Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"
Оценка 4.9

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—11 кл
19.01.2017
Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"
Раннее профессиональное определение -веление времени. Предпрофильная подготовка, элективы, профильное обучение в старшей школе -это хорошо, но каждая школа должна иметь свою профориентационную программу, отражающую нужды региона, рассказывающую в том числе и о профессиях, необходимых для конкретного района, предприятия,города, села, вблизи или на территории которого расположена школа.Программа профориентационной работы школы.
Великий сын России.doc
Заседание Клуба любителей поэзии Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ С.Рощинский Стерлитамакского района РБ Каримовой Рамзии Зайнетдиновны Каримова Рамзия Зайнетдиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБ, заместитель директора по УВР, Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса ПНПО «Лучшие учителя России­2008», Заслуженный учитель РБ. Заседание Клуба любителей поэзии, посвященное 300-летию М.Ломоносова. Методический замысел мероприятия и обоснование его темы. М.В.Ломоносов – первый русский ученый­естествоиспытатель, великий  учёный­патриот, литератор, историк, художник. Всю жизнь он неустанно  боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки.  Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность  сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и  оставили глубокий след в истории русской культуры.  Разнообразно и щедро одаренный от природы, обладая не только  творческим гением, но также обширным, трезвым и светлым умом, горячо  преданный родине и потребностям ее культурного преуспеяния, Ломоносов,  как никто из его предшественников и современников, сумел правильно  определить соотношение тех элементов, из которых исторически  складывалась русская письменная речь, и угадать насущные, живые нужды ее  развития. Главную долю своих поистине неиссякаемых духовных сил  Ломоносов постоянно уделял занятиям в области физики и химии. Но,  глубоко погруженный в эти свои специальные занятия, Ломоносов все же  умел находить и время, и вдохновение, как для поэзии, так и для собственно  филологических работ, попеременно посвящая себя то риторике и поэтике, то вопросам стихосложения, то стилистике и грамматике.  Методический замысел мероприятия заключается в том, чтоб показать  энциклопедизм М. В. Ломоносова и вызвать живой интерес к грандиозному   размаху деятельности великого русского энциклопедиста  у его потомков,  желание  внимательно, усердно и точно изучать оставленное им культурное  наследие.  А сам учёный, словно подтверждая цельность своей натуры и понимание глубины взаимосвязи всех направлений и областей знания, весьма лаконично  излагает свои мысли на этот счёт: «Нет сомнения, что науки наукам много  весьма взаимно способствуют, как и физика химии, физике математика,  нравоучительная наука и история стихотворству». Группа учащихся делится на  две команды, и  занятие проходит в форме игры. В конце победители и  проигравшая команды награждаются медалями,  на одной стороне которых – изображение Ломоносова с логотипом «300 лет»,  с другой – надпись: «Врата моей учености». Тип мероприятия: ­ обобщение и систематизация  знаний, осмысление и понимание  ценностных установок. Форма мероприятия: ­ заседание клуба любителей поэзии в игровой форме. Цель мероприятия:  1.Формирование устойчивых нравственных и морально – этических норм:  настойчивости, усердия, последовательности в достижении целей,  порядочности и умении любить свою страну. 2.Воспитание уважительного отношения к  личности великого ученого,  патриота России, проектирование   собственной жизни  с Ломоносова  на  адаптивной основе.  3. Пропаганда науки, творческого наследия великого ученого­энциклопедиста М.В.Ломоносова. 4. Воспитание любви  к Родине, к истории страны, к его лучшим  представителям. 5.Формирование бережного отношения к языку,  языкового чутья. Форма организации учебной деятельности: ­ индивидуальная; ­групповая. Методы обучения: ­ описания (словесный); ­продуктивно­творческий ( выполнение практических заданий); ­ проблемно­поисковый. Технология обучения: ­информационно­коммуникационная. Оформление:    ­компьютерная презентация о Ломоносове, его деятельности,  ­выставка книг ученого­поэта; ­ экспозиция рисунков детей,  иллюстраций художников  к  произведениям писателя; ­высказывания великих о Ломоносове. Эпиграф: «Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым  нашим университетом » (А.Пушкин). Опережающее задание: ­ перечитать  биографию Ломоносова,  ­ ознакомиться  с его трудами в области языка, с его стихами; Литературный салон «Великий сын России» Ход мероприятия 1. Слово учителя. Добрый день, ребята! Мы с вами собрались в клубе  любителей поэзии по знаменательному поводу, а по какому – вы должны будете догадаться сами. А  все началось в  блистательном 18 веке, удивительном  во всех отношениях. Жизнь огромной страны была  выведена из состояния спокойствия Перовскими реформами. Все  развивалось, изменялось стремительно. Россия вошла в Европу.  Формировалась русская нация.  Громадная работа мысли и чувства   великих сынов Отчизны воплотилась в произведениях литературы и  искусства, науки, создала национальную культуру, яркую, самобытную,  сложную, противоречивую и своеобразную. Сегодня речь об одном из  них. Имя его вы узнаете, решив кроссворд. Оно будет высвечено по   вертикали. Задание №1. Кроссворд «Блистательный 18 век». 9 1 2 3 4 8 5 6 7 По горизонтали: 1.Древнеримский поэт, автор оды «К Мельпомене», переложение которой осуществили М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин. 2.. Литературное направление, в рамках которого создана повесть «Бедная Лиза» Н.Карамзина. 3.Поэт, драматург, «отец русского театра». 4.Российский поэт, занимавший должность губернатора в двух российских губерниях. 5.Великий русский баснописец. 6. Ведущее направление в русской и зарубежной культуре 18 века, несущее идеи Просвещения. 7.Комедия Фонвизина. 8. Писатель. «Бунтовщик, хуже Пугачёва»,- был вердикт о нем Екатерины II. По вертикали: 9.Великий учёный-энциклопедист, о котором А.С.Пушкин сказал; «Он сам был первый наш университет». 2.Учитель. О ком же пойдёт речь сегодня? Конечно же, о Ломоносове!  В  2011 году исполняется 300 лет со дня его рождения, и весь культурный мир   готовится встретить это знаменательное событие.    Сегодня известно о четырех прижизненных портретах «архангельского  мужика» и более десятка, выполненных во второй половине XVIII века.  Самые известные из них – перед вами ­  живописный портрет работы Г. Г.  Преннера, гравюры Э. Фессара и Х. Вортмана,  Преннером был создан  ставший каноническим образ Ломоносова ­могучие плечи, свободная поза,  поворот головы, шитый золотом кафтан, аксессуары, ­ который в  последующее время повторялся и тиражировался в работах других мастеров  почти без изменений.  В раскрытое окно ­ дали любимой России, на столе – глобус, бумаги с работами ученого, на руках­ перо, все это становится  созвучным образу русского титана и подчёркивало  его значение для истории  именно как великого ученого­энциклопедиста. Загадки Михайлы Васильевича остаются без отгадок. Примеряя по себе, мы  хотим увидеть за ними банальную протекцию, чью­то "волосатую руку". Но  гении на то и гении, что в их судьбу вмешиваются силы, не подвластные  нашему уму. И словно специально для размышлений потомков оставляют в их  биографиях широкие поля. Какой же он был, Михайло Васильевич  Ломоносов? Рубрика  «Это интересно» вас будет знакомить с интересными,  порой даже  забавными историями из его жизни. Это интересно. Вот небольшая часть «свидетельства» современника и друга Якоба Штелина о М. В. Ломоносове. Характеристика: Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду. Бурный — образ жизни простонародный. Умственные качества: жадный к знанию, исследователь, стремящийся к открытию нового. Вот эпизод с грабителями в другом изложении. в прекрасный осенний вечер пошёл он один-одинёшенек гулять к морю по Большому проспекту Васильевского острова. На возвратном пути, когда стало уже смеркаться, и он проходил лесом по прорубленному проспекту, выскочили вдруг из кустов три матроса и напали на него. Ни души не было видно кругом. Он с величайшею храбростию оборонялся от этих трёх разбойников: так ударил одного из них, что он Однажды не мог не только встать, но даже долго не мог опомниться; другого так ударил в лицо, что тот весь в крови изо всех сил побежал в кусты; а третьего ему уже не трудно было одолеть; он повалил его (между тем, как первый очнувшись, убежал в лес), и держа под ногами, грозил, что тотчас же убьёт, если не откроет он ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать. Этот сознался, что они хотели только его ограбить, а потом отпустить. «А, каналья, вскричал Ломоносов, так я же тебя ограблю!» И вор должен был тотчас снять свою куртку, холстинный камзол и штаны, и связать всё это в узел своим собственным поясом. Тут Ломоносов ударил ещё полунагого матроса по ногам, так что тот упал и едва мог сдвинуться с места, а сам, положив на плеча узел, пошёл домой со своими трофеями, как с завоёванною добычею... Задание №2. . Викторина – конкурс знатоков «Великий сын России»   Жизнь М.В. Ломоносова была наполнена знаменательными событиями,  знакомствами, открытиями и свершениями. Давайте вспомним хотя бы  некоторые из них. 1. Первая профессия Михайлы. ( С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях). 2. Как называли рыбацкое судно отца Василия Дорофеевича?  («Чайка»). 3. Кто был первым учителем Ломоносова?  (Дьячок местной церкви Иван Шубин). 4. Что Ломоносов называл «вратами своей учености»?  ((Псалтырь С. Полоцкого, «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого.  12 летний мальчик их читал с таким усердием, что выучил наизусть. 5.Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх  классов за один год? (Славяно­греко­латинская академия.) 6. С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.) 7.Ломоносов писал: «Карл пятый, Римский Император, говаривал, что  Ишпанским языком с Богом, Францусским с друзьями, Немецким с  неприятельми, говорить прилично» (Ломоносов 1898, 9).  А итальянским языком с кем,по мнению ученого, надлежало бы говорить? («Италиянским с женским полом»). 8.. Какие открытия совершены Ломоносовым в разных областях наук? Область науки  Химия Физика     Астрономия  География История Что совершил Ломоносов Организовал первую в России  химическую лабораторию Развивал атомно­молекулярные  представления о строении вещества  Создал ряд оптических приборов Открыл атмосферу на Венере Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих  полезных ископаемых и минералов Опубликовал руководство по  металлургии.  Подчеркивал важность исследования  Северного морского пути и освоения  Сибири. Автор трудов по русской истории По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).  9. Какие науки преподавал Ломоносов в университете?  (Химию, физику, физическую географию, натуралистическую  минералогическую историю). 10. Почетным членом каких академий считался Ломоносов? (Стокгольмской и Болонской академий наук). Учитель. Молодцы! Хорошо знаете биографию нашего юбиляра. Для многих  из нас, обывателей,  он остается примером того, как при желании чего­то добиться  и стремлении к цели, можно достичь всего. Всё в наших  руках. А. С. Пушкин так характеризует нашего юбиляра: «Соединяя  необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов  обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог,  художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в  историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит  художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам  истинные источники нашего поэтического языка». Сейчас обратимся к поэтическому наследию Ломоносова.  Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество  развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он  писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и  сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была  ода. В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами или  отмечает различные торжественные даты. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и  слава – это основная тема од Ломоносова. Ломоносов воспевает  талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский  флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна  рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и  понятности языка были для своего времени явлением исключительным.  Впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно  художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания. Задание № 3. Определим, кому посвящены  оды учёного. I.Командам даются карточки с записью отрывков из произведений   Ломоносова. Они вслух читают  данные поэтические строки и отвечают,  какому историческому деятелю они посвящены. Для подсказки на доске  размещены портреты  российских самодержцев: Петра I, Елизаветы  Петровны,   Анны Иоанновны. 1….грозный взор Отраду дать просящим скор; По страшной туче воссияет, К себе повинность вашу зря. К своим любовию горя Вам казнь и милость обещает. (« Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и  на взятие Хотина 1739 года» ­ императрице Анне 2.Пою премудрого российского Героя, Иоанновне) Что, грады новые, полки и флоты строя, От самых нежных лет со злобой вёл войну, Сквозь страхи проходя, вознёс свою страну, ……………………………………………… Среди военных бурь науки нам открыл И мир делами весь и завить удивил. ( Поэма  «Пётр Великий» – Петру I) 3.Все холмы покрывают лики, В долинах раздаются клики: «Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь». ( «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества  императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»­ Императрице Елизавете  Петровне). II. О чём речь? 1. Каково полное название стихотворения М.Ломоносова  «Вечернее  размышление о Божием величии при случае…»  А)   великого северного сияния; Б) неожиданного солнечного затмения; В) сильного рентгеновского излучения. 2. Что явилось предметом изображения в стихотворении Ломоносова к его  высокородию Ивану Ивановичу Шувалову? А)   стекло; Б) оптические приборы; В) минералы. 3, Внезапно постучался У двери ………., Приятной перервался  В начале самом сон. А) сосед мой; Б) Купидон; В) Филимон. 4. Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может ………… Российская земля рождать. ( Собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов) 4. Какими словами Ломоносов образно сказал о науке? (“Науки юношей питают, Отраду старшим подают, В счастливой жизни украшают В несчастный случай берегут”) ). Это интересно. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей. Согласно легенде, в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.  Учитель. Ломоносовым  написана книга «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой он разработал понятия о частях речи,  правописание и произношение того или иного слова. Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как  иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми  церковнославянскими словами и выражениями. Он поставил своей задачей  очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания  того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке. Он  излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг  церковных в российском языке» (1757). Эта реформа в области языка позволила освободить  литературный язык от  малопонятных старославянских, церковнославянских слов. Прошло уже 3  века, и многие слова и выражения поэта для нас тоже  стали малопонятными. Задание № 4.  «Переводчики».  А) Вам надлежит из предложенных текстов выписать  устаревшие слова и  перевести их на современный язык. 1.Но если бы его душевны красоты Изобразить могло притом раченье наше, То был бы образ сей всего на свете краше. («Надпись 2.  К той же») 2.Елисавета здесь воздвигла зрак Петров К утехе россов всех, но кто он был таков,  Гласит сей град и флот, художества и войски, Гражданские труды и подвиги геройски. («Ода на день восшествия..») 3.Вещает ложь язык врагов, Десница их сильна враждою, Уста обильны суетою; Скрывают в сердце злобный ков. («Переложение псалма») 4. Творец! Покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред тобою Всегда творити научи, И, на твою взирая тварь, Хвалить тебя, бессмертный царь. («Утреннее размышление о Божием величии») Б) “Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия,  неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики ”, ­писал  М.В.Ломоносов, выделяя важную роль этого предмета. Мы с вами тоже  займемся грамматикой. В предложенных отрывках найдите устаревшие  формы слов и «переведите» их  на современный язык. 1.Твоей ли хитростью взлетает Орёл, на высоту паря, По ветру крила простирает И смотрит в реки и моря?  От облак видит он высоких  В водах и пропастях глубоких, Что в пищу я ему послал. ( «Ода, выбранная из Иова»). 2.Лице  свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы чёрна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна  звёзд полна; Звездам числа нет, бездне дна. ( «Вечернее размышление о Божием величии»). Учитель. “С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и  пестуном; он был ее Петром Великим»,­ считал В.Белинский. Он осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо­тоническую  реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно  опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал  по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб,  первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений.   Мы в «Поэтическом салоне». Задание № 5.  А)  Для начала мы проверим, насколько вы сведущи в поэзии. Вам необходимо определить знакомое произведение по окончанию его фраз. 1.Везде, пустыне, наедине, труде. ( «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества  государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.» 2.Недаром, пожаром, отдана, боевые, еще какие, а  последнюю рифму я не  стану произносить, именно по ней дано стихотворению название. («Бородино» М.Ю.Лермонтова). 3.Лачужка, темна, старушка, окна. (А.Пушкин «Зимний вечер») (Н.Рубцов) 4. Заледенелой, полней, белом, полей...  Учитель. Рубрика «Это интересно»  М.В.Ломоносов имел очень непростой характер.  По воспоминаниям того же  Якоба Штелина: 1.Моральные качества: неотёсанный, с подчинёнными и домашними строг. Стремление к превосходству, пренебрежение к равным. 2. А это пишет А.С.Пушкин, сравнивая Державина с Ломоносовым. «Ломоносов был иного покроя. С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где все его трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть. Не многим известна стихотворная перепалка его с Дмитрием Сеченовым по случаю «Гимна бороде», не напечатанного ни в одном собрании его сочинений. Она может дать понятие о заносчивости поэта, как и о нетерпимости проповедника. Со всем тем Ломоносов был добродушен». 3.Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: "Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?" "Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает". Как видим, сам поэт любил острое, меткое слово. А вы как?   Б) конкурс называется «Каков привет, таков ответ». Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки  . из известных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже  поэтической строкой­ цитатой из другого произведения, чтоб получился  забавный сверхсмысл. Например: 1.Что же ты ,моя старушка, Приумолкла у окна? (А.Пушкин). ____________________ И скучно, и грустно, И некому руку подать… (М.Лермонтов). 2.Чего тебе надобно, старче? (А.Пушкин) _________________________  Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало…(А.Фет). Учитель.  Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на  русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748  года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой  литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной  словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными  руководствами по красноречию. Само определение риторики у него  традиционно: говорить и писать, то есть оную избранными речами представлять и  пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и  читателей о справедливости её удостоверить. В «Риторике» выделены три  традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем  Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще;  ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к  сочинению поэтических произведений. Первая попытка Ломоносова создать  учебник риторики — событие большого исторического значения. На основе  «Риторики» впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. В) следующее задание   «Двустишие» ­ сочинение поэтического  произведения. Вам будет предложена строчка из классического  стихотворения. Её необходимо творчески переломить во второй, уже своей  строчке. Например:  Не уходи, побудь со мною… Поможешь клеить мне обои. Однажды в студеную зимнюю пору (Н.Некрасов) Тепло отключили. И дали не скоро.  На выполнение – одна минута. ­ Восторг внезапный ум пленил (М.Ломоносов). ­Я пришел к тебе с приветом…(А.Фет). ­ Три девицы под окном…(А.Пушкин). ­ Я помню чудное мгновенье..(А.Пушкин). ­ Скажи­ка, дядя, ведь недаром…(М.Лермонтов). ­Умом Россию не понять…(Ф.Тютчев). ­ Вчерашний день в часу шестом..(Н.Некрасов). Учитель. Заключительный конкурс ­  «Буриме» Вы знаете, что буриме – это сочинение стихотворений на заданные  рифмы. Сегодня у нас разговор был о Ломоносове, поэтому пожелание :  связать свое произведение с этим именем. Чтенье- свет- ученье – поэт. Подведение итогов конкурса, награждение победителей медалями «Врата  моей учености»: золотой – 1 место, серебряной ­2 место. “Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, —  состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и  Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”. Ему недостаточно было выразиться в своих научных и художественных  созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых  сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно. И завершаем свое заседание его строчками, обращенными вам, как  напутствие, духовное завещание (читает подготовленный ученик): О вы, которых ожидает  Отечество от недр своих И видеть таковых желает,  Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны!  Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,  Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов  Российская земля рождать. Учитель. В этих строках патриотизм и просвещение неразделимы. Ломоносов мечтал о том времени, когда в России появятся специалисты во всех областях науки. И не просто мечтал, а работал ради этого. И мы должны сберечь это  наследие, сберечь и приумножать. Литература. 1.М.В.Ломоносов Избранное.­М.,  Детская литература, 1981. 2.М.Давыдова, И.Агапова Праздник в школе. Игры, турниры, сценарии: для  учащихся 6­11 классов.­ М., Рольф, 2000. 3. Н.Д.Ильина Предметная неделя литературы в школе.­ Ростов н/Д.: Феникс,  2005. 4. О.Н.Харитонова Интеллектуальные литературные игры для учащихся.=  Ростов н/Д: Феникс, 2005. 5. Литература. Приложение к газете Первое сентября 2003, 2005, 2006,  2007гг. 6. Ресурсы Интернет:  pereprava.org/index. wikipedia.org http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/lomonosov.html to­name.ru › biography/mihail­lomonosov.htm http://www.c­cafe.ru/days/bio/5/076.php litera.ru › stixiya…lomonosov/articles.html

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"

Программа профориентационной работы школы "Где родился, там и пригодился"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017