Программа работы с одаренными детьми в дошкольной подготовительной группе

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель программы: -создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Задачи: -изучение природы детской одаренности; -выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей; -создание базы данных в рамках Программы; -внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; -организация совместной работы дошкольной группы и прочих учреждений по поддержке одаренности; -подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.Цель программы: -создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Задачи: -изучение природы детской одаренности; -выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей; -создание базы данных в рамках Программы; -внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; -организация совместной работы дошкольной группы и прочих учреждений по поддержке одаренности; -подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
Иконка файла материала программа с одаренными детьми.docx
Утверждаю Директор МОБУ СОШ с. Бельское Харсева Э.Х._________________ в дошкольной подготовительной группе Программа работы с одаренными детьми МОБУ СОШ с. Бельское Пояснительная записка Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый, а уж талантливый - это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности,лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно - образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в дошкольной группе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются. Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта… Цель программы: -создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Задачи: -изучение природы детской одаренности;-выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей; -создание базы данных в рамках Программы; -внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; -организация совместной работы дошкольной группы и прочих учреждений по поддержке одаренности; -подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. Задачи первой ступени образования детей: -определение и развитие творческого потенциала детей; -развитие интереса к исследовательской деятельности; -формирование основ теоретического мышления; -формирование элементов самостоятельной деятельности; -развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности; -формирование положительного отношения к себе, человеку; -формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу. Актуализация проблемы "Работа с одарёнными и талантливыми детьми" Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие Дошкольная группа, творческости". не может при формировании социального заказа, не учитыватьпотребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях дошкольной группы, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Концепция программы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольной группы. Одаренные дети: -имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; -имеют доминирующую активную, познавательную потребность; -испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: -Дети интеллектуальными способностями. -Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. -Дети с высокими творческими (художественными) способностями. -Дети с высокими лидерскими способностями. ненасыщенную (руководящими) высокими с необыкновенно общими-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; -принцип возрастания роли дополнительного образования; -принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя; Формы работы с одаренными детьми: -групповые занятия с одаренными детьми; -конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры; -работа по индивидуальным планам; -исследовательская деятельность. Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы: -С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной); -В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной; Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных результативности деятельности с одаренными детьми. Основные направления реализации программы «Одаренные дети»: технологий ина творческое -Выявление одаренных детей; -Создание банка данных «Одаренные дети»; -Разработка индивидуальных форм работы; -Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий; -Использование активных форм и методов организации образовательного процесса; -Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей. -Включение детей в проектную деятельность . Организация воспитательной работы в рамках программы: -Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного самовыражение, самоутверждение и самореализацию; -Формирование общекультурной компетенции; -Формирование высокой речевой культуры; -Пропаганда здорового образа жизни; -Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: -Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; Принцип возрастания роли дополнительного образования; -Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -Принцип интеграции интеллектуального, эстетического и физического развития; -Принцип гуманизма и демократизма. Предполагаемые результаты: общечеловеческих морального, ценностей,-увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности; -повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом; -положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня; -повышение социального престижа дошкольной группы на местном, муниципальном уровне.Утверждаю Д иректор МОБУ СОШ с. Бельское Харсева Э.Х.___________________ План работы с одаренными детьми старшей дошкольной группы МОБУ СОШ с. Бельское на 2015-2016 учебный год № Содержание деятельности сроки ответственные 1. 2. 3. 4. 5. Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми сентябрь Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы В течение года Директор Харсева Э.Х. Воспитатель Нуртдинова Г.М. Директор Харсева Э.Х. Воспитатели групп Участие детей в работе «Хочу все знать» Конкурс поделок из природного материала «Яблочный микс» Участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты» В течение года Воспитатель Нуртдинова Г.М. октябрь октябрь Воспитатель Нуртдинова Г.М. Музыкальный руководитель Шуленкова О.Л.6. День Здоровья ноябрь 7. Участие в концерте, посвященном Дню Матери ноябрь 8. Спектакль «Новогодняя сказка» для детей старшей группы декабрь 9. Конкурс семейных проектов «Новогодние истории» Декабрь - январь 10. Семейный конкурс поделок «Новогодний сюрприз» декабрь 11. «Картинная галерея» выставка работ детей январь 12. День здоровья 13. Конкурс «Эрудит» февраль февраль Воспитатель Нуртдинова Г.М. Воспитатель Нуртдинова Г.М. Музыкальный руководитель Шуленкова О.Л. Воспитатель Нуртдинова Г.М. Музыкальный руководитель Шуленкова О.Л. Воспитатель Нуртдинова Г.М. Родительский комитет Воспитатель Нуртдинова Г.М. Родительский комитет Воспитатель Нуртдинова Г.М. Родительский комитет Воспитатель Нуртдинова Г.М. Родительский комитет Воспитатель Нуртдинова Г.М. Воспитатель14. Участие в концерте, посвященном Международному женскому дню март 15. Неделя театра «Играем в театр» март 16. Акция «Открытка ветерану» апрель 17. Семейный проект «Память сильнее времени», посвященный 70-летию Победы. апрель 18. Участие в концерте, посвященном Дню Победы май 19. День здоровья май 20. Опытно-исследовательская деятельность В течение года Нуртдинова Г.М. Музыкальный руководитель Шуленкова О.Л. Воспитатель Нуртдинова Г.М. Музыкальный руководитель Шуленкова О.Л. Воспитатели групп Воспитатель Нуртдинова Г.М. Родительский комитет Воспитатель Нуртдинова Г.М. Родительский комитет Музыкальный руководитель Шуленкова О.Л. Воспитатель Нуртдинова Г.М. Воспитатель Нуртдинова Г.М. Воспитатель Нуртдинова Г.М. 21. Индивидуальные В течение года Воспитательразвивающие занятия в игровых формах; Нуртдинова Г.М.