины   и   ребенка,   на   организм   подростка. Раскрывается   психологическая   зависимость   курильщика,   дается   убедительная информация о последствиях для жизни и здоровья пассивное курение.  В модуле «Мир без алкоголя» (профилактика употребления алкоголя) большое внимание   уделяется   действию   алкоголя   на   организм   человека.   Рассматриваются степени отравления, стадии алкоголизма. В разделе анализируется действие алкоголя на   женский   и   мужской   организм.   Раскрывается   влияние   алкоголя   на   организм подростка.  В   модуле  «Вместе   против   наркотиков»   особое   внимание   уделяется возникновению зависимости и ее последствия. Рассматриваются общие проявления наркомании и токсикомании. Содержание раздела дает знания об опасных симптомах физического и эмоционального характера.  6 Используемые технологии Социальные технологии  направлены на обеспечение условий эффективной социальной   адаптации   учащихся,   а   также   формирование   и   развитие   в   обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве   альтернативы   ценностям   и   нормам   субкультуры,   пропагандирующей использование табака, алкоголя, ПАВ.   направление  Социальные   технологии   реализуют   следующие   направления   воздействия: (антинаркотическая, информационно­просветительское антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни); социально­поддерживающее   направление  социальных партнёров); (деятельность  образовательных   и организационно­досуговое   направление  социальных   служб,   обеспечивающих   вовлечение   несовершеннолетних   в содержательные   виды   досуга:   клубы   по   интересам,   спортивная   деятельность, общественные движения). (просветительская   деятельность Педагогические технологии  профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики  (прежде всего, у учащихся) представлений, норм поведения,   оценок,   снижающих   риск   приобщения   к   ПАВ,   табакокурению, употреблению алкогольных напитков, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию, формирование ЗОЖ. Психологические   технологии  профилактики   направлены   на   коррекцию определенных   психологических   особенностей   у   учащихся,   затрудняющих   их социальную   адаптацию   и   повышающих   риск   вовлечения   в   употребление   ПАВ, табакокурению,   формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание   благоприятного   доверительного   климата   в   коллективе   и   условий   для успешной психологической адаптации.   употреблению   алкогольных   напитков; Планируемые результаты   Формирование   негативного   отношения   к   психоактивным   веществам, 1. табакокурению, употреблению алкогольных напитков у учащихся. 2. Популяризация здорового образа жизни. 3. Повышение уровня развития умений и навыков: а) активная жизненная позиция учащихся в вопросах ЗОЖ; б) конструктивное общение учащихся  между собой и со взрослыми; в) отстаивание и защита своей точки зрения; г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней; 4.   Повышение   общей   культуры   поведения   и   формирование   образа   социально успешной личности. 7 Учащиеся должны знать: ­ причины и последствия употребления табака, алкоголя, ПАВ; ­ болезни, связанные с употреблением табака, алкоголя, ПАВ. Учащиеся должны уметь: ­ применять полученные знания на практике; ­ уметь говорить «Нет»; ­ вести активный здоровый образ жизни. Учебно­тематический план  Название модуля Тема № п/п 1. 2. Параллель 1 классов «Я   выбираю   здоровый образ   жизни»   ­   блок мероприятий, направленных на формирование   навыков здоровьесбережения   и пропаганду   здорового образа жизни.   Параллель 2 классов «Территория без табака» ­   блок   мероприятий, направленных на профилактику употребления табака.   3. Параллель 3 классов   «Мир   без   алкоголя»   ­ блок мероприятий, направленных на профилактику употребления алкоголя.   Сроки  реализации 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Мероприятия     сентября 11 ­ Всероссийский   день трезвости   («Неделя спорта», легкоатлетический кросс, слёт, собрания).   туристический родительские   Третий   четверг   ноября – Международный день отказа   от   курения (Конкурс   рисунков   – 1,2   классы,   конкурс агитационных   плакатов ­3,4 классы).   7   апреля   –   Всемирный день здоровья. (Общешкольные спортивные мероприятия   для   1­4 классов,   родительские собрания). 1. Почему важно быть  здоровым. 2. Здоровый образ жизни школьника. 3.Вредные привычки. 4. Физкультура и спорт  против пагубных  привычек. 1. Вредные привычки. 2.   Понятие   о   вреде курения.   Курение:   миф и реальность. 3.   Болезни,   вызываемые курением. 4. Навыки уверенного  отказа от табакокурния. 1. Вредные привычки. 2.   Понятие   о   вреде алкоголя   на   организм подростка.  3.   Последствия   при употреблении алкоголя. 4. Навыки уверенного  отказа от употребления  алкоголя. 8 4. ­ против   блок  Параллель 4 классов «Вместе   наркотиков»   мероприятий, направленных профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ. на   1.   Вредные   привычки. Как им противостоять? 2. Мифы о ПАВ. 3. Досуг и здоровье. 4.   Навыки   уверенного отказа   от   употребления ПАВ. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть       мая 17 мая – День борьбы с пьянством. 31 – Международный   день без табака (распространение памяток,   буклетов   о вреде табака, алкоголя, наркотиков.)     июня – 26 Международный   день борьбы   с   наркоманией и незаконным оборотом наркотиков   (Конкурс рисунков на асфальте – пришкольный лагерь). Литература 1. Абаев,   А.   М.   Здоровьесберегающий   подход   к   изучению   и   формированию образовательной среды/ А. М. Абаев // Педагогика. –  2012. –  № 3. –  С.37­41.  2. Алынин,   С.А.   Профилактика   здорового   образа   жизни   в   образовательных организациях // Педагогический журнал. – 2015. – № 1­2. – С. 47­60. 3. Анненков,     В.В.,   Мастеров,     А.Г.,Чубаренко,     В.В.   Примерная   программа Начальное формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. (метод. рекоменда­ции) печ. образование: Научно­методический журнал. №2 (43), 2011. – М.: ЗАО Издательство «Русский журнал». – С. 16­21.  4. Багнетова,     Е.   А.  Образ   жизни   и   факторы   риска   здоровью   учащихся   Ханты­ Мансийского автономного округа – Югры. –  Монография. – Директ­Медиа. – 2015 г.  – 232 с. 5. Киселева,   Э.М.   Безопасность   образовательной   среды   в   сохранении   здоровья школьников [Текст] /Э.М. Киселева //Здоровьесберегающее образование. – 2013.  – №1 (29). – С.102­104.  6.  Митяева, А.М. Пути и условия формирования культуры здоровья подростков в общеобразовательной   школе   [Текст]   /   Митяева,   А.М.   //   Митяева,   А.М. 9 Здоровьесберегающие технологии: учеб. пособие для студентов вузов. – М. – 2012– С.50­99. 7. Ниязова   Х.Н.   Методические   рекомендации   по   разработке   примерного образовательного   курса,   направленного   на   профилактику   наркомании,   ВИЧ­ инфицирования, употребления психоактивных веществ, формирование позитивного отношения   к   здоровому   образу   жизни     /     Х.Н.   Ниязова   /   Общая   редакция   Х.Н. Ниязовой. / – Ханты­Мансийск: Редакционно­издательский отдел АУ ДПО ХМАО­ Югры «Институт развития образования», 2016. –  18 с. 10

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения

Программа профилактики табакокурения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017