Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.
Оценка 4.6

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
9 кл—11 кл
20.06.2018
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Реализация программы психологической подготовки к экзаменам позволила снизить уровень тревожности и повысить уровень самоконтроля и самоорганизации.Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Реализация программы психологической подготовки к экзаменам позволила снизить уровень тревожности и повысить уровень самоконтроля и самоорганизации.
псих 4.docx
Программа психолого­педагогического сопровождения  обучающихся при подготовке к экзаменам  «Экзамены. Курс на успех» 1 Актуальность Сдача   Единого   государственного   экзамена   представляет   собой   не   только   проверку знаний, но и психологическое испытание. Для экзамена характерно погружение в ситуации оценивания,   сравнения,   четко   установленной   регламентации,   что   требует   от   человека гибкости,   ответственности,   высокой   работоспособности,   самоорганизации,   уверенности   в себе, эмоциональной устойчивости. Не каждый обучающийся может самостоятельно с этим справиться.   Чибисова   М.Ю.   выделяет   три   группы   трудностей,   связанных   с   экзаменами: «когнитивные, личностные, процессуальные» «Когнитивные   трудности   это   трудности   связанные   с   особенностями   переработки информации, со спецификой работы с тестовыми материалами». «К   личностным трудностям, прежде всего, относится высокий уровень тревоги, что приводит   к   дезорганизации   деятельности,   снижении   концентрации   внимания   и работоспособности».  «Процессуальные   трудности   это   проблемы,   которые   связанны   самой   процедурой Единого государственного экзамена»[1].  Экзамены   в   форме   ЕГЭ   в   МОУ   «Сторожевская   СОШ»   проводятся   с   2005   года,   и ежегодно в проведении или в организации экзамена что­либо меняется. Для родителей и учителей   стало   очевидным,   что   во   время   испытания   многие   обучающиеся   переживают сильный стресс, длительно  пребывают в волнении, беспокойстве, тревоге, проявляют острые эмоциональные   и   соматические   реакции.   Кульминационным   и   наиболее   фрустрирующим моментом  чаще  всего  становиться  ожидание  результатов  экзамена.  Выпускникам  трудно мобилизоваться   и   конструктивно   действовать   далее.  Изменить   предэкзаменационную   и экзаменационную   ситуацию   невозможно   (уменьшить   интенсивность   подготовки,   изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект   —   личность   выпускника.  Все   это   актуализировало   необходимость   в   организации психологического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам. 2 Программа психолого­педагогического сопровождения обучающихся  «Экзамены. Курс на успех» ориентирована на  проработку личностных трудностей. Разработана в соответствии с Конвенции ООН о правах ребенка (ст.6 п.2)[7], Законом РФ   «Об   образовании»   (ст.12   ч.4   п.1;   ст.23   ч.4   п.2;   ст.28   ч.15)[6],    Положением   о психологической службе в системе народного образования (от 19.09.90. № 616)[8], Уставом МОУ «Сторожевская СОШ»[5]. Программа рассчитана для подростков 15­18 лет, оканчивающих 9,11 классы средней общеобразовательной школы. Гарантия   прав   участников   программы   обеспечивается   согласием   родителей обучающихся. Цель программы:  отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому   государственному   экзамену;   обучение   навыкам   саморегуляции,   самоконтроля   и релаксации; повышение уверенности в себе, в своих силах. Задачи программы:  Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.  Формирование   конструктивной   стратегии     подготовки   к   экзаменам   и деятельности на экзамене.  Обучение навыкам саморегуляции и релаксации. Новизна программы Наиболее   оптимальной   формой   реализации   вышеперечисленных   задач   являются  телесно   ­ комплексные   занятия   с   элементами   арт­терапии,   пластилинотерапии, ориентированнанной   психотерапии,     включающие   так   же   игры   и   упражнения   для формирования положительного эмоционального фона, снижения тревожности, развития саморегуляции  и  самоконтроля,  отработки  стратегии  и тактики  поведения  в  период подготовки к экзамену. Арт­терапия  – это особый вид психотерапии изобразительным искусством, целью которой является гармонизация личности через развитие способности к самопознанию, самовыражению[2]. Пластилинотерапия  ­ это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Способствует   снятию   мышечного   напряжения   и   расслаблению. Пластилин   имеет большое количество оттенков, что позволяет при работе  с чувствами и эмоциями для каждой эмоции и чувства выбрать свою цветовую гамму[4].  3 Телесно­ориентированная   психотерапия —   направление   психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта[3] Программа   состоит   из   информационного   стенда,   цикла   занятий   (4  занятия,   которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 40 ­ 45минут) и памятки для обучающихся. Форма работы: групповая Методы   работы:  социально­психологический   тренинг,   минилекция,   дискуссия, мозговой штурм, игра, продуктивная деятельность (рисунок, лепка). Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение.  Материально­техническое обеспечение: стулья;  доска и мел, белые листы бумаги А4, фломастеры и цветные карандаши; пластилин, двухсторонняя цветная бумага пастельных тонов, мяч или мягкая игрушка. Механизм   реализации:  реализация   программы   осуществляется   педагогом   – психологом образовательного учреждения. Тематическое планирование развивающих занятий № п\п 1 2 3 4 Тема занятия «+» и «­» экзамена Стратегии подготовки к экзаменам и деятельности на экзамене. Способы снятия нервно­психического напряжения. Формирование положительного эмоционального фона Всего часов Количество часов 1 1 1 1 4 Для   проведения   диагностики   была   использована   анкета   «Готовность   к   ЕГЭ» предложенная   Чибисовой   М.Ю.   Анкета   имеет   ориентировочный   характер   и   позволяет оценить   готовность   к   ЕГЭ   глазами   самих   выпускников.   Она   затрагивает   такие составляющие,   как   способность   к   самоорганизации,   уровень   тревоги   и   знакомство   с процедурой экзамена [1]. Оценка   эффективности   данной   программы   осуществляется   через   мониторинг качественных и количественных критериев. Планируемые результаты:  Снижение тревожности  4  Развитие навыков саморегуляции и релаксации  Формирование положительного эмоционального фона  Формирование   конструктивной   стратегии     подготовки   к   экзаменам   и деятельности на экзамене.  Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ  Улучшение показателей по  количественным критериям. Обучающиеся умеют:  расслабиться, снять эмоциональное напряжение  организовать свою деятельность при подготовке к экзаменам и на экзамене  поддерживать друг друга  справляться с негативными эмоциями Используемые информационные источники 1. Чибисова   М.Ю.   «Психологическая   подготовка   к   ЕГЭ.   Работа   с   учащимися, https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%F2%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF https://ru.wikipedia.org/wiki/Телесно­орентированная_психотерапия http://www.psyoffice.ru/4­0­5639.htm http://stsrschool.ucoz.ru/index/dokumenty_obespechivajushhie_obrazovatelnuju_dejatelno педагогами, родителями». – М.: Генезис, 2009. 2. 3. 4. 5. st/0­110 6. 7. 8. http://base.garant.ru/70291362/ http://base.garant.ru/2540422/ http://www.bestpravo.ru/sssr/gn­postanovlenija/k2r.htm 5 Анкета «Готовность к ЕГЭ» Приложение №1 Фамилия, имя___________________________________  Друзья! Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом.   Просим   вас   оценить   свое   согласие   или   несогласие   с   приведенными   ниже утверждениями по 10­бальной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен». Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение. 1. Я хорошо представляю, как  проходит ЕГЭ Полностью не  согласен 123456789 10 2. Полагаю, что смогу  правильно распределить время  и силы во время ЕГЭ 3. Я знаю, как выбрать  наилучший для меня способ  выполнения заданий 4. Считаю, что результаты ЕГЭ  важны для моего будущего 5. Я волнуюсь, когда думаю о  предстоящем экзамене Полностью не согласен 123456789 10 Полностью не согласен 1 23456789 10 Полностью не согласен 1 2345 67 89 10 Полностью не согласен 1 23 45 67 89 10 6. Я знаю, какие задания  необходимо выполнить, чтобы  получить желаемую оценку Полностью не согласен 123456789 10 7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои  преимущества Полностью не согласен 123456789 10 8. Считаю, что могу сдать ЕГЭ  на высокую оценку Полеюстью не согласен 9. Я знаю, как можно  успокоиться в трудной  ситуации Полностью не согласен 123456789 10 Абсолютно  согласен Абсолютно  согласен Абсолютно  согласен Абсолютно  согласен Абсолютно  согласен Абсолютно согласен Абсолютно  согласен Абсолютно согласен Абсолютно  согласен 6 10. Я понимаю, какие мои  качества могут мне помочь при  сдаче ЕГЭ 11. Думаю, что смог>'  справиться с тревогой на  экзамене Полностью не согласен 123456789 10 Полностью не согласен 123456789 10 12. Я достаточно много знаю  про ЕГЭ Полностью не согласен 1234 5 6789 10 13. Чувствую, что сдать этот  экзамен мне по силам Полностью не согласен 1 23456789 10 Абсолютно согласен Абсолютно согласен Абсолютно  согласен Абсолютно  согласен Спасибо! Анализ данных Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше. Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12 указывают на низкий  уровень знакомства с процедурой. Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги. Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля. 7 Приложение №2 Конспекты развивающих занятий Занятие №1    «+» и «­» экзамена 1. Вводная беседа Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга.  2. Разминка: игра «Ассоциации» Инструкция: Ассоциации – это первое что приходит в голову, когда вы слышите какое­ то   слово   или   видите   какой­то   предмет.   Во   время   разминки   вам   нужно   будет   давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и произношу слово «тумбочка», то Петя (называете ученика продолжающего игру) говорит свою ассоциацию на это слово, например, «телевизор», а Маша дает свою ассоциацию на слово Пети и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен… 3. Выработка правил группы  Не опаздывать  Не перебивать  Не оценивать   Конфиденциальность  Активность   (даже   если   упражнение   покажется   неинтересным,   нужно  работать,   не «Здесь и сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени) нарушая цепь)  Правило поднятой руки  Правило «пирога» (не говорить много)  Искренность (если нет желания говорить честно, молчим)   И другие правила выработанные группой 4. Упражнение «Откровенно говоря» Материал: карточки с незаконченными предложениями. Говорим за себя (не обобщаем свое суждение и не говорим за других) Инструкция: Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно 8 откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого­либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз. Примерное содержание карточек: Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах... Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам... Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе... Откровенно говоря, когда я прихожу домой... Откровенно   говоря,   когда   я   думаю   о   переживаниях   моих   родителей   относительно предстоящих экзаменов... Откровенно говоря, когда у меня свободное время...  Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку... Откровенно говоря, когда я волнуюсь... Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями... Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах... Откровенно говоря, когда я прихожу на консультацию... Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге... Анализ:  1. Трудно ли было заканчивать предложенные фразы? 2. Узнали ли вы что­нибудь новое об участниках группы? 3. Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент? 5. Упражнение «Две стороны медали» Инструкция:   Первый этап выполняйте индивидуально: разделите лист на две части: левая «–», правая «+». В левой части листа необходимо, продумав, написать все плохое, связанное с ЕГЭ, а в правой — все хорошее. Извлеките выгоду из ситуации. Второй этап — групповая работа. Объединитесь в «тройки» и, сравнив ответы, оставьте только совпадения.  По возможности « ­ » переформулируйте в «+». 6. Упражнение «Дорисуй и передай» Инструкция:   Возьмите   по   листу   белой   бумаги   и   выберите   самый   приятный   цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять 9 хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.  Может, кто­то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что­то в нем или нарисовать новый?  Анализ: 1. Понравилось ли вам то, что получилось? 2. Поделитесь своими чувствами, настроением. 3. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека? 7. Рефлексия  Участники передают друг другу мяч и говорят, что им понравилось на занятии и что они возьмут с собой. Занятие№2  Стратегии подготовки к экзаменам и деятельности на экзамене. 1. Разминка: игра «Расшифровка» На доске развешиваются плакаты с буквами: Е,Г,Э.  Инструкция: Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам  расшифровку – Единый государственный экзамен, а могут обозначать что­то совсем другое.  Давайте попробуем расшифровать каждую букву по­своему. Сначала участники предлагают слова начинающиеся на каждую из этих букв, которые  записываются психологом на соответствующих плакатах, а затем психолог предлагает  составить из этих слов словосочетания, в итоге получается что­то вроде «естественный  громкий эксперимент» 2. Упражнение «Мое будущее» Инструкция: На листе бумаги изобразите свое будущее в виде какого­то образа. Это  может быть дом, дорога, гора…  Когда рисунок будет готов, предложите детям изобразить на нем в такой же  символической форме ЕГЭ. Например, если будущее изображено в виде дороги, ЕГЭ может  выглядеть как ворота и т.д. Обсудите результаты упражнения, если у кого­то из учащихся образ ЕГЭ явно  негативный (яма на дороге, пожар в доме), вместе с ним подумайте над более  конструктивным вариантом. 3. Дискуссия в малых группах 10 Техника проведения: участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря,  спикера, таймера и председателя. Функции председателя: следить за тем, что бы группа не отклонялась от темы  обсуждения, соблюдала принципы мозгового штурма; поощряла участие каждого. Функции секретаря: записывать идеи, предложении разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения выдвинутые  группой. Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию. Ведущий объясняет группе значение понятия «мозговой штурм» и его принципы:  Выработай как можно больше идей  Все идеи записываются  Ни одна идея не отрицается  Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время. Материал: 4 листа ватмана, фломастеры. Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю  разделиться на 4 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую  технику деления: утро – день – вечер – ночь. Предлагаю вам задания для обсуждения: 1. Как лучше подготовиться к экзаменам? 2. Как организовать рабочее место для подготовки к единому государственному  экзамену? 3. Как организовать день накануне экзамена? 4. Что нужно сделать, что бы успешно сдать экзамен? Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и  правила группы. На обсуждение дается 2 минуты. Просим спикеров доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам. 4. Упражнение «Я хвалю себя за то, что…» Инструкция: Я вам предлагаю похвалить себя за что­нибудь. Сейчас наступило время,  когда хочется, что бы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас сейчас есть  возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то,  что…» Анализ: 11  Трудно ли было хвалить себя?  Какие чувства вы испытывали при этом? 5. Рефлексия  Участники передают друг другу мяч и говорят, что им понравилось на занятии и что они возьмут с собой Занятие №3 Способы снятия нервно­психического напряжения. 1. Разминка: Упражнение «Самое трудное»  Ведущий показывает детям игрушку (мячик) и предлагает следующее задание: «Тот, у кого   в   руках   оказывается   эта   игрушка,   должен   продолжить   фразу:   Самое   трудное   на экзамене – это…» и бросить игрушку любому другому человеку. Нельзя бросать игрушку одному и тому же человеку больше одного раза. 2. Мини­лекция « Способы снятия напряжения и тревоги» с применением практических упражнений. Существуют различные способы  справиться со своей тревогой, сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Простой, но очень эффективный способ – аутотренинг. Аутотренинг позволяет   человеку   создать   подходящий   настрой,   добиться   спокойствия   и   уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание. Есть 2 правила, которые нужно соблюдать при составлении формулы аутотренинга: 1. Все утверждения должны быть составлены в утвердительной форме. Употребление частицы «НЕ» запрещается. 2. Все   утверждения   должны   быть   сформулированы   в   настоящем   времени.   Нельзя употреблять слова типа «стараться», «пытаться». Например, удачной будет такая формула: Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен.; Я спокоен, Я готов, я собран, я уверен в успехе. Попытайтесь сейчас на листочках написать свою формулу аутотренинга. Что у вас получилось? Состояние тревоги обычно связанно с мышечным напряжением. Иногда для того что бы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой 12 называется   релаксацией.   Можно   проводить   мышечную   релаксацию   или   релаксацию   с помощью дыхания.  Вытяните   пальцы   ног   вперед,   напрягая   мышцы   стоп   и   икр.   Сохраняйте   такое положение   10   секунд,   затем   снимите   напряжение   с   мышц   (мгновенно расслабьтесь). Сосредоточьтесь на приятном чувстве расслабления после снятия напряжения. Повторите 3­5 раз.  Поднимите   ноги   сантиметров   на   10   над   полом,   отгибая   пальцы   ног   к   себе. Оставайтесь в таком положении 10 секунд, а затем расслабьтесь, позволяя ногам упасть. Повторите 3­5 раз. Ваши ступни, голени и бедра должны согреваться при расслаблении и вы испытаете приятные чувства.  Дыхательная релаксация:    Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Примите удобную позу, закройте глаза  и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета  ­ выдох.  Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и долгий выдох. Наконец   справиться   с   тревогой   помогает   медитация.   По   сути,   медитация   –   это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.  Выберите любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положите его перед собой. В течении 3­5 минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассмотрите, старайтесь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли. Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?  3. Упражнение «Дождь в джунглях» Инструкция:   Давайте   встанем   в   тесный   круг   друг   за   другом.   Представьте,   что   вы оказались   в   джунглях.   Погода   сначала   была   великолепная,   светило   солнце,   было   очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок (прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками). Ветер усиливается (давление на спину увеличивается).   Начался   ураган   (сильные   круговые   движения).   Затем   пошел   мелкий дождик   (легкие   постукивания   по   спине   партнера).   А   вот   начался   ливень   (движение пальцами   ладони   вверх­вниз).   Пошел   град   (сильные   постукивающие   движения   всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.  13 А теперь повернитесь на 180 градусов и повторим упражнение. Анализ: Как вы себя чувствуете после такого массажа? Приятно или нет, было выполнять те или иные действия? Поделитесь своими ощущениями и настроением? 4. Рефлексия  Участники передают друг другу мяч и говорят, что им понравилось на занятии и что они возьмут с собой. Занятие №4 Формирование положительного эмоционального фона 1.Разминка: Упражнение «Самый­самый» Инструкция:   Тот   у   кого   в   руках   оказывается   игрушка,   должен   себя   похвалить, продолжив фразу: «Я самый…» 2. Упражнение  «Экзамен и здоровье»      Для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А4 и простой карандаш, цветные карандаши. На одной из сторон листа необходимо нарисовать контурный рисунок   человека.   Задание:   цветными   карандашами   вам   предстоит   отметить   на   рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (например, голова (мозг), «глаза» и т.д.). А теперь попробуем ответить на вопрос «Как помочь заштрихованным частям организма в период подготовки и сдачи экзамена?» Результат фиксируем на листе.      Подумайте и ответьте на вопрос «Где мое волнение живет?», отметь это на контуре человека. Как обычно ты справляешься с волнением и/или тревогой?   Зафиксируй это на листе. 3. Упражнение «Мое волнение» Инструкция: Я вам предлагаю слепить свое волнение, каким вы его себе представляете (образ может быть как абстрактным, так и конкретным).  После того как   учащиеся слепят свое волнение, им предлагается слепить домик для своего волнения и поселить его там. Анализ: 1. Легко ли было выполнять упражнение? 2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? 3. Какие ощущения вы испытали? Поделитесь своими ощущениями. 14 4. Упражнение «Пожелание» Ведущий   предлагает   обучающимся   написать   друг   другу   пожелание,   которое   будет начинаться  фразой: «Хочу пожелать тебе на экзамене…»  Анализ: Трудно ли было справиться с заданием? Что вызвало трудности? После прочтения пожеланий, какие чувства вы испытали? 5. Рефлексия Участники передают друг другу мяч и говорят, что им понравилось на занятии и что они возьмут с собой. Памятка для выпускника Приложение№3 Подготовка к экзамену • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную актив­ ность. Для этого бывает достаточно какой­либо картинки в этих тонах.  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня ты будешь делать. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы рассмотришь и повторишь. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. •  Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. 15 •  Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.  •  Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.  •  Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного   уровня   сложности.   Всегда   есть   задания,   которые   ты   в   силах   решить.   Задания разрабатываются   в   соответствии   с   программой   общеобразовательной   школы   и   отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя! Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух­трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!          Будь внимателен!  В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!       Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны   касаться   содержания заданий   тебе   ответят   только   на   вопросы,   связанные   с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).     Сосредоточься! После   заполнения   бланка   регистрации,   когда   ты   прояснил   все    непонятные для себя моменты  постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя   должны   существовать   только   текст   заданий   и   часы,   регламентирующие   время выполнения теста. Торопись не спеша!     Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. 16 Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь  на тех,  которые  могут  вызвать  долгие  раздумья.  Тогда  ты  успокоишься, голова   начнет   работать   более   ясно   и   четко,   и   ты   войдешь   в   рабочий   ритм.   Ты   как   бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.        Пропускай!  Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте  всегда  найдутся  такие  вопросы,  с  которыми  ты  обязательно  справишься.  Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.        Читай задание до конца!  Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять   условия задания «по   первым   словам»   и   достраиваешь   концовку   в   собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.      Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.        Исключай!  Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант   ответа,   а   последовательно   исключать   те,   которые   явно   не   подходят.   Метод исключения   позволяет   в   итоге сконцентрировать внимание   всего   на   одном   —   двух вариантах, а не на всех пяти — семи (что гораздо труднее).        Запланируй два круга!  Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).       17 Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой­то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.        Проверяй!  Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.      Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай,   что   количество   решенных   тобой   заданий   вполне   может   оказаться достаточным для хорошей оценки. Эффективные средства борьбы со стрессом 1. Противострессовое дыхание.  Медленно выполните глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения. 2.Упражнение   «Энергетическое   зевание»  уменьшает   кислородное   голодание, усиливающее     негативное   влияние   стресса.   Зевать   необходимо   тем   чаще,   чем   более интенсивной   умственной   деятельностью   вы   заняты.   Во   время   зевка   обеими   руками массировать   круговыми   движениями   сухожилия   (около   ушей),   соединяющие   нижнюю   и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое  количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3­5 зевков. 3.Используйте   прием   самопрограммирования   (самовнушения).  Прочитайте мысленно про себя следующие установки: ­ Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться. ­ Я умею управлять своими внутренними ощущениями. ­ Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю. ­ Я твердо уверен, что успешно справлюсь с предложенными заданиями; я спокоен и с легкостью смогу продемонстрировать свои знания и умения на практике. 4. Если  вы не можете справиться с каким­то заданием и чувствуете, что теряете самообладание,   этот   комплекс   можно   выполнить   прямо   на   месте,   за   столом, практически незаметно для окружающих. 18 1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их. 2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки. 3. Напрягите и расслабьте икры. 4. Напрягите и расслабьте колени. 5. Напрягите и расслабьте бедра. 6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы. 7. Напрягите и расслабьте живот. 8. Расслабьте спину и плечи. 9. Расслабьте кисти рук. 10. Расслабьте предплечья. 11. Расслабьте шею. 12. Расслабьте лицевые мышцы. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем.  Удачи тебе! 19

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к экзаменам для 9,11 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018