«Школу можно уподобить скрипке Гварнери, из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную музыку. Всё зависит от виртуозности играющего».
Сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. По-степенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средст-вом приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. Программа разработана в соответствии с рекомендациями президентской программой «Одаренные дети» по направлению «внедрение системы обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей».
Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
«Прохладненский Многопрофильный колледж»
ГКПОУ
Программа
работы с одаренными детьми
«Покорители вершин»
Дисциплина: биология
Преподаватель: Кадохова О.А.РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
Протокол № __ Отарова Е.И.
« » ______________201___г.
2016 – 2018гг.
СОГЛАСОВАНО
ГКПОУ «ПМК»
Заместитель директора УР
__________/ Кононова Е.А./
« » __________ 201___г.
УТВЕРЖДЕНА
И.О.Директор ГКПОУ «ПМК»
_____________/ КононоваЕ.А./
« ___» ________201 г.
Нормативно-правовая
база
программы:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав
ребенка»;
Закон РФ «Об образовании»;
Национальная доктрина образования в РФ;
Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа»;
-Федеральная целевая программа «Дети
России», - утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от
21. 03. 2007г. № 172;
Подпрограмма «Одаренные дети»
Федеральной целевой программы «Дети
России» - утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от
21. 03. 2007г. № 172;
Федеральная целевая программа развития
образования 2011-2015 гг.
Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д.,
Бабаева Ю.Д. и др. Рабочая концепция
одарённости. М., 1998 год.
Данилюк А.И., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России. М.: Просвещение,
2009 год.
2Программа по работе с одаренными детьми
«Покорители вершин»
Пояснительная записка.
Одаренная личность – личность,
отличающаяся от среднего уровня
функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей:
интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения
(лидерство), психомоторной.
Одаренность бывает проявленной или скрытой, общей и специальной.
Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам
опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной
деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они
нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей
определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной
или нескольких сферах:
• интеллектуальной;
• академических достижений;
• творческого или продуктивного мышления;
• общения и лидерства;
• художественной деятельности;
• психомоторной.
Программа разработана в соответствии с рекомендациями
президентской
программой «Одаренные дети» по направлению «внедрение системы обучения и
консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие
компетентностей».
Сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в
обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не
только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания.
Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а
средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации
личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают
те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации.
Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности
детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший
интерес.
3Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития –
качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые
технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения
постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь».
уделять особое внимание психолога–педагогической поддержке одарённых
(мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён посвоему.
Цель:
Задачи:
предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых студентов, умственное,
эмоциональное, социальное развитие и их индивидуальное различие;
удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно–
коммуникативная адаптация);
помощь одарённым студентам в самораскрытии;
создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития
одарённости, общих и специальных способностей студентов колледжа; обеспечение
одарённым и талантливым студентам, возможностей для их творчества и
образования повышенного уровня; привлечение одаренных студентов к
исследовательской работе;
вовлечение студентов в общественную деятельность, проводимую в колледже.
Основные принципы работы:
принцип индивидуализации и дифференциации;
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
студентов;
принцип развивающего обучения;
принцип добровольности;
право на ошибку;
принцип создания условий для совместной работы студентов при минимальном
участии преподавателя;
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития;
принцип научности и интегративности;
принцип гуманизма и демократизма.
Концепция Программы.
Главная идея программы «Покорители вершин» заключается в создании условий
для оптимального развития одаренных детей (включая детей, чья одаренность на
настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в
отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии
их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных
технологий.
Компоненты программы
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
4
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,
исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Формы работы
творческие мастерские «Академические чтения»;
групповые занятия с сильными студентами;
занятия исследовательской деятельностью;
участие в международных конкурсах «Инфоурок», «МегаТалант», Одаренность.ру»,
«РосКонкурс», «Ведки», «Педагогика 21века», «Алые паруса»
научнопрактические конференции;
участие в олимпиадах различных уровней;
исследовательские работы по биологии;
внеурочные занятияконсультации.
Реализация программы проходит в 2 этапа
1 этап – студенты 1 курса.
На 1 курсе (
Ι
полугодие)
важно создать условия для самоопределения и
самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих
способностей. На этой ступени я организую, участие в Международном конкурсе
«Инфоурок»», приглашаю студентов к участию в проектах на этапе сбора и обработки
информации, созданию презентаций.
ΙΙ
(
полугодие) участие в полноценных проектах, с последующей публикацией на
сайте для одаренных детей «Алые паруса», в олимпиадах по биологии, «Академических
чтениях».
2 этап – студенты 2 курса. На этом этапе важным является продолжение развития
устойчивого интереса к математике.
Студенты принимают участие в предметных
олимпиадах международного уровня, занимаются исследовательской деятельностью,
участвуют в проектах в социальных сетях, выступают в конкурсах на сайте
«Профобразования».
Общение с одарёнными студентами требует от преподавателя гибкости мышления,
творчества, профессионализма.
Объединяющим фактором всех возрастных групп является:
проведение «Недели математики», во время которой охвачены различными
мероприятиями все студенты колледжа с 1 по 2 курс;
научноисследовательская работа, которая побуждает студентов интенсивно
трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с
различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать
теоретические материалы опытноэкспериментальными методами. Исследовательская
деятельность как технология организуется на уроках (решение проблемных ситуаций и
исследовательский практикум), во внеурочное время (СРС, моделирование), в
колледже (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при
подготовке к конкурсам научно исследовательских работ студентов).
5В целях создания оптимальных условий для реализации вышеназванных принципов в
учебновоспитательном процессе внеурочная деятельность учащихся организуется
через индивидуальные формы (групповые занятия с одаренными учащимися), участие в
олимпиадах, работу по индивидуальным планам, исследовательскую деятельность, а также
через работу кружков, секций, студии, научного общества учащихся, детских
организаций. Особую значимость приобретают дистанционные образовательные
технологии.
Деятельность по реализации программы «Покорители вершин»
№
Направления работы
Раздел №1
1.1. Участие в олимпиадах по биологии разного уровня
Месяц
ежегодно
1.2. Конкурс на лучшего знатока биологии во время предметной недели
февраль
1.3.
Защита творческих, исследовательских, информационных проектов
1.4. Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения,
способствующих компетентностному развитию студентов
Работа с одаренными детьми (консультации)
1.5.
1.6. Использование интернеттехнологий в учебном процессе
1.7. Участие в Интернетпроектах
1.8. Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с
недостаточными данными в условии, с избыточными данными,
исследовательского характера,
с
историческим содержанием, по литературным сюжетам, с заданными
ошибками и др).
творческого характера,
1.9. Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита
проекта, диалог)
февраль,
июнь
в теч. года
Постоянно
Постоянно
с 2015г.
201518гг.
201518гг.
1.10. Проведение интеллектуально развивающих внеклассных мероприятий 201518гг.
1.11. Организация консультаций (при выполнении исследовательской
201518гг.
работы, проекта, при подготовке к олимпиаде)
1.12. Элективный курс по предмету «Хромосомы и пол»
Раздел №2
2.1.
Повышение профессионального уровня педагога:
а) самообразование;
б) аттестационные и проблемные курсы;
в) научнопрактические конференции;
г) методические семинары, вебинары;
д) педагогические консилиумы, практикумы;
и) взаимопосещение уроков;
201518гг.
Постоянно
Постоянно
6Раздел №3
3.1. Создание банка методических наработок «Покорители вершин»
Постоянно
3.2. Подборка методической литературы для работы с одаренными
учащимися
Постоянно
3.3. Создание банка учебноразвивающих компьютерных программ
201718гг.
Ожидаемые результаты
Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков
студентов.
Участие и публикация проектов, исследовательских работ.
Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах федерального и
международных уровней.
7