Программа профильного отряда "Основа генетики"
Оценка 4.7

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология +2
8 кл—11 кл +1
20.05.2019
Программа профильного отряда "Основа генетики"
Программа разработана для реализации профильного отряда на каникулярной школе. Работа по программе составляет 12 часов и представляет собой краткое знакомство с основами такого раздела биологии, как генетика. В теоретических занятиях рассматриваются вопросы, связанные с изучением основ наследственности и изменчивости живых организмов.
Программа Основа генетики.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»   ПРОГРАММА Профильного отряда «Основы генетики» возраст 12­16 лет Срок реализации  12 часов                                           Составитель:  Коршунова Екатерина Олеговна,                                                                  ПДО, МБОУ ДО Кванториум.                         Комсомольск­на­Амуре, 2019 Пояснительная записка Цель   программы:  состоит   в   том,   чтобы   дать   представление   о   значении генетики   в   современном   мире,   и   ее   будущем.   В   теоретических   занятиях рассматриваются   вопросы,   связанные   с   изучением     основ     наследственности     и изменчивости  живых организмов Для   осуществления   поставленной   цели   решаются   образовательные, воспитательные и развивающие задачи:   Овладеть     основными     терминами     и     понятиями,   используемыми     в генетике, научиться грамотно их применять.  Расширить   представления   учащихся   о   практических   методах   генетики человека  Учащиеся     должны     осознать     свою     индивидуальность,     научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих  Создании   условий   для   формирования   и   развития   у   учащихся интеллектуальных и практических умений в области генетики Ознакомить с наследственными заболеваниями человека  и их причинами.  Привлечение и обучение  методам и  приемам  научно­исследовательской работы.    Формировать здоровьесберегающие и природоохранные компетенции.  Сформировать   и   развивать   положительную   мотивацию   в   учебной   и предпрофессиональной деятельности.  Сформировать представление о современных достижениях и перспективах в области изучения генома человека и их практической значимости  Развивать   коммуникативные   навыки   –   через   участие   в   мероприятиях   и          через выступления по защите своих проектов.  Воспитывать активную гражданскую позицию;  Содействовать   социальной   адаптации   обучающихся   в   современном обществе, проявлению лидерских качеств;  Воспитывать   ответственность,   трудолюбие,   целеустремленность   и организованность.    Основные   цели   развития   подростков   по   программе   заключаются   как   в достижении   определенного   уровня   образованности   в   вопросах   биологии,   генетики, экологии, так и в проведении разносторонней исследовательской работы,  практические работы, наблюдения, погружения, тренинги, тьюторство. 2 Актуальность:  Биологическое   образование   становится   насущной необходимостью каждого культурного человека. Это вызвано тем, что биология наряду с другими дисциплинами естественно – научного цикла стала в ранг точных научных дисциплин и раскрывает новые горизонты в развитии производительных сил общества, в сельскохозяйственном,   промышленном   производстве.   Генетика   совершила   настоящую революцию   в   познании   и   методах   изучения   основных   явлений   природы,   а   именно воспроизведения клетки, наследственности и изменчивости. Актуальность данной науки возрастает   в   связи   с   повышенным   интересом   обучающихся   к   процессам, закономерностям,   происходящим   в   наследственном   материале   живых   организмов. Огромную   важность   в   биологическом   образовании   личности   приобретают   вопросы, каким   образом   наследуются   признаки,   свойства.   Какие   структуры   генетического материала играют важную роль в образовании нового организма, как работают законы наследственности и многие другие. Программа посвящена изучению: основ общей и прикладной биологии и генетики; основных понятий научно­исследовательской работы; содержанию исследования и проектирования; структуре познавательной деятельности в проектировании; технологии выполнения самостоятельного исследовательского проекта; технологии оформления самостоятельного исследовательского проекта. Программа способствует: Формированию   интереса   к   учебно­исследовательской   деятельности,   как        необходимой составляющей обучения и первоначальных умений  и навыков проведения исследований.  работу.  Реализации механизма включения учащихся в опытно­экспериментальную Обеспечению   широкой   возможности   для   «трансляции»   личностных, творческих качеств.   Формированию   нового   способа   действий,   с   усвоенным   старым индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения.   Формированию   широкой   картины   мира   на   основе   ценностей   науки, литературы, искусства, непосредственного познания действительности и себя. Ученик должен знать: 3         строении генетических молекул закономерности наследования признаков и принципах наследственности изменчивости, ее принципах и методах изучения молекулярных основах наследственности и изменчивости основные методы изучения генетики человека типы наследования признаков у человека влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека. виды   размножения,   цитологические   основы,   характеризующие   данные процессы        закономерности наследования признаков и принципы наследственности классификацию изменчивости, ее виды строение молекулы днк, генов, генетического кода генетические основы эволюции методы изучения генетики человека и ее проблемы содержание исследования и проектирования; основные этапы работы над проектом в зависимости от исследовательской деятельности;    общую   схему   хода   научного   исследования   (цели,   задачи,   выдвигать гипотезы, идеи, определять объект и предмет исследования, выбор методики); основные методы проектной деятельности; основы природоохранной деятельности. Ученик должен уметь:  составлять и анализировать родословную;           кариотипировать метафазные пластинки хромосом человека; проводить элементарный дактилоскопический анализ; определять возможный генотип человека по фенотипу и наоборот; выделять молекулу днк из живых тканей организмов; определять соотношение полов и проблемы его регуляции; определять действие генов, различать генотип, фенотип; решать генетические задачи на наследование признаков; разбираться в генетических основах селекции; определять генетические аспекты эволюции; владеть   понятийным   аппаратом   деятельности   в   проекте   (общее представление); 4  применять   знания   технологии   выполнения   самостоятельного исследовательского проекта; определить   общую   схему   хода   научного   исследования:   ставить   цели, задачи,   анализировать   проблему,   вычленять  ее   суть,   переформулировать   проблему   в задачу   собственной   деятельности,   спланировать   шаги   по   решению   этой   задачи, выдвигать   гипотезы,   идеи,   определять   объект   и   предмет   исследования,   выбрать методику,   осуществлять   необходимые   шаги,   оценить   полученный   результат   с   точки   зрения поставленной цели; иллюстрировать   применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования. Данная   программа     позволяет   реализовать   следующие   принципы обучения:  дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в исследовательской деятельности; реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);  воспитательные   (трудолюбие,   целеустремленность,   развитие   чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);  межпредметные,  показывающие   единство   природы,   что   позволит расширить мировоззрение учащихся. В ходе реализации программы осуществляются: ­     индивидуальный   подход   (он   же   включает   принцип   природосообразности обучения и воспитания), ­   развитие   личности   (учитывается   структура   качеств   личности:   уровень   уровень темперамента,   особенности   психических   процессов,   уровень   опыта,   воспитанности, характер, способности,     потребности), ­   гуманизма   (признание       ученика   полноценной   человеческой   личностью, которая обладает как и взрослый человек качествами самобытности, уникальности), ­ демократизация     педагогических     отношений     (является     основой     для формирования демократической личности).          Для успешной реализации программы созданы необходимые материально­ техническая, методическая базы. 5 Программа   предполагает   развитие   у   учащихся:  практических   навыков работы   с   биологическими   организмами,  интеллекта,   проектно­теоретического мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны   навыков   самоконтроля, мышления, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.   навыков   самоанализа,   самореализации,       Для   самостоятельной   теоретической   подготовки   учащимся   предлагается ориентировочный перечень литературы. Тематический план № п/п 1 2 3 4 5 Наименование темы Введение в генетику. Генетика  как наука. Методы  исследования в генетике.  Человек как объект  генетических исследований.  Законы Менделя.  Взаимодействие генов.  Закономерности  наследственности и  изменчивости человека Методы изучения генетики  человека. Определение типа  наследования признака с  помощью анализа родословной Молекулярные основы наследственности.   Генетическая   роль   ДНК   И РНК. как   Хромосомы   носители   информации. наследственной   Хромосомная теория наследственности.  Подведение итогов. ИТОГО Всего час. 2 Количество часов Теория Практика час. 2 час. ­ ­ 1 3 ­ 6 2 2 4 2 12 6 2 1 1 2 6 Рекомендуемая литература для ПДО: 1. Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. –  Смоленск: Русич, 1999. –с.81­118 2. Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П.  Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т.  М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета,  1988. ­183с 3. Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.:  Наука, 1967. – 196с. 4. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10­11 классов  общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. –  М.: Дрофа, 2004.­с.260­336 5. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в  общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений  [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.­М.: Дрофа, 2007.­с.100­126. 6. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами  селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.­М.:  Просвещение, 1979.­304с 7. Общая биология: Учебник для 10­11 классов общеобразовательных  учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К.  Беляева Г. М. Дымшица.­ М.: Просвещение, 2003.­ с. 97­139 8. Общая биология: Учебник для 10­11 классов с углубленным изучением  биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О.  Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147­234 Рекомендуемая литература для учащихся: 1. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10­11 классов  общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. –  М.: Дрофа, 2004.­с.260­336 7 2. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в  общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений  [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.­М.: Дрофа, 2007.­с.100­126. 3. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами  селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.­М.:  Просвещение, 1979.­304с 4. Общая биология: Учебник для 10­11 классов общеобразовательных  учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К.  Беляева Г. М. Дымшица.­ М.: Просвещение, 2003.­ с. 97­139 5. Общая биология: Учебник для 10­11 классов с углубленным изучением  биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О.  Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147­234 8

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"

Программа профильного отряда "Основа генетики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019