Я в мире профессий
Профилактическая
психолого-педагогическая программа
для учащихся 9 классов
МКОУ «Волчихинская СШ№1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы и ее обоснование
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость - актуализируются на фоне важнейшей для подростков проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением.
На сегодняшний момент требуют решения проблемы психологического содержания самоопределения и его психологических механизмов. При решении этих вопросов мы будем опираться на положения о том, что самоопределение неразрывно связано с ценностями (Петровский А.В., A.Jakobson-Widding, Е. Erikson, H.Pirinen., В. .Singer и др.); является высшим уровнем идентичности личности (М.Р.Гинзбург); самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и юношеского возрастов (Божович Л.И., Эриксон Э.,1966, Ниеми,1994.); потребность в самоопределении представляет собой потребность в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни (Божович Л.И., Е.Erikson, Н.Niem и др.); одной из основных характеристик самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте является устремленность в будущее (Божович Л.И., E.Erikson, Th.Luckmann, P.Weinreich и др.); самоопределение связано с выбором профессии (Божович Л.И., М.Donovan, J.E.Marcia и др.).
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессиям, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому профессиональная ориентация будущих выпускников является приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретенные в процессе обучения из теоретических в действенные.
Современные нестабильные социально - экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал «успешного человека», обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал». Среди качеств, которыми должен владеть подросток и которые позволили бы ему успешно адаптироваться к определенной системе социальных норм и ценностей, признанных в обществе, прежде всего осмысленность жизни (наличие целей и перспективы в жизни). К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Исходя из этого, представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение проблемы профессионального определения подростков. О необходимости программно – целевого подхода к решению данной проблемы говорит ряд авторов, в частности Н. В. Самоукина утверждает, что «наиболее эффективной формой активизации учащихся в профессиональном самоопределении являются специальные программы, разработанные по типу активных методов воспитания и обучения…»
Анализ современных программ по профориентации подростков и профессиональному самоопределению показал, что на современном этапе развития профориентации существует достаточно большое количество программ, призванных помочь учащимся (в большинстве – старшеклассникам) в профессиональном самоопределении и выборе профессии. (Г.В. Резапкина «Я и моя профессия», С.Н. Чистякова "Твоя профессиональная карьера», Павлов «Программа по развитию профессиональной зрелости» и др.). При этом проблема, на наш взгляд, заключается в том, что при наличии довольно большого количества таких программ, отсутствует система единых требований к их структуре, содержанию и критериям эффективности. Это порождает, в свою очередь, вполне конкретные трудности и противоречия в практике работы. Например, использование устаревших методик диагностики, включение в структуру программ таких блоков, которые непосредственно никак не связаны с выбором профессии, игнорирование ценностно-смыслового уровня профессионального самоопределения и много другое.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа построена на систематизации знаний о профессиональном определении и их сочетании с современными технологиями успеха (целеполагание, тайм-менеджмент, самоменеджмент, самопрезентация, эффективное общение и др.). Программа предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Цель программы: создать условия для формирования психологической готовности учащихся к самостоятельному обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей и потребностей рынка труда, «социального заказа».
Задачи:
Программа основывается на следующих принципах: принцип соблюдения интересов ребёнка; принцип сознательности и активности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности изложения; принцип учёта возрастных особенностей; принцип наглядности.
Целевая группа: Настоящая программа предназначена для работы педагога – психолога с подростками 9 класс
Требования к занятиям:
§ продолжительность занятий: урок
§ количество занятий: 9
§ частота встреч: 1 раз в месяц;
§ форма проведения: групповая;
§ требование к помещению: звукоизолированное, просторное, светлое, проветриваемое помещение, стулья по количеству участников, парты для коллективной работы;
§ компьютерное обеспечение: проектор, компьютер с выходом в Интернет, экран;
Структура занятий:
§ Вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания;
§ Основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием упражнений, профориентационной игры);
§ Заключительная часть, заключающая отработку личной стратегии поведения и осмысление полученного опыта, рефлексия.
Методы работы:
§ Анализ конкретных ситуаций;
§ Групповые дискуссии;
§ Профориентационные игры и упражнения;
§ Диагностические методики;
§ Проектная деятельность;
§ Мини – лекция.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Предметные результаты:
Знать:
Уметь:
§ ориентироваться на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
§ принимать осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
§ выявлять скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа;
§ согласовывать свою позицию, точку зрения с другим человеком, договариваться; слушать других, вхождение в контакт с другими людьми;
§ умение принимать решение и делать выбор; контролировать себя и свои действия; умение планировать и организовывать свою жизнедеятельность4
§ управлять своими временными ресурсами.
Развитие навыков:
2. Универсальные учебные действия и социальный опыт:
Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей:
Социальный опыт:
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Количест часов |
Формы работы |
Методическое обеспечение |
1. |
Наши ожидания Цель: осознать тему курса, ввести в проблему профессионального и жизненного определения, познакомиться с понятием «карьера». Взгляд в будущее Цель: подвести к пониманию продумывания жизненного плана.
|
Вступительное слово. Упражнение «Наши ожидания» (входящая анкета) Коллективная работа «Правила нашей группы» Мозговой штурм: Как вы понимаете слово «Карьера»? Мини – лекция «Карьера» Упражнение «Обсудим» Упражнение «Пять слов о тренинге». Упражнение «Взгляд в будущее» Упражнение «Круги времени» Упражнение «Ценности» Мозговой штурм: При каких условиях жизнь человека будет насыщенной и плодотворной? Итоговый круг «Интересное – полезное» |
1 |
Занятие с элементами тренинга |
4 листа ватмана с надписями «Наши ожидания». Компьютерная презентация
бумага, письменные принадлежности.
|
2. |
Мои жизненные цели и планы Цель: помочь определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего; научиться правильно ставить цели. |
Вступительное слово. Упражнение «Эксперимент» Как научиться формулировать свои цели? Обучение целеполаганию. Рефлексия. Упражнение «Кубик»
|
1
|
Занятие с элементами тренинга
|
листы бумаги для записей, простые карандаши, ластики. Компьютерная презентация |
3. |
Познай себя Цель: формировать положительное самоотношение личности, активизировать процессы самопознания
|
Вступительное слово Упражнение «Какой я?» Рисование «Моя планета» Вступительное слово Упражнение «Индивидуальность» Методика «Неоконченные предложения» Диагностика самооценки Беседа «Как развить уверенность в себе» Мозговой штурм: Правила поднятия самооценки. Упражнение «Праздник души» Рефлексия |
1
|
Занятие с элементами тренинга
|
|
4. |
Уверенность в себе – залог успеха Цель: отработать навыки уверенного проведения, формирование волевых привычек |
Вступительное слово Упражнение «Мои представления об идеале» Работа в группах «Пути воспитания сильной воли» Упражнения «Качества личности» Игра «Торг» Технологии успеха: эффективное общение Рефлексия Дом, задание: упражнение «Будильник» |
1
|
Занятие с элементами тренинга
|
Компьютерная презентация |
5. |
Проектирование профессионального жизненного пути Цель: дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии. Как написать резюме Цель: научить грамотно представлять себя |
Вступительное слово Упражнение «Моё мнение» Обсуждение темы Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) (Пряжников Н.С.) Упражнение «Мои впечатления» Мини-лекция «Резюме» Задание: составить своё резюме. Упражнение «Откровенно говоря…» |
1 |
Занятие с элементами тренинга
|
Компьютерная презентация |
6. |
Темперамент и профессия Цель: расширить представление учащихся о типах темперамента, взаимосвязи типа темперамента и выбора профессии. |
Вступительное слово Тест – опросник Г. Айзенка Работа с памяткой «Темперамент и профессия» Упражнение «Ассоциации» Рефлексия. |
1 |
Занятие с элементами тренинга
|
Бланки для теста Компьютерная презентация |
7. |
Что я знаю о мире профессий Цель: расширить представление о мире профессий и их особенностях Условия выбора профессии. Возможные затруднения при выборе профессии. Цель: расширить представление об условиях выбора профессии |
Вступительное слово Мозговой штурм «Что означает слово «профессия»? Игра «Назови профессию» Диагностика «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова) Мини-лекция «Мир профессий» Работа с электронным справочником Семь шагов к взвешенному решению Работа с памяткой «Ошибки при выборе профессии» Упражнение «Мои впечатления». |
1 |
Занятие с элементами тренинга
|
справочники «Учебные заведения Алтайского края» |
8. |
Имидж и профессия Цель: научить соотносить влияние имиджа человека на успешность в профессиональной деятельности Учимся презентовать себя Цель: обучить знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.
|
Мозговой штурм. Ассоциации о словом «имидж» Беседа «Компоненты имиджа» Технология самоимиджирования: Коллаж «Профессия и имидж» Беседа «Успех в общении» Упражнение «Само презентация - Моя жизненная позиция» Работа с памяткой «Успешность публичного выступления» Рефлексивная мишень |
1 |
Занятие с элементами тренинга
|
Компьютерная презентация |
9. |
Тайм – менеджмент или как управлять своим временем Цель: научить проводить анализ затруднений при организации времени в течение дня, планировать собственное временное пространство Наши результаты Цель: проанализировать результаты исследовательских, творческих проектов, получить обратную связь от участников группы; |
Вступительное слово Упражнение «Сколько у меня дел за день» Методика «» Неоконченные предложения» Упражнение «Палитра дня» Тематическая беседа «Тайм – менеджмент» Работа с памяткой «Как правильно организовать своё время» Притча о времени
Защита исследовательских, творческих, информационных проектов Упражнения «Наши ожидания» (итоговая анкета )
|
1 |
Занятие с элементами тренинга
|
Компьютерная презентация |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баретт Дж. Карьера: способности и выбор. – М.: ООО «изд – во АСТ», 2003
2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., -дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996
3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1 Основы психологии: 10кл - (Библиотека школьного психолога).
4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Ч 2 Психология общения: 11кл. – (Библиотека школьного психолога).
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников.
6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И.В. Дубровиной, М. Издательский центр «Академия», 1995.
7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2002.
8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000.
9. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003
10. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности – СПб.: Питер, 2004.
Приложение (занятия №1,2,3,9)
Занятие 1
Наши ожидания
Цель: осознать тему курса, ввести в проблему профессионального и жизненного определения, познакомиться с понятием «карьера».
Задачи:
§ информировать участников группы о содержании работы, задачах.
§ диагностировать ожидания группы от занятий, жизненные ценности учащихся.
§ расширить представления о понятии «карьера».
§ формировать у учащихся мотивацию участия в занятиях по данной программе
Материалы: 4 листа ватмана с надписями «Наши ожидания».
Выбор профессии – такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда – нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы?» Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека. И её внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.
Наш курс, который называется «Карьера.ru» поможет вам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом нашей работы станет составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия». В конце курса вы получите сертификаты о том, что прошли обучение, которые я надеюсь достойно найдут место в Вашем портфолио.
На каждом занятии вы будете узнавать что – то новое о себе или о профессиях с помощью специальных заданий, игр и упражнений.
Сегодня наше занятие первое, на котором мы должны поближе познакомиться друг с другом, установить режим работы, обсудить ваши ожидания от данного курса.
Отправляясь куда-либо (в поездку, на концерт, в гости и т.д.) мы подсознательно испытываем определенные ожидания от этого; и если что-либо не оправдывается, мы расстраиваемся. Мне не хотелось, чтобы Вы испытали подобное разочарование, и поэтому предлагаю Вам технику «наши ожидания».
Группа делиться на четыре подгруппы, каждой выдаются листы, которые по сигналу ведущего передаются по часовой стрелке. На листах ватмана написано:
То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга, поэтому Вы можете сами подходить и вносить изменения или сообщить об этом ведущим, чтобы они это сделали.
2. Мозговой штурм: Как вы понимаете слово «карьера»?
Цель: активизировать учащихся на работу, повысить интерес к изучаемой теме.
Время: 10 мин.
Итак, что означает слово «карьера»? Какие ассоциации возникают у вас при произнесении этого слова? (по кругу звучат мнения участников группы).
Хочется подвести итог всем высказываниям. Обращение к проблематике карьеры в последнее время большого числа исследователей различных областей деятельности породило множество определений понятия «карьера».
3. Компьютерная презентация
Карьера – это динамическое явление, то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле понятие «карьера» определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой)». Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся.
В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под карьерой понимают целенаправленный должностной и профессиональный рост, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника». Всё это имеет отношение к организационному аспекту карьеры.
Личностный аспект предполагает рассмотрение этого явления с позиции человека, личности, раскрывает особенности видения карьеры её деятелем. Карьера- это субъективно осознанные собственные суждения работника о своём трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом», это «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека»
Наконец, можно выделить социальный аспект, представления о карьеры с точки зрения общества. Во – первых, это выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, «проторенные» пути достижения определенных высот (успехов) в той или иной области общественной жизни. Во – вторых, это устоявшиеся представления о характере движения по этим путям, связанном с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, степени её взлетности, об используемых методах. Эти выработанные общие схемы движения к успеху, а также особенности их реализации в жизни влияют на оценку обществом частных карьер индивидов, выступая своего рода эталонами для сравнения.
Процессная сущность карьеры отражена в большинстве определений этого понятия, о чём красноречиво свидетельствуют используемые в них термины «движение», «продвижение», «рост», а также подтверждается этимологией слова «карьера» (что в переводе с итальянского означает «бег»).
Таким образом, карьера - это процесс профессионального роста человека, роста его влияния власти авторитета, статуса в среде, выражений в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
4. Упражнение «Обсудим»
Цель: формировать умения анализировать высказывания других, делать собственные выводы.
Время: 15 мин.
В чем секрет успешной профессиональной карьеры? По мнению одних, это удача, другие считают, что главное – личные таланты, способности человека, а третьи уверены, что главное в успехе – это труд. А как считаешь ты?
А вот что в свое время говорили по этому поводу люди, на деле достигшие большого успеха.
Если я работаю по 14 часов в день и 7 дней в неделю, то мне определенно начинает везти (А. Хаммер)
Секрет успеха в жизни состоит для человека в том, чтобы быть готовым воспользоваться удобным случаем, когда он придет. (Б. Дизраэли)
Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого, но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не слышит стука (М. Твен).
Причина, по которой множество людей упускают благоприятные возможности, - то, что эти возможности зачастую связаны с необходимостью тяжелого труда (Т. Эдисон)
Подведение итогов.
Сейчас самое время обсудить, что мы приобрели в ходе нашего занятия. Предлагаю
5. Упражнение «Пять слов о тренинге».
Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии
Время: 4 – 5 мин.
В конце нашего занятия мне хотелось бы, чтобы вы написали мне телеграмму из 5 слов и описали, насколько важен и интересен был для каждого из вас тренинг.
Занятие 2
Взгляд в будущее
Цель: подвести к пониманию продумывания жизненного плана.
Задачи:
§ актуализировать проблему проектирования жизненного пути
§ развивать навыки самоанализа и самопознания.
§ создать доброжелательную атмосферу в группе.
Материалы: бумага, письменные принадлежности.
Вступительное слово ведущего.
1. Упражнение «Взгляд в будущее»
Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу в группе.
Время: 10 мин.
Инструкция: Представьте себе выпускниками школы, у которых позади выпускной вечер, а впереди – взрослая жизнь. С какими чувствами вы вступаете на новый жизненный этап?
2. Упражнение «Эпитафия»
Время: 10 мин.
Цель: актуализировать проблему проектирования жизненного пути человека.
Инструкция: ведущий предлагает вниманию учащихся следующий рассказ: «Однажды русский путешественник попал на кавказское кладбище. И проходя между надгробий, заметил, что на одном из них следующая надпись: «Здесь похоронен Магомед Магомадзе, родился в 1825 году, умер в 1880. Прожил 3 года». На другом же прочитал: «Здесь похоронен Ахмед Ибрагим – Оглы. Родился в 1830, умер в 1855. Прожил 80 лет». Как вы думаете, о чём хотели сказать люди, оставляя эти надписи?»
Учащиеся высказывают мнения. Ведущий подводит итог: «Существует время физическое и психологическое, которое зависит от того, насколько насыщенной и плодотворной была жизнь человека».
3. Упражнение «Круги времени»
Цель: развивать навыки самовосприятия и самопознания, осознание личностной значимости проблемы прошлого, настоящего и будущего.
Время: 20 мин.
Инструкция: Представьте и изобразите на листе бумаги ваше прошлое, настоящее и будущее в виде кругов. Вы можете использовать разные цвета, варьировать размеры и их взаимное расположение.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем рисунки обсуждаются.
Направления анализа: цветовая гамма рисунка, величина и взаимное расположение кругов.
4. Упражнение «Ценности»
Цель: диагностировать жизненные ценности учащихся
Время: 20 мин.
Инструкция: Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому - то кажется очень значимым иметь, например, хорошее здоровье и друзей, кому – то - уверенность в себе, хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны. Прочитайте внимательно список и подумайте, что же для вас, лично имеет большое значение.
Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем)
Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность и так далее.
В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце – наименее важное.
Список ценностей
Хорошее образование |
Хорошая работа и карьера |
Счастливая семья |
Слава |
Деньги, богатства |
Дружба |
Достижения в искусстве, музыке, спорте |
Уважение и восхищение окружающих |
Наука как познание нового |
Хорошее здоровье |
Уверенность в себе и самоуважение |
Хорошая пища |
Красивая одежда, ювелирные украшения |
Власть или положение |
Хороший дом, квартира |
Сохранение жизни и природы на Земле |
Счастье близких людей |
Благополучие государства |
Ведущий обращает внимание учащихся на то, что у каждого человека существует собственная система ценностей, которая определяет жизнь человека.
После занятия ведущий анализирует, какие ценности преобладают среди участников группы в целом.
5. Мозговой штурм:
Цель: повысить интерес к изучаемому вопросу.
Время: 15 мин.
1 вопрос: При каких условиях жизнь человека будет насыщенной и плодотворной?
Все названные учащимися варианты ответов фиксируются на листе ватмана. Ведущий обращает внимание учащихся на то, что у каждого человека существует собственная система ценностей, которая определяет жизнь человека.
2 вопрос: Какие пути достижения конкретных жизненных целей вы можете назвать?
Учащиеся высказывают мнения. Ведущий обращает их внимание на то, что от умения планировать способы достижения жизненных целей зависит, как сложится жизнь.
Подведение итогов
6. Итоговый круг «Интересное – полезное»
Время: 5 мин.
Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты - минуту или просто сказать несколько слов.
Занятие 3
Мои жизненные цели и планы
Цель: помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего.
Задачи:
Материал: листы бумаги для записей, простые карандаши, ластики
Вступительное слово:
Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде в тройке самых важных – определи свою жизненную цель»
- Следуй строго к поставленной цели. Учись её находить.
- Не предавайся бесплодным мечтаниям.
- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.
Человек – существо, которое всегда стремится к какой – нибудь цели; он живёт нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым.
Упражнение «Эксперимент»
Цель: наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели.
Время: 5 мин.
Инструкция: Пожалуйста, встаньте, поставив ноги на ширине плеч, руки вытяните вперед, параллельно полу. Теперь повернитесь всем корпусом назад и зафиксируйте взглядом на стене то место, до которого удалось повернуться. Вернитесь в исходное положение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше.
Откройте глаза. Попробуйте вновь повернуться. Сравните то место в пространстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот.
Вопросы для обсуждения:
- Ваши впечатления об эксперименте?
- Какие выводы мы можем сделать?
Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудный вопрос – чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своём сознании. Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно. Чтобы ответить подробнее, полезно обратиться к упражнениям и техникам, которым я вас сегодня научу. Сегодня каждый будет работать самостоятельно, много размышлять и вести свои дневник размышлений. Итак:
1. Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которыми вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.
Начните со списка того, о чём вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и в течение 10 – 15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие – то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.
Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:
1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь;
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь, чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;
3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того к чему стремились;
4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто – то что – то должен сделать и тогда все будет хорошо; то к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;
5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям: ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим, они должны быть «экологически чисты»
Эти пять правил надо помнить и учитывать и при дальнейшей нашей работе.
2. Теперь следует просмотреть составленный ранее список и определить, в какой временной сетке вы работаете. Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему. Соответственно в первом случае надо подумать о дальней перспективе, а во втором -о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге и о последнем
3. Теперь из всего того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует.
Выпишите эти 4 цели.
А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле «почему» намного важнее, чем «как».
4. Теперь, когда составлен список из четырех главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных правил, иными словам и уточнить:
ü Сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах;
ü Конкретна ли эта формулировка;
ü Есть ли ясное представление о результате;
ü Подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец;
ü Насколько ваша цель этически, «экологически» чиста.
Если появится необходимость что – то исправить, надо эти исправления внести.
5. Теперь составьте список тех необходимых для достижения целей ресурсов, которыми вы уже обладаете.
Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие – то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете и т.п. Ведь перед каждой конструктивной работой – собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.
6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случаи своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое – то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?
Припомните 3 – 5 таких случая. Запишите их, зафиксируйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали, что добились успеха?
7. После этого опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.
Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум 5 – 6 строк.
8. А теперь в нескольких словах сформулируйте, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас.
Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает? Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации. Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем – то одном и упускаете остальное. Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится? Вспомните, бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого – то дела и именно поэтому за него вообще не брались.
9. На этом этапе надо для каждой из четырех выбранных целей составить черновик пошагового плана для её достижения.
Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. Подумав о цели, решите, что самое первое я должен сделать, чтобы её достичь? В любом случае вы должны составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.
Заключительное слово
Итак, первый, очень важный шаг сделан. Вы точно знаете, чего хотите; вы описали этот процесс как в его конечном результате, так и на начальных стадиях; вы определили, какие стороны вашей личности помогают, а какие мешают достичь цели.
Конечно, сначала выполнять все эти упражнения не очень просто, но потом поверьте, это становится не только легче, но и занимательнее. Удобнее просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо помнить также, что в жизни всякий успех – результат тяжёлого труда. И тут каждый волен выбирать.
Полезно регулярно просматривать - опять же с карандашом и бумагой – свои жизненные цели и менять их, если что – то в жизни, в вас самих изменилось. Иногда полезно бывает остановиться и подумать: а к тому ли я – сегодняшний – в действительности стремлюсь? Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода. Говорят, что японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят именно на планирование и лишь 5% - собственно на реализацию. Это оказывается выгодным.
Подведение итогов.
Упражнение «Кубик»
Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии
Время: 5 мин.
Участники группы сидят в кругу. Каждый бросает кубик и отвечает на вопрос, который выпал ему.
Занятие 9
Проектирование профессионального жизненного пути
Цель: Дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии.
Задачи:
Вступительное слово
Выбор профессии – дело весьма серьезное. Ведь на работе человек обычно проводит 8 – 9 часов в день, а значит почти треть жизни! И какой будет эта треть – скучной и тоскливой «от звонка до звонка» или яркой, интересной, захватывающей, зависит от тебя. Как ты думаешь, что должно быть определяющим при выборе профессии?
1. Упражнение «Моё мнение»
Цель: актуализировать ценности работы, формировать умения согласовывать свою точку зрения с мнениями других.
Время: 15 мин.
Инструкция: Отметь в списке три наиболее значимые для тебя позиции. (прил. №1)
§ Работа должна приносить стабильный материальный доход.
§ Работа должна приносить радость, нравиться.
§ Работа не должна быть очень тяжелой, трудной, все же здоровье – главное!
§ Работа не должна забирать все время, важно, чтобы оставалась возможность позаботиться о своем доме и домашних.
§ Работа должна приносить славу, известность.
§ Работа должна быть перспективной – давать возможность когда – нибудь стать начальником, руководителем.
§ Работа должна помочь человеку реализовать свои способности и таланты, дать возможность раскрыться.
§ Работа должна давать возможность почувствовать свою нужность, полезность для людей.
Сравни свои ответы с ответами одноклассников.
2. Вопросы для обсуждения:
Какие из определений работы оказались наиболее популярными ?
Совпали ли они с твоими представлениями?
Как ты понимаешь выражение «престижная профессия»?
Что делает профессию престижной?
Согласен ли ты с пословицей: «Не место красит человека, а человек – место»- или она, на твой взгляд, устарела?
Выбор профессии - одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Как и всякий выбор – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться.
Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы – домой»
Согласны ли вы с этим выражением?
Актуально ли оно для нашего времени?
На прошлых занятиях мы говорили с вами о построении жизненного плана, который тесно связан с профессиональным самоопределением. Из мечты, где все возможно, абстрактного идеала постепенно должен вырисовываться более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности. При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов, которые для этого понадобиться. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение (или училище, техникум) выбрать, но и – нужны ли будут эти специалисты через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?
Для того чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, и, главное свои способности и склонности,
3. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) (Пряжников Н.С.) (см. приложение 2)
Цель: определить и оценить перспективы профессионального и личностного развития.
Время:30 мин
Подведение итогов
4. Упражнение «Мои впечатления»
Цель: развивать способность к самоанализу.
Время: 10 мин.
Участники по кругу делятся своими чувствами от прошедшего тренинга, говорят о своем настроении в данный момент, о том, насколько оправдались их ожидания, что приобрели в ходе тренинга.
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что хотелось бы изменить?
- Есть ли желание принять участие в последующих тренингах (если они планируются)
И в заключение сегодняшней встречи хотелось бы прочитать слова Б. Франклина «Для того чтобы быть счастливым, нужно лишь три условия – здоровье, хорошая семья и любимая работа. Все остальное не имеет значение».
Приложение
Опросник по построению личной профессиональной перспективы
(ЛПП)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.