Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Оценка 4.8

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
23.10.2019
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа содержит в себе подробное описание целей и задач,которые психологи и педагоги должны ставить перед собой занимаясь с детьми,оказавшимися в трудных жизненных ситуациях.Даётся цикл мероприятий,проводимых с детьми и их семьями для поддержания нормального адекватного психического состояния семьи,которая переживает кризисную ситуацию
программа криз.ситуац.docx
МКОУ «Тёткинская СОШ №1 » Программа психолого­педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Составитель педагог­психолог Леонтьева Ю.А. 2019 г Пояснительная записка.         В сегодняшней России проблемы семьи хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно­бытовая неустроенность,  безработица, дисгармония межличностных отношений и т. д. Из года в год  увеличивается число социальных сирот, то есть таких детей, которые  становятся сиротами при живых родителях. Ухудшение положения  российских семей приводит к вытеснению ребенка из семьи и порождает  такое масштабное явление, как беспризорность и бродяжничество. Право ребенка иметь семью признано в России на всех уровнях — от  бытового до нормативно­законодательного. К сожалению, несмотря на  снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, количество детей,  нуждающихся в государственном попечении, из года в год увеличивается. Утрата несовершеннолетним родительского попечения наступает в  следующих случаях: смерть родителей; лишение родителей родительских  прав; отобрание детей у родителей без лишения родительских прав;  длительная болезнь родителей (подтверждается справкой за подписью трех  врачей); признание родителей умершими (по суду); признание родителей  недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия; признание  родителей судом безвестно отсутствующими; длительное пребывание  родителей в командировке (более 6 месяцев); отбывание родителями срока  наказания или нахождение под стражей в период следствия; оставление  ребенка на длительное время без присмотра взрослых.     Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей,  является опека и попечительство.      Ст. 145 Семейного кодекса РФ определяет опеку и попечительство как  форму семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,  которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания  детей­сирот, а также защиту их личных и имущественных прав и интересов,  осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием  подопечных.      В настоящее время в России распространено такое тревожное явление, как  социальное сиротство. Дети испытывают раннюю родительскую депривацию,  которая накладывает отпечаток на многие стороны их психического развития. Особенные трудности вызывает у них приспособление к социуму, что связано  со снижением их социальной активности, нарушением норм общения,  повышенной агрессивностью. Дети, не познавшие жизни в настоящей, гармоничной семье, редко строят  полноценные семейные отношения. В таких условиях постоянно девальвируются социально­ важные ценности — семья, брак, дети,  родительство. В последние годы произошли кризисные изменения в структуре  семейных связей, так как многие родители не могут обеспечивать своим  детям не только социально­приемлемый, но и физиологический уровень  содержания. Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями  разрушает мир ребенка, потому что его родители, его естественные  защитники, оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить  нерушимость жизненного уклада, достаточные средства к существованию.     Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные  связи и родительское попечение, постоянно увеличиваются. Дети, оторванные от семьи и родителей, приобретают негативный жизненный опыт и либо  вообще не могут создать собственную семью, либо создают неблагополучную  семью, которая чаще всего распадается. Так появляется вторичное сиротство. Таким образом, социальные сироты воспроизводят подобных, образуется  порочный круг. Можно ли разорвать порочную, сковывающую общество цепь  сиротства?      Необходима профилактика: выявление неблагополучных семей и детей  группы риска по сиротству. Сложившаяся ситуация ставит перед  государством задачу — устроить этих детей, накормить, одеть, обеспечить  определенный уровень образования, медицинского ухода, подготовить к  выходу в самостоятельную жизнь.     Актуальность сопровождения опекаемых детей в нашем образовательном  учреждении несомненна. На сегодняшний день в школе обучаются 14 детей,  находящихся под опекой и попечительством. Из них 10 ребят потеряли мать,  являются по сути сиротами.     Цель сопровождения: оказание социально­психологической и  педагогической помощи и защита прав и законных интересов опекаемых  детей.     Задачи:. ­ изучение психологических особенностей детей; ­ изучение социально – бытовых условий; ­формирование социальной компетентности личности, соответствующей тем  требованиям времени, в которое входит личность обучающегося – это  социальные навыки и умения; ­ вовлечение в кружки, спортивные секции; ­ консультирование детей по проблемам социализации личности; ­ консультирование опекунов по проблемам обучения и воспитания; ­ помощь в расширении социальных связей. Алгоритм сопровождения опекаемых в образовательном учреждении. 1. Подготовка информации для банка данных о детях, находящихся под  опекой и попечительством. Сюда входят следующие документы: постановление главы администрации об  установлении опеки, сведения о родителях, документы, подтверждающие  социальный статус ребенка (решение суда о лишении его родителей  родительских прав, свидетельство о смерти родителей, приговор суда об  отбывании ими наказания в местах лишения свободы), сведения об имуществе ребенка, жилой площади — закреплена или нет, о финансах (размер пенсии,  пособия); сведения о месте проживания, близких родственниках (Ф. И. О.,  адрес, год рождения). 2. Постановка на внутришкольный контроль решением администрации школы. З. Посещение семьи (акт обследования жилищно­бытовых условий семьи —  два раза в год). 4. Медицинское обследование подопечных (плановое), медицинская помощь  по необходимости. 5. Педагогическое сопровождение опекаемых (по индивидуальной  программе). 6. Представление информации (в 3­дневный срок) о детях, оставшихся без  попечения родителей, в отдел опеки управления образования. Детский отдых детей, находящихся под опекой. 1. Предварительная информация в управление образования о планировании  летнего отдыха опекаемых. 2. Заявка в управление образования, управление социальной защиты населения на получение путевки для санаторно­курортного лечения. 3. Оформление санаторно­курортной карты через детскую поликлинику. Досуг опекаемых. 1. Организация занятости подопечных (кружки, секции, клубы по интересам). 2. Привлечение детей и опекунов к участию в подготовке и проведении  общешкольных, культурно­массовых мероприятий через детскую  организацию. Формы: ­ индивидуальные и групповые занятия, ­ консультация, ­ тренинг, ­ собрание, ­ рейды в семью, Ожидаемые результаты. 1.Успешная адаптация и социализация личности опекаемого ребенка.  Готовность учащихся к реализации личностного потенциала. 2. Улучшение состояния здоровья детей. З. Укрепление и оздоровление социально­психологического климата в семье. Организационная модель психолого­педагогического сопровождения К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими  огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей  близких вследствие болезней, несчастных случаев, катастроф, аварий, и пр.  Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и  чем помочь ребенку в этой ситуации.      Большое значение на  развитие ребёнка может оказать социально­ психологическая служба школы.  В группе анализируется различная тематика, которая объединяет проблемы  горя и концепции целостности, четкости, самоанализа и самосознания.      Занятие 1. Первое занятие в известном смысле самое важное. На нем  происходит знакомство специально организованным способом. Устанавливаем несколько правил, например, правило психологической  безопасности (конфиденциальности).       Другое правило таково: каждый сам решает, как много и что именно он  или она хотят рассказать. Следует договориться сидеть тихо и слушать  других.      В начале занятия детям сообщается о цели работы группы. Нужно суметь  откровенно рассказать им о том, почему они находятся здесь: потому что кто­ то в их семьях умер; потому что мы собираемся говорить об изменениях в их  жизни и переживаниях, связанных со смертью. Очень важна четкая, ясная  форма начала разговора, чтобы в дальнейшем можно было говорить с детьми  Откровенно.     Необходимо использовать вводные упражнения или, скорее, игры, с  помощью которых можно лучше узнать друг друга. Одна игра связана с именем, чтобы познакомиться с присутствующими; второе упражнение — интервью ­ дети в течении нескольких минут (2—5)  интервьюируют друг друга, задавая вопросы о возрасте, любимой пище, в  какую школу он (или она) ходят и т.д. Затем каждый представляет того  ребенка, которого он интервьюировал. Первое упражнение по теме «Горе» заключается в том, что малая группа (3— 5 человек) рисует семью. Это дает возможность поговорить о человеке,  который умер, о причине смерти и ситуации во время непосредственной  близости смерти. Что знает ребенок? Существуют ли вопросы, которые  необходимы и должны быть им заданы? Здесь можно столкнуться с первой  проблемой по поводу смерти и с проблемой четкости той информации,  которую сообщает ребенок. Идет работа также с прошлым. Какова была  семья накануне смерти? Как она выглядит сейчас? Часто после смерти  близкого происходят некоторые изменения (появление отчима, мачехи, новых  сестер или братьев; новая семья, переезд в новый дом, даже в новый город). Рисунки семьи развешиваются на стене, и каждый ребенок коротко  представляет семью всей группе, рассказывая другим о том, кто из  изображенных умер, а также о причине его смерти В каждом занятии есть перерыв, где можно предложить чай. Неплохо заканчивать каждую встречу,  установив какой­то ритуал, например, поиграть в какую­нибудь игру на  прощание, особым образом подчеркивая конец занятия. Упр. «Всем спасибо»:  ребята встают в круг, взявшись за руки. Поднимая руки вверх­говорим  «всем», опуская (вместе) – «спасибо». Занятие 2. Что произошло?      Каждое занятие можно начинать с игры в имя. Это очень помогает  начинать работу в группе каждый раз одинаково.     Во втором занятии есть такое упражнение: ребенок рассказывает о потере и реакциях на нее. Можно дать немного психологической информации о том,  что случается с человеком, когда кто­то из близких ему людей умирает  «Сначала происходит шок, на который ты, возможно, отреагировал далеко не  так, как должен был бы реагировать например, смехом или чувством  оцепенелости, неспособностью заплакать. Позже такие реакции часто влекут  за собой чувство вины».       Детям полезно услышать, что подобные проявления — в порядке вещей.  Не следует читать лекцию, работа должна быть больше похожа на дискуссию,  и дети принимают участие в ней, делясь своим собственным опытом.      Следующее упражнение — «мозговой штурм»: что изменилось? На  большом куске бумаги, висящем на стене, рисуем четыре больших круга. На  одном пишем фамилию, школу и друзей, три другие озаглавлены: тело,  чувство и мысли. Все дети потом высказывают свои мнения по поводу того,  что стало характерно для их жизни после смерти близкого человека. Какие  новые мысли появились у них; страх, что кто­то из членов семьи также может  умереть, кошмары и др, Следует не забыть подчеркнуть, что все это является  нормальной реакцией на горе. Соматические симптомы такие, как бессонница, чувство постоянной усталости, головные боли, боли в желудке и т.п.  Слушание рассказов других детей, возможность увидеть все, о чем  говорилось, на бумаге, это может повлиять на то, как дети смогут понять свои реакции и самих себя. Занятия З и 4. Беседа о чувствах.       Некоторые дети очень хорошо осознают свои настроения и в состоянии  легко отличить одно впечатление от другого. Но многие, особенно маленькие,  не имеют ясного представления о том, что с ними происходит. На занятиях с  маленькими детьми можно использовать силуэт человека, «человек­манекен»,  чтобы выяснить где именно в человеческом теле находятся эмоции.      Другое упражнение — на то, как меняются чувства с течением времени.  Детям предлагается распределить по четырем кругам собственные эмоции —  печаль, гнев, страх, счастье: а) во время смерти близкого человека; б) на  групповом занятии; в) сегодня и г) в будущем. Упражнением с кругом также  можно пользоваться, чтобы констатировать, насколько значимо в круге  Семья’ личное горе ребенка и, например, горе мамы, дедушки, родных братьев и сестер. Некоторые дети считают, что просто не хватает места для их  собственного горя, потому что, например, мамино горе гораздо больше, чем  их. Или ситуация может восприниматься совсем по­другому: ребенок,  оказывается, чувствовал себя совершенно одиноким в своем горе, а из семьи  никто не понимал, насколько тяжело его страдание.      Другое упражнение называется «Чувства и маски». Иногда в горе мы  предпочитаем скрыть некоторые мучительные состояния и спрятаться за  маской. дети рисуют три ощущения, которые, как они считали, им трудно  выразить открыто; потом они рисуют маску, выражение лица они прятали  вместе с реальными ощущениями. Маска’ обладает как преимуществами, так  и недостатками. для упражнений на ощущения часто бывает мало одного  занятия, поскольку в этой проблеме возможно развертывание содержания. для занятий по этой теме необходимо иметь очень много сил. Занятие 5. Воспоминания.      Воспоминания являются важной частью нашей личности, нашими  внутренними образами. Известно, что дети лелеют воспоминания, нуждаются  в них, потому что они связаны с человеком, которого уже никогда не будет,  особенно если это кто­то из родителей. Ушедший человек необходим ребенку  для психологического развития, ребенок как бы связывает свое настоящее с  умершим. На этом занятии можно использовать большой лист бумаги,  вывешенный на стену. Внутри того или иного круга записываем различные  детали памяти:    «Личные вещи», «то, что мы делали вместе», «То, чему он/она научили  меняя», «Он/она в моей личности и наше физическое сходство». Существуют  также и такие круги: «Запутанные воспоминания» и «Воспоминания о  времени его болезни и смерти».     Некоторые дети боятся, что забудут того, кто умер, или они чувствуют  вину перед ним из­за того, что уже меньше думают о нем/ней, потому что  прошло уже достаточно времени. Кто­то тратит много сил на сохранение в  себе воспоминаний, но в этом и трудности для ребенка ведь нужно пополнять  запас энергии и концентрироваться в настоящем, например на учебе в школе.      Второе упражнение, касающееся воспоминаний, могло бы служить  дополнением к тем средствам, с которыми дети имеют дело в третьем  задании. Следующее упражнение это сочинение книги об умершем человеке.    В таких книгах, причем каждая из них могла бы быть потрясающей, —  несколько пустых страниц для того, чтобы дети заполнили их рисунками,  рассказами, фотографиями и другого роде воспоминаниями. Ко книга может  быть и очень простой, больше похожей на скоросшиватель, куда можно  прибавлять страницы по мере заполнения. Занятие 6. Письмо.      Неоконченные дела, события, о которых никогда не говорили — это могло  бы быть описание в письме к ушедшему. В этом упражнении ребенок может отразить переживания, которые, будучи зафиксированными на бумаге,  проясняют мысли, делают их более легкими для понимания. дети помладше,  возможно, выразят желание, чтобы взрослые помогли им написать письмо,  или, вероятно, обратятся к рисованию. Иначе говоря, это упражнение  индивидуально, в нем проявляется связь с ушедшим человеком. Следует  обсудить планы детей, что они хотели бы сделать с письмом впоследствии.  Кто­то предпочтет зарыть его в могилу, кто­то — сжечь и развеять пепел по  воздуху или бросить в воду. Занятие 7. Что помогает?      Это маленькое групповое упражнение, где используется «тест легкого  удара». У детей иногда возникает нелепая Идея, будто им помогает та  ситуация, когда они переполнены тягостными ощущениями. Важно сохранить  баланс между страданием и выходом из него. Когда идет работа с детьми,  обладающими большим эмоциональным опытом, то плач, желание обнять что­  то любимое — игрушку, предмет домашнего обихода, обращение к маме за  поддержкой, мысли об умершем человеке перед сном — это примеры того,  что снимает ­ таки напряжение у детей. Игра в футбол, другие виды  физической нагрузки помогают сбросу эмоций; просмотр ТВ, сон, стремление  вести себя так, будто ничего не случилось, это все пути к освободительному  просвету в ситуации горя. Занятие 8. Детская система поддержки, общая социальная работа.       В этом упражнении дети представляют самих себя в виде круга в центре  листа, затем возле круга «Я» рисуются окружности, где изображены люди,  значимые для этого ребенка. Следует спрашивать: ­Кто может поговорить с тобой, когда ты будешь нуждаться в поддержке? ­Кто необходим тебе?      Часто дети даже не догадываются, что есть рядом с ними те, кто  действительно может помочь и утешить. Упражнение проясняет ребенку  подобную ситуацию. Он видит, что вовсе не одинок, но если система  поддержки выглядит крайне слабой, если практически невозможно  обнаружить тех людей, которых можно было бы ввести в эту ситуацию  (причем следует тщательно работать над ней вместе с ребенком), тогда важно  поинтересоваться, разрешит ли ребенок нам находиться­ рядом в этой  выстраиваемой самим ребенком системе.     Безусловно, не следует рассматривать все сказанное выше как единственно  правильное руководство к действию во всех подобных случаях, ибо всегда  найдутся дети, особенно старшего возраста, которые стремятся к уединению в своем горе, не могут и не хотят разделить его с окружающими, и к этому  нужно относиться с пониманием.      Важно иметь в виду, что ребенок может испытывать острую потребность в  поддержке со стороны взрослых, но не уметь выразить ее, и в этом случае задача взрослого — предложить свою помощь; но если ребенок явно  отталкивает взрослого, то не следует насильно навязывать ему свое участие. Здесь приведены не готовые рецепты, это скорее советы, помогающие выбрать адекватную тактику поведения по отношению к ребенку, которого постигло  горе.          Эти занятия можно проводить для одного ребенка как  индивидуальную консультацию.      Упражнение на релаксацию — Закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании, представьте себе,  что в руках у вас сильно зажатая в кулак обида. Напрягите руки.  Почувствуйте напряжение в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак  расслабьте мышцы, отпустите обиды, чтобы они упали и рассыпались на  мелкие части. Расслабь те руки. Ваша обида исчезла. Групповая работа, направленная на конструктивное преодоление кризисных состояний у детей и подростков Количество и продолжительность занятий. Со старшими подростками достаточно одной­двух встреч в неделю.  Продолжительность — не меньше часа, чтобы иметь время для игровой  терапии. Мотивация участников      Успех групповой работы определяется интересом и мотивацией  участников. Групповой процесс должен быть построен так, чтобы детям было  интересно. Как можно больше игр, мозаик и всего, что может вовлечь и  заинтересовать детей. Сам ведущий должен быть ребячливым, подвижным и  веселым. Рассказы и ролевые игры должны соответствовать возрасту и  развитию детей.       Основные стратегии      Групповая работа начинается с оценки. Изменения начинаются с того  момента, когда ребенок задумывается о своих эмоциях и о том, что он  собирается делать. Общение с другими детьми в группе увеличивает  количество выборов. 1. Закончи предложение     Ведущий предлагает незаконченные предложения, специфичные для  проблематики группы: • Я веселюсь, когда... • Мне особенно грустно, когда. • Я чувствую себя лучше, когда... • Что меня бесит, так это... • Мое любимое занятие... • Неприятности вызывают у меня... То, как ребенок заканчивает предложение, помогает психологу выявить его  иррациональные представления, способы решения проблем, аффективные и  поведенческие реакции. Ведущий поддерживает в ребенке позитивную  самооценку. 2. Сочинение рассказа Можно предложить детям картинки из журнала или придумать что­то другое.  Ведущий задает вопросы типа: • Что происходит на этой картинке? • Как ты думаешь, что девочка собирается делать? Некоторые вопросы могут быть очень специфическими, направленными на  определенные когнитивмобихевиоральные навыки: • Как она себя чувствует? • Как эта маленькая девочка выйдет из положения? • Как ты думаешь, что она думает об этом? Ведущий может также начать рассказ, а дети его продолжают или заполняют  пропуски. З. Ролевые игры Ведущий предлагает ситуацию, предполагающую вовлечение разнообразных  когнитивно­бихевиоральных навыков. Разыгрывание ролей позволяет гибко и  в то же время специфично моделировать возможные жизненные ситуации. 4. «Игра в чувства» Детям и подросткам в состоянии кризиса (перенесшим травму,  испытывающим депрессию и др.) важно уметь распознавать и называть свои  эмоции. Ведущий раздает детям карточки, на которых написаны названия  различных чувств. Малышам, не умеющим читать, можно назвать шепотом эти чувства. Затем каждый ребенок по очереди изображает, проигрывает чувство,  написанное на его карточке, а остальные отгадывают, что это за чувство, и  объясняют свою догадку. Возможные варианты игры: • рисунки лиц, выражающих различные эмоции; • дети рисуют лица, выражающие различные эмоции; • ведущий изображает определенное чувство, дети отгадывают это чувство и  оценивают в баллах его интенсивность; • дети предлагают чувства, уместные в различных ситуацмях: кто­то не  получил подарка или над ним смеются. 5.Игра в решение проблем Ведущий предлагает проблемную ситуацию, и дети вслух рассуждают, как  можно ее разрешить. В работе с подростками важно изменить их иррациональные представления,  внедрить позитивную самооценку, помогающую совладать с кризисом  (травмой и др.). Важно также научить их навыкам социализации. Следует обратить внимание на такие навыки, как контакт глазами, сдерживание своей активности на приемлемом уровне, контроль импульсов. В качестве профилактических мер и способов конструктивного  разрешения кризисов можно использовать самопомощь. Кризисный период будет считаться успешно завершенным только в том  случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость,  чувствовать общность с другими людьми, иметь развитую самооценку и  хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.                                                       Литература 1.ВасилюкФ.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических  ситуаций). — М.: Изд­во МГУ, 1984. 2.ВасилюкФ.Е. Психотехника переживания. — М., 1991. 3.Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой... — М., 1991. 4.Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Якончук М.И. Преодоление  психологических травм. — МН.: НИО, 1999. 5.Хусейн А., Холкомб В. Руководство по лечению психологической травмы у  детей и подростков. — Гуманитарноблаготворительный центр «Сострадание», 1997.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2019