Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
администрации +1
Взрослым
28.04.2019
Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер для развития и усиления "Я" подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.
В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.
Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень
Программа.docx
Программа
«Психологопедагогического сопровождения детейсирот и детей, оставшихся без попечения
родителей»
Программа
Наименование программы
Цель программы
Задачи программы
«Психологопедагогического сопровождения
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Паспорт
«Психолого педагогическое сопровождение детей сирот и
детей , оставшихся без попечения родителей»
1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и
самореализации восприятия мира детям сиротам и детям,
оставшихся без попечения родителей.
2.Сохранение естественных механизмов развития подростков.
3. Создание условий для актуализации потребности к
саморазвитию, самосовершенствованию.
1. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.
2.Предупреждение безнадзорности и профилактика
правонарушений несовершеннолетних.
3. Сопровождение каждого ученика (цы) в процессе обучения в
решении его проблем с использованием реальных факторов Основные направления
реализации программы
Ожидаемые и конечные
результаты реализации
программы
Управление и контроль за
выполнением программы
социума.
1. Социально — педагогическая поддержка семьи и ребёнка в
формировании личности ученика, находящегося под опекой или
попечительством, а так же в приёмных семьях.
2. Психолого — педагогическое просвещение и повышение
культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей.
3. Взаимодействие школы с отделом опеки и попечительства
1. Улучшение микроклимата в семьях.
2. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под
опекой или попечительством, а так же в приёмной семье.
3. Активное участие законных представителей и детей в
воспитательной жизни школы.
4. Усиление роли семьи в воспитании детей.
5. Успешная модель выпускника школы.
Управление программой осуществляется Директором школы и
заместителей. Общий контроль осуществляется педагогической
общественностью.
Пояснительная записка
Может ли быть положение более горькое, более неправедное?
Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота
старших о младших. И всетаки, дети без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных
случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не
щадящие и малых сил...
Актуальность и перспективность программы
Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной
молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер для развития и усиления "Я" подростка,
формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного
взаимодействия в социуме.
В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А.
Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) дается
сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.
Общее физическое, психическое развитие детейсирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У
них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень
интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков
саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к
сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и
ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной
неготовности к их решению. Подростки в этом возрасте негативно воспринимают собственное тело, внешность, у них
отсутствует ценность здоровья, плохо развиты навыки самостоятельно принимать ответственные решения в социально
опасных ситуациях. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным
реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением
общаться с ними.
Особенностью детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие в их жизненном опыте травмирующих
ситуаций (жестокое обращение, потеря родителей и т.п.). Психотравма является событием, которое изменяет систему
отношений детей и подростков, приводит к дезадаптации в сфере общения и поведения.
Научные, методологические, нормативноправовые и методические основания программы Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социальноисторического опыта, прежде всего
опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи тяжелейшая трагедия в жизни ребенка,
которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет государство пытается справиться с все возрастающей
волной сиротства ("социального" сиротства), развивая разные формы опеки и попечительства. Тем не менее, модель
помещения детей в интернатные учреждения (детские дома, школыинтернаты) все еще является доминирующей.
Особенно остры и тяжелы эти проблемы для выпускников сиротских учреждений. Сложно обеспечить полноценное
развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям,
лишенным попечения родителей, результат не всегда соответствует ожиданиям и затраченным силам и средствам.
Существуют причины, которые трудно преодолеть в данной системе общественного воспитания. Опыт педагогов,
работающих в детских домах, данные психологических, социологических исследований показывают, что при выходе из
стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни в
обществе.
Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детейсирот. Тем не менее,
не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений
привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей
нередко носит осложненный характер.
Программа опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития (И. Лангмейер, З.
Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации позволяют определить основные психологические
причины тех трудностей, которые испытывает ребеноксирота. Результаты отечественных исследований (В.С. Мухина,
А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что институциональные условия
неадекватны потребностям ребенка, тормозят психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности,
возникновению депривационной симптоматики.
В программе соединены элементы тренинга личностного роста, обучающего тренинга и различные психологические
упражнения, используемые в тренинговых программах (С.В. Кривцова, К. Фопель, Г.А. Цукерман). При разработке
программы принимались во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты групповой и
индивидуальной работы с семьей (А.Я. Варга, Д.В. Винникот, К. Рудестам, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер). Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом
возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш.А.
Амонишвили) ребенка.
Согласно подходу гуманистической психологии ребенок не объект воздействий взрослого, не "сырье" для
формирования чего бы то ни было, ребенок субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей
личности и сам несущий ответственность за это самостановление. Задача программы не формировать человека по
заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной
свободы и ответственности за жизненные выборы.
Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование
опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части
программы.
Практическая направленность
Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей,
детейсирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.
Программа относится к виду коррекционноразвивающих психологопедагогических программ.
Цель программы
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации
ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной
ситуации.
Задачи программы
Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
Осуществление психологопедагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у
учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и
преодоления.
Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на
преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и
профессионального самоопределения.
Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной
и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
Предупреждение безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Социальнопедагогическая реабилитация опекаемых детей.
Принципы реализации программы:
1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
2. Принцип психологопедагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных
интересов, возможностей, целей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить его
человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении,
образе жизни.
3. Принцип повышение роли общественных организаций.
Механизм реализации программы:
Индивидуальное психологопедагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер,
которая включает в себя:
проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей
развития опекаемых детей;
выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;
организация индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей деятельности;
информирование родителей по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.
Ожидаемые результаты. реализация индивидуальной образовательной программы
развитие активной жизненной позиции детей
развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.
адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности,
религию, культуру и язык;
выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;
помощь детям при потере или разлуки с родителями;
увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через
участие в общешкольных мероприятиях;
развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.
Этапы реализации программы.
Первый этап – диагностический, формирование банка данных
1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на
них.
2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и
материальной помощи:
изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
изучение личности подопечного;
установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
3.Контроль:
за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;
за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками; за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;
за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных
занятий, внешний вид);
за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития,
предоставление путевок в санатории;
за исполнением обязанностей опекунами.
4. Организация педагогической помощи подопечному:
помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
помощь в решении конфликтных ситуаций;
помощь в выборе (записи) кружка или секции;
5.Защита прав и законных интересов подопечных;
Второй этап деятельностноконсультативный
Работа с обучающимися:
1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
2.Сопровождение учащихся с социальноэмоциональными проблемами. Сопровождение социальноуязвимых семей,
детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально
эмоциональных проблем у учащихся.
3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).
Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.
4.Правовое просвещение подопечных.
Работа с семьей:
1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.
2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного.
3.Правовое просвещение опекуна.
4.Педагогическое просвещение опекуна.
5.Привлечение специалистов. Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком с учетом выработанных
рекомендаций
Содержание методической работы
№
п\п
1 1. Диагностика семей, где
дети находятся под опекой
или попечительством , а
так же в приёмных семья
Социальный
педагог и
классные
Направление
деятельности
Сентябрь
октябрь
Форма работы
Сроки
Ответственный
наблюдение семей
специалистами;
анкетирование детей;
опросы детей;
тестирование
консультации;
индивидуальные
беседы;
посещение семей;
помощь в оформлении
документов
контроль за
посещаемостью и
успеваемостью;
беседы;
встречи;
Совет по
профилактике;
занятость детей во
2 Индивидуальная работа с
семьей
3 Индивидуальная работа с
учащимися
руководители
В течении учебного
года
октябрь
апрель
по мере
необходимости
Ежедневно
В течении учебного
года
по мере
необходимости
В течении учебного
года
психолог
Социальный
педагог и
классные
руководители
психолог
социальный
педагог
Социальный
педагог и
классные
руководители
Социальный
педагог и
классные
руководители второй половине дня
Изучение
воспитательной
педагогической
литературы;
летний лагерь ;
беседы при посещении
семьи
анкетирование;
тестирование;
консультации;
встречи с Центром
занятости
консультации ;
отчёты;
информации;
семинары;
участие в судебных и
других разбирательствах
психолог
социальный
педагог
педагоги
дополнительного
образования
Социальный
педагог и
классные
руководители
В течении учебного
года
В течении учебного
психолог
года
В течении учебного
Социальный
года
педагог
по мере
необходимости
Социальный
педагог
4 Профилактика семейного
неблагополучия
5 Профессиональная
ориентация подопечных
6 Тесное взаимодействие с
отделом опеки и
попечительства
Купинского района
7 Защита прав ребёнка ЛИТЕРАТУРА:
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М., 1994.
2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
3. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Мн., 1999.
4. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.
5. Закон Парламента КБР "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" от 2 августа 1996г.
6. Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб, 1996.
7. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.
8. Ковалёв СВ. Психология семейных отношений. М., 1987.
9. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2001,
10.Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1984.
11.Конвенция ООН о правах ребёнка. И., 2001.
12.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
13.Кулагина И.Ю. Личность школьника. От задержки психического развития до одарённости. М., 1999.
14.Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М., 2002. Натанзон Э.Ш.
15.Психологический анализ поступков ученика. М., 1991.
16. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. М., 1988.
17.Овчарова Р..В. Справочная книга социального педагога. М.,2001.
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.