Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Оценка 4.9

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
1 кл—9 кл
20.09.2018
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания» направлена на коррекцию нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности.
ПРОГРАММА.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Маслянская средняя общеобразовательная школа Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания» Срок реализации: 1 год Программа разработана: педагогом­психологом Пошляковой Д.Г. п. Маслянский 2018­2019 учебный год Вид программы: адаптированная. Сроки реализации: 1 год. Этапы реализации: 1 этап: Входная диагностика. 2 этап: Коррекционная работа. 3 этап: Заключительная диагностика. Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена данная  программа. В связи с изменениями в настоящее время в различных сферах  жизнедеятельности актуализировались вопросы, направленные на подготовку  подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Более остро стоит  вопрос об адаптации психолого­социального характера и слияние детей с  ограниченными возможностями в современное общество. Аннотация программы. На   сегодняшний   день   вопрос   развития   и   воспитания   детей   с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острым.  В России 4,5% детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «ребенок­инвалид»   (580   тыс.).   На   2018­2019   учебный   год   в   МАОУ Маслянская СОШ 6% учеников имеют статус «ребенок с ОВЗ».   подтвержденные Обучающийся   с   ограниченными   возможностями   здоровья ­   имеющее   недостатки   в   физическом   и   (или) физическое   лицо, психологическом     психолого­медико­ развитии, педагогической   комиссией   и   препятствующие   получению   образования   без создания специальных условий (статья 2, ФЗ 29.12.12 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными  возможностями (со специальными образовательными потребностями):  1. лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,  2. лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие,  3. лица с нарушениями речи,  4. лица с нарушениями функций опорно ­ двигательного аппарата,  5. лица с задержкой психического развития, лица с нарушениями интеллекта  (умственно отсталые),  6. лица с нарушениями эмоционально­ волевой сферы,  7. лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением),  8. лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными  нарушениями). 2 По степени распространенности в пределах детской возрастной группы в МАОУ   Маслянская   СОШ  первое   место   по   численности   занимают   дети   с образовательными   затруднениями   (более   55   %),   второе   место   –   с нарушениями интеллекта (более 25%), третье – с нарушениями речи (около 13%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 7 %.   Среди детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (85 %), особенно в городах.  Целевой установкой апробации является  выявление организационных и содержательных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися с ОВЗ   планируемых   результатов   освоения   адаптированных   образовательных программ обучения. Поэтому   детям   с   ОВЗ   необходима   коррекционно­развивающая   и восстановительная   работа   не   только   на   познавательном   уровне,   но   и   на эмоционально­личностном   и   поведенческом   уровне,   потому   что   без   этого ребенок   не   сможет   усвоить   необходимые   виды   деятельности,   вступить   в разнообразные системы социальных и межличностных отношений. Таким   образом   оказание   действенной   коррекционной   и психологической помощи обучающимся с ОВЗ в настоящее время становится особенно актуальной задачей для нашей школы. Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей   с   ОВЗ   «Чудесный   край   сознания»   направлена   на   коррекцию  нарушений   в   развитии   эмоционально­личностной   сферы   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   и   оказание   помощи   детям   этой категории;   на   формирование   способности   к   произвольной   регуляции поведения,   на   основе   подчинения   системе   правил,   регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности. Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы  детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Задачи программы:  1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и  коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности). 2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности. 3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.   Участниками   программы  являются   педагог­психолог,   учитель­ логопед,   классный   руководитель,   учителя­ предметники,   учителя   дополнительного   образования,     учащиеся   МАОУ Маслянская СОШ с 1 по 9 класс:   социальный   работник, 1 класс: 2 учащихся (ЗПР, ОНД СИПР); 3 класс: 2 учащихся (УО); 4 класс: 5 учащихся (4 ­ УО, 1 ­ ОНД ИПО); 3 5 класс: 2 учащихся (ЗПР, УО); 6 класс: 3 учащихся (2 ­ УО, ОНД ИПО); 7 класс: 2 учащихся (ЗПР, УО); 8 класс: 2 учащихся (УО); 9 класс: 1 учащийся (УО). Программа   психологической   коррекции   эмоциональных   нарушений   у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»  составлена на основе следующих нормативно­правовых и инструктивно­методических документов: 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273­ФЗ от 29 декабря 2012 года.  2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного общего образования. 4. Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286­15 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную   деятельность   по   адаптированным   основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ 18 апреля 2008 г. № АФ­ 150/06   «Создании   условий   для   получения   образования   детьми   с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами».   6. Федеральный   закон   от   24.11.1995   №   181­ФЗ   «О   социальной   защите инвалидов в Российской Федерации». 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об   утверждении   Положения   о   психолого­медико­педагогических консилиумах». 8. Устав МАОУ Маслянская СОШ. Структура коррекционно – развивающих занятий:  Ритуал приветствия.  Рефлексия предыдущего занятия.  Разминка.  Основное содержание занятия.  Рефлексия прошедшего занятия.  Ритуал прощания. В структуре занятий выделяются:  Блок диагностики познавательных процессов: восприятия,  внимания, памяти, мышления, моторной деятельности. 4  Блок коррекции и развития этих  познавательных процессов.  Информационно­просветительская блок. Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования  восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их  непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является  основой мышления и практической деятельности человека, основой  ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит,  само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства  предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия,  воспитания наблюдательности  является сравнение. Для развития  пространственных представлений необходимо использовать наглядный  материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные  признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать  пространственные представления.   Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной  отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и  концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также  свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость,  наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате  специальных упражнений. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет  память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем  они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся  ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности  влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.  На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти,  которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая,  словесно ­ логическая). Работу по формированию памяти целесообразно  проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях.  Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться  группировать материал, выделять опорные слова, составлять план,  устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и  произвольную память.   В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается  значительное отставание и своеобразие. Это выражается в  несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении  выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком  уровне развития абстрактного мышления.  В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или  ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения  задач данными. 5 Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами ,  проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления.  Поэтому необходимо уделять внимание  формированию у детей умения  создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать. Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного  характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на  случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом  уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое  мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали  индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к  единичному) умозаключения.  Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям,  рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая  долю ее участия в мыслительном процессе.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального  развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной  связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует  слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо  развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения  перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях  дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных  неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,  развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие  мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с  помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики  предусмотрены в 1 – 9 классах.  Коррекционно – развивающая работа  с детьми представляет собой  организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя,  проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными  принципами:  развивать познавательную деятельность и личность ребенка.  используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает  вопросы, стимулирующие мышление.  операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой  познавательной деятельности человека. Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.  Требования к условиям реализации программы: Психолого­педагогическое обеспечение: Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения,  Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе  Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных  6 образовательных     психолого­педагогических   условий   ­обеспечение   дифференцированных   условий   (оптимальный   режим   учебных нагрузок   согласно   базисному   учебному,   формы   получения   образования   и специализированной   помощи   в   коррекционных   занятиях)   в   соответствии   с рекомендациями психолого­медико ­ педагогической комиссии; ­обеспечение (коррекционная направленность   учебно­воспитательного   процесса;   учёт   индивидуальных особенностей   ребёнка;   соблюдение   комфортного   психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных,   компьютерных   для   оптимизации   образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); ­обеспечение   специализированных   условий     (выдвижение   комплекса специальных  задач  индивидуального  обучения, ориентированных  на  особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов; направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих   в   содержании   образования   нормально   развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных (Коррекционно­развивающая программа   для   обучающихся   детей   с   диагнозом   ЗПР)   и   коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения   развития   ребёнка;   комплексное   воздействие   на   обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); ­обеспечение   (оздоровительный   и охранительный   режим,   укрепление   физического   и   психического   здоровья, профилактика   физических,     и   психологических   перегрузок   обучающихся, соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм); ­обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо   от   степени   выраженности   нарушений   их   развития,   вместе   с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно­ развлекательных,   спортивно­оздоровительных   и   иных   досуговых мероприятий; ­развитие   системы   обучения   и   воспитания   детей,   имеющих   сложные нарушения психического  развития (ЗПР). Программно­методическое обеспечение. В   процессе   реализации   программы   коррекционной   работы  могут   быть использованы   коррекционно­развивающие   программы   (Программа сопровождения   подростков   в   школе   под   ред.   Э.М.   Александровской, Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности под ред. Б.А. Архиповым. В случаях обучения   детей   с   выраженными   нарушениями   психического     развития   по индивидуальному   учебному   плану   целесообразным   является   использование специальных   (коррекционных)   образовательных   программ,   учебников   и 7 здоровьесберегающих   условий учебных   пособий   для   специальных   (коррекционных)   образовательных учреждений (7 вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов. Кадровое обеспечение. Важным   моментом   реализации   программы   коррекционной   работы является   кадровое   обеспечение.   Коррекционная   работа   должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное   образование,  и   педагогами,   прошедшими   обязательную курсовую   или   другие   виды   профессиональной   подготовки   в   рамках обозначенной темы.  С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями   здоровья   основной   образовательной   программы   основного общего образования, коррекции их развития   внесены в штатное расписание общеобразовательного   учреждения   ставки   педагогических     кадров ( учитель­логопед , педагоги­психологи , классные руководители/социальные педагоги, учителя­предметники. Кадровое обеспечение Образование Учитель­логопед Педагог­психолог Высшее, Тюменский   областной   государственный   институт развития   регионального   образования,   учитель­ логопед, 2010 г. Высшее, государственный   педагогический Ишимский   институт   им.   П.П.Ершова,   специальность   педагог­ психолог, 2013 г.   Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для   этого   необходимо   обеспечить   на   постоянной   основе   подготовку, переподготовку   и   повышение   квалификации   работников   образовательных учреждений,   занимающихся   решением   вопросов   образования   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья.   Педагогические   работники образовательного   учреждения   должны   иметь   чёткое   представление   об особенностях психического  развития детей с ограниченными возможностями здоровья,   о   методиках   и   технологиях   организации   образовательного   и реабилитационного процесса. Материально­техническое обеспечение.  Материально­техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально­технической   базы,   позволяющей   обеспечить   адаптивную   и коррекционно­развивающую   среды     образовательного   учреждения,   в   том числе     надлежащие   материально­технические   условия,   обеспечивающие 8 возможность   для   беспрепятственного   доступа   детей   с   недостатками психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию   их   пребывания   и   обучения   в   учреждении   характеризуется наличием технических средств обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования это ­ интерактивные доски, дидактический материал, который используют учителя – предметники на   своих   уроках,   для   организации   профилактических,   коррекционно­ развивающих,   медицинских     мероприятий   в   учебном   учреждении   гимназии имеется наличие коррекционных кабинетов (оздоровительный центр, кабинет психологов, медицинский кабинет), осуществляется организация спортивных и массовых мероприятий,   бесплатного двухразового питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно­профилактических мероприятий учащимся с ОВЗ. Информационное обеспечение. Обязательным   является   создание   системы   широкого   доступа   детей   с ограниченными   возможностями   (законных представителей),   педагогов   к   сетевым   источникам   информации,   к информационно­методическим   фондам,   предполагающим   наличие методических   пособий   и   рекомендаций   по   всем   направлениям   и   видам деятельности,   и видеоматериалов. Также в МАОУ Маслянская СОШ для обратной связи с родителями создан сайт гимназии и электронный дневник.   наглядных   пособий,   родителей   здоровья,   мультимедийных,   аудио­ Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников  программы Диагностическая работа включает: Педагог ­психолог     выявление особых образовательных  потребностей обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья; проведение комплексной социально­психолого­ педагогической диагностики нарушений в  психическом развитии обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья;     определение уровня актуального и зоны  ближайшего развития обучающегося с  ограниченными возможностями здоровья,  выявление его резервных возможностей;     изучение развития эмоционально­волевой,  познавательной, личностных особенностей  обучающихся; изучение адаптивных возможностей и уровня  социализации ребёнка с ограниченными  9 возможностями здоровья;    системный разносторонний контроль за  уровнем и динамикой развития ребёнка с  ограниченными возможностями здоровья, детей­ инвалидов (мониторинг динамики развития).    проведение комплексной социально­психолого­ педагогической диагностики нарушений в  психическом развитии обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья, детей­ инвалидов;    определение уровня актуального и зоны  ближайшего развития обучающегося с  ограниченными возможностями здоровья, детей­ инвалидов, выявление его резервных  возможностей;    изучение развития речевой и коммуникативной  сфер обучающихся;    системный разносторонний контроль за  уровнем и динамикой развития ребёнка с  ограниченными возможностями здоровья  (мониторинг динамики развития).    определение уровня актуального и зоны  ближайшего развития обучающегося с  ограниченными возможностями здоровья, детей­ инвалидов, выявление его резервных  возможностей;      системный разносторонний контроль за  уровнем и динамикой развития ребёнка с  ограниченными возможностями здоровья  (мониторинг успешности освоения  образовательных программ основного общего  образования).    выявление особых образовательных  потребностей обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья при освоении основной  образовательной программы основного общего  образования;    изучение социальной ситуации развития и  условий семейного воспитания ребёнка;     изучение адаптивных возможностей и уровня  социализации ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья; 10 Учитель­логопед Учитель­предметник Социальный педагог/классный руководитель Педагог дополнительного образования     системный разносторонний контроль за  уровнем и динамикой развития ребёнка с  ограниченными возможностями здоровья  (мониторинг динамики личностного и  творческого развития, успешности освоения  образовательных программ основного общего  образования). Коррекционно­развивающая работа включает: Педагог­психолог     реализацию комплексного индивидуально  ориентированного социально­психолого­ педагогического сопровождения в условиях  образовательного процесса обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья с  учётом особенностей психофизического  развития;      выбор оптимальных для развития ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья,  детей­инвалидов коррекционных  программ/методик, методов и приёмов  обучения в соответствии с его особыми  образовательными потребностями;      организацию и проведение  индивидуальных и групповых коррекционно­ развивающих занятий, необходимых для  преодоления нарушений развития и  трудностей обучения коррекцию и развитие  высших психических функций,  эмоционально­волевой, познавательной  сферы;       развитие универсальных учебных  действий в соответствии с требованиями  основного общего образования;       формирование способов регуляции  поведения и эмоциональных состояний;        развитие форм и навыков личностного  общения в группе сверстников,  коммуникативной компетенции;        развитие компетенций, необходимых для  продолжения образования и  профессионального самоопределения;         психологическое сопровождение  ребёнка в случаях неблагоприятных условий  11 жизни при психотравмирующих  обстоятельствах         выбор оптимальных для развития  ребёнка с ограниченными возможностями  здоровья, детей­инвалидов коррекционных  программ/методик, методов и приёмов  обучения в соответствии с его особыми  образовательными потребностями;         организацию и проведение  индивидуальных и групповых коррекционно­ развивающих занятий, необходимых для  преодоления нарушений развития и  трудностей обучения;        коррекцию и развитие высших  психических функций, речевой сферы;          развитие универсальных учебных  действий в соответствии с требованиями  основного общего образования         выбор оптимальных для развития  ребёнка с ограниченными возможностями  здоровья коррекционных программ/методик,  методов и приёмов обучения в соответствии  с его особыми образовательными  потребностями;          развитие универсальных учебных  действий в соответствии с требованиями  основного общего образования;          формирование навыков получения и  использования информации (на основе ИКТ),  способствующих повышению социальных  компетенций и адаптации в реальных  жизненных условиях         обеспечение возможности воспитания и  обучения по дополнительным  образовательным программам социально­ педагогической и других направленностей,  получения дополнительных образовательных  коррекционных услуг;      формирование зрелых личностных  установок, способствующих оптимальной  адаптации в условиях реальной жизненной  ситуации; 12 Учитель ­логопед Учитель­ предметник Социальный педагог/классный руководитель оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. расширение адаптивных возможностей  личности, определяющих готовность к  решению доступных проблем в различных  сферах жизнедеятельности; развитие коммуникативной компетенции,  форм и навыков конструктивного  личностного общения в группе сверстников;         реализация комплексной системы  мероприятий по социальной адаптации и  профессиональной ориентации обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья       выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  коррекционных программ/методик, методов  и приёмов обучения в соответствии с его  особыми образовательными потребностями;        развитие универсальных учебных  действий в соответствии с требованиями  основного общего образования;      развитие компетенций, необходимых для  продолжения образования и  профессионального самоопределения Педагог дополнительного образования Информационно­просветительская работа предусматривает: Педагог­психолог      информационную поддержку  образовательной деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),  педагогических работников;       различные формы просветительской  деятельности (лекции, беседы,  информационные стенды, печатные  материалы), направленные на разъяснение  участникам образовательного процесса —  обучающимся (как имеющим, так и не  имеющим недостатки в развитии), их  родителям (законным представителям),  педагогическим работникам — вопросов,  связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья;       проведение тематических выступлений  для педагогов и родителей (законных  13 представителей) по разъяснению  индивидуально­типологических  особенностей различных категорий детей с  ограниченными возможностями здоровья    информационную поддержку  образовательной деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),  педагогических работников      информационную поддержку  образовательной деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),  педагогических работников;       различные формы просветительской  деятельности (лекции, беседы,  информационные стенды, печатные  материалы), направленные на разъяснение  участникам образовательного процесса —  обучающимся (как имеющим, так и не  имеющим недостатки в развитии), их  родителям (законным представителям),        педагогическим работникам — вопросов,  связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья       информационную поддержку  образовательной деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),  педагогических работников Учитель­логопед Социальный педагог/классный руководитель Педагог дополнительного образования Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно­развивающих   занятий,   необходимых   для   преодоления нарушений развития и трудностей обучения. № п/п Раздел Тематическое планирование  Темы занятий Входная диагностика познавательных процессов Блок 1 1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета,  времени. (упражнения «Далеко ­ близко», «Выше ­ ниже»,  14 «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это  бывает?») 2. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови,  сосчитай») 3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?»,  «Что находится на картинке?»). Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов Блок 2 я и т я и р п с о в   а к и т с о н г а и д и   е и т и в з а р     , я и ц к е р р о К я и н а м и н в   а к и т с о н г а и д и   е и т и в з а р     , я и ц к е р р о К 1. Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр.  «Что, где находится?», «Положи верно») 2. Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр.  «Спрячем и найдем») 3. Развитие восприятия времени. (упр. «Когда это бывает?»,  «Календарь», «Что было вчера?») 4. Развитие восприятия целостного образа предмета, его  размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные  картинки», «Что больше, выше», «Толстый, тонкий») 5. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный  цвет») 6. Диагностика развития пространства, времени, цвета. 1. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу»,  «Найди и подчеркни», «Поиск предмета») 2. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй», «Смотри на руки», «Слушай  команду») 3. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение  лишнего», «Найди два одинаковых предмета», «Поиск  предмета») 4. Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по  клеточкам») 5. Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови,  сосчитай») 15 и т я м а п   а к и т с о н г а и д и   е и т и в з а р     , я и ц к е р р о К я и н е л ш ы м   а к и т с о н г а и д и   е и т и в з а р     , я и ц к е р р о К 1. Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают  животные», «Смешанный лес») 2. Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка»,  «Круг, треугольник и квадрат») 3. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?») 4. Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок»,  «Запомни движение»). 5. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори»,  «Слушай хлопки»). 6. Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?»,  «Что находится на картинке?») 1. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»). 2. Развитие умения находить предметы по заданным  признакам. Отгадывание загадок. 3. Развитие умения классифицировать. 4. Развитие умения определять временные категории (Упр.  «Что посажено раньше?») 5.Развитие логического мышления (логические категории:  меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий  забор», «Покажи девочку у которой самое короткое платье») 6. Диагностика развития мышления. Блок 3. Диагностика моторной деятельности 1.Исследование развития хватания, движений пальцев и  кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика»,  «Зайчик», «Гусь»). 2. Исследование развития соотносящих действий,  подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи,  как я») Блок 4. 16 Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. и 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук.  (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор  «Лего») 1.Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией  внимания на дыхании. Дыхание в сочетании с голосом. (упр.  «Напряжение, расслабление», «Колючий человек», «Голоса  природы», дыхательная гимнастика) 2. Диагностика моторной деятельности. к и р о т о м е и т и в з а Р й о к л е м . а к и т с о н г а и Д   .   и к и р о т о м й о н р о с н е с   е и т и в з а Р Блок 5 Заключительная диагностика 1. Диагностика восприятия 2.Диагностика внимания 3. Диагностика памяти 4. Диагностика мышления Ожидаемые результаты реализации программы: 1. Положительная динамика формирования,  развитие, совершенствование и познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности). 2.  Появился интерес к учебной и игровой деятельности. 3. Сформирована позитивная  мотивация к учебной деятельности. Список используемых источников информации: 1. Невербальное   общение   у   детей   при   нормальном   и   нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128. 2. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок). 17 3. Педагогика,   которая   лечит:   опыт   работы   с   особыми   детьми.   Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с 4. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Петрова О.А. Издательство Речь, 2008., с. 50 5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учеб.­метод. Пособие. – М., 1999. . Катаева   Е.А.,   Стребелева   Е.А.   Дидактические   игры   в   обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001  Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2002. 6. 7. 8. Мамайчук   И.   И.   Психокоррекционные   технологии   для   детей   с проблемами в развитии. ­ СПб., 2003. 9. Мастюкова   Е.   1997. 20. Особый ребенок / проблемы и решения / под ред. Лильина Е. Т. – М., 2002.   Лечебная   педагогика.   М.   ­   М., 10.Основы специальной психологии /Под ред. Кузнецовой Л. В. – М., 2002. 11.https://infourok.ru/programma­psihologicheskoy­korrekcii­emocionalnih­ narusheniy­... 12.https://www.litres.ru/natalya­boryakova/pedagogicheskie­sistemy­ obucheniya­i­... 13.https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/11/28/programma­... 14.http://knigi.link/spetsialnaya­pedagogika_726/132­statistika­spetsialnoy­... 15.https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie­nauki/library/2015/08/25/... 16.https://psy.su/feed/4850/ 18

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.