Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Оценка 4.8

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
администрации +1
Взрослым
28.04.2019
Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер для развития и усиления "Я" подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме. В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень
Программа.docx
Программа «Психолого­педагогического сопровождения детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей»                                                                                  Программа Наименование программы Цель программы Задачи программы «Психолого­педагогического сопровождения детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Паспорт «Психолого ­педагогическое сопровождение детей ­сирот и  детей , оставшихся без попечения родителей» 1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и  самореализации восприятия мира детям ­сиротам и детям,  оставшихся без попечения родителей. 2.Сохранение естественных механизмов развития подростков. 3. Создание условий для актуализации потребности к  саморазвитию,   самосовершенствованию. 1. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей. 2.Предупреждение безнадзорности и профилактика  правонарушений несовершеннолетних. 3. Сопровождение  каждого ученика (цы) в процессе обучения в  решении его проблем  с использованием  реальных факторов Основные направления  реализации программы Ожидаемые и конечные  результаты реализации  программы Управление и контроль за  выполнением программы социума. 1. Социально — педагогическая поддержка семьи  и ребёнка в  формировании личности ученика, находящегося под опекой или  попечительством, а так же в приёмных семьях. 2.  Психолого — педагогическое просвещение и повышение  культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей. 3. Взаимодействие школы   с отделом опеки и попечительства    1. Улучшение микроклимата в семьях. 2. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под  опекой или попечительством, а так же в приёмной семье. 3. Активное участие законных представителей и  детей в  воспитательной жизни школы. 4. Усиление роли семьи в воспитании детей. 5. Успешная  модель выпускника школы. Управление программой осуществляется  Директором школы  и  заместителей. Общий контроль  осуществляется педагогической  общественностью.                                                                                                                                                                                                           Пояснительная записка                   Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе  основ человеческого общежития, в первооснове мироздания ­ любовь родительская к детям, забота  старших о младших. И все­таки, дети ­ без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных  случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не  щадящие и малых сил...                                                                                                                                                                                                                   Актуальность и перспективность программы       Особенности  переходного  возраста,  а  также   сложные   условия,  в  которых   происходит   взросление  современной молодежи,   диктуют   необходимость   использования   специальных   мер   для   развития   и   усиления   "Я"   подростка, формирования   жизнеспособной   личности,   обладающей   достаточными   внутренними   ресурсами   для   успешного взаимодействия в социуме.    В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров,   Л.   Ярроу,   Р.   Заззо,   Р.   Спиц,   Дж.   Боулби,   Г.М.   Лямина,   М.И.   Попова,   А.Л.   Лихтарников   и   др.)   дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.     Общее физическое, психическое развитие детей­сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них   отмечаются   замедленный   темп   психического   развития,   ряд   негативных   особенностей:   низкий   уровень интеллектуального   развития,   бедные   эмоциональная   сфера   и   воображение,   позднее   формирование   навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству,   неадекватная   самооценка,   неуверенность   в   себе,   недостаточное   развитие   самостоятельности   и ответственности,  низкая   мотивация   к   достижению   успеха,   чувствительность   к   жизненным   трудностям   и   личностной неготовности к их решению. Подростки в этом возрасте негативно воспринимают собственное тело, внешность, у них отсутствует ценность здоровья, плохо развиты навыки самостоятельно принимать ответственные решения в социально опасных ситуациях. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Особенностью детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие в их жизненном опыте травмирующих ситуаций (жестокое обращение, потеря родителей и т.п.). Психотравма является событием, которое изменяет систему отношений детей и подростков, приводит к дезадаптации в сфере общения и поведения.  Научные, методологические, нормативно­правовые и методические основания программы Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально­исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи ­ тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства ("социального" сиротства), развивая разные формы опеки и попечительства. Тем не менее, модель помещения детей в интернатные учреждения (детские дома, школы­интернаты) все еще является доминирующей. Особенно остры и тяжелы эти проблемы для выпускников сиротских учреждений. Сложно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям, лишенным   попечения   родителей,   результат   не   всегда   соответствует   ожиданиям   и   затраченным   силам   и   средствам. Существуют   причины,   которые   трудно   преодолеть   в   данной   системе   общественного   воспитания.   Опыт   педагогов, работающих в детских домах, данные психологических, социологических исследований показывают, что при выходе из стен   учреждения   бывшие   воспитанники   часто   оказываются   плохо   приспособленными   к   самостоятельной   жизни   в обществе. Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей­сирот. Тем не менее, не   может   полностью   компенсировать   последствий   потери   родителей,   эмоциональной   депривации,   нарушений привязанности,   мозаичности   развития.   Поэтому   начало   самостоятельной   жизни   и   у   подростков   из   приемных   семей нередко носит осложненный характер. Программа  опирается  на  теории  привязанности  (Р. Шпиц, Дж.  Боулби)  и  депривации  развития (И. Лангмейер, З. Матейчек).  Выделенные   авторами   формы   психической   депривации   позволяют   определить   основные   психологические причины тех трудностей, которые испытывает ребенок­сирота. Результаты отечественных исследований (В.С. Мухина, А.Н.   Прихожан,   Н.Н.   Толстых)   служат   основанием   для   признания   того   факта,   что   институциональные   условия неадекватны   потребностям   ребенка,   тормозят   психическое   развитие,   способствуют   расстройствам   привязанности, возникновению депривационной симптоматики. В программе соединены элементы тренинга личностного роста, обучающего тренинга и различные психологические упражнения,   используемые   в   тренинговых   программах   (С.В.   Кривцова,   К.   Фопель,   Г.А.   Цукерман).   При   разработке программы принимались во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты групповой и индивидуальной работы с семьей (А.Я. Варга, Д.В. Винникот, К. Рудестам, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер). Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом возрастных   особенностей   (Л.С.   Выготский,   Д.Б.   Эльконин)   и   базовых   потребностей   (В.   Сухомлинский,   Ш.А. Амонишвили) ребенка. Согласно   подходу   гуманистической   психологии   ребенок   не   объект   воздействий   взрослого,   не   "сырье"   для формирования чего бы то ни было, ребенок ­ субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление. Задача программы ­ не формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы. Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части программы. Практическая направленность Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей­сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации. Программа относится к виду коррекционно­развивающих психолого­педагогических программ. Цель программы                Обеспечение   наиболее   благоприятных   условий   для   гармоничного   развития,   самореализации   и   социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации. Задачи программы    Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении. Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях. Осуществление   психолого­педагогической   диагностики   для   раннего   выявления   различного   рода   проблем   у учащихся, определения  причин   их  возникновения  и поиска  наиболее  эффективных  способов  их  профилактики   и преодоления.     Осуществление в разнообразных  формах индивидуального  сопровождения  развития ребенка,   направленного  на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения,   общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование. Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка. Предупреждение   безнадзорности,   беспризорности,   правонарушений   и   антиобщественных   действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Социально­педагогическая реабилитация опекаемых детей.   Принципы реализации программы: 1.   Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни. 2.  Принцип психолого­педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных  интересов, возможностей, целей и путей преодоления ­ препятствий, мешающих ему сохранить его  человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении,  образе жизни. 3.  Принцип повышение роли общественных организаций.   Механизм реализации программы:            Индивидуальное психолого­педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер,  которая включает в себя:  проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей  развития опекаемых детей; выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;   организация индивидуальной и групповой коррекционно­развивающей деятельности;  информирование родителей по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.                                                                        Ожидаемые результаты.  реализация индивидуальной образовательной программы  развитие активной жизненной позиции детей  развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.  адекватное   реагирование   на   прошлое   ребёнка   и   другие   проблемы,   включая   вопросы   расовой   принадлежности, религию, культуру и язык; выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;   налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми  с учетом их возрастных особенностей;  помощь детям при потере или разлуки с родителями;  увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;  развитие   у   детей   увлечений,  интересов,   дружеских   отношений   с  людьми,  проживающими   в  одной   семье   через участие в общешкольных мероприятиях;  развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;  ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;      Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет. Этапы реализации программы. Первый этап – диагностический, формирование банка данных 1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на  них. 2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и  материальной помощи:   ­ изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;   ­ изучение личности подопечного;   ­ установление открытых доверительных отношений с членами семьи; 3.Контроль:     ­ за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;    ­ за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками; ­ за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;    ­ за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);    ­ за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);     ­ за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории;    ­  за исполнением обязанностей опекунами. 4. Организация педагогической помощи подопечному:    ­ помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);    ­  помощь в решении конфликтных ситуаций;    ­  помощь в выборе (записи) кружка или секции; 5.Защита прав и законных интересов подопечных; Второй этап ­  деятельностно­консультативный Работа с обучающимися:      1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе. 2.Сопровождение учащихся с социально­эмоциональными проблемами.     Сопровождение социально­уязвимых семей,  детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально­ эмоциональных проблем у учащихся. 3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).         Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.       4.Правовое просвещение подопечных. Работа с семьей:       1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.       2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи  подопечного.       3.Правовое просвещение опекуна.       4.Педагогическое просвещение опекуна.       5.Привлечение специалистов. Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком  с учетом выработанных  рекомендаций                         Содержание  методической работы № п\п 1 1. Диагностика семей,  где  дети находятся под опекой или попечительством , а  так же в приёмных семья Социальный педагог и классные Направление деятельности Сентябрь октябрь Форма работы Сроки Ответственный  ­ наблюдение семей  специалистами; ­ анкетирование детей; ­ опросы детей; ­ тестирование ­консультации;  ­ индивидуальные  беседы; ­ посещение семей; ­ помощь в оформлении  документов ­ контроль за  посещаемостью и  успеваемостью; ­ беседы;  ­ встречи; ­ Совет по  профилактике; ­ занятость детей во  2 Индивидуальная работа  с  семьей 3 Индивидуальная работа с  учащимися руководители В течении учебного года октябрь апрель по мере необходимости Ежедневно В течении учебного года по мере необходимости В течении учебного года психолог Социальный педагог и классные руководители  психолог социальный педагог Социальный педагог и классные руководители Социальный педагог и классные руководители второй половине дня  ­Изучение  воспитательной  педагогической  литературы; ­ летний лагерь ; ­ беседы при посещении  семьи ­ анкетирование; ­тестирование; ­ консультации; ­ встречи с Центром  занятости ­ консультации ; ­ отчёты; ­ информации;  ­ семинары; ­ участие  в судебных и  других разбирательствах психолог социальный педагог педагоги дополнительного образования Социальный педагог и классные руководители В течении учебного года В течении учебного психолог года В течении учебного Социальный года педагог по мере  необходимости Социальный педагог 4 Профилактика семейного  неблагополучия 5  Профессиональная ориентация подопечных 6 Тесное взаимодействие с  отделом опеки и  попечительства  Купинского района 7 Защита прав ребёнка ЛИТЕРАТУРА: 1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М., 1994. 2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. 3. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Мн., 1999. 4. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988. 5. Закон Парламента КБР "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" от 2 августа 1996г. 6. Зимбардо Ф. Застенчивость. С­Пб, 1996. 7. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 8. Ковалёв СВ. Психология семейных отношений. М., 1987. 9. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2001, 10.Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1984. 11.Конвенция  ООН о правах ребёнка. И., 2001. 12.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000. 13.Кулагина   И.Ю.   Личность   школьника.   От   задержки   психического   развития   до одарённости. М., 1999. 14.Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М., 2002. Натанзон Э.Ш. 15.Психологический анализ поступков ученика. М., 1991. 16. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. М., 1988. 17.Овчарова Р..В. Справочная книга социального педагога. М.,2001.

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2019