Программа психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения
Оценка 5
Документация
docx
психологическая работа +1
Детсад
13.10.2017
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения. Разработанная информационно-профилактическая программа работы с первоклассниками в период адаптации к школе – «Я-школьник».
Программа психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения.docx
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 5
______________ И.Г.Попова
«____»____________ 2017 г.
психологической адаптации учеников первых классов к
ПРОГРАММА
процессу обучения
«Я школьник»
на 20172018 учебный год
Составитель:
М.Н. Степанова
педагогпсихолог Сухой Лог
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных
моментов в жизни детей, как в социальнопсихологическом, так и в
физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на
становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с
первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно
овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения,
приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям
умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни
младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех
участников образовательного пространства.
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с
его социальнопсихологической и физиологической готовностью к началу
систематического
информационно
профилактическая программа работы с первоклассниками в период адаптации
к школе – «Яшкольник».
Разработанная
обучения.
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к
школе, что подразумевает, развитие саморегуляции детей, предупреждение и
снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий,
способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и
коммуникативных способностей первоклассников.
Задачи:
1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта,
чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого
условия для развития у детей уверенности в себе;
3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной
жизни и себя в роли учеников;
4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с
другом;
5. Формирование навыков учебного сотрудничества;
6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Возрастная категория участников программы: 68 лет.
Срок реализации программы 1 год – 10 занятий.
В месяц 1 занятие – 40 минут.
Данную программу ведет педагогпсихолог.
Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на
формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в
ней. Эта программа позволяет школьникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной
жизни.
Занятия проходят в игровой форме и решают дидактические,
развивающие, коррекционные задачи, развивают воображение, мышление,
речь. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются
методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод
направленного воображения, игры.
Общие рекомендации по проведению занятий:
Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к
школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на
протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально
и на родительских собраниях.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только
развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Планируемый результат: успешная адаптация первоклассников к
школьному обучению.
Критерии оценки:
Чтобы исследовать стартовый уровень детей в 1м классе,
использовались следующие методики:
Тест на отношение к школе и учению Т.А. Нежновой (Изучение
внутренней позиции школьника).
Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация
Керна) (Определение в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка,
развитие мелкой моторики и координацию зрения и движений руки).
«Графический диктант» Д.Б. Эльконина (Направлена на выявление
умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого,
правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии,
самостоятельно действовать по указанию взрослого).
«Рукавички» Г.А. Цукермана (Изучение отношений детей со
сверстниками и коммуникативных умений).
«Рисунок школы» (Определение отношения ребенка к школе и уровня
школьной тревожности). Календарнотематический план
Тема
Кол
во
часов
План
Факт
Примечание
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Кто я и какие другие
9
10 Умение договориться
Знакомство
Учимся внимательно
слушать и точно
выполнять инструкцию
Для чего ходят в школу
Чувства
Радость
Учимся преодолевать
страх
Учимся
обиду
Учимся выражать гнев
выражать
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Список литературы
1. С.И. Тукачева «Адаптационные занятия с первоклассниками»,
Волгоград, 2007
2. Р.М. Мухаметова «Психология. Занятия с детьми 12 классов»
Волгоград, 2004
3. Д.А. Глазунов «Психология. Развивающие занятия.1 класс», М, 2008
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.:
Совершенство, 1997.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.:
Просвещение, 1993.
6. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М.:
Просвещение, 1991.
7. К. Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 14. – М.: “Генезис”,
1999
8. «Школьный психолог» газета №9 за 2003г. (Н. Семаго, М. Семаго
Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения.)
9. «Школьный психолог» газета №18 за 2003г. (Роза Рахманкулова
Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у
первоклассников.)
Программа психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения
Программа психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения
Программа психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения
Программа психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения
Программа психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.