Программа профильного отряда "Основа генетики"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа разработана для реализации профильного отряда на каникулярной школе. Работа по программе составляет 12 часов и представляет собой краткое знакомство с основами такого раздела биологии, как генетика. В теоретических занятиях рассматриваются вопросы, связанные с изучением основ наследственности и изменчивости живых организмов.
Иконка файла материала Программа Основа генетики.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»   ПРОГРАММА Профильного отряда «Основы генетики» возраст 12­16 лет Срок реализации  12 часов                                           Составитель:  Коршунова Екатерина Олеговна,                                                                  ПДО, МБОУ ДО Кванториум.                         Комсомольск­на­Амуре, 2019Пояснительная записка Цель   программы:  состоит   в   том,   чтобы   дать   представление   о   значении генетики   в   современном   мире,   и   ее   будущем.   В   теоретических   занятиях рассматриваются   вопросы,   связанные   с   изучением     основ     наследственности     и изменчивости  живых организмов Для   осуществления   поставленной   цели   решаются   образовательные, воспитательные и развивающие задачи:   Овладеть     основными     терминами     и     понятиями,   используемыми     в генетике, научиться грамотно их применять.  Расширить   представления   учащихся   о   практических   методах   генетики человека  Учащиеся     должны     осознать     свою     индивидуальность,     научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих  Создании   условий   для   формирования   и   развития   у   учащихся интеллектуальных и практических умений в области генетики Ознакомить с наследственными заболеваниями человека  и их причинами.  Привлечение и обучение  методам и  приемам  научно­исследовательской работы.    Формировать здоровьесберегающие и природоохранные компетенции.  Сформировать   и   развивать   положительную   мотивацию   в   учебной   и предпрофессиональной деятельности.  Сформировать представление о современных достижениях и перспективах в области изучения генома человека и их практической значимости  Развивать   коммуникативные   навыки   –   через   участие   в   мероприятиях   и          через выступления по защите своих проектов.  Воспитывать активную гражданскую позицию;  Содействовать   социальной   адаптации   обучающихся   в   современном обществе, проявлению лидерских качеств;  Воспитывать   ответственность,   трудолюбие,   целеустремленность   и организованность.    Основные   цели   развития   подростков   по   программе   заключаются   как   в достижении   определенного   уровня   образованности   в   вопросах   биологии,   генетики, экологии, так и в проведении разносторонней исследовательской работы,  практические работы, наблюдения, погружения, тренинги, тьюторство. 2Актуальность:  Биологическое   образование   становится   насущной необходимостью каждого культурного человека. Это вызвано тем, что биология наряду с другими дисциплинами естественно – научного цикла стала в ранг точных научных дисциплин и раскрывает новые горизонты в развитии производительных сил общества, в сельскохозяйственном,   промышленном   производстве.   Генетика   совершила   настоящую революцию   в   познании   и   методах   изучения   основных   явлений   природы,   а   именно воспроизведения клетки, наследственности и изменчивости. Актуальность данной науки возрастает   в   связи   с   повышенным   интересом   обучающихся   к   процессам, закономерностям,   происходящим   в   наследственном   материале   живых   организмов. Огромную   важность   в   биологическом   образовании   личности   приобретают   вопросы, каким   образом   наследуются   признаки,   свойства.   Какие   структуры   генетического материала играют важную роль в образовании нового организма, как работают законы наследственности и многие другие. Программа посвящена изучению: основ общей и прикладной биологии и генетики; основных понятий научно­исследовательской работы; содержанию исследования и проектирования; структуре познавательной деятельности в проектировании; технологии выполнения самостоятельного исследовательского проекта; технологии оформления самостоятельного исследовательского проекта. Программа способствует: Формированию   интереса   к   учебно­исследовательской   деятельности,   как        необходимой составляющей обучения и первоначальных умений  и навыков проведения исследований.  работу.  Реализации механизма включения учащихся в опытно­экспериментальную Обеспечению   широкой   возможности   для   «трансляции»   личностных, творческих качеств.   Формированию   нового   способа   действий,   с   усвоенным   старым индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения.   Формированию   широкой   картины   мира   на   основе   ценностей   науки, литературы, искусства, непосредственного познания действительности и себя. Ученик должен знать: 3        строении генетических молекул закономерности наследования признаков и принципах наследственности изменчивости, ее принципах и методах изучения молекулярных основах наследственности и изменчивости основные методы изучения генетики человека типы наследования признаков у человека влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека. виды   размножения,   цитологические   основы,   характеризующие   данные процессы        закономерности наследования признаков и принципы наследственности классификацию изменчивости, ее виды строение молекулы днк, генов, генетического кода генетические основы эволюции методы изучения генетики человека и ее проблемы содержание исследования и проектирования; основные этапы работы над проектом в зависимости от исследовательской деятельности;    общую   схему   хода   научного   исследования   (цели,   задачи,   выдвигать гипотезы, идеи, определять объект и предмет исследования, выбор методики); основные методы проектной деятельности; основы природоохранной деятельности. Ученик должен уметь:  составлять и анализировать родословную;           кариотипировать метафазные пластинки хромосом человека; проводить элементарный дактилоскопический анализ; определять возможный генотип человека по фенотипу и наоборот; выделять молекулу днк из живых тканей организмов; определять соотношение полов и проблемы его регуляции; определять действие генов, различать генотип, фенотип; решать генетические задачи на наследование признаков; разбираться в генетических основах селекции; определять генетические аспекты эволюции; владеть   понятийным   аппаратом   деятельности   в   проекте   (общее представление); 4 применять   знания   технологии   выполнения   самостоятельного исследовательского проекта; определить   общую   схему   хода   научного   исследования:   ставить   цели, задачи,   анализировать   проблему,   вычленять  ее   суть,   переформулировать   проблему   в задачу   собственной   деятельности,   спланировать   шаги   по   решению   этой   задачи, выдвигать   гипотезы,   идеи,   определять   объект   и   предмет   исследования,   выбрать методику,   осуществлять   необходимые   шаги,   оценить   полученный   результат   с   точки   зрения поставленной цели; иллюстрировать   применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования. Данная   программа     позволяет   реализовать   следующие   принципы обучения:  дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в исследовательской деятельности; реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);  воспитательные   (трудолюбие,   целеустремленность,   развитие   чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);  межпредметные,  показывающие   единство   природы,   что   позволит расширить мировоззрение учащихся. В ходе реализации программы осуществляются: ­     индивидуальный   подход   (он   же   включает   принцип   природосообразности обучения и воспитания), ­   развитие   личности   (учитывается   структура   качеств   личности:   уровень   уровень темперамента,   особенности   психических   процессов,   уровень   опыта,   воспитанности, характер, способности,     потребности), ­   гуманизма   (признание       ученика   полноценной   человеческой   личностью, которая обладает как и взрослый человек качествами самобытности, уникальности), ­ демократизация     педагогических     отношений     (является     основой     для формирования демократической личности).          Для успешной реализации программы созданы необходимые материально­ техническая, методическая базы. 5Программа   предполагает   развитие   у   учащихся:  практических   навыков работы   с   биологическими   организмами,  интеллекта,   проектно­теоретического мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны   навыков   самоконтроля, мышления, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.   навыков   самоанализа,   самореализации,       Для   самостоятельной   теоретической   подготовки   учащимся   предлагается ориентировочный перечень литературы. Тематический план № п/п 1 2 3 4 5 Наименование темы Введение в генетику. Генетика  как наука. Методы  исследования в генетике.  Человек как объект  генетических исследований.  Законы Менделя.  Взаимодействие генов.  Закономерности  наследственности и  изменчивости человека Методы изучения генетики  человека. Определение типа  наследования признака с  помощью анализа родословной Молекулярные основы наследственности.   Генетическая   роль   ДНК   И РНК. как   Хромосомы   носители   информации. наследственной   Хромосомная теория наследственности.  Подведение итогов. ИТОГО Всего час. 2 Количество часов Теория Практика час. 2 час. ­ ­ 1 3 ­ 6 2 2 4 2 12 6 2 1 1 2 6Рекомендуемая литература для ПДО: 1. Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. –  Смоленск: Русич, 1999. –с.81­118 2. Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П.  Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т.  М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета,  1988. ­183с 3. Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.:  Наука, 1967. – 196с. 4. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10­11 классов  общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. –  М.: Дрофа, 2004.­с.260­336 5. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в  общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений  [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.­М.: Дрофа, 2007.­с.100­126. 6. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами  селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.­М.:  Просвещение, 1979.­304с 7. Общая биология: Учебник для 10­11 классов общеобразовательных  учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К.  Беляева Г. М. Дымшица.­ М.: Просвещение, 2003.­ с. 97­139 8. Общая биология: Учебник для 10­11 классов с углубленным изучением  биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О.  Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147­234 Рекомендуемая литература для учащихся: 1. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10­11 классов  общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. –  М.: Дрофа, 2004.­с.260­336 72. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в  общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений  [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.­М.: Дрофа, 2007.­с.100­126. 3. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами  селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.­М.:  Просвещение, 1979.­304с 4. Общая биология: Учебник для 10­11 классов общеобразовательных  учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К.  Беляева Г. М. Дымшица.­ М.: Просвещение, 2003.­ с. 97­139 5. Общая биология: Учебник для 10­11 классов с углубленным изучением  биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О.  Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147­234 8