Программа работы по предупреждению неуспеваемости
Оценка 5

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Оценка 5
Документация
docx
администрации
8 кл—11 кл
11.01.2017
Программа работы по предупреждению неуспеваемости
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости. Данная программа предлагает материал для работы как для заместителя директора по УВР, так и педагогам, и классным руководителям.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ.docx
ПРОГРАММА  «Предупреждение и ликвидация  неуспеваемости в школе» 1 Содержание Пояснительная записка…………………….……………………………………………………3 стр. Актуальность…………………………………………………………………………………….4 стр. Цель и задачи программы……………………………………………………………………….7 стр. Основные способы обнаружения отставаний учащихся………………………………………8 стр. Основные принципы неуспеваемости учащихся………………………………………………8 стр. Признаки отставания……………………………………………………………………………..8 стр. Причины неуспеваемости………………………………………………………………………..9 стр. Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе………………….10 стр. Формы контроля…………………………………………………………………………………10 стр. Методы стимулирования учащихся…………………………………………………………….10 стр. Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику…………………12стр. Система мер по совершенствованию учебно­воспитательного процесса…………………...12 стр. Система деятельности  служб школы с неуспевающим учеником…………………………..13 стр. Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками…………………….14 стр. План   работы   по   предупреждению   и   ликвидации   неуспеваемости   на   2009   –   2010 уч.год……………………………………………………………………………………………..15 стр. Заключение………………………………………………………………………………………17 стр. Список использованной литературы…………………………………………………………...19 стр. Приложение №1………………………………………………………………………………….21 стр. Приложение №2………………………………………………………………………………….27 стр. Приложение №3………………………………………………………………………………….34 стр. Приложение №4………………………………………………………………………………….35 стр. 2 Пояснительная записка Неуспеваемость   –   острейшая   проблема   современной   школы.   Суммарная, комплексная итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое. Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий по ходу обучения, можно назвать отставанием. Существо предупреждения неуспеваемости в   том   и   состоит,  чтобы   вовремя   устранить   отдельное   отставание,  не  дать   ему развиться.   Поэтому   в   каждой   школе   необходима   специальная   глубоко продуманная повседневная деятельность педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости. Непосредственная помощь – это задача отдельного учителя. Ограничиться ею   можно   только   тогда,   когда   отставания   носят   эпизодический   характер   и относительно легко устраняются. Но если одни и те же отставания появляются вновь   и   вновь,   то   требуется   серьезный   анализ   причин,   их   порождающих,   и применение мер, направленных на ликвидацию (или хотя бы нейтрализацию) этих самых   причин.   Для   этого,   то   есть   для   оказания   опосредованной   помощи, требуются меры общешкольного характера и родителей. Журнал   “Народное   образование”   №   8   2003   года   пишет:   “Личностно­ ориентированный тип образования предполагает то, что содержание образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его   внутреннее   развитие.   Образование   в   данном   случае   –   не   столько   передача ученику   знаний,   сколько   формирование   себя”.   Основная   направленность   для работы с отстающими детьми – диагностика, индивидуализация, коррекционная направленность в работе, что, несомненно,  будет способствовать формированию полноценной   личности,   способной   максимально   эффективно   адаптироваться   в окружающем мире. Программа  работы  с неуспевающими рассматривает признаки и   причины   отставания   учеников,   а   также     предлагает     ряд   рекомендаций   по совершенствованию   учебно­воспитательного   процесса   для   всех   участников образовательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников. 3 Актуальность программы         Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со  стороны  как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А.  Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А.  Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).  Причинами школьной неуспеваемости  были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей  форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность;  соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в  дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте,  недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. В настоящее время для научной мыcли характерна  теория двух факторов, т.е. принятие как биологических, так и социальных теорий.  Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической,  и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее  десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов  разного профиля в деле повышения успеваемости школьников.  Предупреждение   неуспеваемости   предполагает   своевременное   обнаружение   и устранение всех ее элементов.  Неуспеваемость   школьников   закономерно   связана   с   их   индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.  Исследование   проблемы   все   более   связывается   с   широким   кругом   социальных вопросов,  предполагает  использование  данных  всех  наук  о  человеке,  индивиде, личности.  4 Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что эта задача не может   быть   решена   другими   науками,   так   как   понятие   неуспеваемости   есть прежде   всего   дидактическое   понятие,   связанное   с   основными   категориями дидактики — содержанием и процессом обучения.  Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе  условий,  порождающих неуспеваемость. Так,  М.  А. Данилов связывает   неуспеваемость   с   движущими   силами   процесса   обучения   —   его противоречиями.  Согласно   этой   позиции,   в   тех   случаях,  когда   противоречивое единство   возможностей   учащихся   и   того,   что   от   них   требуется,   нарушается, возникает   неуспеваемость.   Сходные   мысли   высказывает   В.   Оконь,   который определяет   неуспеваемость   как   нарушение   взаимодействия   между   учениками, учителями и внешними условиями. Такое взаимодействие – непременное условие организации учебно­воспитательного процесса в школе. Работа школы по организации учебно–воспитательного процесса  проходит в соответствии с общешкольным планом учебно­воспитательной работы, основная задача которого отвечает   концепции развития нашей школы, задачам и целям,  способным   обеспечить   высокий   уровень   знаний   учащихся,   совершенствование качества преподавания, разнообразные методы работы, формы контроля знаний и умений   учащихся.  Применяя   в   своей   работе   разнообразные   и   разноуровневые  формы обучения, учителя школы создают все необходимые условия для успешного обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала. Однако проводя анализ  уровня обученности учащихся, администрация школы обнаружила спад успеваемости именно во второй ступени обучения. Было проведено отслеживание успеваемости трех 8 классов с начала обучения на второй ступени,  получены следующие результаты: 2005 61% 87% 71% К   А   Ч   Е   С   Т   В   О 2009 18% 38% 28% А Б В            Как видно из таблицы, качество знаний в отдельных случаях упало почти в  три раза. Эта тенденция характерна для многих школ  и, очевидно, отражает  некоторые общие закономерности. Медико­биологические и психологические  исследования школьников позволили предположить, что на снижении школьной  успеваемости в младшем подростковом и раннем юношеском возрасте   сказываются специфические возрастные моменты. В частности, в этот период  отмечается замедление темпов роста, качества интенсивности умственной  5 деятельности, повышаются утомляемость и возбудимость нервной системы.  Особенности протекания психических процессов, индивидуально­типологические  свойства нервной системы детей сказываются на успеваемости. Ученики со слабым возбудительным процессом медленно работают, делают больше ошибок по  невнимательности, быстрее утомляются, дают более низкие показатели в  контрольной работе, становятся неуспевающими по одному, а то и более,  предметам, вследствие нервно­психического перенапряжения на плохие отметки  реагируют длительной депрессией.         Успеваемость и дисциплина учащихся не зависят от типа нервной системы и  темперамента в тех случаях, когда учитель применяет разнообразные приемы и  методы. Нет учеников, которые по особенностям темперамента были бы  неспособны к обучению. Но положительный эффект достигается лишь в тех  случаях, когда применяемые методы обучения и воспитания соответствуют  индивидуальным особенностям каждого ученика, когда внимание на  слабоуспевающего ученика  направлено со стороны всех участников  образовательного процесса.          Кадровый состав школы  достаточно сильный. В школе работают 60  педагогов. Средний возраст – 45 лет. Средний возраст администрации – 45 лет.  Среди педагогов – 18 учителей имеют высшую категорию, 17 – первую. 13  педагогов имеют почетные звания и нагрудные знаки. Несмотря на качественный  состав учительского коллектива, приходится признать  отсутствие системы  работы, направленной  на выяснение причин неуспеваемости  и  использование  средств и методов ликвидации  или  нейтрализации данных причин в целях  организации успешного обучения каждого ученика.          С целью выяснения отношения учащихся к учебе и причин  неуспешности   администрацией было проведено анкетирование среди ребят. Выяснилось  следующее: довольны своими успехами в учебе – 26%  недовольны  ­ 10% не совсем довольны – 64% (не устраивает успеваемость по отдельным предметам).         Причинами  плохой успеваемости  учащиеся называют:  отсутствие воли, настойчивости ­ 37%, жалобы на отсутствие контроля со стороны родителей – 6%,  недовольство дисциплиной в классе ­ 36% «скучные» уроки – 21% жалобы  на постоянную усталость ­ 24% нежелание учиться – 21% антипатия к учителю – 8% непризнание в коллективе – 5% 6 Отсюда вытекает проблема  :   Несоответствие  системы массовой школы, традиционных форм образования  особенностям личности каждого ребенка, затруднения в учебе, связанные со  множеством индивидуальных причин. Обоснование    : Часть детей требует особенного, пристального внимания к организации учебной  деятельности. Г  ипотеза    :   если своевременно выявить причины неуспеваемости школьников и разработать эффективные   пути   их   предупреждения,   то   можно   достичь   положительных результатов.    Принципы реализации    :  внимание к каждому слабоуспевающему ученику со стороны всех  участников образовательного процесса  создание условий для реализации индивидуальных особенностей и  возможностей личности ученика. Цель   программы:  анализ   причин,   порождающих   неуспеваемость,   и применение мер, направленных на ликвидацию (или хотя бы нейтрализацию) этих самых причин.  Задачи: 1. Анализ   результатов   диагностики   здоровья   и   развития   учащихся (память,   внимание,   мышление,   работоспособность,   обучаемость,   мотивация, адаптированность,   речевое   развитие,   умение   сравнивать   изученный   материал, умение выделять главное). 2. 3. 4. Диагностика причин неуспеваемости. Планирование работы с учетом результатов диагностики. Совершенствование   методов   и   приемов,   активизирующих мыслительную активность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.  5. Продуманная   система   воспитательной   работы,   ориентированной   на формирование дружного, любознательного, трудолюбивого классного и школьного коллектива. 7 Программа направлена на удовлетворение потребностей: Учащихся:  получение полного и среднего образования;  максимальная реализация индивидуальных способностей. Родителей:  создание атмосферы доброжелательности и комфорта для ребенка на уроке;  избежание стрессовых ситуаций  стабилизация отношений в семье;  исключение конфликтных ситуаций в школе. Школы:  решение социально­педагогических и психологических  проблем детей и  подростков;  повышение уровня обученности учащихся. Сельского поселения:  развитие культурного потенциала поселения;            Общества и государства:  реализация общедоступности образования;  совершенствование системы образования с учетом уровня и особенностей  развития, здоровья и подготовки учащихся. Основные способы обнаружения отставаний учащихся ­ наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; ­ вопросы   учителя   и   его   требования   сформулировать   то   или   иное положение; ­ обучающие   самостоятельные   работы   в   классе.   При   проведении самостоятельных   работ   учитель   получает   материал   для   суждения,   как   о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает. 8 Основные принципы неуспеваемости учащихся 1.   Наличие   пробелов   в   фактических   знаниях   и   специальных   для   данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы   изучаемых   понятий,   законов,   теорий,   а   также   осуществить необходимые практические действия. 2.   Наличие   пробелов   в   навыках   учебно­познавательной   деятельности, снижающих   темп   работы   настолько,   что   ученик   не   может   за   отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков. 3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих   ученику   проявлять   самостоятельность,   настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся 1.   Ученик   не   может   сказать,   в   чем   трудности   задачи,   наметить   план   ее решения,   решить   задачу   самостоятельно,   указать,   что   получено   нового   в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти   и   не   читает   дополнительных   к   учебнику   источников.   Эти   признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены   при   решении   задач,   при   восприятии   объяснения   учителя,   в   ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы. 4.   Ученик   не   реагирует   эмоционально   (мимикой,   жестами)   на   успех   и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на   какое   правило   оно   дано,   не   выполняет   предписаний   правила,   пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы.   Эти   признаки   проявляются   при   выполнении   упражнений,   а   также   при выполнении действий в составе более сложной деятельности. 6.   Ученик   не   может   воспроизвести   определения   понятий,   формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает   текста,   построенного   на   изученной   системе   понятий.   Эти   признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его 9 действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость. Причины неуспеваемости Внутренние по отношению к школьнику Недостатки биологического развития: а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленность (группа здоровья; в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение; г)   психологические   отклонения   (память,   мышление, работоспособность,   обучаемость,   адаптированность,   речевое   развитие,   умение сравнивать изученный материал, умение выделять главное)   внимание, Недостатки психического развития личности: а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б) слабое развитие воли; в)   отсутствие   положительных   познавательных   интересов,   мотивов, потребностей. Недостатки воспитанности личности: а) недостатки в развитии моральных качеств личности; б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.; в) недостатки трудной воспитанности. Внешние по отношению к школьнику Недостатки образования личности: а) пробелы в знаниях и специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда. Недостатки опыта влияния школы: а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; б)   недостатки   воспитательных   влияний   школы   (учителей,   коллектива, учащихся и др.). Недостатки влияния внешкольной среды: а) недостатки влияний семьи; б) недостатки влияний сверстников; в) недостатки влияний культурно­производственного окружения. Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе  индивидуализация образовательного процесса;  обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;  диалоговая форма обучения; 10  эвристическая беседа;  игровые формы;  конспекты, памятки, карточки, творческие задания. Формы контроля   устные, письменные опросы;  диагностические работы;  самостоятельные и проверочные работы;  предметные тесты;   собеседования;  контрольные работы;  замеры скорости счета, письма, чтения; зачеты. Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости 1­ая группа. Посредством содержания (содержательные) 1.   Особый   подход   к   освещению   учебного   материала,   характер   его преподнесения: а)   эмоционально­образный   (эмоциональный,   наглядно­образный, увлеченный); б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный); в) деловой; г) необычный. 2.   подчеркивание   различных   элементов,   Использование,   показ, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность (простота, доступность); в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: а) общественной; б) личностной. 5. Межпредметные связи. 2­ая     Посредством   группа. (организационные) 1.   Целевая   установка   на   работу,   ее   краткая   характеристика,   постановка задач. 11 организации   деятельности 2. Предъявление требований к учащимся:  по содержанию: к дисциплине, работе;  по   форме:   развернутые   алгоритмы,   свернутые   (указания,   замечания, мимика);  единые   и   индивидуально­групповые,   общие   и   детальные,   прямые   и косвенные. 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий). 4.Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая,   ссора,   дискуссии,   противоречия);   игрового   (познавательной   игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо­ и самоконтроль, оценка. 7.Использование технологий ИКТ, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий. 3­я   группа.   Посредством   воспитательных   взаимодействий   в   плане общения, отношения, внимания (социально­психологические) 1.   Показ   достижений   и   недостатков   в   развитии   личности,   проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 2.   Проявление     положительного   личного   отношения   учителя   к   ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3.   Проявление   учителем   собственных   качеств,   данных   личности   (в   плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям. 4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему  школьнику 1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.). 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 3.   Стимулирование   учебной   деятельности   (поощрение,   создание   ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 4.   Контроль   над   учебной   деятельностью   (более   частый   опрос   ученика, проверка   всех   домашних   заданий,   активизация   самоконтроля   в   учебной деятельности и др.). 5. Различные формы взаимопомощи. 6. Дополнительные занятия с учеником учителя. 12 Система мер по совершенствованию учебно­воспитательного процесса с  целью предупреждения неуспеваемости школьников 1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам: а)   в   начальных   классах   сосредоточить   усилия   на   развитии   у   учащихся навыков учебно­познавательной деятельности и работоспособности; б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов,   объединений   вопросов,   связанных   с   предупреждением   неуспеваемости учащихся; 2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика. 3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со   способами   изучения   учащихся,   мерами   предупреждения   и   преодоления   их отставания в учении. 4.   Обеспечение   единства   действий   всего   педагогического   коллектива   по предупреждению   неуспеваемости   школьников   и   повышению   уровня   их воспитанности,   обращение   внимания   на   достижение   единства   и   воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координация действий педагогов с   ученическим   активом,   родителями   и   общественностью   по   месту   жительства детей и др. 5.   Тщательное   ознакомление   с   учебными   возможностями   будущих первоклассников   и   проведение   в   необходимых   случаях   специальных корректирующих занятий. 6.   Систематическое   изучение   трудностей   в   работе   учителей,   всемерное улучшение   практики   самоанализа   учителями   своей   деятельности   и   их последующее самообразование. 7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений   вопросов   и   проблем,   над   которыми   будет   работать   школа   в ближайшие   годы,   вопросов,   связанных   с   предупреждением   неуспеваемости учащихся. 8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической   и   устойчивой   неуспеваемости,   осуществление   специального контроля   над   работой   с   наиболее   «трудными»   школьниками,   строгий   учет результатов этой работы. 9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение. Система деятельности  служб школы с неуспевающими 13 Ученик Классный руководитель (информирование родителей, отслеживание успеваемости, контроль за посещаемостью) Учитель­предметник (индивидуальная работа с учащимся по предупреждению неуспеваемости) Социальный педагог (работа с семьей и окружением, контроль за успеваемостью и посещаемостью) Психолог (индивидуальная работа с учащимся и родителями) Администрация (контроль за посещаемостью и успеваемостью, работа с родителями, контроль за деятельностью служб) Логопед (индивидуальная работа с учащимся и родителями) Алгоритм работы с неуспевающими  и слабоуспевающими учащимися Классному руководителю:   1. Определить причину неуспеваемости учащегося через:  ­ анкетирование и диагностику; ­ беседу с психологом; ­ беседу с социальным педагогом; ­ посещение квартиры ребенока для выяснения социальных условий; ­беседу   с   преподавателем,   у   которого   учащийся   имеет «неудовлетворительную» оценку. 2. Вести контроль за:       ­ посещением неуспевающего учащегося  психолога (если такая помощь необходима);      ­ успеваемостью при сдаче дополнительных  или индивидуальных заданий учителю ­ предметнику; 14 3. Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося. 4.  Разработать  вместе   с   ребенком   индивидуальный   план   его   учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти. Учителю­предметнику: 1. Выстроить   систему   взаимодействия   с   классным   руководителем, медико­психолого­социально­педагогической   службой,   родителями   учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей. 2. Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.    Медико­психолого­социально­психологической службе: 1. Составить  индивидуальный план по оказанию социально­психологической помощи неуспевающему ребенку. 2.   Довести   до   сведения   родителей   и   классного   руководителя   о   графике проводимых занятий, бесед. 3. Выдать рекомендации классному руководителю и родителям по оказанию помощи ребенку.  Заместителю директор по УВР: 1. Регулировать   вопросы   взаимодействия   учителя­предметника   с классным руководителем, МПСПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей. 2. Оценивать   теоретическую   подготовленность   учителя     и   методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования. 3. Проводить   собеседования   с   классными   руководителями   по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц. 4. Проводить   собеседования   с   учащимися   для   выявления   причин неуспеваемости и затруднений в обучении. 15 ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ  НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПЛАН РАБОТЫ 2010­2011 учебный год № Содержание  деятельности 1. Формирование  нормативно­правовой  базы, обеспечивающей  обучение  учащихся Сроки Ответственный Август Администрация Форма контроля Пакет  документов 16 2. Анализ и отслеживание   условий  социокультурной среды 3. Выявление группы  слабоуспевающих учащихся 4. Проверка классных  журналов с целью  выявления пропусков  учащихся,  накопляемости,  объективности  выставления оценок 5. Проверка тетрадей  учащихся по ликвидации пробелов знаний До 15.09 Соц. педагог, кл.  рук. Пакет  документов Сентябрь ­  октябрь­ октябрь В течение  года Классные  руководители Зам директора по  УВР Списки слабоуспевающи х и неуспевающих Справка В течение  года Рук.  МО,заместитель  директора по УВР Справка 6. Заседание МО по  вопросу о причинах  неуспеваемости  учащихся и преодоление неуспеваемости В конце  каждой  четверти Рук. МО, учителя­ предметники Протокол 7. Предварительные итоги  успеваемости 8. Письменное  уведомление родителей  учащихся, имеющих  неудовлетворительные  оценки 9. Составление графика  работы учителей­ предметников со  слабоуспевающими  учащимися 10. Отчет по итогам  четверти 11. Занятия учителей  ­предметников со  слабоуспевающими и  неуспевающими учащимися За 10 дней  до конца  четверти За 10 дней  до конца  четверти Классные руководители Классные  руководители В конце  четверти Учителя  ­предметники, классные  руководители к педсовету Классные  Согласно  графику руководители Учителя  ­предметники,  классные  руководители Предварительные списки Письменное  уведомление с  подписью  родителей График занятий Отчеты по  классам Тетрадь  посещения 17 В течение  года В течение  года По мере  необходимо сти В течение  года Классные  руководители,  учителя  ­предметники,  Классные  рук,учителя  ­предметники, зам  дир. по УВР Кл. рук., зам. дир.  по УВР, соц.  педагог,  инспектор ППН Методист, зам.  директора по УВР Журнал  регистрации  бесед с  родителямироди Журнал  регистрации  бесед с уч­ся Протоколы Рекомендации В течение  года Методист, зам.  директора по УВР Справка В конце  каждой  четверти В начале  года Кл. рук., зам.  директора поУВР Пакет  документов Заместитель  директора по УВР Пакет  документов В течение  школы Кл. рук., зам. дир.  по ВР Июнь Заместитель  директора по УВР План работы,  отслеживание  занятости в  кружках Справка,  публичный  доклад 12. Беседы с родителями 13. Беседы с учащимися 14. Заседание «Совета  профилактики» 15. Работа с учителями,  имеющими низкие  показатели по уровню  обученности 16. Посещение уроков  учителей, имеющих  неуспевающих 17. Анализ причин неуспеваемости учащихся 18. Составление  рекомендаций по работе  с неуспевающими 19. Взаимодействие кл.  рук., уч­ся с  воспитательной службой школы, УДО 20. Подведение итогов  работы со  слабоуспевающими  учащимися ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Неуспеваемость   –     сложное   и   многогранное   явление   школьной действительности,   требующее   разносторонних   подходов   при   ее   изучении.   В психолого­педагогической   литературе   неуспеваемость   трактуется   как несоответствие   подготовки   учащихся   обязательным   требованиям   школы   в 18 усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.  Данная   программа   акцентирует   внимание   на   необходимость   раннего выявления   причин   неуспеваемости   и   дает   рекомендации   по   устранению   этих причин или их нейтрализации. Ведь предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.  Каждому   педагогу   необходимо   знать   как   причины,   так   и   содержание развивающей   работы   с   неуспевающими   учащимися.   Для   более   эффективного процесса   предупреждения   трудностей   в   учебной   деятельности   необходима интенсивная совместная работа всех участников образовательного процесса. Предупреждение  и  преодоление  неуспеваемости  учащихся  принадлежит  к «вечным» проблемам школьной жизни, но при создании определенных условий – вполне решаемым проблемам. Целенаправленная работа по активизации учебной, познавательной   и   творческой   деятельности   учащихся   поможет  устранить имеющиеся пробелы и добиться устойчивых результатов. 19 Список литературы: 1. Алфёров А.Д. Психология развития школьников. ­ Ростов­на­Дону: Феникс,  2000. ­ 294 с. 2.  Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска». ­  М.: Институт практической психологии, 1996. ­ 197 с. 3.  Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. ­ М.: Знание, 1980. ­ С. 24­25. 4.  Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? ­ М.: Просвещение, 1991. ­ 202 с. 5.  Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. ­ 2000.  ­ №5. ­ С. 13­20. 6.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. ­ М.:  Просвещение, 1982. ­ 373с. 7. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к  учебной деятельности // Педагогика. ­ 2003. ­ №8. ­ С. 9­12. 8. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями  здоровья // Педагогика. ­ 2001. ­ №1. ­ С. 21­30. 9. Захарченко Е.Ю. Дети­мигранты в атмосфере современной российской школы //  Педагогика. ­ 2002. ­ №9. ­ С. 47­53. 10. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. ­ 2003. ­ №5. ­ С. 14­18. 11. Иващенко Ф.И. Особенности установления психологического контакта с  учащимися // Педагогика. ­ 1999. ­ №2. ­ С. 36­38. 20 19. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. ­ М.: Просвещение,  1999. ­ 318 с. 20.  Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. ­ М.: Просвещение,  1997. ­ С. 7­12. 21. Лукьянова М.И. Психолого­педагогическая компетентность учителя //  Педагогика. ­ 2001. ­ №10. ­ С. 56­61. 22. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого­ педагогический анализ // Педагогика. ­ 2004. ­ №5. ­ С. 61­66. 23. Рыжкова О.С. Социально­педагогическая поддержка семей, воспитывающих  детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука и образование. ­ 2003. ­  №2. ­ С. 91­97. 24. Славина С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и  недисциплинированным школьникам. ­ М.: Просвещение, 1986. ­ 217 с. 32.  Спок Б. Ребёнок и уход за ним. ­ Лениздат, 1992. ­ 196 с. 34. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. ­ М.: Академия, 1998. ­ 202 с. 21 Приложение 1 РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ­ПРЕДМЕТНИКУ Общие рекомендации и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми l. He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. 2. Желательно, чтобы ответ был в письменной форме. 3. Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе. 4. Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним. 5. Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно. 6. Оценивай действия, а не личность. 7. Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности. 8. Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех. 9. Формируйте положительную мотивацию к   учению. 10. Используйте опоры, схемы, памятки. 11.Учитывайте состояние здоровья детей. 22 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Профилактика неуспеваемости Этапы_урока В процессе • Создание атмосферы особой доброжелательности при  Акценты в обучении контроля знаний опросе  учащихся • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у  В процессе контроля за усвоением знаний учащимися При изложении нового материала доски. • Предложение учащимся примерного плана ответа.  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями,  опорными схемами, таблицами и др.  • Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой • Специальный контроль за усвоением вопросов, обычно  вызывающих у учащихся затруднения.  • Тщательный анализ и систематизация ошибок, допускаемых  учащимися в устных ответах, письменных работах, концентрация  внимания на их устранение.  • Контроль усвоения материала учениками, пропустившими   предыдущие уроки.  • Обобщение итогов усвоения основных понятий, законов,  правил, умений, навыков учащихся по окончании изучения темы  или раздела, выявление причин отставания. • Поддержание интереса к усвоению темы. • Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами,  выясняющими степень понимания ими учебного материала.  • Привлечение учащихся в качестве помощников при  подготовке приборов, опытов и др.  • Привлечение к высказыванию предложений при  проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению  сути проблемы, высказанной сильным учеником.  • Обязательная проверка в ходе урока степени понимания  учащимися основных элементов излагаемого материала.  Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.  • Обеспечение  разнообразия методов обучения, позволяющих 23 всем учащимся активно усваивать материал В ходе • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных  самостоятельной заданий ряда простых.  работы • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,  учащихся на напоминание приема и способа выполнения.  уроке. • Указание на необходимость актуализировать то или иное  правило, теорему, закон.  • Инструктирование о рациональных путях выполнения  заданий, требованиях к их оформлению.  • Стимулирование самостоятельных действий. Более  тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,  систематическая проверка, исправление ошибок. • Отбор заданий  для самостоятельной работы  по наиболее  существенным  разделам материала,  меньшим числом  упражнений,  но поданных в определенной системе для  достижения большего эффекта.  • Включение в содержание самостоятельной работы  упражнений по устранению ошибок, допущенных при ответах и  письменных работах.  • Инструктаж о порядке выполнения работы.  Стимулирование постановки вопросов к учителю при  затруднениях в самостоятельной заботе.  • Умелое оказание помощи ученикам в работе, всемерное  развитие их самостоятельности.  • Учет умений планировать работу, выполнять ее в должном  темпе и осуществлять контроль. При • Выбор для  групп учащихся наиболее рациональной  организации системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. самостоятельной • Более подробное объяснение последовательности  работы вне класса. выполнения заданий. • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек­консультаций, карточек с направляющим планом  действий. • Обеспечение для неуспевающих в ходе домашней работы  повторения  пройденного, с учетом  концентрации  внимания на  наиболее существенных  элементах программы, вызывающих   наибольшие затруднения.  • Систематическая работа над ошибками при  выполнении   домашнего задания  по работе над ошибками.  • Четкий инструктаж учащихся о порядке выполнения  домашней работы, контроль степени понимания этих инструкций  слабоуспевающими учащимися.  24 • Согласование объема домашних заданий с другими  учителями класса, для исключения перегрузки, особенно  слабоуспевающих учащихся. Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников Формируем ые отношения Отношение к  содержани ю учебного  материала Отношение к процессу  учения  (усвоение  знаний) Отношение к себе, к  своим  силам Этапы работы 1 2 3 4 Наиболее  легкий  занимательн ый материал  независимо  от его  важности,  значимости Действует  учитель,  ученик  только  воспринима ет Поощрение  успехов в  учебе,  работе, не  требующей  усилий Занимательный  материал,  касающийся  сущности  изучаемого Существенный,  важный, но  непривлекательны й материал Ученик  действует  самостоятел ьно Ведущим  остается учитель, ученик участвует в отдельных  звеньях процесса Поощрение  успеха в работе,  требующей  некоторых  усилий Ведущим  становится  ученик, учитель  участвует в  отдельных звеньях процесса Поощрение успеха в работе,  требующей  значительных  усилий 25 Отношение к учителю  (коллектив у) Подчеркнут ая  объективно сть,  нейтралитет Доброжелательн ость, внимание,  личное  расположение,  помощь,  сочувствие Использование  осуждения наряду с  доброжелательнос тью, помощью и  др. Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости 1 группа посредством содержания 2 группа посредством организации деятельности Особый подход к  1. освещению учебного  материала, характер его  преподнесения: а) эмоционально­ образный; б) аналитический  (разъяснительный); в) деловой; г) необычный. 2. Использование,  показ, подчеркивание  различных элементов,  привлекательных сторон  содержания: а) важность отдельных  частей; б) трудность, сложность; в) новизна,  познавательность  материала; Целевая установка  1. на работу, ее краткая  характеристика,  постановка задач Предъявление  2. требований к учащимся.  По содержанию: к  дисциплине, к работе; по  форме: развернутые,  свернутые (указания,  замечания, мимика);  единые и индивидуально­ групповые, общие и  детальные, прямые и  косвенные. Характер  3. деятельности  (копирующий,  репродуктивный,  творческий) 3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания 1. Показ достижений  и недостатков в развитии  личности, проявление  доверия к силам и  возможностям учащихся. проявление личного 2. отношения учителя к  ученику, классу,  высказывание  собственного мнения. Проявление  3. учителем собственных  качеств, данных личности ( в плане общения,  эрудиции, отношения к  предмету, деловых  качеств…) и побуждение  учащихся к подобным  проявлениям 26 Организация  4. дружеских  взаимоотношений в  коллективе  (взаимопроверка, обмен  мнениями,  взаимопомощь) г) историзм, современные  достижения науки; д) интересные факты,  противоречия, парадоксы. Задания с  3. интересным содержанием,  занимательными  вопросами. Показ значимости  4. знаний, умений: а) общественной б) личностной 5.   Межпредметные связи Создание ситуаций  4. различного характера:  интеллектуального,  игрового,  эмоционального. 5. Анализ ошибок и  оказание необходимой  помощи. Контроль  за  6. деятельностью учащегося  (тщательный, беглый),  взаимо­ и самоконтроль,  оценка. Четкое  7. использование ТСО,  наглядности,  дидактических  материалов, красочных  пособий и т.д. ПЛАН работы учителя с неуспевающими учащимися  по МАТЕМАТИКЕ Учитель:___________________ Класс Ф. И. учащегося План работы на III четверть 27 Приложение 2 РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ И УЧИТЕЛЮ­ПРЕДМЕТНИКУ П р и е м ы   и   м е т о д ы   в о с п и т а н и я   п р и   р а б о т е   с н е у с п е в а ю щ и м и     д е т ь м и Реализация   каждого   метода   предполагает   использование   совокупности приемов,   соответствующих  социально­педагогической   ситуации.   При   этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов. Приемы воспитания трудных подростков ­ это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков. Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет   к   позитивным   изменениям   в  процессе   воспитания,   а   только   то,   которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым. Прежде   всего,   мы   должны   говорить   о   приемах   индивидуального педагогического воздействия. Вот некоторые из них. Первая группа приемов: 28 Прием ­ просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти Способ их решения. Прием ­ оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции   этих   позиций   педагог  рассказывает   историю   и.   просит   оценить различные поступки участников этой­истории. Прием   ­  обсуждение   статьи.  Подбирается   ряд   статей,   в   которых описываются   различные   преступления   и  другие   асоциальные   поступки   людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается   через   поставленные   вопросы   прийти   вместе   с   воспитанником   к правильным выводам. Прием   ­  доброго   поступка  В   процессе   работы   с   подростком   ему предлагается   оказать   помощь   нуждающимся  Важно   при   этом   оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения». Прием   ­  обнажение   противоречий.  Он   предполагает   разграничение позиций   воспитателя  и  воспитанника   по  тому   или   иному   вопросу   в   процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений,   различных   точек   зрения.   Прием   предполагает   четкое   разграничение расхождений во мнении, обозначение  главных линий, по которым должно пройти обсуждение. Прием ­  стратегия жизни.  В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации Прием ­ рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ   о   прошедшем   накануне  дне   (неделе,   месяце)   После   этого   ответить   на вопрос: можно ли это время прожить по­иному?               Прием ­ мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и   делается   попытка   оценить   идеал,   выявив   его   положительные   нравственные качества.     Прием   ­  сказка   для   воспитанника.  Этот   прием   в   какой­то   степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень   похожи   на   воспитанника  и  окружающих   его   лиц.   Окончание  сказки придумывают вместе педагог и ученик. Прием ­ ролевая маска. Учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности. Прием   ­  непрерывная   эстафета   мнений.  Учащиеся   «по   цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие  каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений 29 (требований)   следует высказываниям учащихся.  перейти   к   аналитическим,   а   затем   проблемным Прием ­ самостимулирование. Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное  количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. Прием ­ импровизация на свободную тему. Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и  которая вызывает у них определенный интерес; творчески   развивают   основные   сюжетные   линии,   переносят   события   в  новые условия, по­своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. Третья   группа   приемов  связана   с   организаторской   деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика. Прием   ­  инструктирование  На   период   выполнения   того   или   иного творческого   задания   устанавливаются  правила,   регламентирующие   общение   и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого   рода   предписания   в   значительной   мере   снимают   негативные   моменты общения, защищают «статус» всех его участников. Прием   ­  распределение   ролей.  Четкое   распределение   функций   и   ролей учащихся   в   соответствии   с   уровнем  владения   теми   знаниями,   умениями   и навыками, которые требуются для выполнения задания. Прием   ­  коррекция   позиций.  Тактичное   изменение   мнений   учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций,  возврат к исходным мыслям, вопрос­подсказка и т. п.). Прием ­  самоотстранение учителя.  После того как определены цели и содержание   задания,   установлены  правила   и   формы   общения   в   ходе   его выполнения,  учитель   как   бы   самоустраняется   от   прямого   руководства   или   же берет на себя обязательства рядового участника. Прием   ­  распределение   инициативы  Предполагает   создание   равных условий для проявления инициативы всеми учащимися Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу   и   желание   общаться   у   других.   Главное   здесь   ­добиться сбалансированного   распределения  инициативы   по   всей   программе   выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых. Прием ­ обмен ролями. Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые   получили   при   выполнении   заданий.   Другой   вариант   этого   приема предполагает полную или частичную  передачу учителем своих  функций группе учащихся или отдельному ученику. Прием   ­  мизансцена.  Суть   приема   состоит   в   активизации   общения   и изменении   его   характера   посредством  расположения   учащихся   в   классе   в определенном   сочетании   друг   с   другом   в   те   или   иные   моменты   выполнения творческой работы. 30 Среди   множества   педагогических   приемов   большое   место   занимает   юмор, личный   пример   учителя,   изменение  обстановки,   обращение   к   независимым экспертам и т. п. Главное   ­   добиваться   ценностно­рефлексивного   поведения,   которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на остове нравственных: ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей. Фактически цель воспитания трудного ребенка ­ формирование состояния самоперевоспитания. Говоря   об   активности   ребенка,   мы   должны   представлять,  что  она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является  для ребенка главным на данный момент. Воспитание трудных детей подразумевает включение следующих компонентов: • целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, • • нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.), актуализации   всех   источников   нравственного   опыта   школьников   (учебная, общественно полезная, внеклассная работа,  отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель ­ ученик, учитель ­родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы); введения   нравственных   критериев   в  оценку   всех   без   исключения   видов деятельности и проявлений личности воспитанников, • оптимального   соотношения   форм   практической   деятельности   и нравственного   просвещения   на   разных   этапах   с   учетом пола учащихся. Методы воспитания: Методы   воздействия  на   интеллектуальную   сферу:   для   формирования взглядов,   понятий,   установок  используются   методы   убеждения.   Убеждение предполагает   разумное   доказательство   ребенку   нравственной   позиции,  оценки происходящего.   учащиеся воспринимают   не   столько   понятия   и  суждения,   сколько   логичность   изложения педагогами   своей   позиции.   При   этом   учащиеся,   оценивая   полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.   Воспринимая   предложенную   информацию, Убеждению соответствует самоубеждение ­ метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой­либо социальной   проблемы   формируют   у   себя   комплекс   взглядов   В   основе  этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение, которое может осуществляться как вербальными, так и невербальными 31 средствами.   По   образному   выражению   В.М.   Бехтерева,  внушение   входит   в сознание   человека   не   с   парадного   входа,   а   как   бы   с   заднего   крыльца,   минуя сторожа ­ критику Внушать ­ это значит воздействовать на чувства, а через них на ум   и   волю   человека.   Использование   этого   метода  способствует   переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную  оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель или родители7 » Требование­совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности,  полезности,  необходимости рекомендуемых педагогом действий.   Совет   будет   принят,   когда   воспитанник   видит   в  своем   наставнике старшего,   более   опытного   товарища,   авторитет   которого   признан   и   мнением которого он дорожит В ряде случаев эффективным оказывается требование­просьба. В хорошо организованном   коллективе  просьба   становится   одним   из   наиболее употребляемых   средств   воздействия.   Она   основывается   на   возникновении товарищеских отношений между педагогами  а  воспитанниками.. Сама просьба ­ форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения. К   этой   форме   требования   близка   следующая   ­  т р е б о в а н и е ­ н а м е к , которое   успешно   применяется  опытными   педагогами   в   работе   со старшеклассниками;   в   ряде   случаев   оно   почти   всегда   превосходит   по эффективности прямое требование. Существует и требование­одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно   действует   как   сильный  стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.   Памятка для работающих с неуспевающими учениками 1. Фамилия, имя, отчество ученика. 2. Класс. 3. По каким предметам не успевает. 4. Поведение ученика. 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости. 6. Какие средства  (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные,  дополнительные занятия) используют в работе с учеником. 7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. 8. Сколько времени уже длится эта работа. 9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы. Профилактика неуспеваемости учащихся 32 класс ФИО слабоуспевающего ученика Предметы, представляющие наибольшую трудность   для данного ученика Оценка по данному предмет у   за   2 четверть Меры, предпринятые классным руководителем   во избежание неуспеваемости данного   ученика (указать конкретную   дату, содержание мер) Классный руководитель:_________________ 33 Фамилия имя ученика с с а л К № Вид неуспеваем ости (кратковре менная или устойчивая) Анализ причин неуспеваемости учащихся за II четверть (наименование ОУ) 20.. – 20.. учебный год Возможные причины отставания в учении, наиболее сильно влияющие на данный момент на учащегося   . ц и р т О   , и ь м е с   е и н я и л в ы д е р с о р к и м   е о б а л С   е и т и в з а р   я а ш ь л о Б ь т с о м е я л м о т у   ь н е в о р у     в о к ы в а н   й и к з и Н а д у р т   о г о н б е ч у   .   , й ц и и к р з т и О   Н к и   е т и с н о е н ш н а о т н и т п о с о в   ь н е в о р у   й о в е л о в а н и л п и ц с и д   е и ш ь л о б ь н е ч О в ы л е б о р п       ь т я м а п я а б а л С     е ы т с а Ч   о п и к с у п о р п и н з е л о б е и ч ы з я о н И   и ч е р ы т к е ф е Д     а н и ч и р п я а н И ) ь т а з а к у ( 34 Классный руководитель:________________________________ 35 заинтересованным в формировании адекватной самооценки Советы родителям, Приложение 3  Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем , что ему непосильно. Пусть  ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного. Не   перехваливайте   ребенка,   но   и   не   забывайте   поощрить   его, когда он  этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.  Поощряйте  в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером  всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем­то лучше его. Не   забывайте   поощрять   и   других   в   присутствии   ребенка. Подчеркните  достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра). Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться. Каждое обращение к ребенку, каждая оценка его  деятельности,   отношение   к   его   успехам   и   неудачам   –   все   это   оказывает влияние на отношение ребенка к себе. Культивируйте    в себе спокойное, доброжелательное, непредвзятое          отношение к ребенку.  качества, сторону.  возможности.     варианты желательного поведения. Используйте    позитивную  оценку:   замечай   в   ребенке  положительные   обращай   внимание   на   малейшие   изменения   в   лучшую Ставьте    перед   ребенком    реальные   задачи,   учитывая    его Будьте  последовательными  и систематичными в своих требованиях. Оценивай те действия, а не личность. Критикуя,     возможность   реабилитации:   показывайте   давайте   Критикуя,  не вспоминайте  прошлые ошибки (их можно только Помните:     наказывать   ­     не   значит   ругать     (воздерживайтесь     от анализировать, а не осуждать). отрицательных эмоций). Умейте   признавать   свои   ошибки   перед   ребенком,   не   заглаживая 36 вину поблажками и уступками. РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТУ Приложение 4 (анализ работы учителя на уроке по предупреждению неуспеваемости учащихся) Программа наблюдений на уроке Дата _______Класс_____Предмет___________Кол­во уч­ся______На уроке______ ФИО учителя___________________________ ФИО проверяющего______________________ Цель посещения:  Определить  причину низкой успеваемости учащихся по предмету, выяснить, не   обусловлена   ли   низкая   успеваемость   по   предмету   отношением   ученика   к учителю и учителя к ученику, изучить требования учителя к  учащимся, выяснить, как в ходе   урока учитель опирается на   индивидуальные особенности ученика, определить   эмоциональный   настрой   на   уроке,   отследить,   какими   средствами формирования интереса к познанию учебного материала пользуется учитель.    Формулировка ТДЦ и актуализация значимости нового учебного материала для учащихся Оценка 3 2 1 Постановка учебной задачи осуществляется с учётом индивидуальных особенностей учащихся ( чёткое определение того, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть) Оказание помощи неуспевающему на уроке в процессе контроля за подготовленностью учащихся: ­ создание атмосферы особой доброжелательности при опросе 1.  2. 3. 37 ­ снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски ­ предложение учащимся примерного плана ответа ­ стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой 4. Оказание помощи неуспевающим ученикам при изложении нового материала: ­ применение мер поддержания интереса к усвоению темы ­ более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала ­ привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при подготовке приборов, опытов ­ привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником    5. Оказание помощи неуспевающим ученикам в ходе самостоятельной работы на уроке: ­ ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее ­ напоминание приёма и  способа выполнения задания ­ указание на необходимость применения того или иного  правила 38 ­ инструктирование о рациональных путях выполнения  заданий ­ стимулирование самостоятельных действий  слабоуспевающих ­ тщательный контроль за деятельностью неуспевающих, указание на ошибки 6. Организация домашней работы слабоуспевающих учащихся: ­ концентрируется внимание на наиболее существенных  элементах ­ разбираются наиболее типичные ошибки ­ имеется чёткая инструкция о порядке выполнения  домашнего задания ­ проверяется степень понимания инструкции слабоуспевающими уч­ся ­ согласуется объём домашних заданий с другими учителями класса, с целью исключения перегрузки 7.  Контроль за учебной деятельностью слабоуспевающих учащихся  ­          более частый опрос ученика­ ­           проверка всех домашних заданий­ ­           активизация самоконтроля  39 8. Используются различные формы взаимопомощи на  уроке 9. Стиль общения учителя с учащимися: ­ соответствие формы подачи материала уровню развития  учебных способностей детей (доступность,  эмоциональность, опора на жизненный опыт, наличие  общения «на равных» в поисках истины) ­ благоприятный психологический климат в классе ­ наличие единых требований и их выполнение ­ мимика и жесты учителя, его внешний вид ­ тактичность, благожелательность учителя по отношению к ученикам 10. Учитель знаком с основными приёмами преодоления  неуспеваемости, изложенными в научно­ педагогической литературе: Выяснить в ходе беседы  ­ своевременно выявляются образовавшиеся пробелы в  ЗУН и организуется их ликвидация ­ своевременно корректируются способы учебной работы учащихся, идёт систематическое обучение учеников общеучебным умениям и навыкам ­ учебный процесс организуется так, чтобы вызвать и  развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной  деятельности, стойкий познавательный интерес к учению Выводы и  рекомендации:________________________________________________________ 40 ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Подпись____________________________ Система мер,  направленных на предупреждение неуспеваемости Школьников Ф.И.О. учителя Предметы Дата проведения урока Класс Создается ли атмосфера доброжелательности? Разрешается ли учащимся перед ответом пользоваться планом,  составленным дома. Концентрируется ли внимание на главных, основных вопросах? Обращается ли  внимание на типичные ошибки учащихся. Доступен  ли темп изложения для слабоуспевающих? Акцентируется ли внимание на самых главных моментах новой темы. (темы данного урока) Выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими  учащимися, стимулирует вопрос. Используется ли средства возбуждения к теме (Т.С.О., наглядность,  аналогия, сравнения) Вовлекает ли учитель слабоуспевающих учащихся в беседу при усвоении  нового материала. Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельных работ,  охватываются ли наиболее важные моменты темы. Оказывается ли оперативная помощь слабоуспевающим в ходе  самостоятельных работ. Учитывается ли темп работы учащихся. Приучаются ли учащиеся осуществлять самоконтроль в ходе  самостоятельных работ. Оптимальность объема домашнего задания. м а т е р и а л а   П р и о п р о с е   П р и и з у ч е н и и   н о в о г о П р и   з а к р е п л е н и и 41 Скоординированность домашнего задания с другими учителями. Включает ли домашнее задание работу над ошибками? Пояснение домашнего задания Индивидуализируется ли домашние задание для слабоуспевающих? 42

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости

Программа работы по предупреждению неуспеваемости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017