Программа включает в себя примерные и рекомендации по системе работы летнего оздоровительного лагеря.
Большое внимание уделено основным принципам организации работы санитарно- гигиенической службы, вопросам двигательной активности детей, организации питания, воспитательных и спортивно- оздоровительных мероприятий и т.д.
Предлагаемая программа никак не может считаться догмой, оно является примерным и ставит своей целью помочь всем тем, кто работает в детских оздоровительных лагерях.Программа включает в себя примерные и рекомендации по системе работы летнего оздоровительного лагеря.
Большое внимание уделено основным принципам организации работы санитарно- гигиенической службы, вопросам двигательной активности детей, организации питания, воспитательных и спортивно- оздоровительных мероприятий и т.д.
Предлагаемая программа никак не может считаться догмой, оно является примерным и ставит своей целью помочь всем тем, кто работает в детских оздоровительных лагерях.
Программа
«Путешествие в страну здоровья»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………….. стр 4
Глава 1. Информационная карта программы ……………...стр 5
1.1 Цели и задачи программы. ……………………………… стр 5 6
1.2 Структура лагеря ………………………………………… стр 67
1.3 Кадры…………………………………………………………. стр 7
1.4 Организационно методическое обеспечение программы... стр 7
Глава 2. Направленность деятельности, специфика содержания
программы. ……………………………………………………стр 7 8
Глава 3. Краткое содержание программы…………………стр 8 9
3.1.Подготовительный этап……….…………………………….…стр 9
3.2 Основной этап…………………………………………… стр 1012
3.3 Завершающий этап……………… ……………………….….стр 12
Заключение…………………………………………….. стр 13
Литература…………………………………………………… стр 1415Приложение………………………………………… стр 1620
ВВЕДЕНИЕ.
Лагерь – это детское оздоровительнообразовательное учреждение,
относящееся к системе дополнительного образования детей.
В последние годы вопрос организации летнего отдыха детей приобрел
особое значение. Летние каникулы составляют значительную часть годового
объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут
предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Общеизвестно, что во время летних каникул происходит разрядка
накопившийся за год напряженности, восстановление израсходованных сил,
здоровья, развития творческого потенциала. Во многом этому способствовать
тщательно спланированное упорядоченное и продуманная работа коллектива
летнего оздоровительного лагеря и в первую очередь необходимо создание
серьезной основы – нормативноправовой базы для обеспечения безопасности
каждого ребенка и организации единого воспитательного пространства.
Программа включает в себя примерные и рекомендации по системе
работы летнего оздоровительного лагеря.
Большое внимание уделено основным принципам организации работы
санитарно гигиенической службы, вопросам двигательной активности детей,
организации питания, воспитательных и спортивно оздоровительных
мероприятий и т.д.
Предлагаемая программа никак не может считаться догмой, оно
является примерным и ставит своей целью помочь всем тем, кто работает в
детских оздоровительных лагерях.
2Глава1.
Цели и задачи программы:
развивать самостоятельность и самоконтроль, приобрести положительное
отношение к жизни;
улучшение и укрепления здоровья и закаливание организма;
повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов
с учетом индивидуальных особенностей и требований программы по видам
спорта;
профилактика вредных привычек и правонарушений;
Содействие появлению устойчивости потребности к занятиям физической
культурой и спортом;
отвлечение подрастающего поколения от негативных проявлений
окружающего мира средствами спортивно оздоровительных занятий;
моральноэтических
воспитание
волевых
и
качеств.
Помочь детям уютно и комфортно чувствовать себя в детском
оздоровительном лагере, доверять своему новому окружению, завести новых
друзей
отряда;
Развивать познавательные интересы детей в процессе проживания
почувствовать
частью
себя
и
(погружение в определённую систему ценностей, отношений, культурных
образцов, общение друг с другом, взрослыми, природой, искусством;
включение в разнообразное деятельное поле) в детском оздоровительном
лагере.
Структура лагеря.
3Списки участников лагеря формируются на основании заявлений
родителей на имя начальника лагеря. В заявлении указывается возраст, класс,
школа, домашний адрес и прилагается медицинская справка о состоянии
здоровья ( с указанием хронических и прочих заболеваний) и об отсутствии
инфекционных заболеваний. Организацию работ по сбору детей и
последующую их отправку к месту расположения лагеря обеспечивает
отправляющая организация. Текущая работа лагеря организуется и
обеспечивается начальником лагеря.
Организационно методическое обеспечение программы включает в себя :
обеспечение программами и сценариями теоретического, практического
и досугового блока;
обеспечение наглядными пособиями: рисунки, плакаты, видеофильмы;
обеспечение текстами инструктажей для педагогов и учащихся;
разработка инструктивных рекомендаций для дежурных;
подготовка материалов по Государственным символикам РФ, РТ и
символике своего района.
Глава 2. Направленность деятельности, специфика содержания
программы.
Программа реализует потенциал тренировочной работы профильного
лагеря «Свияга» Апастовского муниципального района. При состязаниях
(в ролевой форме) по легкой атлетике, футболу , волейболу, пионерболу
создаются условия для формирования таких качеств, как активная
гражданская позиция, взаимопомощь, коллективизм. Во время проведения
обеспечения
спортивнооздоровительной
жизнедеятельности, основы спортивной тренировки становятся образом
основы
смены,
жизни, способствуют самосовершенствованию, познанию и творчеству,
4развитию общих физических качеств, необходимых при тренировках.
«Учебно тренировочные сборы экипажей кораблей», это одна из целей
данной смены. Она включает в себя 2х разовые тренировочные занятия на
открытом воздухе , в бассейне, спортивные и подвижные игры, носящие
соревновательный характер. Изучение государственных символов.
Глава3.
программы:
Сюжет смены строится на основе единого проекта «Порт мечты» в
содержание
Краткое
форме сюжетноролевой игры. Корабли путешествуют по океану Жизни,
останавливаясь на островах. Участники программы становятся лоцманами –
члены экипажей морских кораблей
во главе со своими капитанами
отправляются на поиски сокровищ. В пути следования, останавливаясь на
острове «Здоровья» и участвуя в различных спортивных состязаниях и
творческих делах, экипажи собирают метки (паруса
трех цветов,
определяющие уровень достижения) по количеству таких меток определяется
самый активный экипаж. Пребывание на каждом острове дает возможность
каждому раскрыть в себе положительные качества. В помощь всем на каждом
острове открываются «Мастерские успехов», где можно не только раскрыть
свой талант, но и приобрести мастерство в чемто новом. Для успешного
путешествия создается Совет вожатых, который возглавляет руководитель
программы, состоит из вожатыхнаставников отрядов. Вожатые – проводники
экипажей, они помогают капитанам выбрать правильный путь и совет
капитанов кораблей Капитан корабля – командир экипажа. Все командиры
составляют Совет капитанов – высший детский орган самоуправления смены,
который осуществляет общее руководство эскадрой. Совет капитанов также
посещают штурманы экипажей. Собирается каждый день после вечерних дел.
Содержательная основа смены, создание атмосферы уважения к личности
5ребёнка, его достоинству, принятие его личностных целей, запросов,
интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации,
самодвижения и развития. Все проводимые в лагере дела носят обучающий,
развивающий, творческий характер и представляют синтез отрядных дел,
деятельности «Мастерских успехов» и общелагерных дел.
Все экипажи участники спортивнооздоровительной смены, проходимой в
виде игры живут под девизом "Отдай спорту время взамен получи
здоровье!" и стремятся получить как можно больше парусов красного и
синего цветов. Так как именно цвет паруса символизирует участие экипажей в
делах Свияжской эскадры:
Красный парус – все в эскадре любуются вами, вы постарались по полной
программе;
Синий парус – чутьчуть не хватило до ликования, но ваш экипаж достоин
признания;
Желтый парус – чтото сегодня вы подкачали, ждем ваших успехов на новом
состязании.
По парусам в активности и массовости проведения спортивных игр и
соревнований в Королевскую ночь (последний день смены) каждый экипаж
изготовляет свой «Чудокорабль» с размещением на нем собранных парусов и
члены экипажей оставляют свои пожелания и автографы.
Этапы проведения:
Подготовительный этап
издание приказа о деятельности лагеря;
работа межведомственной комиссии о готовности лагеря
подбор педагогов воспитателей;
встречи и собеседования с родителями детей – кандидатов в лагерь;
проведение родительских собраний
6 приобретение лагерного оборудования, медикаментов, спортивных
инвентарей, предметов для культурной программы.
Основной этап:
Учебно тематический план
№ Наименование темы
1 теория
Государственная символика РФ
1.
и РТ
Колво часов Форма проведения
3
Викторина « Знай и
люби свой край»
2. История легкой атлетики,
,
волейбола
футбола
,
пионербола
Гигиена спортсмена
3.
4. Первая врачебная помощь
1
5. Просмотр
видеофильмов.
1
Анализ технико тактических
действий
11. Практика
1. Общефизическая подготовка
кроссовая подготовка
75
38
бег на короткие дистанции
упражнения с отягощениями
Беседы и круглые
столы с врачами ЦРБ
Апастовского
района.
Беседа работники
киносети
Дневное
тренировочное
занятие
Дневное
тренировочное
занятие
Вечернее
тренировочное
занятие
7 упражнения на гимнастических
снарядах
плавание в бассейне
акробатика
спортивные игры
Вечернее
тренировочное
занятие
Вечернее
тренировочное
занятие
Утренняя зарядка
Дневное и вечернее
подвижные игры , эстафеты
Дневное и вечернее
физическая
2. Специальная
подготовка :
имитационные упражнения
упражнения для укрепления
мышц
силовые упражнения
3. Соревнования
футбол
волейбол
«Веселые страты»
шахматы
шашки
пионербол
комический футбол
19
18
Утренняя зарядка
Дневная тренировка
Вечерние
тренировочные
занятия
Товарищеские
встречи
Товарищеские
встречи
Товарищеские
встречи
Товарищеские
встречи
Товарищеские
встречи
Товарищеские
встречи
Товарищеские
встречи
8 теннис
Итого: 78 часов
Товарищеские
встречи
Материально – техническое обеспечение:
1. Наглядные и дидактические пособия
плакаты, схемы, логотип года, канцтовары, методические пособия,
песенники, пазлы, тематические компьютерные игры и т.п.
2. Необходимые снаряжения :
маты гимнастические, мячи, обручи, фонари, электрические, аптечка,
магнитола, диски и кассеты, шиповки, футболки, флажки, секундомеры,
эстафетные палочки, план – схема бега, скакалки, планка, измерительная
рулетка, мячи для метания, гранаты 500 – 700 гр., копье, ядро 35 кг,
стартовые колодки.
Завершающий этап.
* проведение итогового вечера по результатам работы смены.
* изготовление детьми каждого отряда настенных кораблей из
собранных парусов и представление их на линейке.
* прощальный костер с отрядными песнями и подвижными играми.
* оформление наглядных пособий, фотодокументов, видеозаписей,
составление отчета по итогам работы лагеря;
Заключение :
9Практика показывает, занятия физической культуры и спорта :
развивают самостоятельность и самоконтроль;
помогает приобрести положительное отношение к жизни;
укрепляет здоровья и закаливает организм;
повышает уровень физической подготовленности и спортивных результатов
с учетом индивидуальных особенностей и требований программы по видам
спорта;
профилактика вредных привычек и правонарушений;
содействует появлению устойчивости потребности к занятиям физической
культурой и спортом;
отвлекает подрастающее поколение от негативных проявлений окружающего
мира средствами спортивно оздоровительных занятий;
воспитывает
моральноэтические
и
волевые
качества.
Литература :
1. Левочкина О.Е., Кашеварова И.Л. Программы и методические
рекомендации по организации спортивно оздоровительного лагеря –
М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
2. Журнал «Народное образование » № 32002.
3. Программы и методические рекомендации по и организации
спортивно оздоровительного лагеря –М.: ГОУ ЦРСДОД,2003
4. Шабанов, Н.В., Колесников В.Н., Шабанов Т.Н. Организация службы
охраны труда в системе муниципальных образовательных учреждений
Волгоград 2009
5.
Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно правовая
база В 2009
6. Макаренко И.В. Позывные лета 2 М 2003
7. Шмаков С.А. Лето –М.1993
8. Трофимов С.И. Спутник отдыха . М.1998
109. Сысоева М.Е Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря
–М. 1998
10. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. М 1995
11. Педсовет ( газета ) № 6 2000
12. Козак О.Н. Загадки и скороговорки – Союз, 1997
13. Детские игры Выпуск 1,2,3,4, М. 2000
14. Фонарев М.И.,Фонарева Т.А. Лечебная физическая культура при
детских заболеваниях. Л.,1977
15. Добровольский В.К. учебник инструктора по лечебной физкультуре
М.,1974
16. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физическая культура
М.1968
17. Министерство образования и науки Республики Татарстан Твое
свободное время и твое здоровье К.,2004
18. Газманов О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой М., 1991
19. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере ( сценарии и
советы для вожатых ) Р.2005
20. Журнал «Вожатый века » №4 зима 2010/11
21. Журнал «Физическая культура в школе » № 1 2007
22. Журнал «Физическая культура в школе » № 2 2008
23. Журнал «Физическая культура в школе » № 3 2009
24. Журнал «Физическая культура в школе » № 5 2009
25. Журнал «Физическая культура в школе » № 6 2010
26. Журнал «Физическая культура в школе » № 7 2010
27. Журнал «Физическая культура в школе » № 6 2011
28. Журнал «Физическая культура в школе » № 2 2012
29. Журнал «Дополнительное образование » № 5 2009
30. Журнал «Дополнительное образование » № 4 2010
31. Журнал «Дополнительное образование » № 5 2011
1132. Маркова А.К. Психология труда учителя М.,1993
П Л А Н проведения смены :
1 день «День знакомств»
заезд;
регистрация, расселение, разделение по отрядам;
линейка «Ознакомление с правилами поведения в лагере»;
игры на знакомство, на сплочение;
отрядные дела, название, девиз, речевка, песня;
дискотека;
отрядные огоньки «Расскажи о себе».
2 день – «День татуировок»:
утренняя разминка;
нанесение татуировок на спортивную тематику;
игра «Поле спортивных чудес»;
отрядные огоньки «Расскажи о себе».
3 день «День бантиков»:
утренняя разминка;
завязывание бантиков;
соревнования по футболу;
«Спортивный аукцион»;
дискотека тематическая.
124 день – «День шиворот – навыворот»:
спортивная дискотека;
завтрак без столовых приборов;
соревнования по волейболу;
игра «Карта сокровищ» на свежем воздухе ;
Волейбол с вожатыми;
дискотека.
5 день – «День сказок»
утренняя разминка;
спортивная викторина;
военнопатриотическая игра «Зарница»;
конкурс вредных советов;
прикольная дискотека.
6 день – «День неожиданностей»
утренняя разминка;
комический футбол;
конкурс на самого « полезного человека» в лагере;
вечерняя дискотека.
7 день – «День причесок»
утренняя разминка;
малые олимпийские игры;
соревнования по шашкам ;
Прыжки с места ;
тематическая дискотека « Здоровью ДА ».
138 день– « День самоуправления»
утренняя разминка;
конкурс спортивных реклам;
веселые старты на свежем воздухе;
конкурс « интеллектуальная игра» кроссворды, сканворды, викторины;
вечерняя дискотека.
9 день –« День здоровья »
утренняя разминка ;
конкурс «Здоровый образ жизни »
Викторина «Кто , если не мы ! »
вечерня дискотека « А вы здоровы ? »
10 день – « День доброго человека »
утренняя разминка ;
Конкурс «Сделай добро »
Экскурсия по берегу «Свияга »
Спортивные состязания на свежем воздухе ,вдоль реки «Свияга »
вечерняя дискотека.
11 день – «День Курению – НЕТ »
утренняя разминка;
соревнования по шахматам;
конкурс на лучший видеоролик « Курению НЕТ »;
пробежка по сосновому лесу ;
тематическая дискотека « Куренье вредит здоровью».
12 день « А у нас в гостях врачи »
14 утренняя разминка;
лекция: «Врачебный контроль. Гигиена»;
соревнования по пионерболу;
практические занятия по оказанию первой помощи
тематическая дискотека «Я люблю тебя ЖИЗНЬ »
вечерняя дискотека.
13 день «На лучший видеоролик »
утренняя разминка;
конкурс на лучший видеоролик « Я и спорт»;
соревнования по комическому футболу
тематическая дискотека « Здоровью ДА ».
вечерняя дискотека.
14 день «Детского Сабан – туя »
утренняя разминка;
Поле чудес
Сабан туй
вечерняя дискотека.
15 день «Ералаш »
утренняя разминка;
конкурс на лучший «Ералаш» на спортивную тему
встреча с ветеранами физической культуры
Волейбол между воспитанниками и ветеранами
тематическая дискотека
16 день « День экскурсий »
15 утренняя разминка;
Знакомство с Деушевской школой
Баскетбол между учащимися школы и воспитанниками ДОЛ «Свияга »
Эксурсия в пгт. Апастово ( конно спортивная школа , спортивная
школа , краеведческий музей )
футбол
тематическая дискотека
17 день « Прощальный день »
утренняя разминка;
Дрова для костра. Рейд очистим лес от мусора .
Состязания на лучшего воспитанника ДОЛ «Свияга »
Награждения, подведения итогов
прощальная дискотека
18 день – «День отъезда»
Чемоданы… Прощание…Слезы….
Операция «Здесь нас не было»;
закрытие лагеря отъезд.
Примерный режим дня
8.00 – подъем
8.15 – утренняя зарядка
8.30 – завтрак
9.00 – уборка комнат
9.30 – подготовка к мероприятиям
10.00 спортивные игры
11.30 – водные процедуры
1613.00 обед
14.00 – тихий час
16.00 – полдник
16.30 – спортивные игры
18.30 – водные процедуры
19.00 – ужин
19.30 – общелагерные мероприятия
21.00 – вечерний ужин
21.15 – дискотека
22.00 – отбой
17