Программа разработана для реализации профильного отряда на каникулярной школе. Работа по программе составляет 12 часов и представляет собой краткое знакомство с основами такого раздела биологии, как генетика. В теоретических занятиях рассматриваются вопросы, связанные с изучением основ наследственности и изменчивости живых организмов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
ПРОГРАММА
Профильного отряда
«Основы генетики»
возраст 1216 лет
Срок реализации 12 часов
Составитель: Коршунова Екатерина Олеговна,
ПДО, МБОУ ДО Кванториум.
КомсомольскнаАмуре, 2019Пояснительная записка
Цель программы: состоит в том, чтобы дать представление о значении
генетики в современном мире, и ее будущем. В теоретических занятиях
рассматриваются вопросы, связанные с изучением основ наследственности и
изменчивости живых организмов
Для осуществления поставленной цели решаются образовательные,
воспитательные и развивающие задачи:
Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в
генетике, научиться грамотно их применять.
Расширить представления учащихся о практических методах генетики
человека
Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться
бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих
Создании условий для формирования и развития у учащихся
интеллектуальных и практических умений в области генетики
Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.
Привлечение и обучение методам и приемам научноисследовательской
работы.
Формировать здоровьесберегающие и природоохранные компетенции.
Сформировать и развивать положительную мотивацию в учебной и
предпрофессиональной деятельности.
Сформировать представление о современных достижениях и перспективах
в области изучения генома человека и их практической значимости
Развивать коммуникативные навыки – через участие в мероприятиях и
через выступления по защите своих проектов.
Воспитывать активную гражданскую позицию;
Содействовать социальной адаптации обучающихся в современном
обществе, проявлению лидерских качеств;
Воспитывать ответственность, трудолюбие, целеустремленность и
организованность.
Основные цели развития подростков по программе заключаются как в
достижении определенного уровня образованности в вопросах биологии, генетики,
экологии, так и в проведении разносторонней исследовательской работы, практические
работы, наблюдения, погружения, тренинги, тьюторство.
2Актуальность:
Биологическое образование становится насущной
необходимостью каждого культурного человека. Это вызвано тем, что биология наряду
с другими дисциплинами естественно – научного цикла стала в ранг точных научных
дисциплин и раскрывает новые горизонты в развитии производительных сил общества, в
сельскохозяйственном, промышленном производстве. Генетика совершила настоящую
революцию в познании и методах изучения основных явлений природы, а именно
воспроизведения клетки, наследственности и изменчивости. Актуальность данной науки
возрастает в связи с повышенным интересом обучающихся к процессам,
закономерностям, происходящим в наследственном материале живых организмов.
Огромную важность в биологическом образовании личности приобретают вопросы,
каким образом наследуются признаки, свойства. Какие структуры генетического
материала играют важную роль в образовании нового организма, как работают законы
наследственности и многие другие.
Программа посвящена изучению:
основ общей и прикладной биологии и генетики;
основных понятий научноисследовательской работы;
содержанию исследования и проектирования;
структуре познавательной деятельности в проектировании;
технологии выполнения самостоятельного исследовательского проекта;
технологии оформления самостоятельного исследовательского проекта.
Программа способствует:
Формированию интереса к учебноисследовательской деятельности, как
необходимой составляющей обучения и первоначальных умений и навыков проведения
исследований.
работу.
Реализации механизма включения учащихся в опытноэкспериментальную
Обеспечению широкой возможности для «трансляции» личностных,
творческих качеств.
Формированию нового способа действий, с усвоенным старым
индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения.
Формированию широкой картины мира на основе ценностей науки,
литературы, искусства, непосредственного познания действительности и себя.
Ученик должен знать:
3
строении генетических молекул
закономерности наследования признаков и принципах наследственности
изменчивости, ее принципах и методах изучения
молекулярных основах наследственности и изменчивости
основные методы изучения генетики человека
типы наследования признаков у человека
влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека.
виды размножения, цитологические основы, характеризующие данные
процессы
закономерности наследования признаков и принципы наследственности
классификацию изменчивости, ее виды
строение молекулы днк, генов, генетического кода
генетические основы эволюции
методы изучения генетики человека и ее проблемы
содержание исследования и проектирования;
основные этапы работы над проектом в зависимости от исследовательской
деятельности;
общую схему хода научного исследования (цели, задачи, выдвигать
гипотезы, идеи, определять объект и предмет исследования, выбор методики);
основные методы проектной деятельности;
основы природоохранной деятельности.
Ученик должен уметь:
составлять и анализировать родословную;
кариотипировать метафазные пластинки хромосом человека;
проводить элементарный дактилоскопический анализ;
определять возможный генотип человека по фенотипу и наоборот;
выделять молекулу днк из живых тканей организмов;
определять соотношение полов и проблемы его регуляции;
определять действие генов, различать генотип, фенотип;
решать генетические задачи на наследование признаков;
разбираться в генетических основах селекции;
определять генетические аспекты эволюции;
владеть понятийным аппаратом деятельности в проекте (общее
представление);
4
применять
знания технологии выполнения самостоятельного
исследовательского проекта;
определить общую схему хода научного исследования: ставить цели,
задачи, анализировать проблему, вычленять ее суть, переформулировать проблему в
задачу собственной деятельности, спланировать шаги по решению этой задачи,
выдвигать гипотезы, идеи, определять объект и предмет исследования, выбрать
методику, осуществлять необходимые шаги, оценить полученный результат с точки
зрения поставленной цели;
иллюстрировать применения современных информационных технологий,
обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам
информации по теме исследования.
Данная программа
позволяет реализовать следующие принципы
обучения:
дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
достижение прочности знаний и умений в исследовательской деятельности; реализация
интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);
воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства
ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);
межпредметные, показывающие единство природы, что позволит
расширить мировоззрение учащихся.
В ходе реализации программы осуществляются:
индивидуальный подход (он же включает принцип природосообразности
обучения и воспитания),
развитие личности (учитывается структура качеств личности: уровень
уровень
темперамента, особенности психических процессов, уровень опыта,
воспитанности, характер, способности, потребности),
гуманизма (признание ученика полноценной человеческой личностью,
которая обладает как и взрослый человек качествами самобытности, уникальности),
демократизация педагогических отношений (является основой для
формирования демократической личности).
Для успешной реализации программы созданы необходимые материально
техническая, методическая базы.
5Программа предполагает развитие у учащихся: практических навыков
работы с биологическими организмами, интеллекта, проектнотеоретического
мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны
навыков самоконтроля,
мышления,
познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.
навыков самоанализа,
самореализации,
Для самостоятельной теоретической подготовки учащимся предлагается
ориентировочный перечень литературы.
Тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование темы
Введение в генетику. Генетика
как наука. Методы
исследования в генетике.
Человек как объект
генетических исследований.
Законы Менделя.
Взаимодействие генов.
Закономерности
наследственности и
изменчивости человека
Методы изучения генетики
человека. Определение типа
наследования признака с
помощью анализа родословной
Молекулярные
основы
наследственности.
Генетическая роль ДНК И
РНК.
как
Хромосомы
носители
информации.
наследственной
Хромосомная
теория наследственности.
Подведение итогов.
ИТОГО
Всего
час.
2
Количество часов
Теория
Практика
час.
2
час.
1
3
6
2
2
4
2
12
6
2
1
1
2
6Рекомендуемая литература для ПДО:
1.
Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. –
Смоленск: Русич, 1999. –с.81118
2.
Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П.
Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т.
М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета,
1988. 183с
3.
Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.:
Наука, 1967. – 196с.
4.
Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 1011 классов
общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. –
М.: Дрофа, 2004.с.260336
5.
Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в
общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений
[Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.М.: Дрофа, 2007.с.100126.
6.
Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами
селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим
специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.М.:
Просвещение, 1979.304с
7.
Общая биология: Учебник для 1011 классов общеобразовательных
учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К.
Беляева Г. М. Дымшица. М.: Просвещение, 2003. с. 97139
8.
Общая биология: Учебник для 1011 классов с углубленным изучением
биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О.
Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147234
Рекомендуемая литература для учащихся:
1.
Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 1011 классов
общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. –
М.: Дрофа, 2004.с.260336
72.
Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в
общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений
[Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.М.: Дрофа, 2007.с.100126.
3.
Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами
селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим
специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.М.:
Просвещение, 1979.304с
4.
Общая биология: Учебник для 1011 классов общеобразовательных
учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К.
Беляева Г. М. Дымшица. М.: Просвещение, 2003. с. 97139
5.
Общая биология: Учебник для 1011 классов с углубленным изучением
биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О.
Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147234
8