Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где
• хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
• преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
• есть свои традиции;
• дается современное образование;
• уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где
• хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
• преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
• есть свои традиции;
• дается современное образование;
• уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
од дети прогорамма.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 46
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Проблема школы: создание образовательной среды, обеспечивающей
подготовку учащихся к творческой преобразующей деятельности в социуме.
Программа работы: «Одаренные дети – будущее России!».
Начало работы над программой: 2014 – 2015 учебный год
МО «Точные науки»
Кочерга Г.Н. – руководитель МО,
Бутенко Т.Н. – учитель математики,
Ильюшко М.М. – учитель математики 2014 г.
2 Содержание
I. Программа работы с одаренными детьми ……………... 3
1. Актуальность проблемы ……………………...………
3
2. Задатки, способности, знания и умения ……………. 3
3. Уровни развития способностей ……………………… 4
4. Одаренные дети и их особенности …………………... 4
5. Содержание программы ………………………………. 4
II. Стратегия работы с одаренными детьми …………….....6
1. Этапы работы ………………………………………….
2. Условия успешной работы с одаренными учащимися
6
6
III. План индивидуальной работы с одарёнными детьми…. 7
IV. Вовлечение учащихся в творческую деятельность ……..
7
1. Тематика творческих работ …………………………… 7
2. Темы учебных проектов ………………………………..
7
V. Учебнометодическое обеспечение ……………………….
9
3 I. Программа работы с одаренными детьми.
1. Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки,
культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся
условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и
общества “хорошая школа”? Это школа, где
хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
есть свои традиции;
дается современное образование;
уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе
дополнительного образования.
Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие
умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.
2. Задатки, способности, знания и умения
Задатки. Человек не рождается на свет, имея уже какиенибудь определенные
способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические
особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной
системы, мозга. Эти анатомофизиологические особенности, образующие врожденные
различия между людьми, называются задатками.
Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства
слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного
анализатора – для изобразительных способностей). Но задатки – только одно из условий
формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей.
Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей
деятельностью, способности у него не разовьются.
Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми
человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.
О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью.
Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности
лучшие результаты, чем другие.
Виды способностей
. Способностей столько, сколько существует различных видов
деятельности. Можно иметь способности к иностранным языкам, к математике, к научной
деятельности, музыкальные, артистические, организационные, технические способности ...
Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е.
такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности
(хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые
проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности
(музыкальные способности).
Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от
знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы
временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических
теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же
4 называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства
личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако
нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная
зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются
быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.
Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое
применение знаний, навыков и умений, выработанных и накопленных обществом.
Усваивая систему знаний, учащиеся одновременно овладевают умственными
операциями (анализ, синтез, обобщение), что и развивает их умственные способности.
Отсутствие нужных знаний и навыков — сильнейший тормоз развития
способностей.
Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность,
3. Уровни развития способностей
гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей
успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой
либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какойто определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно
новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития
4. Одаренные дети
способностей ученика.
Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников
интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности
и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
равных условиях.
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих
Дети с признаками специальной умственной одаренности одаренности в оп
ределенной области науки, искусства.
Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но об
ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,
незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных
услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной
работе с учащимися.
5 Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли
учителя.
5. Содержание программы
Цель программы:
Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к
выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в
них уверенности в своих силах.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках
естественноматематического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей;
вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры,
олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Методы работы:
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
анализ научных источников;
творческие работы;
метод прогнозирования;
метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
кружковые занятия;
интеллектуальные конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в предметных олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
научноисследовательские конференции;
членство в ученических научных обществах.
Направления программы:
1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
3. Использование системы заданий повышенной сложности:
задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного,
промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ
обучающимися.
задания на составление учебных проектов.
задания на прогнозирование ситуаций.
4. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и временных групп
(групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов
учащихся.
6 5. Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы:
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд – наличие литературы;
цифровые ресурсы – ИКТ.
Критерий эффективности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно
математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
5. Результаты реализации программы.
II. Стратегия работы с одаренными детьми
1. Этапы работы
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в
какойлибо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных
образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области
математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды
умственной, поисковопознавательной и творческой деятельности.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих
возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы:
конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научнопрактические работы, творческие
зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах,
объединениях дополнительного образования и кружках.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. С
этой целью в школе организована секция физикоматематических наук «Точные науки»
научного общества учащихся, куда вошли самые активные, самые творческие, самые
любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний цикла физико
математических наук ребята, объединенные любовью к родной школе (811 классы).
Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась большая
интеллектуальная и творческая работа по предметам точных наук. Научное общество
объединило интеллектуальную молодежь старших классов. Старшеклассники сами проявляют
инициативу для решения вопросов самоуправления. Педагоги школы им просто помогают
воплотить их задумку в жизнь, курируя их работу. Так при помощи наставников в сети
Интернет создается ученический портал – сайт секции НОУ, на страницах которого учащиеся
размещают результаты их участия в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах и
свои творческие работы. Сайт содержит всю информацию о членах и деятельности секции
НОУ. Все новые и новые творческие работы членов общества размещаются на странице
«Творческая деятельность» сайта. Он же стимулирует и других учащихся школы заняться
творческой деятельностью. Учащиеся имеют определенную направленность в творческой
деятельности.
Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) для учащихся 8 класса;
7 Великие математики мира (ученыематематики) для учащихся 9 класса;
Тематические учебные проекты для учащихся 10 класса (профильный уровень);
В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая
статистика) для учащихся 11 класса.
2. Условия успешной работы с одаренными учащимися
1) Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и
усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной
мотивации к учению.
2) Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с
одаренными детьми.
3) Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация
системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений
работы школы.
8 III. План индивидуальной работы с одарёнными детьми
Мероприятия
Форма
Сроки
проведения
Результаты
Участники
Призовые
места
Урочные и внеурочные мероприятия
консультация
1 раз
в неделю
1 раз в год,
октябрь
1 раз в год,
ноябрь
1 раз в год,
декабрь
1 раз в год,
февраль
1 раз в год,
март
1 раз в год,
март
1 раз в год,
апрель
В течение
года
В течение
года
олимпиада по
математике
олимпиада по
математике
1. олимпиада по
математике и
криптографии
2. олимпиада по
математике
«Олимпус»
3. олимпиада по
математике
«Кенгуру»
конференция
школьников
конкурс сайтов
Индивидуальные занятия
Участие в школьных
предметных олимпиадах
Участие в районных
предметных олимпиадах
Участие в
общероссийских
конкурсах
Участие в научно
практической
конференции учащихся.
Участие в конкурсе «В
мире прекрасного»
(ЗОЖ)
Конкурсы школьного
уровня
Конкурсы
муниципального и
регионального уровней.
IV. Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
1. Тематика творческих работ
Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) для учащихся 8 класса;
Великие математики мира (ученыематематики) для учащихся 9 класса;
Тематические учебные проекты для учащихся 10 класса (профильный уровень);
В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая
статистика) для учащихся 11 класса.
2. Темы учебных проектов
9 1. Расширение понятия числа.
(10 класс, математический профиль)
Рекомендации. Стержнем работы должно быть выделено возникновение новых чисел как
результат необходимости в них. Подробнее остановиться на комплексных числах, числе
решений уравнений nой степени и их графической интерпретации.
2. Числовые последовательности.
Рекомендации. Раскрыть понятие числовой последовательности, ее виды, показать способы
решений задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Подробнее остановиться на
бесконечной убывающей геометрической прогрессии, ее сумме и применении.
3. Графики элементарных функций и правила их преобразований.
Рекомендации. Рассмотреть графики элементарных функций и способы построения графиков
функций, опираясь на знание графиков этих функций и правила их преобразования. Уделить
внимание построениям графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.
4. Показательные уравнения, неравенства и их системы.
Рекомендации. Рассмотреть свойства показательной функции, ей график и способы решения
показательных уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств
должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.
5. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.
Рекомендации. Рассмотреть свойства логарифмической функции, ей график и способы
решения логарифмических уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и
неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.
6. Целые уравнения.
Рекомендации. Алгоритмы решения, формулы корней уравнения, теоремы о корне. Затронуть
уравнения с двумя переменными и способы их решений в целых числах.
7. Метод математической индукции.
Рекомендации. Раскрыть понятие индуктивного метода, принцип индукции и основанный на
нём метод математической индукции. Остановиться на применении метода в различных
примерах на доказательство методом математической индукции.
8. Уравнение с параметром.
Рекомендации. Раскрыть понятие параметра в уравнении, способы решения линейного,
квадратного и комбинаций уравнений с параметром, рассмотреть решение уравнений с
параметром в примерах, дать графическую иллюстрацию уравнениям с параметром.
9. Уравнение с модулем.
Рекомендации. Раскрыть понятие модуля и способы решения уравнений с модулем,
основанные на свойствах модуля и знаке функции под модулем, рассмотреть решение
уравнений с модулем в примерах, дать их графическую интерпретацию.
10. В мире тригонометрических функций.
Рекомендации. Мы живем в мире гармонических колебаний (примеры), все они описываются
тригонометрическими функциями. Создать как единое целое мир тригонометрических
функций (определения, свойства, графики, формулы, уравнения, гармонические колебания).
11. Именованные геометрии.
Рекомендации. Раскрыть возникновение и сущность неевклидовых геометрий: геометрии
Лобачевского и геометрии Римана, модели для описания этих геометрий, их значимость.
12. Великие математики мира.
Рекомендации. Расположить основоположников математики согласно истории развития
математики, познакомиться с их биографией, осветить их вклад в науку.
13. История развития математики (этапы развития математики).
14. Системы счисления.
10 Рекомендации. Дать понятие позиционным и непозиционным системам счисления.
Охарактеризовать виды систем счисления, их преимущества и недостатки. Рассмотреть
правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, их применение.
15. В мире закономерных случайностей (комбинаторика, теория вероятности,
статистика).
Примечание. В каждой работе должна быть проведена систематизация материала,
историческая справка и свои выводы по теме проекта. Поэтому работа над проектом
предполагает сбор материала, его систематизацию, обоснование и суждения автора. При
работе над проектом автор должен приобрести компетентность в области проектной темы.
Материал должен быть подготовлен к защите проекта.
V. Источники и учебная литература
Литература:
1. Математика. 69 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под
редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростовна Дону: ЛегионМ, 2009. – 112 с.
2. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории
вероятностей, 79 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
3. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 56 классы. Методическое
пособие / авт.сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
4. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5е – Ростов н/Д.:
Феникс, 2009. 168 с.
5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.сост.
И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. –
М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)
Электронные ресурсы:
1. http://mathege.ru/or/ege/Main открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
2. http://www.terver.ru/ Школьная математика. Справочник;
11
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.